Мы регулярно публикуем истории читателей Т—Ж о том, как они освоили свою профессию и какой доход она приносит.

Герой этого выпуска занимается архитектурной 3Д-визуализацией, то есть делает картинки и видео, на которых видно, какой будет новостройка, сквер после благоустройства или кухня после ремонта. Он рассказал, сколько программ потребуется, чтобы правдоподобно изобразить одно небрежно брошенное одеяло, сколько стоит его рабочее место, почему в его профессии важно придумывать истории и трудно ли уйти из архитектуры в видеоигры.

Выбор профессии

Я с детства любил рисовать и строить что-нибудь из бумаги. Например, в восемь лет я сделал бумажный макет Хогвартса полтора на полтора метра, на это ушло все лето. Все мои альбомы были разрисованы персонажами из видеоигр и кино. Еще в школьные времена я обожал копаться в компьютерах: интересовался, как они устроены, а когда подключили интернет — постоянно читал новости о процессорах и видеокартах. Все это в совокупности привело меня к профессии.

В школе я не был силен в математике и физике, но в восьмом классе нужно было определиться со специальностью — и я пошел в физико-математический класс, потому что туда пошли мои лучшие друзья. Классу к десятому что-то в моей голове перевернулось — и я очень быстро стал схватывать геометрию, она стала одним из моих любимых предметов, начал понимать физику. К ЕГЭ мама нашла мне прекрасного репетитора по физике, который смог донести до меня, что это не так сложно, как кажется.

К концу школы я хотел найти профессию на стыке технического образования и творчества. Решил пойти на подготовительные курсы при Московском государственном строительном университете. Это было очень полезно при поступлении: нас учили чертить тушью и рисовать. Я ловил эстетическое удовольствие от больших листов А1, на которых тушью аккуратно вычерчивал планировки зданий. В итоге поступил туда на архитектурный факультет. Вуз сильный, там дают хорошую инженерную базу. Но мне было сложно тянуть инженерные предметы вроде строительной механики, больше нравилось чертить. Со второго курса мы работали в программах Archicad и Sketchup, и они меня сразу зацепили.

После университета устроился в архитектурное бюро на позицию архитектора. Место подвернулось случайно: друг посоветовал. Составил резюме, пришел на собеседование, немного приврал о своих способностях. Зато вечерами после работы много читал и изучал, чтобы оправдать себя. Первое время просто чертил планировки и ездил на стройку с ведущим архитектором, чтобы смотреть, как все это работает в реальности. Поначалу зарабатывал 20 000 Р, но уже через три месяца закончился испытательный срок, я кое-чему научился — выезжал на обмеры зданий, чертил сложные элементы — и зарплата поднялась до 35 000 Р в месяц.

Проработал там три года, но в процессе понял, что меня больше тянет в сферу 3Д-графики. Тогда я зависал на «Ютубе», постоянно смотрел видео о том, как создают графику для игр и кино. Помню, как меня впечатлило видео о создании графики для фильма «Тихоокеанский рубеж»: там показывали, из каких слоев состоит каждый кадр. Это был большой «пирог»: отдельные слои с окружением, моделью робота, эффектами погоды, все это собиралось в финальную картинку. К тому же я очень люблю современные видеоигры и считаю их искусством нового времени, поэтому понял, что нужно учиться 3Д.

То самое видео сейчас уже не могу найти, но вот такое же на другую тему

Я решил переквалифицироваться в визуализатора, но пока оставаться в архитектурной сфере. Два раза в неделю вечерами ходил на курсы, они стоили 45 000 Р. Многое почерпнул из «Ютуба» и форумов о 3Д-моделировании. В своей фирме я не мог развиваться в этом направлении, поэтому сделал несколько проектов для портфолио и начал искать работу.

У визуализаторов учебные проекты вполне подходят для первого портфолио. Полезно сделать какой-нибудь вольный проект. Достаточно добавить в портфолио 5—6 работ — и можно искать вакансии, приходить на собеседования с распечатанным альбомом, показывать, что умеешь. Еще могут попросить выполнить тестовое задание, чтобы оценить скорость работы. Или пригласить на один оплачиваемый день в офисе, чтобы посмотреть, как человек работает.

Я устроился в архитектурное бюро, где искали визуализатора. Я только начинал заниматься графикой, поэтому мне предложили такую же зарплату — 35 000 Р в месяц. Проработав год, я еще раз сменил место работы, потому что навык рос, а зарплату компания повышать не хотела. Устроился в небольшое архитектурное бюро, где работали 15 человек, и стал получать 60 000 Р.

Суть профессии

Архитектурные визуализации нужны для того, чтобы показать, как будет выглядеть проект после реализации. Это может быть что угодно: дизайн магазина, благоустройство нового сквера, дизайн интерьера квартиры. Например, в прошлом году я делал визуализацию стендов для выставки телеканалов в «Крокус-экспо»: их руководители хотели увидеть, как это будет выглядеть, чтобы утвердить и начать возводить стенды. Визуализация может быть в формате картинок, видео, даже VR-презентации. Они используются на сайтах застройщиков, в рекламных буклетах, в конкурсных проектах. Зачастую заказчику нужны картинки, потому что их удобно вставлять на сайт, печатать в альбомах или презентовать на выставках. Видео и VR встречаются гораздо реже: это дольше и дороже.

Обычная картинка может стоить от 4 до 10 тысяч рублей в зависимости от сложности. Минутный ролик — 80—120 тысяч, так как там помимо моделирования еще и видеомонтаж. VR, если это просто панорамная картинка, где можно крутить головой, стоя на месте, не сильно дороже простой визуализации: в районе 8—15 тысяч. А вот презентация на игровом движке, где можно еще и погулять по объекту, — это очень дорого.

В визуализации нужно уметь передать атмосферу, настроить зрителя и будущего покупателя на приятные мысли, вызвать интерес. Нужно делать ее реалистичной, неотличимой от фотографии — в этом и заключается мастерство 3Д-визуализатора.

Правда, картинки чаще всего оказываются красивее того, что выходит в реальности.

С этим можно только смириться. Это как в «Инстаграме»: мы не просто выкладываем фотографии, а заморачиваемся, ищем композицию, накладываем красивые фильтры, играем с цветокоррекцией.

Люди любят не просто картинку очередного жилого комплекса, а историю. Утро, открытое кафе, официант вытирает столы. Где-нибудь сбоку машина подъезжает к пешеходному переходу, по которому идет мама с дочкой и собакой. Ветер гонит по дороге цветные листья. Все это можно аккуратно отразить на картинке жилого комплекса, и зритель начнет ассоциировать себя с человеком, пьющим кофе с утра у себя во дворе, или представит, как он мог бы прогуляться с семьей по набережной, которую мы изобразили.

Атмосферу можно создавать не только через людей, но и через текстуры покрытий. Например, если мы делаем скейт-парк, то лучше добавить потертости и полосы от скейтов на бетоне: это значит, что парком пользуются. Умышленные потертости хорошо влияют на реальность картинки, ведь в жизни не бывает идеально ровных плиток или идеально чистых стекол. Еще люди любят маленькие отражения — например лужи, которые поблескивают на солнце, мокрые поверхности во время дождя, фары автомобилей, отражения неба в окнах. Все это мелочи, которые заметны не сразу, но вызывают положительные эмоции.

Визуализация для конкурсного проекта реновации в Новых Черемушках. Мы с другом делали этот проект в начале 2018 года: он занимался архитектурной частью, а я — 3Д. Призовых мест не заняли, но получили награду за лучшее применение BIM-решения, то есть моделирование зданий
Визуализация для конкурсного проекта реновации в Новых Черемушках. Мы с другом делали этот проект в начале 2018 года: он занимался архитектурной частью, а я — 3Д. Призовых мест не заняли, но получили награду за лучшее применение BIM-решения, то есть моделирование зданий

Многое визуализатор придумывает сам: заказчики редко могут сказать что-то определенное. Чаще всего они рассказывают, что у них есть в проекте, что нужно показать зрителю, и выражают пожелания вроде «хочу, чтобы это был летний день и чтобы были играющие дети на площадке». Визуализатор должен понять, как этот проект можно показать красиво. Начинаешь думать: может быть, это хорошо смотрелось бы под мелким дождем? Или лучше предложить раннее утро? Показать лучи солнца, проникающие сквозь кроны деревьев, или небо сделать более облачным, чтобы тени были мягкие? Добавить проезжающую машину или велосипедиста?

Большим плюсом тут стало мое увлечение фотографией. Когда фотографируешь — учишься выбирать удачное положение света, композицию и правильно передавать настроение.


Процесс работы

Самое прекрасное в работе визуализатора — наслаждение от процесса создания графики. Иногда у заказчика на руках есть только планы, и тогда все модели нужно сделать с нуля. Или заказчик сам сделал модель, но не визуализировал: например, он не умеет правильно накладывать текстуры на геометрию, работать со светом или рендер-движком. Мне обычно удобнее все делать самому: когда дают готовую модель, выскакивает много косяков, которые приходится исправлять.

Визуализатор в сфере архитектуры должен уметь создавать модели в основных программах: чаще всего используют Autodesk 3ds Max или Autodesk Maya. Это может быть моделирование зданий, малых архитектурных форм вроде лавочек и фонарей, общих элементов на улице, ландшафта. Еще нужно уметь работать хотя бы с одним рендер-движком, например Corona, V-Ray или FStorm, и программами для редактирования изображений, например «Фотошопом».

Сначала мне нужно посмотреть проект, обсудить, что именно мы хотим показать, какие материалы отделки, в каком разрешении должна быть финальная картинка или в каком формате видеоролик. Потом я моделирую виртуальные сцены, где с помощью мыши, клавиатуры и модификаторов в 3ds Max — это инструменты для работы с геометрией — создаю модели будущего здания, ландшафта или объектов без текстур и материалов, но с выставленным ракурсом.

Если все хорошо и заказчику нравится, делаю больше деталей и показываю еще раз. Дальше идет стадия текстурирования — когда визуализатор создает материал, который будет лежать на поверхностях. Например, потрескавшаяся краска, бетон, мокрый асфальт. Материалы настраиваются так, чтобы быть похожими на физические аналоги, а рендер-движок затем будет просчитывать свет, отражения, фактуру и другие особенности материала, основываясь на том, как они выглядят в реальном мире.

Например, вот как выглядит модель
Например, вот как выглядит модель
А рендер-движок делает из модели вот это
А рендер-движок делает из модели вот это

Когда сцена готова, настраивается виртуальная камера, которая по характеристикам и принципу действия не отличается от реальных фотоаппаратов. На ней тоже есть настройки ISO, диафрагмы, скорости затвора, глубины резкости, точки перспективы. Я жму на кнопку запуска процесса рендеринга, жду от нескольких минут до нескольких часов — и картинка готова. Чтобы сделать видео, рендерится много картинок, из которых создается видеоряд.

Правки бывают часто. На основной работе они входят в рабочее время, так что проблем нет. Но если это подработки, очень раздражает, когда заказчик пропадает на пару дней, а потом возвращается, чтобы сказать: «Я тут подумал, здесь нужно убрать то-то и то-то». И дело не в том, что сложно внести правку, а в том, что из-за этого приходится ставить модель на рендер заново. Если сцена высокодетализированная, то стоять компьютер будет не один час. Стараюсь просить доплату за это время, хотя заказчик может негодовать, так как считает, что если он уже заплатил, то может вносить сколько угодно правок. За них можно брать 20% от стоимости всей работы. Но все индивидуально: на правки можно потратить кучу времени, тогда нужно брать больше.

Оборудование и софт

Визуализатору нужно много программ, все они выполняют разные функции. Например, если я хочу сделать модель кровати с небрежно брошенным на нее одеялом, то геометрию одеяла и кровати можно сделать в 3ds Max, импортировать одеяло в Marvelous Designer, там сделать симуляцию падения этого одеяла на кровать, чтобы оно упало как настоящее и появились складки. Там же можно помять одеяло или подправить его. Потом сделать красивые текстуры в Substance Painter, все это закинуть обратно в 3ds Max и отрендерить в Corona Render. Набирается уже четыре программы.

При этом они очень дорогие: например, 3ds Max и Maya стоят по 72 тысячи в год. Я пользуюсь пиратскими версиями, их очень много на торрентах. Пока что плачу только за рендер-движок Corona — 24 € (2118 Р) в месяц. Но в будущем хочу перейти на использование лицензионного Substance Painter, он по подписке стоит 19 $ (1398 Р) в месяц. Вообще, подписка — очень комфортный вариант оплаты.

Чтобы поспеть за развитием рынка, нужно постоянно учиться. Каждый год выходят новые программы или обновления старых, там появляются новые фишки. Я все время узнаю что-нибудь интересное на «Ютубе» и изучаю новые рендер-движки. Все они разные: одни при рендеринге используют процессор, другие — видеокарту; одни могут быстрее просчитывать большое количество мелких объектов на экране, а другим это будет тяжелее, зато они могут выдать более реалистичный результат в другой сцене. Некоторые движки быстрее просчитывают анимацию — даже в ущерб качеству изображения. А в каких-то движках, наоборот, каждый кадр просчитывается очень долго — их невыгодно использовать для анимации, но они подходят для статичных картинок. В общем, различий может быть много, изучать все это очень интересно. С опытом легче понимать новые программы, но новичков всегда пугает обилие функций. Это сложность первого этапа.

А вот вторая сложность будет постоянной: нужно собирать мощные рабочие станции и обновлять их в среднем раз в три года. О ноутбуке придется забыть: они слишком слабые для работы, нужен настольный вариант мощного компьютера за 120—180 тысяч рублей и более. Для начального уровня можно собрать компьютер и в районе 60 тысяч, но, скорее всего, уже через полгода придется менять его на что-то помощнее. При рендеринге изображения вся мощность компьютера используется на 100%. Чем выше мощность, тем быстрее отрисуется картинка. Все визуализаторы работают с «Виндоус»: на Маках мало программ, а чтобы мощности были соответствующими, придется потратить очень много денег. Я собирал свою рабочую станцию сам, вышло примерно 135 тысяч.

Рабочий день

Я не привязан к офису. Приезжаю туда либо когда мне тяжело работать дома, либо на обсуждение важных моментов с коллективом — обычно это какие-то вводные данные о проекте. В среднем работаю из дома примерно 2—3 дня в неделю.

Рабочий день у меня ненормированный. Я могу просидеть за работой как 8 часов в день, так и 16 — все зависит от загруженности. Легко могу работать все выходные, а потом отсыпаться в понедельник. Или вечером могу посмотреть видео на «Ютубе» про 3Д-графику, а потом пойти за компьютер, чтобы применить новую фишку в сцене, над которой работаю, и просидеть так до трех часов ночи. Я не считаю работу чем-то отличным от моего хобби. Пожалуй, единственное напоминание о том, что я все-таки работаю, — это дедлайн.

Как-то вечером после работы захотел сделать две простенькие визуализации: Тойота Супра A70 и Делореан DMC-12
Как-то вечером после работы захотел сделать две простенькие визуализации: Тойота Супра A70 и Делореан DMC-12
Так выглядела модель в работе
Так выглядела модель в работе

При этом я, конечно, не забываю проводить время с семьей и друзьями, посещать бары, кататься на велосипеде, ходить в водные походы или путешествовать в другие города на выходные. Еще учу английский язык.

Подработки

В 2018—2019 годах у меня было очень много подработок: тогда я работал за 35 000 Р в месяц и денег не хватало. Но это принесло плоды: благодаря такому количеству практики навык сильно прокачался.

Заказы искал через друзей и их друзей. Писал всем подряд, просил узнать, не нужна ли кому-нибудь визуализация. Брался за все: квартиру визуализировать, с дипломом помочь. Или, например, кто-то делает проект магазина и готов разделить задачи. Поначалу было сложно, но постепенно заработало сарафанное радио.

Сейчас подработки беру в зависимости от загруженности и желания: эту работу я делаю по вечерам и ночам — на сон у меня остается 3—4 часа.

За подработки получаю от 10 000 до 40 000 Р, зависит от объема задач и времени, которое я потрачу. Если нужно сделать 2—3 картинки какого-нибудь сквера и я понимаю, что сделаю за неделю по вечерам после работы, — попрошу 10 000 Р. Если же заказ на 8—10 разных видов большого объекта, где нужно много времени на проработку каждого кадра, то попрошу 40 000 Р и буду делать его примерно месяц. Это либо средняя цена, либо чуть ниже средней по рынку.


Доходы и расходы

Насколько я знаю, средняя зарплата визуализатора в Москве — 80 000 Р. Конечно, все зависит от талантов: кто-то может создавать невероятно красивые картинки и зарабатывать на этом 200 000 Р в месяц. Во-первых, берется в расчет реалистичность картинки: если ее на глаз не отличить от фотографии — это высокий уровень. Во-вторых, атмосфера. Это как у художников: у каждого свой стиль в передаче настроения — а стиль стоит дорого, если он всем нравится. В-третьих, скорость. Когда у человека десять лет опыта, у него многое получается почти автоматически. Если визуализатор может очень быстро сделать качественную картинку — это высоко ценится. В-четвертых, репутация. Все визуализаторы и художники собирают портфолио на Behance или Artstation. И тут можно поиграть со стоимостью своих услуг, если есть прокачанный профиль или известные работы.

Я зарабатываю 60 000 Р на основной работе и получаю ежемесячную пенсию по инвалидности в размере 20 000 Р. Если есть подработки, могу за месяц заработать и 120 000 Р. Свою зарплату считаю адекватной способностям. Я всего лишь два года в этой сфере, и у меня пока не получается фотореалистичное качество. Уверен, что еще полгода-год упорной работы — и я смогу достигнуть хороших результатов.

Каждый месяц я стараюсь откладывать примерно 45% от своих доходов. Если месяц вышел без подработок, то откладываю 35 000 Р, часть из которых инвестирую, часть храню в валюте, а часть оставляю в рублях. По 15 000 Р мы с женой переводим на семейный счет, где копим на ремонт или отпуск. Остается 30 тысяч на еду, коммуналку и все остальное.

Семейные деньги распределили так: я оплачиваю свой кредит, коммуналку, домашний интернет, подписки и половину еды, а жена — вторую половину еды, развлечения и покупки типа одежды.

Я пользуюсь разными накопительными картами продуктовых магазинов и кэшбэком с дебетовой карты. Стараюсь делать больше покупок в тех сферах, где действует повышенный кэшбэк в этом месяце. В среднем 700—800 Р на кэшбэке получается точно, иногда больше. Например, на новогодние праздники мы с женой и друзьями ездили в Финляндию, а потом закупали стройматериалы для ремонта — и мне в виде кэшбэка вернулось тысячи три или четыре.

Финансовая цель

У меня нет и никогда не было машины, но я большой фанат автомобилей. Глобальная мечта — купить большой американский пикап. Но я считал стоимость обслуживания и понял, что сейчас мне даже автомобиль экономкласса не по карману. Читал и слышал, что даже на него нужно порядка 250 тысяч в год на обслуживание, страховки, налоги.

Меня увлекли инвестиционные инструменты, за последние полгода смог получить прибыль 18% годовых. Так постепенно коплю финансовую подушку. Часть денег со сбережений пойдет на вторую мечту: открыть небольшую студию по разработке видеоигр.

Будущее

Я решил развиваться в сторону разработки видеоигр и сейчас занимаюсь на курсах. Взял кредит на обучение — 85 000 Р, буду два года выплачивать по 3500 Р в месяц. Плюс прохожу вводный бесплатный курс. Учиться несложно, так как бэкграунд у меня есть. Я пошел на курсы в основном из-за того, что стало лень тратить кучу времени на поиск разрозненной и неструктурированной информации в интернете. Хочется, чтобы меня научили делать хорошие модели конкретно для игр и кино.

Это как с программированием: все языки там — это просто синтаксис, который нужно выучить, а логика везде примерно одинаковая. Так же и здесь: программы и логика работы одинаковые, но направление немного другое. Например, чтобы сделать модель персонажа, нужно учиться скульптуре. Поскольку я уже знаю, как работает построение в программах, процесс обучения идет очень быстро.

Программированию тоже учусь, чтобы не только делать модели, но и собирать все вместе на игровом движке, заставлять героя двигаться, взаимодействовать с миром. Я всегда думал, что программирование — это очень сложно и не для меня, но вот спустя семь месяцев обучения у меня начинает получаться. Мы с друзьями уже сделали прототип мобильной игры в 2Д, где человечек прыгает по платформам и нужно удержаться на них, при этом еще и уворачиваясь от врагов. Это тестовая игра, чтобы попробовать свои силы.

Доход в видеоиграх больше, чем в архитектурной сфере. Если заниматься только моделированием, то Junior 3D Artist — опыт работы до года — может зарабатывать около 40 000—60 000 Р, Middle 3D Artist — опыт 2—4 года — 80 000—100 000 Р. Senior 3D Artist — опыт работы около 6 лет — может получать 120 000—150 000 Р. А если быть еще программистом, который пишет скрипты в игровом движке, то при опыте работы около 5 лет можно получать и 200 000—280 000 Р в месяц.

Самые красивые видеоигры: выбор героя

Cyberpunk 2077

Очень жду выхода игры. Судя по трейлерам и геймплейным видео, это будет нечто крутое.

«Ведьмак-3»

Разработчики очень красиво поставили свет, очень красивое окружение — города, горы и леса.

«Принц Персии: Пески времени»

Хороший образец дизайна уровней, которые помогают создавать атмосферу восточной сказки.

GRIS

Конечно, не 3Д, но пример отличного дизайна. У разработчиков явно есть архитектурный бэкграунд.

Devil May Cry 5

Хороший уровень детализации и графика. Красиво, стильно, сочно.

В будущем я планирую полностью уйти в геймдев, мечтаю открыть свою студию и делать собственные игры. Пытался прикинуть, сколько это может стоить, но пока не сформировал бизнес-план до конца. Поначалу это будет в формате домашнего офиса с небольшой компанией друзей. Для начала нужно хотя бы тысяч 400, чтобы собрать сервер, купить лицензию программ, вложиться в рекламу. А если стану очень хорошо зарабатывать — куплю себе желанный пикап!

Вы можете стать героем нашего нового материала. Заполните анкету и расскажите о своей профессии.