В 2021 году седьмой класс, в котором учится моя дочь, присоединился к проекту «Математическая вертикаль».
Расскажу, что это за проект, как проходит отбор в классы и почему это отличная возможность получить качественное образование для детей, которые учатся в обычных московских школах.
Что за проект
«Математическая вертикаль» — это московский проект предпрофильной подготовки учеников с седьмого по девятый класс.
В рамках проекта в школе формируют классы с особой программой: на занятия математикой выделяется больше учебных часов, а кроме алгебры и геометрии в расписании появляются новые дисциплины: например, теория вероятностей и статистика. Такие углубленные занятия в течение нескольких лет должны помочь школьникам поступить в профильные математические, естественно-научные или инженерные старшие классы.
Особенность проекта в том, что он работает в обычных районных школах: чтобы дать ребенку качественное математическое образование, не нужно участвовать в огромном конкурсе в топовые матшколы и возить ребенка на учебу на другой конец города.
Еще один важный нюанс — за участие в проекте не нужно платить: он полностью финансируется из городского бюджета. Но ребенку понадобится написать вступительную работу: в классы набирают способных и мотивированных учеников.
Какие школы участвуют
В 2022/2023 учебном году в проекте участвуют 460 московских школ. Среди них есть как сильные школы вроде № 1543 на Юго-Западе и № 1329, так и обычные — например, № 629 в районе Южное Чертаново и № 1987 в Марьине.
Узнать, есть ли в школе вашего ребенка такие классы, можно на сайте школы или по телефону школьной администрации.
Каждую школу, которая присоединилась к проекту, прикрепляют к одному из 20 ресурсных центров. Такими центрами стали топовые школы: «Интеллектуал», № 57, 1514, 1543 — и некоторые вузы: Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт, МИРЭА — Российский технологический университет.
Специалисты ресурсных центров помогают школам: проводят консультации и оказывают методическую поддержку, организовывают математические праздники и олимпиады для школьников, а также курсы повышения квалификации для учителей. Ресурсные центры не взаимодействуют напрямую с учениками и их родителями, так что обо всех деталях проекта стоит узнавать в школе.
Некоторые школы используют программу самостоятельно: закупают учебники и проводят уроки, но официально в проекте не участвуют. Ресурсные центры их не поддерживают — это может сказаться на качестве образования.
Как происходит отбор
Чтобы поступить в седьмой класс «Математической вертикали», шестиклассникам нужно написать вступительную работу. Ее выполняют на компьютерах в определенный день, обычно в марте. В 2022 году ее провели 2 и 3 марта.
В этом году вступительная работа в «Математическую вертикаль» для шестиклассников запланирована на 14 и 15 марта. Ее пишут ученики школы, которая участвует в проекте, или других московских школ, которые хотят перевестись в классы «Математической вертикали». Резервный день — 18 мая: работу смогут написать учащиеся негосударственных школ и иногородние, а также те, кто пропустил первую попытку по уважительной причине, например из-за болезни.
Ученики, которым не хватило баллов, смогут пересдать работу в августе — точная дата в 2023 году пока не объявлена.
По итогам вступительной работы определяется уровень знаний школьника: высокий, повышенный или базовый. В классы «Математической вертикали» зачисляют всех детей с высоким уровнем математической грамотности по итогам вступительной работы. В 2021 году для получения высокого уровня нужно было набрать минимум 14 баллов из 19, а в 2022 году — 10 баллов из 15.
Школы также могут устанавливать свой проходной балл и зачислять в классы проекта шестиклассников с повышенным уровнем знаний. Но он должен быть не ниже общегородского — 10 баллов в 2021 году, 7 баллов в 2022 году.
За несколько месяцев до вступительной работы, в декабре, обычно проводят пригласительное тестирование, чтобы дети могли попробовать свои силы и оценить формат заданий. Результаты этой работы при поступлении не учитываются. В ноябре 2022 года пробную работу предложили написать и ученикам пятых классов, которые будут поступать в «Математическую вертикаль» в 2024 году.
В нашей школе в 2021 году проходной балл был равен городскому: для поступления достаточно было набрать 10 баллов из 19. Школа набрала один класс «Математической вертикали» на базе олимпиадного, в котором училась моя дочь. Дочь поступила в класс проекта почти со всеми одноклассниками, но несколько человек ушли в другие школы или в параллельный класс с естественно-научной специализацией. Вместо них в класс пришли 13 учеников из других школьных зданий.
