Я 10 лет занимаюсь бизнес-планированием и маркетингом, помогаю предпринимателям составить план развития будущего предприятия.

В пандемию ко мне стали часто обращаться за бизнес-планом для салона красоты: спрос на бьюти-услуги растет, а порог входа в этот бизнес может быть низким. Деньги на открытие такого бизнеса можно получить у государства.

Планируя новый салон, нужно учитывать большую конкуренцию — сейчас практически везде уже есть разные бьюти-заведения. Для старта потребуется от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей. Окупаемость, как правило, от нескольких месяцев до 1—2 лет. Рентабельность по моему опыту — 15—20%.

Мне кажется, открывать бьюти-бизнес без опыта в аналогичных салонах — авантюра. Рекомендую сначала поработать хотя бы администратором, понять все нюансы и риски и только потом стартовать. Расскажу, что должно быть в бизнес-плане для салона красоты, а в конце дам демонстрационный план — его можно будет адаптировать под конкретный бизнес.

Шаг 1
Определиться, зачем нужен бизнес-план

Бизнес-план — это документ, в котором прописывают план развития бизнеса. Обычно в него добавляют результаты анализа рынка и конкурентов, финансовую модель, обоснование прогноза прибыли и другую полезную в планировании своего дела информацию. В плане должна быть видна перспектива развития предприятия по этапам и должны быть прописаны риски.

Оформление бизнес-плана зависит от того, для кого его составляют. Бизнес-план для себя делают, чтобы понять перспективность и конкурентоспособность идеи. В этом случае план оформляют в свободной форме: например, берут готовый шаблон из интернета, пересчитывают финансовую модель и дорабатывают под свой бизнес.

Бывает, что бизнес-план оформляют, чтобы привлечь инвестиции или господдержку, взять кредит в банке. Тогда нужно связаться с организацией, куда предприниматель отправит план, и узнать их требования к оформлению.

Например, если нужно заключить социальный контракт с государством и получить финансирование на открытие салона, нужно обратиться в учреждение соцзащиты по месту регистрации. Общие требования по содержанию обычно одни и те же, но в разных регионах есть нюансы по оформлению, их стоит уточнить заранее, чтобы план приняли.

Шаг 2
Найти помещение и изучить конкурентов вокруг

Успешность небольшого салона красоты обычно зависит от разных факторов, в том числе от цен, расположения помещения и наличия конкурентов вокруг. Поэтому перед составлением бизнес-плана я рекомендую определить, на какую целевую аудиторию вы планируете работать и какой сегмент рынка хотите занять — будет ли это салон экономкласса, среднего или премиум-сегмента. И уже после этого искать подходящее помещение и изучать конкурентов. Расскажу, как будут выглядеть примерные шаги.

Ищем микрорайон с подходящей аудиторией. Помещение должно находиться в месте, где проживают потенциальные клиенты — люди обычно ходят в салон недалеко от дома. Есть и исключения — например, некоторые клиенты могут ездить далеко ради конкретного мастера — но обычно людям проще ходить в салон в своем районе.

Делать салон красоты премиум-класса в спальном районе с недорогими квартирами, скорее всего, плохая идея — потенциальных клиентов вокруг мало, а богатые люди вряд ли будут специально ехать в отдаленные микрорайоны. В таком месте можно открыть салон среднего или низкого ценового сегмента.

Изучаем предложения по аренде. Я рекомендую искать варианты площадью от 30 квадратных метров. Все, что меньше — это уже совсем крошечная точка, не салон, а частный кабинет для одного-двух мастеров.

Для салона красоты подходит не любое помещение, нужно ориентироваться на нормы санпина. Например, нельзя размещать мастеров педикюра и солярий в одном помещении, а парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения: гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи, санузлы, кладовые.

Еще нужны помещения или место для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос. Совмещать комнату для приема пищи и гардеробную можно, если в смене работает меньше 10 человек.

Изучаем конкурентов в районе. Полноценный анализ рынка — с изучением емкости аудитории, перспективой развития и прогнозами — перед открытием малого бизнеса сделать сложно, да и вряд ли вложения окупятся. Поэтому я предлагаю предпринимателям ограничиться изучением конкурентов.

Нужно посмотреть, какими заведениями представлена бьюти-индустрия в выбранном микрорайоне: открываем «Яндекс-карты», «Гугл-карты» или «2ГИС» и смотрим, сколько есть салонов рядом с вами, какие у них цены и перечень услуг. На основе этой информации мы формулируем сильные и слабые стороны основных конкурентов, чтобы понять, чем они привлекают клиентов.

