В 2021 году седьмой класс, в котором учится моя дочь, присоединился к проекту «Математическая вертикаль».

Расскажу, что это за проект, как проходит отбор в классы и почему это отличная возможность получить качественное образование для детей, которые учатся в обычных московских школах.

Что за проект

«Математическая вертикаль» — это московский проект предпрофильной подготовки учеников с седьмого по девятый класс.

В рамках проекта в школе формируют классы с особой программой: на занятия математикой выделяется больше учебных часов, а кроме алгебры и геометрии в расписании появляются новые дисциплины: например, теория вероятностей и статистика. Такие углубленные занятия в течение нескольких лет должны помочь школьникам поступить в профильные математические, естественно-научные или инженерные старшие классы.

Особенность проекта в том, что он работает в обычных районных школах: чтобы дать ребенку качественное математическое образование, не нужно участвовать в огромном конкурсе в топовые матшколы и возить ребенка на учебу на другой конец города.

Еще один важный нюанс — за участие в проекте не нужно платить: он полностью финансируется из городского бюджета. Но ребенку понадобится написать вступительную работу: в классы набирают способных и мотивированных учеников.

Какие школы участвуют

В 2020/21 учебном году в проекте участвовали 436 московских школ. Среди них есть как сильные школы вроде № 1543 на Юго-Западе и № 1329, так и обычные — например, № 629 в районе Южное Чертаново и № 1987 в Марьине.

Еще 27 школ были кандидатами на участие: седьмые классы в них не считались классами «Математической вертикали», но если школьники хорошо напишут итоговую контрольную, то с восьмого класса вступят в проект.

Узнать, есть ли в школе вашего ребенка такие классы, можно на сайте школы или по телефону школьной администрации.

Каждую школу, которая присоединилась к проекту, прикрепляют к одному из 20 ресурсных центров. Такими центрами стали топовые школы: «Интеллектуал», № 57, 1514, 1543 — и некоторые вузы: Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт, МИРЭА — Российский технологический университет.

Специалисты ресурсных центров помогают школам: проводят консультации и оказывают методическую поддержку, организовывают математические праздники и олимпиады для школьников, а также курсы повышения квалификации для учителей. Ресурсные центры не взаимодействуют напрямую с учениками и их родителями, так что обо всех деталях проекта стоит узнавать в школе.

Некоторые школы используют программу самостоятельно: закупают учебники и проводят уроки, но официально в проекте не участвуют. Ресурсные центры их не поддерживают — это может сказаться на качестве образования.

Как происходит отбор

Чтобы поступить в седьмой класс «Математической вертикали», шестиклассникам нужно написать вступительную работу. Ее выполняют на компьютерах в определенный день, обычно в марте-апреле. В 2021 году ее провели 27 и 28 апреля.

В этом году вступительная работа в «Математическую вертикаль» для шестиклассников запланирована на 2 и 3 марта. Ее пишут ученики школы, которая участвует в проекте, или других московских школ, которые хотят перевестись в классы «Математической вертикали». Резервный день — 19 апреля: работу смогут написать учащиеся негосударственных школ и иногородние, а также те, кто пропустил первую попытку по уважительной причине, например из-за болезни.

Ученики, которым не хватило баллов, смогут пересдать работу в августе — точная дата в 2022 году пока не объявлена.

По итогам вступительной работы определяется уровень знаний школьника: высокий, повышенный или базовый. В классы «Математической вертикали» зачисляют всех детей с высоким уровнем математической грамотности по итогам вступительной работы. В 2021 году для получения высокого уровня нужно было набрать минимум 14 баллов из 19.

Школы также могут устанавливать свой проходной балл и зачислять в классы проекта шестиклассников с повышенным уровнем знаний. Но он должен быть не ниже общегородского — 10 баллов в 2021 году.

За несколько месяцев до вступительной работы, в декабре, обычно проводят пригласительное тестирование, чтобы дети могли попробовать свои силы и оценить формат заданий. Результаты этой работы при поступлении не учитываются. В декабре 2021 года пробную работу предложили и ученикам пятых классов, которые будут поступать в «Математическую вертикаль» в 2023 году.

В нашей школе в 2021 году проходной балл был равен городскому: для поступления достаточно было набрать 10 баллов из 19. Школа набрала один класс «Математической вертикали» на базе олимпиадного, в котором училась моя дочь. Дочь поступила в класс проекта почти со всеми одноклассниками, но несколько человек ушли в другие школы или в параллельный класс с естественно-научной специализацией. Вместо них в класс пришли 13 учеников из других школьных зданий.

С 2020 года появились еще две возможности поступить в класс повышенного уровня — математические праздники. Это две олимпиады, которые проводят в один день. В одной задания попроще — для тех, у кого нет опыта участия в олимпиадах, — но при поступлении учитывают только диплом победителя. В олимпиаде с более сложными заданиями приглашение в классы проекта получают победители и призеры.

В 2021 году математические праздники прошли 18 апреля, а в 2022 году они пройдут 27 февраля.

В проект могут попасть восьми- и девятиклассники, если хорошо напишут итоговую работу за предыдущий учебный год и в классе «Математической вертикали» будут свободные места. Итоговую работу за седьмой класс планируют провести 6 и 8 апреля, резервный день — 17 мая, за восьмой класс — 20 и 21 апреля, резервный день — 18 мая. Но школы могут устанавливать дополнительные требования к поступающим: например, наличие дипломов математических олимпиад.

В чем особенность программы

Программа в «Математической вертикали» гораздо сложнее общеобразовательной программы по математике. В обычном классе всего пять часов математики в неделю. В вертикали — 4—5 часов алгебры, 1—2 часа геометрии, 1—2 часа статистики и 1—2 часа других занятий по выбору школы.

Например, у моей дочери в седьмом классе 9 часов математики в неделю: 5 часов алгебры, 3 часа геометрии и 1 час теории вероятностей и статистики. Кроме того, раз в неделю проходит спецкурс, где школьники решают задачи повышенного уровня. Моей дочери нравится программа, хоть она и непростая.

На уроках используют учебники и задачники, предназначенные для «Математической вертикали», а также учебник повышенного уровня по алгебре: они сложнее учебников математики в обычных классах.

Так выглядит стопка учебников и задачников в седьмом классе «Математической вертикали». В обычном классе учебников чаще всего два — алгебра и геометрия
Так выглядит стопка учебников и задачников в седьмом классе «Математической вертикали». В обычном классе учебников чаще всего два — алгебра и геометрия
Задачи повышенной сложности из учебника по геометрии под редакцией М. А. Волчкевича для 7 класса «Математической вертикали»
Задачи повышенной сложности из учебника по геометрии под редакцией М. А. Волчкевича для 7 класса «Математической вертикали»
И учебника по геометрии для 7—9 классов общеобразовательных школ. В обычной школе подобные задачи включены в программу 8 класса и составлены они не так интересно
И учебника по геометрии для 7—9 классов общеобразовательных школ. В обычной школе подобные задачи включены в программу 8 класса и составлены они не так интересно
Так выглядят задачи из учебника «Теория вероятностей и статистика» под редакцией И. Р. Высоцкого для 7—9 классов «Математической вертикали». В общеобразовательной программе такого предмета вообще нет
Так выглядят задачи из учебника «Теория вероятностей и статистика» под редакцией И. Р. Высоцкого для 7—9 классов «Математической вертикали». В общеобразовательной программе такого предмета вообще нет

Уроки проводят учителя, которые прошли курсы и тестирование в ресурсных центрах «Математической вертикали». Когда проект только начинался, квалифицированных педагогов в обычных школах было немного и им приходилось подтягивать свой уровень одновременно с обучением детей. Сейчас такой проблемы нет.

В течение учебного года в каждом классе проводят несколько контрольных работ по алгебре, геометрии и статистике. По результатам итоговой контрольной в конце учебного года тех, кто получил мало баллов, могут перевести в обычный класс. Чтобы остаться в классе проекта, нужно набрать не менее 13 баллов, из них не менее 4 — по алгебре и геометрии, не менее 3 — по статистике. У тех, кто набрал меньше, будет возможность переписать контрольную в сентябре.

Что происходит после девятого класса

Проект «Математическая вертикаль» рассчитан на три года: с седьмого по девятый класс. Усиленная подготовка в это время должна облегчить школьникам поступление в профильные старшие классы.

После девятого класса школьники получают сертификаты об обучении в проекте. Учитывая, что первый выпуск проекта состоялся в 2021 году, рано говорить о конкретных привилегиях сертификата, но можно ожидать, например, что при поступлении в другую школу ученик с таким документом получит приоритет перед ребятами, которые наберут столько же баллов на экзаменах, но не учились в «Математической вертикали».

Обычный сертификат выдают при соблюдении трех условий:

  1. Школьник окончил девятый класс в проекте.
  2. Он получил положительную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» — 8 баллов и выше.
  3. Сдал ОГЭ не менее чем на 13 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «удовлетворительно» по экзамену — 8 баллов.

Самые успешные выпускники получают сертификат с отличием:

  1. Они окончили девятый класс в проекте.
  2. Получили отличную оценку по предмету «Теория вероятностей и статистика» — 17 баллов и выше.
  3. Сдали ОГЭ не менее чем на 25 баллов. Это больше, чем минимум для оценки «отлично» по экзамену — 22 балла.

Для тех, кто захочет поступать в профильные гуманитарные классы или остаться в общеобразовательном, но при этом продолжать углубленные занятия математикой, предусмотрена программа «Математическая вертикаль плюс». Она поможет подготовиться к профильному ЕГЭ по математике и участвовать в математических олимпиадах. Кроме алгебры, геометрии и статистики в программу «Математическая вертикаль плюс» входит углубленное изучение одного из предметов естественно-научного цикла, например химии или биологии.

Важная особенность «Математической вертикали плюс» в том, что она не является самостоятельным профилем, а сочетается с любым другим, например с медицинским или филологическим.

Чтобы поступить на «Математическую вертикаль плюс», учиться в «Математической вертикали» не обязательно: достаточно сдать ОГЭ по математике на 19 баллов или выше — на крепкую четверку.

Запомнить

  1. Проект «Математическая вертикаль» предполагает углубленное изучение алгебры, геометрии и статистики в 7—9 классах московских школ. В 10—11 классах действует программа «Математическая вертикаль плюс».
  2. Чтобы попасть в классы проекта, нужно хорошо написать вступительную работу в шестом классе или получить диплом олимпиады по математике. Для подготовки можно использовать пригласительные и вступительные работы прошлых лет.
  3. При плохих результатах итоговой работы ученика могут перевести в обычный класс.