Я полтора года учился в немецкой автошколе и получил права с пятой попытки
В рубрике «Читатели учатся водить машину» мы публикуем истории об обучении вождению, о выборе автошколы, инструктора и об экзаменах в ГИБДД.
Герой этого материала после переезда в Германию решил пойти в местную автошколу. Он рассказал, чем немецкие правила дорожного движения отличаются от российских, как долго длится обучение, сколько оно стоит и сложно ли сдать экзамен.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Я 20 лет ездил на автомобиле по Москве без аварий. Когда переехал в Германию, оказалось, что по российским правам можно ездить только полгода. После этого нужно записываться в автошколу и получать немецкое водительское удостоверение.
Игнорировать это правило не получится: иностранный водитель обязан предъявлять полиции в Евросоюзе права и загранпаспорт с въездным штампом. Кроме того, сроки действия прав проверяют при оформлении страховки на машину.
Я пошел в автошколу в 2020 году, примерно через год после переезда. До этого занимался другими делами: работал полный день, искал квартиру, покупал мебель, оформлял ВНЖ и учил немецкий язык. Записаться в автошколу или купить машину может любой, даже турист, но получить немецкие права и госномера на машину — только человек с постоянной регистрацией в Германии.
Автошкола
Перед подачей документов в автошколу обязательно нужно:
- Пройти курсы первой помощи.
- Проверить зрение.
- Сфотографироваться.
Выгоднее делать все сразу по флаеру из автошколы, обычно по нему действует акция: курсы — 30 € (3000 ₽), тест на зрение — 8 € (800 ₽) и фото — 8 € (800 ₽) стоят 38 € (3800 ₽) вместо 46 € (4600 ₽). На восьмичасовых занятиях по оказанию первой помощи показывают, как наложить жгут или сделать искусственное дыхание. В тот же день — экзамен, который все успешно сдают.
Пройти тест на зрение можно на курсах первой помощи или в любой оптике за пять минут. Не проходят его только люди с очень плохим зрением или дальтоники. Если зрение не идеальное, можно носить очки или линзы за рулем. Тогда в правах об этом сделают отметку.
В Германии нельзя получить права без автошколы: она записывает ученика на экзамен. Обычно очные уроки стоят 400—500 € (40 000—50 000 ₽), но я заплатил автошколе 200 € (20 000 ₽). В эту сумму не входит ни обучение теории, ни практические занятия. Фактически я оплатил работу секретаря, а все остальное — прибыль автошколы.
Водительские удостоверения стран Евросоюза можно по желанию поменять на немецкие без экзамена, а можно оставить — они действительны без ограничений. Права всех остальных стран можно перевести на немецкий язык за 20 € (2000 ₽) и эвалюировать, то есть привести к соответствию категориям немецких прав за 20 € (2000 ₽). В этом случае можно будет не посещать теорию очно в автошколе и сэкономить. Так я и сделал.
После того как подписали договор с автошколой, нужно подать тот же пакет документов и сам контракт в офис водительских прав — аналог ГИБДД — или ратушу — аналог МФЦ — и уплатить пошлину 40 € (4000 ₽).
При этом надо указать:
- Категории прав. Можно выбрать сразу несколько, но после получения первой дают временные права, а постоянные — только для всех выбранных категорий.
- Тип коробки передач для категории B.
- Язык теоретического экзамена. Можно выбрать любой из нескольких десятков, в том числе русский.
Теория
Теорию изучал дома онлайн и тренировался в приложении. На немецком языке обучение бесплатное, но я пользовался три месяца доступом к сайту на русском языке за 60 € (6000 ₽). Он максимально похож на официальный теоретический экзамен. Можно найти аналогичные программы дешевле — от 10 € (1000 ₽), у каждой свои плюсы и минусы. Обычно к теоретической части экзамена готовятся месяц, но я работал полный день и учился на языковых курсах, поэтому потратил три.
Правила дорожного движения в Германии отличаются от российских. Приведу несколько примеров:
- В городе ограничение скорости — 50 км/ч, за городом — 100 км/ч. На автобане лимита нет, рекомендовано двигаться со скоростью 120—130 км/ч, но не меньше 60 км/ч. При хороших условиях можно ехать 150 км/ч и даже 180 км/ч, но всегда важно помнить о безопасности, не создавать аварийных ситуаций и контролировать дорожную обстановку.
- Штрафуют даже за превышение скорости на 1 км/ч, но из-за погрешности радаров до 3 км/ч есть нештрафуемый порог 4 км/ч. За грубые нарушения кроме денежного наказания начисляют баллы «Фленсбург». Тех, кто набрал восемь баллов, лишают прав и принудительно отправляют на «Идиотентест» .
- Почти все знаки, кроме «стоп» и «уступи дорогу», продолжают действовать после перекрестка. Например, за городом можно ехать 100 км/ч, перед перекрестком знак «70 км/ч», но за перекрестком он действует, пока не встретится знак «конец 70 км/ч» или «конец всех ограничений».
- В городе знаки приоритета у перекрестка ставят редко, чтобы визуально не захламлять улицу. Приходится обращать внимание на разметку и «пониженный бордюр».
- В пробке знаки приоритета на перекрестке перестают действовать. Машины едут с главной и второстепенной дороги по очереди.
- Мигающего зеленого сигнала светофора нет, вместо него горит желтый. Ехать при этом можно, но лучше остановиться.
- Если рядом со светофором есть нарисованная зеленая стрелка, которая указывает направо, можно поворачивать даже на красный, но надо остановиться и всех пропустить.
- Опережение по правой полосе запрещено.
- Навигатором можно пользоваться только без обозначения радаров на карте. Если полиция остановит за какое-либо нарушение и случайно это заметит — оштрафуют. Даже выключенный и спрятанный в багажнике радар-детектор или антирадар конфискуют, водителя лишат прав и возбудят уголовное дело.
Экзаменационные вопросы делятся на две части: общие и для категории B. В каждой по 500 вопросов. В билете 20 вопросов общей категории и 10 — из категории B. Каждый вопрос оценивают в 2—5 баллов, а максимально можно набрать 110. Чтобы сдать теоретическую часть экзамена, достаточно 100 баллов. При этом допустимо только один раз не ответить на пятибалльный вопрос. Например, ошибиться в трех вопросах на 5, 3 и 2 балла — зачет, а в двух пятибалльных — незачет. Я ответил на все вопросы без ошибок.
В 2020 году теоретический экзамен стоил 14 € (1400 ₽). Его сдавали в программе, похожей на тренировочную. Таймера во время экзамена нет, но фактически все заканчивают за 10—15 минут. После экзамена сразу же дают распечатку с результатом. Если были ошибки, показывают в приложении правильные ответы с объяснениями и ссылками на пункты ПДД.
Практика
Я хорошо управляю автомобилем, умею вовремя переключать передачи, вожу не задумываясь и ни разу не попадал в ДТП. Но когда я со своим московским стилем вождения стал ездить по Германии, инструктор был в ужасе и долго меня переучивал. По московским меркам я вожу идеально, а вот по немецким — агрессивно. Такая проблема часто возникает у тех, кто начинает ездить в Германии после нескольких лет практики в другой стране.
Почти все в Германии учатся на машинах с механической коробкой передач. Во многих автошколах даже нет машин с автоматом. Возможно, АКПП менее популярна из-за дорогого содержания и сложного ремонта. Раньше можно было сдавать экзамен на машине с АКПП, но в правах при этом делали отметку о том, что водить автомобили с механической коробкой передач запрещено. Сейчас появилась возможность учиться на механике, сдавать экзамен на автомате, а ездить на машинах с любым типом коробки.
За каждое полуторачасовое практическое занятие я платил инструктору 120 € (12 000 ₽). Новичкам нужно накатать минимум 20 часов для допуска к экзамену, а тем, у кого уже были права, — 10 часов. Инструктор самостоятельно решает, готов ли ученик к экзамену. Если водит плохо, он назначит дополнительные практические занятия. К его мнению прислушиваются, потому что пересдача стоит дорого.
Экзамен
На практическую часть экзамена записывает автошкола. Он проходит только по будням, и дату выбрать не получится. Но можно попросить не записывать на период отпуска.
Практический экзамен всегда на немецком языке, и переводчика взять с собой не получится. В исключительном случае экзаменатор или инструктор могут перевести отдельную непонятную фразу, если знают другие языки. Поэтому нужно владеть немецким хотя бы на уровне B1 и выучить основные команды экзаменатора.
Экзамен длится 25—40 минут. Первая часть проходит на парковке, где спрашивают про органы управления. Например, как проверить давление в шинах через маршрутный компьютер, как включить поворотники, аварийную сигнализацию и обогреватель. Еще инспектор задает вопрос из теоретического экзамена. Например, какая минимально допустимая глубина протектора должна быть у машины? Правильный ответ: 1,6 мм. Можно ли ехать на красный сигнал светофора, если есть нарисованная зеленая стрелка? Правильный ответ: можно, но надо остановиться и всех пропустить.
Маршрут экзамена проходит по дорогам с разными ограничениями скорости, знаками приоритета, перекрестками, а еще по автобану. Также во время экзамена проверяют элементы «параллельная парковка» и «экстренное торможение».
На экзамене допустимо сделать несколько незначительных ошибок:
- При въезде в зону знака «30 км/ч» превысить скорость до 3 км/ч, но сразу это заметить и притормозить.
- Без необходимости ехать 40 км/ч в зоне знака «50 км/ч», но самостоятельно заметить это и ускориться до 45—49 км/ч.
- Заглохнуть в начале движения.
- Переключать передачи недостаточно плавно, из-за чего машина дергается.
- Выполнить параллельную парковку задним ходом со второй попытки.
Любые другие ошибки приведут к провалу на экзамене. Вот какие нарушения допускал я во время пересдач:
- Съехал с автобана на полосу торможения, посмотрел в зеркала, но не повернул голову направо. Несмотря на то что там отбойник и никого не может быть, надо перед любым перестроением поворачивать голову.
- Ехал в зоне действия знака «жилая зона» на первой скорости примерно 10 км/ч, а надо было 5 км/ч — со скоростью пешехода.
- Слишком быстро влетел на нерегулируемый перекресток в зоне действия знака «30 км/ч» — это было небезопасно. Я двигался со скоростью 20 км/ч, на второй передаче, а надо было на первой и со скоростью 10 км/ч. Если из-за забора не видно дороги, лучше вообще остановиться.
- Подъехал к пешеходному переходу, на котором были люди, со скоростью 30 км/ч. Пешеходов, конечно, пропустил, но тормозить надо было начать за 50 м до перехода, а не за 20 м. Это расценили как агрессивное вождение.
С 2021 года экзаменатор не принимает решение, сдал или не сдал, а просто заполняет на планшете опросник. Например, повернул ли экзаменуемый голову перед поворотом, с какой максимальной скоростью ехал в зоне знака «30 км/ч», на какой скорости подъехал к перекрестку и так далее. На основании его ответов программа считает штрафные баллы и выводит результат. Подробные результаты в цифровом виде доступны автошколе и ученику.
Практический экзамен стоит 130 € (13 000 ₽), и еще 200 € (20 000 ₽) нужно заплатить автошколе за аренду машины и работу инструктора. Я не знаю, почему инструктор за экзамен берет больше, чем за обычное занятие. Экзаменатор сидит сзади, а инструктор — спереди. В опасной ситуации он перехватит управление машиной, раздастся противный писк маршрутного компьютера, и экзамен остановят.
Если не получилось сдать с первой попытки, можно попробовать еще. При этом каждый раз нужно ждать минимум две недели и снова платить 330 € (33 000 ₽). Фактически приходится ждать дольше, до трех месяцев, из-за дополнительных занятий с инструктором. После этого он повторно записывает на экзамен. Мне удалось сдать только с пятой попытки.
Права для других видов транспорта
В 2021 году я решил научиться водить мотоцикл. Впервые сел на него только в немецкой автошколе. Общую категорию теоретической части экзамена мне засчитали, а для категории A пришлось дополнительно сдавать экзамен из 10 вопросов. На первом практическом занятии учился переключать передачи, на втором — ездить змейкой, на третьем уже был готов сдавать экзамен, хотя нужно откатать не менее 10 занятий. Остальное время пришлось просто кататься в свое удовольствие. Сдал с первой попытки.
В январе 2023 года еще решил научиться летать на самолете, чем сейчас и занимаюсь. Уже выучил и сдал теоретические экзамены, самостоятельно управляю легкомоторным самолетом, но еще не готов к соло — самостоятельному полету без инструктора. Пока он сидит рядом на всякий случай. В выходные иногда работаю авиадиспетчером на аэродроме. За это мне не платят, зато я не оплачиваю свои взлеты и посадки.
Итоги
В идеальных условиях получить немецкие права можно за полгода или год и потратить на это около 2000 € (200 000 ₽). В моем случае процесс затянулся на полтора года и обошелся почти в 3500 € (350 000 ₽). При этом я пошел в автошколу в 2020 году, а к 2024 году стоимость обучения выросла на 20—30%.
В Германии сложнее получить права, чем в России. Ошибок в вождении не прощают. Но я поддерживаю такой подход. Несмотря на всю строгость, экзаменаторы очень дружелюбные, пытаются шутить, чтобы разрядить обстановку. Если что-то непонятно, спокойно и внятно все повторяют или объясняют другими словами.
Расходы на получение водительских прав — 3482 € (348 200 ₽)
Занятия с инструктором | 1440 € (144 000 ₽) |
Четыре пересдачи практического экзамена | 1320 € (132 000 ₽) |
Практическая часть экзамена | 330 € (33 000 ₽) |
Оплата автошколы | 200 € (20 000 ₽) |
Доступ на сайт с билетами ПДД | 60 € (6000 ₽) |
Госпошлина за права | 40 € (4000 ₽) |
Курсы первой помощи | 30 € (3000 ₽) |
Перевод российских прав | 20 € (2000 ₽) |
Эвалюация | 20 € (2000 ₽) |
Теоретическая часть экзамена | 14 € (2000 ₽) |
Тест на зрение | 8 € (800 ₽) |
Фото — по флаеру | 0 € |
Расходы на получение водительских прав — 3482 € (348 200 ₽)
Занятия с инструктором | 1440 € (144 000 ₽) |
Четыре пересдачи практического экзамена | 1320 € (132 000 ₽) |
Практическая часть экзамена | 330 € (33 000 ₽) |
Оплата автошколы | 200 € (20 000 ₽) |
Доступ на сайт с билетами ПДД | 60 € (6000 ₽) |
Госпошлина за права | 40 € (4000 ₽) |
Курсы первой помощи | 30 € (3000 ₽) |
Перевод российских прав | 20 € (2000 ₽) |
Эвалюация | 20 € (2000 ₽) |
Теоретическая часть экзамена | 14 € (2000 ₽) |
Тест на зрение | 8 € (800 ₽) |
Фото — по флаеру | 0 € |
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil