Финансовая прочность компании: как понять, что бизнес сможет пережить кризис
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В наше нестабильное и непредсказуемое время, то и дело голову посещают мысли «сможет ли бизнес пережить кризис». Как же понять, может ли компания пережить кризис? Есть такой замечательный показатель — запас финансовой прочности. Этот показатель показывает, насколько бизнес готов к кризисным ситуациям.
Показатель запаса финансовой прочности — это оценка текущего финансового состояния компании и порога рентабельности. Этот показатель показывает руководству и владельцам бизнеса, как далеко компания находится от убытков. Именно этот показатель отображает реальность, показывает реальное положение дел в компании. И генеральный директор, и финансовый директор компании должны знать этот показатель, и учитывать его как при текущей деятельности компании, так и во время стратегического планирования.
Показатель запаса финансовой прочности компании даст прогноз, что ждать во время кризиса, просто трудностей или банкротства. Для расчета данного показателя стандартно применяется формула ЗФП = (Выручка — Точка безубыточности) / Выручка. Но прежде чем начинать считать, необходимо углубится в саму формулу и ее составляющие. Чтобы подсчитать запас финансовой прочности компании, нам недостаточно знать одной только формулы. Стоит знать и составляющие этой формулы:
- Выручка — это сумма, на которую бизнес продал товаров или оказал услуг, без вычета расходов. Ее можно рассчитать по формуле: Выручка = Цена одного товара × Количество проданных товаров.
- Точка безубыточности — это объём выручки, при котором все расходы на производство и реализацию компенсируются доходами. По сути, это ситуация, когда бизнес вышел «в ноль», окупается, но прибыли не приносит. Данная точки вычисляется по формуле (Постоянные расходы/Маржинальная прибыль) х 100%.
- Маржинальность — разница между фактической выручкой и переменными расходами, показывает эффективность бизнеса. Маржинальную прибыль можно определить по формуле (Цена — Себестоимость) / Цена х 100%.
- Постоянные расходы — расходы независимые от продукции компании или ее услуг. Сюда входят такие показатели как зарплата сотрудников, аренда помещения, и т. п.
- Переменные расходы — расходы которые напрямую связаны с продукцией компании или ее услугами. Сюда входят затраты, которые зависят от объёмов производства, например, упаковка, сырье и т. п.
Вот теперь зная все необходимые параметры, мы можем вычислить показатель запаса финансовой прочности компании, и как всегда сделаем это на простом и наглядном примере.
Предположим компания «Телевизор из Китая» занимается поставкой из-за границы сотовых телефонов одной марки. Стоимость телефона в России 82 000 рублей, стоимость телефона в закупе у поставщика 40 000 рублей в валюте (о том как выгодно покупать валюту используя брокерский счет для юридического лица писал здесь). Компания продает в среднем 100 телефонов в месяц, имеет постоянные расходы в 200 000 рублей и переменные расходы в 100 000 рублей. Основные вводные данные имеем, можем считать:
- Выручка — 82 000 х 100 = 8 200 000 рублей.
- Маржинальная прибыль — (82 000 — 40 000)/82 000 х 100% = 51%.
- Точка безубыточности — (200 000/0,51) х 100% = 392 156 рублей.
- И наконец определяем показатель запаса финансовой прочности компании по формуле (Выручка — Точка безубыточности) / Выручка или (8 200 000 — 392 156) / 8 200 000 = 0,95.
Показатель финансовой прочности компании «Телевизоры из Китая» которая торгует мобильными телефонами составляет 0,95. Но не зная расшифровки, нет понимания хорошо это или плохо. В финансовом учете принято расшифровывать результаты следующим образом:
- Показатель до 0,2 — опасная ситуация и угроза разорения.
- Показатель от 0,2 до 0,5 — угроза, что компания близка к кризису.
- Показатель от 0,5 и выше — стабильное финансовое положение.
Из данных выше можем понять, что наша компания очень устойчива и имеет стабильное положение и кризис пережить сможет. Финансовой прочности компании хватит даже при снижении продаж и увеличении расходов. Стоит также при анализе обратить особое внимание на анализ конкурентов, можно сравнить полученный показатель с аналогичными показателями конкурентов. Так как исходные данные могут меняется стоит производить мониторинг показателя финансовой устойчивости не реже одного раза в квартал.
В современных реалиях ждать стабильности в бизнесе не стоит, поэтому анализировать данный показатель можно чаще, следует подгонять планы продаж под показатель ЗФП компании. Чтобы они держался в пределах нормы. Финансовый директор на основе этих данных легко сможет сконструировать будущее факторы, влияющие на данный показатель и выстроить стратегию корпоративных финансов.
Если же вы применили расчет показателя запаса финансовой прочности в своей компании и недовольны результатом, то следует провести корректировку деятельности всех подразделений. В первую очередь необходимо избавиться от всего, что не сказывается на производстве, но отнимает средства пополняя статью переменных или постоянных расходов. Во-вторых, следует постараться увеличить маржинальность продукции, путем новых договоренностей или смены контрагентов. В-третьих, рассмотреть возможность урезания расходов на сопутствующие операции, такие как конвертация валюты или краткосрочное размещение остатков.