«Падение дома Ашеров»: стоит ли смотреть новый хоррор-сериал Netflix по Эдгару Аллану По
Поп-культура
12K
Источник — Netflix

«Падение дома Ашеров»: стоит ли смотреть новый хоррор-сериал Netflix по Эдгару Аллану По

6
Аватар автора

Влад Шуравин

знает, кто в доме хозяин

Страница автора

12 октября на Netflix вышел мини-сериал «Падение дома Ашеров».

Это новое шоу от создателя «Призраков дома на холме» Майка Флэнагана. «Падение дома Ашеров» — последняя работа автора для Netflix: в будущем все его новые сериалы будут выходить на стриминге Amazon Prime.

В основу сюжета легли произведения Эдгара Аллана По. Каждая серия — вольная экранизация рассказов и стихотворений классика готической литературы.

Рассказываем, стоит ли смотреть сериал и чем он удивит фанатов хорроров.

Что за «Падение дома Ашеров» (The Fall of the House of Usher)

Дата премьеры: 12 октября 2023 года
Страна производства: США
Режиссеры: Майкл Фимоньяри, Майк Флэнаган
Сценаристы: Майк Флэнаган, Киле Санчес, Джеймс Флэнаган, Эмми Гринвис, Мэт Джонсон, Дэни Паркер, Ребекка Клингел, Джастина Айрлэнд
В ролях: Брюс Гринвуд, Карл Ламбли, Карла Гуджино, Мэри Макдоннелл, Генри Томас, Рахул Коли, Саманта Слойан, Т’Ниа Миллер, Зак Гилфорд, Уилла Фицджералд
Жанры: драма, хоррор
Сериалы, похожие на «Падение дома Ашеров»: «Полуночная месса», «Призраки дома на холме»
Продолжительность: 8 эпизодов от 56 до 76 минут
Где смотреть: Netflix. Сервис официально недоступен в России

🕷 Это удачная экранизация произведений Эдгара Аллана По

Родерик и Маделин Ашер — владельцы огромной фармацевтической компании Fortunato. Выпускаемые ими лекарства вызывают зависимость и становятся причиной смерти многих людей. Но бизнесменам каждый раз удается избежать правосудия и доказать свою невиновность. Лишь упрямый сыщик Огюст Дюпен не сдается и годами расследует преступления семьи.

Судьба наносит Ашерам болезненный удар. Один за другим члены династии умирают при загадочных обстоятельствах: случайно падают с высоких зданий, совершают самоубийства или становятся жертвами диких животных. Родерик, кажется, понимает, кто стоит за этими инцидентами. Он приглашает в дом Дюпена и рассказывает ему долгую историю своей жизни.

В роли Родерика Ашера — Брюс Гринвуд из «Американской истории преступлений»
В роли таинственной убийцы снялась Карла Гуджино
Вечно хрипящего адвоката семьи Ашеров сыграл Марк Хэмилл. Он известен благодаря роли Люка Скайуокера в «Звездных войнах»

«Падение дома Ашеров» основано на ряде произведений Эдгара Аллана По. Например, основная сюжетная линия шоу взята из одноименного рассказа писателя. Она строится на диалоге Родерика и его старого знакомого. Богач рассказывает о жизни и ведет себя крайне подозрительно: нервно оглядывается по сторонам и из-за чего-то переживает.

Только в сериале воспоминания Родерика играют более важную роль, чем в рассказе По. Через них мы больше узнаем о семье антигероя, о грехах и смерти каждого родственника.

Сценарий каждого эпизода-флешбэка отсылает к рассказам или стихотворениям По: к «Убийству на улице Морг», «Маске красной смерти» и многим другим. Некоторые референсы особенно оценят фанаты писателя. По названию серии зрители могут примерно угадать некоторые сюжетные повороты, например появление обезьяны-убийцы или пытки острым маятником. Но предсказать события в точности вряд ли получится: авторы сильно переосмысляют произведения.

Старинные особняки, кладбища и жуткие каркающие вороны тоже на месте. Флэнаган верен оригинальной эстетике рассказов
Старинные особняки, кладбища и жуткие каркающие вороны тоже на месте. Флэнаган верен оригинальной эстетике рассказов

Но есть и неудачные отсылки. Флэнаган и его коллеги осовременивают сюжеты Эдгара Аллана По — например, добавляют в них искусственный интеллект. В итоге чат-бот присылает Родерику Ашеру жуткие строчки из стихотворения «Ворон». Такие детали рушат архаичную готическую атмосферу.

Некоторые образы просто кажутся бессмысленными. Гениального детектива Дюпена превратили в обычного следователя, который годами не может поймать Ашеров. Персонаж не имеет ничего общего с героем из произведений Эдгара Аллана По.

Но в целом создатели сохраняют дух оригинальных произведений. Здесь есть все, что ценят фанаты писателя: размышления о смерти, смешение меланхоличной драмы и хоррора, а также мрачная эстетика упадка и разложения. «Падение дома Ашеров» — беглый, но сделанный с любовью экскурс в творчество писателя.

💰 Сериал банально показывает жизнь богачей

Фильмы и сериалы Майка Флэнагана обычно рассказывают историю семейной травмы — о том, как призраки отцов преследуют детей. Иногда автор размышляет о вере, принятии смерти и сложном выборе между добром и злом. «Падение дома Ашеров» вроде бы продолжает эти темы, но есть одна необычная для автора особенность. Кроме прочего, шоу — еще и социальная драма о развращенных богачах.

Флэнаган раньше отлично показывал аутсайдеров, маленьких людей и запутавшихся в себе персонажей. У каждого из них трагичная история, поэтому к финалу любого хоррор-сериала от этого режиссера зритель чаще грустит, чем боится. «Падение дома Ашеров» же показывает персонажей очень карикатурно. Наследники корпорации участвуют в оргиях, изменяют супругам, ежеминутно употребляют наркотики и думают, как друг друга подставить.

У старшего Ашера несколько детей от разных жен. Есть и внебрачные — они находятся в иерархии ниже остальных
Ашеры занимаются совершенно разным бизнесом. Кто⁠-⁠то инфлюенсер, а кто⁠-⁠то управляет медиа
На самом деле сценаристы не вдаются в детали работы персонажей. Будни родственников раскрывают поверхностно: главное, что все они врут и покрывают преступления

В этом плане сериал похож на «Наследников» от HBO — только во всем им проигрывает. Шоу сняты в разных жанрах, но их объединяют истории богатых династий, которые разваливаются на глазах. Трагикомедия Джесси Армстронга о семье Роев тоже показывала неприглядные стороны героев-миллиардеров. Они скрывали случаи харассмента ради сохранения компании, обманывали родственников и даже случайно убивали людей.

Членов семьи Рой сложно полюбить — но можно понять. Ведь авторы показывают внутренний надлом героев. Многие из них искренне пытаются быть хорошими, но все портят зависимые отношения с грубым отцом. К тому же в шоу много импровизации и приемов из документального кино. В «Падении дома Ашеров» такого нет, сериал снят и сыгран качественно, но стерильно: с идеально выверенными кадрами и репликами, произнесенными в точности до секунды.

Поэтому после пары серий полностью пропадает напряжение. Остается ждать финала каждого эпизода, чтобы увидеть смерть героев. Причем обычно последние пять минут интереснее всей серии: кто-то погибает от кислоты, а кого-то сводит с ума черная кошка.

В чем-то сериал даже больше напоминает «Пункт назначения», чем «Наследников». Вы забудете героев, как только они погибнут, зато сами сцены насилия останутся в памяти. Вот только слэшер 2000-х шел всего 90 минут — кровавой развязки не приходилось ждать по часу.

🎥 Флэнаган совсем не меняется

Майк Флэнаган почти не меняет стиль, и для фанатов режиссера это хорошая новость. Автор снимает любимых актеров в одних и тех же амплуа. Например, Зак Гилфорд в роли молодого Родерика снова играет амбициозного человека со сложным моральным выбором, а Карла Гуджино опять перевоплощается в мистичного рокового персонажа.

Шоураннер по-прежнему чрезмерно акцентирует внимание на диалогах и монологах героев. В них они раскрывают свои ценности и мысли. Пугаться здесь нечего: скримеры и призраки лишь изредка прерывают монотонные беседы богачей. Сериал хорош скорее меланхоличной эстетикой. Персонажи знают, что умрут, — но до последнего отсрочивают момент гибели.

В сериале много очевидных визуальных метафор. Нетрудно догадаться, что человек в этой маске — буквально смерть
В сериале много очевидных визуальных метафор. Нетрудно догадаться, что человек в этой маске — буквально смерть

Зато у давних критиков Флэнагана теперь больше причин ругать режиссера. Постановщик по-прежнему рассказывает одну и ту же историю о дисфункциональной семье — только на этот раз еще и с нехаризматичными персонажами. И совсем забывает о ярких жанровых приемах. А ведь в начале кинокарьеры режиссера именно они удавались ему лучше всего.

Хоррор Флэнагана «Тишина» полностью построен на том, что героиня ничего не слышит. При этом ей надо как-то обиться от маньяка в маске в лесной хижине. А сюжет «Игры Джералда» разворачивается в замкнутом пространстве: во время ролевой игры у мужчины случается инфаркт, и прикованная наручниками к кровати жена остается совсем одна. В пределах одной комнаты авторы рассказывают историю персонажа с помощью кошмаров и галлюцинаций.

Теперь же Флэнаган просто повторяется. В «Призраках дома на холме» автор тоже рассказывал историю проклятой семьи и в каждой серии уделял внимание отдельному ее члену. Кроме того, в «Падении дома Ашеров» совсем нет катарсиса и интересных выводов в финале. Поэтому сериал скорее напоминает корявую компиляцию всех прошлых работ автора.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Какой ваш любимый хоррор-сериал?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество