Как выбрать мотошлем
Черепно-мозговые травмы — основная причина смерти мотоциклистов при ДТП.
Если водитель мотоцикла носит шлем, это снижает вероятность погибнуть на 37%, а получить серьезные травмы головы — на 69% .
Поэтому шлем — главный элемент защитной экипировки мотоциклиста. Но не только: это также неотъемлемая часть общего стиля, которая подчеркивает индивидуальность и статус водителя.
Расскажу, как устроен шлем, какие бывают типы и особенности для разных видов мотоспорта, на что обращать внимание и как правильно выбирать.
Что вы узнаете
Как устроен мотошлем
Мотошлем состоит из нескольких частей. Каждая из них выполняет свою функцию.
Внешняя оболочка защищает внутренние части шлема и голову мотоциклиста от острых предметов. Это может быть простая «скорлупа» или сложная составная конструкция с различными аэродинамическими элементами — спойлерами и воздуховодами вентиляции. Некоторые спортивные шлемы испытывают в аэродинамических трубах при разных скоростях и под разными углами к потоку воздуха.
Внешнюю оболочку бюджетных шлемов отливают под давлением из термопласта, чаще всего из поликарбоната. Его сложно проколоть, пробить или прорезать: это очень прочный материал, из которого, например, делают пуленепробиваемые окна бронированных автомобилей.
У более дорогих моделей оболочка многослойная, из композитных материалов. Чтобы ее изготовить, ткань из стекловолокна, углеволокна или кевлара пропитывают эпоксидными смолами. Потом оболочку красят или полируют, чтобы через прозрачную смолу был виден характерный плетеный рисунок карбона или кевлара, покрывают наклейками и лакируют. Но иногда углеволокно — карбон — наклеивают на литую оболочку, чтобы шлем выглядел более дорогим. Поэтому довольно сложно судить об уровне шлема по внешнему виду.
Энергопоглощающий слой из вспененного полистирола выполняет несколько функций. Главная из них — поглотить энергию удара и тем самым спасти мотоциклиста от травмы или уменьшить ее последствия. Этот слой также фиксирует шлем на голове и не позволяет ему болтаться.
Подкладка из мягкой ткани, плюша или кожи — внутренний слой шлема. Она приятна на ощупь и делает шлем комфортным. Ее можно снять, чтобы постирать. В некоторых шлемах часть подкладки делают надувной — ее подкачивают маленьким встроенным насосом, чтобы шлем сидел «как влитой».
Застежка — это два небольших ремня на внешней оболочке, которые удерживают шлем на голове. Два основных типа застежек — микрометрическая пряжка и двойные полукольца, или D-ринг.
Двойные полукольца, D-ринг, DD, — простая, надежная и проверенная временем конструкция. Ее до сих пор используют в профессиональных шлемах для авто- и мотоспорта: другие застежки там запрещены. Но чтобы застегнуть ее, нужен навык, сделать это вслепую руками в перчатках довольно сложно.
В большинстве «гражданских» шлемов используют микрометрическую застежку, или «трещотку». Она состоит из язычка с несимметричными зубьями и пряжки с храповиком — подпружиненным фиксатором. Застегнуть и затянуть трещотку легко даже тому, кто делает это впервые, или одной рукой — достаточно вставить язычок в пряжку на нужную глубину. Чтобы расстегнуть, нужно потянуть за ремешок на фиксаторе.
Визор — прозрачное «забрало». Он защищает глаза райдера от пыли, ветра, дождя и солнца. Визор есть на интегралах и модулярах , а вот на многих открытых шлемах его нет.
На визорах спортивных шлемов есть крепления для установки одноразовых пленок, которые гонщик отрывает по мере загрязнения, чтобы сохранить видимость. На визорах дорожных шлемов таких креплений нет, обычным мотоциклистам они не нужны.
Визор может быть прозрачным или тонированным — чтобы в яркую солнечную погоду глаза не уставали. Но использовать темные визоры ночью может быть небезопасно, поэтому в Европе тонировка более 50% запрещена. В некоторые модели шлемов встраивают солнцезащитные очки — санвизоры. При ярком солнечном освещении их можно выдвинуть, а ночью — убрать в специальную нишу в оболочке шлема.
Чтобы в холодную погоду визор не запотевал от дыхания мотоциклиста, на нем часто делают крепления для пинлока — тонкой прозрачной вставки с силиконовым уплотнением по периметру. Пинлок вместе с визором образуют двойное остекление, внутренняя часть которого остается теплой и не запотевает. На некоторые дорогие модели визоров пинлок можно не ставить: там есть внутреннее покрытие, которое поглощает влагу и не дает воде собираться в капли. Ночью пинлок использовать не рекомендуют — он уменьшает светопропускание визора примерно на 20%, а огни фар и фонарей раздваиваются — это может дезориентировать водителя.
Система экстренного снятия позволяет отстегнуть и вынуть боковые подушки из нижней части шлема — чтобы быстро снять шлем с пострадавшего мотоциклиста и при этом не повредить шею и позвоночник. Есть не во всех шлемах.
Козырек на шлемах для внедорожных видов мотоспорта защищает спортсмена от камней и грязи, которые вылетают из-под колес других мотоциклов. Ставят козырьки и на открытых шлемах — как элемент стиля и защиту от солнца.
Гарнитура дает возможность разговаривать на ходу, слушать музыку или указания навигатора. Во многих современных шлемах в слое вспененного полистирола предусматривают места для динамиков, микрофона и проводов. Установить гарнитуру легко самостоятельно — достаточно снять подкладку шлема. Реже можно встретить шлемы с интегрированной гарнитурой.
Трубка для питьевой воды. Чтобы пилот мог утолить жажду, не отвлекаясь от гонки, в некоторых спортивных шлемах есть трубка для питьевой воды. Емкость с водой устанавливают в «горб» комбинезона или в рюкзак. В обычные городские шлемы такую трубку не ставят.
Какие бывают виды шлемов и для чего они предназначены
Для разных видов мотоспорта и разных ситуаций используют разные типы шлемов. Но в основе всех типов — три основные конструкции: открытые шлемы, интегралы и модуляры. Открытые шлемы — это каски, которые защищают верхнюю часть головы и частично боковые, но не защищают подбородок. Полностью закрытые — интегралы — обеспечивают полную защиту. В комбинированных шлемах — модулярах — нижнюю часть можно откинуть вверх или назад, превратив его из закрытого в открытый.
Внедорожный шлем для мотокросса или дуалспорта — закрытый, с выдвинутой вперед «челюстью» для лучшей защиты при прямых падениях и с козырьком, который защищает от камней и грязи из-под колес других мотоциклов. На обычных дорогах такой шлем использовать небезопасно: при падении на гладком асфальте мотоциклист будет скользить, «челюсть» может зацепиться за неровности и привести к дополнительным травмам головы.
Дорожный шлем — это удобный интеграл или модуляр. У модуляра с подъемной нижней частью — такую конструкцию называют «флип-ап» — большая парусность, и если на мотоцикле нет хорошей ветрозащиты, он удобен в основном во время коротких остановок. А вот у модуляров с конструкцией «флип-бэк», где нижняя часть откидывается назад, нет таких проблем с аэродинамикой. Но оба типа модуляров, как правило, тяжелее, чем интегралы.
Открытый шлем можно использовать, если на мотоцикле стоит хорошая ветрозащита. Или если ездить достаточно медленно, чтобы ветер, пыль и насекомые не доставляли дискомфорта. На некоторые модели открытых шлемов можно установить ветрозащитную маску. С ней шлем похож на интеграл, но эта накладка не обеспечивает защиту при ударах.
Шлем для мотогонок. Это интеграл с улучшенной аэродинамикой и хорошим обзором вверх, чтобы видеть дорогу при сильном наклоне — в позе, типичной для гоночных мотоциклов.
Как проверяют и сертифицируют шлемы
Защитные свойства шлемов обязательно проверяют. Внутрь помещают голову манекена с датчиками ускорений, а затем бросают с разной высоты на специальные наковальни, чтобы имитировать условия различных столкновений. Если измеренные ускорения и их длительность меньше опасных для здоровья значений — на шлем выдают сертификат.
Есть несколько стандартов, по которым сертифицируют шлемы.
ECE 22 — правила Европейской экономической комиссии ООН № 22. Они действуют более чем в 50 странах, в том числе в России. В январе 2024 года вступила в силу шестая поправка этого стандарта — ECE 22-06, которая заменила пятую поправку ECE 22-05, действовавшую с 2005 года. Теперь производители, которые хотят получить сертификацию ECE 22, могут выпускать только шлемы, соответствующие новой версии. Но дилеры все еще продают шлемы, сертифицированные по ECE 22-05, и ездить в них можно — запрещать их не будут.
Шлемы испытывают в аккредитованных испытательных центрах — в какой-либо из стран, где действует стандарт ECE. В новом варианте стандарта программу тестов расширили — теперь, например, будут проверять, как защищает шлем с установленной заводской гарнитурой или камерой. А модуляры — шлемы с откидной «челюстью» — будут тестировать не только с опущенной нижней частью, но и с поднятой.
В тесте на удар в рамках старого стандарта шлем бросали с высоты 2,87 м на наковальни — плоскую и острую, имитирующую бордюрный камень. А в новой версии стандарта бросают с трех разных высот: 2,87, 3,43 и 1,84 м. Ввели и еще один новый тест — на скользящий удар: шлем падает с высоты 3,27 м на скошенную наковальню с шершавой поверхностью и закручивается.
В целом ECE 22-06 предусматривает более жесткие испытания, чем предыдущая версия, поэтому такие мотошлемы более безопасны. На сертифицированных по новому стандарту шлемах есть обозначение ECE 22-06 или ECE R 22-06, а по старому — ECE 22-05 или ECE R 22-05.
DOT — одобрение Министерства транспорта США, Department of Transportation. Производитель сам проверяет шлемы на соответствие стандарту FMVSS 218 — Federal Motor Vehicle Safety Standard № 218.
Шлемы несколько раз бросают с высоты 1,83 м на плоскую наковальню и с высоты 1,38 м — на полукруглую. Внешнюю оболочку проверяют на прочность, сбрасывая на шлем с высоты 3 м заточенный стальной лом массой 3 кг. Еще испытывают ремни и пряжки — на них навешивают груз в 136 кг.
Все данные, включая протоколы и видео испытаний, передают в подразделение министерства — администрацию скоростных автодорог, National Highway Traffic Safety Administration, которая и выдает сертификат. У NHTSA есть свои лаборатории, где могут закупить контрольные образцы и перепроверить данные производителя. Если обнаружат обман, то производителя или импортера ждут огромные штрафы.
SHARP, Safety Helmet Assessment and Rating Programme, программа оценки и рейтинга защитных шлемов. Это не обязательный государственный стандарт, а рейтинг, предложенный Министерством транспорта Великобритании. В рамках SHARP оценивают только шлемы, у которых уже есть сертификат ECE 22-05 или более новый ECE 22-06.
Образцы покупают в обычных магазинах, сами испытания такие же, как и в стандарте ECE, но с более жесткими критериями и собственной моделью оценок. Чтобы результаты были понятны обычным людям, SHARP использует пятизвездочную шкалу: чем больше у шлема звезд, тем лучше его защитные свойства.
Snell — стандарт, разработанный частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation, Мемориальным фондом Снелла. Фонд назвали в честь автогонщика Уильяма Снелла, который погиб в 1956 году от черепно-мозговой травмы во время гонки: шлем не смог его спасти, поскольку тогда защитная экипировка была значительно менее совершенной. Это добровольный стандарт с намного более высокими требованиями, чем у ECE 22 и DOT.
В лабораториях Snell тестируют шлемы для авто- и мотоспорта, велосипедные и детские — по расширенной программе: имитируют удары о различные поверхности, проверяют ремни и пряжки, жесткость подбородочной части и прочность визора.
FIM, Международная федерация мотоспорта, устанавливает свои требования к безопасности гоночной мотоэкипировки. Для дорожных шлемов жесткие стандарты FIM не обязательны. Гоночную экипировку, омологированную FIM по текущему стандарту FRHPhe-01, можно купить — она более безопасна, чем обычная дорожная. Но поскольку такие шлемы максимально облегчают, их оснащение, как правило, более бедное: возможно, там не будет дополнительной шумоизоляции или места под гарнитуру.
Как проверить сертификацию шлема. На шлемах, которые сертифицированы по стандартам ECE 22 или DOT, обязательно есть наклейка с обозначением сертификации, а по стандартам FIM — нашивка на ремне. Snell и SHARP — добровольные сертификации, но если шлем оценивался по этим стандартам, на нем тоже будет наклейка. Список всех сертифицированных Snell шлемов есть на сайте Фонда Снелла, а список омологированных по стандарту FRHPhe-01 FIM — на сайте Международной федерации мотоспорта.
Если уверенности в подлинности маркировки нет, можно проверить выбранную модель на сайте производителя шлема, а если производитель малоизвестен — посмотреть описание на крупных европейских маркетплейсах экипировки, например fcmoto.de. Если у шлема нет сертификата или о производителе ничего не известно — лучше выбрать другую модель.
Когда нужно менять шлем
Каждые 5—7 лет. Внешняя оболочка под действием ультрафиолета солнечных лучей становится более хрупкой, а вспененный полистирол энергопоглощающего слоя теряет свои свойства под действием влаги. Средний срок службы шлема — 5—7 лет, после этого лучше купить новый, даже если старый выглядит совершенно целым.
После любого серьезного удара. Даже после сильных ударов прочная внешняя оболочка может остаться целой и сохранить свою форму — почти всю энергию поглощает слой пенополистирола. В месте удара энергопоглощающий слой разрушается и теряет свои свойства. Внешне это может быть совершенно незаметно, но такой шлем уже не защищает мотоциклиста. Поэтому шлем считают одноразовым элементом экипировки — после сильных ударов его необходимо заменять на новый, даже если видимых повреждений нет. А еще это веская причина отказаться от покупки б/у шлема.
Как правильно выбрать шлем
Перед тем как начать выбирать мотошлем, нужно примерно представлять:
- где и в каких условиях в нем будут ездить;
- на чем будут ездить;
- какие характеристики важнее всего;
- какие опции нужны;
- какой бюджет выделили на шлем.
Например, я регулярно тренируюсь на гоночном треке, и для меня самые важные характеристики — это масса шлема и обзор. Поэтому все мои шлемы — «пустые», с минимумом опций, но легкие, с хорошей аэродинамикой и обзором вверх. И с «гоночным» допуском — чтобы в них можно было выступать на соревнованиях.
А моему другу, который ездит в мотопутешествия, проще не снимать шлем на частых остановках. Но ему важно, чтобы шлем был тихий и комфортный. Поэтому он выбрал модуляр с хорошей звукоизоляцией и встроенными динамиками — чтобы слушать музыку.
Вот основные правила, которые помогут выбрать мотошлем.
Не выбирать только по каталогу. Даже самый дорогой шлем уважаемого производителя со множеством функций может просто не подойти. Размеры и форма матриц у разных производителей немного различаются. Шлемы одного размера, но разных моделей одного и того же производителя могут сидеть очень по-разному. Нужно учитывать и то, что у каждого человека есть анатомические особенности. Поэтому любой шлем нужно примерять.
Надевать на подшлемник. И мерить шлем, и носить его лучше поверх подшлемника. Сейчас их делают из влагоотводящих тканей, и ехать в жару будет намного комфортнее. Для долгих путешествий лучше взять с собой несколько подшлемников.
Мерить шлем с очками и прической. Если планируете ездить в очках или, например, с дредами или косами — шлем нужно мерить именно с ними. Не все подойдут, но лучше узнать об этом до покупки.
Выбирать легкий шлем. Чем он легче, тем меньше будут уставать мышцы шеи. Лишние 100 г могут казаться мелочью, но для шлемов это очень большая добавка. Это особенно важно, если у мотоцикла не очень хорошая ветрозащита, а шлем не слишком аэродинамичной формы — набегающий неравномерный поток воздуха будет создавать серьезную нагрузку на шею мотоциклиста. Поэтому лучше выбирать максимально простой по конструкции шлем — он будет более легким и надежным.
Обстоятельно мерить. Чтобы проверить, правильный ли размер шлема выбрали, нужно попробовать провернуть его по оси позвоночника. Если это удалось — шлем слишком велик. Если шлем не болтается и сидит достаточно плотно, нужно провести в нем 20—30 минут. За это время можно понять, нет ли дискомфорта: не давит ли шлем, легко ли дышать. Во многих магазинах разрешают спуститься к мотоциклу и посидеть на нем.
Выбирать визор без тонировки. Они более универсальны и более безопасны вечером и ночью. Если планируете ездить при ярком солнце, лучше выбрать модель не с тонированным визором, а с выдвижными солнцезащитными очками — санвизором.
Проверять наличие запчастей и аксессуаров. Если производитель снял модель с производства или магазин возит изделия нужного бренда не слишком регулярно, есть риск остаться без запчастей и аксессуаров, таких как визор или пинлок.
Покупать только новый шлем. Шлем, который уже носили, может быть очень дешевым — но лучше его не покупать. Даже если внешне он выглядит неповрежденным, он мог подвергаться ударам и не будет обеспечивать безопасность головы.
Покупать только в проверенном магазине. Внешне подделка может быть почти неотличима от оригинала, но вот стандартам безопасности удовлетворять не будет. Поэтому покупать защитную экипировку лучше только у проверенных поставщиков.
Не покупать шлем «на последние деньги». Шлем — это расходный материал: после сильного удара его нужно заменить на новый. В качестве первого шлема вряд ли стоит брать самый дорогой на весь выделенный бюджет. Лучше оставить в запасе некоторую сумму — тогда поврежденный элемент экипировки будет легче заменить.
Запомнить
- Шлем должен быть сертифицированным — желательно по нескольким стандартам.
- Шлемы, сертифицированные по более новым стандартам, защищают лучше.
- Шлем нельзя выбирать только по каталогу — обязательно мерить. Даже у одного производителя разные модели сидят по-разному.
- Если носите очки — шлем нужно мерить с ними.
- Не стоит покупать шлемы с рук: они могут выглядеть как новые, но будут небезопасны.
- После серьезного удара шлем необходимо заменить на новый.
- Не стоит покупать шлем неизвестного производителя или у сомнительного поставщика. Отличить подделку от оригинала сможет далеко не каждый эксперт, а требованиям безопасности она не соответствует.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil