«Учиться хочешь, а не пускают»: 5 вещей, которых не хватает российским вузам
Есть мнение, что российские университеты далеки от идеала, причем в совершенно разных аспектах — от преподавания до ремонта.
Но никто не мешает пофантазировать и представить, как бы могло быть устроено учебное заведение мечты. Читатели Т—Ж рассказали, чего им недостает в российских вузах и как все должно быть в идеале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Удобное и современное оснащение
Ремонт в идеальном вузе должен быть современный. Без пережитков советского времени, старых стульев, парт, вздувшегося линолеума. Сдержанный, современный стиль и соответствующее оснащение.
Идеальный университет должен быть удобным. Сейчас руководство вузов совершенно не думает о комфорте студентов.
В университете мечты должны быть удобные места для хранения личных вещей. Часть пространства на первом этаже можно оборудовать шкафчиками, которые закрываются на ключ. Сейчас наблюдаю следующую картину: студенты оставляют куртки и личные вещи на подоконниках, потому что не хотят стоять в очередях в гардероб.
Сто процентов стоит поставить кулеры с бесплатной водой на каждом этаже. Даже такая простая вещь есть не во всех в университетах, и учащимся приходится втридорога покупать воду в столовой.
Еще в идеальном вузе все активно используют новые технологии: смарт-доски, планшеты и прочее. В компьютерных классах стоит современная техника, а не допотопные медленные компьютеры. И больше зарядок! Это поможет студентам оставаться на связи.
К сожалению, до этого далеко, потому что пока в учебных заведениях не везде даже есть стабильный сигнал. Бесплатный устойчивый вайфай — абсолютный маст. Так жизнь преподавателей и студентов станет гораздо удобнее: можно будет быстро загружать учебники и справочные материалы.
Если университеты начнут больше заботиться об удобстве и оснащении зданий, то и студентам будет приятнее и продуктивнее учиться.
Преподаватели, которые горят своим делом
Кадровый кризис очень жесткий. Часто преподают те, кому и преподавать-то не надо бы, но других нет, и за эту зарплату спасибо, что эти есть.
Преподаватели должны быть практикующими специалистами, профессионалами своего дела. Теми, на кого хочется быть похожими. Сейчас сплошь и рядом те, кто пришел работать в университет по остаточному принципу и ненавидит всех вокруг и свою жизнь.
У меня дикое ощущение, что если профессия преподавателя перестанет быть путем, который выбирают не состоявшиеся в своем профессиональном плане люди, а станет рассматриваться всерьез и будет высокая зарплата, академическая свобода, университетская автономия и прочее, то большая часть проблем отпадет.
Правда, преподавателей таких надо будет отбирать, когда все эти «перки» появятся. Для этого необходимо, чтобы сами университеты были замотивированы поднимать качество образования и отбирать таких преподавателей, а не чтобы они были местом, где процветает кумовство и коррупция.
Как, например, происходит в США, где по праву лучшее высшее образование в мире. Конкуренция, свобода и частная инициатива. Университеты конкурируют между собой ради денег студентов. Конечно, образование там дорогое, но есть очень много стипендиальных программ — частных и государственных. И люди платят огромные деньги не за корочки. Они платят, потому что знают: работодатели верят этим университетам. И университетам надо соответствовать этому статусу, чтобы зарабатывать деньги. Получается такой офигенный симбиоз между студентами, университетами и работодателями.
А дальше уже система сама себя построит, кирпичик за кирпичиком, путем проб и ошибок — может, это будет Liberal Arts, может, более практико-ориентированная и направленная на диалог с работодателем. Рынок сам все построит.
Отсутствие бюрократии и лояльное отношение к студентам
Сейчас, чтобы оформить практику или получить какой-то документ, нужно пройти девять кругов ада и волокиты. Зачетки, кипы бумаг — все это пережитки, которые современным студентам совершенно не нужны.
В моем университете была такая история: входить требовали строго по пропуску. Если его нет — охрана не пропустит. Хоть звони в деканат, хоть стучись в двери — без толку. Пару раз была в такой ситуации, что забывала положить пропуск в другую куртку или сумку и, потратив полтора часа на дорогу, была вынуждена ехать обратно, потому что не могла войти. Хотя охранники меня знали в лицо… Абсурд, да и только.
Не знаю, как в других вузах, но в идеальных, по-моему, проблема со входом должна быть налажена. А то забавно получается: учиться хочешь, а не пускают.
Гибкий и практический подход к обучению
Надо быстро учитывать изменения на рынке труда, потребность в тех или иных специальностях, требования работодателей, опыт работы выпускников. Условно: не чертят нынче в «Автокаде», а чертят в «Солиде» — надо учить на «Солиде», не дожидаясь очередного тычка сверху. Не нужно столько специалистов по лечению лошадей, а надо по лечению кур — снижаем план приема по лошадям, по курам увеличиваем. Шутка :)
Сейчас все изменения планов приема и учебных планов отданы на откуп бюрократии, и в основном это просто бессмысленная издевательская трудоемкая возня.
Еще практика сейчас — это больше имитация, а надо реально посылать студентов работать вот прямо руками на современные предприятия по их профилю, а не на экскурсии их водить. Все равно потом придется на месте доучивать, но хоть базис будет понимания после стажировки.
У меня экономическое образование. Хотелось бы больше практики, а не только перед написанием диплома на последнем курсе!
Комфортно составленное расписание с онлайн-занятиями
Считаю обязательным уделять много внимания составлению расписания, чтобы сделать его максимально комфортным для студентов. Например, когда в графике у меня стоит только первая и четвертая пара, а между ними — огромное окно, я маюсь полдня в ожидании занятия и не могу продуктивно использовать время перерыва.
В некоторых вузах к этой проблеме добавляется необходимость циркулировать между корпусами, которые находятся в противоположных концах города. Это, скорее, проблема мегаполисов. Пора отказаться от ненужной езды, перевести лекции в онлайн-режим и проводить пары в одном месте.
Я считаю, что в 21 веке стоит начинать избавляться от пяти пар подряд и учебы до 31 декабря. Существует «Зум», «Скайп» — почему бы не проводить лекции там?
Про расписание вообще молчу. Первая пара, окно, третья пара, окно, пятая пара… Создавалось ощущение, что его составителям совершенно наплевать на студентов. Сколько ни жаловались, в ответ слышали только: «Все уже составлено, ничего сделать не можем». А ведь расписание должно стоять на первом месте по удобству!