Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Название: «Как мы учимся»
Автор: Станислас Деан
Мне, как педагогу, очень интересны книги по обучению, секретам преподавания, удержанию внимания и мотивации учащихся. Я и сама много учусь и получаю от этого огромное удовольствие, но периодически теряю мотивацию, испытываю проблемы с концентрацией и с трудом вспоминаю, о чем читала вчера. Поэтому книга французского нейробиолога Станисласа Деана «Как мы учимся», где секреты обучения раскрыты с учетом свежих научных исследований в сфере нейробиологии, психологии и когнитивистики, сразу привлекла мое внимание.
Книга состоит из трех частей:
- Что такое научение?
- Как учится наш мозг?
- Четыре столпа научения.
А в этой небольшой заметке я хочу выделить золотые правила обучения, к которым я пришла в ходе своей практики и которые подтверждены конкретными опытами и экспериментами, описанными в книге Деана.
Внимание. Это первый обязательный инструмент обучения. Мозг постоянно решает, насколько важен тот или иной сигнал, и выделяет ресурсы на обработку той информации, которую считает наиболее значимой.
Активное вовлечение. Научение идет наиболее эффективно, когда учащийся думает, предвосхищает, анализирует и пробует на практике выдвигаемые гипотезы. Инструменты вовлечения — дискуссии, кейсы, круглые столы и так далее.
Мотивация. Мы хорошо учимся, если у нас есть четкая цель, смысл, понимание, для чего это нам нужно, как и где мы будем использовать полученные знания.
Глубина обработки информации. Здесь я процитирую американского психолога Генри Редигера: «Усложнение условий научения, требующее от учащихся больших когнитивных усилий, часто приводит к лучшему удержанию материала». Глубокая обработка информации оставляет более прочный след в памяти, потому что активизирует области префронтальной коры, связанные с осознанной обработкой слов и образующие мощные петли с гиппокампом, который хранит информацию в форме эпизодических воспоминаний.
Обратная связь. Здесь все просто: нам достаточно заметить несоответствие между тем, что мы ожидали, и тем, что получили в итоге, чтобы скорректировать свои гипотезы. Важна именно обратная связь, а не школьная отметка.
Повторение. Повторение помогает автоматизировать умственные операции и сделать их бессознательными. Процесс обучения всегда лучше «растянуть» во времени, чем пытаться выучить за один раз. Информация усваивается частями. Наилучший способ обеспечить длительное удержание материала — чередовать обучение с проверкой знаний.
Помимо прочего, в этой книге еще много интересного:
- правда ли, что человек рождается «чистым листом»;
- почему решение математического примера может принести мозгу столько же удовольствия, сколько плитка шоколада;
- насколько эффективна зубрежка;
- для чего нужен сон и как он влияет на обучение и так далее.
“A Mind for Numbers”, в русском переводе — «Думай как математик»
Ну и у этого же автора есть видеоверсия этой книги — Learning How to Learn на курсере и даже была русская версия совместно с ВШЭ
Andre, спасибо, посмотрю
Аркадий, TJ это другое издание
Статья ,очень интересная.
Материал хорошо структурирован
Обязательно ,прочитаю книгу
Vera, лучше вообще не ставить запятые, чем ставить их где попало.
Vera, спасибо!
«Думай как математик», автор Барбара Оакли, хороший сборник практических примеров и лайфхаков, как учиться с большей отдачей.
Slava, обязательно прочитаю!
Спасибо за рекомендацию
Мария, 🌷
что такое глубокая обработка информации?
остальное вроде бы очевидно любому, кто когда-то что-то изучал. К тому же на половину пунктов учащийся повлиять не может. Сомневаюсь, что эту информацию можно реально использовать. Если только полюбопытствовать.
Спасибо)
Сын, 🎈
Аркадий, кажется, Вы ошиблись изданием.
О, в других тоже известных книгах про обучение точно такие же тезисы и рекомендации 👍
Спасибо, закину в корзину
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ НАУЧИТЬ УЧИТСЯ. А У НАС УЧАТ РАГАДЫВАТЬ КРОСВОДЫ ПО НАЗВАНИЕМ ЕГ.