ИТ-специальностям обучают не только на курсах или в вузах, но и в колледжах или техникумах.
Преимуществ у такого формата несколько: можно рано начать осваивать перспективную профессию, а еще совмещать учебу с работой и обеспечивать себя. Но есть и риски: не во всех учебных заведениях хороший преподавательский состав и оснащение. Читатели Т—Ж поделились своим опытом получения среднего профессионального образования, а мы сделали подборку из их рассказов.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
«В колледже конкуренция меньше, чем в вузе»
Мне было 15 лет, когда я поступил в Курганский технологический колледж. Выбрал среднее профессиональное образование по нескольким причинам. Во-первых, боялся завалить ЕГЭ, который усложняется с каждым годом. Во-вторых, я не вижу смысла в получении высшего образования. В-третьих, в колледже конкуренция меньше, чем в вузе.
В моем городе выбор среднеспециальных образовательных учреждений крайне ограничен. Более-менее приличных мест в Кургане всего два: Курганский техникум сервиса и технологий и Курганский технологический колледж. Я хотел пойти на специальность, связанную с ИТ, поэтому оставался второй вариант.
Я учусь на бюджете, и моя стипендия составляет около 500 ₽. Это мало, но лучше, чем ничего. После поступления у меня стало больше времени на личные дела, чем в школьный период. Тогда приходилось выполнять много домашних заданий, а если сложно давался какой-то предмет, я был вынужден долго самостоятельно разбираться в теме. В колледже же домашки фактически нет, и всю работу делаешь на паре. В итоге после занятий ты уже полностью свободен, и это огромнейший плюс колледжа.
Не сказал бы, что знания, которые нам преподают, устарели. Они еще вполне актуальны. Хотя, конечно, ИТ — это такая отрасль, где все меняется с каждым годом, и, естественно, учебная программа не может полностью поспеть за прогрессом.
Сложность экзаменов в нашем колледже зависит от преподавателя. Если стараться, сессия не станет трудным препятствием. Преподаватели ценят стремление к знаниям. Какого-то нереального уровня от нас не требуют.
У учебы в моем колледже есть немало преимуществ. Например, недавно сделали ремонт, закуплено новое оборудование. Оснащение достаточно современное. Атмосфера тоже неплохая по сравнению с другими учебными заведениями в Кургане.
«Те, кто хотел учиться, действительно имел возможность это делать»
Я из Усть-Каменогорска. Он находится в Северо-Восточном Казахстане, относительно недалеко от границы с Китаем. Когда мне было девять лет, мы с матерью переехали в Россию и стали жить в Калужской области.
В 15 лет я поступил в Калужский технический колледж и умудрился окончить его только в 21 год, потому что уходил в армию. Ретроспективно понимаю, что у меня полностью отсутствовала мотивация, и я скорее предпочитал пить пиво и играть в компьютерные игры, чем учиться. Поэтому с такими интересами и аттестатом, полным троек, идти в 11 класс нет никакого смысла.
Решение было принято просто: раз я люблю играть в видеоигры и благодаря этому обладаю базовыми навыками обращения с компьютером, значит, нужно идти на программиста. На тот момент среднего специального образования в этой сфере в городе было очень немного. Поэтому выбрал единственный вариант, который позволял осваивать ИТ.
Поступил на бюджет. Стипендии были только у учащихся с четверками и пятерками. Будем честны, такой суммы даже на еду не хватит. Круглым отличникам платили максимум 2000 ₽ в месяц, и то в какой-то момент урезали.
Одногруппники были совершенно разные, но 90% объединяло одно: мы не видели своего места в жизни и поступили просто потому, что так было надо. Это отбивало и так отсутствующую мотивацию к учебе, и преподаватели тоже все прекрасно понимали. Чтобы отчислили, нужно было вообще ничего не делать — не посещать пары и не учиться. Соответственно, и сил требовалось совсем немного.
У моего колледжа было одно достоинство: те, кто хотел учиться, действительно имел возможность это делать. Адекватные преподаватели там есть, их, может быть, лишь единицы, но без них это было бы совсем адское место. У меня желание учиться появилось, только когда я вернулся из армии.
Минусов с точки зрения образовательного процесса гораздо больше. Первый — отрицательная селекция преподавателей. В основном устраиваться в колледж идут те, кто не может найти себя в жизни. Компетенции некоторых педагогов неизбежно устарели. Многих со временем я полюбил, когда осознал, что все мы неудачники, раз оказались в этом месте.
Второй недостаток — отрицательный отбор студентов. В основном в колледж попадают те, у кого почему-то не сложилось со стандартным жизненным треком. Низкие когнитивные способности, плохое воспитание, отсутствие мотивации и так далее. В таких условиях даже лучшие из преподавателей быстро выгорают, потому что учить буквально некого.
Третий минус — оторванность образовательных программ от реальности. За четыре года мы изучили пять языков программирования, софт для дизайна, проектирование бизнес-процессов, немного игрались с проводами на занятиях по компьютерным сетям. Из этих предметов ни один не дал базы, достаточной для трудоустройства. Без дополнительного развития на выпуске из тебя получится человек — швейцарский нож наоборот, то есть специалист, который не может ничего.
После восстановления на учебе, когда я вернулся из армии, делал лишь необходимый минимум, чтобы не быть отчисленным, а сам занимался самообразованием и учился на курсах. Так я подтянул квалификацию и к моменту получения диплома уже пять месяцев работал аналитиком данных. А дальше все как по маслу: увеличил зарплату в два с половиной раза через год и снова в два раза еще через год. И вот сегодня мне пришли результаты ЕГЭ — достаточно, чтобы поступить на платное в хороший вуз.
Сейчас я дата-инженер мидл-уровня. Сомневаюсь, что колледж сыграл какую-то значимую роль в моей карьере. Хотя отдельные навыки все же пригодились, когда самостоятельно дотянул их до адекватного уровня.
«Выбрал легкий, но длинный путь до высшего образования»
Я родился в Моршанске. Учился не очень хорошо: сдача ОГЭ, особенно по математике, для меня была проблематичной. Про ЕГЭ и речи не было. Поэтому я выбрал более легкий, но чуть более длинный путь до высшего образования. После девятого класса, когда мне было 15 лет, поступил в Моршанский многоотраслевой колледж на факультет компьютерных сетей. Выбрал его, потому что в моем городе это был единственный вариант, а переехать я не мог.
Все обучение было бесплатным. Обычная стипендия составляла 490 ₽, повышенная — 700 ₽, для круглых отличников или малообеспеченных — 1000 ₽. За участие в олимпиадах платили по 1000 ₽. Также за хорошую учебу давали президентскую стипендию в размере 40 000 ₽ в месяц.
Обучение, особенно на первом курсе, было достаточно плотным. Это общеобразовательные предметы и программа 10 и 11 класса. Потом, когда со второго курса появились профильные дисциплины, стало легче. Главное — посещение и своевременная сдача долгов, особенно перед дипломной работой.
Практика была номинальная — как учебная, так и производственная. Никаких стажировок не предлагали. Многие параллельно сдавали на права, а кто-то работал полный день.
Преподаватели были не особо требовательными. Хорошо учишься — тебя поощряют, плохо — тебя попытаются вытащить. Когда совсем не хочешь, тогда уже отчисляют. Даже если кто-то практически не ходил на пары, но сдавал все долги, его не выгоняли. Массово отчисляли только после первого курса и перед дипломом. В первом случае отчислили шесть человек, во втором — двоих.
«Программа в основном рассчитана на самостоятельную работу»
Я живу в Сибирских Афинах — городе Томске, рядом с Новосибирском. Здесь находится несколько университетов и очень большое студенческое сообщество. Соответственно, техникумов с колледжами хватает.
В далеком 2019 году, когда мне было 16 лет, я поступила в Томский техникум информационных технологий на веб-разработчика. Шла туда по двум простым причинам: очень хотелось сбежать из душной школы, а еще знала, что ЕГЭ, скорее всего, не потяну из-за нагрузки.
Профессию выбирала почти что с закрытыми глазами, о чем сильно пожалела во время учебы. Так как я хорошо умею рисовать, но совершенно не хотела становиться художником, выбор пал на дизайн. Техникум позиционировал специальность как комбинацию программирования и дизайна. Вдохновившись рассказами о том, как легко вкатиться в ИТ, решила выбрать специальность веб-разработчика.
На мое везение, я поступила на бюджет. В конкурсе участвовали люди с довольно высоким средним баллом и несколько круглых отличников. Моих 4,3 балла хватило, чтобы оказаться где-то в середине списка. Хотя через три года я бы уже не смогла учиться бесплатно.
Тем, кто был на бюджете и закончил семестр без троек, платили стипендию 664,64 ₽ в месяц. К середине второго курса люди обычно теряли ее. Платное обучение стоило в пределах 100 000 ₽ в год, но цены часто менялись.
При поступлении я мало что знала о программировании, но рассчитывала, что нам все расскажут на парах. Как же сильно я ошибалась. Образовательный процесс меня очень удивил: он совсем не похож на учебу в школе.
Программа в основном рассчитана на самостоятельную работу, пособий нет, лекций чаще всего тоже. Так что, если действительно хотелось в будущем идти по специальности, заниматься надо было усердно. Приходилось начинать с самого простого — поиска информации и изучения темы по урокам на «Ютубе» или чтения статей и официальной обучающей документации.
Учебный процесс строится на сдаче лабораторных работ почти на любой паре. Подразумевается, что вы сами найдете тему, изучите материал в интернете и выполните задание. Всего пара преподавателей на потоке разделяет свои пары на практические и лекционные, и на последних пытается давать какой-то материал по теме. Но чаще всего его недостаточно для большинства.
Если же доучиваться только ради диплома и галочки в резюме об образовании, все не так уж и сложно. Большинство вещей можно списать, в том числе и на экзамене. Преподаватели не смотрят, и в большинстве случаев им плевать, получите ли вы вообще диплом, сдадите ли лабораторные, спишите или сами напишите код. Пока вы не создаете проблем и не качаете свои права — делайте что хотите.
Из достоинств техникума выделю большие перспективы развития в ИТ по специальности, а также других сферах, возможность трудоустройства еще в техникуме и поддержку рвения к обучению. Если вы одарены в программировании, готовьтесь к постоянным вызовам и соревновательной атмосфере. Поначалу будет трудно, но зато из техникума выйдете достойным разработчиком.
Вдобавок можно поучаствовать в куче всероссийских важных конкурсов, которые дадут сильный толчок в развитии хард- и софт-скиллов и даже откроют дорогу для новых стажировок. Точно так же можно попробовать себя в волонтерской, управленческой деятельности, в медиасфере или вступить в киберспортивный клуб ради развлечения. Там очень дружеская атмосфера, легкая и веселая.
Из очевидных недостатков — неорганизованность учебного заведения, нестабильное расписание, безответственный образовательный процесс и его преподаватели. К третьему курсу отчислились 75% потока на нашей специальности. В основном просто потому, что поняли: в этом месте им ничего не дадут, а самим нагонять уже поздно.
После защиты диплома я была счастлива как никогда: наконец-то это все закончилось. Корочку я получила, но по специальности работать явно не буду, потому что ничего по ней не знаю.
Не сказать, что это полностью вина преподавателей: я и сама сдалась и часто даже не пыталась понять учебный материал. Но диплом мне точно пригодится для работы по смежной специальности, связанной с дизайном, или для поступления в вуз в дальнейшем. Получить его точно стоило, но не для работы, а по юридическим причинам.