Range Rover третьего поколения: какой вариант искать и на что смотреть
Есть бородатая шутка: «Владельцы Range Rover не здороваются при встрече, потому что утром уже виделись в сервисе».
К счастью, в этом мало правды. Land Rover выпускает автомобили с 1948 года — эти крепкие и надежные внедорожники до сих пор популярны у европейских экстренных служб и военных. Первый Range Rover появился значительно позже, в 1970 году. Это была флагманская модель фирмы. Конструкторы сделали автомобиль комфортным, но сохранили внедорожные качества. С 1994 по 2002 год выпускали второе поколение Range Rover. Таких машин в продаже всего несколько десятков, они сильно устарели и вряд ли будут интересны обычным автолюбителям.
В этой статье речь пойдет о третьем поколении с индексом кузова L322, его выпускали с 2002 по 2012 год. В продаже на различных интернет-площадках больше 500 машин, а купить хороший экземпляр последних лет выпуска можно за 1,8—2,5 млн рублей. Несмотря на возраст модели, уровень оснащения Range Rover делает машину актуальной и в 2023.
Расскажу, на что обратить внимание при покупке и какие важные недостатки есть у L322.
Вы узнаете
Range Rover третьего поколения и его особенности
Название. Часто L322 называют «Мама», но здесь нет никакой легенды, никто из знаменитостей публично не заявлял, что купил такую машину маме. В VIN некоторых Range Rover встречалось сочетание букв MAM или MAMA, в России название прижилось.
При поиске информации или при общении с сервисами можно пользоваться этим. Если вы скажете «Рендж Ровер Мама» — все поймут, что речь о третьем поколении.
Кузов. Land Rover делал автомобили с алюминиевыми деталями с самого начала: в 1950-е этот металл был дешевле стали. У «Мамы» капот, передние крылья и боковые двери из алюминия, а кузов и дверь багажника стальные. Несмотря на применение легкого металла, Range Rover очень тяжелый. В зависимости от мотора и комплектации автомобиль весит от 2440 до 2750 кг. Например, БМВ Х5 тех же лет выпуска почти на 400 кг легче.
В конструкции L322 нет рамы, у внедорожника несущий кузов. Его проще обслуживать, что выгодно отличает «Маму» от Range Rover Sport и Discovery тех же лет. За десять лет выпуска значительных различий в размерах и версиях кузова не было — только пять дверей и один вариант длины. Колесная база — 2880 мм. Самым большим получился последний рестайлинг, размеры его кузова — 4972 × 2034 × 1865 мм.
Ходовая часть. Задняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах. Передняя — одна из версий конструкции Макферсона, но с двумя нижними рычагами. На обеих осях пневмоподвеска, клиренс можно регулировать от 221 до 296 мм.
Продажи в России. Range Rover во времена выпуска L322 был популярен в России — официальные дилеры ежегодно продавали от 1500 до 2700 машин. Но частники очень редко ввозили подержанные автомобили из-за границы: большой объем двигателя делал растаможку невыгодной.
За время производства L322 компания Land Rover дважды меняла собственников. В 1994 году концерн BMW купил группу Rover Group, в которую входили бренды Jaguar и Land Rover. В марте 2000 года, за два года до начала выпуска «Мамы», группу Rover купила компания Ford. А в 2008 году и Jaguar, и Land Rover были проданы индийской Tata Group. Все эти корпоративные поглощения были не только формальными или финансовыми, они серьезно повлияли на автомобили бренда.
Дорестайлинг
Период производства: 2002—2005.
Двигатели: бензиновый BMW M62 — 4,4 л, V8, 286 л. с.; дизельный BMW M57 — 2,9 л, R6, 177 л. с.
АКПП: для бензиновых — пятиступенчатая ZF 5HP24, для дизельных — пятиступенчатая GM 5L40E.
Трансмиссия: постоянный полный привод, распределение крутящего момента между осями — 50/50 через самоблокирующийся дифференциал Torsen, есть понижающая передача.
Внешние отличия. Самое заметное — решетка радиатора, у машин первых лет выпуска она с поперечными планками. Фары простой прямоугольной формы. Вместо омывателей на фарах установлены щеточные очистители. Задние фонари с лампами накаливания.
Отличия в интерьере. Замок зажигания расположен рядом с рычагом АКПП, у правого колена водителя. Приборная панель аналоговая, с зеленой подсветкой. Механический рычаг стояночного тормоза. Кнопки подогрева сидений — на панели климат-контроля, а под ней — блок управления пневмоподвеской.
В первые годы выпуска у «Мамы» было очень много проблем с электрикой, но примерно к 2004 году самые проблемные узлы доработали. Моторы от BMW ненадежны, у бензинового V8 часто барахлит система вентиляции картерных газов. А еще почти невозможно найти двигатель М62 без течей масла: постоянно протекают прокладки и различные сальники. Могут появиться задиры в цилиндрах, а с ними и повышенный расход масла.
С дизельным М57 хлопот меньше, но его мощности для тяжелого внедорожника недостаточно. Разгон до 100 км/ч занимает почти 14 секунд, а обгонять на трассе придется очень аккуратно. Обе пятиступенчатые коробки передач работают на пределе возможностей, и поэтому их ресурс обычно ограничен 150—200 тысячами километров. Зато эти АКПП хорошо изучены и ремонтопригодны, найти запчасти и сервис для восстановления несложно.
Первый рестайлинг
Период производства: 2005—2009.
Двигатели: бензиновый Jaguar AJ 448PN — 4,4 л, V8, 305 л. с.; бензиновый с наддувом Jaguar AJ 428PS — 4,2 л, V8, 396 л. с.; дизельный Ford AJD 368DT — 3,6 л, V8, 271 л. с.
АКПП: шестиступенчатая ZF 6HP26.
Трансмиссия: интеллектуальная система полного привода Terrain Response с возможностью выбора режима движения — асфальт, снег и различные варианты бездорожья.
Внешние отличия. Передние фары другой формы и только с омывателем, без щеток-дворников. Решетка радиатора с мелкими ячейками сложной формы.
Отличия в интерьере. Замок зажигания расположен на торпедо, слева от центральных воздуховодов. Шайба управления системой полного привода и переключатели режимов работы пневмоподвески на центральном тоннеле. Рядом — клавиша электрического ручного тормоза. Блок управления обогревом и вентиляцией сидений вынесен в отдельный модуль на торпедо под блоком климат-контроля. Обновлена система мультимедиа и навигации.
После первого обновления Range Rover получил действительно надежные двигатели. У бензиновых моторов Jaguar есть конструктивные различия, но оба они не доставят много хлопот. Двигатель 4,4 л оснащен системой изменения фаз газораспределения, но муфты этой системы ломаются редко. Мотор объемом 4,2 л мощнее за счет приводного нагнетателя — суперчарджера. Ременный привод нагнетателя иногда ломается, но менять его в сборе нет необходимости, достаточно установить специальный пружинный изолятор.
Дизельный мотор Ford также надежен, из частых проблем можно отметить только прокладки выпускного коллектора и поломку турбин, которых здесь две. Периодически требуется замена воздушных патрубков. Корпус термостата может потечь, отремонтировать его невозможно — только заменить целиком.
Второй рестайлинг
Период производства: 2009—2012.
Двигатели: бензиновые Jaguar AJ 113 — 5 л, V8, атмосферная версия 508PN на 375 л. с. и компрессорная 508PS на 510 л. с.; дизельный Ford AJD 448DT — 4,4 л, V8, 313 л. с.
АКПП: для бензиновых — шестиступенчатая ZF 6HP28, для дизеля — восьмиступенчатая ZF 8HP70.
Трансмиссия: без существенных изменений.
Внешние отличия. Передние фары со светодиодными секциями, задние фонари полностью светодиодные. Решетка радиатора другого дизайна, новая форма и отделка бамперов.
Отличия в интерьере. Вместо замка зажигания — кнопка запуска двигателя. Приборная панель без стрелок и циферблатов, с жидкокристаллическим дисплеем. Обновлена система навигации. У дизельных машин вместо рычага переключения передач — поворотная шайба и подрулевые лепестки.
К 2010 году L322 получил новые двигатели от Jaguar — пятилитровые V8 с непосредственным впрыском топлива. Эти моторы очень похожи, у них общие проблемы. Часто ломается помпа охлаждения, она начинает протекать или шуметь при работе. Есть проблема и с цепным приводом ГРМ. Примерно в 2012 году выпустили новые версии натяжителя и успокоителя цепей. Привод нагнетателя выходит из строя так же, как и у мотора AJ 428PS, но его тоже легко починить.
Дизельный мотор AJD 448DT появился немного позже, в 2011 году. У него сложная параллельно-последовательная система наддува из двух турбин. Проблемы основной турбины связаны с изменяемой геометрией и актуатором управления, вспомогательной — со сливом масла. Профильные сервисы научились решать эти проблемы без замены агрегатов в сборе. А вот протекающий теплообменник можно только поменять вместе с корпусом масляного фильтра, сам по себе он неремонтопригоден. В крайне редких случаях проблему течи можно решить заменой прокладок.
АКПП для бензиновых версий второго рестайлинга «Мамы» — это доработанная версия прежней коробки 6HP26, усиленная и с другим блоком управления. Коробка не уступает в надежности моторам и может проехать без ремонта более 300 тысяч километров. У редких автомобилей бывает проблема с отображением парковочного режима, когда не получается запустить двигатель. Коробка передач 8HP70 очень надежна при спокойной езде и ломается крайне редко. Но если ездить активно и пренебрегать заменой масла, ремонта не избежать.
Все двигатели и коробки передач Range Rover L322 «Мама»
Годы выпуска | Производитель | Индекс | Топливо | Объем | Мощность | АКПП |
---|---|---|---|---|---|---|
2002—2005 | BMW | M62 | Бензин | 4,4 л | 286 л. с. | ZF 5HP24 |
2002—2005 | BMW | M57 | Дизель | 2,9 л | 177 л. с. | GM 5L40E |
2005—2010 | Jaguar | AJ 448PN | Бензин | 4,4 л | 286 л. с. | ZF 6HP26 |
2005—2010 | Jaguar | AJ 428PS | Бензин | 4,2 л | 396 л. с. | ZF 6HP26 |
2005—2011 | Ford | AJD 368DT | Дизель | 3,6 л | 271 л. с. | ZF 6HP26 |
2010—2012 | Jaguar | AJ113 508PN | Бензин | 5,0 л | 375 л. с. | ZF 6HP26 |
2010—2012 | Jaguar | AJ113 508PS | Бензин | 5,0 л | 510 л. с. | ZF 6HP26 |
2011—2012 | Jaguar | Ford AJD 448DT | Дизель | 4,4 л | 313 л. с. | ZF 8HP70 |
Все двигатели и коробки передач Range Rover L322 «Мама»
2002—2005 | |
Производитель | BMW |
Индекс | M62 |
Топливо | Бензин |
Объем | 4,4 л |
Мощность | 286 л. с. |
АКПП | ZF 5HP24 |
2002—2005 | |
Производитель | BMW |
Индекс | M57 |
Топливо | Дизель |
Объем | 2,9 л |
Мощность | 177 л. с. |
АКПП | GM 5L40E |
2005—2010 | |
Производитель | Jaguar |
Индекс | AJ 448PN |
Топливо | Бензин |
Объем | 4,4 л |
Мощность | 286 л. с. |
АКПП | ZF 6HP26 |
2005—2010 | |
Производитель | Jaguar |
Индекс | AJ 428PS |
Топливо | Бензин |
Объем | 4,2 л |
Мощность | 396 л. с. |
АКПП | ZF 6HP26 |
2005—2011 | |
Производитель | Ford |
Индекс | AJD 368DT |
Топливо | Дизель |
Объем | 3,6 л |
Мощность | 271 л. с. |
АКПП | ZF 6HP26 |
2010—2012 | |
Производитель | Jaguar |
Индекс | AJ113 508PN |
Топливо | Бензин |
Объем | 5,0 л |
Мощность | 375 л. с. |
АКПП | ZF 6HP26 |
2010—2012 | |
Производитель | Jaguar |
Индекс | AJ113 508PS |
Топливо | Бензин |
Объем | 5,0 л |
Мощность | 510 л. с. |
АКПП | ZF 6HP26 |
2011—2012 | |
Производитель | Jaguar |
Индекс | Ford AJD 448DT |
Топливо | Дизель |
Объем | 4,4 л |
Мощность | 313 л. с. |
АКПП | ZF 8HP70 |
Особенности комплектаций
Сложно говорить «базовая», когда речь идет о комплектации L322: даже в первые годы выпуска автомобиль оснащали очень богато. С момента запуска в производство были доступны комплектации SE, HSE и Vogue. В список стандартного оснащения входили электропривод сидений и рулевой колонки, двухзонный климат-контроль, люк и полностью кожаная обивка сидений. Расширенная отделка салона кожей и DVD-плеер были доступны как опции.
Первый рестайлинг добавил в список опций передние сиденья с вентиляцией, подогревом и максимальным набором электрорегулировок. Стандартных матов или нитей обогрева в сиденьях нет, подогрев и охлаждение работают благодаря элементам Пельтье, воздуховодам и вентиляторам. Такой подогрев работает деликатно, но при этом менее надежен. За доплату можно было заказать задний дифференциал с электронным управлением для версий с атмосферным и дизельным моторами, у компрессорной модели он входил в стандартное оснащение.
Второй рестайлинг не изменил подход к комплектации. Машины оснащали очень богато, а опциями можно было скорректировать небольшие нюансы отделки. В России после 2009 года продавали комплектации Vogue, Westminster, Supercharged и Autobiography. Еще были лимитированные версии Autobiography Black и Autobiography Ultimate Edition, но найти такую машину сложно.
У Vogue не было вентиляции передних сидений в базе и меньше поверхностей салона было обшито натуральной кожей. Эту комплектацию легко отличить по контрастному канту сидений. Как опцию можно было добавить аудиосистему Logic 7 HD с 14 динамиками. Более дорогие версии получили подогрев и вентиляцию всех сидений, систему адаптивного круиз-контроля и кожаную отделку потолка. Это оборудование можно было заказать и для Vogue — как отдельные опции.
Независимо от комплектации, в отделке салона, а в отдельных версиях и руля использовали натуральное дерево. Климат-контроль мог быть трехзонным, а за доплату — четырехзонным. На версию Autobiography ставили измененные бамперы и решетки, но их можно было заказать как опцию и для других комплектаций.
Опции, которых не бывает в L322. Из описания выше может показаться, что все возможные системы комфорта уже были в Range Rover последних лет выпуска. Это не совсем так. Вот какие опции недоступны с завода ни в одной из комплектаций.
Комфортный доступ. Двери всегда придется открывать кнопкой на брелке. Если вы видите в продаже машину с системой бесключевого доступа, это не заводское оборудование. Часто автовладельцы ставят сигнализацию с функцией «свободные руки» или используют запчасти от других моделей Range Rover.
Электропривод багажника. Дверь багажника состоит из двух частей: нижнего борта и двери со стеклом. Они не имеют приводов и открываются только вручную.
Музыка через блютус. В машинах есть блютус-модуль, но только для телефонных звонков. Невозможно проигрывать музыку с телефона. В продаже есть блютус-модули с подключением в штатный разъем для iPod за 3—10 тысяч рублей. С таким модулем все работает как родное, даже кнопки на руле для переключения треков.
На что обращать внимание перед покупкой
В первую очередь — на свою готовность к существенным тратам на автомобиль. Не получится купить премиальный внедорожник по цене скромного кроссовера и с такой же скромной стоимостью владения. Несмотря на надежность основных агрегатов, содержание Range Rover не будет бюджетным — и вот почему.
Расход топлива. Бензиновые версии в городском режиме расходуют 15—25 л 95-го бензина, дизельные — 11—16 л на 100 км. По замерам многих владельцев, бортовой компьютер занижает показания расхода на 1—3 л на 100 км.
Стоимость ТО. Базовое обслуживание — замена масла, масляного, воздушного, салонного фильтров — в профильном сервисе стоит около 20 тысяч рублей. Это связано с объемом заливаемого моторного масла: в двигатели V8 его требуется 8 л. Большое обслуживание с заменой масла в АКПП, раздаточной коробке и заднем дифференциале увеличит расходы до 60—70 тысяч рублей.
Размер и цена резины. Минимальный размер колесных дисков — 18 дюймов, а в богатых комплектациях машины оснащались 20-дюймовыми колесами. Сэкономить и поставить колеса меньшего диаметра можно не всегда. Например, у второго рестайлинга с компрессором из-за размера тормозов минимальный размер дисков — 20 дюймов. Это значит, что комплект новой резины известного бренда обойдется минимум в 60 тысяч рублей, а может стоить и больше 100 тысяч.
Не рекомендую покупать «Маму» без диагностики в профильном сервисе. Это должен быть специализированный сервис Land Rover, мастер мультибрендовой станции вряд ли знает все слабые места машины. Специалист легко определит причину запотевания патрубка или течи масла и сможет рассчитать стоимость устранения неисправности.
Но отправлять на проверку в сервис каждый автомобиль может быть дорого. Вот на что стоит обратить внимание при самостоятельном осмотре.
История обслуживания. Многих проблем с Range Rover можно избежать, если предыдущий владелец не экономил на обслуживании. Например, ресурс пневмобаллонов подвески значительно выше, если их регулярно чистить. Мотор не перегреется, если регулярно мыть радиаторы, эта простая операция позволит избежать переборки двигателя и сэкономить более полумиллиона рублей. Лучше поискать машину с уже устраненными «болячками» или сразу учитывать стоимость их устранения в цене покупки.
Состояние задних арок и крышки багажника. Кромка задних крыльев подвержена коррозии, которую легко заметить по пузырям краски. Избежать этого почти невозможно, но внимательный хозяин может регулярно делать антикор и раз в несколько лет подкрашивать проблемные зоны — не самостоятельно, руками грамотных кузовщиков. Сильно ржавеет и крышка багажника. Влага скапливается внутри, и со временем ржавчина выходит наружу — краска с нижней кромки отслаивается. Проблему невозможно устранить полностью, деталь иногда придется перекрашивать, а это требует тщательной подготовки. В зависимости от количества ржавчины придется потратить от 20 до 50 тысяч рублей.
Холодный запуск мотора. Попросите продавца показать вам машину после ночной стоянки. Медленный и проблемный запуск дизеля может быть сигналом к замене свечей накала. Это обойдется в 15—30 тысяч рублей. Повышенный шум бензинового двигателя 5,0 при холодном пуске — признак износа цепи ГРМ. Могут быть и другие причины, но если потребуется замена цепи, счет в сервисе составит примерно 160—180 тысяч рублей.
Работа пневмоподвески. Попросите в сервисе показать вам, как работает изменение высоты пневмоподвески исправного Range Rover. При осмотре попросите опустить и поднять автомобиль до крайних положений. Если подъем занимает значительно больше времени, чем спуск, или поднимается только задняя часть автомобиля, ремонт будет стоить не менее 20 тысяч рублей.
Проверка всех электрических систем. Не ленитесь проверить абсолютно все функции автомобиля: электростеклоподъемники, складывание и регулировку зеркал, все освещение, подогрев и вентиляцию сидений, а также их регулировку. Возраст машины и неаккуратное обращение могут быть причинами скрытых дефектов. Например, оригинальный вентилятор обдува в сиденье стоит 27 тысяч рублей, а точно такая же деталь от Ford — около 14 тысяч. Еще придется заплатить за работы по его замене.
После прочтения последней главы может показаться, что покупка Range Rover L322 финансово безграмотна. Если сравнивать с содержанием условного Nissan или Kia возрастом 3—5 лет, это действительно так. Но если вы ищете определенный уровень оснащения, комфорта и ходовых качеств, то альтернативу с таким бюджетом не найти.
Range Rover младше 5 лет — четвертого поколения, это 2019 год. Вариант с небольшим пробегом будет стоить не меньше 8 млн рублей. Автомобиль второго рестайлинга сможет порадовать и в городе, и в дальних путешествиях. А главное — он не выглядит и не ощущается устаревшим.
Запомнить
- Покупать подержанный автомобиль премиальной марки по минимальной цене — плохая идея. Хорошие машины стоят дорого, как и их обслуживание.
- Покупать дорестайлинговые Range Rover третьего поколения — плохая идея, у них неудачные моторы. Лучше выбрать машину последних лет выпуска, после второго рестайлинга.
- Купить «живой» экземпляр Range Rover L322 последних лет выпуска можно примерно за 1,8—2,5 млн рублей.
- Обращайтесь только в специализированные сервисы марки Land Rover, но не к официальным дилерам. В обслуживании этих машин есть много нюансов, о которых знают только специалисты.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil