«Из техникума выйдете достойным разработчиком»: как изучают ИТ в колле­джах

Опыт читателей
64
«Из техникума выйдете достойным разработчиком»: как изучают ИТ в колле­джах
Аватар автора

Лада Кошман

собрала истории

Страница автора

ИТ-специальностям обучают не только на курсах или в вузах, но и в колледжах или техникумах.

Преимуществ у такого формата несколько: можно рано начать осваивать перспективную профессию, а еще совмещать учебу с работой и обеспечивать себя. Но есть и риски: не во всех учебных заведениях хороший преподавательский состав и оснащение. Читатели Т⁠—⁠Ж поделились своим опытом получения среднего профессионального образования, а мы сделали подборку из их рассказов.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ИСТОРИЯ № 1

«В колледже конкуренция меньше, чем в вузе»

Аватар автора

sosiska3000

остался в родном городе

Страница автора

Мне было 15 лет, когда я поступил в Курганский технологический колледж. Выбрал среднее профессиональное образование по нескольким причинам. Во-первых, боялся завалить ЕГЭ, который усложняется с каждым годом. Во-вторых, я не вижу смысла в получении высшего образования. В-третьих, в колледже конкуренция меньше, чем в вузе.

В моем городе выбор среднеспециальных образовательных учреждений крайне ограничен. Более-менее приличных мест в Кургане всего два: Курганский техникум сервиса и технологий и Курганский технологический колледж. Я хотел пойти на специальность, связанную с ИТ, поэтому оставался второй вариант.

Я учусь на бюджете, и моя стипендия составляет около 500 ₽. Это мало, но лучше, чем ничего. После поступления у меня стало больше времени на личные дела, чем в школьный период. Тогда приходилось выполнять много домашних заданий, а если сложно давался какой-то предмет, я был вынужден долго самостоятельно разбираться в теме. В колледже же домашки фактически нет, и всю работу делаешь на паре. В итоге после занятий ты уже полностью свободен, и это огромнейший плюс колледжа.

Не сказал бы, что знания, которые нам преподают, устарели. Они еще вполне актуальны. Хотя, конечно, ИТ — это такая отрасль, где все меняется с каждым годом, и, естественно, учебная программа не может полностью поспеть за прогрессом.

Сложность экзаменов в нашем колледже зависит от преподавателя. Если стараться, сессия не станет трудным препятствием. Преподаватели ценят стремление к знаниям. Какого-то нереального уровня от нас не требуют.

У учебы в моем колледже есть немало преимуществ. Например, недавно сделали ремонт, закуплено новое оборудование. Оснащение достаточно современное. Атмосфера тоже неплохая по сравнению с другими учебными заведениями в Кургане.

Отремонтированное здание колледжа. Источник: ktk-45.ru
Отремонтированное здание колледжа. Источник: ktk-45.ru
ИСТОРИЯ № 2

«Те, кто хотел учиться, действительно имел возможность это делать»

Аватар автора

Андрей Чевозёров

проходил курсы

Страница автора

Я из Усть-Каменогорска. Он находится в Северо-Восточном Казахстане, относительно недалеко от границы с Китаем. Когда мне было девять лет, мы с матерью переехали в Россию и стали жить в Калужской области.

В 15 лет я поступил в Калужский технический колледж и умудрился окончить его только в 21 год, потому что уходил в армию. Ретроспективно понимаю, что у меня полностью отсутствовала мотивация, и я скорее предпочитал пить пиво и играть в компьютерные игры, чем учиться. Поэтому с такими интересами и аттестатом, полным троек, идти в 11 класс нет никакого смысла.

Решение было принято просто: раз я люблю играть в видеоигры и благодаря этому обладаю базовыми навыками обращения с компьютером, значит, нужно идти на программиста. На тот момент среднего специального образования в этой сфере в городе было очень немного. Поэтому выбрал единственный вариант, который позволял осваивать ИТ.

Поступил на бюджет. Стипендии были только у учащихся с четверками и пятерками. Будем честны, такой суммы даже на еду не хватит. Круглым отличникам платили максимум 2000 ₽ в месяц, и то в какой-то момент урезали.

