Я прочитала книгу «Как мы учимся» и сформулировала основные правила обучения

18
Я прочитала книгу «Как мы учимся» и сформулировала основные правила обучения

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Название: «Как мы учимся»
Автор: Станислас Деан

Аватар автора

Юлия Б.

учится с удовольствием

Страница автора

Мне, как педагогу, очень интересны книги по обучению, секретам преподавания, удержанию внимания и мотивации учащихся. Я и сама много учусь и получаю от этого огромное удовольствие, но периодически теряю мотивацию, испытываю проблемы с концентрацией и с трудом вспоминаю, о чем читала вчера. Поэтому книга французского нейробиолога Станисласа Деана «Как мы учимся», где секреты обучения раскрыты с учетом свежих научных исследований в сфере нейробиологии, психологии и когнитивистики, сразу привлекла мое внимание.

Книга состоит из трех частей:

  1. Что такое научение?
  2. Как учится наш мозг?
  3. Четыре столпа научения.

А в этой небольшой заметке я хочу выделить золотые правила обучения, к которым я пришла в ходе своей практики и которые подтверждены конкретными опытами и экспериментами, описанными в книге Деана.

Внимание. Это первый обязательный инструмент обучения. Мозг постоянно решает, насколько важен тот или иной сигнал, и выделяет ресурсы на обработку той информации, которую считает наиболее значимой.

Активное вовлечение. Научение идет наиболее эффективно, когда учащийся думает, предвосхищает, анализирует и пробует на практике выдвигаемые гипотезы. Инструменты вовлечения — дискуссии, кейсы, круглые столы и так далее.

Мотивация. Мы хорошо учимся, если у нас есть четкая цель, смысл, понимание, для чего это нам нужно, как и где мы будем использовать полученные знания.

Глубина обработки информации. Здесь я процитирую американского психолога Генри Редигера: «Усложнение условий научения, требующее от учащихся больших когнитивных усилий, часто приводит к лучшему удержанию материала». Глубокая обработка информации оставляет более прочный след в памяти, потому что активизирует области префронтальной коры, связанные с осознанной обработкой слов и образующие мощные петли с гиппокампом, который хранит информацию в форме эпизодических воспоминаний.

Обратная связь. Здесь все просто: нам достаточно заметить несоответствие между тем, что мы ожидали, и тем, что получили в итоге, чтобы скорректировать свои гипотезы. Важна именно обратная связь, а не школьная отметка.

Повторение. Повторение помогает автоматизировать умственные операции и сделать их бессознательными. Процесс обучения всегда лучше «растянуть» во времени, чем пытаться выучить за один раз. Информация усваивается частями. Наилучший способ обеспечить длительное удержание материала — чередовать обучение с проверкой знаний.

Помимо прочего, в этой книге еще много интересного:

  • правда ли, что человек рождается «чистым листом»;
  • почему решение математического примера может принести мозгу столько же удовольствия, сколько плитка шоколада;
  • насколько эффективна зубрежка;
  • для чего нужен сон и как он влияет на обучение и так далее.

Теги: мозг, учеба
Редакция
Тоже научились учиться? Поделитесь контентом, который вам в этом помог:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество