«Из техникума выйдете достойным разработчиком»: как изучают ИТ в колле­джах

Опыт читателей
49
«Из техникума выйдете достойным разработчиком»: как изучают ИТ в колле­джах
Аватар автора

Лада Кошман

собрала истории

Страница автора

ИТ-специальностям обучают не только на курсах или в вузах, но и в колледжах или техникумах.

Преимуществ у такого формата несколько: можно рано начать осваивать перспективную профессию, а еще совмещать учебу с работой и обеспечивать себя. Но есть и риски: не во всех учебных заведениях хороший преподавательский состав и оснащение. Читатели Т⁠—⁠Ж поделились своим опытом получения среднего профессионального образования, а мы сделали подборку из их рассказов.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ИСТОРИЯ № 1

«В колледже конкуренция меньше, чем в вузе»

Аватар автора

sosiska3000

остался в родном городе

Страница автора

Мне было 15 лет, когда я поступил в Курганский технологический колледж. Выбрал среднее профессиональное образование по нескольким причинам. Во-первых, боялся завалить ЕГЭ, который усложняется с каждым годом. Во-вторых, я не вижу смысла в получении высшего образования. В-третьих, в колледже конкуренция меньше, чем в вузе.

В моем городе выбор среднеспециальных образовательных учреждений крайне ограничен. Более-менее приличных мест в Кургане всего два: Курганский техникум сервиса и технологий и Курганский технологический колледж. Я хотел пойти на специальность, связанную с ИТ, поэтому оставался второй вариант.

Я учусь на бюджете, и моя стипендия составляет около 500 ₽. Это мало, но лучше, чем ничего. После поступления у меня стало больше времени на личные дела, чем в школьный период. Тогда приходилось выполнять много домашних заданий, а если сложно давался какой-то предмет, я был вынужден долго самостоятельно разбираться в теме. В колледже же домашки фактически нет, и всю работу делаешь на паре. В итоге после занятий ты уже полностью свободен, и это огромнейший плюс колледжа.

Не сказал бы, что знания, которые нам преподают, устарели. Они еще вполне актуальны. Хотя, конечно, ИТ — это такая отрасль, где все меняется с каждым годом, и, естественно, учебная программа не может полностью поспеть за прогрессом.

Сложность экзаменов в нашем колледже зависит от преподавателя. Если стараться, сессия не станет трудным препятствием. Преподаватели ценят стремление к знаниям. Какого-то нереального уровня от нас не требуют.

У учебы в моем колледже есть немало преимуществ. Например, недавно сделали ремонт, закуплено новое оборудование. Оснащение достаточно современное. Атмосфера тоже неплохая по сравнению с другими учебными заведениями в Кургане.

Отремонтированное здание колледжа. Источник: ktk-45.ru
Отремонтированное здание колледжа. Источник: ktk-45.ru
ИСТОРИЯ № 2

«Те, кто хотел учиться, действительно имел возможность это делать»

Аватар автора

Андрей Чевозёров

проходил курсы

Страница автора

Я из Усть-Каменогорска. Он находится в Северо-Восточном Казахстане, относительно недалеко от границы с Китаем. Когда мне было девять лет, мы с матерью переехали в Россию и стали жить в Калужской области.

В 15 лет я поступил в Калужский технический колледж и умудрился окончить его только в 21 год, потому что уходил в армию. Ретроспективно понимаю, что у меня полностью отсутствовала мотивация, и я скорее предпочитал пить пиво и играть в компьютерные игры, чем учиться. Поэтому с такими интересами и аттестатом, полным троек, идти в 11 класс нет никакого смысла.

Решение было принято просто: раз я люблю играть в видеоигры и благодаря этому обладаю базовыми навыками обращения с компьютером, значит, нужно идти на программиста. На тот момент среднего специального образования в этой сфере в городе было очень немного. Поэтому выбрал единственный вариант, который позволял осваивать ИТ.

Поступил на бюджет. Стипендии были только у учащихся с четверками и пятерками. Будем честны, такой суммы даже на еду не хватит. Круглым отличникам платили максимум 2000 ₽ в месяц, и то в какой-то момент урезали.

Одногруппники были совершенно разные, но 90% объединяло одно: мы не видели своего места в жизни и поступили просто потому, что так было надо. Это отбивало и так отсутствующую мотивацию к учебе, и преподаватели тоже все прекрасно понимали. Чтобы отчислили, нужно было вообще ничего не делать — не посещать пары и не учиться. Соответственно, и сил требовалось совсем немного.

У моего колледжа было одно достоинство: те, кто хотел учиться, действительно имел возможность это делать. Адекватные преподаватели там есть, их, может быть, лишь единицы, но без них это было бы совсем адское место. У меня желание учиться появилось, только когда я вернулся из армии.

Минусов с точки зрения образовательного процесса гораздо больше. Первый — отрицательная селекция преподавателей. В основном устраиваться в колледж идут те, кто не может найти себя в жизни. Компетенции некоторых педагогов неизбежно устарели. Многих со временем я полюбил, когда осознал, что все мы неудачники, раз оказались в этом месте.

Второй недостаток — отрицательный отбор студентов. В основном в колледж попадают те, у кого почему-то не сложилось со стандартным жизненным треком. Низкие когнитивные способности, плохое воспитание, отсутствие мотивации и так далее. В таких условиях даже лучшие из преподавателей быстро выгорают, потому что учить буквально некого.

Третий минус — оторванность образовательных программ от реальности. За четыре года мы изучили пять языков программирования, софт для дизайна, проектирование бизнес-процессов, немного игрались с проводами на занятиях по компьютерным сетям. Из этих предметов ни один не дал базы, достаточной для трудоустройства. Без дополнительного развития на выпуске из тебя получится человек — швейцарский нож наоборот, то есть специалист, который не может ничего.

После восстановления на учебе, когда я вернулся из армии, делал лишь необходимый минимум, чтобы не быть отчисленным, а сам занимался самообразованием и учился на курсах. Так я подтянул квалификацию и к моменту получения диплома уже пять месяцев работал аналитиком данных. А дальше все как по маслу: увеличил зарплату в два с половиной раза через год и снова в два раза еще через год. И вот сегодня мне пришли результаты ЕГЭ — достаточно, чтобы поступить на платное в хороший вуз.

Сейчас я дата-инженер мидл-уровня. Сомневаюсь, что колледж сыграл какую-то значимую роль в моей карьере. Хотя отдельные навыки все же пригодились, когда самостоятельно дотянул их до адекватного уровня.

ИСТОРИЯ № 3

«Выбрал легкий, но длинный путь до высшего образования»

Аватар автора

Иван Бунин

учился с легкостью

Страница автора

Я родился в Моршанске. Учился не очень хорошо: сдача ОГЭ, особенно по математике, для меня была проблематичной. Про ЕГЭ и речи не было. Поэтому я выбрал более легкий, но чуть более длинный путь до высшего образования. После девятого класса, когда мне было 15 лет, поступил в Моршанский многоотраслевой колледж на факультет компьютерных сетей. Выбрал его, потому что в моем городе это был единственный вариант, а переехать я не мог.

Все обучение было бесплатным. Обычная стипендия составляла 490 ₽, повышенная — 700 ₽, для круглых отличников или малообеспеченных — 1000 ₽. За участие в олимпиадах платили по 1000 ₽. Также за хорошую учебу давали президентскую стипендию в размере 40 000 ₽ в месяц.

Обучение, особенно на первом курсе, было достаточно плотным. Это общеобразовательные предметы и программа 10 и 11 класса. Потом, когда со второго курса появились профильные дисциплины, стало легче. Главное — посещение и своевременная сдача долгов, особенно перед дипломной работой.

Практика была номинальная — как учебная, так и производственная. Никаких стажировок не предлагали. Многие параллельно сдавали на права, а кто-то работал полный день.

Преподаватели были не особо требовательными. Хорошо учишься — тебя поощряют, плохо — тебя попытаются вытащить. Когда совсем не хочешь, тогда уже отчисляют. Даже если кто-то практически не ходил на пары, но сдавал все долги, его не выгоняли. Массово отчисляли только после первого курса и перед дипломом. В первом случае отчислили шесть человек, во втором — двоих.

ИСТОРИЯ № 4

«Программа в основном рассчитана на самостоятельную работу»

Аватар автора

Лера Турищева

рада, что все закончилось

Страница автора

Я живу в Сибирских Афинах — городе Томске, рядом с Новосибирском. Здесь находится несколько университетов и очень большое студенческое сообщество. Соответственно, техникумов с колледжами хватает.

В далеком 2019 году, когда мне было 16 лет, я поступила в Томский техникум информационных технологий на веб-разработчика. Шла туда по двум простым причинам: очень хотелось сбежать из душной школы, а еще знала, что ЕГЭ, скорее всего, не потяну из-за нагрузки.

Профессию выбирала почти что с закрытыми глазами, о чем сильно пожалела во время учебы. Так как я хорошо умею рисовать, но совершенно не хотела становиться художником, выбор пал на дизайн. Техникум позиционировал специальность как комбинацию программирования и дизайна. Вдохновившись рассказами о том, как легко вкатиться в ИТ, решила выбрать специальность веб-разработчика.

На мое везение, я поступила на бюджет. В конкурсе участвовали люди с довольно высоким средним баллом и несколько круглых отличников. Моих 4,3 балла хватило, чтобы оказаться где-то в середине списка. Хотя через три года я бы уже не смогла учиться бесплатно.

Тем, кто был на бюджете и закончил семестр без троек, платили стипендию 664,64 ₽ в месяц. К середине второго курса люди обычно теряли ее. Платное обучение стоило в пределах 100 000 ₽ в год, но цены часто менялись.

При поступлении я мало что знала о программировании, но рассчитывала, что нам все расскажут на парах. Как же сильно я ошибалась. Образовательный процесс меня очень удивил: он совсем не похож на учебу в школе.

Программа в основном рассчитана на самостоятельную работу, пособий нет, лекций чаще всего тоже. Так что, если действительно хотелось в будущем идти по специальности, заниматься надо было усердно. Приходилось начинать с самого простого — поиска информации и изучения темы по урокам на «Ютубе» или чтения статей и официальной обучающей документации.

Учебный процесс строится на сдаче лабораторных работ почти на любой паре. Подразумевается, что вы сами найдете тему, изучите материал в интернете и выполните задание. Всего пара преподавателей на потоке разделяет свои пары на практические и лекционные, и на последних пытается давать какой-то материал по теме. Но чаще всего его недостаточно для большинства.

Если же доучиваться только ради диплома и галочки в резюме об образовании, все не так уж и сложно. Большинство вещей можно списать, в том числе и на экзамене. Преподаватели не смотрят, и в большинстве случаев им плевать, получите ли вы вообще диплом, сдадите ли лабораторные, спишите или сами напишите код. Пока вы не создаете проблем и не качаете свои права — делайте что хотите.

Из достоинств техникума выделю большие перспективы развития в ИТ по специальности, а также других сферах, возможность трудоустройства еще в техникуме и поддержку рвения к обучению. Если вы одарены в программировании, готовьтесь к постоянным вызовам и соревновательной атмосфере. Поначалу будет трудно, но зато из техникума выйдете достойным разработчиком.

Вдобавок можно поучаствовать в куче всероссийских важных конкурсов, которые дадут сильный толчок в развитии хард- и софт-скиллов и даже откроют дорогу для новых стажировок. Точно так же можно попробовать себя в волонтерской, управленческой деятельности, в медиасфере или вступить в киберспортивный клуб ради развлечения. Там очень дружеская атмосфера, легкая и веселая.

Из очевидных недостатков — неорганизованность учебного заведения, нестабильное расписание, безответственный образовательный процесс и его преподаватели. К третьему курсу отчислились 75% потока на нашей специальности. В основном просто потому, что поняли: в этом месте им ничего не дадут, а самим нагонять уже поздно.

После защиты диплома я была счастлива как никогда: наконец-то это все закончилось. Корочку я получила, но по специальности работать явно не буду, потому что ничего по ней не знаю.

Не сказать, что это полностью вина преподавателей: я и сама сдалась и часто даже не пыталась понять учебный материал. Но диплом мне точно пригодится для работы по смежной специальности, связанной с дизайном, или для поступления в вуз в дальнейшем. Получить его точно стоило, но не для работы, а по юридическим причинам.


Лада КошманА каким способом вы освоили ИТ?
  • Vae VictisObv, >Вышка по "информационным технологиям" - туповат, но интересуется. Так, а вот тут меня задело =D Со своим дипломом провинциального ВУЗа по МОАИС устраивался и в местные компании, и в крупные московские, и за границу - нигде не единого вопроса не задали, особенно разряда "почему окончил иксГУ, а не Мехмат или МИФИ?". Поясните?10
  • SergeyObv, а вот у меня другой опыт. Со мной в группе в одном из сильнейших тех вузов учился парень после колледжа(ит специальность) +армии . Он пришёл просто с охрененными знаниями по специальности, и даже сейчас, будучи уже специалистом, я вспоминаю его и его знания, которые были на уровне очень и очень крепкого инженера. Он мог уже тогда без проблем найти себе любую работу, уже к тому моменту он и фрилансил успешно, и приглашений у него полно было Касаемо "испортить карьеру" - ну это вообще бред. Там, где я работал, меня не спрашивали вообще, где я учился, а я и не говорю сам. Если начинают на собесах спрашивать конкретно "где учился, очно/заочно"- это для меня лично рэд флаг. Потому что за этими вопросами обычно следует "не планируете ли вы уезжать и работать из-за границы?" и пр бюрократическая херня Колледжи позиционируются как путь к профессии, конкретному ремеслу, без университетской науки. Далеко не на каждой работе нужна наука, а вот практика нужна7
  • ДеградуеObv, извините, но глупость. Попасть в колледж на ИТ сложнее, чем в ВУЗ (да-да, зависит от колледжа и от ВУЗа, но). В колледже после 9 класса смотрят на средний балл аттестата, а не на балл ОГЭ/ЕГЭ. На ИТ конкурс высокий, лично была свидетелем тому, как поступали дети со средним баллом 5, 4,9 4,8. После колледжа можно спокойно поступить в ВУЗ, причем многие ВУЗы выпускников колледжей принимают в упрощенном порядке, где-то можно доучиться 2-3 года (если колледж и универ связаны), где-то перезачесть. Ну и практика роляет сильно.5
  • LanaObv, как правило это релевантно для первого поиска работы. С хорошим послужным списком можно быть и совсем без вышки, работодателям уже пофиг. Вопрос только, как его получить, особенно в наше время, когда джунам пробиться нелегко. Все-таки хороший вуз дает и нетворкинг, и возможности для классных стажировок4
  • ПавелИТ я освоил исключительно как самоучка, методом проливания пота и крови, скрипения зубами и бессонных ночей.7
  • LanaObv, а для каких, кстати? Мне на ум приходит только L1B американская, там, да, нужна вышка по профилю. В Blue Card европейском можно заменить образование 5 годами опыта. Для kennismigrant нидерландского тоже нет требований по образованию2
  • ObvLana, заметить то можно, но вы попробуйте заменить. Я знаю единственный случай отказа в блю карт: мой бывший коллега как раз с колледжем в анамнезе и 10+ годами стажа в ИТ. Знаете анекдот про том, чем умный человек отличается от очень умного?0
  • Vae VictisObv, "почему вы среднего ума, а не выше среднего?" Нескромно прозвучит, но вдруг я не среднего ума? Чисто гипотетически же такое может быть?) Меня конкретно про "туповат" зацепило. Как будто ИТ-специальность - это сразу клеймо. Ну и в принципе есть вопросы к классификации: - Любая математическая вышка, не входящая в список выше - обычный, нормальный. - Вышка по "информационным технологиям" - туповат, но интересуется. - Инженерная вышка - обычный и не интересуется. Получается, математика и инженерия - ОК, ИТ-специальность - "туповат", хотя ИТ точно такая же инженерия, просто в другой сфере, да и математикой нас на МОАИСе грузили первые 2 курса только в путь. При этом "туповатость" каким-то образом компенсируется заинтересованностью... Хз, не могу согласиться.3
  • LanaObv, я знаю лично человека, который работает в мюнхенском Гугле как SSWE L5 без вышки (кажется, у него как раз колледж, но вуз он точно не закончил). Не знаю, считать ли это классической ошибкой выжившего :-) Советовать никому лично такой путь не буду, но, видимо, формальных ограничений по образованию нет даже у бигтехов2
  • LanaObv, знаю :) у меня есть обратные примеры по голубой карте) но статистики отказов у меня нет, чисто формально препятствий нет1
  • ДеградуеObv, неисповедимы траектория ИТ) уж точно лучше выпускник колледжа, чем выпускник скиллбокса)3
  • Виктор ПлюснинДеградуе, как выпускник скиллбокса (работодатель оплатил, хм, «курсы переподготовки»), совершенно согласен.1
  • Большой КушУчился в колледже на программиста. Преподаватели сами ничего не знали. Благо в интернете море статей и литературы. Поковыряясь вечерами, выучился сам0
  • Екатерина ПепеляеваVae, не думаю, что персонаж среднего ума из обычных с явно проседающими софтами может быть карьерным консультантом. Классификация вузов фееричная.0
  • Никита ЗиминObv, эх, как же сотрудники круды то будут перекладывать без "правильной" вышки физтеха.2
  • CapybaraEuskaraМне кажется образование - это в первую очередь вопрос среды в которую ты попадёшь, информации и так много в интернете, можно и самому обучиться. К сожалению, пока не поступишь, не узнаешь. Если повезёт с советом от знающих людей, то можно избежать бесцельно потраченного времени. Насчёт колледжа: когда я поступил на 1й курс универа в 2004м, к нам пошли ребята из колледжа, которые были намного сильнее других первокурсников именно в том, что касается ИТ. С общими предметами было похуже. Но не думаю, что ВУЗ им дал что-то кроме отсрочки от армии и диплома. В Чехии есть знакомые из местных, которые окончили только школу и уже около 10 лет работают в ИТ с хорошими должностями и зарплатой. И ни в какой ВУЗ не собираются. Да там школа непростая, просто им пришлось немного раньше напрячься с экзаменами, чтобы туда поступить. В ВУЗах тоже хорошо бы разбираться, если ты раотодатель: где какие специальности/кафедры сильные, но тут обычно свои идут к своим. Ещё, конечно, главной моей болью во время учёбы была огромная оторванность, я бы даже сказал, изолированность от реального сектора. Когда учился в Европе показалось, что там с этим получше.2
  • Андрей ЧевозёровЯ один из авторов, и писал это сообщение два года назад и мне есть что добавить: Среднестатистическое высшее образование в РФ, по направлению IT не сильно лучше чем колледжи по своему уровню. Особенно это касается платного, заочного и дистанционного образования. Но и очное в регионе это тоже занятие исключительно обменять время на корочку. В конечном итоге карьера в гору идёт, так что учёба в колледже уж точно не навредила4
  • ДеградуеВиктор, честно говоря, теперь я чувствую себя так, будто лично вам нагрубила 😬 Прошу прощения, не испытываю никакого негатива к выпускникам скиллбокса в массе своей, просто в целом с трудом воспринимаю скиллбокс, у меня есть к нему внутреннее недоверие. Это ни в коем случае не значит, что вы плохой специалист!0
  • Vae VictisЕкатерина, а мне и не нужен карьерный консультант) С учетом пройденного за последние почти 3 года пути думаю, что я и сам кого-нибудь чему-нибудь могу научить) Меня просто зацепила формулировка и общая нелогичность концепции.0
  • Vae VictisЕкатерина, а еще я не могу понять, кстати, почему для ИТ математика котируется выше ИТ направления. Что-то я сомневаюсь, что с примата люди выходят если не со знанием, то хотя бы с примерным представлением того, что такое ООП, принципов работы БД и СУБД, какие бывают структуры данных или навыками отладки кода.1
  • ObvVae, а в чем нелогичность? У меня есть некоторые догадки, почему вам концепция кажется нелогичной. Интересно, верно ли я предположил. А логика концепции состоит в том, что труЪ-ИТшник, который по любви, интересуется компьютерами с детства. И про российское образование в области информатики ему всё становится ясно еще в школе. Поэтому совершенно непонятно, как у ИТ-шника по любви может возникнуть идея профильно учить информатику в ВУЗе.0
  • ObvVae, потому что для ИТ желательно иметь хороший уровень абстракции, а смехотворные вузовские знания о СУБД малополезны. И если же человек как то затащил математику, то какой-никакой уровень абстракции у него есть. Сама же математика, конечно, для 99% ИТ совершенно не нужна.0
  • Vae VictisObv, >а в чем нелогичность? Так я написал уже: речь про ступени и компенсацию "туповатости" интересом. >труЪ-ИТшник, который по любви, интересуется компьютерами с детства Тут верно. >про российское образование в области информатики ему всё становится ясно еще в школе Вот тут пошли неточности. Как я теперь понимаю, я учился в мегапродвинутой на тот момент школе. Я пошел в первый класс в середине девяностых, информатика у меня была с третьего класса. По началу у нас было обучение работе с офисом и прочим встроенным в винду софтом типа пейнта + составление алгоритмов и построение блок-схем. Потом с 6 или 7 класса у нас добавилось программирование на Паскале. С 9 класса - Делфи. В рамках школьной программы все это давалось довольно легко плюс учительница при всей доброте характера была не из самых сильных программистов, поэтому дополнительно ходил в крудок информатики с учителем из другой группы, который был хоть и пил, но, очевидно, имел за плечами реальный опыт. Вопросов к программе ВУЗа действительно масса. Тем не менее, оттуда я вышел со знаниями ассемблера, ООП, БД/СУБД, САКОДа, дискретки и тервера и много чего еще. И что-то я не понимаю, почему примат в этом отношении ценнее ИТ специальности.1
  • Vae VictisObv, ну кому малополезны, а кто с этим - каждый день работает) Аргумент про математику как по мне - это натягивание совы на глобус. Так можно договориться до того, что и в литературе нужен хороший уровень абстракции, чтобы понять, что хотел сказать автор тем, что занавески были синего цвета, поэтому из выпускников филфака получается хорошие программисты =)0
  • ObvVae, сам по себе примат в части, конечно, ничем не ценнее. Да и мехмат не ценнее. Мехмат ценен тем, что его выпускники в среднем очень умные люди, которые в ИТ в среднем преуспевают куда сильнее прочих. Умнее они не потому, что там сильно ум прокачивают, а потому, что люди среднего ума туда обычно не попадают. И тем более, не заканчивают. Ум же дает куда более сильный бонус, чем обучение началам СУБД в течение 5 лет. И более хороший уровень абстракции ценнее. Опять же, математика ему не учит, но если человек затащил 5 лет ее учить, то какой-то уровень абстракции у него, скорее всего, есть. Ну видите, вы учились в спец.школе по информатике. Спец.школы же обычно сильно выше среднего. И то, учили паскалю. Т.е. абсолютно бесполезному языку. О чем я вам как раз и говорю. Вы учили паскаль в школе и решили, что надо больше паскаля богу паскаля и поэтому надо бы его еще 5 лет поучить. Мда-мда. Это, хоть, надеюсь, в 90-тых было? Тогда это еще можно понять. А иначе как раз и получается то, о чем я пишу.0
  • Ник ЗавадскиObv, интересный список, спасибо. Так и подозревал, что дипломы ПТУ рассматривают, как, внезапно, и полагается рассматривать дипломы из ПТУ. А насколько сейчас важно, чтобы в дипломе было написано типа инженер-программист, а не просто инженер? А то слышал, что даже за рубежом теперь хотят, чтобы слово ПРОГРАММИСТ звучало (хотя раньше пофиг было). Ну и ценного менеджерского кадра из ФСИН, конечно, зря вы упустили:1
  • Ник ЗавадскиLana, не падажжите. Я знаю много людей с самыми левыми образованиями, которые работают в Яндексе, ЛК и т.д. уже много лет. Но ключевой вопрос здесь именно в "много лет". Сейчас требования к образованию даже за рубежом растут. Поэтому важен опыт именно последних 3-5 лет (!!!) . А не то, как в золотые нулевые че-то там было.0
  • Ник ЗавадскиТут вот минусят дядю одного, но мне кажется, что для последних 3-5 лет индустрии его мнение как раз правильное. А все остальные живут в прошлом, типа, вот в 2008 можно было и с дипломом бухгалтера работать, если ты прошаренный.0
  • user3211230Я получал профессиональные знания с помощью книг, Гугла и проекта, который вызвался пилить на работе :) Но полагаю что усёба в вузе была полезна, ведь умение учиться надо где-то приобрести :)0
  • ObvНик, а бывает "просто" инженер без уточнений? Имхо, желательно иметь любую "профильную" специальность со словом "математика" или любыми намеками на информатику - программист, системотехник или еще как. В РФ еще, имхо, высоко оценивают физиков, но как к этому относятся в заграничном ИТ - не знаю. А про чувака из ФСИН именно такие мысли были, да :)1
  • ObvНик, да и сейчас можно. Только если есть желание в ИТ работать, то лучше сразу идти на около-ИТшную специальность. Пойти учиться на не-ИТ специальность и/или не в ВУЗ для карьеры в ИТ - это ошибка. Да, не фатальная. В итоге в ИТ можно попасть с любым образованием. Но неясно, зачем с самого начала людей настраивать на явно ошибочное поведение, которое в будущем им будет создавать проблемы, пусть и преодолимые при желании, когда есть отлично известное и ничуть не более трудоемкое правильное поведение.1
  • user3211230Vae, А мне хочется физиков тоже к обычным отнести :) Из любви к себе:)0
  • Ник ЗавадскиObv, но раньше и за рубежом не сильно спрашивали, резюме есть, собес прошел - вот оффер, давай вэлком. А сейчас, я слышал, задают вопросики типа, окей, написано - инженер, а где инженер-ПРОГРАММИСТ?0
  • Ник ЗавадскиObv, а почему разгоняют тему про ПТУ - думаю, вы тоже догадались. Спустили план по пропаганде колледжей , стране нужно много ПТУшников. Видимо, сюда тоже докатилось.1
  • Андрей ЧевозёровНикита, самый недооценённый коммент под этим материалом Само обсуждение темы "ПТУ или ВУЗ" возможно лишь из-за того, что, в сущности, работа большей части линейных специалистов в IT-сфере НЕ требует ни знания линала и матана, ни даже понимания принципов работы сетей на уровне томика Танненбаума. Буквально первые несколько лет опыта от разработчика или аналитика требуют лишь прикладных навыков, а вся эта коллективная мастурбация на алгоритмические секции и System Design interview от двух вещей: 1) Сложность объективной оценки знаний кандидата 2) Слишком высокая воронка для HR на входе в профессию1
  • Vae VictisObv, могу согласиться разве что с тем, что на мехмате порог входа выше и среднее качество человеческого материала там выше. Дальше начинаются додумывания и фантазии. >обучение началам СУБД в течение 5 лет На ИТ специальностях не учат начала СУБД все 5 лет, они идут, как и другие предметы, 1 или 2 семестра, а знать различия между нормальными формами или что такое ACID никому в ИТ не помешает. При этом, если учиться, то за 5 лет вполне можно стать разносторонне развитым студентом, который, условно говоря, и три столпа ООП назвать может и примеры привести, и SQL написать, и за ассемблер или какую-то минимальную схемотехнику пояснить. Такой бэкграунд однозначно полезнее математического. >более хороший уровень абстракции ценнее Абстракции в ИТ достаточно, особенно с учетом того, что той же математике посвящается много времени. Первые 2 курса мы из нее не вылезали: дискретка, тервер, матан, функан, ангем, диффуры, матлогика, ТФДП, ТФКП, теория чисел, вычислительные методы и чего только еще там не было. >вы учились в спец.школе по информатике На самом деле школа была действительно непростая, но не по информатике, а по английскому, вот где был настоящий хардкор) >учили паскалю. Т.е. абсолютно бесполезному языку Простите, а чем он бесполезный? Тем, что сейчас на нем не пишут? Ну так в школе и нет цели писать коммерческий софт. В школе нужно, чтобы ребенок усвоил основы построения алгоритмов и научился применять их на практике. Основные структуры типа условных переходов или циклов там присутствуют, чего для школы опять же вполне достаточно. То, что с 9 класса учили делфи, на котором вполне писался и коммерческий софт, вы решили деликатно пропустить. >решили, что надо больше паскаля богу паскаля и поэтому надо бы его еще 5 лет поучить Мы в институте паскаля не касались вообще. На разных курсах писали на делфи, плюсах, шарпе, ассемблере, лиспе, прологе. Да, большинство этого не пригодилось впоследствии, тем не менее, навыки это дает гораздо более релевантные, чем 5 лет сушить мозги на математике, которую после ВУЗа ни разу в жизни не вспомнишь.0
  • Смузивый ИТ-бояринObv, у меня был коллега к. ф-м. н. По вашей классификации он, наверное, "обычный", ближе к "тоже ничего". Худшего кода я даже у джунов не видел - чувак любую задачу решал в лоб, самым примитивным, неоптимальным и неподдерживаемым способом. И если ждун обычно в курсе своего уровня и легко поддается обучению и коррекции, то убедить кандидата наук в том, что он сделал говно, почти невозможно, там какая-то гора отмазок от "в ТЗ не было" до "зато быстро" и "ну работает же". Вышка по ИТ - это не минимум, а оптимальный выбор. Физик и математик умные, но в ИТ за редчайшим исключеним математика нужна на уровне первого-второго курса технического вуза.0
  • Vae VictisObv, а еще любопытный момент: по специальности я математик-программист. Вот это к чему относится больше: к математике или к ИТ?)0
  • ObvVae, ваш главный домысел и фантазия - это абсолютно ложное допущение, что при устройстве на работу в качестве джава программиста выпусник "информационных технологий", знающий паскаль и дельфи, имеет конкуретное преимущество относительно математика, который ничего про СУБД и ООП не знает. На деле, конечно, будет конкуренция между двумя людьми, которые в свободное от учебы время читали книжки по джаве. При этом математик предположительно имеет какой-никакой уровень астракций, а вам несколько лет про лисп рассказывали чуваки, которые в коммерческой разработке по причине своей ущербности не пригодились и рассказы которых для коммерческой разработки имеют скорее отрицательную ценность. В чем состоит еще один очевидный минус российского образования в области "информационых технологий" - там студентам забивают головы люди, которые знают и умеют только так, как не надо. Иначе бы они в ВУЗе не преподавали, а работали на нормальной работе. Что касается сушки мозгов, то, я и не предлагаю мозги сушить. А предлагаю подойти к получению образования максимально формально. Пойти учиться заочно или очно, но в ВУЗ, где учиться и посещать требуют по минимум. Название ВУЗа значение никакого не имеет - дипломы всех вузов, кроме нескольких перечисленных мной в начальном комментарии - одинаково мусорные (а те несколько, которые дают печать "умник" на лоб, требуют нерационально много времени на подготовку и учебу в них). Всё равно ничему полезному там не научат - от них нужна только корочка и чтобы работать не мешали. Специальность при этом лучше всего выбрать приматную, потому что: 1. Это абсолютно третьесортное образование (что обоснованно - профессии прикладного математика в реальности не существует уже минимум лет 30), на которое и минимальный конкурс и шансов, что там на студентов будет всем плевать, максимум. 2. Оно считается профильным для ИТ. 3. Если там, всё же, придется что-то выучить, то оно может быть кое-как полезно в редких случаях разработчикам и в частых случаях всяким дата-сотонистам. В отличие от лиспа и вредных историй про СУБД от людей, которые никогда в жизни ни одной реальной хайлоад системы не сделали (и, вероятно, не сделали ни одной системы вообще). А высвобожденное от учебы время лучше потратить на самообразование по полезным в ИТ вопросам, самостоятельную практику на пет-проджектах и потом устройство стажером в ИТ. Вот это точно лишним не будет.0