«Учиться хочешь, а не пускают»: 5 вещей, которых не хватает российским вузам

По версии читателей

45
«Учиться хочешь, а не пускают»: 5 вещей, которых не хватает российским вузам
Аватар автора

Лада Кошман

помечтала

Страница автора

Есть мнение, что российские университеты далеки от идеала, причем в совершенно разных аспектах — от преподавания до ремонта.

Но никто не мешает пофантазировать и представить, как бы могло быть устроено учебное заведение мечты. Читатели Тинькофф Журнала рассказали, чего им недостает в российских вузах и как все должно быть в идеале.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Удобное и современное оснащение

Аватар автора

Classy

хочет эстетики

Страница автора

Ремонт в идеальном вузе должен быть современный. Без пережитков советского времени, старых стульев, парт, вздувшегося линолеума. Сдержанный, современный стиль и соответствующее оснащение.


Аватар автора

Lil Mommy

за комфорт и прогресс

Страница автора

Идеальный университет должен быть удобным. Сейчас руководство вузов совершенно не думает о комфорте студентов.

В университете мечты должны быть удобные места для хранения личных вещей. Часть пространства на первом этаже можно оборудовать шкафчиками, которые закрываются на ключ. Сейчас наблюдаю следующую картину: студенты оставляют куртки и личные вещи на подоконниках, потому что не хотят стоять в очередях в гардероб.

Сто процентов стоит поставить кулеры с бесплатной водой на каждом этаже. Даже такая простая вещь есть не во всех в университетах, и учащимся приходится втридорога покупать воду в столовой.

Еще в идеальном вузе все активно используют новые технологии: смарт-доски, планшеты и прочее. В компьютерных классах стоит современная техника, а не допотопные медленные компьютеры. И больше зарядок! Это поможет студентам оставаться на связи.

К сожалению, до этого далеко, потому что пока в учебных заведениях не везде даже есть стабильный сигнал. Бесплатный устойчивый вайфай — абсолютный маст. Так жизнь преподавателей и студентов станет гораздо удобнее: можно будет быстро загружать учебники и справочные материалы.

Если университеты начнут больше заботиться об удобстве и оснащении зданий, то и студентам будет приятнее и продуктивнее учиться.

Лейбл заголовка

Преподаватели, которые горят своим делом

Аватар автора

Алексей Петров

видит кризис

Страница автора

Кадровый кризис очень жесткий. Часто преподают те, кому и преподавать-то не надо бы, но других нет, и за эту зарплату спасибо, что эти есть.


Аватар автора

Classy

уважает профессионалов

Страница автора

Преподаватели должны быть практикующими специалистами, профессионалами своего дела. Теми, на кого хочется быть похожими. Сейчас сплошь и рядом те, кто пришел работать в университет по остаточному принципу и ненавидит всех вокруг и свою жизнь.

Аватар автора

Иван Иванян

знает, как лучше

Страница автора

У меня дикое ощущение, что если профессия преподавателя перестанет быть путем, который выбирают не состоявшиеся в своем профессиональном плане люди, а станет рассматриваться всерьез и будет высокая зарплата, академическая свобода, университетская автономия и прочее, то большая часть проблем отпадет.

Правда, преподавателей таких надо будет отбирать, когда все эти «перки» появятся. Для этого необходимо, чтобы сами университеты были замотивированы поднимать качество образования и отбирать таких преподавателей, а не чтобы они были местом, где процветает кумовство и коррупция.

Как, например, происходит в США, где по праву лучшее высшее образование в мире. Конкуренция, свобода и частная инициатива. Университеты конкурируют между собой ради денег студентов. Конечно, образование там дорогое, но есть очень много стипендиальных программ — частных и государственных. И люди платят огромные деньги не за корочки. Они платят, потому что знают: работодатели верят этим университетам. И университетам надо соответствовать этому статусу, чтобы зарабатывать деньги. Получается такой офигенный симбиоз между студентами, университетами и работодателями.

А дальше уже система сама себя построит, кирпичик за кирпичиком, путем проб и ошибок — может, это будет Liberal Arts, может, более практико-ориентированная и направленная на диалог с работодателем. Рынок сам все построит.

Лейбл заголовка

Отсутствие бюрократии и лояльное отношение к студентам

Аватар автора

Classy

против волокиты

Страница автора

Сейчас, чтобы оформить практику или получить какой-то документ, нужно пройти девять кругов ада и волокиты. Зачетки, кипы бумаг — все это пережитки, которые современным студентам совершенно не нужны.


Аватар автора

breskva

не могла попасть в вуз

Страница автора

В моем университете была такая история: входить требовали строго по пропуску. Если его нет — охрана не пропустит. Хоть звони в деканат, хоть стучись в двери — без толку. Пару раз была в такой ситуации, что забывала положить пропуск в другую куртку или сумку и, потратив полтора часа на дорогу, была вынуждена ехать обратно, потому что не могла войти. Хотя охранники меня знали в лицо… Абсурд, да и только.

Не знаю, как в других вузах, но в идеальных, по-моему, проблема со входом должна быть налажена. А то забавно получается: учиться хочешь, а не пускают.

Лейбл заголовка

Гибкий и практический подход к обучению

Аватар автора

Алексей Петров

понимает проблемы образования

Страница автора

Надо быстро учитывать изменения на рынке труда, потребность в тех или иных специальностях, требования работодателей, опыт работы выпускников. Условно: не чертят нынче в «Автокаде», а чертят в «Солиде» — надо учить на «Солиде», не дожидаясь очередного тычка сверху. Не нужно столько специалистов по лечению лошадей, а надо по лечению кур — снижаем план приема по лошадям, по курам увеличиваем. Шутка :)

Сейчас все изменения планов приема и учебных планов отданы на откуп бюрократии, и в основном это просто бессмысленная издевательская трудоемкая возня.

Еще практика сейчас — это больше имитация, а надо реально посылать студентов работать вот прямо руками на современные предприятия по их профилю, а не на экскурсии их водить. Все равно потом придется на месте доучивать, но хоть базис будет понимания после стажировки.


Аватар автора

Масяня

дипломированный экономист

Страница автора

У меня экономическое образование. Хотелось бы больше практики, а не только перед написанием диплома на последнем курсе!

Лейбл заголовка

Комфортно составленное расписание с онлайн-занятиями

Аватар автора

Lil Mommy

страдает из-за графика

Страница автора

Считаю обязательным уделять много внимания составлению расписания, чтобы сделать его максимально комфортным для студентов. Например, когда в графике у меня стоит только первая и четвертая пара, а между ними — огромное окно, я маюсь полдня в ожидании занятия и не могу продуктивно использовать время перерыва.

В некоторых вузах к этой проблеме добавляется необходимость циркулировать между корпусами, которые находятся в противоположных концах города. Это, скорее, проблема мегаполисов. Пора отказаться от ненужной езды, перевести лекции в онлайн-режим и проводить пары в одном месте.


Аватар автора

breskva

жаловалась без толку

Страница автора

Я считаю, что в 21 веке стоит начинать избавляться от пяти пар подряд и учебы до 31 декабря. Существует «Зум», «Скайп» — почему бы не проводить лекции там?

Про расписание вообще молчу. Первая пара, окно, третья пара, окно, пятая пара… Создавалось ощущение, что его составителям совершенно наплевать на студентов. Сколько ни жаловались, в ответ слышали только: «Все уже составлено, ничего сделать не можем». А ведь расписание должно стоять на первом месте по удобству!

Лада КошманА каким, по-вашему, должен быть современный вуз?
  • WTFЕсли пойти дальше - сейчас вообще есть смысл в очном образовании? Чтобы ехать через полгорода, сидеть в аудитории несколько пар, иногда с окнами между ними или, приехав, узнавать, что занятия не будет по причине форс-мажора или болезни у преподавателя? А кому-то нужно приезжать из другого города и жить в общежитии. Такая система конечно, выгодна и институтам, получающим финансирование, и преподавателям, работа которых заключается в чтении одних и тех же лекций из года в год, но, мне кажется, она уже изжила себя. Чем слушание лекций онлайн отличается от живого присутствия на них? Плюс нужно убирать из списка занятий физкультуру и иностранные языки (для непрофильных учреждений) и концентрироваться именно на предметах по специальности.4
  • Веленагардероб)) У нас вообще никакого гардероба не было)) "В компьютерных классах стоит современная техника, а не допотопные медленные компьютеры. И больше зарядок! Это поможет студентам оставаться на связи." На какой связи, а разве студент не должен забыть про все эти ваши кампухтеры, как только входит в кабинет и только из старых фолиантов черпать инфу?... А студенты вообще должны уметь пользоваться этим современными кампухтерами, им же всегда запрещалось с детства да и в школе (в идеальном мире)? Вот у меня врач младше 40 разницы между почтой и вотсапом не видит - человек будущего, не иначе)) Существует «Зум», «Скайп» — почему бы не проводить лекции там? - вот потому же, почему я написала выше- слишкоммного людей из будущего))0
  • Vladimir K-chВелена, вот я все понимаю, но к такому врачу, учитывая возраст, я бы не пошел.2
  • ВеленаVladimir, ну как же, а когда ей было учиться? В детстве ей запрещали "гааааджеты". В школе 1 час в день - дай боже хватит времени изучить офис постоянно меняющийся и спец программы, ну и инет открыть на пару часов. В вузе все надо писать от руки и только по книгам. В игры играть -фуфуфу, деградация мозгов. В лапту вот и в мячик на улице- самое то, ну и книжку читать еще. Печатную)) Учатся врачи долго, так что учеба занимает много времени. Потом работа Когда же?)) Это все отсылочка к той замечательной теме про запрещалки компа, оффтоп) Спустя совсем немного времени у нас будут такие врачи и не только они)) - потому я и говорю, человек будущего...3
  • Анастасия ФилипповаWTF, смотря что за образование и для чего оно нужно. Я в художественном вузе учусь, и без практических занятий обучение невозможно. Да и живое общение отличаются от сидения перед компьютером в зуме. А иностранные языки сейчас итак оставили только на один год для непрофильных направлений, что я считаю большим минусом. Сейчас вообще программу портят, убирают часы, если еще и на онлайн обучение перейти, то, тогда, действительно, учиться и не будет смысла.10
  • Vladimir K-chВелена, хех, таких врачей даже в отдаленных регионах СНГ мало-поверьте, я знаю о чем говорю. Но ваши мысли понял, печально, если хотя бы часть прогнозов сбудется((0
  • WTFАнастасия, какое живое общение? Обычная лекция в 19-20 веке, приходит препод, либо читает лекцию, либо рассказывает из головы, аудитория записывает все (те, кто постарательнее), либо не все (кто не может так быстро писать или умеет кратко конспектировать), либо не записывает ничего. Что мешает в 21 веке записать эту лекцию на видео и перевести в текст и переслать студентам для самостоятельного просмотра и прочтения в удобное для них время? Только скрепы и косность. Ну и то, что без работы останутся многие преподаватели, из года в год читающие одну и ту же программу. Иностранные языки эффективнее изучать на специальных курсах или с частными преподавателями, опять таки, в более удобное для студентов время.0
  • ВеленаVladimir, вот-вот)1
  • ТатьянаВ вузе не доджно иметь место взяточничество, списывание, стремление завалить студента, если он не нравится преподавателю, выборы, а не назначение ректора, деканов, завкафедрами преподавателями и студентами. Преподаватели, чьи учёные степени куплены (см. "Диссернет") должны быть их лишены и отправиться на скамью подсудимых. Вернуть болонскую систему образования, переписать программы, уменьшить количество студентов в группах, ввести институт наставничества, как это делается в ведущих зарубежных вузах, повысить стипендию до того уровня, чтобы студент мог на неё прожить, не залезая в карман родителей и не "забивая" на лекции, потому что в это время ему нужно идти на работу, чтобы прокормиться. Сдача экзаменов - под видеокамеру. Прогуливает? Гнать взашей с требованием оплатить государству деньги, затраченные на учёбу (если учится на бюджете). Поднять заработную плату преподавателям, чтобы те не нуждались в работе по совместительству в нескольких учебных заведениях и тем более не брали взяток. Освободить преподавателей от уймы никому не нужных бумажек. Уменьшить количество часов на ставку. К примеру, в самом лучшем экономическом вузе Франции Sience Po преподаватель работает 2-3 часа в неделю. Сколько это будет в год, подсчитайте сами! Заменить дебильные тесты устными экзаменами. Знаете, откуда пошла традиция тестирования, от которой уже отказались европейские и северо-американские вузы? В 60-е годы во Францию приехал огромный поток беженцев из Алжира - бывшей французской колонии. Чтобы справиться с этим огромным потоком, было предложено ввести систему тестирования на знание французского языка, литературы, истории, правоведения. А российские придурки из минобра позаимствовали эту систему. Я бы ежегодно проводила анонимный опрос среди студентов на то, устраивает ли их квалификация того или иного преподавателя. Если преподаватель набрал меньшее количество баллов, надо разбираться в причинах. Если действительно низкая квалификация (знаю немало тех, кто пользуется лекциями 30-летней давности), гнать в шею. А если студенты необъективны, может, проблема в них? А преподавателей медицинских вузов я бы заставила лечиться у своих бывших студентов. И больше практики! Менять надо программы. Выпускник вуза не устраивает потенциального работодателя. И, конечно, увеличить финансирование вузов. У меня всё! Лет этак через 20-25 Россия получит высоко квалифицированных специалистов, а ремонт и размер стульев - это вторично.0
  • ВеленаWTF, Одно дело на лекции за партой спину ломать, а другое дома в удобном кресле, это ж разные вещи. Одно дело учиться и сконцентрировать все силы на учебе, а другое- страдать)) Ну вы что) Записывать надо обязательно, учить надо обязательно, практические занятия надо обязательно, а вот тухнуть на лекции в 9 утра, приехав туда через весь город,- это только ради особой атмосфЭры) Ну и той самой логики "а мы что, зря страдали?" Как это - другие могут не страдать и простоо делать то, ради чего и поступили в вуз - учиться?! Нет, новым студентам тоже надо, иначе они не прочувствуют, не проникнутся, как это: когда ты толкаешься как селедка в бочке в метро, и, еле продрав глаза и нажравшись кофеина, пытаешься не уснуть на паре, когда не понимаешь ни слова из старческого бормотания препода, когда на лекции просто все орут, ты не слышишь ничего, а не присутствовать нельзя, когда лекция- последняя, 5-6 парой ( а особенно, если там комбо из всего перечисленного...Это просто "сказка" тогда)) А то ишь чо, учиться они захотели... Учиться - это так, побоку, вторичное, а то и третичное. То ли дело- атмосфЭра, преодолевание, социализация, романтика учебы, что потом вспоминать будете) То, что потом человек должен вспоминать знания - не, никого не волнует)))6
  • WTFТатьяна, ваш длинный и эмоциональный тест противоречит как принципам демократического общества так и самому себе в разных предложениях, а также здравому смыслу. Например, даже если представить, что можно как-то "заставить" преподавателя медвуза лечиться у своих бывших студентов, как практически можно это сделать, если окажется, что ближайший студент работает в нескольких тысячах километров? Почему за счет налогов тех, кто идет работать после школы, нужно платить высокую стипендию студентам, на которую можно жить, не работая? Или высокую зарплату преподавателям, работающим 2-3 часа в неделю?2
  • WTFВелена, браво, все так и есть1
  • WTFri, а смысл ходить для того, чтобы ходить? Написать диплом с помощью нейросети можно (наверное), а защитить его без соответствующих знаний?4
  • Мистер Хтретий курс - устраивать всех студентов официально на работу, что бы после выпуска у них было минимум 2 года опыта работы по специальности!1
  • IaroslavМистер, ого! И куда вы всех устроите? Например, у вас 50 химиков, 60 физиков, и ещё пара-тройка сотен таких же товарищей.2
  • ri miuWTF, ради общения, социализации, атмосферы. Выше очень много хороших идей написали, как сделать вуз достойным местом. Недавно были на дне открытых дверей вуза в мск- там тоже много про это говорилось (хз как выполняется на самом деле), но радует, что в принципе есть этот вектор движения, что вуз - это не тупо скучные лекции. Но имхо это зависит от руководства и самого учебного заведения - моё одно образование именно скучные лекции, а второе было интересным классным с постоянной движухой.0
  • Анастасия ФилипповаWTF, у нас очно на лекции еле ходят, а вы думаете, что кто-то будет слушать их в записи0
  • The MasterWTF, откровенно говоря, нужно из вузовских программ убирать не только физкультуру, но и половину предметов, изучаемых на первых двух курсах бакалавриата (русский язык и культура речи, БЖД и подобное). Потому что там повторно прогоняют то, что и так должны знать все без исключения выпускники школ. Да и сама система лекций в 21 веке явно исчерпала себя. Информацию можно получить из книг и видеолекций, а вот практических занятий студентам не хватает4
  • Мистер ХIaroslav, а где они все практику проходят?0
  • Богиня ДраматизмаСтатью надо переименовать в "5 вещей, которых не хватает российским студентам, которые ХОТЯТ и МОГУТ учиться"! А система организована для каждого студента. Того, кто не ходит на лекции, потому что скучно/проспал/работает/есть более важные вещи в жизни, того, кто слабо понимает, о чем ему вообще рассказывают, потому что не хочет напрягаться/слабая база/просто местами туповат. Это система для всех, а пользуются ею все по разному. Вышесказанное не отменяет вопросов к оснащению и преподаванию))1
  • IaroslavМистер, практика - это не трудоустройство, она длится несколько недель, поэтому можно небольшими группами студентов отправлять в учреждения, а часть обучающихся вообще проходит практику на базе самого вуза (типа археологички у историков).0
  • IaroslavТимофей, вы тогда вообще не найдёте мест для практики, потому что это страшно невыгодно будет для учреждений. По учебному плану практика идёт меньше месяца, кто на такой короткий срок будет кого-то официально трудоустраивать?0
  • Валерия ВечеровскаяКак интересно, что в моём вузе пожалуй только пункт с преподавателями не совпал. Московский городской педагогический университет, основанный Правительством РФ. Чистенький ремонт на базе какой-то школы, очно-заочное обучение, позволяющее приезжать в вуз только на практические занятия. Кстати о практике - вуз очень поощряет её, со второго курса помогает устраиваиваться на работу (если вы после 11 класса), а у нас тк очно-заочное и так уже много кто работает, можно от них тоже опыта набираться0
  • СергейВелена, справедливости ради, вот этими всеми "зарядками и доступным вай-фаем" студенты 99% времени будут пользоваться совсем не для учебы ))) Учебный процесс улучшат скорее наоборот глушилки мобильной связи во всех аудиториях и классах.0
  • СергейIaroslav, туда же куда они потом пойдут работать... логично? ))0
  • ОлесяВалерия, Вы не могли бы побольше об этом вузе рассказать? Планирую пройти переподготовку на педагога(или магистратуру, пока не решила), мне приглянулись там несколько программ. Просто, как я понимаю, по сравнению с Государственным Педагогическим он второстепенен(?). Котируется ли среди работодателей?0
  • Валерия ВечеровскаяОлеся, я очень очень много написала и сайт всё сбросил) так что, если не трудно, напишите мне в телегу https://t.me/Lkazor там всё могу подробно рассказать0
  • KateМистер, только кто их возьмёт на работу с 3го курса? И почему вы думаете что это непременно обязанность вуза?1
  • Максим НовиковОсновные проблемы, как мне кажется: - связи с практикой. Бесконечные лекции, которые затем сдаются по принципу "сдал-забыл". Легко могу много часов рассказывать про знания, необходимые в моей специальности без какой-либо подготовки и прекрасно помню, что было 2-3 года назад. Работники предприятий приходят в универ на передачу опыта не чаще одного-двух разов в год; - подготовки преподавательского состава (отчасти связано с предыдущим пунктом). Преподаватели, пришедшие из реального бизнеса - редкость на уровне краснокнижных животных. На кафедре бухучета в моем вузе деканом был человек, ни дня не работавший бухгалтером(!). Запросто возможна ситуация, когда лектор полтора часа монотонным унылым голосом бубнит про умершие ещё в 90-ых технологии и практики без конкретного примера, в результате чего после окончания универа 80% действительно необходимого материала требуется искать самостоятельно. Приглашения разового приглашения именитых лекторов из других стран или городов нет; - учёная деятельность. Статьи пишутся на уровне переливания из пустого в порожнее, чтобы набить kpi научрука, лаборатории не всегда отвечают необходимым требованиям. Впрочем, эта проблема идёт ещё со школы, где за неимением микроскопов рисунки для лабораторных работ делаются с иллюстраций в учебнике; - отсутствие гибкости учебных программ. Переходит из крайности в крайность: либо студент выпускается жестко по выбранному ещё при поступлении направлению, либо специализацию вводят аж в магистратуре, до которой доберутся не все. Думаю, логично было бы добавить одну две-дочерних специальности. Может, физиком тебе за 4 года быть перехотелось, зато можешь выпуститься не только им, но и тестировщиком ПО; - само по себе редуцирование студенческого движения. Что такое студенчество в других странах? Это мощные сообщества выпускников своей альма-матер, студенческие газеты и ТВ, 100 тысяч болельщиков на матче двух вузов. Ситуацию могли бы существенно оздоровить частные вузы и их конкуренция с государственными. Но увы, частные вузы за редким исключением у нас нацелены на фактически продажу диплома0
  • Ekaterina SolovyovaГлавная проблема в том, что преподаватели ПОВЕРХНОСТНО разбираются в материале, их лекции не имеют особой ценности ни с точки зрения практики, ни с точки зрения теории. Допустим, правовые факультеты. Большинство преподавателей максимум, что могут предложить студентам - пересказать нормы того или иного кодекса, обычно даже без комментариев. И, действительно, в чем ценность посещения их занятий студентами, если все это можно прочитать в законе? Мало людей, которые дают серьезно переработанные знания, могут подсветить закономерности, которые не видны студентам, мало людей могут обосновать, что может дать их лекция или байки слушателям. Именно отсутствие ЭКСКЛЮЗИВНОГО И ПОЛЕЗНОГО ЗНАНИЯ ведёт к дискредитации высшего образования, а не удобства аудиторий и прочие блага цивилизации, все это просто приятный бонус.3
  • IaroslavСергей, даже в советское время, когда вроде как существовало распределение после вузов, далеко не все люди шли работать по специальности, что уж говорить о сегодняшнем дне.0
  • IaroslavИвана, поэтому по физре должен быть зачет (минимум). В идеале вся физра - это должны быть факультативы (как максимум).0
  • IaroslavИвана, спорт сам по себе небесполезен, но, я согласен, привязывать к нему оценку в дипломе - глупо. Поэтому в идеале это должны быть факультативы: хочешь мячик пинай, хочешь железо тягай, но без влияния на зачётку. Если уж совсем нельзя обойтись без оценок (как сейчас), то лучший выход - это зачёт с минимальными требованиями.0
  • ФилиппСогласен с Иваном, который пишет в статье про образование в Штатах. Я сам учился и в РФ, и в Штатах. Нашей стране есть что перенимать у них. Американская система Liberal Arts в США дает гибкость в выборе разных предметов и можно изучать и Computer Science и Психологию в "одном флаконе", эксперементировать. И получить потом две специализации (Major и Minor). А жизнь на кампусе университета уровня Стэнфорда (с ремонтом, естественно!) - это воспоминания на всю жизнь и нетворкинг со всего мира. И преподы там крутые практики, что уж говорить. Только поступить туда сложно, да. Если про Лигу плюща говорить, например. Но мы поступали с агентством, нам было попроще :D Короче, не бросайте в меня помидорами и не зачислять в иноагенты), но обучение в Штатах на данный момент рулит.0
  • МаргаритаФилипп, если не секрет, с каким агенством поступали в США?0
  • ФилиппМаргарита, не секрет) с Crimson Education0
  • Рыжий котЗакончил СПбГУ, учился на кафедре матлингвистики и фонетики. Оснащение всегда было, хорошие преподаватели, лояльное отношение. Другой вопрос что не пригодились знания особо0

Сообщество