Как я открыл агентство по веб-разработке с оборотом 723 000 $ в год
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
Меня зовут Дмитрий Хоружко, я основатель IT-компании Nineseven.ru. Мы специализируемся на крупных e-commerce проектах.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dbd1ad1f.16fe303b_cover.png)
История моего пути к агентству началась еще в университете. Тогда я обучался на программиста, но мне как-то в тот момент айтишка не зашла из-за структуры обучения. Это был классический государственный университет, отставший по своей программе на добрую пару-тройку лет.
Мы там учились программировать на «Паскале». Даже в 2008 году программирование на «Паскале» — это просто какой-то космос. На втором курсе я пошел в веб-дизайн, так как у меня на тот момент случайными перебежками был опыт работы с Photoshop.
На тот момент для веб-дизайна не было специализированных инструментов, таких как Figma и Sketch. Это все было сильно позднее. Через Photoshop я обучался ретушированию, работе с графикой, тонкостям того, как нужно рисовать интерфейсы. Уже в то время у меня были попытки поиска фриланса. Набрав портфолио, я получил заказ на логотип за 8 долларов и после почувствовал, что уже закрепился в профессии.
Спустя полгода устроился на работу, где мне платили 100 долларов. Проработав там шесть месяцев, дождался повышения и получил надбавку в 15 долларов. Такой расклад меня не устроил, как и перспектива в следующий раз вырасти до 130 долларов.
Я уволился и ушел в контору, сейчас известную как Apalon. Это белорусская айтишка, которая делает мобильные приложения. Тогда они назывались Move Your Web и делали сайты на заказ. Я у них работал дизайнером — меня просто взяли до кучи в штат. У них не было особо много дизайна, но им нравилось, что я могу общаться с клиентами напрямую. Иногда попадались шизанутые англоязычные клиенты. На американском рынке была жуткая проблема с хорошим дизайном, и работы для них получались ужасными. Оттуда я ушел где-то через полгода-год, так как работы на тот момент не было.
Дальше я брал заказы на фрилансе и работал в новом месте, которое сейчас называется Orange Label. Пробыв с ними года два, решил расти дальше финансово и ушел в стартап, который занимался всякой туфтой из серии ягод годжи, зеленого кофе и различных добавок. Они могли придумать какой-нибудь волшебный ингредиент, а потом закупить банок с водой и красный краситель. Я проработал у них три-четыре месяца и устал заниматься этим разводиловом людей. Нашел дизайнера на фрилансе, чтобы он за половину моей зарплаты делал всю работу. В один прекрасный момент мне не заплатили и все заглохло. Тогда я и решил открыть студию Nineseven.
Открытие
В 2010 году открылась студия Nineseven. Ну, звучит очень красиво: я открыл студию! По факту, у меня был сосед, работавший на радио, и моя девушка. Сосед сидел по ночам вместо автопереключателя в студийной будке и следил за плейлистом. Я предложил ему заняться чем-то полезным и научить работать с Photoshop, чтобы он делал у меня внутряки к дизайн-концептам. Девушка же стала у нас менеджером. Вот, собственно, наше агентство.
Мы понимали, что нам нужно будет разрабатывать сайты, и решили, что в нашу банду из трех человек потребуется взять программиста. У знакомой девушки был парень, который что-то там умел программировать. Он был готов вписаться к нам, если ему купят ноутбук для работы за 400 долларов. Мы купили ему ноутбук, и больше я ни этого парня, ни ноутбука не видел.
![Так выглядел наш первый сайт. Это была заглушка со ссылкой на фриланс](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/78f4413a.e9117548_site_v1.png)
Спустя недолгое время мы обновили его внешний вид и написали, что работаем за копейки. В конце 2010 мы сделали простенький сайт и там уже была лента с портфолио, в основном про дизайн.
Какое-то время мы работали по домам, но потом решили расширяться и в 2011 году переехали в офис. Он был максимум пять метров площадью, и знакомые окрестили его «лифтом». Мы умудрились поставить туда два стола один к одному, второй буквой «Т», и еще влез диван. Так мы плечом к плечу сидели втроем в этом «лифте».
![План эвакуации из офиса-лифта](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/713c7f85.47a0c32f_office.jpg)
На момент открытия у нас было 563 доллара:
- 400 долларов, которые пропали вместе с потенциальным программистом и его новым ноутбуком;
- 3 доллара на уставной фонд;
- 50 долларов на написание устава;
- 10 долларов на открытие счета в банке;
- 100 долларов на задаток за аренду «лифта».
После переезда в офис мы снова вернулись к поискам программиста — закинули объявление на какой-то условный HeadHunter, и к нам пришел первый откликнувшийся человек, у которого в анкете было что-то про программирование. В день собеседования я попросил остальных не приезжать на работу, чтобы мы смогли влезть в наш «лифт».
Вот он пришел и у нас завязался такой диалог:
— Ну что, умеешь сайты программировать?
— Ну да.
— А сколько хочешь?
— Я хочу 1000 долларов зарплату.
— Ну хорошо.
— И че?
— Ну, когда ты можешь выйти на работу?
— Ну, с понедельника.
Вот так мы взяли первого программиста. Он отучился на кафедре «Спортивной инженерии», поэтому мы его ласково называли «физрук». Он активно бегает, ходит в горы и в свободное от спорта время программирует.
Бухгалтерия у нас тогда велась легендарно. У меня был ежедневник, и в нем я каждый месяц заполнял листочек и писал, кому и сколько долларов должен. Зарплаты у нас в то время были 200-300 долларов. Когда я с человеком рассчитывался, то из этой бумажки вычеркивал информацию. Там же и дебиторка считалась: писал клиенту, сколько он должен, потом подчеркивал внизу сумму и ручкой выписывал.
![Чаще всего я это делал прямо в автобусе по дороге домой. Чувствовал себя просто космическим бизнесменом в этот момент](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/74d60730.fe951bbd_accounting.jpg)
![Вот в таком «Лазике» я вел свои подсчеты](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/472f9aed.5de28c54_bus.png)
Шли обычные трудовые будни без эксцессов, но как-то к нам приехал необычный клиент. Ему нужно было что-то сделать для магазина на Америку. К нам он добрался утром еле дыша, говорил с большими паузами и, видимо, после большой пьянки. Оплатил 4000 долларов, мы начали рисовать дизайн, а он просто исчез — больше я его никогда не видел.
В то время потихонечку начали расти на FL.ru. У нас уже было юрлицо, и мы начали выходить на белорусский рынок. В 2011 году мы попали в Рейтинг Байнета, а в 2012 добрались до 8 места, и у нас появились первые небольшие белорусские заказчики.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/08eb0198.b7727b23_rating.png)
Тогда в штате было два программиста, четыре дизайнера, включая меня, менеджер по продажам, бухгалтер и проджект-менеджер. В моменты нехватки рук количество дизайнеров доходило до пяти.
![Архивное фото со второго дня рождения Nineseven](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/720be3ba.3f4c82fe_hb.png)
Развитие
Факап с трояном, новые проекты и разработка соцсети. Первый серьезный факап у нас случился примерно через год после переезда в офис. Нам на фрилансе закинули на оценку дизайн приложения. Приложение оказалось трояном. На маке не получилось его запустить, и я его запустил на своей винде. Компьютер сразу же подвис намертво и после перезапуска перестал загружаться. В тот момент я еще не понял, что произошло.
На следующий день я переустановил винду и выяснилось, что чуваки угнали WebMoney. Забрали оттуда где-то 1000 долларов и самое обидное, что кошелек у меня был верифицирован, а в WebMoney есть прекрасная система — можно брать на себя кредиты. Соответственно, товарищи мошенники взяли еще и кредитов на 1800 долларов.
После этого мне пришлось ездить на автобусе, а так как наш «лифт» был арендован еще и не в самом удобнодобираемом месте, нужно было приезжать на станцию метро «Тракторный завод» и потом вдоль железнодорожных путей идти где-то полтора километра в этот дом с офисом. Где-то через два-три года я занялся этим вопросом, раздал свои кредиты, чтобы меня там разлочили, ну и вернул кошелек.
