Как понять, что компания нарушает чужие авторские права?

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

На мой взгляд, ситуация интересная, и попахивает махинациями и нарушениями, проводимыми под видом несения культуры людям. Нарушениями в авторских правах.

И, казалось бы, русский народ многое может понять и на многое закрыть глаза. Но это если хотя бы в какой-то степени по-человечески к нему относиться.

Очередное новогоднее ледовое шоу Татьяны Навки, проходившее в новогодние праздники 2023 года. Мы с женой ходили на прошлые, пока ковид не внес ограничения, и решили сходить на это. В целом: красиво, музыкально, любопытно. В антракте обнаружили в продаже красочную программку. Стоила не дешево, но шоу красивое, программка красивая, достаточно информативная — хорошая память. Купили.

Еще во время первого акта, услышав переделанные песни Queen, Beatles, тему «Шербургских зонтиков», и, кроме этого, какие-то неизвестные мне композиции, часть которых мне что-то напоминала, я подумал: вот интересно было бы глянуть, какую музыку они использовали? Перерыв всю программку, я увидел информацию только о местном композиторе. Плюс на одной странице был слишком мелкий текст, хотя страницы были большие, и текст вполне можно было сделать больше.

Надеясь на клиентоориентированность организации, я отправил им письмо, где выразил благодарность за красочные шоу, сказал о найденном недочете в программке и попросил список использованных композиций, как их, например, пишут в конце фильмов: название, авторы, исполнитель, аранжировщик. Пояснил, что информация об использованных композициях и их авторах — как минимум, проявление уважения к тем, чьим творчеством вы пользуетесь.

Ответа не дождался. Тогда позвонил с вопросом: почему нет ответа? Меня переключили на какую-то женщину, которая на вопрос об использованных композициях и просьбе их прислать ответила только: «мы не предоставляем такую информацию» и «мы не обязаны это указывать». Все детали тона ответа очень выразительно говорили о бессмысленности продолжения разговора и попытках хоть как-то договориться или в чем-то убедить. Вот с такой клиентоориентированностью мы столкнулись в команде шоу Навки.

И вот какая у меня возникла мысль: может, все это так засекречено просто потому, что команда Навки, создающая шоу, использует чужие музыкальные произведения, собирает стадионные аншлаги, зарабатывает на них не маленькие деньги — только программка стоит втрое, а то и впятеро дороже аналогичной по качеству и наполненности программки Московского Театра Оперетты, и сами билеты недорогими не назовешь, но при этом совершенно не хотят соблюдать законы авторского права и выплачивать соответствующие отчисления? И, может, как раз поэтому сотрудники так рьяно отслеживают, чтобы никто не снимал ничего на телефон?

После такого подхода я решил шоу Навки больше не посещать: есть и другие талантливые люди, и даже ледовые шоу делающие, совершенно не за чем ходить к тем, кто на тебя чихать хотел. А с вопросом засекреченности композиций было бы очень интересно разобраться. Вот только как? В РАО у меня уже был опыт написания письма, и мне там весьма любезно ответили, когда я поинтересовался: связаны ли с ними права на песни Короля и Шута? Но тут иностранные песни — РАО ведь тут ни при чем.

И вот мне пришла мысль: у вас ведь в журнале много экспертов, они очень много чего знают. И, может, кому-то тоже станет интересно разобраться в ситуации? Ведь просто даже неприятна сама мысль о том: делается шоу, в том числе для детей, нечистоплотные создатели которого нагло воруют под это дело чужое творчество!