15.06
75K
184

«Я просто отношусь к ним как к деньгам»: что жители юга России думают о туристах

Мнения читателей Т⁠—⁠Ж

«Я просто отношусь к ним как к деньгам»: что жители юга России думают о туристах

Любую статью об отдыхе на российских курортах всегда сопровождает множество комментариев с претензиями туристов к жителям юга и наоборот.

Я жила в Сочи с рождения, отношения местных и отдыхающих напоминают мне давний сложный брак, когда друг без друга никак, но и вместе непросто. Причины недовольства разные: кто-то устает от толп и пробок, кого-то раздражают люди в плавках и с пивом на улицах. Некоторые жители не принимают критику родного города от чужаков. Кто-то, наоборот, считает, что нелюбовь местных к приезжим — устаревший миф.

Мы собрали мнения жителей юга о том, раздражают ли их туристы, справедливо ли приезжие критикуют российское побережье и должны ли отдыхающие придерживаться правил поведения в общественных местах.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Мнение № 1
«Любого будут раздражать отдыхающие, пока отдыхающий не ты»

Виталий
прожил на юге больше 30 лет

Я родился и прожил на черноморском побережье больше 30 лет, работаю не в туристической отрасли. Определенно летом жизнь простых людей на юге меняется.

Первое, что приходит в голову при словах «курортный сезон», — это пробки. Время езды до работы летом увеличивается с 40 минут до 1,5 часа в одну сторону. Иногда мне приходится добираться общественным транспортом — тогда сильно раздражают отдыхающие, которые в 08:00 едут на пляж с надутыми детскими кругами и пляжным инвентарем, что сильно ограничивает место в маршрутках. Однажды сам водитель не выдержал и начал высказывать: «Зачем вы так рано едете, дайте людям на работу добраться».

Не нравится, когда отдыхающие в плавках и купальниках ходят по центру города, сидят в кафе и закупаются в магазинах, — это зачастую не к месту, пляж в другой стороне.

Но в целом я думаю, что главная причина недовольства местных жителей в том, что любого будут раздражать отдыхающие, пока отдыхающий не ты.

Меня не задевают туристы, если они соблюдают нормы поведения, не ведут себя вызывающе и не мусорят. Больше волнуют бытовые вопросы, например проблемы водоснабжения региона и транспортные сложности: на юге близок транспортный коллапс. Дороги, не рассчитанные на такой поток машин, не справляются, а общественный транспорт оставляет желать лучшего.

К сожалению, я согласен с туристами, что море зачастую грязное, а цены на услуги не соответствуют качеству. Есть два типа грязного моря. Первый — на общественных пляжах, где много людей, и они ходят в туалет прямо в воду. Привет, ротавирус! Второй тип — более дикие места, где много бытового мусора, в основном остатки от пикников отдыхающих и пластик из моря. Между этими крайностями все же можно найти неплохие места на побережье — в небольших поселках или на закрытых пляжах санаториев, где относительно немного людей, но цивилизованно, потому что там убирают берег.

Качество сервиса на юге действительно сильно страдает. Можно найти хорошие условия и сервис, но цена будет завышена. Поэтому, несмотря на то что я родился и вырос на юге, предпочитаю ездить в Турцию: там отдых качественнее за те же деньги.

Источник: ewa studio / Shutterstock
Источник: ewa studio / Shutterstock

Мнение № 2
«Впечатляют мамочки, не желающие платить за туалет»

Тата Ш 
работала на пляже

У каждой медали две стороны. Я живу в одном из южных курортных городов. Люди приезжают разные, порой с непомерными запросами. Был опыт сдачи квартиры на лето. Если заработала, образно говоря, 10 Р, то 12 из них потратила на последующий ремонт.

Сломано было все, что только можно сломать. От стен оторвали полки, в унитазе были бананы, в холодильнике — бычки, у водогрейки вывернуты ручки. Не знаю, что за дикие люди приезжали, в итоге бросили ключи в почтовый ящик и срулили в закат. Это была моральная травма для меня.

Еще я работала на пляже, и пляжных историй у меня тоже масса. Особо впечатляют мамочки, не желающие платить за туалет. Они ведут детей справлять большую нужду в море, в туалет ходят рядом с торговыми ларьками, и никого не смущает, что в этот момент я сижу в этом самом ларьке. Это же ребенок, у него не пахнет. По 50 детей за день ходили к этому ларьку, и далеко не все были грудничками…

Кстати, из-за отсутствия культуры пользования общественными уборными, когда все ходят в море, очень сложно уберечься от вирусов, особенно детям, которые купаются с открытым ртом.

Источник: bellena / Shutterstock
Источник: bellena / Shutterstock

Мнение № 3
«Я просто отношусь к туристам как к деньгам»

Гривуазный синефил
работает в частной гостинице в Сочи

Спасибо пандемии и закрытым границам: начало курортного сезона в 2021 году мы ощутили еще в январе. Я несколько лет работаю в гостиничной сфере. Приезжие мне не мешают, у меня иммунитет. Я просто отношусь к ним как к деньгам, как бы цинично это ни звучало. Чем больше людей, тем больше доходов, что улучшает финансовое положение отеля. Я работаю в частной гостинице.

Конечно, бывает раздражение, я не без греха. У меня давно складывается впечатление, что когда люди едут отдыхать, то свои головы они оставляют в камерах хранения в аэропортах и на вокзалах и приезжают с абсолютной пустотой внутри. Когда на чекине я объясняю правила проживания, меня слушают максимум процентов 30, а потом опять задают одни и те же вопросы изо дня в день по сто раз, и ты, как попугай, все заново повторяешь.

Почему-то люди, приезжая в отель, считают, что ты можешь организовать их досуг по полной программе, хотя я не консьерж. Просят подсказать, куда пойти потрапезничать, что посмотреть, где чище пляжи, где местные отдыхают, где купить хорошего домашнего вина или чачи, какие экскурсии взять, как пройти в библиотеку и так далее. Сейчас, в век современных технологий, можно нагуглить все, что нужно, и с кайфом отдыхать. К слову, люди моего поколения — миллениалы — так и делают. Максимум могут подойти спросить: «Это нормально или ну такое?», «Стоит туда идти или не стоит?» Я таких обожаю. Сама так всегда езжу отдыхать — все гуглю, чтобы потом не беспокоить никого вопросами, и спокойно кайфую на местности.

А вообще местных одинаково раздражают и местные, и отдыхающие. Местные — не все, но многие, — не очень любят работать, а в сезон приходится отрывать пятую точку от насиженных диванов, идти что-то делать, чтоб заработать денег, пока туристов много. Хотя Сочи и стал круглогодичным курортом, все равно мы понимаем, что летом самый большой заработок.

Правила поведения в публичных местах — вечная тема. На отдыхе люди расслабляются, никто не хочет ничего соблюдать. На мой взгляд, все зависит от воспитания. Если в детстве не привили, то потом уже поздно бороться. К примеру, у нас в номерах белоснежные махровые халаты. Когда я вижу, что в наш ресторан хотят спуститься в халате, и говорю, что в таком виде в ресторан нельзя, на меня смотрят как на дуру и спрашивают: «Почему это? Мне что, надо возвращаться переодеваться?» У себя дома мы с вами спокойно можем форсировать в халатах весь день, но ресторан — общественное место… Так и вспоминается классика: «А еще боремся за почетное звание дома высокой культуры и быта». Может, нашему населению когда-нибудь и привьют культуру пития и чаевых, но это не точно.

Все зависит от самого человека: если он приехал отдыхать и кайфовать, то не будет ко всему придираться и отравлять жизнь обслуживающему персоналу и себе в первую очередь. Я и за границей видела очень много соотечественников, которые были недовольны сервисом, питанием и всем, чем только можно, и ходили с такими лицами, как будто им все должны. Такие люди живут по принципу «У нас за все заплачено, поэтому вытрясу душу из всех за каждую копейку».

Источник: letchik-34 / Shutterstock
Источник: letchik-34 / Shutterstock

Мнение № 4
«Летом я такой же отдыхающий турист»

Евгения Жосан
всегда рада помочь отдыхающим

Я работаю в образовании, и летом у меня длинный отпуск. В это время я такая же отдыхающая, как и те, кто приезжает к нам. Туристы мне не мешают. Я коренная сочинка, с детства привыкла встречать в городе приезжих из разных городов. В любую минуту готова вежливо ответить на вопрос «Как пройти к концертному залу „Фестивальный“?» и при необходимости проводить.

Конечно, в сезон бывают сложности. Мне трудно в переполненных в жару автобусах. Неуютно на заполненных пляжах. Летом был случай, когда мы с дочкой не смогли втиснуться в пригородную электричку. До ближайшей остановки пришлось идти 3 километра: в гору, пешком, в жару, с четырехлетним ребенком.

Стараюсь не прислушиваться к отрицательным отзывам местных жителей о туристах. Особенно если их осуждают те, кто на них зарабатывает. А осуждают вот за что: понаехали, в транспорте не продохнуть, на пляже не развернуться, в городе пробки. Это проблема туристов? Нет. Это проблема транспортной сети, неразвитой инфраструктуры и узких городских пляжей.

Раздражает меня, только когда название города склоняют: «Отдыхаем в Сочах». Для меня это как ставить ударение в слове «Москва» на первом слоге. А так, правила поведения одинаковы для всех — неважно, турист ты или нет. И в Питере противно слышать мат, и в Москве — громкую болтовню по телефону в маршрутке. И в Казани подрезающий водила раздражает так же, как в Сочи.

На мой взгляд, основная причина недовольства — местечковое противопоставление «местные — приезжие». Мне кажется, что после Олимпиады население города уже на четверть состоит из приезжих. В классе дочери 8 человек из 30 родились не в Сочи. Это нормально: город заселяется волнами. Мой коллега — из первых армянских поселенцев, он сочинец в шестом поколении. Мои дедушка и бабушка перебрались в Сочи из Молдавии после войны. Муж родом из Казахстана, переехал после развала СССР. То есть и я, и мои дети — потомки переселенцев или туристов.

Что касается претензий про грязное море, как коренной житель, знаю три причины, почему море на время становится грязным: после шторма, дождя и в случае аварии — видела однажды нефтяные разливы на воде возле порта. Еще врачи-инфекционисты не советуют после сильного дождя купаться в устьях рек. Я не верю в страшный фольклор про «искупался разок — и сразу в инфекционку». Зимой тоже можно загреметь в больницу с ротавирусом.

Сочи — не Мальдивы с чистейшей океанской водой. Утром вода может быть прозрачной, но вечером мутнеет — это нормально!

Источник: letchik-34 / Shutterstock
Источник: letchik-34 / Shutterstock

Мнение № 5
«Люди ведут себя по-разному на отдыхе в России и за границей»

Aleksey Russkiy
видел немало хамства от отдыхающих

Я сам с юга, но живу в Краснодаре. Вам не кажется, что та грязь, которую развели на пляжах, это в первую очередь заслуга отдыхающих? Чисто ведь не там, где убирают, а там, где не сорят. Именно отдыхающие замусорили пляжи и море. Почему вы, приезжая на юг, считаете, что можете есть на пляже и все там бросить, почему за вами кто-то должен чистить? В основном отдыхающие за собой убирают, но тех, кто оставляет мусор, тоже полно.

Вы пишете, что в Европе такого на пляжах нет. Правильно, там штрафы высокие, и все просто боятся. А в России можно, ведь никто тебя за это не накажет. Это как езда на авто. По России все гоняют с превышением скорости, и никто правил не соблюдает. А как только приезжают в Европу, так тише воды, ниже травы, все ездят по правилам. А почему? Опять же, большие штрафы.

Про антисанитарию в общественном питании и ротавирусную инфекцию хочу спросить: а питаться в нормальных ресторанах и столовых вы не пробовали? Таких на побережье предостаточно. Зачем вы покупаете еду на улицах в непонятных лавочках и с рук, на пляжах? В Египте или Турции вы где питаетесь? Конечно же, в ресторанах при гостиницах, и не будете покупать еду в лавках на непонятных рынках. Почему же в России вы ведете себя иначе?

Что касается хамства, согласен, это есть. Но сколько хамства я видел от отдыхающих в России, я не видел в той же Турции и Египте, про Европу вообще молчу. Там вы ведете себя намного приличнее, хотя это и не оправдывает поведение обслуживающего персонала. Но половина персонала в сфере отдыха на юге России — не местные. И хамство это не южное, а чисто российское. Так что хамят вам такие же приезжие, как вы.

Тот бардак, что происходит на юге России, развели не только местные. Большой вклад вносят и отдыхающие. Почему-то одни и те же люди ведут себя по-разному на отдыхе в России и за границей.

Источник: brjane27 / Shutterstock
Источник: brjane27 / Shutterstock

Мнение № 6
«А что, если бы их не было?»

Net Dela
считает нелюбовь местных к туристам пережитком

Разговор о туристах в Сочи стоит начать с вопроса: а что, если бы их не было? Это наглядно показал прошлый год, когда рестораны, бары и кафе уже открыли, владельцы, потирая руки, вышли на солнце, а людей еще не завезли: въезд на курорт был закрыт. Из каждого угла уже включили звуковую рекламу, а монетизировать ее было некому, и звуковому насилию подверглись только местные. Зазывалы на яхты видели на набережной только чаек.

Тогда стало понятно, что местных жителей здесь минимум, и если ориентироваться на них, то количество услуг надо сокращать в сотни раз. Наверняка все местные понимают, что без туристов у них будет одно кафе на три километра, один парикмахер, приходящий на работу два раза в неделю, и магазин «У Михалыча» вместо «Перекрестка».

Местных жителей можно разделить на три вида. Первый — самые местные, живущие здесь до Олимпиады. Второй — те, кто приехал во время Олимпиады-2014 или вскоре после. Третий — новички, открывшие для себя прелести региона в последние четыре года. В целом каждый житель Сочи, проживший тут более трех лет, уверенно считает себя местным. И вот почему: в регионе слагают легенды о нелюбви сочинцев к туристам, и каждый живущий здесь пытается избавиться от термина «турист» применительно к себе. В реальности эта нелюбовь становится пережитком и встречается куда реже, чем принято считать.

Основным источником нелюбви остается категория «самые местные» — сочинцы, жившие здесь еще при царе Горохе. Эти люди считают, что туристы растоптали их цветок, разбавили до состояния воды их этнику и вообще дышать стало тяжелее. Остальные жители приехали сюда уже в период конкуренции и лояльны к вновь прибывшим.

Прожив в Сочи даже недолго, начинаешь понимать правила игры. И как житель мегаполиса, который по возможности не сунется в город в час пик, живешь по распорядку, чтобы избегать сбивающей с ног толпы туристов. Знаешь, на какой пляж и когда поехать, укромные места, где на сотню метров не будет ни души, где забронировать столик, чтобы не ждать своего матча-латте целый час.

Вообще для владельцев жилья туристы — это одноразовые лица. Здесь нет такого, что один хозяин с радостью принимает постоянных гостей 15 лет и, прощаясь, говорит: «До следующего года». Арендодатели хотят так и оставить их одноразовыми, чтобы не испытывать чувства стыда из-за цен в следующий раз.

Если подытожить, Сочи — это такое избалованное дитя, взращенное на Олимпиаде, чемпионате мира по футболу и локдауне. Но все меняется, и это тоже пройдет.

Источник: bellena / Shutterstock
Источник: bellena / Shutterstock

Мнение № 7
«Обдирают фрукты вместе с ветками, кидают пивные банки»

Сергей Скрипчак
хочет отдохнуть от отдыхающих

Вы просто не поверите, как сильно мы хотим отдохнуть от отдыхающих! После курортного сезона приходится чистить пляжи, цены из-за отдыхающих так взвинчивают, что приходится работать в три раза больше, чтобы прожить. Я молчу про пробки, те же вирусы, которые к нам привозят многие. А море буквально становится заразным, да, впрочем, и на пляж уже не попадешь.

Почему-то многие отдыхающие считают, что местным жителям не принадлежит их вековая земля, и они свободно гуляют по дворам, обдирают фруктовые деревья вместе с ветками, кидают пивные банки и всякий мусор. Еще могут и полуголыми пройти на глазах у наших детей.

Источник: Alexander Zamaraev / Shutterstock
Источник: Alexander Zamaraev / Shutterstock

Мнение № 8
«Не припомню, чтобы меня раздражали туристы»

Александр Тихомиров
не раздражается из-за туристов

Мне нравится динамика жизни в Сочи в летний сезон: много людей, много знакомств. Не припомню, чтобы меня раздражали туристы. Люди, приезжая на отдых, расслабляются и имеют на это право. Но раздражение в адрес приезжих можно услышать от каждого местного: они считают город своим. Многие бздыхов не любят и не уважают. Наверное, так бывает из-за вызывающего поведения отдыхающих. Хотя в целом поводов для недовольства хватает: на дорогах пробки, на улицах много людей, шум. Но это основной курорт страны, и нужно это принять.

Что касается слов о грязном море или плохом сервисе в Сочи, все так и есть. Сервис ужасный, навязчивый. Например, погулять спокойно в морском порту вы не сможете: через каждые 5 метров вам будут предлагать покататься на яхте, готовы чуть ли не силой затолкать. На набережной будут приставать, чтобы вы сфоткались с бедной обезьянкой, и тыкать вам в лицо экскурсиями в Красную Поляну.

Неуважительное отношение к гостям города присутствует везде, все хотят на вас заработать. К сожалению, это так. Но отдохнуть хорошо и красиво в Сочи можно, просто нужно хорошо подготовиться к отдыху. Заранее спланировать, куда поехать и сходить, обязательно посетить Олимпийский парк и Красную Поляну. И желательно не с экскурсией, а самостоятельно.

Источник: scale08 / Shutterstock
Источник: scale08 / Shutterstock

Мнение № 9
«Взаимное раздражение — естественный процесс общения»

Сергей
не любит бескультурье и хамство

В разгар курортного сезона в нашем маленьком городе однозначно становится тесно, но в то же время весело и интересно. Много людей, но много различных мероприятий. Жизнь кипит. В целом каждый курортный сезон — это праздник, в котором все сочинцы участвуют, иногда сами того не желая. Я люблю праздники.

Взаимное раздражение, у местных в адрес приезжих и, наоборот, у туристов в адрес сочинцев, — это естественный процесс общения. Представьте, что у вас коммунальная квартира, в которую помимо вас прибыли повеселиться еще две семьи с абсолютно разными интересами и культурным уровнем. Одна играет в преферанс и курит сигары, а вторая выпивает и горланит песни под баян, при этом вы любите вязание под классическую музыку. Конечно, за все это кому-то платят деньги — не всегда вам, но недовольство остается, даже несмотря на рост благосостояния. Все меняется, когда каждый уходит заниматься любимым делом в собственный номер и никому не мешает.

Туристы, как и все люди, должны придерживаться общепринятых норм приличия. Не трогать женщин без разрешения, не испражняться там, где испражняться не принято, не мусорить и так далее. При этом правила должны быть понятны и прозрачны, например указаны на табличках. Но уровень сервиса, чистоты и культуры в городе должен расти и соответствовать уровню цен.

Источник: Dmitriy Kandinskiy / Shutterstock
Источник: Dmitriy Kandinskiy / Shutterstock

Мнение № 10
«Слишком много туристов, которые портят имидж российского юга»

Alexey Rogachenko
считает, что туристы тоже влияют на облик курорта

Я родился в Лазаревском. Не понимаю, как люди находят такой кошмар на юге, который описывают. Я хожу в магазины и вижу адекватных, улыбающихся продавцов. Да, можно встретить людей, которые плохо знакомы с тем, что такое работа с клиентами в продажах. Но это есть везде, по всей России. Разве что в Питере или Москве сложно найти — сам я живу в Питере 10 лет. Если вы очень чувствительны к взглядам или фразам продавцов, идите в любой сетевой магазин — там встретить хамство очень сложно. Просто не ходите в ларьки, и все.

Другой пример: человек пишет, что туроператор заселил его не туда, куда обещал. Обидно, что из-за этого нужно портить репутацию всего юга, и без того далеко не идеальную. Потратьте, ради бога, пару часиков и найдите себе жилье по отзывам среди большого количества агрегаторов.

Того, кто считает, что абсолютно каждый в Сочи — хам, обманщик и спекулянт, я смело назову балаболом, потому что нельзя экстраполировать свой неудачный опыт.

Сравнивать Сочи с зарубежным отдыхом можно сколько угодно, но люди не понимают, что такое сравнение не работает: за рубеж едет другая аудитория, которая только частично пересекается с аудиторией, посещающей наш юг, она ведет себя на отдыхе по-другому, ищет поставщиков услуг иначе. Вот и результат другой. Про осознанное потребление слышали? Осознанно потребляйте услуги и не поддерживайте хамов рублем. Если бы все так делали, то адекватных людей в сервисе давно было бы больше, чем хамов.

Проблем на нашем юге немало. Он точно далек от идеала. Но я вижу слишком много необоснованных аргументов и туристов, которые портят имидж российского юга, чтобы молчать. Если вы думаете, что туристы не влияют на облик курорта, то вы совсем не понимаете, как работает туризм.

Источник: Nina Alizada / Shutterstock
Источник: Nina Alizada / Shutterstock

Мнение № 11
«Хотите что-то изменить — начните с себя»

южный житель
считает, что местные ничего не должны отдыхающим

Как живущий на юге, расскажу про обратную сторону. Местные от цен страдают больше, чем отдыхающие. Вы приезжаете сюда с московскими зарплатами и готовы тратить больше, чем местные, в основном получающие 15 000—20 000 Р в месяц. Нам проще зиму пережить, чем лето, когда цены взлетают.

Хотите что-то изменить — начните с себя. Наденьте шорты перед тем, как пойти в общественное место. Уберите за собой весь мусор. На юге живут такие же люди, как и вы, не лучше и не хуже, так что свое высокомерие оставьте при себе. И тогда отношение к вам будет человеческое. Перестаньте думать, что приезжие тут только вы, а все остальные местные. Именно приезжие пьют пиво с селедкой на пляже, а местные работают и приезжают вечером окунуться в море — и домой заниматься хозяйством. Летом вы здесь в окружении таких же отдыхающих, а виноватыми делаете местных.

Источник: Serg Pospelov / Shutterstock
Источник: Serg Pospelov / Shutterstock

Александра Домина
Как, на ваш взгляд, можно решить проблемы с отдыхом на российском юге?

На мой взгляд проблему отдыха на российском юге можно решить не отдыхая на российском юге.
И местные не страдают, и туристам хорошо. Не отдыхаю на нашем юге ежегодно и всем рекомендую!

248

Николай, согласна с вами! Не понимаю людей, которые жалуются на российский юг и снова туда едут

58

Николай, такая же история. Если не получается выехать за границу, я лучше отдохну у себя в пределах города, благо живу на юге на Дону)

16

А я вот живу с хорошей точностью в центре Сибири, а в ЮВА не пускают. Придётся привычно свинячить в Краснодарском крае. Печаль.

0

Николай, мы тоже сделали все, что могли для нашего Юга - забыли про него. Югу это пока не очень помогло, зато нам хорошо.

11

Николай, очень мудро. Поступаю так же. Не мешаю южанам жить. Берегу экологию Российского юга )

1

Николай, 🎯

0

Когда-то я работала в очень популярном отеле 4* в Имеретинке (пришла туда из розы хутор). В 2014-2015г. отели, в которых работала я, вышколили своих сотрудников донельзя. Тренинги по 2-3 месяца, куча кейсов, превращение недовольного человека в постоянного гостя отеля, обезглавливание за фразы типа "машинка сейчас подъедет" и тд. С лыжниками все шло хорошо. А потом я столкнулась с пакетными пляжными туристами. Тебе кидают 150 рублей, чтобы ты подсуетилась и переселила из стандарта в люкс бесплатно. На стойку ресепшн сажают мокрых голых детей. Тебя грозят уволить за то, что в Сочи потоп, и автобусы задерживаются. Тебя грозят уволить за то, что скорая долго едет. Тебя грозят уволить за то, что не можешь заселить гостя по водительским правам. И потом ты просто начинаешь ненавидеть всех гостей - и плохих, и хороших. В конце концов я просто стала делать то, что от меня требовалось по трудовому договору, не больше. Я не согласна с тем, что гости должны сами все гуглить перед приездом, найти можно не все. И сотрудники отелей, давно живущие в городе, могут существенно сэкономить гостям время и деньги, посоветовав хороших инструкторов, водителей (а не тех людей, с которыми у отеля заключен договор), жилье в абхазии или, например, дать бесплатный поздний выезд. Для меня хороший сервис - выход за рамки своих обязанностей и желание помочь гостю. Но зачем мне помогать барыне, которая говорит со мной как с прислугой? Я ведь все равно потом прочитаю, что сервис в России - дерьмо, и не умеют здесь нормально работать. В итоге из-за хамского отношения гостей многие вышколенные сотрудники увольняются, на их места берут девочек с минимальным английским и обращениями к гостям в стиле "девушка, щас мы вас заселим. куда сходить? посмотрите в гугле". Круг замыкается.

162

Альбина, меня удивила с свое время разница в персонале отелей одной и той же сети в Розе и в Имеретинке: персонал в горном Парк Инн был в разы вежливей, профессиональнее и отзывчивее девочек из Редиссон Конгресс на пляже, причем в разные года ситуация повторялась

11

Александра, если я буду судить по себе, то в горах я была горааздо отзывчивее)) Но сейчас поток туристов такой огромный в оба кластера в течение всего года, что разница стирается. Я только радуюсь, что больше не работаю в отелях. И, блин, не совсем в тему, но у меня каждый раз возникает испанский стыд, когда я вижу в Поляне номера с видом на лестницу за 32 тысячи за ночь, в мое время стоившие 3500. В этих отелях нет ресурсов, чтобы предоставлять сервис на 32 тысячи за ночь, хоть ты двести раз будь супер отзывчивым сотрудником

55

Альбина, да, к сожалению, эти 2 года ценник у нас просто космический. Стыдно, что вместо хорошей реализации с кэшбэком цены просто взвентили, потому что все равно поедут... И никто не смотрит, что будет через год-два. Как только будет хоть какая-то свобода передвижения между странами, Сочи будет вспоминаться с безумными ценами на проживание....

22

Альбина, ох запомнилась мне Имеретинка)))
Прилетели в семь утра, заселение с 12. Я все понимаю, стандарты и все такое. Нас улице проливной дождь. Так и просидели мы на диванчике на ресепшн 5 часов)))
И ведь подходили, уточняли, возможно за доплату можно нас раньше заселить? Нет, пофигу! Девочку мило щебетали между собой, шутки шутили, все хорошо как них и пофиг на этих дебилов туристов, которые за двоих за неделю в их замечательном отеле отдали 100.
И все бы ничего, ну нет свободных номеров... Ага! Но только не для тех, кто приезжал после нас, говорил кодовое слово - Яя от такого-то... и номера чудом находились.
Нафиг вашу Имеретинку.

9

Альбина, Про "Тебя грозят уволить за то, что не можешь заселить гостя по водительским правам." - после Швеции, где для заселения в отель достаточно банковской карты мне вот действительно дико, когда в других странах просят не просто паспорт, но целую автобиографию указать (особенно в России и Германии).

8

Николай, ага, еще в Сочи была какая-то муть с миграционными картами, которые гостям нужно было заполнять самим, тк город на границе, и фмс нас контролировал. Было очень стремно просить это сделать уставшего человека, который тащился к нам через пол-страны

6

Альбина, если гость нормально подойдет и спросит "не подскажете, пожалуйста, куда ***** (вопрос) или где****", вряд ли Вы пошлёте такого гостя.
А если подошло нечто и "эй, ты, а ну быстро мне тут рассказала, где и что"...
Так что... зеркало.

4

про мамочек, которые не желают платить за туалет - это в целом проблема российских "я же мать", которым все вечно должны

92

Артем, лол, если бы. Не хочу оправдывать "я ж матерей", ибо описанная в статье ситуация жесть! Но в то же время с общественными уборными в России (с их жалким количеством) просто печаль. Это блин естественная потребность человека и туалеты должны быть в государстве: а) доступны максимально б) по возможности бесплатным! В этом плане фору любому государству даст, конечно, Япония Но с российскими туалетами иногда по-человечески понимаю людей, которые выбирают сходить в ближайшие кусты, чем в этот ужас под названием "платный туалет", не одобряю, но понимаю

136

Vladislava, есть такое, но это только половина проблемы. Мне даже ходить далеко не надо. У меня рядом с домом есть цивилизованный пруд, с набрежной, пляжем, дорожками. Хоть купаться там и нельзя, но кого это останавливает. Буквально вчера в 10 метрах о дорожки по малой нужде за чахлым деревцем сидела женщина лет 30. Блин, ну это ж не ребенок. Я то местный и знаю, что на горке за кустами есть вполне нормальный туалет, НО об этом нет ни таблички, ни указателя. С пляжа его не видно. Вопрос - а что, так сложно табличку воткнуть? Что бы хотя бы те, кто хочет выглядеть прилично, могли это осуществить

36

Андрей, ну так повесьте уже табличку. Российская черта - идея есть, а руки трясутся реализовать, пусть кто-то сделает, не буду брать ответственность.

5
Герой Т—Ж

Местный, потому что потом придут и расскажут, почему ты сделал херню и научат, как делать правильно, и все это вместо благодарности :)

6
Герой Т—Ж

Vladislava, в Питере такие же траблы с туалетами: везде платные, причем цена такая, что среднестатистическому туристу будет морально дорого. Он получает условно 20.000, раз в пять лет выехал в культурную столицу, снял койко-место за 300 рублей/день и отдать 50 рублей за туалет для него -- слишком мощно и "обман". В итоге мы видим загаженные стены в переулках.

6
Герой Т—Ж 🏆

Dinara, даже мне, с зарплатой в разы больше упомянутой вами, приехавшей из Москвы, 50 рублей за туалет - слишком мощно. В Москве вообще проблем с бесплатными туалетами нет в центре. В каждом парке есть бесплатные туалеты, даже на окраине Москвы в условной Капотне. А если какое мероприятие, то туда сразу ставят ряд биотуалетов (бесплатных!).

14

Olga, в Москве вообще с дисциплиной всё хорошо. Иногда подумываю вернуться с юга. Никогда не привыкну к хамству и дикости местных, которые пытаются казаться интеллигенцией.

5
Герой Т—Ж

Olga, и мне тоже мощно. Хвала карте бесплатных туалетов.

0

Dinara, в питере туалет в любом макдаке или тц. вот в венеции, к примеру, туалет стоит 1,5 евро, а в бургер кинге его может и не быть там. даже руки не помыть, я уж молчу про выпитое у них пиво....

2

Dinara, почти в любом общепите есть нормальные туалеты же

0
Герой Т—Ж

Артем, во многих туалетах общепитов на Невском кодовые замки. Или же они расположены так, что без вопросов не прошмыгнешь. Да и не очень это как-то.

2

Dinara, в любом тц. в макдональдсе еще пока бесплатные. кодовые замки ставят в других "ресторанах".

1

Dinara, Это не только на Невском, это глобальная практика во многих туристических городах. Причём часто коды одноразовые и печатаются на чеке.

1
Герой Т—Ж
Отредактировано

Vladislava, А биотуалеты (бесплатные) в достаточном количестве для туристов не ставят как каждое лето на зарубежных пляжах? Ну я почему тогда жалобы на мамочек, а не на городские власти?

3
Герой Т—Ж 🏆

Артем, иногда, видя цену 50-100 рублей за а-ля сельский туалет с вонью и всем остальным, мне самой хочется демонстративно сесть напротив этого туалета и справить нужду. Конечно, я так не делаю, но людям, устанавливающим такие туалеты и пытающимся "разжиться" на испражнениях, стоило бы принять к сведению.
Мне интересно, а те, кто работают в магазинах на пляжах, они наверное тоже за 12ти часовой рабочий день оплачивают все свои походы в засранный туалет по цене 50 рублей?
А потом удивляются, почему люди в море ходят нужду справлять или в кусты.

42

Артем, чтобы всего этого не было: не желающих платить за туалет и справляющих нужду в море - курортным городам следует сделать бесплатные туалеты и душ, как в Европе, Турции и Египте. И делать там уборку!

