Я собираюсь закрыть убыточный цветочный с долгом в 3 миллиона
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
После того как муж пожаловался, что негде было купить цветы около дома на праздник, решила рассмотреть идею открытия салона цветов и декора.
Всё как положено — страницы в соцсетях, реклама в поисковиках, профессиональные флористы. Цветы, открытки, упаковка, композиции на заказ и всё что душе угодно.
Доходы и расходы
При расчете финансовой модели я взяла среднеотраслевые показатели выручки с поправкой на район, и посчитала, что при стоимости аренды 70 000 ₽ за 27 метров, двух флористах с общим ФОТ 115 000 ₽ и прочими расходами, выйду в 0 при ежедневном обороте в 8500 ₽, и в прибыль при обороте 13 000 ₽. По отчетности конкурентов выглядело вполне работоспособно, в качестве каналов продаж выбраны физически торговая точка, группа во ВКонтакте мессенджеры, и сервис доставки.
Ошибки в деле
С самого начала возникли трудности с помещением, т.к. бюджет у меня был рассчитан без большого запаса — косметическим ремонтом я занялась сама.
Арендодатель передал помещение через 3 недели после заключения договора аренды, т.к. тоже был ограничен в средствах для предварительной подготовки (разделения) помещения.
Санузел был огорожен, но внутри не было ничего, кроме счетчика и обрезков труб, торчащих из стен.
Могу сказать, что сама также зря затянула с обустройством санузла, пришлось потом обращаться в срочном порядке к подрядчику арендодателя (на 85% уверена, что он меня облапошил по стоимости работ), затем много времени заняла сборка мебели.
Т.к. проект я совмещала с основной работой и семейной нагрузкой, ожидаемо — процесс шел очень медленно. На заметку всем желающим открыть бизнес — как бы очевидно это ни было — но нужно запускаться как можно быстрее.
Таким образом, у меня с заключения договора аренды до открытия прошло 3 месяца.
Был закуплен ассортимент открыток, воздушных шариков, упаковки и пр. на 150 000 ₽.
С значительными поправками бюджета я набрала команду из трех работников — два начинающих флориста и один старший (на ту зарплату, которую я могла предложить на старте, не хотели идти люди, способные адекватно пройти собеседование, пара кандидатов меня загостили после договоренностей о выходе, кто-то прямо говорил, что не пойдет работать в новую точку — и я теперь понимаю, почему).
Мы разложили товар, закупили цветок и разместили новости об открытии.
Выручка в первый месяц работы составила 3500 ₽ в день.
Сейчас, через 6 месяцев работы, выручка составляет 5000 ₽ в день (в среднем), что значительно ниже плановой в 8500 ₽.
Одна из флористов ушла в августе, двум другим пришлось поднять зарплату ввиду изменения графика.
Оправдались ли ожидания? Нет, и вот почему:
- маленький поток входящих «с улицы»;
- редкие заказы в группе и мессенджерах, причем часто запрашивают то, что в принципе сложно достать — здесь огромное уважение флористам за то, что они изобретают и предлагают замены, но выручка не сильно правится;
- практически нулевой оборот в сервисе доставки;
- реклама не составляет конкуренции сетевикам — в поиске мы далеко.
Основные проблемы «в полях», т.е. жалобы посетителей:
- маленький выбор — да, у нас небольшой холодильник, но мы стабильно поддерживаем ассортимент из «стандартных» и экзотических цветов;
- цветы не свежие — проводим ревизию и закупки каждые 2 дня (что в совокупности с вышеуказанным приводит к огромным списаниям, 40% цветка идет в утиль);
- дорого — мы провели анализ рынка, и цветок находится по нижней границе средней стоимости + часто проводим акции.
Что имеем в итоге:
- магазин делает выручку в размере 40-50% от того, что нужно для самоокупаемости, остальное я вкладывала из личных средств с надеждой на развитие;
- мы не нашли своего покупателя, а те, что есть — недовольны теми или иными аспектами предлагаемых услуг/товаров;
- высокая стоимость аренды;
- высокая стоимость рабочей силы (и налоги);
- у меня на руках большое количество неликвидных ваз, шариков, открыток, и не перепродаваемая холодильная камера, в три раза больше седых волос, обострение гастрита и глубокая тоска о бесцельно потраченных деньгах.
Опыт — сын ошибок трудных, но, думаю, мои сыновья вряд ли положительно оценят пагубное влияние моих ошибок на их будущем.