В 2014 году Денис открыл хостел во Владимире.
Первое время предприниматель сам стоял за стойкой администратора, регистрировал гостей и убирался в комнатах. На сотрудников не было денег.
Сегодня у Дениса есть команда, и хостел приносит до 200 тысяч рублей в месяц.
Вот его история.
Почему хостел
В 2012 году Денис переехал с женой из Москвы во Владимир — они устали от столичных пробок, которые съедали по несколько часов в день. Молодой человек открыл в городе собственное турагентство — до этого он работал в похожей сфере в столице. Бизнес приносил столько же денег, как и работа по найму, но внимания и сил требовал больше. И вдруг у Дениса возникла спонтанная идея нового бизнеса.
Супруги любили путешествовать за границу. В поездках часто останавливались в хостелах — простых гостиницах, где гости ночуют в одной комнате с другими людьми. В комнате может быть 4, 8 или даже 16 койко-мест, а из удобств — только шкафчик и лампа. Еще есть общая кухня и гостиная, туалеты и душ. Как в общежитии.
В 2014 году на весь Владимир был только один хостел. Город входит в маршрут Золотого кольца, поэтому в нем всегда есть туристы, в том числе иностранные. Денис решил, что для туристического города это мало, а значит, в этой нише есть потенциал.
Три месяца наш герой наблюдал, как идут дела у конкурента, и обдумывал запуск своего хостела: просчитывал экономику, читал форумы и статьи о хостелах. Предприниматель хотел открыться весной, чтобы к лету, в разгар туристического сезона, словить основной поток клиентов.
Обустройство коттеджа
По подсчетам Дениса для хостела нужно было помещение площадью 150—200 м². Через знакомых предприниматель быстро нашел коттедж площадью 400 м². Это было в два раза больше, чем нужно, но Денис решил не тратить время на лишние поиски и взять этот вариант «на вырост». Изначально дом был жилым, но хозяин передумал в нем жить и решил сдавать. Аренда стоила 80 тысяч рублей в месяц.
В доме уже были проведены все коммуникации: отопление, электричество, канализация и водопровод. На первых двух этажах коттеджа оказался неплохой базовый ремонт: ламинат и ковролин на полу, обои и покрашенные стены и пластиковые окна.
На первом этаже сделали стойку администратора, кухню с гостиной и два четырехместных номера. Второй этаж отвели на остальные спальни. Чтобы сделать дополнительную комнату, Денис нанял строителей добавить стены из гипсокартона. При открытии получилось пять жилых комнат — для 28 гостей максимум. На третьем этаже были только голые стены — Денис решил его не трогать и отремонтировать, если дело пойдет.
Еще Денис организовал пожарную сигнализацию, видеонаблюдение и установил роутер для бесплатного вайфая.
Весь ремонт обошелся в 60 тысяч рублей. Получилось так дешево, потому что помогали знакомые, иначе расходы возросли бы в два раза.
До Дениса в коттедже были только два встроенных шкафа, раковина и туалет. На недостающую мебель, технику, посуду и белье предприниматель потратил 470 тысяч рублей. Друзья помогли отмыть помещение после ремонта и расставить все по местам.
Название для хостела Денис выбрал самобытное и связанное с Россией — «Самовар».
На что Денис потратил 470 000 ₽
Мебель | Стойка администратора, кровати разных ярусов и ширины, диваны в гостиную, мебель для кухни, столы и стулья, вешалки и шкафчики, сушилки, люстры и светильники | 250 000 ₽ |
Техника | Телевизор, микроволновка, чайник, газовая плита, вытяжка, кулер, холодильник для продуктов на продажу, кофеварка, стиральная машина, компьютер с компьютерным столом, ноутбук для администратора, фен, утюг с гладильной доской, пылесос | 90 000 ₽ |
Ремонт | Стены из гипсокартона, пожарная сигнализация, видеонаблюдение, вайфай роутер | 60 000 ₽ |
Белье и полотенца | Постельное белье, полотенца, многоразовые тапочки | 50 000 ₽ |
Посуда на 40 человек | Тарелки, столовые приборы, кастрюли, сковородки и много чашек | 10 000 ₽ |
Интерьерные мелочи | Картины, сувениры | 10 000 ₽ |
На что Денис потратил 470 000 ₽
Мебель 250 000 ₽ | Стойка администратора, кровати разных ярусов и ширины, диваны в гостиную, мебель для кухни, столы и стулья, вешалки и шкафчики, сушилки, люстры и светильники |
Техника 90 000 ₽ | Телевизор, микроволновка, чайник, газовая плита, вытяжка, кулер, холодильник для продуктов на продажу, кофеварка, стиральная машина, компьютер с компьютерным столом, ноутбук для администратора, фен, утюг с гладильной доской, пылесос |
Ремонт 60 000 ₽ | Стены из гипсокартона, пожарная сигнализация, видеонаблюдение, вайфай роутер |
Белье и полотенца 50 000 ₽ | Постельное белье, полотенца, многоразовые тапочки |
Посуда на 40 человек 10 000 ₽ | Тарелки, столовые приборы, кастрюли, сковородки и много чашек |
Интерьерные мелочи 10 000 ₽ | Картины, сувениры |
Чиновники не знали, как регистрировать гостей
Сложнее всего оказалось зарегистрировать бизнес. В 2014 во Владимире мало кто понимал, что это вообще такое — хостел. Особенно в этом не разбирались в Федеральной миграционной службе — ФМС (сейчас ГУВМ МВД России), которая должна регистрировать гостей.
Документ, который бы объяснял, какие предъявляются требования к хостелам, появился только в октябре 2015 года — тогда Росстандарт ввел ГОСТ 56184-2014. Весной же местные чиновники не знали, как регистрировать гостей хостела, и требовали от Дениса документы об открытии гостиницы.
Проблему решили коллективными усилиями. В городе открывался еще один хостел. Его владелец и Денис стали штурмовать ФМС вместе. Вдвоем они забрасывали чиновников письменными заявлениями с разъяснениями, ссылками на законы, упоминали опыт коллег из хостелов в Москве и Петербурге. В составлении обращений помогала жена Дениса — профессиональный юрист. Через три месяца, в апреле 2014 года, чиновники наконец разобрались, как надо регистрировать гостей.
Сейчас открыть хостел стало проще. С 2015 работает ГОСТ 56184-2014, в котором прописаны основные рекомендации. Согласно ему ему жилые комнаты хостелов нельзя располагать в цокольных и подвальных помещениях, на одно спальное место нужно не меньше 4 м², а высота потолков не может быть меньше 2,5 м. В хостеле нужен огнетушитель и специальный журнал по пожарной безопасности. Еще есть требования к количеству санузлов и раковин, наличию кухни, подсобных помещений и даже к количеству гостей. К счастью, «Самовар» соответствовал всем требованиям, и ничего переделывать не пришлось.
Перед открытием хостел должен соответствовать требованиям СЭС и пожарной службы, плюс важно заключить договор с компанией о ежедневном вывозе бытового мусора. Как только Денис договорился со всеми службами, он проинформировал Роспотребнадзор о начале деятельности.
Параллельно заказал сайт хостела у местной студии за 20 тысяч рублей и группу во ВКонтакте. Контекстную рекламу Денис настроил сам.
Для работы Денис оставил свой прежний ИП.
Открытие хостела в 2014 году — 665 000 ₽
Ремонт, мебель и техника | 470 000 ₽ |
Аренда за два месяца | 160 000 ₽ |
Сайт | 20 000 ₽ |
Реклама | 10 000 ₽ |
Регистрация | 5000 ₽ |
Открытие хостела в 2014 году — 665 000 ₽
Ремонт, мебель и техника | 470 000 ₽ |
Аренда за два месяца | 160 000 ₽ |
Сайт | 20 000 ₽ |
Реклама | 10 000 ₽ |
Регистрация | 5000 ₽ |
Первые месяцы
Хостел открылся в апреле 2014 и работал в плюс с первого месяца. Прибыль составляла 30 тысяч рублей.
Еще перед стартом предприниматель добавил хостел во все агрегаторы и карты — первые гости приходили еще во время ремонта, но приходилось им отказывать. Чтобы привлечь командировочных, Денис сходил в местный Экспоцентр и попросил добавить информацию о хостеле в список гостиниц, который они раздавали гостям. Оттуда и пришли первые клиенты.
Еще в первый же месяц в хостеле остановились спортивная команда, участники фестиваля брейк-данса и туристические группы.
Как Денис ни старался, оказалось, что он предусмотрел не все. Например, предприниматель вообще не подумал о зеркалах — установил одно на весь хостел. Гости жаловались, что им негде причесаться. Пришлось добавлять зеркала в каждую комнату. Кому-то не хватало крючков для одежды, кому-то вешалок, кому-то посуды — Денис постоянно докупал какие-то мелочи.
Поначалу предприниматель делал все сам: принимал и регистрировал гостей, убирал в комнатах и забирал грязное белье. На сотрудников у нашего героя просто не было денег. Иногда Дениса подменяли жена и друзья.
Через три месяца появились первые сотрудники — студенты в роли администраторов. Денис не мог нанять их на полную ставку — слишком дорого. Поэтому предприниматель подстраивался под их учебу. Студенты работали по ночам и в выходные, а Денис — днем и во время их сессий. Туристическое агентство он к этому моменту закрыл — совмещать оба бизнеса не получалось.
Первое время Денис и сотрудники путались в том, сколько мест продали. Однажды продали больше мест, чем было в хостеле. Заметили это, только когда гости уже пришли — это была пара молодых китайцев. Пришлось вынести документы из комнаты администратора, освободить шкафчики и оставить диван со столом — туда и поселили гостей. Денис ожидал, что они устроят скандал, но пара осталась довольна.
Не просчитал Денис и ситуацию с дорогой. К хостелу вела простая грунтовка — асфальтированной дороги не было. Денису настолько понравился коттедж, что при аренде он даже не обратил на это внимание. Только после открытия предприниматель заметил, что гостям приходится идти до хостела по пыли и грязи.
Денис пытался добиться проведения асфальта два года. Он собрал подписи жильцов улицы и дважды подавал документы в городскую администрацию. Первый раз ответили, что бюджет уже расписан. На второй раз администрация прислала рабочих, которые проложили асфальт за два дня.
Взаимоотношения с миграционной службой и государством
Хостел как учреждение гостиничного типа должен зарегистрировать гостей и передать их паспортные данные в органы МВД. Иностранцев надо поставить на миграционный учет, россиян — зарегистрировать (это похожие процедуры, но юридически разные).
Когда гость заезжает в хостел, администратор по его паспортным данным заполняет бланк о постановке на учет по месту пребывания. Один экземпляр остается в хостеле и хранится год, другой Денис отвозит в ОВМ (отдел по вопросам миграции) УМВД России по г. Владимиру.
Если гости — иностранцы, их бланк предприниматель передает в ОВМ на следующий день. Если россияне, то раз в неделю.
Еще составляется сопроводительное письмо, в котором указано, сколько уведомлений подано и на кого. Скан такого письма Денис отправляет в ОВМ электронной почтой ежедневно.
Такая возможность, кстати, была не всегда. До 2016 года в ОВМ пользовались факсами — предпринимателю приходилось пользоваться бесплатными сервисами факс-сообщений в интернете.
За время работы хостела были только две государственные проверки. Обе устроили перед городскими праздниками, они носили рекомендательный статус. Проверяющая комиссия состояла из представителей МЧС, городской администрации и Роспотребнадзора. Комиссия выявила незначительные нарушения, за которые не последовало никаких наказаний.
В апреле 2017 вышло постановление «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов». Всем гостиницам и хостелам пришлось приходить категорирование, чтобы получить одну из категорий антитеррористической опасности. Для этого Денис пригласил комиссию Росгвардии и ФСБ. Они присвоили хостелу самую безопасную категорию — четвертую.
Чтобы соответствовать требованиям этой категории, предпринимателю пришлось установить систему голосового оповещения о чрезвычайных ситуациях, хранить видеозаписи с камер наблюдения в течение двух месяцев и подключить тревожную кнопку полиции или Росгвардии.
Три раза прокуратура проверяла, все ли иностранцы в хостеле поставлены на миграционный учет. Если вовремя этого не сделать, можно получить штраф в 400—500 тысяч рублей. К счастью, нарушений в «Самоваре» не нашли.
Клиенты и продвижение
Хостел — это сезонный бизнес. Основной наплыв туристов — летом и на праздники. В сезон хостел загружен на 90%, не в сезон — лишь наполовину.
Когда «Самовар» открывался, Денис думал, что основными клиентами будут иностранцы, путешествующие по Золотому кольцу. На деле их оказалось не более 20% от общего числа гостей. Их больше только летом.
Основные постояльцы — российские туристы, которые приехали отдохнуть в одиночку и в компании, или те, кто во Владимире по рабочим делам. Семьи и влюбленные парочки обычно останавливаются в гостиницах или снимают квартиры.
В межсезонье часто приезжают спортивные детские группы и школьные экскурсии. У детей нет претензий к двухъярусным кроватям или 8 местам в одной комнате — они воспринимают это на ура. Во время сессий заселяются студенты-заочники.
Клиенты находят хостел сами, в основном через Booking.com и Tripadvisor.ru. В обоих агрегаторах у хостела высокая репутация: в «Букинге» — 9,3 баллов из 10, на «Трипэдвайзоре» — максимальная пятерка. Денис заметил, что опытные путешественники, повидавшие много хостелов и дешевых гостиниц, ставят «Самовару» очень высокие оценки на агрегаторах. А большинство отзывов с низкими оценками — от новичков, которые до этого ни разу не останавливались в хостелах.
У хостелов города есть общий чат, в котором состоят шесть старожилов, открывшихся раньше остальных. «Самовар» тоже участвует в нем, например, обменивается сведениями о нежелательных гостях. Если в одном из хостелов выселили гостя за пьянку, в других о нем уже знают.
Как организован быт
Чтобы посторонние люди не мешали друг другу, в «Самоваре» установлен ряд правил. Например, в хостеле запрещено пить алкоголь и шуметь после 23 часов. За соблюдением порядка следит администратор и вмешивается, если что-то идет не так. Большинство гостей — сознательные адекватные люди, которые просто хотят поспать, но бывает всякое: кто-то всю ночь играет в карты и шумит, а кого-то тянет смотреть телевизор.
Денис занимается закупками, документами, бухгалтерией и мелким ремонтом. Все остальное проходит без его контроля — текущая деятельность хостела на администраторах. Их сейчас четыре, они работают сутки через трое, чередуясь друг с другом. Для всех это подработка.
Каждый день на три часа приходит уборщица, которая проводит влажную уборку и выносит мусор. Горничной нет — это не гостиница. Администратор выдает гостям комплект белья, а те сами его заправляют. Как только гость съезжает, администратор загружает наволочки и пододеяльники в машинку в прачечной хостела.
Номер в восьмиместной комнате стоит 400 рублей в сутки, в четырехместной — 550 рублей, в семейном номере — 1600—2200 рублей. В стоимость кроме ночлега входит бесплатный интернет, пользование всеми зонами хостела, фен с утюгом и хранение багажа после выезда из номера. Для этого используют комнату администратора или подсобные помещения, если багажа слишком много.
По закону хостел не может готовить для гостей еду, поэтому Денис просто организовал продажу продуктов, снеков и напитков. Например, за 100 рублей можно купить набор на завтрак: яблоко, йогурт, плавленый сыр, кекс, кашу моментального приготовления и молоко. Гость сам варит кашу — хостел не нарушает закон, а постояльцу удобно. На продуктах Денис зарабатывает всего несколько тысяч в месяц.
Еще за дополнительную плату можно оплатить стирку, арендовать мангал или купить сувениры. Хостел сотрудничает с гидами по городу: Денис продает их экскурсии, получая 10% от их стоимости. Эта услуга тоже для удобства гостей, а не для заработка.
Иногда хостел арендуют целиком, например, для гостей на свадьбу или для спортивной команды. Аренда целого хостела в зависимости от сезона обойдется в 17—22 тысячи рублей за сутки.
Поломки в штатном режиме
В хостеле постоянно что-то ломается: приходится менять то лампочку, то смеситель или сливной бачок. Гости не ломают все это специально, но когда в течение месяца вещами пользуются сотни человек, те не выдерживают. То, что в обычной семье придет в негодность за несколько лет, в хостеле выходит из строя за пару месяцев.
В первый год работы Денис часто не знал, что надо делать: как починить кран, подтянуть кровать или подключить стиралку. Сейчас со многим уже разобрался. Когда ломается кран или перегорает чайник, он не переживает — это штатная ситуация.
Большинство работ по хостелу Денис делает сам. За четыре года он научился основам работ электрика, сантехника и столяра. Если поломка серьезная, предприниматель нанимает строителей и рабочих.
Самая большая авария случилась два года назад зимой — сломалась водонагревательная система, и в хостеле два дня не было горячей воды. Во Владимире не оказалось нужных запчастей, их заказали из Москвы. В то время в хостеле жили студенты-заочники. Денис честно признался им, что не знает, как долго не будет горячей воды — запчасти обещали привезти из столицы в лучшем случае через два дня. Он предложил гостям выбор: либо вернуть деньги, либо остаться с 50-процентной скидкой на проживание. Никто из гостей не уехал. По их словам, не из-за скидки — они привыкли жить в этом хостеле во время сессий и не хотели переезжать в другой.
Иногда случаются ситуации, которых вообще не ожидаешь. Например, однажды ночью в хостел ворвались люди в масках с автоматами, положили администратора и нескольких гостей на пол и начали обыск. Через несколько минут они поняли, что заявились не туда, извинились и выбежали из дома. Оказалось, в соседнем доме был подпольный игорный дом, и полиция просто перепутала адреса.
Конкуренция
Когда Денис открыл «Самовар», он был одним из первых. Сейчас число хостелов во Владимире выросло до 17. Для 400-тысячного города это много.
Сначала Денис переживал, когда открывались новые места — гостей в «Самоваре» становилось меньше. После открытия шестого хостела он перестал следить за новичками и уже почти смирился с тем, что скоро гостей не будет вовсе. Но вышло по-другому.
Когда «Самовар» только открывался, о таком виде ночлега в России почти никто не знал. За пределами Москвы и Петербурга хостелов были единицы. Люди часто звонили и спрашивали, что такое хостел и можно ли в нем переночевать.
Постепенно ситуация менялась: туристы, которые хотят сэкономить на жилье, ищут хостелы целенаправленно и уже стали в них разбираться. Денис считает, что большую роль в популяризации хостелов за пределами Москвы и Петербурга сыграла передача «Орел и решка» — ведущие постоянно останавливаются в хостелах по всему миру.
Еще Денис считает, что они не потеряли гостей, потому что с первого дня делали ставку на качество. Предприниматель не стремился сделать самый дешевый хостел — для него было важно, чтобы гостям было не только недорого, но и комфортно. В долгосрочной перспективе такой подход себя оправдал.
В сезон — с июня по конец августа — хостел загружен почти полностью, в нем лишь 1—2 свободных места.
Денис советует открывать хостелы в туристических городах не меньше, чем на 40—44 мест — это вместимость туристического автобуса. Иначе группы будут редкими гостями. Если вместимость окажется меньше, выручки на наем сотрудников не хватит, и придется все делать самому.
Результаты и планы
Сейчас месячная выручка «Самовара» — 350—450 тысяч рублей, а прибыль — 130—200 тысяч.
С 2016 года в Государственной думе обсуждали закон о запрете хостелов в жилых домах. В апреле 2019 года его наконец приняли. Теперь хостелы в многоквартирных домах размещать запрещено. Хостел Дениса находится в отдельном доме — у него даже нет соседей, поэтому под этот запрет он не попадает. Еще надо получать «звезды» как у гостиниц — с этим он пока не разобрался. Предприниматель в любом случае тщательно следит за ситуацией — как повернут закон на практике, никто не знает.
Наш герой не планирует расширяться или открывать еще один хостел. Построить сеть, где гостям было бы комфортно, сложно. Непонятно, как уследить за качеством, если пытаться управлять несколькими хостелами сразу.
Сейчас Денис хочет нанять управляющего для «Самовара», чтобы больше времени проводить с семьей.
Операционные расходы в апреле 2019 года — 235 000 рублей
Зарплатный фонд и налоги | 100 000 ₽ |
Аренда | 80 000 ₽ |
Коммуналка | 20 000 ₽ |
Бытовые расходы (тапочки, полотенце, мыло, туалетная бумага) | 15 000 ₽ |
Поломки, мелкий и средний ремонт, новые покупки | 10 000 ₽ |
Реклама и продвижение | 5000 ₽ |
Закупка сувениров и продуктов на продажу | 5000 ₽ |
Операционные расходы в апреле 2019 года — 235 000 рублей
Зарплатный фонд и налоги | 100 000 ₽ |
Аренда | 80 000 ₽ |
Коммуналка | 20 000 ₽ |
Бытовые расходы (тапочки, полотенце, мыло, туалетная бумага) | 15 000 ₽ |
Поломки, мелкий и средний ремонт, новые покупки | 10 000 ₽ |
Реклама и продвижение | 5000 ₽ |
Закупка сувениров и продуктов на продажу | 5000 ₽ |