![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/auto.8ryj5bodeclt.png)
Как я заказал машину из Японии
![Как я заказал машину из Японии](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/kak_dostavity_avto_is_eponiyi__main.8vowo3nzb8zu.gif)
Многие автомобилисты на востоке России покупают б/у автомобили в Японии.
Выгода по сравнению с покупкой в России может казаться небольшой, но считается, что при том же пробеге машины из Японии в значительно лучшем состоянии.
В 2017 году я тоже заказал машину в Японии. Расскажу о том, почему я искал авто без пробега по России, и о граблях, на которые наступил при заказе.
![Моя Тойота Аква 2013 года прямиком из Японии. Обошлась мне в 670 тысяч](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-1.ht4byqbcbf94.jpg)
Почему я решил покупать машину в Японии
До этого я уже долго ездил на японских автомобилях: у меня было две Тойоты и одна Субару. Их я покупал с рук в России.
Хоть я и был доволен предыдущими машинами, не обошлось без подвохов. Например, свою Тойоту Премио при покупке я проверял в независимой мастерской. Мне сказали, что с ней все в порядке. А уже при продаже выяснилось, что она была битой в круг — пришлось сильно снижать цену.
В этот раз я подошел к вопросу иначе и заказал машину напрямую из Японии. Есть мнение, что б/у японское авто без пробега по России по надежности соответствует новой машине отечественной сборки: отличное качество ГСМ в Японии бережет двигатель, а хорошие дороги сохраняют подвеску.
А еще большинство японцев покупает автомобили у официальных дилеров, которые проводят бесплатное гарантийное обслуживание в течение нескольких лет. К концу гарантии автомобили часто находятся в идеальном состоянии. Конечно, и среди японцев встречаются разгильдяи, которые плохо ухаживают за машиной, но это скорее исключение.
На сайтах вроде «Дрома» или «Авито» можно найти немало японских машин с пометкой «Без пробега по РФ». Такие машины продают перекупы — компании или частники, которые профессионально занимаются перепродажей японских автомобилей.
Среди объявлений от перекупов много хороших вариантов, но есть и риски: пробег может быть скручен, а машина восстановлена после ДТП. А можно и вовсе попасть на утопленника — так называют машины, которые были затоплены наводнением, тайфуном или цунами. Перекупы покупают такие машины по дешевке, а потом продают в России как авто в идеальном состоянии.
Чтобы не попасться на такой развод, я решил покупать машину напрямую из Японии.
![Подержанные автомобили без пробега по РФ на «Дроме»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-1.11zodnkfrra6.png)
![Машина 2008 года. Заявленный пробег за 10 лет — 65 тысяч километров. Это подозрительно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-2.aze003adpxlc.png)
Как можно купить машину из Японии
Есть несколько способов:
- лично съездить в Японию и выбрать машину;
- заказать через знакомых;
- выкупить на аукционе.
Съездить в Японию я не мог, надежного представителя там тоже не было, поэтому я решил участвовать в автоаукционе. Решающим для меня стал тот факт, что аукционные дома проводят подробную диагностику автомобилей перед продажей. Некоторые работают уже двадцать с лишним лет и дорожат репутацией, поэтому их оценке обычно можно верить.
В Японии более двадцати автоаукционов, самые популярные из них — Aucnet, JU, Honda, NAA (Nissan), TAA (Toyota), USS, CAA, HAA, Arai, KAA. Цены на машины примерно одинаковые. Аукционы условно делят на строгие и нестрогие. Разница в том, насколько дотошно они осматривают авто.
Одна и та же царапина может получить разную характеристику при осмотре экспертами разных аукционов. Один эксперт опишет ее как «царапину на капоте длиной 15 см», другой же кратко напишет «небольшая царапина на капоте», а то и вовсе не упомянет о ней в отчете. Деление на строгие и нестрогие аукционы очень условное и зачастую субъективное. К строгим часто относят Aucnet, Honda, TAA, NAA. Считается, что оценщики этих аукционов более ответственные и максимально точно отмечают состояние авто. Но гарантией это считать нельзя.
Как машина попадает на аукцион
На аукционах в основном продают машины, у которых недавно закончилась гарантия. Так происходит, потому что в Японии автомобильный налог сильно повышается, когда машине исполняется три года, поэтому ее выгоднее продать. Часто автомобили на аукцион поставляют автосалоны, которые выкупают их по трейд-ину. Из-за высокого налога внутри страны такие машины покупают плохо, поэтому большинство из них продают за границу: в Африку, Австралию, страны Океании и Ближнего Востока и в Россию.
Через аукционы проходят сотни машин в сутки, на осмотр каждой выделяется всего несколько минут. В таких условиях проверять состояние двигателя и подвески времени нет, поэтому на них обращают внимание, только если есть явные проблемы. Зато осмотр кузова и салона обычно довольно тщательный.
Сотрудники проводят внешний осмотр и составляют аукционный лист. В нем описывают внешнее состояние авто, указывают номера двигателя и кузова, пробег, год выпуска. При осмотре кузова обращают внимание на царапины, вмятины, сколы, следы ремонта. В салоне ищут пятна и прожоги на обивке, царапины приборной панели и посторонние запахи.
Все найденные недостатки записывают в аукционный лист в виде общей оценки в баллах — от 3 до 5 — и буквенной характеристики состояния кузова и салона по шкале от A до D. Наиболее существенные особенности машины прописывают в разделе «Примечания».
В финальном разделе аукционного листа обычно нарисована схема автомобиля с перечислением всех недочетов каждого элемента кузова: дверей, стекол, бамперов, капота и багажника. Степень повреждения также учитывается. Вот небольшой список наиболее распространенных обозначений дефектов.
Классификация состояния кузова
Класс | Что значит |
---|---|
A | Царапины |
B/AU | Царапины с вмятиной |
E/U | Вмятины |
W | Следы ремонта |
G, X | Сколы (G) и трещины (X) на стеклах |
Классификация состояния кузова
Класс | Что значит |
A | Царапины |
B/AU | Царапины с вмятиной |
E/U | Вмятины |
W | Следы ремонта |
G, X | Сколы (G) и трещины (X) на стеклах |
Классификация состояния салона
Класс | Что значит |
---|---|
A | Чистый салон |
B | Чуть загрязненный салон, возможны слегка подпаленные места |
C | Салон, требующий чистки, возможны прожженные места |
D | Загрязненный салон, имеются царапины, прожоги, возможны порванные места обшивки |
Классификация состояния салона
Класс | Что значит |
A | Чистый салон |
B | Чуть загрязненный салон, возможны слегка подпаленные места |
C | Салон, требующий чистки, возможны прожженные места |
D | Загрязненный салон, имеются царапины, прожоги, возможны порванные места обшивки |
В аукционном листе эти обозначения сопровождаются индексом, от 1 до 5. Чем выше индекс, тем серьезнее дефект. Царапину А1 обычно сложно заметить без увеличительного стекла, а вот A5 — это уже плохо: царапины покрывают всю деталь. Обозначение W1 подразумевает наличие следов качественного ремонта, переделывать ничего не нужно. В случае W3 понадобится либо перекраска детали, либо ее полная замена.
![Пример царапины А1. Источник: Shutterstock](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-13.3gqmu6fdjcxu.jpg)
![Примеры царапины А3. Источник: Shutterstock](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-14.745jsgtfduy9.jpg)
![Примеры царапины А5. Источник: Shutterstock](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-15.jrdtid5gepvc.jpg)
Автомобиль, который прошел оценку и получил аукционный лист, поступает в онлайн-каталоги. Владельцы машин, выставленных на аукцион, могут определить цену автомобиля, по которой его можно купить до официальных торгов. Это называется one price. Продавец также вправе зафиксировать резервную цену и отменить результаты аукциона, если она не будет достигнута.
Примеры дефектов и их обозначений можно посмотреть на сайтах компаний, которые специализируются на поставках подержанных машин из Японии. Там же можно посмотреть вмятины, повреждения бампера и состояния салона.
![Пример аукционного листа. Судя по схеме дефектов, кузов в отличном состоянии. Единственные недочеты — мелкий скол на лобовом стекле, пара небольших царапин на бампере и водительской двери, а также следы качественного легкого ремонта в задней левой части авто. Скорее всего, вживую эти дефекты вообще незаметны](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3.z8m25yt4otjs.png)
![Общая оценка авто](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3-1.d3ffockcprtn.png)
![Оценка кузова](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3-2.goikep3se2bw.png)
![Оценка салона](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3-3.txewqndmrh67.png)
![Общий пробег авто](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3-4.gsxoggrp3ifs.png)
![Номер кузова](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3-5.rq9bwyosivtu.png)
![Примечания оценщика](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3-6.qz4glznfsuwp.png)
![Схема дефектов авто](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-3-7.pvih9qfm68qp.png)
Самостоятельная покупка или помощь посредника
Купить машину с японского аукциона можно самостоятельно или через посредника. На автомобильных форумах много историй о том, как люди привозили автомобили самостоятельно, не обращаясь к посредникам. Но во всех описанных случаях участвует либо опытный человек, либо новичок, потративший много времени на изучение деталей.
Чтобы купить авто самому, нужно:
- Найти японского брокера, который будет делать ставки от вашего имени. Обсудить с ним условия и оплатить его услуги.
- Самостоятельно искать нужные лоты и переводить аукционные листы.
- Оплатить купленный лот международным банковским переводом.
- Организовать доставку авто по Японии в порт отгрузки.
- Подготовить документы для таможенной очистки для экспорта из Японии, а затем и для импорта в Россию.
- Оплатить таможенные пошлины и сборы.
- Купить и активировать прибор ЭРА-ГЛОНАСС — он обязателен с 2017 года.
- Получить от таможни ПТС и другие документы.
- Найти перевозчика для доставки авто по России.
Все шаги выполнимы, но вместе представляют собой довольно объемную задачу, особенно для новичка. У меня не было времени заниматься этим, поэтому я решил обратиться к посреднику. В итоге я остановился на компании из Владивостока.
Вот по каким критериям я выбирал посредника:
- Наличие официального юрлица и детального договора.
- Приличный веб-сайт.
- Прослеживаемый опыт работы более пяти лет.
- Положительные отзывы на «Дроме».
- Личные рекомендации знакомых — желательно.
Работать с посредником можно по-разному. Можно самостоятельно мониторить предстоящие торги, выбирать подходящие лоты, запрашивать для них переводы аукционных листов и называть ставки. А можно сделать проще: обозначить желаемые характеристики авто — модель, год, пробег, общее состояние — и бюджет, а остальную работу оставить на усмотрение посредника. Так как я покупал машину для себя и мне был интересен процесс покупки, я решил участвовать по максимуму.
Вот из чего складывается цена машины при покупке через посредника:
- Цена лота на аукционе.
- Транспортные расходы — доставка по Японии, фрахт судна до России и страхование.
- Таможенные пошлины и сборы.
- Комиссия посредника.
- Оплата склада временного хранения и услуг брокера по оформлению автомобиля.
- Терминал ЭРА-ГЛОНАСС, его активация и свидетельство безопасности конструкции транспортного средства — СБКТС.
- Перегон на стоянку автовозов и доставка до Иркутска.
Первые три статьи расходов самые значительные, к тому же зависят от курсов валют. Цена лота и транспортные расходы — в иенах, размер пошлин и сборов определяется курсом доллара и зависит от характеристик авто.
![На сайте моего посредника подробно описано, как формируется конечная цена автомобиля](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-4.ayld23jlsmfx.png)
Заключение договора с посредником
24 октября 2017 года я запросил шаблон договора. Ответ получил на следующий день. Отдельные формулировки договора меня не устроили, пришлось обсуждать приложение с правками. Для меня было важно зафиксировать официальные каналы связи и список вещей и документов, которые я должен получить вместе с авто. Еще я внес пояснение: что будет считаться существенным недостатком авто, который посредник обязуется исправить за свой счет.
Хоть я и не просил глобального пересмотра условий договора, согласование заняло около недели. Обсуждение шло довольно медленно, приходилось постоянно подпинывать посредника по электронной почте и в личных сообщениях на «Дроме». Было довольно странно видеть такой подход в эпоху глобальной клиентоориентированности.
![Приложение к договору с посредником](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-5.86w1o4gs9j30.png)
Порядок оплаты был справедливым:
- Внесение аванса при заключении договора. Аванс составляет 10% от предполагаемой стоимости авто, но не менее 50 тысяч рублей.
- Оплата японской части расходов. Счет приходит сразу после победы на аукционе. Включает в себя стоимость лота на аукционе, а также расходы на транспортировку авто до порта отгрузки и доставку до Владивостока.
- Таможенные платежи, комиссия посредника и остальные расходы. Оплачиваются после прибытия автомобиля в порт Владивостока. Кроме пошлины, сборов и комиссии посредника нужно оплатить систему ЭРА-ГЛОНАСС, перегон автомобиля к автовозу, отправку документов почтой, а зимой еще и замену технических жидкостей.
К 30 октября мы согласовали приложение и посредник выставил счет на 61 тысячу рублей — это был аванс. Успокоило указание официальных реквизитов ООО посредника в счете. Они соответствовали информации на сайте и пробивались в сервисах проверки контрагентов. Но не обошлось и без минусов.
В частности, меня смущала туманная формулировка в счете: «Оплата авто по договору такому-то». Ссылка на договор — это хорошо, но непонятно, что именно я оплачиваю. Я настоял на более детальном описании со ссылкой на конкретный пункт договора.
После перечисления аванса отношение ко мне резко изменилось. Ответы сотрудников посредника стали поступать в течение часа-двух даже в нерабочее время. Настало время охоты за моей будущей машиной.
Если вы не уверены, что сможете сами разобраться во всех нюансах заключения договора, рекомендую проконсультироваться с юристом. Особенно нужно обратить внимание на формулировки предмета договора, описание этапов оплаты и процесса поставки в целом, детальное перечисление ваших прав.
![По гражданскому кодексу не подписанный на бумаге договор считается вступившим в силу, если стороны фактически приступили к исполнению его условий. Оплата по официальным реквизитам и ссылка на договор в платежке автоматически вводят его в силу. Так я сэкономил несколько дней на обмене бумажными копиями](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-6.ty95xgsh7gca.png)
Выбор лота
С выбором модели я определился заранее. Мне нравятся гибриды, Тойоты и небольшие хэтчбэки. Сопоставил факты и понял, что мне нужна Тойота Аква. Машинка небольшая, красивая и экономичная. То, что мне нужно. Осталось определиться с другими важными критериями.
Какие аукционы рассматривать. Я принципиально выбирал только строгие аукционы: Honda, Nissan, Aucnet, TAA. Возможно, я зря сужал поле выбора: цены и гарантии примерно одинаковы. Но мне так было спокойнее.
Если вы хотите получить машину как можно скорее, то стоит выбирать торги, проходящие наиболее близко к порту отгрузки, через который работает ваш посредник. Это поможет сократить срок поставки на несколько дней. Точный список таких аукционов лучше уточнить у самого посредника. Я старался выбирать лоты из Иокогамы, Токио, Чубу и Нагои, хотя рассматривал и более удаленные варианты.
Какие оценки автомобиля устроят. При выборе конкретных лотов я ориентировался на середнячков: общая оценка в районе 4 баллов. Кузов и салон — B или C. Если переводить это на общепонятный язык, такие оценки предполагают, что ничего хуже «жизненных коцок по кузову» с машиной не случалось, а недочеты в салоне можно решить полировкой и химчисткой.
Некоторые марки автомобилей выпускаются с различными объемами двигателя, типом кузова и коробкой передач. Можно настраивать поиск по этим критериям. В моем случае это было неактуально, так как Тойоты Аквы интересующего меня возраста выпускались только хэтчбэками с гибридным двигателем на 1,5 л и коробкой типа вариатор. Цвет и комплектация для меня значения не имели.
![Тойота Аква на «Дроме». Тут можно посмотреть отзывы владельцев, характеристики, актуальные предложения](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-7.zqgjjiim1jpz.png)
Год выпуска автомобиля. По законодательству самые низкие таможенные пошлины действуют на автомобили возрастом от трех до пяти лет. Если авто старше или моложе, придется заплатить намного больше. Платить больше я не хотел, поэтому выбирал авто, которому от трех до пяти лет. Чем моложе машина, тем она дороже, и наоборот.
Когда авто выставляют на аукцион, в поле «год» указывают год первичной постановки на учет, а не реальный год выпуска. В большинстве случаев эти даты совпадают, но бывают и исключения. Чтобы избежать неприятных сюрпризов на таможне, важно проверять реальный год выпуска автомобиля. На сайте моего посредника можно было сделать это по номеру кузова.
![На момент написания статьи на торги было выставлено 111 условно подходящих Тойот](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-8.hybcmjtweuth.png)
![Потенциально интересный лот. Надо внимательно изучать аукционник и проверять другие параметры](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-9.m4cvyc5brbud.png)
![Увы, этот лот оказался с сюрпризом. В списке лотов автомобиль числится 2014 годом. Но при проверке по номеру кузова видна дата выпуска — сентябрь 2013 года. При расчете ввозной пошлины таможня будет учитывать именно эту дату](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-10.jzqcryg0kucz.png)
Пробег. Тут все просто: чем больше пробег, тем дешевле авто. Бывают и исключения, но в целом правило действует. Я почитал автофорумы и рекомендации посредника и решил выбирать машины с пробегом от 35 до 80 тысяч километров.
Авто с пробегом более 80 тысяч нужно внимательно проверять в России: с большой вероятностью придется заменять отдельные агрегаты. Пробег менее 35 тысяч для трех-пятилетнего авто означает существенно более высокую цену и вызывает подозрения в скрученном счетчике. Такое бывает и в Японии, хоть и редко.
Начальная цена и максимальная ставка. Очень полезно изучить статистику по прошедшим торгам на выбранную вами модель. Это поможет понять реальные цены на нее. Низкая начальная цена автомобиля не показатель, в ходе торгов она может вырасти в десятки раз. Другое дело — высокая начальная ставка. Я не выбирал такие варианты, так как, судя по статистике, эти машины обычно уходили довольно дорого.
Максимальную ставку я определял из общего бюджета на покупку авто. Изначально для себя я обозначил психологическую отметку в 600 тысяч рублей с доставкой в Иркутск (спойлер: не уложился).
Чтобы прикинуть стоимость авто с доставкой в Россию, сначала нужно определить сумму таможенных платежей и утилизационного сбора. Сделать это можно с помощью калькулятора. Вводите характеристики авто и приблизительную стоимость на аукционе.
![Калькулятор таможенных платежей. Для расчета я использовал характеристики Тойоты Аквы, подсмотренные на «Дроме»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-111.7u52lkolfgkh.png)
После этого можно воспользоваться калькулятором посредника: заполняете поля и получаете примерную стоимость машины в вашем городе при действующих курсах. Осталось поиграть цифрами в поле «ваша ставка», чтобы итоговая сумма совпала с вашим бюджетом. Получившееся значение — это и есть ваша максимальная ставка.
Максимальная ставка играет решающую роль в торгах. Какую стратегию выбрать — решайте сами. Можно ставить минимальную ставку и надеяться, что она выстрелит и вам удастся дешево урвать хороший вариант. Это реальный сценарий, но он может потребовать много времени. Поэтому если вам важно получить машину поскорее, то надо быть реалистом и выставлять адекватную ставку.
Большинство автомобилей, продаваемых на аукционах, включают только один комплект резины, обычно летней, и не оборудованы автосигнализацией. Учитывайте это при планировании расходов.
![При бюджете в 700 тысяч рублей на покупку и доставку Тойоты Аквы в Иркутск моя максимальная ставка — 600 тысяч иен](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-12.zbh48rjkatuo.png)
Процесс торгов
Сами торги проходят в формате открытого английского аукциона. Выигрывает вторая ставка плюс один шаг, обычно 2000—3000 ¥ (1198—1797 ₽). То есть если ваша максимальная ставка была 1 000 000 JPY (599 189 ₽), а ближайшая к ней ставка конкурента, скажем, 900 000 JPY (539 270 ₽), то аукцион выиграете вы, но заплатите не миллион, а 903 000 JPY (541 067 ₽).
- ¥
- государственная валюта Японии — иена
Каждый день я просматривал предстоящие торги и выбирал подходящие лоты. С учетом всех моих фильтров ежедневно в поле моего зрения попадало 20—30 автомобилей. Это немного, так как Тойота Аква — менее распространенная модель, чем Королла и Камри.
Из пары десятков найденных вариантов я выбирал 3—5 лотов, которые понравились больше всего, и запрашивал на них переводы аукционных листов. Мой посредник обрабатывал их довольно оперативно — уже через пару часов перевод был у меня. Обычно я отсеивал одну-две машины, а на остальные определял максимальные ставки и отправлял их посреднику.
Посредник передавал ставку и название лота своему партнеру-брокеру в Японии. Представитель брокера непосредственно участвует в аукционе, обозначая максимальную ставку своего клиента на конкретный лот.
Первые пару недель я надеялся на чудо и делал ставку ниже среднерыночной. Это не сработало. Без машины становилось все тяжелее, и я начал действовать более решительно, повысив максимальную ставку. Где-то через неделю я получил уведомление о выигранном аукционе.
![Мой запрос на перевод аукционных листов понравившихся лотов. Необходимо указать дату торгов, аукцион, номер лота и ссылку на него. Мой посредник разрешал бесплатно заказывать до пяти переводов аукционников в день](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-15.ve4kj8zuv3st.png)
![Ответ посредника с переводом запрошенных аукционных листов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-14.wqman5rywlin.png)
![Размещение ставок. Выбираем понравившиеся по аукционнику лоты и делаем ставки. Если лот чем-то особенно понравился, ставку можно увеличить, и наоборот](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-13.bw7blfksdpf4.png)
![Уведомление об успешном окончании аукциона](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-16.sixtn38rkpw7.png)
![Аукционный лист купленного мной автомобиля. Недочетов по кузову немало, но все они небольшие, при получении авто я их даже не заметил. Полировка не потребовалась, а вот средство для химчистки салона купил](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-5.dgk8mqsa4zm7.jpg)
После победы на аукционе
Настало время вносить вторую часть платежа. Конечная цена моей Тойоты на аукционе составила 634 000 JPY (379 885 ₽), еще 90 000 JPY (53 927 ₽) составили транспортные расходы, фрахт и страховка до Владивостока. Итого 724 000 JPY (433 812 ₽). На сайте посредника было сказано, что при пересчете расходов в иенах в рубли будет использоваться курс продажи от банка «Приморье» плюс 2%.
И тут меня ждал неприятный сюрприз. Курс, примененный в расчетах, отличался в большую сторону даже с учетом двухпроцентной надбавки, пусть и незначительно. Причину расхождения посредник объяснил тем, что курс на сайте указан для примера. А в реальности курс определяется сложным способом, объяснять который очень долго, трудно и вообще незачем. Такая непрозрачность оставила осадок, но разница была совсем небольшой, поэтому разбираться я не стал. Общий размер второго платежа составил 324 тысячи рублей.
Доставка до Владивостока
Аукцион завершился 11 ноября, спустя девять дней моя Аква была уже в порту отгрузки. Здесь представитель посредника сделал подробный фотоотчет по состоянию автомобиля перед отправкой. Фотографии в аукционных листах очень маленькие, поэтому можно сказать, что я впервые увидел свою новую машину уже после покупки. В целом остался доволен.
22 ноября было определено судно, которое доставит машину во Владивосток. Выход из Японии — 27 ноября, а прибытие во Владивосток — 4 декабря. Посредник также сообщил, что перемещение судна можно отслеживать на Marinetraffic.com.
![Посредник сообщил мне название судна — я мог посмотреть общую информацию о нем](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-17.8ziva86egi4i.png)
![Также можно определить текущее положение и направление судна. Например, на момент верстки этой статьи судно двигалось из Японии в сторону Китая](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-18.qgsxouk5db25.png)
Оплата таможенной пошлины
Как только автомобиль прибыл во Владивосток, я получил счет на оплату таможенной пошлины и иных сборов. C учетом характеристик моей Тойоты — бензиново-электрический двигатель объемом 1,5 л и мощностью 74 л. с., возраст 5 лет, аукционная стоимость 634 000 JPY (379 885 ₽) — таможенные платежи составили 179 тысяч рублей, еще 5 тысяч — утилизационный сбор.
- 184 000 ₽
- я заплатил за мою машину на таможне. В эту сумму входят таможенные платежи и утилизационный сбор
К таможенным расходам посредник добавил 1,5% в качестве комиссии за перевод по межбанку. Я решил сэкономить эти полтора процента и перевести деньги таможне напрямую. Посредник не возражал, но предупредил, что в бухгалтерии таможни во Владивостоке царит бардак и платеж могут потерять. Я пошел на этот риск и отправил деньги на реквизиты таможни. Это был мой третий платеж.
Покупка ЭРА-ГЛОНАСС
Отдельным пунктом в формировании цены по договору была покупка устройства ЭРА-ГЛОНАСС, российской государственной системы экстренного реагирования при авариях. С начала 2017 года эти «кнопки», как их прозвали, стали обязательными. Выпускаемые в стране автомобили оборудуются ими прямо на заводах, а для ввозимых подержанных машин наличие устройства является условием выпуска СБКТС. А без него невозможен выпуск ПТС и регистрация автомобиля в ГИБДД.
Для получения этого свидетельства нужно только наличие кнопки, а установка ее в авто остается на выбор владельца. У меня есть знакомые, которые уже второй год просто возят нераспакованное устройство в бардачке.
Формально стоимость ЭРА-ГЛОНАСС составляет около 23 тысяч рублей, еще 3—5 тысяч за активацию устройства и его установку в автомобиль. Однако мой посредник оценил этот пункт в 45 тысяч рублей, причем это была стоимость только самого терминала, без его установки и активации.
Существенную разницу объяснили тем, что устройств за 23 тысячи в Приморье завозят мало, а очередь на получение может занять несколько недель, а то и месяцев. За 45 тысяч рублей я получил бы так называемую заводскую кнопку. Так называют устройства, которые поставляются заводам — производителям автомобилей и которые всегда есть в наличии.
- 45 000 ₽
- я заплатил за устройство ЭРА-ГЛОНАСС
К сожалению, информация о длительном ожидании получения кнопок подтверждалась новостями на городских порталах Владивостока и историями на «Дроме». Весной 2017 года автомобильные склады временного хранения (СВХ) во Владивостоке были переполнены. На складах скопилось более 5 тысяч автомобилей, ожидавших получения кнопки и ПТС.
Автомобиль нужен был мне как можно скорее, к тому же срок бесплатного хранения на СВХ составляет всего от трех до семи дней — зависит от компании, доставившей авто морем. При таких условиях ожидание кнопки в общей очереди могло выйти дороже заводского устройства, поэтому я выбрал вариант за 45 тысяч. Четвертый платеж составил 65 тысяч и включал стоимость заводской кнопки, услуг брокера, технической экспертизы, а также комиссию посредника.
Поиск потерянной пошлины
После оплаты кнопки выяснилось, что мрачный прогноз посредника насчет самостоятельной оплаты пошлины сбылся. Мой платеж потеряли. Причем бухгалтерия таможни находила мой платеж по номеру и подтверждала его получение, однако инспектор, выпускающий ПТС, в своей системе оплаты не видел. Посредник сказал, что надо ждать.
Через неделю ожидания я начал обрывать телефоны таможни. Прошло еще около недели, когда со мной связался представитель таможни и попросил написать заявление об идентификации платежа. Это помогло — через день ПТС выдали.
![Только после этого заявления таможня нашла мой платеж](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-7.77mgemfqykyg.jpg)
![Долгожданный ПТС. Я первый владелец. Красота!](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-8.3l3zwcaftuse.jpg)
![СБКТС](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-9.jbkj7l1jnm2d.jpg)
![Таможня дала добро и этот приходный ордер](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-10.9vmop04pn0ca.jpg)
Оплата СВХ и доставки в Иркутск
С учетом времени ожидания выпуска ПТС моя Аква находилась на СВХ около трех недель. По словам посредника, стоимость хранения за этот срок составила 3600 рублей. На мой запрос о детализации подсчета посредник ответил, что подробностей не знает, и в качестве подтверждения представил чек.
Учитывая, сколько времени и денег уже было потрачено на покупку автомобиля, спорить с посредником я не стал. Настало время проводить последний платеж, 37 тысяч, включавший перегон авто до места погрузки на автовоз и доставку в Иркутск. Перед перегоном посредник представил второй, более подробный фотоотчет, чтобы доказать, что за время доставки из Японии с машиной ничего не случилось. Оставалось дожидаться прибытия Тойоты в Иркутск.
Пока машина была в пути, я приобрел комплект зимней резины за двадцать тысяч. Новые шипованные колеса стоили 17 500 ₽, б/у штампованные диски — 2000 ₽, плюс 500 ₽ за шиномонтаж. В это же время купил сигнализацию за 19 000 ₽.
![Чек с СВХ. Думаю, что если бы за тот же срок СВХ запросил 10 тысяч, посредник без вопросов заплатил бы и эту сумму. Деньги же не свои](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-11.6rfk3gu4cbi1.jpg)
Приемка автомобиля в Иркутске, страховка и постановка на учет
С момента оплаты перевозки до получения Тойоты прошло больше полутора месяцев. Произошло это из-за наступивших новогодних праздников и сложности движения автовоза по зимним дорогам Дальнего Востока и Восточной Сибири. 10 февраля мне позвонил водитель автовоза и сообщил, что через день мою машину можно забирать на стоянке недалеко от Иркутска.
В тот же день я оформил полис ОСАГО в онлайне. На всякий случай распечатал электронный полис, хотя это и не обязательно.
При приемке автомобиля на месте обязательно нужно проверить, соответствуют ли реальные номера кузова и двигателя указанным в ПТС. Чтобы не терять времени на поиск нужных табличек, лучше заранее в интернете найти их расположение. В моем случае номер кузова был выбит под водительским сиденьем, а номер двигателя указан на фронтальной части ДВС.
11 февраля я поехал забирать свою Тойоту с разгрузочной площадки за городом. С собой взял водительское удостоверение, паспорт, распечатанный полис ОСАГО и заранее купленный комплект зимней резины на дисках.
Приемка и проверка авто
Водитель автовоза передал мне ключи и комплект документов от посредника: ПТС, СБКТС и квитанцию об уплате пошлины и утилизационного сбора. Далее я приступил к приемке автомобиля.
Сначала я проверил внешнее состояние автомобиля, чтобы убедиться, что за время перевозки его не помяли и не поцарапали. Я сверялся с фотографиями из последнего фотоотчета. Доставку выполнили качественно — царапин не прибавилось.
С номерами кузова и двигателя тоже все было в порядке. В бардачке лежало устройство ЭРА-ГЛОНАСС с документами, в которых были указаны данные моей Тойоты.
![В таких невзрачных коробках поставляются терминалы ЭРА-ГЛОНАСС](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-12.0bufnfu9yu2e.jpg)
Подготовка машины к эксплуатации
Расписавшись в акте приемки, первым делом я переобул машину в зимнюю резину на ближайшем шиномонтаже и перегнал ее в свой гараж в Иркутске. Не рекомендую оставлять новый автомобиль на стоянке во дворе. Сигнализации еще нет, да и на учет машина пока не поставлена. Это притягивает угонщиков.
В тот же вечер через госуслуги я записался в очередь на регистрацию Тойоты в ГИБДД и оплатил госпошлину за постановку на учет. Оплачивал тоже через госуслуги, сэкономил 30%.
Хотя для регистрации автомобиля на начало 2018 года не требовалось устанавливать устройство ЭРА-ГЛОНАСС, я решил подстраховаться. К тому же все равно нужно было установить сигнализацию. Установка сигнализации и кнопки обошлась в 5 тысяч рублей.
17 февраля я отправился в ГИБДД, чтобы получить госномера. Предварительно автомобиль необходимо помыть, без этого могут отказать в осмотре и регистрации. Я записывался через госуслуги, поэтому мне не нужно было ждать в очереди на осмотр. Приехал за пять минут до назначенного времени и уже через десять минут прошел осмотр. Далее нужно было передать документы в окошко инспектору и дождаться получения номеров. Уже через час мой автомобиль был официально зарегистрирован на мое имя.
![Обычная пошлина за регистрацию авто — 2850 ₽. На госуслугах — 1995 ₽](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-19.fxwfjmtcdesj.png)
Техосмотр и замена расходников
При покупке подержанного автомобиля всегда стоит проверить его техническое состояние. В моем случае сделать это до покупки было невозможно, пришлось проверять после. Я не особенно беспокоился на этот счет: спокойствие внушали небольшой пробег, хорошая аукционная оценка и дополнительные гарантии по договору с посредником.
Технический осмотр двигателя и ходовой части стоил около двух тысяч рублей. Диагностика двигателя не выявила неисправностей, а ходовка, по словам мастера СТО, была в идеальном состоянии. На этом этапе можно было сказать, что мой договор с посредником полностью выполнен: я получил свою Тойоту и она была в исправном состоянии.
Замена масла и фильтров стоила еще около четырех тысяч.
Итоги
Покупка автомобиля из Японии заняла у меня почти три с половиной месяца и обошлась в 670 тысяч рублей. Для чистоты подсчетов я не учитывал в этой сумме госпошлину на регистрацию, техосмотр, замену расходников, покупку и установку резины и сигнализации. При покупке новой или подержанной машины в России большинство этих расходов также были бы необходимы.
Средняя цена Тойоты Аквы 2013 года выпуска на конец 2017 года составляла 600—700 тысяч. Поэтому нельзя сказать, что с финансовой стороны все мои старания и мучения оправдались.
![Осенью 2018 года Аквы 2013—2014 годов без пробега по РФ у перекупщиков стоили столько же — около 650 тысяч рублей](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/longread-japan-auto-screenshot-20.0qmckslerrw5.png)
Но стоит учитывать, что на вторичном рынке в России выше риск получить проблемный автомобиль. Самостоятельно выбрав и купив автомобиль под себя, я получил максимально возможную гарантию того, что моя Тойота не принесет неприятных сюрпризов после покупки.
Скоро пройдет первый год моего владения купленным в Японии автомобилем. За семь месяцев было пройдено более шести тысяч километров, никаких технических проблем выявлено не было. Ездить на Акве — сплошное удовольствие: резвая, тихая, экономичная. Ни разу не пожалел о том, что решил привезти ее из Японии.
Иногда я задумываюсь, решился бы я на повторную покупку авто на аукционе. Думаю, да. Уверен, что благодаря накопленному опыту следующую машину можно будет привезти значительно быстрее и дешевле.
Возможно, даже обращусь к этому же посреднику. В конце концов, несмотря на проблемы с клиентоориентированностью, условия договора они выполнили полностью.
Покупка машины из Японии — 670 тысяч рублей и 3,5 месяца
Даты | Этап | Деньги |
---|---|---|
24.10—30.10 | Запрос договора, согласование условий, подписание и перевод аванса | 61 000 ₽: аванс |
31.10—4.12 | Торги, оплата японской части расходов, доставка машины во Владивосток | 324 000 ₽: аукционная стоимость лота, доставка до порта отгрузки, фрахт и страхование |
5.12—23.12 | Прохождение таможни, оплата пошлин, получение документов | 184 000 ₽: таможенные пошлины и сборы, утилизационный сбор |
65 000 ₽: устройство ЭРА-ГЛОНАСС, услуги брокера, техническая экспертиза, комиссия посредника | ||
24.12—11.02 | Доставка до Иркутска | 37 000 ₽: оплата хранения на СВХ, перевозка в Иркутск |
Покупка машины из Японии — 670 тысяч рублей и 3,5 месяца
24.10—30.10 | |
Этап | Запрос договора, согласование условий, подписание и перевод аванса |
Сколько потрачено | 61 000 ₽: аванс |
5.12—23.12 | |
Этап | Прохождение таможни, оплата пошлин, получение документов |
Сколько потрачено | 184 000 ₽: таможенные пошлины и сборы, утилизационный сбор |
65 000 ₽: устройство ЭРА-ГЛОНАСС, услуги брокера, техническая экспертиза, комиссия посредника | |
24.12—11.02 | |
Этап | Доставка до Иркутска |
Сколько потрачено | 37 000 ₽: оплата хранения на СВХ, перевозка в Иркутск |
Если решите привезти авто из Японии
- Закладывайте на всё 2—3 месяца.
- Тщательно выбирайте посредника. Изучайте информацию на сайте, читайте отзывы, спрашивайте друзей и знакомых.
- Внимательно читайте договор поставки. Проясните все непонятные моменты. Если нужно — согласуйте правки.
- Если хотите победить на аукционе быстрее, изучите статистику прошедших торгов и делайте адекватную ставку.
- Заранее определитесь с устройством ЭРА-ГЛОНАСС: будете вы покупать его через посредника или ждать в очереди.
- Когда получите машину в своем городе, проведите диагностику. Обязательно поменяйте расходники: масла и фильтры.