37

Tatiana, вооот! Я когда на Кипре в первый раз на Феникудесе в Ларнаке в туалет зашла (бесплатный!), я чуть не разрыдалась: он был идеально чистый! При входе душик для ног, мохнатые коврики, чтобы ноги обсушить. Внутри - тетушка, периодически еще и вытирающая пол, прибирающая. Причем дело было ближе к вечеру, то есть, нельзя сказать, что "еще не загадили". Да, "яжматери" не молодцы. Но это реально стремно - в уборные на нашем юге заходить. Причем их еще найти надо же...

23
Герой Т—Ж 🏆

Артем, вы когда-нить пробовали ребенка посадить на унитаз в общественном туалете в России, не говоря уже конкретно о южных туалетах? я вот каждый раз тупо держу ребенка на руках над унитазом, который ей не по росту и на который хрен че подложишь. думаете, если бы были в доступе у людей чистые туалеты с детскими унитазами и бумажными подложками на унитаз, они бы не платили?

22

Занесла меня как-то раз нелегкая в сочинский так называемый "общественный туалет" на пляже.
Такой отвратительной грязи, вони и смрада я никогда в своей жизни чувствовала! Чуть сознание не потеряла!
Даже наши колхозные коровники - это чистейшие и благоухающие места по сравнению с тем сортиром.
Так что тут не только за ларек или в море пойдешь нужду справлять, тут и в портки обмочишься лишь бы только в тот АД не возвращаться!

68
Герой Т—Ж 🏆

Тетя, ща расскажут про климат. что удивительно, в куда более жарком и влажном климате Таиланда туалеты идеально чистые, даже бесплатные на заправках.

52

Я максимально стараюсь не раздражать жителей юга и поэтому не езжу туда тратить свои деньги. Вообще, я была в регионе один раз, в сезон катки. На горнолыжном курорте все понравилось, сервис топ, но и цены как в Европе. А вот в поселке в котором находятся курорты, цены высокие, как в Спб, но сервис в разы хуже(

68

Я жила на юге большую часть жизни, но потом сбежала в СПб, потому что жить там невозможно. И я даже не на курортах жила. Каждый хочет на другом нажиться, все озлобленные и себе на уме. Где та хлебосольность, о которой нам из раза в раз рассказывают на краеведении?
Я переехала и не жалею, сервис на голову выше, люди счастливее и доброжелательнее, жить гораздо проще, когда нет косых взглядов и недовольного рычания

47

Жителям российского юга следует начать учиться у соседей-абхазов - те последние 5-7 лет неуклонно работают над сокращением потока проклятых туристов. То кого изобьют, то изнасилуют, тут вот в пансионате двух туристов расстреляли. С непременной присказкой про "они первые начали". )

Если серьезно, то пока спрос на черноморское побережье кавказа будет превышать предложение, ничего не поменяется, потому что и манеры поведения отдыхающих, и отношение "местных" к "бздыхам" сформировались именно в условиях такого дефицита.

47

Описываемые персонажи не туристы, а быдло без яркого проблеска интеллекта. Они в любом месте раздражают.

37

Прочитал все отзывы "местных" и если честно все мои негативные эмоции подтвердились.
Все гадят в море. Да гадят. Более того и дальше будут гадить. Нас туристов к этому подталкивают. Проблема номер раз. Туалетов нет. Ну просто нет. Есть разновидность Краснодарского стихийного бизнеса в виде установки кучи уродливых кабинок в определенном месте. И понятно так как действо это "стихийное", то никаких указателей или понимания, где именно найти туалет нет. Второе это платность. И это не символические 5-10 рублей за вход, а 20-50 рублей в зависимости от расстояния до другого туалета и близости пляжа. Расчёт именно на культурных людей. Нет цели сделать море чище, есть цель что бы только двое из десяти сходили в туалет за 50 рублей, а остальные в море, чем все 10 в туалет по 10 рублей. Что делать? Сделать нормальные и бесплатные туалеты вдоль набережной, что бы даже у последнего быдла был шанс вернуться к культуре. И когда даже быдло привыкнет справлять нужду на пляже в туалете уже можно вводить платность. Да часть снова начнет ходить в море, но большинство не зажопят 10 рублей. Взять набережную того же Геленджика которая, если сильно утрировать длинной 6км. Сколько там обычных относительно нормальных туалетов? Я сколько не гулял (правда не в сезон) насчитал штуки 3-4 из которых половина была закрыта, а остальные стоили от 20 рублей (повторюсь...не в сезон). Проблема номер два. Я так понимаю расчет больше на то, что туалеты есть в ресторанах, но опять же мы не приучены ходить в ресторан ради туалета, а рестораны не приучены пускать посетителей только в туалет. Опять же уродливая форма продаж и сервиса. Сделай табличку что бесплатный туалет в ресторане и возле входа, что бы не мешать посетителям. Двадцать человек зайдет справить нужду и из них один останется перекусить и заплатит пару тысяч. Но нет...ты сначала оставь пару-тройку тысяч, а потом иди в туалет. А если недостатка в посетителях нет, то и в туалет пускать незачем.
P/S И вот мы пришли к тому, что только одна причина отравляет жизнь и отдыхающим и местным. Решается на раз. Вложений почти не требует. Учитывая сколько денег вбухивается в курорт десять и даже 20 бесплатных туалетов на 6 км почти полностью уберут проблему загрязнения моря от такого рода отходов. Но как говорится...на чем же будут зарабатывать Армяне?)))))

29

santeyxxx, ну а вообще ситуация с отношением к приезжим напоминает поедание кактуса. Это как иметь огромный торговый центр и ненавидеть тех, кто туда ходит за покупками. И каждая уборщица норовит высказать своё "фи" относительно людей, которые топчут её полы своими грязными ботинками. При этом часть их них незадействованная в туристическом секторе не может провести даже простейшую параллель. Ну да лично ты не имеешь никакого отношения к туристам (посетителям ТЦ). Ничего им не продаешь и даже не разговариваешь. Вот только если посетителей не будет, уволят не только продавцов и позакрываются магазины, но и уборщица нафиг не нужна будет так как некому пачкать полы, которые тебя так бесит каждый день мыть. Про пробки, цены на продукты вообще претензии не обоснованы. Не мы же привозим продукты и вам их продаем. Регулируйте СВОИ цены на СВОИ продукты сами. Нам (туристам) от того, что они станут дешевле только лучше. И растут эти цены не из-за того, что мы приехали, а потому что вы жадные и нет того, кто бы смог их регулировать. Отравления из-за уличной еды....опять туристы виноваты. А где контролирующие органы. Почему человек с кукурузой и булочками ходит по пляжу или продает что то на набережной. Там полиция через каждые 100 метров ходит. Моё мнение, если ходит и продает значит это разрешено и проверено. Так работают нормальные курорты. Т.е. вы сами не можете контролировать продажу качественных продуктов у себя в городе, а виноваты туристы. Опять же где туристическое регулирование. Простой пример. Гостиница рассчитана на 100 человек, инфраструктура рассчитана на 150 человек, а отдыхающих завезли 200. А потом начинаются претензии, что на пляже не протолкнуться. На улице не пройти, в маршрутку не влезть. И никто не знает, откуда же взялось еще 100 человек. Где живут, как живут. А часть местных и рады. Упаковывают непритязательных туристов штабелями в комнатке 10 квадратных метров и стригут бабло. Авиа и другим перевозчикам вообще плевать сколько привезти людей в город 100-200-1000. Их это вообще не интересует. Я прилетел на курорт (машины нет). Возле дома остановка, ну думаю поеду на автобусе и расписание, что каждые 10 минут ходит или маршрутка или автобус. Через ПОЛ часа приехала маршрутка. Да если бы я знал, то за пол часа пешком бы дошел, но пошел на принцип. 21 век на дворе. Уже давно ввели и протестировали GPS датчики на общественном транспорте.
P/S Я к чему все это веду. Почему то во всем винят туристов. Ведут себя не так, отдыхают не так. Спору нет, вести надо себя культурно. Не бросать мусор, не гадить там где нельзя, не ходить в трусах в ресторан, но для этого надо создавать условия. Если нет мусорок значит будут бросать мусор, если нет туалетов значит будут справлять нужду под каждым деревом, если никто не подскажет человеку, что плевать на тротуар и ходить в трусах по городу некультурно это и будет так происходить. Это как приехать в гостевой дом, заплатить денег кучу и прям перед входом поскользнутся в луже и упасть в грязь. А тебе говорят вот ты сам виноват, под ноги не смотришь внимательно. А потом удивляются, что ты об этой гостинице плохо отзываешься и сервис плохой и отношение и инфраструктура. И это позиция всех Краснодарских курортов. Нет э то не я виноват. Как минимум за те деньги, которые я заплатил этой лужи и тем более грязи быть не должно (и не надо говорить, что заплатил немного. Ещё до пандемии отдых был дороже Турции и равнозначен тому же Египту, а сейчас в разы дороже). Даже если случился форс-мажор и лужа появилась неожиданно значит надо было поставить табличку, что бы я её увидел. И даже если таблички нет и все произошло быстро, то надо хотя бы предупредить заранее и уж точно не говорить мне что я сам виноват и надо под ноги смотреть. Это и есть сервис о котором все туристы говорят. Нас расстраивает даже не само наличие лужи (хотя этот факт может опечалить), а то что она будет сегодня, завтра и даже через год, и отношение к тебе тоже не поменяется и никто о ней не будет предупреждать.

36

Взаимоуважением. А вообще понравился автор, назвавший Сочи «избалованным ребёнком» очень метафорично и ярко 👏🏻

22

Чтобы решить проблемы с отдыхом на российском юге, надо ещё три таких Юга :) За границу многим ехать проблемно и по финансовым причинам, и из-за пандемии. Но невооруженным глазом видно, что курорты перегружены. Понятно, что пляжи надо убирать по вечерам, туалеты делать бесплатными и ставить через каждые 200 метров, а дорожную сеть реконструировать. Но проблемы это не решит. Люди имеют право отдыхать, но на не такое уж большое побережье приходится не так много пляжей. Не взрывать же скалы побережья, чтобы пляжей понаделать :) Лично я просто не езжу туда летом. Точнее, езжу, но не на пляж, а на экскурсии (в тот же Крым). Я не люблю плотную толпу полуголых людей, детские вопли, каменистые пляжи и грязную воду. Я люблю пустынные пляжи, мелкий песочек и кристально чистую воду ;) С другой стороны, езжу иногда по работе в октябре в Дивноморское - совсем другое дело ;) Если нет дождей, так приятно гулять по полупустой набережной с южными деревьями и дышать морским воздухом. Иногда и искупаться ещё можно ;)

20

Алексей, еще у нас очень много невыездных, которым некуда деваться от безысходности. полиции и прочих гос.органов развелось то на полстраны)

20

Можно решить - никогда не ездить туда 😸

19

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю