Хидэтака Миядзаки: как автор Dark Souls стал одним из самых влиятельных людей в поп-культуре
Поп-культура
3K

Хидэтака Миядзаки: как автор Dark Souls стал одним из самых влиятельных людей в поп-культуре

Что нужно знать о главе FromSoftware

1
Аватар автора

Егор Аргунов

восхваляет солнце

Страница автора
Аватар автора

Джамиль Махмутов

мечтает об отпуске в Маджуле

Страница автора

В мире есть два самых известных Миядзаки: Хаяо и Хидэтака.

Один делает мрачные истории об утрате и безнадеге, а другой создал Dark Souls.

Хидэтака Миядзаки дважды получал награду за лучшую игру года и вошел в число самых влиятельных людей 2023. Ролики о его принципах гейм-дизайна получают миллионы просмотров, а благодарные фанаты посвящают ему песни.

Рассказываем, что нужно знать о Хидэтаке Миядзаки: как сложилась его карьера, чем он знаменит, почему интернет так его любит и чем он сейчас занимается. В конце покажем лучшие мемы с Миядзаки.

Он случайно попал в игровую индустрию — и затем стал президентом студии FromSoftware

Хидэтака Миядзаки родился 19 сентября 1974 года. По собственным рассказам, он рос в бедности в ста километрах от Токио, в городе Сидзуока. Родители, работавшие на низкооплачиваемых офисных должностях, не могли покупать своему ребенку книги и мангу. От скуки юный Миядзаки брал из местной библиотеки все, что попадалось под руку, — даже сложные научно-фантастические романы на английском языке. Прочитать и понять их он не мог, поэтому многое додумывал по иллюстрациям.

«Для меня важна сила воображения. Мы предлагаем пользователям свободу для интерпретации. И таким образом общаемся с аудиторией и даем членам нашего сообщества темы для обсуждений. Мне нравится наблюдать за этим в наших играх, и это продолжает влиять на мою работу», — рассказывал Хидэтака Миядзаки.

В отличие от многих коллег по цеху, гейм-дизайнер не мечтал о работе в игровой индустрии. Родители запрещали ему проводить время за видеоиграми до поступления в университет, поэтому Миядзаки увлекся настолками. Среди любимых разработчик называет Sorcery и Dungeons & Dragons. Благодаря им юноша заинтересовался фэнтези и стал изучать западную средневековую культуру.

Хидэтака Миядзаки получил награду за достижения в карьере на церемонии Golden Joystick Awards в 2018 году

Во время учебы в университете Миядзаки наконец познакомился с миром видеоигр. Больше всего он полюбил RPG — среди них были фэнтезийные серии The Legend of Zelda, Dragon Quest и Wizardry. После выпуска он устроился работать в японское подразделение корпорации Oracle, где его назначили менеджером по работе с клиентами. Миядзаки согласился на это лишь потому, что хотел оплатить учебу младшей сестры в университете.

В 2001 году парень по совету друзей поиграл в Ico — фэнтезийную адвенчуру о мальчике с рогами и немой девочке. Увиденное так впечатлило Миядзаки, что он загорелся идеей сменить профессию. Спустя два года Миядзаки устроился в студию FromSoftware на позицию джуниор-программиста. Чтобы исполнить мечту, ему пришлось согласиться на меньшую зарплату, чем в Oracle. В течение нескольких лет разработчик без опыта достиг руководящих позиций и возглавил безнадежный, по мнению его коллег, проект Demon’s Souls.

Впоследствии Миядзаки выпустил несколько бестселлеров, в том числе крайне популярную Dark Souls. В 2014 году владельцы FromSoftware из холдинга Kadokawa назначили гейм-дизайнера президентом студии. На такой впечатляющий карьерный рост разработчику понадобилось всего 11 лет.

Хидэтака Миядзаки интересуется западными играми. Среди любимых он назвал, например, The Elder Scrolls 4: Oblivion от Bethesda. Фотография: JC Olivera / Getty Images
Хидэтака Миядзаки интересуется западными играми. Среди любимых он назвал, например, The Elder Scrolls 4: Oblivion от Bethesda. Фотография: JC Olivera / Getty Images

Какие знаковые игры выпустил Хидэтака Миядзаки

Armored Core: Last Raven. Первая игра в карьере Миядзаки. Он присоединился к производству Last Raven в середине разработки и выступил одним из гейм-дизайнеров и планировщиков меха-экшена  . Критики встретили Last Raven не особенно тепло, но фанатам она понравилась.

Armored Core 4. Руководство FromSoftware осталось довольно Миядзаки и сразу повысило его до гейм-директора четвертой части экшена про огромных роботов. Разработчик сделал игру более доступной для новичков, но сохранил большой простор для кастомизации. Armored Core 4 получила смешанные оценки от западной прессы, в то время как в Японии к ней были благосклоннее.

После этого Миядзаки также выступил руководителем разработки Armored Core: For Answer, прямого продолжения четвертой части.

Трейлер Armored Core 4

Demon’s Souls. После Armored Core Миядзаки доверили создать новую франшизу в жанре фэнтезийной экшен-RPG. Demon’s Souls пытались выпустить несколько лет, но у FromSoftware были трудности с ее разработкой. Миядзаки с радостью взялся за испытание. В первую очередь он вдохновился старой серией трехмерных RPG King’s Field, которую в 1990-х и начале 2000-х выпускала FromSoftware. Как и в King’s Field, в основе Demon’s Souls был минималистичный сюжет и хардкорный геймплей, не прощающий ошибок.

Demon’s Souls породила новый жанр — соулслайки. В этой игре были атрибуты, которые впоследствии стали традиционными: потеря очков опыта после смерти, прокачка возле специальных костров или их аналогов, запутанные уровни с секретами и короткими путями, сложные боссы, загадочные NPC и многое другое.

Оригинальная Demon’s Souls, кажется, навсегда застряла на PS3. Зато на PS5 есть неплохой ремейк от Bluepoint Studios. Кадр: Sony Interactive Entertainment
Оригинальная Demon’s Souls, кажется, навсегда застряла на PS3. Зато на PS5 есть неплохой ремейк от Bluepoint Studios. Кадр: Sony Interactive Entertainment

Для полного погружения Demon’s Souls нужно было проходить в онлайн-режиме. Так игроки могли вторгаться в чужие миры, чтобы сразиться друг с другом или, наоборот, помочь одолеть сложного босса. В RPG также можно было оставлять послания из заранее заготовленных фраз. Например, подсказать местонахождение ценного предмета или предупредить о пропасти впереди. Постоянный онлайн и сообщения тоже стали визитной карточкой многих соулслайков.

Dark Souls. После внезапного успеха Demon’s Souls Миядзаки занялся игрой по новой франшизе. Несмотря на это, в Dark Souls почти без изменений перекочевали основные идеи и механики предшественницы. Это тоже мрачная фэнтезийная RPG с необычной подачей сюжета и смертью в качестве части геймплейной петли.

На смену отдельным уровням из Demon’s Souls в Dark Souls пришел частично открытый мир. Многие локации тут тесно связаны друг с другом — иногда даже несколькими путями. Например, из хаба под названием Храм Огня тут можно без загрузок дойти до Крепости Сена, Чумного Города, Озера Золы или Руин Нового Лондо.

Но ближе к середине мир Dark Souls перестает быть бесшовным, а игрок получает предмет для быстрого перемещения. Качество самих локаций тоже падает. По этой причине некоторые фанаты считают вторую половину Dark Souls не самой удачной — и даже предлагают не проходить игру до конца, а остановиться в локации Анор Лондо. Но это не помешало Dark Souls снискать огромный успех и получить высокие оценки как от критиков, так и от обычных игроков.

Dark Souls 2. После триумфа первой части FromSoftware занялась сиквелом, но Миядзаки не руководил проектом, а выступил лишь советчиком и супервайзером. Гейм-директорами Dark Souls 2 стали сразу два человека: Томохиро Сибуя и Юи Танимура. И это заметно. В Dark Souls 2 не такой мрачный тон, а на смену связному и логичному миру пришли локации, которые плохо стыкуются друг с другом. Скажем, после туманного леса мы можем резко оказаться в лавовой крепости, а после изучения заброшенного замка на горе забраться на еще одну возвышенность, но уже с драконами.

В Dark Souls 2 мы много времени проводим в Маджуле. И это определенно самый уютный хаб в играх FromSoftware. Кадр: Bandai Namco Entertainment
В Dark Souls 2 мы много времени проводим в Маджуле. И это определенно самый уютный хаб в играх FromSoftware. Кадр: Bandai Namco Entertainment

Хватает и спорных геймплейных изменений. Например, в Dark Souls 2 появилась характеристика «адаптивность», которая ускоряет анимацию лечения и дает фреймы неуязвимости. Это значит, что с прокачанной адаптивностью игрок с меньшей вероятностью получит урон при перекате. Такое решение выглядит скорее как костыль, призванный сгладить некоторые неудачные босс-файты. Эту механику настолько невзлюбили фанаты, что FromSoftware не добавляла ее в другие свои игры.

Dark Souls 2 получила высокие оценки от прессы и даже стала игрой года по версии Golden Joystick Awards 2014. При этом многие фанаты считают вторую часть худшей в серии. Но защитников экшена тоже хватает. Сам Миядзаки в недавнем интервью сказал, что считает Dark Souls 2 отличной и важной игрой, которая позволила франшизе развиваться дальше.

Bloodborne. Пока часть команды делала Dark Souls 2, Миядзаки вместе с остальными занимался новым соулслайком для PS4 — уже в сеттинге Викторианской эпохи и с элементами лавкрафтовского хоррора. В Bloodborne перекочевали многие ключевые механики соулслайков вроде запутанных уровней с секретами, сложных боссов, хаба для прокачки и апгрейда снаряжения.

В Bloodborne не так много экипировки, как в Dark Souls, но это компенсируется тем, что каждое оружие может трансформироваться. Например, изогнутый меч превращается в длинную косу, а трость по нажатию одной кнопки становится хлыстом.

Еще одно важное нововведение в Bloodborne — это опциональные подземелья, в которых комнаты, враги и даже боссы генерируются случайно. Подземелья призваны повысить реиграбельность Bloodborne, хотя даже без них контента в игре хватает.

Рейтинг Bloodborne на Metacritic — 92 балла из 100, второе место среди игр FromSoftware после Elden Ring. Тираж экшена на февраль 2022 года превышал 7 млн копий, и это с учетом того, что он вышел только на PS4.

События Bloodborne происходят в городе Ярнам, который поразила неизвестная чума. Кадр: Sony Interactive Entertainment
События Bloodborne происходят в городе Ярнам, который поразила неизвестная чума. Кадр: Sony Interactive Entertainment

Dark Souls 3. Миядзаки выступил одним из руководителей третьей Dark Souls, которая во многом стала работой над ошибками второй части. От механики адаптивности отказались, а мир снова стал логичным — насколько это позволял фэнтезийный сеттинг. Разработчики также оставили много отсылок для фанатов первой части. Например, тут снова появляется кузнец Андрэ, а рыцарь Сигвард из Катарины с необычной броней похож на Сигмайера из оригинала.

Dark Souls 3 стала эпическим завершением трилогии. Локации тут более линейные, зато боссы — чуть ли не лучшие в серии. Особенно впечатляют опциональные противники вроде Безымянного короля, бой с которым проходит в два сложных этапа.

Третья часть получила высокие оценки критиков, да и фанаты встретили ее куда теплее, чем Dark Souls 2.

Sekiro: Shadows Die Twice. Самурайский экшен, при создании которого FromSoftware намеренно отказалась от RPG-механик вроде прокачки и разнообразия экипировки. Нет тут и привычного мультиплеера с фантомами и подсказками на полу.

Вместо этого Миядзаки вместе с командой выпустил хардкорную игру, которая требует мастерски парировать удары врага. И это единственный способ пройти Sekiro. Ведь тут победа зависит именно от навыков игрока, а не от снаряжения и уровня героя.

Elden Ring. Первый соулслайк FromSoftware в полноценном открытом мире. Elden Ring — ультимативная игра студии, здесь собраны все предыдущие наработки.

Разработчики явно ставили в приоритет количество, поэтому тут часто повторяются боссы, а многие опциональные подземелья едва отличимы друг от друга. Но Elden Ring дарит особое чувство исследования и постоянного открытия чего-то неизведанного. Игрока не ведут за руку, поэтому каждый найденный секрет или новая необычная локация ощущается гораздо ценнее.

С помощью Elden Ring Миядзаки исполнил свою давнюю мечту: выпустил игру с открытым миром, в котором игроку интересно блуждать без цели. А дальнейшее развитие этих идей будет в дополнении Shadow of the Erdtree.

Вселенную Elden Ring помогал придумывать Джордж Р. Р. Мартин, автор фэнтезийного цикла «Песнь льда и огня», по которому сняли «Игру престолов». Кадр: Bandai Namco Entertainment
Вселенную Elden Ring помогал придумывать Джордж Р. Р. Мартин, автор фэнтезийного цикла «Песнь льда и огня», по которому сняли «Игру престолов». Кадр: Bandai Namco Entertainment

Как Миядзаки повлиял на индустрию видеоигр

Придумал популярный поджанр. Соулслайки популярны как никогда: раз в год выходит как минимум один высокооцененный последователь Dark Souls. Например, в 2023 году игроки получили Lies of P по мотивам сказки о Пиноккио. К поджанру относится даже дилогия Star Wars: Jedi от Respawn Entertainment: в ней главный герой тоже восстанавливает здоровье у аналога костров, а враги возрождаются после смерти.

Сделал высокую сложность мейнстримом. До Dark Souls игры в основном шли по пути упрощения и облегчения прохождения. Например, в тот же период вышла The Elder Scrolls 5: Skyrim, в которой все точки назначения отмечались маркером на карте. В Dark Souls же нет никаких подсказок — вы сами должны догадаться, что от вас требуется и куда нужно идти. А по дороге к боссу вас легко может убить всего один враг-скелет.

Игрокам такой подход к гейм-дизайну понравился. Соулслайки не ведут за руку и предлагают самостоятельно подумать над способами преодоления препятствий. После 2011 года стало больше по-настоящему сложных игр: среди них можно отметить метроидвании Dead Cells и Hollow Knight, шутеры Remnant и Returnal и платформер Cuphead. В игровой журналистике даже появилась формулировка «Dark Souls от мира…», которой описывают все, что хоть отдаленно напоминает игру Миядзаки.

Стримеры до сих пор испытывают себя на прочность в Dark Souls. Многие не выдерживают и впадают в ярость

Популяризовал неочевидную подачу истории. В соулслайках FromSoftware игроку не объясняют контекст происходящего, а персонажи говорят исключительно полунамеками. Суть конфликта и предысторию мира в играх Миядзаки часто приходится достраивать в голове по немногочисленным обрывкам информации из окружения и описания предметов.

Запутанный лор теперь есть во многих играх. Без видеоэссе от фанатов сложно разобраться в сюжете экшена про сверхъестественное Control и инди-хоррора Darkwood. А объяснению сюжета Elden Ring посвящают многочасовые видео в нескольких частях.

Видео от блогера SmoughTown с объяснением лора Elden Ring длится аж 13 часов. И это только первая часть из трех

Перепридумал мультиплеер в играх. Соулслайки Миядзаки удачно совместили изолированность одиночных игр и чувство единения, которое испытываешь в MMORPG. Пользователи в той же Dark Souls существуют в отдельных мирах, но могут оставлять друг другу подсказки. А с помощью некоторых предметов вы можете звать на помощь случайных людей или вторгаться в чужие сессии.

При желании вы можете играть в соулслайки FromSoftware без сетевой составляющей. Но онлайн-режим делает прохождение уникальным. Отдельные игроки становятся звездами сообщества: например, фанат Elden Ring с ником LetMeSoloHer сотни раз помогал другим побеждать босса Малению и прославился этим.

LetMeSoloHer стал кумиром миллионов и символом сплоченности игроков Elden Ring

Почему интернет так любит Хидэтаку Миядзаки

Он держит высокую планку для своих игр. В карьере разработчика не было ни одной низкооцененной работы. Более 15 лет подряд Миядзаки создает исключительно хиты, которые становятся одними из самых обсуждаемых в индустрии. При этом он не стоит на месте и всегда придумывает что-то новое: например, в Bloodborne он повысил скорость боев и отказался от щитов, а в Sekiro сделал историю более понятной.

Гейм-дизайнер не следует трендам индустрии. Миядзаки не вставляет в свои игры микротранзакции, не использует нейросети в разработке и не пользуется системой раннего доступа. Его соулслайки можно спокойно проходить с первого дня даже без патчей. Уже этого достаточно, чтобы игры FromSoftware хвалили по всему миру.

Миядзаки скромен и предпочитает держаться в тени. Он не любит давать интервью, в отличие от своих именитых коллег вроде Тодда Говарда и Хидео Кодзимы. Гейм-дизайнера уважают и за то, что он никогда не обманывает игроков перед релизом и не дает невыполнимых обещаний.

После победы на The Game Awards 2019 Миядзаки не забыл поблагодарить коллег и издателя в лице Activision

Чем сейчас занимается Миядзаки

Руководит FromSoftware. Он задает направление студии и отчитывается перед руководством в лице Kadokawa. Мы не знаем, чем именно занимается Миядзаки на посту президента, но при нем студия добилась небывалых финансовых успехов: скажем, Elden Ring продалась тиражом 25 млн копий.

Продюсирует игры от других разработчиков. Например, он назначил дизайнера Sekiro Масару Ямамуру главой разработки Armored Core 6: Fires of Rubicon. Игра стала лучшим экшеном 2023 года по версии The Game Awards и продалась тиражом 2,8 млн копий всего за два месяца.

Готовится передать разработку следующих игр другим людям. По словам Миядзаки, есть высокая вероятность, что он перестанет быть гейм-дизайнером FromSoftware и сосредоточится исключительно на руководстве студией. Но это не точно: возможно, разработчик все же будет руководить созданием следующего крупного соулслайка.

Возможно, дополнение Shadow of the Erdtree будет последней игрой под руководством Миядзаки

Лучшие мемы с Миядзаки

Миядзаки Гигачад. В этих мемах лицо разработчика приставляют к телу Гигачада, который стал в интернете символом идеального мужчины и ультрамаскулинности.

В таких мемах пользователи восхищаются смелым подходом Миядзаки к разработке игр, хотя многие другие гейм-дизайнеры идут по пути упрощения для привлечения широкой аудитории.

— Пожалуйста, Миядзаки, умоляю! Добавьте для нас легкую сложность! — Нет.
Игра получает высшую награду. Не приходит на церемонию, чтобы забрать награду, так как усердно работает над игрой года — 2022
В мемах также отмечают то, как быстро Миядзаки поднялся по карьерной лестнице, что очень редко бывает в Японии

Миядзаки и болота. Об этом часто шутят, так как локации с ядовитыми болотами очень часто появляются в играх FromSoftware.

Дошло до того, что о таких мемах знает сам Миядзаки — и подшучивает над этим в некоторых интервью.

Никто: Миядзаки: Здорово. Убедитесь в том, что это станет уровнем
Миядзаки, когда FromSoftware анонсирует новую игру: «Скоро у меня будет новое ядовитое болото»
Есть даже фанатские комиксы с немного сомнительным сюжетом
Миядзаки и не скрывает, что очень любит болота

В соцсетях полно и других мемов про Миядзаки. Например, о том, как он внезапно повлиял на всю игровую индустрию, когда придумал новый жанр экшенов, или о том, что он целых два года ничего не рассказывал об Elden Ring.

Хватает также мемов, в которых сравнивают Хидэтаку Миядзаки и Хаяо Миядзаки, режиссера популярных аниме вроде «Унесенных призраками» и «Ходячего замка».

Хидэтака Миядзаки присоединяется к FromSoftware в 2004 году: «Добрый день, джентльмены, я пришел, чтобы изменить будущее»
Детали Elden Ring. Хидэтака Миядзаки. Сабреддит Elden Ring
Ты живешь в фэнтезийном мире, который придумал Миядзаки: Хаяо и Хидэтака
Пользователи шутят о том, насколько творчество двух Миядзаки различается по характеру и атмосфере

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Джамиль МахмутовКак вы относитесь к Хидэтаке Миядзаки?
  • белыйкитНе знаю чем мы заслужили Миядзаки, но рили это величие! Один из величайших деятелей игровой индустрии и просто классный мужик. Спасибо за болота!1