Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.
Героиня этого выпуска рисовала, шила и вязала с самого детства, получила два высших художественных образования и сменила несколько профессий: была и модельером, и декоратором, и дизайнером. Она рассказала, как побеждать в конкурсах, почему нельзя нарушать строительные нормы и выгодно ли сниматься в телешоу.
Выбор профессии
Мой выбор — не дань моде и не случайность. Это долгий творческий путь.
Моя бабушка была швеей и отлично шила, вязала, вышивала. А папа прекрасно рисовал, закончив всего лишь деревенскую школу, и без специальной подготовки сам поступил в архитектурный институт. Мама — тоже творческий человек.
Способности родителей передались мне по наследству. Я с малых лет отлично справлялась не только с кистью и карандашами, но и с иголкой и ниткой. Сколько себя помню, всегда что-то рисовала, шила, вырезала, мастерила. Мои творческие начинания в семье поддерживали. Родители спокойно относились к творческому беспорядку, разлитым краскам. Конечно, я ходила к папе на работу, в мастерские, и это отразилось на моем мировоззрении. Домашняя библиотека постоянно пополнялась книгами по искусству и архитектуре, журналами «Юный художник». А бабушка отдала в мое распоряжение целый шкаф старинной одежды, которую я с удовольствием перешивала. У меня даже была своя детская швейная машинка.
Лет с 12 уже шила себе сарафаны, юбки, кофточки. В студенческие годы мой гардероб практически полностью состоял из сшитых мною вещей — от простых до пальто с пиджаками.
Мое увлечение художниками Раннего Возрождения, импрессионистами и постимпрессионистами повлияло на выбор вуза. В их творчестве меня завораживала эмоциональная подача, декоративность, необычные цветовые сочетания. В искусстве я люблю недосказанность, самобытность, смелость. Такая живопись развивает воображение, вдохновляет. Причем влияние может выражаться по-разному: можно использовать в костюме, например, цветовое сочетание картины, а можно повторить какой-то силуэт, форму, композицию.
Окончив художественную школу, я поступила в филиал Московского технологического института сервиса, сейчас — ПВГУС, на специальность «дизайнер костюма». Нас учили всему и одновременно ничему конкретному. Мы пять лет кайфовали: много рисовали, шили. В реальной жизни, конечно, такую работу найти очень сложно. После окончания вуза пришлось немного спуститься на землю и заняться чем-то более практичным и менее творческим. Но главное, чему нас научили, — для нас нет невыполнимых задач. Вечером я брала в руки крючок в первый раз, а утром у меня уже было готовое изделие.
Откровенно говоря, практически все мои однокурсники, кто остался в этой сфере, стали работать просто на кого-то. В лучшем случае на бренд. В наших «лохматых» 90-х выбора особо не было. Нас не учили себя «продавать». Все устроились, кто куда смог: кто-то пошел преподавать, кто-то — сразу в дизайн интерьера, единицы — в компьютерную графику, тогда это было редкостью. В ателье, кстати, и не особо брали нашего брата, креатив там совсем не нужен. Свое ателье открывать я не думала, потому что работала в швейной мастерской и видела, как сложно шить на заказ. Но тема одежды меня цепляет до сих пор, и я себе шью что-то время от времени.
Долгое время я работала декоратором в элитных салонах штор и дизайн-студиях. Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику.
Далее нужно было сформировать заказ, который состоял из множества артикулов, отдать в пошив, проставив все размеры, и проконтролировать процесс. Потом устанавливали карнизы и вешали шторы. 20 лет назад в моде были сложные окна с драпировками, нужно было все точно рассчитать, не ошибиться. Постепенно к шторам прибавилась обивка мебели и — по мере расширения ассортимента салона — подбор обоев, фресок и тому подобное.
Анализируя спустя годы свою работу, я поняла, что у меня никогда не стояла задача сделать заказчику «дорого». К материалам я всегда относилась как к инструментам, с помощью которых можно сделать красиво. Но честно признаюсь, от дешевых искусственных тканей меня всегда коробило, я вижу их издалека.
Набравшись опыта в сфере текстильного дизайна, я захотела более глубоко заняться дизайном интерьера. Но поняла, что для новой профессии мне не хватает знаний, поэтому поступила в архитектурный вуз.
При МАРХИ есть Высшая школа средового дизайна, которая дает возможность на базе первого высшего образования за два с половиной года получить специальность «дизайнер архитектурной среды». Чтобы стать, например, архитектором, нужно было учиться еще шесть лет. Но мне неинтересна была большая архитектура, я смотрела на папины чертежи и эскизы в детстве, и мне казалось все это скучным.
Дизайном я увлеклась после рождения ребенка, в зрелом возрасте. Я училась на дневном, три раза в неделю ходила на пары, совмещая обучение с работой, семьей и воспитанием ребенка. Обучение в МАРХИ недешевое. Это было более 10 лет назад, и тогда оно обошлось где-то в 10 000 $, не считая стоимости компьютерных курсов.
Параллельно с обучением в вузе пришлось освоить компьютерные программы, без которых просто невозможно сейчас представить дизайн-проект. Честно скажу, учиться было сложно, но интересно. Дизайн интерьера — это сочетание творческих навыков с техническими знаниями, например знанием эргономики — науки, позволяющей сделать дом комфортным для жизни, — особенностей применяемых материалов, законов перепланировки, юридических вопросов и психологии.
В институте нам ставили интересные задачи, очень творческие, разнообразные, и мне было очевидно, что специальность, например, декоратора слишком узкая, в ней я не смогла бы применить все эти навыки, а в дизайне интерьеров есть где развернуться: постоянно появляются новые технологии и идеи. Конечно, на изучение этой профессии уходят годы, и только реальный опыт может сделать из ученика специалиста.
Суть профессии
От работы декоратора работа дизайнера отличается в основном сложностью организации процесса. В ремонте участвуют много специалистов, и все по-разному относятся к своей работе. Дизайнер работает на результат, для него важно, чтобы получилось удобно и красиво, это самое главное. Столкновения интересов и человеческий фактор очень усложняют работу.
Сейчас в сфере дизайна много людей без художественного образования. Почему-то считается, что дизайнер не должен уметь ни рисовать, ни чертить, многие привыкли все эти вещи делегировать. Но в интерьере кроме технической части есть и творческая, в которой работают те же принципы, что и в живописи, те же законы композиции и цветовых сочетаний. Без этих знаний не обойтись.
Кроме того, дизайнер отвечает за безопасность объекта. За нарушения могут привлечь, а это большие штрафы. Если клиент, например, хочет провести ремонт с нарушениями правил перепланировки, я никогда не соглашаюсь на подобные авантюры.
Креатив второстепенен, в первую очередь — грамотный проект и соблюдение всех норм.
Это и отличает специалиста от любителя. Бывают желающие встроить стиральную машину в вентиляционный короб или сделать отверстия в несущих балках. Я объясняю, почему так нельзя. Обычно находим другие решения.
Место работы
После окончания вуза в 2010 году я работала в различных дизайнерских бюро. Работу найти было несложно, но это скорее благодаря уже большому опыту и личным знакомствам. Конечно, сразу после вуза никто тебе не доверит полностью сделать дизайн-проект, поначалу приходилось работать в качестве помощника дизайнера, на практике изучить нюансы работы с материалами, мебелью на заказ.
С 2013 года работаю на себя, я индивидуальный предприниматель. С официального места работы я уволилась перед тем, как мой сын пошел в школу: я хотела уделять ему больше внимания. Было, конечно, страшно, но я тогда не думала, что это навсегда. К тому времени у меня уже появились профессиональные контакты в этой сфере, кроме того, были постоянные заказчики на шторы. Еще я освоила визуализацию и брала проекты с учетом новых знаний. Конечно, доход моментом не увеличился, но у меня были другие приоритеты, и я ни о чем не жалею. Ни одна наемная работа не давала мне столько, сколько мне было нужно в финансовом смысле и в плане развития. Я не люблю монотонность и рутину. Мне интересно работать сразу в нескольких направлениях, от этого я получаю настоящее удовольствие.
Когда я работала в салонах и дизайнерских бюро, это было невыгодно по деньгам и у меня совсем не было времени на саморазвитие и семью. Я ночами изучала нужные программы, а днем работала фултайм. Но в таком ритме долго выдержать невозможно.
Заработок дизайнера и декоратора, как правило, состоит из оклада и процента от продаж. На последнем месте работы дизайнером по шторам 16 лет назад я получала фиксированный оклад 450 $ и процент от оплаченной клиентом суммы заказа. У дизайнера интерьера похожая схема, но в каждой компании по-разному. Кто-то платит только оклад — от 70 000 ₽, кто-то платит больше, но тогда и нагрузка будет максимальной.
Больше всего в работе по найму меня не устраивает не количество задач, а то, что нужно находиться в офисе постоянно, даже когда работы нет. И часто случаются переработки, которые тоже обычно не оплачиваются. Работая на себя, я в комфортном режиме зарабатываю ту же сумму и распределяю время так, как мне удобно. Когда-то больше зарабатываю, когда-то меньше, но в итоге, даже учитывая налоги, которые я плачу, получается выгоднее.
Клиентов ищу через соцсети. Ситуация там постоянно меняется, появляются новые, уследить за этим сложно, к каждой площадке нужен свой подход. Пробую разные варианты: пишу статьи, веду блог, участвую в выставках, конкурсах и ТВ-проектах. Делюсь своими наработками и опытом на таких порталах о дизайне, как Inmyroom, Rооmble, Hоmify, Hоuzz, Life. Все это позиционирует меня как уникального специалиста и выделяет среди конкурентов. Уже появились и постоянные клиенты, что не может не радовать, особенно когда рекомендуют своим знакомым и друзьям. С такими заказчиками легче работать, они тебе доверяют и уже видели результат твоего труда.
Свое дело, даже если оно маленькое, требует разносторонних знаний.
Так что я постоянно прохожу курсы и мастер-классы. Они могут быть совершенно разные: от скетчинга до юридических или бухгалтерских. Мне все интересно, и по возможности я продолжаю учиться, сейчас это чаще всего онлайн-обучение. Основные программы, которыми пользуюсь, — это «Архикад» для черчения, «Фотошоп» и 3ds Max для визуализации. Эти программы идеально подходят для дизайнера, имеют массу возможностей.
Процесс работы
Я работаю в основном с частными объектами — домами и квартирами. Но одними из самых запоминающихся проектов, в которых я принимала участие в качестве декоратора, были знаменитый дом Трубецкой-Бове в Петровском переулке и Музей обороны в Севастополе. Прикоснуться к историческому наследию — это большая честь.
Этапы создания дизайн-проекта
📐 Первый этап. Договариваемся с заказчиком о встрече на нейтральной территории, чтобы выяснить, подходим ли мы друг другу, и определиться с основными задачами и пожеланиями. Обговариваем все нюансы и сразу записываем техническое задание. Следующая встреча происходит уже на объекте, там подписывается договор и производятся замеры. На основе замеров и плана БТИ, где указаны все мокрые зоны, делаю возможные планировки. Утверждаем их с клиентом.
📐 Второй этап — самый приятный для заказчика. Учитывая все пожелания, делаю эскизы и визуализацию.
📐 Третий этап. После утверждения эскизов приступаем к чертежам. На этом этапе делаю планы полов, потолков, развертки стен, размещаю светильники и электрооборудование, просчитываю количество плитки и других материалов.
📐 Четвертый этап. Финальная комплектация и авторский надзор. Для эскизов мы подбираем примерную мебель и светильники. На последнем этапе, учитывая бюджет заказчика, составляю подробную смету уже с конкретными предметами мебели и источниками света. Авторский надзор — это контроль качества работ, выполняемых ремонтной бригадой, и соответствия их дизайн-проекту. Иногда технически что-то меняется в ходе работы, поэтому на этапе авторского надзора чертежи могут корректироваться.
В среднем дизайн-проект квартиры 100 м² стоит от 250 000 до 500 000 ₽. Проект делается 1,5—3 месяца. Время работы зависит от того, что в него входит, и от активности заказчика. Если нужно только проектное решение — чертежи, визуализация, подбор материалов, — все можно сделать за полтора месяца. Если необходимо полное сопровождение в течение всего ремонта — авторский надзор и комплектация, то есть сделать под ключ, к стоимости проекта прибавляется ежемесячный платеж дизайнеру за сопровождение.
Я обязательно заключаю с заказчиком договор, хотя некоторые клиенты несерьезно относятся к этому пункту. Работа дизайнера им кажется чем-то вроде хобби, они считают, что все можно решить на словах. Но по-другому я не работаю, поэтому подписываем договор и ведем официальную переписку через почту.
От недобросовестного заказчика даже договор не защитит, но, к счастью, случаев обмана со стороны клиента у меня не было. На первой встрече не только заказчик выбирает дизайнера, но и я как специалист принимаю решение, сможем ли мы вместе работать. «Вместе» написала не случайно: без активного участия клиента невозможно создать нужный ему интерьер.
Мой идеальный клиент — это человек, способный принимать решения. Часто люди не знают, чего хотят, и спрашивают мнение родственников и друзей. Поэтому очень важны доверительные отношения. Когда заказчик доверяет, всегда получается очень хорошо, и бюджет здесь не первостепенен. Если нет доверия, лучше не начинать работу.
Рабочий день
У меня нет четкого расписания, в этом-то и плюс работы на себя. Работаю в своем графике. Могу, например, все воскресенье провести на объекте у заказчика, а в понедельник пойти в 10 часов утра на тренировку.
Проектированием и визуализацией часто занимаюсь в ночные часы, когда не мешают ни звонки, ни домашние. Иногда засиживаюсь до 5—8 утра за компьютером. Ночью никто не отвлекает и можно погрузиться в работу с головой.
Днем часто отвлекают звонки поставщиков и домашние дела, конечно. Но когда работала в бюро, на самом деле много времени пропадало, и мне его было жаль. Сейчас я могу настроиться и ударно проработать 12 часов подряд, и это будет очень продуктивно. Для работы у меня есть удобное рабочее место с большим столом и необходимым оборудованием.
Встречи с заказчиками обычно провожу в кафе либо подходящем салоне мебели или материалов. На этапе проектирования частые встречи не нужны, все можно максимально решить по почте, в переписке.
Часто забываю, что в стране праздничный или выходной день.
Если появляется срочная работа, я предпочитаю ее делать, не обращая внимания на праздники. Но часто заказчику самому неудобно обсуждать что-то в праздник, поэтому мы эти нюансы обговариваем сразу. Бывают периоды, обычно перед Новым годом, когда нужно все успеть, а подрядчики очень загружены. В такие моменты важно все спланировать, чтобы не сорвать сроки.
У меня очень творческая работа, и сложно отделить ее от хобби. Свободного времени практически нет, я просто выделяю определенные часы на обучение, рисунок, спорт. Когда нет срочной работы, шью. Наверное, это и есть хобби.
Случай
Самое яркое событие, случившиеся со мной в творческой жизни, — это победа в Национальном чемпионате по дизайну 2019 года, когда кроме денежного приза я получила в награду автомобиль.
Когда выбирала фото проекта на конкурс, особо не рассчитывала на победу. Я отправила фото спальни с необычными фотообоями на стене. Я никогда не беру готовые решения для декорирования акцентных стен, а ищу что-то оригинальное на фотостоках. В том проекте это был большой срез дерева, который мы поместили на акцентную стену спальни.
Чемпионат длился год, и в каждом полуфинале путем голосования выбирался победитель. За работу голосовало профессиональное жюри. В конце года выбирали лучших среди полуфиналистов, а уже между финалистами разыгрывался главный приз — машина. Мне выдали сертификат, я могла забрать авто или эквивалентную сумму. Награждали меня в январе 2020 года, как раз перед пандемией. И как-то было странно брать машину в такое время, я выбрала деньги.
Опыт на ТВ
Победа в конкурсах дает многое: от материального поощрения и признания в профессиональной среде до новых знакомств и обретения уверенности в себе. До Чемпионата по дизайну у меня были и другие победы. После одного конкурса, где я тоже заняла первое место и взяла денежный приз, меня пригласили в качестве дизайнера в программы «Фазенда» на Первом канале и «Фазенда Лайф» на канале «Мир».
Участие в передаче на ТВ — это больше реклама и пиар, чем экономическая выгода.
В кратчайшие сроки, а именно за 25 дней, делается полноценный ремонт, изготавливается мебель, иногда на заказ, шьются шторы, проходят съемки. Представьте: всего 25 дней — и за это время нужно успеть все. Для дизайнера это огромный стресс и полтора месяца жизни.
Объекты и героев отбирают сами продюсеры по многим критериям. Главные условия — это удаленность от Москвы не более 30 км, коммуникабельность героев и обещание с их стороны не находиться эти 25 дней на объекте. Дизайнер не выбирает ни героев, ни проекты. В летний период программа снимает веранды и беседки, а в холодное время года — интерьеры.
До начала съемок дизайнер приезжает на объект, знакомится с героями, делает замеры. На следующей встрече обсуждается дизайн-проект, съемочная группа продумывает логику съемок, прописывается сценарий, назначаются съемочные дни для ведущего и дизайнера.
Еще одна сложность участия в ТВ-проекте в том, что бюджет очень ограничен, особенно это чувствовалось во время кризиса.
Все предметы мебели поставщики предоставляют для проекта бесплатно в обмен на рекламу. И самое сложное — найти то, что нужно для интерьера, среди ограниченного числа позиций, предлагаемых поставщиками.
Наверное, напрашивается вопрос, для чего мне все это. Это один из способов самовыражения. Ведь герои не участвуют в обсуждении, а программа дает возможность реализовать именно мои идеи в рамках определенного времени и минимального бюджета. Для дизайнера очень важно получить результат, показать, на что ты способен.
Подработки
Помимо дизайна интерьера, я более 20 лет занимаюсь текстильным дизайном. Это все, что связано со шторами, подушками, покрывалами, чехлами, карнизами, жалюзи по индивидуальному заказу.
Был у меня период в жизни, когда я шила на заказ. Сейчас такую работу не беру, шью только себе. Времени совершенно не хватает, а хотелось бы шить больше. Но сэкономить на пошиве нереально. Я шью из хороших тканей, а они стоят недешево, но зато получается уникальная вещь, такой ни у кого нет.
Доходы и расходы
Доход нестабильный. Каждый месяц получается разная сумма. Мой труд не оплачивается помесячно, я работаю за гонорар. В среднем выходит от 70 до 150 тысяч в месяц.
Я не замечаю особой сезонности в доходах, кроме, конечно, предновогодней суеты и посленовогоднего затишья. Бывает, что я могу вообще ничего не заработать в месяц. Просто я не стремлюсь брать любые заказы. Если у меня есть время, я лучше потрачу его на саморазвитие.
Как у ИП у меня упрощенная схема налогообложения. Минимальная сумма платежей в год — 42 000 ₽, но выходит, конечно, больше.
Моя семья — это я, муж, сын и кот Вася. Большая часть нашего семейного бюджета уходит на питание. В остальном мы не шикуем.
Финансовая цель
Моя цель — дом у моря и безбедная старость. Грядки на шести сотках у моря — тоже неплохо. Чтобы клубника круглый год и свежая зелень к столу. Для счастливой старости нужно немного, но, наверное, больше, чем было у моих бабушек и дедушек. Главное — сохранить здоровье, жажду деятельности, и, конечно, хочется в более мягкий климат.
Будущее
Я постоянно учусь и думаю, в какую сторону развиваться. Есть желание уйти в преподавательскую деятельность. Меня приглашали преподавать визуализацию в ВШСД МАРХИ. Но преподавание — это очень серьезно и ответственно, придется уделить ему много сил и времени. Если я и решусь преподавать, то это скорее будет моя онлайн-школа.