Я потратила полтора месяца, помогла снять с чужого авто ограничения на регистрацию и подарила 17 580 Р страховой.

В июле 2021 года я получила права и собралась покупать первый автомобиль, а в ноябре стала владельцем Шкоды Рапид 2019 года. До этого я почти приобрела машину у перекупщика: на прошлом владельце числились неоплаченные штрафы, у авто были ограничения на регистрацию и четыре расчета ремонтов по ДТП.

Расскажу, как потратила время и деньги на сомнительную машину, почему сорвалась сделка и что я купила в итоге.

Моя первая машина — Шкода Рапид 2019&nbsp;года за 1 235 000 <span class=ruble>Р</span>
Моя первая машина — Шкода Рапид 2019 года за 1 235 000 Р

Как я искала машину

Я была начинающим водителем и очень хотела ездить на собственном автомобиле, но точно не знала, какой лучше брать. За помощью обратилась к знакомому специалисту, который давно занимается машинами и держит свою мастерскую. Он не отказал и помогал мне до тех пор, пока я не стала автовладельцем.

Мы вместе посмотрели, что есть на рынке, и в итоге остановились на двух моделях: Шкоде Рапид и Киа Церато. Изначально я ориентировалась на бюджет в 800 000 Р, а специалист советовал Шкоду и Киа как бюджетные, но качественные автомобили. Мне самой тоже нравилась Шкода. До этого я несколько раз ездила на машинах этой марки, и они показались мне комфортными.

Сначала я планировала купить новое авто, но в дилерских центрах не было нужной комплектации. Везде говорили, что ждать придется минимум четыре месяца, а за это время стоимость вырастет.

Я решила искать подержанные авто в салонах и по объявлениям. Посоветовалась со знакомым и определила требования к автомобилю:

  1. Пробег до 80 000 км. Мне говорили, что после 100 000 км многие детали изнашиваются.
  2. Машина не была в ДТП.
  3. Автомобиль исправен и не требует вложений.
  4. Не больше двух владельцев в ПТС.
  5. Коробка-автомат.
  6. Бюджет 800 000 Р. В этом сегменте было совсем мало хороших объявлений, и позже я подняла планку до 1 200 000 Р.

Поиск в автосалонах. Сначала я искала автомобили только там, потому что слышала о разных схемах мошенничества и боялась, что частники обманут с документами, продадут залоговое авто или машину с ограничениями на регистрацию. Я понимала, что автомобили в салонах тоже нужно тщательно проверять, но предполагала, что юридических проблем с ними не будет.

Я искала объявления официальных дилеров и серых автосалонов, посмотрела примерно восемь машин, но не нашла хороших вариантов.

Какие проблемы возникали:

  1. В объявлениях почти не было информации о состоянии авто, по телефону ее тоже сообщали не всегда. На деле у машин было много нюансов. Например, я приехала смотреть Киа Церато, и оказалось, что она уже ржавеет, хотя на фотографиях коррозии не было и о ней умолчали по телефону.
  2. Почти у всех автомобилей находились серьезные дефекты. У Шкоды, которую я смотрела в другом салоне, было много некачественно окрашенных элементов, а в подвеске что-то стучало. Большинство огрехов было видно невооруженным глазом или о них на месте сообщал менеджер. Думаю, на самом деле их было больше.
  3. Иногда уже в салоне мне говорили, что продали машину, хотя я звонила по объявлению в тот же день или накануне. Позже мне рассказали, что это классическая практика серых дилеров: объявление с хорошей машиной по низкой цене — не более чем способ завлечь доверчивого покупателя, а потом продать какой-нибудь битый и очень плохо отремонтированный товар в кредит на кабальных условиях.

У поиска по салонам был и плюс: я твердо решила остановиться на Шкоде Рапид. Специалист меня поддержал, поскольку у Киа больше проблем с кузовом. По его словам, на заводе не уделяют внимание днищу и лонжеронам, поэтому после покупки эти места нужно сразу обрабатывать.

Мне объяснили, что у Шкоды тоже есть слабые места на кузове: их нужно сразу защищать бронепленкой, чтобы в будущем не возникло коррозии.

Поиск по объявлениям. Я решила смотреть машины на «Авто-ру» и «Авито». Там были интересные варианты, но их быстро продавали, и звонить приходилось каждый день.

Если объявление нравилось, я связывалась с продавцами и выясняла нюансы: было ли ДТП, есть ли крашеные детали, что ремонтировали, как эксплуатировали и что потребует вложений. Отдельно уточняла, кто владелец, — и если продавал не хозяин, выясняла, есть ли генеральная доверенность. Понятно, что в разговоре продавец мог сказать не все, но уже на этом этапе я часто отказывалась.

Если меня все устраивало, я ехала на осмотр со специалистом. Он проверял автомобили по двум критериям:

  1. Состояние кузова и ЛКП: проверял места, которые чаще всего ржавеют, и искал следы ремонта кузова. Правда, делал это на глаз, у него не было толщиномера.
  2. Состояние двигателя, КПП и ходовой. Специалист смотрел, чтобы на двигателе не было подтеков и явных признаков того, что его плохо обслуживали. Ходовую тоже осматривал на месте, чтобы исключить потекшие амортизаторы, повреждения пыльников и люфт подшипников. Еще садился за руль и проверял состояние агрегатов в движении.

Я вовремя отказалась от нескольких проблемных машин. Первый автомобиль специалист сразу признал «уставшим»: на нем уже облупилась краска, а царапины и потертости указывали на интенсивную и не очень бережную эксплуатацию. Все, кроме крыши, нужно было перекрашивать. А еще закралось подозрение, что заявленный пробег в 89 000 км скрутили. Автомобиль требовал дополнительных вложений, и я решила искать дальше.

Это первый автомобиль, который я смотрела со специалистом
Это первый автомобиль, который я смотрела со специалистом
По телефону продавец сказал, что у машины нет нюансов, кроме царапин и сколов, но в жизни ее состояние не соответствовало 89 000&nbsp;км пробега
По телефону продавец сказал, что у машины нет нюансов, кроме царапин и сколов, но в жизни ее состояние не соответствовало 89 000 км пробега

Как я почти приобрела авто у перекупщика

В этой истории многое пошло не так из-за моей неопытности и желания скорее купить машину. Сейчас я знаю, какие ошибки совершила, и отдельно расскажу о своих выводах.

На сайтах объявлений я нашла Шкоду Рапид, которая подходила подо все мои критерии. Продавец писал, что автомобиль не был в ДТП и не требует вложений, при этом фактически на ней ездил один собственник. Главное, что меня подкупило, — цена: 635 000 Р за явно неплохой вариант.

Я созвонилась с продавцом — он подтвердил, что авто в хорошем состоянии и не требует вложений. Был нюанс: продавец представился сыном владельца, а сделку купли-продажи планировал проводить по доверенности, которую отец оформил на знакомого. Но на тот момент меня это почему-то не насторожило. Я хотела поскорее убедиться, что машина в порядке и ее можно покупать.

Автомобиль, который я чуть не купила
Автомобиль, который я чуть не купила

На встречу с продавцом я снова пришла со знакомым специалистом. Он осмотрел автомобиль и не нашел серьезных недочетов, только царапины и небольшие вмятины на крыше. Также мы прокатились и послушали, как ведут себя трансмиссия и подвеска, — на первый взгляд все было в порядке.

Так как продавец не предупредил, что у машины есть дефекты ЛКП, я попросила скинуть 25 000 Р. Тот обещал переговорить с собственником и в тот же вечер сообщил, что согласен.

Как потратила время и деньги. Дома я сразу решила проверить автомобиль на юридическую чистоту и заказала отчёт на двух сайтах. Оказалось, что у собственника есть ограничения на регистрацию и неоплаченные штрафы в 60 000 Р и 85 000 Р в разных отчетах. Также выяснилось, что машину несколько раз ремонтировали, красили детали кузова, а пробег в одном из отчетов был вдвое больше, чем в объявлении.

Сейчас я знаю, что мне стоило насторожиться: информация из отчетов не совпадала с тем, что говорил продавец. Однако я уже потратила много времени на поиск и хотела поскорее сесть за руль своей машины, поэтому решила пойти дальше.

Сначала я отправила отчеты специалисту. Он сказал, что машина наверняка попадала в ДТП, но ремонт был некритичным — автомобиль можно покупать. Я обратила внимание на большой пробег в одном из отчетов. Знакомый предположил, что цифра неточная, хотя и допустил, что его скрутили.

Затем я созвонилась с продавцом. Тот знал о штрафах, но заверил, что их уже оплатили. Ограничениям на регистрацию он удивился, но пообещал разобраться.

Я все еще хотела купить именно это авто: машины дорожали, а хорошие варианты быстро раскупали. Поэтому я попросила знакомого юриста помочь разобраться с ограничениями на регистрацию.

Сначала мы предположили, что их наложили из-за штрафов, но юрист сказала, что такой суммы недостаточно для запрета. К тому же продавец не соврал о штрафах: их действительно выплатили, это подтвердили в службе судебных приставов.

Еще ограничения на регистрационные действия может наложить суд. Продавец вспомнил, что владелец был ответчиком по гражданскому делу, хотя не мог сказать, в чем оно заключалось.

В отчете писали, что ограничения наложили по решению Приморского районного суда Санкт-Петербурга. На сайте суда мы нашли решение по номеру дела и ФИО владельца, которое тоже было в отчете. Выяснилось, что тот задолжал банку по кредиту, но производство по делу уже прекратили.

В отчете по автомобилю фигурировало определение суда, который наложил ограничения на регистрацию
В отчете по автомобилю фигурировало определение суда, который наложил ограничения на регистрацию

Я еще раз поговорила с продавцом: он сообщил, что собственник выплатил кредит и после получил определение суда о снятии ограничений. Он считал, что эти данные автоматически попадают в ГИБДД, но тогда их все еще нужно было подавать самостоятельно.

Определение суда продавец найти не смог, но пообещал получить его заново и снять ограничения. Дальше происходило странное: продавец ездил к приставам, в МРЭО и снова к приставам, хотя я говорила, что нужно обращаться в суд. В итоге он несколько раз съездил и в суд, но так и не смог получить определение — при этом я не понимала, как это вообще возможно без генеральной доверенности.

Так прошло полтора месяца. Процесс затянулся, потому что еще действовали ковидные ограничения и попасть в госучреждения можно было только по записи: например, на визит в суд продавец записывался за две недели.

Наконец я попросила своего юриста снять ограничения. Она созвонилась с продавцом и попросила контакты человека с генеральной доверенностью — они вместе получили в суде копию решения по делу, дождались дежурного судьи, которая заверила копию, поставили круглую печать и поехали в МРЭО. В ГИБДД нашли дело и внесли информацию в базу данных. Так мой юрист сняла ограничения за день.

Продавец уступил еще 10 000 Р, чтобы нас отблагодарить, и мы договорились заключить сделку в ближайшее время. Также он попросил заранее оформить ОСАГО, чтобы мы могли подписать ДКП и сразу поставить машину на учет.

В тот момент я еще переживала, что сделка не состоится, но в страховой компании меня заверили, что деньги за полис можно вернуть. Так я купила ОСАГО на все еще не мой автомобиль. В страховой сказали, что так можно, и просто внесли в полис данные из фотографии СТС на телефоне.

Чем все закончилось. По совету юриста я попросила у продавца телефон владельца машины — тот отказался его давать и сообщил, что подписи хозяина уже будут в договоре. Мне показалось, что такой ДКП легко расторгнуть, и я предложила, чтобы на сделку пришел человек с генеральной доверенностью. Мы ему позвонили, но он утверждал, что находится не в городе.

Чуть позже продавец сказал, что занят и не сможет в ближайшие дни выйти на сделку. А потом написал, что продал автомобиль другому покупателю.

Уже накануне сделки я поняла, что это были перекупщики. Скорее всего, они решили со мной не связываться: я настаивала, чтобы ДКП подписали корректно, к тому же они знали, что у меня есть знакомый юрист. В конце концов продавец остался в плюсе: мы бесплатно сняли ограничения на регистрацию.

Деньги за ОСАГО мне в итоге не вернули. В страховой сообщили, что это возможно в трех случаях: у машины сменился собственник, владелец утратил автомобиль или умер. Когда я покупала полис, мне об этом не сказали. А поскольку я вообще не была владельцем, у страховой не было законных оснований возвращать деньги.

В полисе меня записали собственником, хотя я не владела машиной
В полисе меня записали собственником, хотя я не владела машиной

Что пошло не так

Я покупала автомобиль впервые и не обратила внимания на многие детали, которые сейчас кажутся очевидными. Мне стоило сразу отказаться от этого варианта и поискать другой.

Я благодарна знакомому специалисту, который посоветовал мне конкретные модели авто и ездил со мной на осмотр. Он помог сразу отказаться от машин, которые потребуют вложений, а автомобиль, который я чуть не купила, в целом был исправным. Кроме того, мне очень помогла юрист: благодаря ее советам я в итоге не купила автомобиль, с которым могли возникнуть проблемы.

Мне стоило чуть больше разобраться в рынке, а лучше — обратиться к профессиональным подборщикам. Знакомый специалист не скрывал, что машина с изъянами, но считал, что она стоит своих денег. К тому же он не стал бы настойчиво отговаривать от покупки, так как видел, что я хочу поскорее ездить на своем автомобиле.

Вот что должно было меня насторожить.

Заниженная стоимость авто. Владелец сразу согласился на торг, хотя цена и так была ниже аналогичных моделей на рынке.

Поведение и слова продавца. Он явно пытался произвести впечатление: представился врачом и упоминал свое высшее образование. При этом человек путался в фактах, не знал про гражданский судебный процесс и умолчал о штрафах. Если бы я заранее разобралась, как работают перекупщики, то поняла бы все еще по телефону: было достаточно узнать, что у продавца и его «отца», владельца машины, разные фамилии.

Четыре кузовных ремонта. Я искала машину, которая не попадала в ДТП, но по отчетам кузов автомобиля несколько раз ремонтировали по ОСАГО. Вероятно, серьезных повреждений действительно не было — но продавец должен был о них рассказать.

Разный пробег в объявлении и отчете. Один из отчетов показал пробег в 128 226 км. Меня должно было насторожить, что он почти вдвое больше заявленного.

Юридические проблемы. В объявлении продавец указал, что автомобиль «юридически чист», хотя отчет показал неоплаченные штрафы и ограничение на регистрацию.

Как я все-таки купила машину

После неудачи с перекупщиками я продолжила смотреть объявления и нашла на «Авто-ру» Шкоду Рапид 2019 года с двигателем 1,6 л. Она стоила довольно дорого — 1 235 000 Р, но понравилась по фото и описанию.

Я созвонилась с продавцом, уточнила детали и договорилась о встрече. На месте мы со знакомым спецом осмотрели автомобиль со всех сторон, прокатились и не нашли ничего, кроме скола на лобовом стекле. У машины не было крашеных деталей, вмятин и царапин, она не была в ДТП, в движении ничего не шумело. Специалист признал, что она в отличном состоянии.

Объявление идеально подходило под&nbsp;мой запрос
Объявление идеально подходило под мой запрос
У авто был один владелец и всего 26 000&nbsp;км пробега
У авто был один владелец и всего 26 000 км пробега

Я понимала, что продавец завышает стоимость: Рапид 2021 модельного года вместе с дополнительным оборудованием в октябре 2021 года отдавали за 1,4—1,5 млн рублей. Но мне многое понравилось:

  1. Автомобиль был почти новым: продавец купил его в апреле 2020 года и успел отъездить всего 26 000 км.
  2. У авто был один владелец, который хорошо за ним ухаживал.
  3. Собственник ответил на все вопросы, но ничего не приукрашивал и вообще мало говорил.
  4. Салон ощущался как новый — это замечали все, кто ездил со мной после покупки. Мне было приятно покупать ухоженную машину.
  5. Продавец проходил ТО у дилера и передал мне сервисную книгу с историей обслуживания. Автомобиль на гарантии до 2023 года.
  6. Цвет машины: я с самого начала хотела купить черную или синюю.
  7. Владелец дополнительно установил громкую связь, четыре электростеклоподъемника и бортовой компьютер.

Перед покупкой я снова заказала отчет на сайте: все данные совпали с объявлением и ответами продавца, у автомобиля не было ограничений на регистрационные действия, он не попадал в ДТП, не был в розыске или залоге и не числился в такси.

Отчет подтвердил, что с машиной всё в порядке
Отчет подтвердил, что с машиной всё в порядке

Как заключали сделку. Я попросила владельца поехать со мной в МРЭО, чтобы в его присутствии поставить автомобиль на учет — так мне было спокойнее. Перед сделкой юрист предложила провести оплату через банковскую ячейку: мы бы прописали в ДКП, что продавец получит деньги, когда я поставлю машину на учет. Продавец согласился, но мы не успевали попасть в банк после МРЭО и в итоге решили перевести деньги на счет сразу, как подпишем ДКП.

В день покупки я сверила VIN, убедилась, что на автомобиле нет новых сколов и вмятин, а продавец привез все, что шло в комплекте с авто: запасное колесо, болты, баллонный ключ, домкрат и сервисную книгу. Еще я согласилась купить у прошлого владельца чехлы из экокожи за 3000 Р. После мы пошли в банк, подписали ДКП, акт приема-передачи и оформили расписку.

Деньги я внесла наличными на счет продавца, чтобы не платить комиссию за перевод. Для этого мне понадобилось заранее заказать нужную сумму в банке.

В этот раз я разобралась с ОСАГО без визита в офис: так я смогла забрать полис в тот же день и сразу поставить машину на учет. Также оформила каско — без франшизы застраховала автомобиль от ущерба, полной гибели и угона. ОСАГО обошлось в 17 700 Р, каско — в 90 000 Р.

На регистрацию записывалась через госуслуги. Пошлины оплатила там же, потратила 910 Р. В ГИБДД попросили продавца расписаться в ПТС, осмотрели машину, проверили номера и выдали новые документы. Домой я уехала уже на своем авто.

Потратила сразу после покупки автомобиля — 111 610 Р

Каско 90 000 Р
ОСАГО 17 700 Р
Чехлы из экокожи 3000 Р
Постановка на учет в ГИБДД 910 Р
Каско
90 000 Р
ОСАГО
17 700 Р
Чехлы из экокожи
3000 Р
Постановка на учет в ГИБДД
910 Р
Фотографии уже моей машины. На ней стоят новые летние шины, диски и колпаки
Фотографии уже моей машины. На ней стоят новые летние шины, диски и колпаки

Как я обслуживала автомобиль

6 января 2022 года я прошла у дилера плановое сервисное обслуживание за 22 600 Р. За эти деньги мне заменили масло, свечи, фильтры и лампу в заднем фонаре.

В комплекте с машиной отдавали только зимнюю резину Yokohama и неоригинальные диски. Дополнительно я приобрела у дилера летнюю резину Nordman за 22 800 Р, оригинальные стальные диски за 18 000 Р и колесные колпаки Costa за 7758 Р.

ТО-2 и колеса — 71 158 Р

Тип работ Что делали Стоимость
Ремонт, работы и запчасти Работы по замене лампы 620,8 Р
Лампа заднего фонаря 367,63 Р
ТО, работы и запчасти Работы по ТО 7949,61 Р
Моторное масло 5W-40, 5 л 5620,18 Р
Свечи зажигания, 4 шт. 2816,88 Р
Салонный фильтр 2051,55 Р
Масляный фильтр 931,20 Р
Присадка к топливу 924,41 Р
Воздушный фильтр 644,06 Р
Сливная пробка поддона двигателя 311,37 Р
Прокладка маслосливной пробки 205,64 Р
Расходные материалы 156,65 Р
Шины, колеса, декоративные колпаки Зимние шины Nordman 22 800 Р
Оригинальные стальные диски 18 000 Р
Колпаки на колеса Costa 7758 Р
Ремонт, работы и запчасти
Работы по замене лампы
620,8 Р
Лампа заднего фонаря
367,63 Р
ТО, работы и запчасти
Работы по ТО
7949,61 Р
Моторное масло 5W-40, 5 л
5620,18 Р
Свечи зажигания, 4 шт.
2816,88 Р
Салонный фильтр
2051,55 Р
Масляный фильтр
931,20 Р
Присадка к топливу
924,41 Р
Воздушный фильтр
644,06 Р
Сливная пробка поддона двигателя
311,37 Р
Прокладка маслосливной пробки
205,64 Р
Расходные материалы
156,65 Р
Шины, колеса, декоративные колпаки
Зимние шины Nordman
22 800 Р
Оригинальные стальные диски
18 000 Р
Колпаки на колеса Costa
7758 Р
Заказ-наряд, работы и запчасти, ТО-2
Заказ-наряд, работы и запчасти, ТО-2
Следующее техобслуживание буду снова проходить на дилере через 10 000&nbsp;км
Следующее техобслуживание буду снова проходить на дилере через 10 000 км

Итоги и выводы

Я потратила четыре месяца, чтобы найти свой первый автомобиль. Для меня это был рискованный эксперимент, потому что я никогда раньше не покупала машины и не знала многих нюансов. Я благодарна знакомым специалистам за помощь: без них я бы не рискнула покупать авто и не нашла хороший вариант.

За время поиска цены выросли, мне пришлось поднять бюджет с 800 000 Р до 1 200 000 Р. В итоге я купила машину по завышенной цене, но не жалею об этом: она в отличном состоянии, не требует вложений и стоит на гарантии до 2023 года. Я рада, что все-таки не купила автомобиль у перекупщиков.

Машина мне обошлась в 1 235 000 Р. На страховки и ее содержание я потратила 182 868 Р.

Какие выводы я сделала:

  1. Лучше заказывать отчет по автомобилю до осмотра: если бы я сразу узнала об ограничениях на регистрацию, то вообще не связалась бы с перекупщиками. Важно, чтобы продавец прислал фотографию VIN: на ней может быть фрагмент из ПТС, СТС или деталь кузова, на которой он есть. Некоторые сервисы позволяют опубликовать объявление с подставным VIN, и если брать его с сайта, то можно стать жертвой мошенников.
  2. Обязательно проверяйте техническое состояние авто. Часть проблем можно узнать из отчета: если владелец обращался в страховую компанию, сохранится информация о ремонтных работах. Может выясниться, что из-за ДТП ремонтировали кузов.
  3. Если продавец представляется родственником владельца — вероятно, он перекупщик.
  4. Прежде чем подписать ДКП, проверьте VIN машины и убедитесь, что продавец привез все, что идет с ней в комплекте.
  5. Если беспокоитесь, что автомобиль не получится поставить на учет, попросите продавца поехать с вами в ГИБДД.

Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.