Что за проект «Математическая вертикаль» в московских школах
Дети
45K
Фотография — Olga_Kuzmina / Shutterstock / FOTODOM

Что за проект «Математическая вертикаль» в московских школах

И как попасть в такой класс
39
Аватар автора

Виктория Зорина

одобряет профильное обучение

Страница автора

В 2021 году седьмой класс, в котором училась моя дочь, присоединился к проекту «Математическая вертикаль».

Сейчас она заканчивает девятый класс и получит сертификат об успешном окончании проекта. Расскажу, что это за проект, как проходит отбор в классы и почему это отличная возможность получить качественное образование для детей, которые учатся в обычных московских школах.

Что за проект

«Математическая вертикаль» — это московский проект предпрофильной подготовки учеников с седьмого по девятый класс.

В рамках проекта в школе формируют классы с особой программой: на занятия математикой выделяется больше учебных часов, а кроме алгебры и геометрии в расписании появляются новые дисциплины: например, теория вероятностей и статистика. Такие углубленные занятия в течение нескольких лет должны помочь школьникам поступить в профильные математические, естественно-научные или инженерные старшие классы.

Особенность проекта в том, что он работает в обычных районных школах: чтобы дать ребенку качественное математическое образование, не нужно участвовать в огромном конкурсе в топовые матшколы и возить ребенка на учебу на другой конец города.

Еще один важный нюанс — за участие в проекте не нужно платить: он полностью финансируется из городского бюджета. Но ребенку понадобится написать вступительную работу: в классы набирают способных и мотивированных учеников.

Какие школы участвуют

В 2023/24 учебном году в проекте участвуют 455 московских школ. Среди них есть как сильные школы вроде № 1543 на Юго-Западе и № 1329, так и обычные — например, № 629 в районе Южное Чертаново и № 1987 в Марьине.

Узнать, есть ли в школе вашего ребенка такие классы, можно на сайте школы или по телефону школьной администрации.

Каждую школу, которая присоединилась к проекту, прикрепляют к одному из 20 ресурсных центров. Такими центрами стали топовые школы: «Интеллектуал», № 57, 1514, 1543 — и некоторые вузы: Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт, МИРЭА — Российский технологический университет.

Специалисты ресурсных центров помогают школам: проводят консультации и оказывают методическую поддержку, организовывают математические праздники и олимпиады для школьников, а также курсы повышения квалификации для учителей. Ресурсные центры не взаимодействуют напрямую с учениками и их родителями, так что обо всех деталях проекта стоит узнавать в школе.

Некоторые школы используют программу самостоятельно: закупают учебники и проводят уроки, но официально в проекте не участвуют. Ресурсные центры их не поддерживают — это может сказаться на качестве образования.

Как происходит отбор

Чтобы поступить в седьмой класс «Математической вертикали», шестиклассникам нужно написать вступительную работу. Ее выполняют на компьютерах в определенный день, обычно в марте или апреле. В 2023 году ее провели 14 и 15 марта.

В 2024 году вступительная работа в «Математическую вертикаль» для шестиклассников запланирована на 3 и 4 апреля. Ее пишут ученики школы, которая участвует в проекте, или других московских школ, которые хотят перевестись в классы «Математической вертикали». Резервный день — 3 мая: работу смогут написать учащиеся негосударственных школ и иногородние, а также те, кто пропустил первую попытку по уважительной причине, например из-за болезни.

Ученики, которым не хватило баллов, смогут пересдать работу в августе — точная дата в 2024 году пока не объявлена.

По итогам вступительной работы определяется уровень знаний школьника: высокий, повышенный или базовый. В классы «Математической вертикали» зачисляют всех детей с высоким уровнем математической грамотности по итогам вступительной работы. В 2022 и 2023 годах для получения высокого уровня нужно было набрать минимум 10 баллов из 15, в демонстрационной работе 2024 года максимальный балл тоже 15.

Школы также могут устанавливать свой проходной балл и зачислять в классы проекта шестиклассников с повышенным уровнем знаний. Но он должен быть не ниже общегородского — 7 баллов в 2022 и 2023 годах. Вероятно, в 2024 году он будет таким же.

За несколько месяцев до вступительной работы, в декабре, обычно проводят пригласительное тестирование, чтобы дети могли попробовать свои силы и оценить формат заданий. Результаты этой работы при поступлении не учитываются. В ноябре 2023 года пробную работу предложили написать и ученикам пятых классов, которые будут поступать в «Математическую вертикаль» в 2025 году.

В нашей школе в 2021 году проходной балл был равен городскому: для поступления достаточно было набрать 10 баллов из 19. Школа набрала один класс «Математической вертикали» на базе олимпиадного, в котором училась моя дочь. Дочь поступила в класс проекта почти со всеми одноклассниками, но несколько человек ушли в другие школы или в параллельный класс с естественно-научной специализацией. Вместо них в класс пришли 13 учеников из других школьных зданий.

Демоверсия вступительной работы в «Математическую вертикаль» в 2024 году. Источник: mcko.ru
Демоверсия вступительной работы в «Математическую вертикаль» в 2024 году. Источник: mcko.ru
Демоверсия вступительной работы в «Математическую вертикаль» в 2024 году. Источник: mcko.ru
Демоверсия вступительной работы в «Математическую вертикаль» в 2024 году. Источник: mcko.ru
Демоверсия вступительной работы в «Математическую вертикаль» в 2024 году. Источник: mcko.ru

С 2020 года появились еще две возможности поступить в класс повышенного уровня — математические праздники. Это две олимпиады, которые проводят в один день. В одной задания попроще — для тех, у кого нет опыта участия в олимпиадах, — но при поступлении учитывают только диплом победителя. В олимпиаде с более сложными заданиями приглашение в классы проекта получают победители и призеры.

В 2024 году математические праздники прошли 18 февраля.

В проект могут попасть восьми- и девятиклассники, если хорошо напишут итоговую работу за предыдущий учебный год и в классе «Математической вертикали» будут свободные места. Итоговую работу за седьмой класс провели 27 и 28 марта, резервный день — 16 мая. За восьмой класс ее проведут 25 и 26 апреля, резервный день — 14 мая. Но школы могут устанавливать дополнительные требования к поступающим: например, наличие дипломов математических олимпиад.

В чем особенность программы

Программа в «Математической вертикали» гораздо сложнее общеобразовательной программы по математике. В обычном классе всего пять часов математики в неделю. В вертикали — 4—5 часов алгебры, 1—2 часа геометрии, 1—2 часа статистики и 1—2 часа других занятий по выбору школы.

Например, у моей дочери в девятом классе восемь часов математики в неделю: четыре часа алгебры, три — геометрии и час — теории вероятностей и статистики. Кроме того, раз в неделю проходит спецкурс, где школьники решают задачи повышенного уровня и готовятся к ОГЭ. Моей дочери нравится программа, хоть она и непростая.

На уроках используют учебники и задачники, предназначенные для «Математической вертикали», а также учебник повышенного уровня по алгебре: они сложнее учебников математики в обычных классах.

Так выглядит стопка учебников и задачников в седьмом классе «Математической вертикали». В восьмом и девятом их столько же. В обычном классе учебников чаще всего два — алгебра и геометрия
Так выглядит стопка учебников и задачников в седьмом классе «Математической вертикали». В восьмом и девятом их столько же. В обычном классе учебников чаще всего два — алгебра и геометрия
Задачи повышенной сложности из учебника по геометрии под редакцией М. А. Волчкевича для 7 класса «Математической вертикали»
И учебника по геометрии для 7⁠—⁠9 классов общеобразовательных школ. В обычной школе подобные задачи включены в программу 8 класса и составлены они не так интересно
Так выглядят задачи из учебника «Теория вероятностей и статистика» под редакцией И. Р. Высоцкого для 7⁠—⁠9 классов «Математической вертикали». В общеобразовательной программе такого предмета вообще нет

Уроки проводят учителя, которые прошли курсы и тестирование в ресурсных центрах «Математической вертикали». Когда проект только начинался, квалифицированных педагогов в обычных школах было немного и им приходилось подтягивать свой уровень одновременно с обучением детей. Сейчас такой проблемы нет.

В течение учебного года в каждом классе проводят несколько контрольных работ по алгебре, геометрии и статистике. По результатам итоговой контрольной в конце учебного года тех, кто получил мало баллов, могут перевести в обычный класс. Но у ребят будет возможность переписать контрольную в сентябре.

Что происходит после девятого класса

Проект «Математическая вертикаль» рассчитан на три года: с седьмого по девятый класс. Усиленная подготовка в это время должна облегчить школьникам поступление в профильные старшие классы.

После девятого класса школьники получают сертификаты об обучении в проекте. При поступлении в другую школу ученик с таким документом, скорее всего, получит приоритет перед ребятами, которые наберут столько же баллов на экзаменах, но не учились в «Математической вертикали».

Обычный сертификат выдают при соблюдении трех условий:

  1. Школьник окончил девятый класс в проекте.
  2. Получил положительную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» и зачет по итоговой работе — 5 баллов и выше.
  3. Сдал ОГЭ не менее чем на 15 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «удовлетворительно» по экзамену — 8 баллов.

Самые успешные выпускники получают сертификат с отличием. Для этого нужно:

  1. Окончить девятый класс в проекте.
  2. Получить отличную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» — 10 баллов и выше.
  3. Сдать ОГЭ не менее чем на 25 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «отлично» по экзамену — 22 балла.

Для тех, кто захочет поступать в профильные гуманитарные классы или остаться в общеобразовательном, но при этом продолжать углубленные занятия математикой, предусмотрена программа «Математическая вертикаль плюс». Она поможет подготовиться к профильному ЕГЭ по математике и участвовать в математических олимпиадах. Кроме алгебры, геометрии и статистики в программу «Математическая вертикаль плюс» входит углубленное изучение одного из предметов естественно-научного цикла, например химии или биологии.

Важная особенность «Математической вертикали плюс» в том, что она не является самостоятельным профилем, а сочетается с любым другим, например с медицинским или филологическим.

Чтобы поступить на «Математическую вертикаль плюс», учиться в «Математической вертикали» не обязательно: достаточно сдать ОГЭ по математике на 19 баллов или выше — на крепкую четверку. Если ученик недобрал баллы, он может написать диагностическую работу и попасть в класс проекта, если выполнил 75% заданий. В 2024 году в этом проекте участвуют 137 школ.

Запомнить

  1. Проект «Математическая вертикаль» предполагает углубленное изучение алгебры, геометрии и статистики в 7—9 классах московских школ. В 10—11 классах действует программа «Математическая вертикаль плюс».
  2. Чтобы попасть в классы проекта, нужно хорошо написать вступительную работу в шестом классе или получить диплом олимпиады по математике. Для подготовки можно использовать пригласительные и вступительные работы прошлых лет.
  3. При плохих результатах итоговой работы ученика могут перевести в обычный класс.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Виктория ЗоринаОтдали бы ребенка в такой класс?
  • ДарёнкаКогда я училась в школе, у нас была сумасшедшая математичка, она же классная. С 7 по 11 класс ставила постоянные факультативные занятия после всех уроков на 2-3 астрономических часа. Опции отказаться не было, ее полностью поддерживала директриса, а дойти до РОНО и навлечь на себя немилость классной никто из родителей не хотел. Мой мозг был изнасилован задачником Сканави. Математику с тех пор ненавижу. Своего ребенка отдала бы в такой класс, только если ему это было бы интересно.2
  • NonameЗдорово, что есть специализация. Ещё есть инженерные классы с робототехникой и медицинские, оснащённые столом Пирогова и контактирующие с медколледжами. Учась ещё в школе можно получить профессию медсестры. Правда, это для старшеклассников.1
  • user2067237Фрося, профессию медсестры учась в школе не получить. Вертикаль предполагает, что ученик лучше готов к поступлению и обладает углубленными знаниями. Если школа сотрудничает с вузом, то вертикаль даёт возможность учитывать доп баллы по предметам при поступлении в вуз. Кажется + 10 баллов к ЕГЭ0
  • Nonameuser2067237, у дочки подруга закончила медкласс, одновременно медколледж по какой-то там программе для старшеклассников. Потом пошла в красную зону, набралась опыта и теперь делает уколы бабулькам на дому.0
  • NonameАндрей, конечно, не идите. Лучше сразу после 9 класса работать, и тогда всю жизнь тебя крутить будут.1
  • Ирина ПрохороваСупер. Вопрос по учебникам. Верхние два у меня есть. Как бы найти остальные. Кто автор? Какие данные?0
  • Виктория ЗоринаИрина, два следующих - стандартные алгебра и геометрия для обычных школ. Нижние вот: https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/76709026 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/composed_documents/144752611
  • NonameАндрей, никакой класс не даёт привилегий (кстати, привилегий для чего?). Лучше вообще в школу не ходить, 11 лет мясорубки, кому это надо? 😉 И да, прошу не приписывать мне ваших мыслей.1
  • Nonameuser2067237, вертикаль ничего не даёт. Тем более, что ещё не было выпусков с вертикалью, в этом году будет первый только.0
  • Ольга БезымянаяАндрей, да вообще не надо никуда идти! Будут всегда везде тебя прокручивать через мясорубку!Интересно ,сам сидите в четырех стенах, а то вдруг в фарш превратитесь?1
  • Ольга БезымянаяNoname, Как Вам удалось выяснить, что вертикаль ничего не дает?Если еще не было выпусков0
  • NonameОльга, а что она даёт, просветите, пожалуйста?0
  • экспертможете называть как хотите красиво математику, труды родителей приписывать к названию и номерам школ, но ситуация такая, что название не соответствует качественному образованию, сейчас полный мрак в знаниях по всем предметам после эпидемии - дети не хотят учиться, а взрослые хотят много денег из воздуха и из-за вычурных названиях или хотя бы денег на том же уровне до короны (короче, конкурс педагогов, про детей они забыли). совершенно точно картинки одни, а действительность противоположная1
  • экспертне прошло. Это название придумано для денег. Там нет качественного образования. Это пиар того, кто стоит во главе математического проекта, по типу например есть подготовка к ЕГЭ, например только по фамилии Ященко. Это неправильный подход у родителей, зато у Ященко кошелек становиться толще, как и впрочем у создателя такого проекта . Идите в кружки в математические - самые старые и без скандалов, все что старое оно точно надежное, колесо заново не нужно изобретать и вам нужно бросить все дела и заниматься только своими детьми, ситуация настолько дурная в образовании, что им детей доверять нельзя0
  • really niceВся суть "углубленных", "специализированных" и тп классов - в программе на 1-3 года быстрее обычного/нормального плана. Да, кому-то это подойдет и понравится, кому-то нет. Нравится - идите, не нравится - не идите. По своему опыту могу сказать, что за 20 лет 98 процентов материала не пригодилось.0
  • Добрый вечерДарёнка, у вас не делились классы на математический, гуманитарный?1
  • Ilya LebedevДарёнка, описание, будто как из моего класса. Тоже лютая математичка была, которая допы любила. Прогулять такие допы было смертным преступлением) Правда сделать ничего был нельзя не из-за директриса, а из-за того, что физмат класс0
  • TintonСуть углубленности не в быстроте прохождения, а в более сложных заданиях и в дополнительных темах Если человек настроен на победу в олимпиадах, на сдачу егэ на 90+ и на учебу в профильном вузе, то странно, как ему может не понадобиться то, чему учили в углубленном классе2
  • ТатьянаДарёнка, о, Сканави :-) Я училась в физ.мат. классе, и мы всего Сканави прорешали. Но у нас не было никаких допов и занятий после уроков. ВСЁ выдавалось на уроках. И векторная алгебра, и иррациональные числа, и т.д. Учителем математики был уравновешенный умный мужчина, который никогда на нас и голоса не повышал. Математику очень люблю. Всё-таки от учителя очень многое зависит.3
  • ТатьянаАндрей, какая еще мясорубка? У меня дочь в этом году заканчивает мат.вертикаль (9 класс). Углубленно изучали алгебру, геометрию, а также была теор.вероятности и статистика. И дочь говорит, это куда приятнее, чем на уроки Обществознания ходить или ОБЖ.0
  • Iya VerРаньше любой 11ти класснин мог поступить на инженера, экономиста или медика, для этого достаточно было хорошо учится в ближайшей школе.. а теперь полную программу читают на один класс из 6ти. Спасибо Собянину за счастливое детство наших детей.0
  • Iya VerВсе 10-11 классы не специализирующиеся на математике детям читают базу, а к егэ они должны готовится дома в вечернее время. Или с шестого класса ребеночек должен доказывать, что ему можно начитать профиль и для этого ездить в какую то далеко не ближайшую школу на районе, где есть вертикаль.0
  • ЕленаУ меня сын закончил в 2022 году Математическую вертикаль с отличием.Учиться было не сложно.Что даёт?Только углублённые знания.В 7 классе легко решал теорию вероятности в ЕГЭ.После 9 класса ,практически устно,решал задачи по теории вероятности из ВУЗА.0
  • ЕленаОльга, даёт знания ребёнку,и всё!0
  • Еленаuser2067237, это не вертикаль ,а профильные старшие классы.Профидьные классы обязаны пройти обучение ещё и в колледже.Медицинский класс в медицинском,инженерные и айти в своём направлении.Сын будет в этом году заканчивать 11 класс и вместе с аттестатами им выдадут дипломы об окончании колежджа по своей специализации.0
  • ЕленаNoname, профильные классы сейчас обязаны учиться ещё и в колледже.Сын учился в колледже по айти специальности.Старший сын учился в медклассе,но до 2022 года не обязательно было учиться в медколледже,а только тем кому надо это.Ему не надо.Но экзамены в институте Пирогова обязаны были сдать все.Принимали экзамен преподаватели ВУЗА.0
  • NonameЕлена, есть предпрофессиональный экзамен. Даёт доп.баллы в некоторые вузы.0
  • ЕленаNoname, да,они его все сдают.Сейчас ездят в институт и готовятся к нему.Помимо этого экзамена,баллы дают различные конференции.Даже просто участие в региональном этапе даёт баллы.0
  • NonameЕлена, региональном этапе чего?0
  • ЕленаNoname, конференций.0
  • TintonНачала заниматься с учеником из этого проекта. Учебник по геометрии 7 класс - очень странный. Он был бы неплохим в дополнение к Атанасяну, но в отдельности напоминает занимательную книжку о геометрии, а не учебник. Там долго рассказывается о постулате Евклида, разные жизненные истории… а задачи сложноваты, простых нет0
  • nnэксперт, Может, дело в вашей школе? У нас даже в 10 корпусе, в котором по ощущениям даже сама директриса не была, подошли к проекту серьезно. Говорю как ученица 9 класса. Действительно гораздо больше часов математики и усложненная программа, а главное, дисциплина лучше0
  • nnreally, С таким подходом мне интересно, что, по вашему мнению, вообще в школах должны преподавать. Как вы планируете развивать мозг только информацией, без которой невозможно жить? Может, мы тогда обучение до 2х лет сократим, если 98% материала вам никак не пригодилось?0
  • really nicenn, хороший вопрос. Вот что нужно изучать и развивать в школе: 1. Эмоциональный интеллект 2. Секспросвет 3. Ведение переговоров, дебатов и ораторское искусство 4. Финансовая грамотность 5. Разговорные иностранные языки с носителем 6. Качественный регулярный спорт Если хотя бы 20 процентов программы посвятить этим пунктам - будет намного проще жить после школы.0
  • НатальяНет. В математической вертикали подготовка слабее, чем в физмат школах и школах проекта Московский математический класс. Нет жёсткого отбора, соответственно уровень детей в классе ниже0
  • Виктория ЗоринаНаталья, "особенность проекта в том, что он работает в обычных районных школах". С топовыми никто не сравнивает.0
  • ТатьянаДа0