Одногруппники были совершенно разные, но 90% объединяло одно: мы не видели своего места в жизни и поступили просто потому, что так было надо. Это отбивало и так отсутствующую мотивацию к учебе, и преподаватели тоже все прекрасно понимали. Чтобы отчислили, нужно было вообще ничего не делать — не посещать пары и не учиться. Соответственно, и сил требовалось совсем немного.

У моего колледжа было одно достоинство: те, кто хотел учиться, действительно имел возможность это делать. Адекватные преподаватели там есть, их, может быть, лишь единицы, но без них это было бы совсем адское место. У меня желание учиться появилось, только когда я вернулся из армии.

Минусов с точки зрения образовательного процесса гораздо больше. Первый — отрицательная селекция преподавателей. В основном устраиваться в колледж идут те, кто не может найти себя в жизни. Компетенции некоторых педагогов неизбежно устарели. Многих со временем я полюбил, когда осознал, что все мы неудачники, раз оказались в этом месте.

Второй недостаток — отрицательный отбор студентов. В основном в колледж попадают те, у кого почему-то не сложилось со стандартным жизненным треком. Низкие когнитивные способности, плохое воспитание, отсутствие мотивации и так далее. В таких условиях даже лучшие из преподавателей быстро выгорают, потому что учить буквально некого.

Третий минус — оторванность образовательных программ от реальности. За четыре года мы изучили пять языков программирования, софт для дизайна, проектирование бизнес-процессов, немного игрались с проводами на занятиях по компьютерным сетям. Из этих предметов ни один не дал базы, достаточной для трудоустройства. Без дополнительного развития на выпуске из тебя получится человек — швейцарский нож наоборот, то есть специалист, который не может ничего.

После восстановления на учебе, когда я вернулся из армии, делал лишь необходимый минимум, чтобы не быть отчисленным, а сам занимался самообразованием и учился на курсах. Так я подтянул квалификацию и к моменту получения диплома уже пять месяцев работал аналитиком данных. А дальше все как по маслу: увеличил зарплату в два с половиной раза через год и снова в два раза еще через год. И вот сегодня мне пришли результаты ЕГЭ — достаточно, чтобы поступить на платное в хороший вуз.

Сейчас я дата-инженер мидл-уровня. Сомневаюсь, что колледж сыграл какую-то значимую роль в моей карьере. Хотя отдельные навыки все же пригодились, когда самостоятельно дотянул их до адекватного уровня.

ИСТОРИЯ № 3

«Выбрал легкий, но длинный путь до высшего образования»

Аватар автора

Иван Бунин

учился с легкостью

Страница автора

Я родился в Моршанске. Учился не очень хорошо: сдача ОГЭ, особенно по математике, для меня была проблематичной. Про ЕГЭ и речи не было. Поэтому я выбрал более легкий, но чуть более длинный путь до высшего образования. После девятого класса, когда мне было 15 лет, поступил в Моршанский многоотраслевой колледж на факультет компьютерных сетей. Выбрал его, потому что в моем городе это был единственный вариант, а переехать я не мог.

Все обучение было бесплатным. Обычная стипендия составляла 490 ₽, повышенная — 700 ₽, для круглых отличников или малообеспеченных — 1000 ₽. За участие в олимпиадах платили по 1000 ₽. Также за хорошую учебу давали президентскую стипендию в размере 40 000 ₽ в месяц.

Обучение, особенно на первом курсе, было достаточно плотным. Это общеобразовательные предметы и программа 10 и 11 класса. Потом, когда со второго курса появились профильные дисциплины, стало легче. Главное — посещение и своевременная сдача долгов, особенно перед дипломной работой.

Практика была номинальная — как учебная, так и производственная. Никаких стажировок не предлагали. Многие параллельно сдавали на права, а кто-то работал полный день.

Преподаватели были не особо требовательными. Хорошо учишься — тебя поощряют, плохо — тебя попытаются вытащить. Когда совсем не хочешь, тогда уже отчисляют. Даже если кто-то практически не ходил на пары, но сдавал все долги, его не выгоняли. Массово отчисляли только после первого курса и перед дипломом. В первом случае отчислили шесть человек, во втором — двоих.

ИСТОРИЯ № 4

«Программа в основном рассчитана на самостоятельную работу»

Аватар автора

Лера Турищева

рада, что все закончилось

Страница автора

Я живу в Сибирских Афинах — городе Томске, рядом с Новосибирском. Здесь находится несколько университетов и очень большое студенческое сообщество. Соответственно, техникумов с колледжами хватает.

В далеком 2019 году, когда мне было 16 лет, я поступила в Томский техникум информационных технологий на веб-разработчика. Шла туда по двум простым причинам: очень хотелось сбежать из душной школы, а еще знала, что ЕГЭ, скорее всего, не потяну из-за нагрузки.

Профессию выбирала почти что с закрытыми глазами, о чем сильно пожалела во время учебы. Так как я хорошо умею рисовать, но совершенно не хотела становиться художником, выбор пал на дизайн. Техникум позиционировал специальность как комбинацию программирования и дизайна. Вдохновившись рассказами о том, как легко вкатиться в ИТ, решила выбрать специальность веб-разработчика.

На мое везение, я поступила на бюджет. В конкурсе участвовали люди с довольно высоким средним баллом и несколько круглых отличников. Моих 4,3 балла хватило, чтобы оказаться где-то в середине списка. Хотя через три года я бы уже не смогла учиться бесплатно.

Тем, кто был на бюджете и закончил семестр без троек, платили стипендию 664,64 ₽ в месяц. К середине второго курса люди обычно теряли ее. Платное обучение стоило в пределах 100 000 ₽ в год, но цены часто менялись.

При поступлении я мало что знала о программировании, но рассчитывала, что нам все расскажут на парах. Как же сильно я ошибалась. Образовательный процесс меня очень удивил: он совсем не похож на учебу в школе.

Программа в основном рассчитана на самостоятельную работу, пособий нет, лекций чаще всего тоже. Так что, если действительно хотелось в будущем идти по специальности, заниматься надо было усердно. Приходилось начинать с самого простого — поиска информации и изучения темы по урокам на «Ютубе» или чтения статей и официальной обучающей документации.

Учебный процесс строится на сдаче лабораторных работ почти на любой паре. Подразумевается, что вы сами найдете тему, изучите материал в интернете и выполните задание. Всего пара преподавателей на потоке разделяет свои пары на практические и лекционные, и на последних пытается давать какой-то материал по теме. Но чаще всего его недостаточно для большинства.

Если же доучиваться только ради диплома и галочки в резюме об образовании, все не так уж и сложно. Большинство вещей можно списать, в том числе и на экзамене. Преподаватели не смотрят, и в большинстве случаев им плевать, получите ли вы вообще диплом, сдадите ли лабораторные, спишите или сами напишите код. Пока вы не создаете проблем и не качаете свои права — делайте что хотите.

Из достоинств техникума выделю большие перспективы развития в ИТ по специальности, а также других сферах, возможность трудоустройства еще в техникуме и поддержку рвения к обучению. Если вы одарены в программировании, готовьтесь к постоянным вызовам и соревновательной атмосфере. Поначалу будет трудно, но зато из техникума выйдете достойным разработчиком.

Вдобавок можно поучаствовать в куче всероссийских важных конкурсов, которые дадут сильный толчок в развитии хард- и софт-скиллов и даже откроют дорогу для новых стажировок. Точно так же можно попробовать себя в волонтерской, управленческой деятельности, в медиасфере или вступить в киберспортивный клуб ради развлечения. Там очень дружеская атмосфера, легкая и веселая.

Из очевидных недостатков — неорганизованность учебного заведения, нестабильное расписание, безответственный образовательный процесс и его преподаватели. К третьему курсу отчислились 75% потока на нашей специальности. В основном просто потому, что поняли: в этом месте им ничего не дадут, а самим нагонять уже поздно.

После защиты диплома я была счастлива как никогда: наконец-то это все закончилось. Корочку я получила, но по специальности работать явно не буду, потому что ничего по ней не знаю.

Не сказать, что это полностью вина преподавателей: я и сама сдалась и часто даже не пыталась понять учебный материал. Но диплом мне точно пригодится для работы по смежной специальности, связанной с дизайном, или для поступления в вуз в дальнейшем. Получить его точно стоило, но не для работы, а по юридическим причинам.


Лада КошманА каким способом вы освоили ИТ?
  • Vae VictisObv, >Вышка по "информационным технологиям" - туповат, но интересуется. Так, а вот тут меня задело =D Со своим дипломом провинциального ВУЗа по МОАИС устраивался и в местные компании, и в крупные московские, и за границу - нигде не единого вопроса не задали, особенно разряда "почему окончил иксГУ, а не Мехмат или МИФИ?". Поясните?10
  • SergeyObv, а вот у меня другой опыт. Со мной в группе в одном из сильнейших тех вузов учился парень после колледжа(ит специальность) +армии . Он пришёл просто с охрененными знаниями по специальности, и даже сейчас, будучи уже специалистом, я вспоминаю его и его знания, которые были на уровне очень и очень крепкого инженера. Он мог уже тогда без проблем найти себе любую работу, уже к тому моменту он и фрилансил успешно, и приглашений у него полно было Касаемо "испортить карьеру" - ну это вообще бред. Там, где я работал, меня не спрашивали вообще, где я учился, а я и не говорю сам. Если начинают на собесах спрашивать конкретно "где учился, очно/заочно"- это для меня лично рэд флаг. Потому что за этими вопросами обычно следует "не планируете ли вы уезжать и работать из-за границы?" и пр бюрократическая херня Колледжи позиционируются как путь к профессии, конкретному ремеслу, без университетской науки. Далеко не на каждой работе нужна наука, а вот практика нужна7
  • ДеградуеObv, извините, но глупость. Попасть в колледж на ИТ сложнее, чем в ВУЗ (да-да, зависит от колледжа и от ВУЗа, но). В колледже после 9 класса смотрят на средний балл аттестата, а не на балл ОГЭ/ЕГЭ. На ИТ конкурс высокий, лично была свидетелем тому, как поступали дети со средним баллом 5, 4,9 4,8. После колледжа можно спокойно поступить в ВУЗ, причем многие ВУЗы выпускников колледжей принимают в упрощенном порядке, где-то можно доучиться 2-3 года (если колледж и универ связаны), где-то перезачесть. Ну и практика роляет сильно.5
  • LanaObv, как правило это релевантно для первого поиска работы. С хорошим послужным списком можно быть и совсем без вышки, работодателям уже пофиг. Вопрос только, как его получить, особенно в наше время, когда джунам пробиться нелегко. Все-таки хороший вуз дает и нетворкинг, и возможности для классных стажировок5
  • ПавелИТ я освоил исключительно как самоучка, методом проливания пота и крови, скрипения зубами и бессонных ночей.9
  • LanaObv, а для каких, кстати? Мне на ум приходит только L1B американская, там, да, нужна вышка по профилю. В Blue Card европейском можно заменить образование 5 годами опыта. Для kennismigrant нидерландского тоже нет требований по образованию2
  • Vae VictisObv, "почему вы среднего ума, а не выше среднего?" Нескромно прозвучит, но вдруг я не среднего ума? Чисто гипотетически же такое может быть?) Меня конкретно про "туповат" зацепило. Как будто ИТ-специальность - это сразу клеймо. Ну и в принципе есть вопросы к классификации: - Любая математическая вышка, не входящая в список выше - обычный, нормальный. - Вышка по "информационным технологиям" - туповат, но интересуется. - Инженерная вышка - обычный и не интересуется. Получается, математика и инженерия - ОК, ИТ-специальность - "туповат", хотя ИТ точно такая же инженерия, просто в другой сфере, да и математикой нас на МОАИСе грузили первые 2 курса только в путь. При этом "туповатость" каким-то образом компенсируется заинтересованностью... Хз, не могу согласиться.3
  • LanaObv, я знаю лично человека, который работает в мюнхенском Гугле как SSWE L5 без вышки (кажется, у него как раз колледж, но вуз он точно не закончил). Не знаю, считать ли это классической ошибкой выжившего :-) Советовать никому лично такой путь не буду, но, видимо, формальных ограничений по образованию нет даже у бигтехов2
  • ДеградуеObv, неисповедимы траектория ИТ) уж точно лучше выпускник колледжа, чем выпускник скиллбокса)3
  • Виктор ПлюснинДеградуе, как выпускник скиллбокса (работодатель оплатил, хм, «курсы переподготовки»), совершенно согласен.1
  • Большой КушУчился в колледже на программиста. Преподаватели сами ничего не знали. Благо в интернете море статей и литературы. Поковыряясь вечерами, выучился сам1
  • Никита ЗиминObv, эх, как же сотрудники круды то будут перекладывать без "правильной" вышки физтеха.2
  • CapybaraEuskaraМне кажется образование - это в первую очередь вопрос среды в которую ты попадёшь, информации и так много в интернете, можно и самому обучиться. К сожалению, пока не поступишь, не узнаешь. Если повезёт с советом от знающих людей, то можно избежать бесцельно потраченного времени. Насчёт колледжа: когда я поступил на 1й курс универа в 2004м, к нам пошли ребята из колледжа, которые были намного сильнее других первокурсников именно в том, что касается ИТ. С общими предметами было похуже. Но не думаю, что ВУЗ им дал что-то кроме отсрочки от армии и диплома. В Чехии есть знакомые из местных, которые окончили только школу и уже около 10 лет работают в ИТ с хорошими должностями и зарплатой. И ни в какой ВУЗ не собираются. Да там школа непростая, просто им пришлось немного раньше напрячься с экзаменами, чтобы туда поступить. В ВУЗах тоже хорошо бы разбираться, если ты раотодатель: где какие специальности/кафедры сильные, но тут обычно свои идут к своим. Ещё, конечно, главной моей болью во время учёбы была огромная оторванность, я бы даже сказал, изолированность от реального сектора. Когда учился в Европе показалось, что там с этим получше.4
  • Андрей ЧевозёровЯ один из авторов, и писал это сообщение два года назад и мне есть что добавить: Среднестатистическое высшее образование в РФ, по направлению IT не сильно лучше чем колледжи по своему уровню. Особенно это касается платного, заочного и дистанционного образования. Но и очное в регионе это тоже занятие исключительно обменять время на корочку. В конечном итоге карьера в гору идёт, так что учёба в колледже уж точно не навредила5
  • Vae VictisЕкатерина, а еще я не могу понять, кстати, почему для ИТ математика котируется выше ИТ направления. Что-то я сомневаюсь, что с примата люди выходят если не со знанием, то хотя бы с примерным представлением того, что такое ООП, принципов работы БД и СУБД, какие бывают структуры данных или навыками отладки кода.1
  • Vae VictisObv, >а в чем нелогичность? Так я написал уже: речь про ступени и компенсацию "туповатости" интересом. >труЪ-ИТшник, который по любви, интересуется компьютерами с детства Тут верно. >про российское образование в области информатики ему всё становится ясно еще в школе Вот тут пошли неточности. Как я теперь понимаю, я учился в мегапродвинутой на тот момент школе. Я пошел в первый класс в середине девяностых, информатика у меня была с третьего класса. По началу у нас было обучение работе с офисом и прочим встроенным в винду софтом типа пейнта + составление алгоритмов и построение блок-схем. Потом с 6 или 7 класса у нас добавилось программирование на Паскале. С 9 класса - Делфи. В рамках школьной программы все это давалось довольно легко плюс учительница при всей доброте характера была не из самых сильных программистов, поэтому дополнительно ходил в крудок информатики с учителем из другой группы, который был хоть и пил, но, очевидно, имел за плечами реальный опыт. Вопросов к программе ВУЗа действительно масса. Тем не менее, оттуда я вышел со знаниями ассемблера, ООП, БД/СУБД, САКОДа, дискретки и тервера и много чего еще. И что-то я не понимаю, почему примат в этом отношении ценнее ИТ специальности.1
  • Ник ЗавадскиObv, интересный список, спасибо. Так и подозревал, что дипломы ПТУ рассматривают, как, внезапно, и полагается рассматривать дипломы из ПТУ. А насколько сейчас важно, чтобы в дипломе было написано типа инженер-программист, а не просто инженер? А то слышал, что даже за рубежом теперь хотят, чтобы слово ПРОГРАММИСТ звучало (хотя раньше пофиг было). Ну и ценного менеджерского кадра из ФСИН, конечно, зря вы упустили:1
  • Ник ЗавадскиТут вот минусят дядю одного, но мне кажется, что для последних 3-5 лет индустрии его мнение как раз правильное. А все остальные живут в прошлом, типа, вот в 2008 можно было и с дипломом бухгалтера работать, если ты прошаренный.0
  • user3211230Я получал профессиональные знания с помощью книг, Гугла и проекта, который вызвался пилить на работе :) Но полагаю что усёба в вузе была полезна, ведь умение учиться надо где-то приобрести :)0
  • ObvНик, а бывает "просто" инженер без уточнений? Имхо, желательно иметь любую "профильную" специальность со словом "математика" или любыми намеками на информатику - программист, системотехник или еще как. В РФ еще, имхо, высоко оценивают физиков, но как к этому относятся в заграничном ИТ - не знаю. А про чувака из ФСИН именно такие мысли были, да :)1
  • ObvНик, да и сейчас можно. Только если есть желание в ИТ работать, то лучше сразу идти на около-ИТшную специальность. Пойти учиться на не-ИТ специальность и/или не в ВУЗ для карьеры в ИТ - это ошибка. Да, не фатальная. В итоге в ИТ можно попасть с любым образованием. Но неясно, зачем с самого начала людей настраивать на явно ошибочное поведение, которое в будущем им будет создавать проблемы, пусть и преодолимые при желании, когда есть отлично известное и ничуть не более трудоемкое правильное поведение.1
  • Ник ЗавадскиObv, но раньше и за рубежом не сильно спрашивали, резюме есть, собес прошел - вот оффер, давай вэлком. А сейчас, я слышал, задают вопросики типа, окей, написано - инженер, а где инженер-ПРОГРАММИСТ?0
  • Ник ЗавадскиObv, а почему разгоняют тему про ПТУ - думаю, вы тоже догадались. Спустили план по пропаганде колледжей , стране нужно много ПТУшников. Видимо, сюда тоже докатилось.1
  • Андрей ЧевозёровНикита, самый недооценённый коммент под этим материалом Само обсуждение темы "ПТУ или ВУЗ" возможно лишь из-за того, что, в сущности, работа большей части линейных специалистов в IT-сфере НЕ требует ни знания линала и матана, ни даже понимания принципов работы сетей на уровне томика Танненбаума. Буквально первые несколько лет опыта от разработчика или аналитика требуют лишь прикладных навыков, а вся эта коллективная мастурбация на алгоритмические секции и System Design interview от двух вещей: 1) Сложность объективной оценки знаний кандидата 2) Слишком высокая воронка для HR на входе в профессию1
  • РенатаПрочитала статью и ощутила по телу мурашки при воспоминаниях о муках выбора. Я из маленького города и выбор у нас небольшой. В моем регионе (Чувашии) вообще мало куда можно пойти в ИТ (я сейчас про нормальное ИТ-образование, а не про обучение ворду и поверпоинту). Выбор был либо уезжать в другие города - Казань, Питер, Москва, либо идти в гос.колледж, где 10 компов на виндус ХП на всю группу. Прошерстила интернет, цены и поняла, что переезд не для меня - дороговато. Пару месяцев пыталась смириться с мыслью о том, что гос.колледж и виндус ХП не такая уж и плохая идея. По итогу нашла коммерческий колледж, который открылся год назад - заманчиво. Но а что если это просто курсы, никто не даст мне диплом, да и стоит это так же, как переезд? Как сейчас помню: рассказываю маме - смотрим сайт и видим о возможности получения гранта на бесплатное обучение - сразу же звоним и записываемся на тестирование - 3 дня в ожидании и подготовке - я сижу и еле сдерживаю дрожжащие руки, но прохожу тестирование - звонок через неделю и новость о гранте в ИТ-колледж Сингулярити - С Ч А С Т Ь Е. Решила написать в комментариях для тех, кто боится и не знает что выбрать - ребята, я с вами! и рубрика непрошенные советы: ищите разные варианты, старайтесь понимать свои требования к образованию, а не подстраивайтесь под то, что есть. Я каждый день готова признаваться в любви своему колледжу, своему выбору и шагу вперед. Не бойтесь, выбор ВАШЕГО будещего только в ВАШИХ руках!15
  • ДарьяРената, ты молодец, что сама выбрала колледж и прошла в итоге! Действительно, все в твоих руках3
  • АндрейЕкатерина, Вы не утрируете, а пишите ровно то, что немытые, бородатые айтишники с физтеха никогда не поймут. потому что они как лошади с шорами на глазах только "кодят от забора до обеда". Уже масса примеров, когда люди из юриспруденции, фармацевтики, бухгалтерии и прочих сфер переучиваются, а потом успешно, и быстро устраиваются на работу в айти сферу в компании, которые делают софт для сфер, где они ранее работали. и к ним уже ходят эти затроты-технари, чтобы они им все рассказали и объяснили.1
  • ObvАндрей, потому что люди разного ума есть. Это нормально. Быть среднего ума - это не унижение. Быть ниже среднего - тоже не унижение. Выпускники Мехмата и Физтеха в среднем умнее, чем выпускники Станкина и это не просто нормально - это так и должно быть. И умнее выпускников техникумов. Потому что Мехмат и Физтех специально и создавались для того, чтобы там учились самые умные и мотивированные к учебе люди на высоконаучные специальности. А Станкин какой-нибудь создавался для того, чтобы там учились люди среднего ума и со средним уровнем мотивации на ординарных инженеров. А техникум создавался для обучения людей со способностям еще пониже и\или с более низкой мотивацией к учебе по профессиям, которые имеют еще более низкие требования к уровню абстрации и знаний (но это не делает их унизительными и там есть свои сложности). И т.д. И ничего унизительного в этом нет. И лауреат Нобелевской премии по физике в среднем умнее дворника и ничего унизительного для дворника в этом нет. Нет ничего унизительного в том, чтобы не закончить Мехмат, не занять первое место на международной олимпиаде по математике и даже на районной не занять. Кто занял - молодец и крутой. Кто не занял - обычный, как мы все. Лишь бы человек хороший был. А вот почему вы считете унизительным закончить не физтех и, например, работать бетонщиком на стройке - это уже к вам вопрос. Я же никакого презрения к бетонщикам не имею - любой честный созидательный труд почетен. И люди любого уровня ума, лишь бы они были морально достойными.1
  • АндрейObv, с чего Вы взяли, что я считаю унизительным закончить не физтех и работать бетонщиком? я так совсем не считаю. выпускники мехмата и физтеха в среднем умнее.... да, соглашусь, но только в части тех дисциплин, что они проходили. в обычной жизни и быту они, как правило, совершенно не приспособленные ни к чему люди, оч сильно ограниченные темой изучения. особенно те из них, кто гений и повернут на науке.2
  • АндрейObv, естественно. сегодня всю эту информацию по любой сфере айти можно узнать в ютюбе, инстаграме, у авторов курсов, у коллег-студентов, здесь в Т-Ж в переписке в комментариях и в самих статьях, у спикеров курсов в личных беседах... Вы странный. считаете, что это грааль какой-то?! Например, я всегда в личных беседах подсказываю тем, кому интересно работать там, где работал я. Потому что компания, где я проработал большую часть времени (почти 17 лет) окружена мифами. Делаю это как в сети, но лично, так и на собеседованиях и в беседах с друзьями знакомых, которые метят туда.1