![Так я добирался от метро до офиса вдоль путей](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/433f4e06.da80ca96_map.png)
Первые лет пять-шесть я постоянно влезал в новые для нас технологии. Где-то это получалось хорошо, где-то так себе. Если сейчас мы плюс-минус нажратые коты — у нас заказывают что-то и мы знаем, как это сделать, то раньше это был постоянный стресс. Приходит заказ, понимаешь, что нужно взять и может получиться что-то интересное. Продаешь эту историю, садишься и такой думаешь: «Капец, а как это сделать вообще? Кто для этого нужен?»
В начале 2011 года мы влезли в разработку социальной сети. Тогда был хайп по этой теме, и все хотели свои соцсети. Нам постоянно прилетали заявки уровня «хотим сделать социальную сеть для рыбаков», «социальная сеть для мотоциклистов», «социальная сеть для любителей пить зеленый чай». Раз в месяц стабильно кто-то просил сделать социальную сеть. При этом у ребят технического понимания ноль. Заказчик любит рыбалку, видел условный «ВКонтакте», думает, что было бы неплохо сделать ВКонтакте для рыбаков. Брифы у них были на уровне два предложения: «Хочу сделать социальную сеть для рыбаков. Сколько это будет стоить?»
Однажды у нас попался клиент, более-менее разбирающийся по технической части — он хотя бы мог сформулировать, что ему надо, больше, чем в два предложения. Мы делали запуск социальной сети с семейным деревом. Она называлась Гунги. Наш дизайнер вырезал из бумаги фигурки семей для оформления макетов. На уровне дизайна все было замечательно. Все нарисовали, согласовали, как говорится, бумага стерпит, а потом пришли к программистам, и они такие: «Да мы не знаем, как это делать». Тогда мы нашли движок SocialEngine для разработки социальной сети.
![Гунги во всей красе](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/e0f207d9.37cbe13f_goongi.png)
Бюджет на разработку был, внимание, 3800 долларов. На тот момент мне казалось, что это уже такая сумма, что даже при жестком факапе не слить в ноль. По итогу мы съели эти деньги, кое-как запустили социальную сеть в январе 2012 года, но там были баги. Я в какой-то момент понял, что разработка никогда не заканчивается. Один из программистов всегда сидит и гунгит этот фильм уже второй год. Тогда я понял, что надо прекращать. Деньги давно закончились, а «Гунги» еще даже не начался.
Написал заказчику письмо с сожалениями, что не можем ничем помочь и вынуждены прекратить этот проект, так как вообще не вывозим. В итоге нам оплатили около 50% от бюджета на разработку. Через два года мы запустили интернет-магазин МТС, и он мне написал письмо 19 июня 2012 года:
«Добрый день, Дмитрий. Зашел на сайт вашей компании. Вроде такие серьезные ребята, а мой проект провалили. Как же вам удалось провалить его? Никак не могу понять, может сможешь объяснить?»
Я написал ему в ответ:
«Добрый день, да ладно провалили. Не смогли доделать. По ряду элементарных причин:
Неправильно оценили объем предстоящей работы, поэтому работали почти 3 месяца себе в минус за мой счет. Впрочем, это не причина, это так, неприятная деталь.
Мы не смогли доделать карту, нас кинул флешер, с которым мы договорились о карте древа, поэтому пришлось просить друга, чтобы он сделал это на JavaScript, но сроки жали, пришлось торопиться, тем более объем работы по дереву был тоже плохо оценен.
Выход: найти профи флешера который сможет сделать дерево. У меня, кстати, за эти полгода появился такой человек. Мы разработали с ним серию игр, и в целом он зарекомендовал себя как профи. Если вы еще занимаетесь Goongi, могу дать его контакт. Хотя он немного рас$%дяй по срокам, но делает качественно».
Первый приличный сайт у нас появился в середине 2012 года, хотя портфолио еще долгое время выглядело как лента скриншотов. Делать собственное портфолио непозволительно дорого для микростудии.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/c8032695.a94fb627_site_v4.png)
После 2013 года мы начинали расти, и пошел поток заказчиков. Появилось ощущение, что мы уже такие серьезные ребята — у нас уже было около 15 человек в штате, и в 2014 году мы сделали себе брутальный лендинг с работами.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/0fd38b32.007efb50_site_v5.png)
Дизайн оставался основой, но разработка получила больший вес в нашей деятельности. Мы стали наращивать обороты.
Однако у нас оставалась глобальная проблема с ведением финансового учета. В 2010 я даже не знал, зачем нужен Excel и не пользовался им для расчетов. Помним про ежедневник с вычеркиваниями. Все было плохо с пониманием позиционирования и продаж.
Фактически, мы просто искали заказчиков, пытались что-то делать с контекстной рекламой и у нас ничего не получалось. Мы работали как пирамида, оборот с новых проектов покрывал дыры с неудач прошлых, пока был какой-то поток, так и выживали. Все проекты были одноразовыми: берем проект, заканчиваем, и больше кэш-флоу от этого клиента не поступает. Это было максимально дискомфортно с точки зрения предпринимательства, потому что сегодня у тебя деньги на зарплату есть, а завтра их нет. Финансовой подушки на тот момент не было никакой, мы просто жили из месяца в месяц.
Бизнес на грани развала
В 2018 году я влез в разработку блокчейн-платформы. Меня пригласили в качестве руководителя команды разработчиков и я забросил историю с Nineseven с мыслями, что у меня крутейший автономный бизнес, который может существовать без своего учредителя.
![Это я в белом листе проекта](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/73b752fe.efc4b381_whitepaper.png)
Два года я плотно занимался блокчейном, и к 2019 году успешный бизнес Nineseven практически всплыл кверху брюхом. В октябре я сажусь, открываю свою Excel-табличку, в которой считаю приходы, расходы, фонд оплаты труда, и понимаю, что мне не хватает около 10 000 долларов, чтобы рассчитаться. При этом я уже год или два жил с овердрафтом на минус 13 000 белорусских рублей — в течение месяца гасим долг, выходим в небольшой плюс, выплачиваем фонд оплаты труда, и потом сразу снова улетаем в этот овердрафт. У нас практически всегда был минусовый баланс на счете, но на оборотку хватало, а я занимался построением этих всяких блокчейнов.
16 октября я приехал домой, посчитал и понял, что у меня вообще денег не хватает. Взять их неоткуда, а влезать в кредитную историю, когда бизнес и так сыпется, не хотелось. Доходило до того, что я покупал продукты в рассрочку с «Халвы».
На следующий день собрался со всей командой и сказал: «Ребята, вы все молодцы, но денег нет. Мы как-то со всеми потихоньку рассчитаемся, но сейчас надо плюс-минус всем уволиться. Желательно в течение недели».
У нас на тот момент штат был человек 15. Ребята начали потихонечку писать заявления — дизайнеры, программисты, верстальщики.
Из менеджеров вместе со мной было четыре человека. Собрались вместе с ними и я сказал: «Ребята, при самом хреновом раскладе зарплата у нас будет 200 долларов. Надеюсь, мы такого не допустим, но если кого-то это не устраивает, то, пожалуйста, я все пойму и прощу. Будем расставаться». К счастью, мы ни разу в эти 200 не скатывались.
10 ноября этого же года мы уже сидели в офисе площадью не 120 квадратов, а 32. За эти 2-3 недели я уволил почти всех, продал всю мебель, ненужную бытовую технику, компьютеры и так далее.
Переформатирование дела
Мы начали практически с нуля переформатировать бизнес. Первое, что мы сделали — приняли решение: если у нас нет денег, то нам и не нужно брать на себя никакие обязательства перед сотрудниками.
Как обычно бывает у собственников бизнеса — они садят людей на зарплату, а кэш-флоу от проектов не всегда соответствует тем зарплатам, которые есть. У нас была самая частая проблема — есть менеджер на зарплате, есть дизайнер на зарплате, есть программист на зарплате. Эти три чувака делают сайт, у них есть бюджет 10 000 долларов, но при этом у них нет никакой ответственности за прибыльность проекта.
По сути, у них самым главным критерием было сделать качественный проект, чтобы было прям замечательно. Чаще всего это скатывалось в трату уймы часов на вылизывание до идеала. Проект в бюджете на 10 000 в лучшем случае выходил чуть выше себестоимости, если не в ноль. При этом все успешно получали зарплаты. Это была основная проблема.
Чтобы решить это, во-первых, мы отменили зарплаты у менеджеров, вообще. Их зарплата — это исключительно прибыль, которую они генерируют для компании. Соответственно, компания этой прибылью делится и при нулевой прибыли у проекта менеджер получал нулевую зарплату. Забегая вперед, скажу, что такого ни разу не было — мы стартовали не с пустого места, у нас были проекты и контракты, просто они приносили денег меньше, чем мы кушали тогда со штатом 15 человек. Когда мы всех уволили и перестали тратить лишние деньги, то, в общем-то, нам хватало на жизнь.
Эта система начала работать. Для адекватного функционирования понадобилось создать прозрачную систему финансового учета, чтобы все понимали, как генерируется прибыль. Для этого я написал софтину, в которую вносится вся эта дебиторка, кредиторка, а менеджеры формируют отчеты и могут сами себе посчитать зарплату.
![Наш софт для финансового учета<](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/20304a78.152ac9bd_report.png)
Второй момент — это работа с исполнителями. Мы пришли к привязке к часам, потому что у нас почти все исполнители — дизайнеры и программисты. Их работа — это всегда история про человеко-часы. Соответственно, бюджет для клиента и зарплата определяется тем, сколько времени потрачено.
Мы выстроили следующую систему — сотрудник получает зарплату по ставке, умноженной на количество потраченных часов. В качестве трекера мы взяли «Битрикс24». Менеджеры стали ставить задачи, куда программисты и дизайнеры должны трекать время.
Если у программиста нет задачи, то он зарплату не получает. Получается замкнутый цикл — исполнитель хочет получать зарплату, поэтому приходит к менеджеру, начинает ему компостировать мозги, мол, ставь задачу, чтобы я что-то делал. Менеджер тоже не хочет терять исполнителя и профит, он шевелит булками, чтобы организовать работу своим ребятам.
Когда мы выстроили систему, то естественным образом получилось сформировать механизм продажи наших услуг: у нас есть расход по часам от программистов; эти часы продаем клиентам и получаем прибыль.
В ноябре 2019 года мы разобрались с этой проблемой. Дальше надо было решить, что делать с заказчиками, потому что у нас не было какой-то четкой системы позиционирования. По итогам небольшого анализа мы поняли, что все долгоиграющие проекты — это интернет-магазины.
У интернет-магазинов много систем, так что постоянно нужны доработки. Так мы переориентировались на кручение винтиков и начали искать клиентов из e-com. В качестве основного упора это был наш опыт в e-commerce проекте МТС, ведь это топ-10 по продажам телефонов в стране, у них высокие нагрузки, всякие черные пятницы, и в принципе сам проект достаточно успешно работает и выглядит хорошо. Походили на конференции, повыступали, после чего у нас началось формирование сарафанного радио.
Сформировался блок из 10 клиентов, и у них постоянно есть какая-то работа. С точки зрения поддержания штанов в бизнесе стало легче, потому что сейчас не нужно постоянно искать проекты.
Результаты были замечательные. С 2019 года у нас не было ни одного убыточного месяца. Я закрыл овердрафт в Сбербанке. Мы переехали в Альфа-банк. Там стало еще и удобно работать. Я, наконец-то, без бухгалтера мог проводить платежки. С этого времени мы постоянно росли и росли.
Команда
Переформатирование бизнеса и изменение подхода к формированию штата принесли свои плоды. Сейчас у нас в команде 33 человека и в основном это технические специалисты.
Когда я занимался дизайном, мне казалось, что ключевые сотрудники должны быть дизайнерами. Однако переход от дизайна к созданию проектов целиком показал, что главные люди — это руководители проектов. Мы окрестили их продюсерами, и я обучал их всему, чем сам владею, чтобы они были не рядовыми менеджерами, а разбирались и в технической части. Соответственно, таких ребят готовить дорого и долго, но это того стоит.
Был у меня один хрестоматийный случай. На одном проекте работал менеджер уровня «принеси-подай». У него не было ни скиллов, ни знаний, чтобы руководить этим проектом, а самое главное — не было понятной мотивации. Оборот по проекту был в районе 500-600 белорусских рублей. Когда я поставил замотивированного и понимающего в работе руководителя проекта, то оборот вырос до 20 000.
К этому подходу также добавился аутстаффинг, к которому я пришел после сокращения команды в период кризиса компании. Если ты можешь что-то аутстаффить, надо это аутстаффить. Не надо думать, что все обязательно нужны в штате.
Самые частые примеры — это аутсорсинг бухгалтерии. Почти все стараются брать бухгалтеров в штат, это как будто бы выходит дешевле. В реальности же это не всегда выгоднее, да и часто бухгалтеры на аутсорсе более компетентные. Они работают в специализированных компаниях в окружении коллег, поэтому постоянно варятся в этом, следят за обновлениями в законодательстве и быстрее узнают важные новости. В то же время бухгалтер в штате может просто не знать об изменениях, что какой-то бланк поменяли.
Поэтому когда я пытаюсь решить какой-то кадровый вопрос, то стараюсь сразу рассмотреть историю с аутстаффом. Если есть подходящие компании, то в первую очередь я выберу это решение. Кадры нужны, когда есть четкое понимание ключевой компетенции компании.
Наша ключевая компетенция — это сделать конечный продукт. Неважно кем, чем, главное — сделать качественно в нужные сроки. Поэтому мы можем спокойно зааутстаффить программистов, дизайнеров и так далее. Для наших целей нужны грамотные руководители проекта.
Доходы и расходы
Огромная проблема — это правильно считать деньги. На первых порах все велось в той легендарной записнушке. Со временем людей становилось все больше, нужно было сводить зарплаты в долларах по курсу в рублях и я начал сходить с ума. Я открыл для себя Excel только через год-два после создания агентства. Он мне так понравился, что я за вечер собрал мастер-файл для учета всех этих денег.
У многих компаний, в первую очередь маленьких, часто проблемы с аналитикой кэш-флоу и рациональным ведением всех подсчетов. Не раз сталкивался с ребятами, у которых откровенный бардак. Непонятно, растет бизнес или уходит в долговую яму.
Такое было и у нас. В моменте может быть большой подъем по деньгам, кажется, что все замечательно, а на самом деле совсем не радужно. Смотря на то, как мы работали до 2019 года, я думаю, что мы практически все время работали в долг и жили как финансовая пирамида. То есть мы делали минусовые проекты, дыры из которых закрывали предоплатами по новым проектам, пока в какой-то момент новых проектов стало недостаточно, чтобы закрывать те дырки, которые были. Если бы у меня на тот момент были нормальные финансовый учет и планирование, которые работают в более-менее автоматическом режиме, мы бы гораздо быстрее пришли к 2019 году, чем это получилось в реальности.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/601b6c90.8dbd6ba5_statistics.png)
В 2010 году агентство только открылось и подсчеты оборота в то время не велись. Из-за этого рост в 2011 году не зафиксировался, ведь сравнивать было не с чем. В 2018 я влез в очередной стартап с криптобиржей под обещания сразу стать миллионером и почти два года не занимался основной компанией. Поэтому в 2019 я даже не вел учет. В целом это было последней каплей, и наша шаткая система чуть не развалилась окончательно.
Продвижение
Последние два-три года наш основной источник продаж — это то, что люди нас рекомендуют, люди нас тащат. Немалую роль играет то, что белорусский рынок маленький, и все ключевые игроки плюс-минус знают про нас. Мы полностью прекратили рекламу и маркетинговую деятельность, получаем всех клиентов по сарафанному радио. Мы пробовали заходить в контекстную рекламу, но с ней дела не пошли.
Как-то раз пришли к нам продавать рекламу в бумажном справочнике «Бизнес-Беларусь». Это такой справочник из прошлой жизни, где собраны телефоны от прачечных до крупного бизнеса. Тогда фирме был год, и я знал про рекламу то, что ее все покупают. Уболтали они меня купить рекламу прямо на главную обложку. Денег стоило бешеных. Напечатались и за год поступил только один звонок. Женщина спросила, делаю ли я сайты, я сказал что делаем, и больше она не перезванивала. Забавно, что через два года уже они обратились к нам как заказчики на свой портал.
![Фотография того самого справочника не сохранилась. Нас разместили на всю ширину обложки, как Керамин на фото](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/0b108a5f.3cdad8aa_business_belarus.png)
Сложности в сфере
Дизайн — это такая история, на которой очень сложно вырасти. Поэтому мы достаточно длительное время никак не могли выйти за пределы 10-15 человек штата. Именно потому, что продаж как таковых не было. Мы все искали заказчиков на Freelance.ru — сегодня есть заказы, завтра нет. Непонятно, что с этим делать, и непонятно, будет ли у тебя плюсовой бюджет по проекту. Было сложно.
Дизайн — это всегда разовые контракты с непонятным профитом. Если заказчик попадется адекватный, то ты рисуешь, делаешь свою работу профессионально, если он говорит: «Ну, все, окей, спасибо», то это, скорее всего, плюсовой проект. Если заказчик начинает, советоваться, условно, со своей женой или просто говорит: «Я вам сейчас скажу, как вы должны это все перерисовать», то непонятно, во что это в конечном счете может вылиться.
Минусовые проекты на дизайне у нас были достаточно часто. Соответственно, некоторые компенсировались прибылью с других проектов. По факту, не прибыль была, а пшик.
Когда мы избавились от дизайна в качестве основного направления, а стали больше смотреть на разработку и подготовку целостного продукта, то жизнь агентства в корне поменялась.
История о бизнесе
За историю компании было несколько запомнившихся смешных историй.
Встреча под Смоленском, черный крузак, крест и 25 000 рублей. Одна из них произошла в 2012 году. Тогда мы делали простенькие сайты, и к нам обратился один крупный заказчик с запросом на макеты для сайта. Ему стало неудобно оплачивать онлайн и он предложил передать деньги лично.
Мы решили встретиться на границе Беларуси и России, где-то под Смоленском. Я поехал туда и опоздал на два часа. Мой Peugeot 206 не вывозил темп, в котором нужно было двигаться, чтобы вовремя приехать.
Точной точки встречи мне не сообщили, поэтому я уточнил, как мне вообще найти моего заказчика. В ответ получил ориентир — черный крузак. Я не разбирался в машинах и не знал, что такое черный крузак, но, приехав туда, разбираться не пришлось. Это выглядело как сюжет из «Бандитского Петербурга».
Мы приезжаем, вокруг глухой лес на границе с Беларусью, но границы там нет, а просто флажок. На этом пятаке стоит огромный тонированный Land Cruiser Prado. Я подъезжаю на своей бричке, выхожу, и ко мне навстречу выходит мужик весом килограмм 140. Он без майки, чисто в шортах и с огромным золотым крестом на цепи.
Я к нему подхожу и говорю «Здравствуйте!». Он такой: «Давай я тебе сейчас на телефон наберу, чтобы убедиться, что это ты». Он меня набирает, я прохожу проверку и меня приглашают в салон. В этот момент в голове только одна мысль: «Твою мать!».
Я говорю: «А мы, ну, я типа, ну да». Он мне: «Да че ты, не переживай». Я подхожу, там открыта дверца, на переднем сиденье лежат мои 25 000 рублей. Мне не пришлось садиться в машину и, к счастью, меня никто никуда не повез, на счетчик за опоздание не поставили. Я просто забрал деньги, и мы поехали в Гомель.
Ферма с козочками. Нужно было как-то одному фермеру помочь. Бюджетов у него особо не было, по итогу договорились на символическую сумму, и он нас пригласил на ферму. Показал, как делают козий сыр, козочек и еще продукции отгрузил.
![Фото оплаты за проект](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/55c79db5.d4d4cad1_farm.jpg)
Офис побольше. Один раз мы искали офис побольше. Мне предложили модный формат — сделать лофт. Ставка была копеечная, но договор только на два года, а потом могут не продлить. Но был нюанс: требовался «небольшой» косметический ремонт.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/b281ba48.6ee0343f_loft.jpg)
Планы
На этот год у нас поставлено две глобальные цели. Первая — географическая экспансия. Мы собираемся выйти на российский рынок, так как на белорусском нас уже многие знают, и мы заняли свою позицию в нише.
Вторая — выйти на 1 млн долларов оборота. Сейчас наш оборот около 720 000 долларов. Учитывая тенденцию последних лет на рост в среднем по 30% в год, план выглядит вполне реалистично.