С 2020 года появились еще две возможности поступить в класс повышенного уровня — математические праздники. Это две олимпиады, которые проводят в один день. В одной задания попроще — для тех, у кого нет опыта участия в олимпиадах, — но при поступлении учитывают только диплом победителя. В олимпиаде с более сложными заданиями приглашение в классы проекта получают победители и призеры.
В 2022 году математические праздники прошли 27 февраля, а в 2023 году они пройдут 19 февраля.
В проект могут попасть восьми- и девятиклассники, если хорошо напишут итоговую работу за предыдущий учебный год и в классе «Математической вертикали» будут свободные места. Итоговую работу за седьмой класс планируют провести 6 и 7 апреля, резервный день — 10 мая, за восьмой класс — 18 и 19 апреля, резервный день — 16 мая. Но школы могут устанавливать дополнительные требования к поступающим: например, наличие дипломов математических олимпиад.
В чем особенность программы
Программа в «Математической вертикали» гораздо сложнее общеобразовательной программы по математике. В обычном классе всего пять часов математики в неделю. В вертикали — 4—5 часов алгебры, 1—2 часа геометрии, 1—2 часа статистики и 1—2 часа других занятий по выбору школы.
Например, у моей дочери в восьмом классе 9 часов математики в неделю: 5 часов алгебры, 3 часа геометрии и 1 час теории вероятностей и статистики. Кроме того, раз в неделю проходит спецкурс, где школьники решают задачи повышенного уровня. Моей дочери нравится программа, хоть она и непростая.
На уроках используют учебники и задачники, предназначенные для «Математической вертикали», а также учебник повышенного уровня по алгебре: они сложнее учебников математики в обычных классах.
|
|
Уроки проводят учителя, которые прошли курсы и тестирование в ресурсных центрах «Математической вертикали». Когда проект только начинался, квалифицированных педагогов в обычных школах было немного и им приходилось подтягивать свой уровень одновременно с обучением детей. Сейчас такой проблемы нет.
В течение учебного года в каждом классе проводят несколько контрольных работ по алгебре, геометрии и статистике. По результатам итоговой контрольной в конце учебного года тех, кто получил мало баллов, могут перевести в обычный класс. Чтобы остаться в классе проекта, нужно набрать не менее 13 баллов, из них не менее 4 — по алгебре и геометрии, не менее 3 — по статистике. У тех, кто набрал меньше, будет возможность переписать контрольную в сентябре.
Что происходит после девятого класса
Проект «Математическая вертикаль» рассчитан на три года: с седьмого по девятый класс. Усиленная подготовка в это время должна облегчить школьникам поступление в профильные старшие классы.
После девятого класса школьники получают сертификаты об обучении в проекте. Учитывая, что первый выпуск проекта состоялся в 2021 году, рано говорить о конкретных привилегиях сертификата, но можно ожидать, например, что при поступлении в другую школу ученик с таким документом получит приоритет перед ребятами, которые наберут столько же баллов на экзаменах, но не учились в «Математической вертикали».
Обычный сертификат выдают при соблюдении трех условий:
- Школьник окончил девятый класс в проекте.
- Он получил положительную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» — 6 баллов и выше.
- Сдал ОГЭ не менее чем на 15 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «удовлетворительно» по экзамену — 8 баллов.
Самые успешные выпускники получают сертификат с отличием:
- Они окончили девятый класс в проекте.
- Получили отличную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» — 17 баллов и выше.
- Сдали ОГЭ не менее чем на 25 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «отлично» по экзамену — 22 балла.
Для тех, кто захочет поступать в профильные гуманитарные классы или остаться в общеобразовательном, но при этом продолжать углубленные занятия математикой, предусмотрена программа «Математическая вертикаль плюс». Она поможет подготовиться к профильному ЕГЭ по математике и участвовать в математических олимпиадах. Кроме алгебры, геометрии и статистики в программу «Математическая вертикаль плюс» входит углубленное изучение одного из предметов естественно-научного цикла, например химии или биологии.
Важная особенность «Математической вертикали плюс» в том, что она не является самостоятельным профилем, а сочетается с любым другим, например с медицинским или филологическим.
Чтобы поступить на «Математическую вертикаль плюс», учиться в «Математической вертикали» не обязательно: достаточно сдать ОГЭ по математике на 19 баллов или выше — на крепкую четверку.
Запомнить
- Проект «Математическая вертикаль» предполагает углубленное изучение алгебры, геометрии и статистики в 7—9 классах московских школ. В 10—11 классах действует программа «Математическая вертикаль плюс».
- Чтобы попасть в классы проекта, нужно хорошо написать вступительную работу в шестом классе или получить диплом олимпиады по математике. Для подготовки можно использовать пригласительные и вступительные работы прошлых лет.
- При плохих результатах итоговой работы ученика могут перевести в обычный класс.
Когда я училась в школе, у нас была сумасшедшая математичка, она же классная. С 7 по 11 класс ставила постоянные факультативные занятия после всех уроков на 2-3 астрономических часа. Опции отказаться не было, ее полностью поддерживала директриса, а дойти до РОНО и навлечь на себя немилость классной никто из родителей не хотел. Мой мозг был изнасилован задачником Сканави. Математику с тех пор ненавижу.
Своего ребенка отдала бы в такой класс, только если ему это было бы интересно.
Дарёнка, у вас не делились классы на математический, гуманитарный?
Дарёнка, описание, будто как из моего класса. Тоже лютая математичка была, которая допы любила. Прогулять такие допы было смертным преступлением) Правда сделать ничего был нельзя не из-за директриса, а из-за того, что физмат класс
Андрей, конечно, не идите. Лучше сразу после 9 класса работать, и тогда всю жизнь тебя крутить будут.
Андрей, никакой класс не даёт привилегий (кстати, привилегий для чего?). Лучше вообще в школу не ходить, 11 лет мясорубки, кому это надо? 😉
И да, прошу не приписывать мне ваших мыслей.
Здорово, что есть специализация. Ещё есть инженерные классы с робототехникой и медицинские, оснащённые столом Пирогова и контактирующие с медколледжами. Учась ещё в школе можно получить профессию медсестры. Правда, это для старшеклассников.
Фрося, профессию медсестры учась в школе не получить. Вертикаль предполагает, что ученик лучше готов к поступлению и обладает углубленными знаниями. Если школа сотрудничает с вузом, то вертикаль даёт возможность учитывать доп баллы по предметам при поступлении в вуз. Кажется + 10 баллов к ЕГЭ
user2067237, у дочки подруга закончила медкласс, одновременно медколледж по какой-то там программе для старшеклассников. Потом пошла в красную зону, набралась опыта и теперь делает уколы бабулькам на дому.
Супер. Вопрос по учебникам. Верхние два у меня есть. Как бы найти остальные. Кто автор? Какие данные?
Ирина, два следующих - стандартные алгебра и геометрия для обычных школ.
Нижние вот:
https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/76709026
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/composed_documents/14475261
Андрей, да вообще не надо никуда идти! Будут всегда везде тебя прокручивать через мясорубку!Интересно ,сам сидите в четырех стенах, а то вдруг в фарш превратитесь?
Noname, Как Вам удалось выяснить, что вертикаль ничего не дает?Если еще не было выпусков
Ольга, а что она даёт, просветите, пожалуйста?
можете называть как хотите красиво математику, труды родителей приписывать к названию и номерам школ, но ситуация такая, что название не соответствует качественному образованию, сейчас полный мрак в знаниях по всем предметам после эпидемии - дети не хотят учиться, а взрослые хотят много денег из воздуха и из-за вычурных названиях или хотя бы денег на том же уровне до короны (короче, конкурс педагогов, про детей они забыли).
совершенно точно картинки одни, а действительность противоположная
не прошло. Это название придумано для денег. Там нет качественного образования. Это пиар того, кто стоит во главе математического проекта, по типу например есть подготовка к ЕГЭ, например только по фамилии Ященко. Это неправильный подход у родителей, зато у Ященко кошелек становиться толще, как и впрочем у создателя такого проекта . Идите в кружки в математические - самые старые и без скандалов, все что старое оно точно надежное, колесо заново не нужно изобретать и вам нужно бросить все дела и заниматься только своими детьми, ситуация настолько дурная в образовании, что им детей доверять нельзя
Вся суть "углубленных", "специализированных" и тп классов - в программе на 1-3 года быстрее обычного/нормального плана.
Да, кому-то это подойдет и понравится, кому-то нет. Нравится - идите, не нравится - не идите.
По своему опыту могу сказать, что за 20 лет 98 процентов материала не пригодилось.
Суть углубленности не в быстроте прохождения, а в более сложных заданиях и в дополнительных темах
Если человек настроен на победу в олимпиадах, на сдачу егэ на 90+ и на учебу в профильном вузе, то странно, как ему может не понадобиться то, чему учили в углубленном классе