Проводим SWOT-анализ. SWOT-анализ используют в бизнес-планировании, чтобы оценить, какие у предприятия есть сильные и слабые стороны и как на него может влиять рынок:

S — strengths — какие у бизнеса есть сильные стороны, которые помогут победить конкурентов.

W — weaknesses — слабые стороны, которые могут помешать работе.

О — opportunities — возможности, которые уже есть или могут появиться — и помогут бизнесу.

T — threats — угрозы, которые могут помешать бизнесу развиваться.

Недостаток SWOT-анализа — субъективность оценок. Но зато он поможет понять, стоит ли в принципе развивать бизнес в конкретном микрорайоне или лучше поискать другое место — например, потому что здесь много сильных конкурентов.

Так может выглядеть SWOT-анализ в бизнес-плане салона красоты
Так может выглядеть SWOT-анализ в бизнес-плане салона красоты

Шаг 3
Собрать и структурировать информацию о будущем бизнесе

Для разработки бизнес-плана нужно понимать, какая у будущего проекта потребность в оборудовании, персонале, расходных материалах — то есть разобраться в бизнес-модели предприятия.

Расскажу, какую информацию заносим в бизнес-план на этом этапе.

Данные по рынку труда. Нужно составить список сотрудников будущего салона красоты и посмотреть средние зарплаты. Это можно сделать через «Хедхантер», «Авито» и другие сервисы для поиска сотрудников.

Список услуг и перечень оборудования. Нужно определиться, что будущий бизнес будет предлагать клиентам, какое для этого нужно оборудование, сколько оно стоит.

Для этого мы учитываем не только первоначальные затраты, но и регулярные: например, на расходники, которые нужно постоянно обновлять. На этом этапе уже можно искать поставщиков и запрашивать у них прайсы.

Пример сметы на запуск проекта. Здесь я учитывал все мелочи, вплоть до визиток и салфеток — кажется, что они стоят недорого, но если сложить такие расходы вместе, получится весомая сумма
Пример сметы на запуск проекта. Здесь я учитывал все мелочи, вплоть до визиток и салфеток — кажется, что они стоят недорого, но если сложить такие расходы вместе, получится весомая сумма

Форма ведения бизнеса. Ограничений по форме ведения бизнеса для отрасли бьюти-салонов нет: можно зарегистрировать ООО, стать ИП или самозанятым. В последнем случае не должно быть наемных работников и сумма дохода в год тоже ограничена. Сразу стоит определиться и с формой налогообложения — это повлияет на прогноз выручки и перечень расходов.

Я рекомендую приобрести патент: как правило, для салона это выходит выгоднее, чем УСН. Важно: на оказание парикмахерских и косметических услуг и на продажу сопутствующих товаров нужно покупать разные патенты.

Есть услуги, для оказания которых салону нужно получить медицинскую лицензию. Это массаж, косметические услуги, пилинг, пирсинг, коррекция дефектов кожи, контурная пластика, инъекции красоты, лазерная терапия и эпиляция с применением лазеров, нанесение и удаление татуировок. Лицензию получают в Росздравнадзоре, пошлина стоит 7500 Р.

Когда вы соберете эти данные, вы, во-первых, поймете, сколько денег и какие ресурсы вам понадобятся для открытия, во-вторых — сделаете основу для расчета финансовой модели.

Данные и расчеты заносим в шаблон бизнес-плана: можно скачать уже готовый и взять за основу. Это можно сделать, например, на «Агрегаторе готовых бизнес-планов» бесплатно или купить на Bi-Plan и РБК — стоят от 1000 Р до 25 000—30 000 Р.

Шаг 4
Сделать маркетинговый план

Чтобы клиенты узнали о новом бизнесе, им нужно про него рассказать. Для этого мы составляем маркетинговый план: выбираем рекламные каналы и продумываем схему продаж.

Нельзя точно сказать, какой канал привлечения может сработать для будущего бизнеса: многое зависит от ценовой политики или креативов, которыми маркетологи привлекают внимание аудитории. У салона красоты, если это малый бизнес без крупных инвестиций, обычно немного денег на продвижение.

Вот несколько примеров недорогих маркетинговых возможностей.

Разместить точку на картах. Новый салон можно зарегистрировать в сервисах «Гугл — Мой бизнес», «Яндекс-бизнес» и «2ГИС» — так он появится на картах. В них есть и платное продвижение — за деньги можно визуально выделить карточку своей организации или показывать рекламное объявление пользователям, которые ищут салоны красоты на карте.

Запустить рекламу в соцсетях. Клиентов можно искать в разных соцсетях и сервисах: во «Вконтакте», «Одноклассниках», на «Авито». Оформить для салона страницу можно бесплатно, за привлечение клиентов придется платить.

Механизмы продвижения в социальных сетях позволяют запускать рекламу на аудиторию, сегментированную по географическому району, возрасту, полу и интересам — это то, что нужно для нового салона красоты.

Сделать вывеску. Если предприниматель выбрал помещение в проходном месте, стоит потратить деньги на яркое, привлекательное визуальное оформление салона. Знаю несколько салонов красоты, которые вообще не использовали рекламу — работали только за счет хорошей проходимости.

Найти мастеров с базой клиентов. Хорошо, если салон красоты открывает человек, который какое-то время проработал мастером — тогда первыми клиентами нового салона станут люди, с которыми он уже работал.

Можно попробовать нанять мастеров со своей базой клиентов. Но если у мастера много клиентов, то, скорее, он будет не менять место работы, а арендовать рабочее место в действующем салоне.

Использовать другие рекламные каналы. Любые рекламные каналы нужно тестировать, и нельзя точно утверждать, сработают они или нет.

По моему опыту, для салонов красоты вряд ли сработают:

  1. Традиционные СМИ, то есть телевидение и печатная пресса — они дают мало результата.
  2. Листовки. Люди часто выкидывают бумагу, даже не прочитав текст.
  3. Контекстная реклама. Цена контекстной рекламы зависит от количества рекламодателей, а в нише салонов красоты конкурентов много — клики получаются дорогими, а результат никто не гарантирует.

Когда вы примерно определились с каналами, нужно подсчитать ожидаемые расходы. Для этого решите: будете ли вы заниматься продвижением сами или наймете подрядчиков. Первый путь дольше — придется вникать в работу рекламных сервисов — но можно сэкономить деньги.

Во втором варианте можно параллельно с составлением бизнес-плана начинать запрашивать прайсы у подрядчиков. Я советую выделить конкретный рекламный бюджет на месяц исходя из ожидаемой прибыли и тестировать разные каналы привлечения небольшими суммами. А затем постепенно увеличивать бюджет там, откуда клиентов приходит больше.

Шаг 5
Создать финансовую модель

Собранную информацию лучше сразу же заносить в финансовую модель будущего бизнеса. Это документ, в котором рассчитываются прогноз доходов и расходов, прогноз отчета движения денежных средств и другие финансовые показатели бизнеса.

Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но в нем придется самостоятельно прописывать и составлять все формулы, чтобы можно было наглядно посмотреть, как меняется модель при увеличении или уменьшении какого-то показателя.

Есть специальные программы для составления финансовых моделей. Например, Project Expert, но она дорогая — от 80 000 Р. Или онлайн-конструкторы — в них ограниченное количество настроек и возможностей, но попробовать можно. Например, bpe24.

Самая сложная часть в составлении финансовой модели — сделать прогноз выручки и ее динамики. Точно предугадать, какая будет загрузка у будущего проекта в динамике, мы не можем, поэтому данные берем приблизительные. Обычно ориентируются на загрузку конкурентов, количество мастеров и их возможности по загрузке.

Шаг 6
Составить бизнес-план

Когда вы собрали все нужные данные, можно собирать бизнес-план полностью. Вот из каких пунктов он обычно состоит:

  1. Резюме. Это краткое описание проекта, его основные характеристики — сколько в итоге нужно денег на открытие, какая будет чистая прибыль, какой ожидается срок окупаемости.
  2. Более подробная информация о проекте и предпринимателе, который открывает бизнес.
  3. Описание услуг — перечень, кому они нужны.
  4. Данные о рынке и целевой аудитории: сколько людей проживает вокруг салона, сколько из них представители целевой аудитории. Для этого есть специальные сервисы, например «Геоинтеллект».
  5. Анализ конкурентной среды — кто из конкурентов работает рядом, в чем их особенности и преимущества.
  6. SWOT-анализ: сильные и слабые стороны будущей компании перед конкурентами, возможности и угрозы со стороны рынка и конкурентов.
  7. Схема продаж и маркетинга — как новый бизнес будет привлекать клиентов.
  8. Организационный план — где будет находиться салон, на какой форме занятости будет работать, по какому графику.
  9. Производственный план — сюда входят санитарные требования к бизнесу, список оборудования и расходников с ценами.
  10. Финансовый план — в этом разделе составляется полный перечень необходимых затрат для открытия бизнеса, расписывается план расходов и доходов, потенциальные риски.

За основу можно взять демонстрационный бизнес-план небольшого кабинета аппаратной косметологии и шугаринга, который я составил для статьи. Такие бизнес-планы обычно используют для заключения социального контракта и получения гранта от государства.


Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.