Я собираюсь закрыть убыточный цветочный с долгом в 3 миллиона

22

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Идея и суть бизнеса

После того как муж пожаловался, что негде было купить цветы около дома на праздник, решила рассмотреть идею открытия салона цветов и декора.

Всё как положено — страницы в соцсетях, реклама в поисковиках, профессиональные флористы. Цветы, открытки, упаковка, композиции на заказ и всё что душе угодно.

Доходы и расходы

При расчете финансовой модели я взяла среднеотраслевые показатели выручки с поправкой на район, и посчитала, что при стоимости аренды 70 000 ₽ за 27 метров, двух флористах с общим ФОТ 115 000 ₽ и прочими расходами, выйду в 0 при ежедневном обороте в 8500 ₽, и в прибыль при обороте 13 000 ₽. По отчетности конкурентов выглядело вполне работоспособно, в качестве каналов продаж выбраны физически торговая точка, группа во ВКонтакте мессенджеры, и сервис доставки.

Ошибки в деле

С самого начала возникли трудности с помещением, т.к. бюджет у меня был рассчитан без большого запаса — косметическим ремонтом я занялась сама.

Арендодатель передал помещение через 3 недели после заключения договора аренды, т.к. тоже был ограничен в средствах для предварительной подготовки (разделения) помещения.

Санузел был огорожен, но внутри не было ничего, кроме счетчика и обрезков труб, торчащих из стен.

Могу сказать, что сама также зря затянула с обустройством санузла, пришлось потом обращаться в срочном порядке к подрядчику арендодателя (на 85% уверена, что он меня облапошил по стоимости работ), затем много времени заняла сборка мебели.

Т.к. проект я совмещала с основной работой и семейной нагрузкой, ожидаемо — процесс шел очень медленно. На заметку всем желающим открыть бизнес — как бы очевидно это ни было — но нужно запускаться как можно быстрее.

Таким образом, у меня с заключения договора аренды до открытия прошло 3 месяца.

Был закуплен ассортимент открыток, воздушных шариков, упаковки и пр. на 150 000 ₽.

С значительными поправками бюджета я набрала команду из трех работников — два начинающих флориста и один старший (на ту зарплату, которую я могла предложить на старте, не хотели идти люди, способные адекватно пройти собеседование, пара кандидатов меня загостили после договоренностей о выходе, кто-то прямо говорил, что не пойдет работать в новую точку — и я теперь понимаю, почему).

Мы разложили товар, закупили цветок и разместили новости об открытии.

Выручка в первый месяц работы составила 3500 ₽ в день.

Сейчас, через 6 месяцев работы, выручка составляет 5000 ₽ в день (в среднем), что значительно ниже плановой в 8500 ₽.

Одна из флористов ушла в августе, двум другим пришлось поднять зарплату ввиду изменения графика.

Оправдались ли ожидания? Нет, и вот почему:

  • маленький поток входящих «с улицы»;
  • редкие заказы в группе и мессенджерах, причем часто запрашивают то, что в принципе сложно достать — здесь огромное уважение флористам за то, что они изобретают и предлагают замены, но выручка не сильно правится;
  • практически нулевой оборот в сервисе доставки;
  • реклама не составляет конкуренции сетевикам — в поиске мы далеко.

Основные проблемы «в полях», т.е. жалобы посетителей:

  • маленький выбор — да, у нас небольшой холодильник, но мы стабильно поддерживаем ассортимент из «стандартных» и экзотических цветов;
  • цветы не свежие — проводим ревизию и закупки каждые 2 дня (что в совокупности с вышеуказанным приводит к огромным списаниям, 40% цветка идет в утиль);
  • дорого — мы провели анализ рынка, и цветок находится по нижней границе средней стоимости + часто проводим акции.

Что имеем в итоге:

  • магазин делает выручку в размере 40-50% от того, что нужно для самоокупаемости, остальное я вкладывала из личных средств с надеждой на развитие;
  • мы не нашли своего покупателя, а те, что есть — недовольны теми или иными аспектами предлагаемых услуг/товаров;
  • высокая стоимость аренды;
  • высокая стоимость рабочей силы (и налоги);
  • у меня на руках большое количество неликвидных ваз, шариков, открыток, и не перепродаваемая холодильная камера, в три раза больше седых волос, обострение гастрита и глубокая тоска о бесцельно потраченных деньгах.

Опыт — сын ошибок трудных, но, думаю, мои сыновья вряд ли положительно оценят пагубное влияние моих ошибок на их будущем.

  • Виктор ПлюснинХм. У меня на расстоянии 5 минут ходьбы от дома не менее 5 точек продажи цветов... Ну то есть, я понимаю, что случаи бывают разные, но вот влезать в достаточно конкурентный бизнес по продаже товаров сильно не первой необходимости, не имея в нём опыта - мне почему-то кажется зело смелой идеей.4
  • Виктория СВсегда удивляет в этих историях пункт номер 1, а именно аренда абсолютно неподходящего помещения. Сколько читаю провальных бизнес-проектов, всегда этот пункт звучит как "мы сняли за многоденег в аренду площадь, которую надо дофига приводить в порядок". Я бы не начала вообще, не найдя максимально подходящего всем запросам моего бизнеса помещения.7
  • Виталий ФедорВиктор, хорошо бы для начала свою арвнжерею построить, чтобы что то свое продавать)0
  • ЕвгенияВиктория, сразу видно, что вы и не начинали никогда4
  • Виктория СЕвгения, это правда.0
  • SmurfetkaБыла связана с цветами три года, с 2015 по 2018. Точка была на окраине небольшого спального микрорайончика (9 многоэтажек), 1 бизнес центр простенький, шоссе, институт. Рядом было ещё 2 цветочных (один вообще занимал площадь меньше, чем у меня ванная комната дома). Работали на текущий поток с улицы, постоянных клиентов, на праздники шебуршала в телефонной книге и предлагала знакомым букеты на работу к 8 марта (например). Никаких сайнов, групп, сервиса доставки. Мои наблюдения: 1. Всегда находился кто-то, кто будет просить скидку и на одну несчастную розу 2. На 8 марта можно продать все, главное цена. Тут уточню, на одно 8 марта часть партии тюльпанов была убитой (моя вина, не вскрыла пачки при приёмке, оказалось, что вода попала и все начало гнить). Все, что можно, привели хоть в какой-то приличный вид, накрутили мини букетики и продавали ниже себестоимости. Флорист были скептически настроены, но на удивление - народ брал. 3. Праздники типа 1 сентября - минибукетики по небольшой стоимости наше все. 4. Всегда искать поставщиков с выгодным ценами. Не обязательно это будут крупные игроки. Я такие места откопала, прямо вах и по цветку и по цене. 5. Вся сопутка должна быть минимальной и универсальной. Без неё никак, но не нужно заставлять стеллажи вазами экзотической расцветки. У нас самые ходовые были обычные прозрачные стеклянные - просто когда приходил очередной джентльмен для покупки большого количества цветов, спрашивали - а ваза у дамы имеется под такую красоту? Всякие открытки, конвертики можно брать в обычных магазинах по 1-2 штуки, а не небольшим оптом. 6. Всегда будут те, кто скажет "а на рижском дешевле!". Я в какой-то момент перестала спорить, и просто сообщала адрес рижского. И поверьте, никто не обижался, кому надо было - брали. 7. Найти нормального флориста - отдельная эпопея. Так что лучше всего тоже набивать руку и быть готовым встать за прилавок. 8. В каждом клиенте искать потенциального оптового покупателя (с соответствующей ценой), предлагая услуги к тому же 8 марта или украшением офиса к новому году. Мы закрылись через 3 года по семейным обстоятельствам основного собственника. Сам цветочный был продан другому человеку как готовый бизнес. Кстати, чуть позже продали старую холодильную камеру (там ребята меняли на побольше). Проблем с продажей не возникло, главное поставить адекватную цену. Вообще могу сказать, что чисто на цветах далеко не уедешь. Тут даже не в аренде вопрос, очень много факторов, а главное - то, что не продано летит в мусорку.9
  • Скажи, кто«думаю, мои сыновья вряд ли положительно оценят пагубное влияние моих ошибок на их будущем.» Вы молодец, что попробовали, а дети и без цветочного найдут, на что на вас нажаловаться психологу в будущем 😁11
  • MagnoliaЗато вы попробовали! Это важный и интересный опыт в жизни0
  • MagnoliaВиктория, я думаю, что понимание того, что помещение не подходит приходит после опыта работы в нем и дается соответствующая характеристика.1
  • Екатерина РудопасСпасибо, что делитесь таким опытом. Читая такие истории , начинаешь понимать почему много скупердяев в бизнесе - в плане, почему зарплаты мизерные ставят, почему на экономят на спичках и прочее .. потому что в прибыль выйти очень сложно 😢… И вам тут одна комментатор писала свои наблюдения, и мне всегда нравится «надо если что уметь самому встать у станка»… это очень правильная вещь🙈, которая может помочь с «разбором ошибок»… я смотрела блогера Машкова, он брал интервью у ребят которые шарами торгуют тоже в спальном районе, и ребята говорят, что точка приносит 150т.р. (Вроде бы чистыми). Но они сами там работают (жена 2 через 2, а муж на доставке)… и мне запомнилось, что владельца говорила, что когда она работает на точке, то выручка в среднем в два раза больше чем когда приходящий работник🙈… P.S.: скажите пожалуйста, у меня извечный вопоос: вот у вас такие колоссальные списания цветов (40%?). Неужели тогда не выгоднее цены тааак приопустить, чтобы полная продажа была ? Или продавать эти 40% по себестоимости? … или это провальные стратегии ? (Я бизнесом никогда не занималась, и поэтому это вопрос простого обывателя, который скорее всего не видит всех подводных камней)2
  • KabanenokНе раскрыта тема - почему не хотел кандидат идти новую точку ?0
  • СветскийSmurfetka, для того что бы не летело в мусорку минибукеты на рынке и развалах продавать в том числе сами...0
  • МарияKabanenok, добрый день! Кандидаты давали разные причины, например - новые точки (не сетевые) очень часто сидят без продаж и быстро закрываются, каналы реализации не налажены, маленький поток (ниже доход и может наступить профессиональная стагнация, если нет ни текучки в работе, ни интересных заказов). Другая причина - ранее уже работали в маленьких точках, и были проблемы с зарплатой (задержки, обман, штрафы, серые схемы). Иными словами, нарабатывать базу клиентов и рекламные ресурсы это сложный и долгий процесс, и не все рядовые специалисты готовы брать на себя этот стресс и работать за "оклад" в точке, где в день полтора землекопа. По части зарплат я изначально придерживаюсь позиции, что у нас всё "белое" и вовремя, что тоже конечно усложняет выход в прибыль, но это не должно быть проблемой работников.0
  • МарияЕкатерина, добрый день! Касательно списания цветка могу сказать, что у нас есть небольшой ассортимент уценки, но особенность данного товара в том, что его "срок годности" нельзя точно предсказать, т.е. есть стандарты по уходу, обработке, и флористы ведут осмотр цветка при смене воды - списывают то что пришло в негодность. Визуально цветок может выглядеть хорошо, а бутон уже мягкий, и такой, конечно, мы не будем даже в уценку реализовывать. Представьте, Вы купили себе Эквадорские розы по 150₽ за штуку (себестоимость), а они по возвращении домой сразу завяли и начали сыпаться. Также необходимо поддерживать определенный ассортимент, иначе будет пустой холодильник и желающим приобрести букет или отдельный цветок будет не из чего выбрать, но какой-то вид цветка может стоять (а цветы продаются пачками от 5 до 50 шт, в зависимости от вида), и не купят ни одной штуки - всё в списание. Что касается снижения цен, даже закупочная цена цветка может кому-то показаться завышенной (например, эквадорские розы начинаются от 100 р и до 400+, в зависимости от сорта и длины стебля, некоторые гортензии в закупке 500+ рублей за штуку, лилии за 370 и т.д.), а цель любого бизнеса это получение прибыли. Думаю, с учетом того какой у нас входящий поток, даже такая схема не обеспечит полную оборачиваемость товара. Закупка дешевле для больших партий, но большую партию нам негде хранить и невозможно реализовать.1
  • МарияMagnolia, благодарю за позитивный отзыв!1
  • МарияВиктор, абсолютно согласна с Вашим замечанием, но когда глаза горят - мозг иногда работает не на 100%. У нас поблизости цветочных не было, но это не помешало отсутствию продаж.0
  • МарияСкажи,, благодарю за поддержку, по поводу психолога это точно сказано.1
  • МарияSmurfetka, добрый день, благодарю за развернутый комментарий - всегда интересно почитать об опыте других людей в аналогичной сфере. У нас камера "встройка" 1,85*2,36, её собирали на месте - вряд ли получится безболезненно разобрать.1
  • user5836519Виктория, так аренда сильно подорожала в Москве, например . Если у вас есть лишнее помещение , то это радует. Но пик цветочного бизнеса падает. Дело не в аренде , в специях частично и ценах на цветы . Да есть оптовые сайты , но в основном на посадочный материал . Понятно , что и срезку берут оптом , но срезка она очень капризная, в основном из Голландии, при этом я спрашивала продавцов в Михнево , где у нас дача, почему они не берут розы из колоссального питомника , через станцию в Вельяминово , они говорят Голландцы стоят дольше , да на химии видимо. Потом у многих питомников прямая доставка , если кому нужно для декора помещения , то есть мелкий опт . И время стало немного другим людей не волнуют цветы . Сейчас не только в цветах , а их в Москве на каждом углу , но и с кофейнями предложение превышает спрос1
  • Алексей СизовSmurfetka, не нравится заморочки и проблемы в цветах, мб тогда продавать не гниющие товары? Горшки для цветов например, другое дело что мб. они нафиг не нужны никому..2
  • Шараф Максумов8500 это хорошая выручка дневная флориста на авито, но никак не планируемая выручка точки с арендой, зарплатой и т.д. Так и надо начинать, вы флорист, у вас куча заказов, тогда вы берете сначала себе помошника, через некоторое время помещение, через некоторое время вторую точку и т.д., а если телега попереди лошади, то ничего не получится. В малом бизнесе выживают ремесленники, умеющие и знающие тонкости своего дела, ваша модель может выстрелить только при уж очень удачном стечении обстоятельств.1
  • ПеченькаКак по мне, то тут есть ряд ошибок, которые привели к неудачному результату. 1. Автор сам не флорист и не шарит в этой теме. А значит, не смог бы подменить заболевшего/уволившегося сотрудника, заметить ошибки своих сотрудников и так далее. 2. Продажа цветов имеет сезонность. Не указано в тексте, когда произошло открытие точки, но при отсутствии наработанной базы клиентов, сложно подняться на хороший оборот, если открвться не в сезон. 3. Помещение, в которое пришлось много вложиться по ремонту. Плюс рядом не было цветочных... ну возможно, что потому и не было, так как спрос низкий в районе. 4. Отсутствие свободных фин.средств. Как по мне, если это первая попытка в бизнес и нет мужа-миллионера, то цена ошибки должна быть минимальной, а не 3 миллиона. И обязательно опыт в той сфере, в которой хотите открывать бизнес. Нет опыта? Значит самое время устроиться на работу к конкурентам, изучить модель ведения бизнеса и только потом что-то делать самому. Меня всегда поражают эти люди, которые хотят всё сразу (я не говорю, что автор статьи именно такой, но есть звоночки на этот счёт): идеальное помещение со свежим ремонтом и большой площадью, топовых специалистов в коллектив, бесконечный поток клиентов, рекламу на каждом углу, стабильную прибыль и так далее. А они в это время по Бали и Мальдивам гоняют... 😃 Сейчас вообще сложно с помещениями. Классное помешение с высокой проходимостью в 90% случаев уже занято стабильным и процветающим бизнесом. Так зачем ему закрываться и отдавать такое хорошее помещение другому?0