Авто
211K

Что нужно знать о китайских машинах

Что предлагают лидеры рынка, для кого это хорошая покупка, а для кого — плохая

187
Что нужно знать о китайских машинах
Аватар автора

Эдуард Солодин

изучал рынок китайских автомобилей

Страница автора
Аватар автора

Григорий Голованов

искал сильные и слабые стороны

Страница автора

За прошедший год ситуация на автомобильном рынке существенно изменилась.

Дилеры распродавали остатки автомобилей ушедших из России марок. Китайские бренды в это кризисное время показали наименьшее падение продаж и даже рост. Треть проданных в 2022 году новых машин — китайские.

Потребителю повезло, что современные китайские автомобили отличаются от тех, что продавались в России раньше. Модельный ряд состоит из кроссоверов с приятным экстерьером и богатым оснащением. Они продаются на рынке не первый год, и владельцы уже смогли оценить надежность агрегатов, безопасность, слабые и сильные стороны. Про устойчивость кузова к коррозии пока говорить рано — время покажет.

Мы проанализировали самые популярные модели китайских кроссоверов, сравнили цены и узнали, насколько они востребованы на вторичном рынке. Из статьи вы узнаете, какие у китайских автомобилей преимущества и недостатки, легко ли найти для них запчасти и как обстоят дела с коррозией и безопасностью.

Какие китайские производители представлены в России

В Китае больше автопроизводителей, чем в любой другой стране, более 80. Вот марки, которые наиболее популярны в России: Geely, Haval и Chery.

Geely сотрудничает с автопроизводителями безопасных, спортивных, гибридных, электрических и даже летающих автомобилей. Вот список брендов, в той или иной степени принадлежащих Geely:

  1. Volvo — 100% акций автопроизводителя из Швеции.
  2. Proton — 49,9% акций автопроизводителя из Малайзии.
  3. Lotus Motor Cars — 51% акций британского производителя спортивных автомобилей.
  4. London Taxi Company (LTC) — 100% акций производителя лондонских кэбов из Великобритании.
  5. Smart — бренд, под которым будут выходить гибриды и электрокары, совместное предприятие с Daimler AG. Доля акций — 50%.
  6. Terrafugia — стартап из Америки, который разрабатывает летающие автомобили.
  7. Aston Martin Lagonda Global Holdings Plc — 7,6% акций британского автопроизводителя.
  8. Lynk & Co — премиальный бренд Geely, созданный совместно с Volvo в 2014 году.
  9. Zeekr — бренд электромобилей премиум-класса, который появился в 2021 году, чтобы стать конкурентом Tesla.
  10. Polestar — шведский бренд, основанный в 1996 году. Производит экологически чистые гибридные и электрические спорткары премиум-класса.

Модельный ряд Geely в России

CoolrayAtlas ProNew TugellaMonjaro
Модельный год2020202220222022
Двигатель1,5 л 150 л. с., турбо1,5 л 177 л. с., турбо2 л 238 л. с., турбо2 л 238 л. с., турбо
Коробка передачРоботРобот или автоматАвтоматАвтомат
ПриводПереднийПередний или полныйПолныйПолный
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега5 лет или 150 000 км пробега5 лет или 150 000 км пробега5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 299 990—2 709 990 ₽2 758 990—3 318 990 ₽3 999 990—4 329 990 ₽4 499 990—4 799 990 ₽

Модельный ряд Geely в России

Coolray
Модельный год2020
Двигатель1,5 л 150 л. с., турбо
Коробка передачРобот
ПриводПередний
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 299 990—2 709 990 ₽
Atlas Pro
Модельный год2022
Двигатель1,5 л 177 л. с., турбо
Коробка передачРобот или автомат
ПриводПередний или полный
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 758 990—3 318 990 ₽
New Tugella
Модельный год2022
Двигатель2 л 238 л. с., турбо
Коробка передачАвтомат
ПриводПолный
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена3 999 990—4 329 990 ₽
Monjaro
Модельный год2022
Двигатель2 л 238 л. с., турбо
Коробка передачАвтомат
ПриводПолный
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена4 499 990—4 799 990 ₽
Geely Tugella New 2022. Источник: geely-motors.com
Geely Tugella New 2022. Источник: geely-motors.com

Haval принадлежит китайской компании Great Wall Motor, которая с 2015 года перестала продавать автомобили в России под своим брендом. У Haval есть производство в России. Для китайской компании это первый иностранный завод. Помимо Haval в России есть еще один суббренд Great Wall — Tank. Продажи только начались — рано говорить об успехе или провале.

Модельный ряд Haval

JolionF7H9Dargo
Модельный год2021201920172022
Двигатель1,5 л 143 л. с. или 150 л. с., турбо1,5 л 150 л. с. или 2 л 190 л. с., турбо2 л 190 или 218 л. с., турбо2 л 192 л. с., турбо
Коробка передачМеханика или роботРоботАвтоматРобот
ПриводПередний или полныйПередний или полныйПолныйПередний или полный
Гарантия36 месяцев или 150 000 км пробега36 месяцев или 150 000 км пробега36 месяцев или 150 000 км пробега36 месяцев или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена1 899 000—2 419 000 ₽2 199 000—3 099 000 ₽4 099 000—4 299 000 ₽2 999 000—3 569 000 ₽

Модельный ряд Haval

Jolion
Модельный год2021
Двигатель1,5 л 143 л. с. или 150 л. с., турбо
Коробка передачМеханика или робот
ПриводПередний или полный
Гарантия36 месяцев или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена1 899 000—2 419 000 ₽
F7
Модельный год2019
Двигатель1,5 л 150 л. с. или 2 л 190 л. с., турбо
Коробка передачРобот
ПриводПередний или полный
Гарантия36 месяцев или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 199 000—3 099 000 ₽
H9
Модельный год2017
Двигатель2 л 190 или 218 л. с., турбо
Коробка передачАвтомат
ПриводПолный
Гарантия36 месяцев или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена4 099 000—4 299 000 ₽
Dargo
Модельный год2022
Двигатель2 л 192 л. с., турбо
Коробка передачРобот
ПриводПередний или полный
Гарантия36 месяцев или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 999 000—3 569 000 ₽
Внедорожник Haval Dargo появился на российском рынке в 2022 году. Источник: Haggardous50000 / Shutterstock
Внедорожник Haval Dargo появился на российском рынке в 2022 году. Источник: Haggardous50000 / Shutterstock

Chery — государственное предприятие, основанное в 1997 году. Первый в Китае автопроизводитель, который начал экспортировать автомобили. У Chery шесть автомобильных заводов и 11 сборочных производств в Китае, Сирии, Иране, Египте и Уругвае. У Chery самая большая среди китайских автомобилей доля рынка в России без учета суббрендов Omoda и Exeed. Самые популярные модели у нас — это Tiggo 7 Pro, Tiggo 4 и Tiggo 8.

Модельный ряд Chery

Tiggo 4Tiggo 4 ProTiggo 7 ProTiggo 7 Pro MaxTiggo 8 ProTiggo 8 Pro Max
Модельный год201820222020202320212022
Двигатель1,5 л 113 л. с. или 2 л 122 л. с. атмо, 147 л. с. турбо1,5 л 113 л. с. атмо, 147 л. с. турбо1,5 л 147 л. с., турбо1,5 л 147 л. с., турбо1,6 л 186 л. с., турбо2 л 197 л. с., турбо
Коробка передачМеханика, вариатор, роботМеханика и вариаторВариаторВариаторРоботРобот
ПриводПереднийПереднийПереднийПереднийПереднийПолный
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега5 лет или 150 000 км пробега5 лет или 150 000 км пробега5 лет или 150 000 км пробега7 лет или 200 000 км пробега7 лет или 200 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена1 999 900—2 239 900 ₽2 049 900—2 499 900 ₽2 649 900—2 779 900 ₽2 829 900—2 979 900 ₽3 469 900—3 589 900 ₽3 890 900—4 190 900 ₽

Модельный ряд Chery

Tiggo 4
Модельный год2018
Двигатель1,5 л 113 л. с. или 2 л 122 л. с. атмо,
147 л. с. турбо
Коробка передачМеханика, вариатор, робот
ПриводПередний
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена1 999 900—2 239 900 ₽
Tiggo 4 Pro
Модельный год2022
Двигатель1,5 л 113 л. с. атмо, 147 л. с. турбо
Коробка передачМеханика и вариатор
ПриводПередний
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 049 900—2 499 900 ₽
Tiggo 7 Pro
Модельный год2020
Двигатель1,5 л 147 л. с., турбо
Коробка передачВариатор
ПриводПередний
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 649 900—2 779 900 ₽
Tiggo 7 Pro Max
Модельный год2023
Двигатель1,5 л 147 л. с., турбо
Коробка передачВариатор
ПриводПередний
Гарантия5 лет или 150 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена2 829 900—2 979 900 ₽
Tiggo 8 Pro
Модельный год2021
Двигатель1,6 л 186 л. с., турбо
Коробка передачРобот
ПриводПередний
Гарантия7 лет или 200 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена3 469 900—3 589 900 ₽
Tiggo 8 Pro Max
Модельный год2022
Двигатель2 л 197 л. с., турбо
Коробка передачРобот
ПриводПолный
Гарантия7 лет или 200 000 км пробега
Рекомендованная розничная цена3 890 900—4 190 900 ₽
Tiggo 7 Pro из всех моделей Chery покупают в России лучше всего. Источник: chery.ru
Tiggo 7 Pro из всех моделей Chery покупают в России лучше всего. Источник: chery.ru

У Chery есть три суббренда: Exeed, Omoda и Kaiyi.

Exeed автоконцерн Chery позиционирует как премиальные автомобили: как Lexus у Toyota или Infiniti у Nissan. Судя по линейке двигателей и ряду других характеристик, это не так, но маркетинг есть маркетинг. Просто представьте Lexus LX с турбированной рядной четверкой 2,0 л на роботе. Тем не менее Exeed занимает четвертое место в рейтинге продаж китайских автомобилей и лидирует по росту продаж.

Автомобили Omoda появились в начале года, но все чаще встречаются на дорогах общего пользования. Kaiyi совсем недавно начали собирать в России, продавать начнут с середины апреля 2023 года.

Еще в России можно встретить китайские автомобили Changan, JAC, FAW, Dongfeng и GAC.

Интерьер и экстерьер китайских автомобилей

Комплектация. По комплектации и оснащению китайские автомобили выигрывают у корейских, японских и европейских моделей. У Haval в базовых комплектациях уже есть обогрев руля, датчики света и дождя, мультимедийная система с сенсорным управлением, бесключевой доступ, кнопка запуска двигателя и климат-контроль.

В дорогих комплектациях будет беспроводная зарядка, система удержания в полосе, помощь при парковке, проекционный дисплей на лобовое стекло, разноцветная подсветка салона, панорамная крыша и адаптивный круиз-контроль.

Интерьер. Несмотря на богатую комплектацию китайских автомобилей, их владельцы отмечают недостаток эргономичности и нелогичность оборудования салона. Вот некоторые моменты:

  1. Неудобные для дальних поездок сиденья.
  2. Проблемы с графикой на электронной панели приборов или в головном устройстве. Может выглядеть так, будто над ней работал человек, которого не учили верстать.
  3. Проблемы с обзорностью.
  4. Странная форма руля или ручки селектора передач.
  5. Неудобная регулировка руля для высоких водителей.
  6. Недостаточная шумоизоляция салона.
  7. На полку для телефона не помещается смартфон.

Все это касается абсолютно разных машин, но если решили взять «китайца» — поищите что-нибудь такое в салоне. Будет обидно, если оно всплывет после покупки. Ко всему этому можно привыкнуть за пару недель, но все равно неприятно.

Внешний вид и дизайн. Современные китайские автомобили выглядят хорошо, а некоторые — потрясающе. Автопроизводители переманивают дизайнеров из других автомобильных компаний по всему миру и привлекают их к работе над новыми моделями. У многих новых моделей китайских брендов появился узнаваемый внешний вид, уникальные черты марки и общий дизайн.

В некоторых случаях покупатели видят в таком дизайне хорошо знакомые машины. Например, рамный внедорожник Haval H9 внешне напоминает Toyota Land Cruiser Prado. Кроссовер Geely Monjaro похож на Volvo XC90, но здесь нет ощущения, что дизайн срисовали без спроса: все-таки Volvo принадлежит Geely.

В рамном внедорожнике Haval H9 узнают черты Toyota Land Cruiser Prado. Источник: Tikhomirov Sergey / Shutterstock
Toyota Land Cruiser Prado. Источник: Art Konovalov / Shutterstock
Volvo XC90. Источник: caranddriver.com
Geely Monjaro. Источник: geely-motors.com

Где производят китайские автомобили для российского рынка

Завод Haval работает в Тульской области с 2019 года, мощность — 80 000 автомобилей в год. Компания инвестировала в российское производство полмиллиарда долларов. Haval планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год.

У Geely с 2017 года есть завод в Беларуси. Беларусь входит в Евразийский экономический союз, поэтому автомобили свободно доставляют на российский рынок и продают там.

Chery с 2006 года производила автомобили на заводе «Автотор» в Калининградской области, но уже в 2008 сборку свернули. Еще автомобили бренда производили в Черкесске, Новосибирске и Таганроге. В 2023 году на «Автоторе» снова собирают Chery, но под брендом Kaiyi.

Технические особенности китайских автомобилей

Двигатель и АКПП. Китайские автомобили можно купить с классическим атмосферным двигателем и автоматом, а можно и с турбированным двигателем на роботе или вариаторе. Двигатели и коробки передач для китайских автомобилей по конструкции схожи с агрегатами, проверенными на немецких и японских авто. Многие из них успели проявить себя с хорошей стороны.

Chery совместно с австрийской фирмой AVL разрабатывает и производит собственные двигатели. На кроссоверы устанавливают уже третье поколение двигателей Acteco — так их называют. Chery настолько уверена в надежности своих агрегатов, что объявила пожизненную гарантию на двигатели, но только для китайского рынка.

Коробки передач и двигатели Haval во многом схожи с немецкими VAG. Их производят в Китае, а часть комплектующих поставляют из Японии и Америки. Предприятие Haval в Туле планировало построить в 2022 году завод по сборке собственных двигателей, но производство до сих пор не запустили.

Робот или классический автомат на китайской машине может работать с дискомфортом для водителя. Машина в этом случае резко дергается на старте или задумывается при переключении передач. Дилеры пытаются решить эту проблему новым программным обеспечением и адаптацией коробки передач, но лучше не становится.

Качество лакокрасочного покрытия и устойчивость к коррозии. Официальные дилеры и автопроизводители утверждают, что решили проблему коррозии китайских автомобилей. Например, у Haval гальванизируют 85% кузова — это вся машина, за исключением крыши. Толщина лакокрасочного покрытия — от 77 до 120 микрон.

Видимые части кузова будут выглядеть здорово достаточно долго, но если на крыше появится скол, ржавчина на металле под ним проступит почти сразу. И если с этим ничего не делать, примерно на пятый год там вполне может появиться дырка.

У китайских автомобилей достаточно странно обрабатывают днище. Антикоррозийное покрытие на заводах наносят частично: где-то оно вроде бы есть, но необработанные участки найти несложно. К сожалению, это можно сказать почти про любой китайский автомобиль, поэтому, если берете такой, рекомендуем сделать антикор в специализированном центре. Такую услугу обязательно предложит дилер, но качество работы, скорее всего, будет посредственным.

Тем, кто будет покупать на вторичном рынке китайский автомобиль старше пяти лет, рекомендую поднять машину на подъемнике и посмотреть на днище: если машину не обрабатывали антикором, будет много ржавчины.

Мы составили таблицу предполагаемой устойчивости к коррозии некоторых китайских автомобилей по информации с сайта Autogener. По типу и методу обработки металла можно прогнозировать появление ржавчины при нормальной эксплуатации. При холодной оцинковке на сталь только наносят цинкосодержащее покрытие. Это плохая степень защиты металла. Лучше, когда сталь оцинковывают с двух сторон гальваническим способом, то есть погружают в цинковый электролит под действием тока. Кузов дополнительно защищен от коррозии на пару лет, если включает долю алюминиевых элементов.

Предполагаемая устойчивость к коррозии некоторых китайских автомобилей

МоделиОбработка цинкомАлюминиевые элементыОценка защитыПервая коррозия
Geely CoolrayГальваническаяНетХорошо11 лет
Geely Atlas ProГальваническаяНетХорошо11 лет
Geely TugellaГальваническаяНетХорошо11 лет
Chery Tiggo 4ХолоднаяНетПлохо8 лет
Chery Tiggo 7ГальваническаяДаХорошо13 лет
Haval JolionГальваническаяДаХорошо13 лет
Haval F7ГальваническаяДаХорошо13 лет
Haval H9ГальваническаяДаХорошо13 лет
Haval DargoГальваническаяДаХорошо13 лет

Предполагаемая устойчивость к коррозии некоторых китайских автомобилей

Geely Coolray
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыНет
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия11 лет
Geely Atlas Pro
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыНет
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия11 лет
Geely Tugella
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыНет
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия11 лет
Chery Tiggo 4
Обработка цинкомХолодная
Алюминиевые элементыНет
Оценка защитыПлохо
Первая коррозия8 лет
Chery Tiggo 7
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыДа
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия13 лет
Haval Jolion
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыДа
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия13 лет
Haval F7
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыДа
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия13 лет
Haval H9
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыДа
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия13 лет
Haval Dargo
Обработка цинкомГальваническая
Алюминиевые элементыДа
Оценка защитыХорошо
Первая коррозия13 лет

Гарантия китайских автопроизводителей на сквозную коррозию

Срок гарантииПробег
Geely60 месяцев150 000 км
Chery60 месяцев150 000 км
Haval72 месяца

Гарантия китайских автопроизводителей на сквозную коррозию

Geely
Срок гарантии60 месяцев
Пробег150 000 км
Chery
Срок гарантии60 месяцев
Пробег150 000 км
Haval
Срок гарантии72 месяца
Пробег

Гарантия автопроизводителей-конкурентов на сквозную коррозию

Срок гарантииПробег
Hyundai60 месяцев150 000 км
Renault72 месяца
NissanОт 72 до 144 месяцев в зависимости от модели
Skoda144 месяца

Гарантия автопроизводителей-конкурентов на сквозную коррозию

Hyundai
Срок гарантии60 месяцев
Пробег150 000 км
Renault
Срок гарантии72 месяца
Пробег
Nissan
Срок гарантииОт 72 до 144 месяцев в зависимости от модели
Пробег
Skoda
Срок гарантии144 месяца
Пробег
По прогнозной оценке защиты кузова Haval Dargo хватит на 13 лет до появления первой коррозии. К сожалению, оцинковка частичная — без крыши
По прогнозной оценке защиты кузова Haval Dargo хватит на 13 лет до появления первой коррозии. К сожалению, оцинковка частичная — без крыши
Для сравнения: антикоррозийной защиты кузова конкурента Nissan X⁠-⁠Trail хватит на те же 13 лет, но кузов обработали полностью
Для сравнения: антикоррозийной защиты кузова конкурента Nissan X⁠-⁠Trail хватит на те же 13 лет, но кузов обработали полностью

Надежность. Аналитическое агентство JD Power исследовало удовлетворенность китайскими автомобилями на местном рынке. Они учитывают количество обращений владельцев с какой-либо проблемой на каждые 100 автомобилей.

Чем меньше этот показатель, тем надежнее и качественнее автомобиль. У Chery и Geely примерно одинаковые показатели — 215 и 216 обращений. Для сравнения, такие же показатели в рейтинге 2023 года у Volvo и Volkswagen.

Среди китайских брендов нет явных лидеров надежности
Среди китайских брендов нет явных лидеров надежности

Производители китайских автомобилей признают ошибки и готовы их устранять. У Geely при низких температурах текли топливные трубки, потом автомобили загорались. Поэтому объявили отзывную кампанию. Аналогичная отзывная кампания была и у Haval.

В Chery проводили сервисную кампанию — это когда владельцев приглашают в сервис, если похожие поломки встречались хотя бы у пяти машин в стране. У Chery Tiggo проверяли шланги охлаждения трансмиссии и проблемы с дистанционным запуском.

Сколько стоят китайские автомобили и как их продают

До определенного момента цена была преимуществом китайских автомобилей. Считалось, что можно немного сэкономить, если выбрать китайский бренд, но получить автомобиль нужных характеристик и комплектации.

Я подсчитал среднюю рекомендованную розничную цену четырех самых доступных китайских автомобилей разных брендов из массмаркета. Оказалось, что самый бюджетный китайский автомобиль стоит в среднем 2 268 000 ₽. Цена — больше не преимущество. Кроме того, появилось даже понятие «китайский премиум» — бренд Exeed. Например, внедорожник VX Limited Edition стоит 5 649 900 ₽.

Средняя рекомендованная розничная цена самых бюджетных китайских марок

МодельЦенаСредняя цена
Geely Coolray2 299 990—2 749 990 ₽2 524 990 ₽
Haval Jolion1 899 000—2 419 000 ₽2 159 000 ₽
Chery Tiggo 41 999 900—2 239 900 ₽2 119 900 ₽

Средняя рекомендованная розничная цена самых бюджетных китайских марок

Geely Coolray
Цена2 299 990—2 749 990 ₽
Средняя цена2 524 990 ₽
Haval Jolion
Цена1 899 000—2 419 000 ₽
Средняя цена2 159 000 ₽
Chery Tiggo 4
Цена1 999 900—2 239 900 ₽
Средняя цена2 119 900 ₽

Дилерские центры и продажи. По данным Национального агентства промышленной информации, в третьем квартале 2022 в России открылось 133 новых дилерских центра продаж. Их них 104 центра — для продажи китайских автомобилей. Четверть всех дилерских центров легковых автомобилей приходится на китайские марки.

Дилерских центров стало больше, потому что доля рынка китайских автомобилей растет. За прошедший год они увеличили свое присутствие на рынке более чем в три раза. Это происходит, потому что для китайского автопрома почти не осталось конкурентов.

Из 133 дилерских центров, открытых в третьем квартале 2022 года, 104 приходится на автосалоны китайских производителей. Источник: napinfo.ru
Из 133 дилерских центров, открытых в третьем квартале 2022 года, 104 приходится на автосалоны китайских производителей. Источник: napinfo.ru
За 2022 год структура автомобильного рынка изменилась. Китайские автомобили обогнали все страны и вышли на второе место после российских. Источник: autostat.ru
За 2022 год структура автомобильного рынка изменилась. Китайские автомобили обогнали все страны и вышли на второе место после российских. Источник: autostat.ru

Вторичный рынок. На цены новых автомобилей влияют ожидания, дефицит, ажиотаж, реклама, маркетинг и работа менеджеров. Когда проходит два-три года, цену автомобиля формируют объективные факторы: надежность, наличие запчастей, стоимость содержания и ремонта. Цены на вторичном рынке устанавливает автомобильное сообщество, и оно отражает отношение потенциальных покупателей к марке и модели машины.

Эксперты аналитического агентства «Автостат» оценили сохранение остаточной стоимости китайских автомобилей. Лучший показатель за девять месяцев 2022 года у Chery Tiggo 4 — 135,9%. Это означает, что продать подержанный автомобиль можно дороже, чем его покупали новым. В 2023 году сложно объективно оценивать ликвидность машин. Из-за ухода из России автомобильных брендов и роста цен почти все модели продаются на вторичном рынке дороже своей первоначальной стоимости.

Новые китайские модели появились на рынке недавно, и пока мало данных об их востребованности на вторичном рынке. Но про модели, которые хотя бы три года продаются на российском рынке, можно что-то сказать. Мы сделали таблицу для таких моделей по данным «Авто-ру» на основе объявлений о продаже. По их данным, в среднем подержанный китайский автомобиль дешевеет на 11% в год.

Как дешевеют китайские машины на вторичном рынке

МоделиСредняя цена продажиПотеря стоимости в год
Geely Coolray2 033 29611%
Chery Tiggo 41 626 04710%
Chery Tiggo 82 080 76912%
Haval F72 273 01710%
Haval H93 303 33312%

Как дешевеют китайские машины на вторичном рынке

Geely Coolray
Средняя цена продажи2 033 296
Потеря стоимости в год11%
Chery Tiggo 4
Средняя цена продажи1 626 047
Потеря стоимости в год10%
Chery Tiggo 8
Средняя цена продажи2 080 769
Потеря стоимости в год12%
Haval F7
Средняя цена продажи2 273 017
Потеря стоимости в год10%
Haval H9
Средняя цена продажи3 303 333
Потеря стоимости в год12%

Запасные части

Гарантия на китайский автомобиль — от трех до семи лет. Если в автомобиле что-то сломается в этот период, официальный дилер закажет запчасть самостоятельно и заменит ее бесплатно по гарантии. Но если автомобиль больше не на гарантии или пострадал в ДТП, могут возникнуть проблемы.

Когда модель только появляется на рынке, для нее еще нет хороших каталогов, по которым можно найти запчасти. Исключение может быть только для машин, построенных на старой платформе. В новых каталогах для китайских авто иногда не бьется VIN, нет схем с запчастями или английский язык перемешивается с китайскими иероглифами.

Политика по запчастям, видимо, такая: поездил пять лет — машину под пресс

Аватар автора

Игорь Вольщак

директор регионального магазина запчастей Exist

Пока что рано говорить про совсем свежие модели. В основном люди обращаются к нам с подержанными автомобилями. Могу однозначно сказать, что купить запчасти на китайский автомобиль — проблема. И вот почему.

Запчастей нет в наличии на складах: в основном сложно найти и дождаться детали интерьера, внутрисалонную электрику, мелкие детали экстерьера, многие компоненты двигателя, ремкомплекты для агрегатов и много чего еще.

Качество деталей отвратительное. Якобы оригинальные детали в большинстве случаев очень некачественные. Насосы гидроусилителя руля, генераторы, стартеры, рулевые рейки, суппорты могут прийти и вовсе после ремонта на скорую руку. Много явного контрафакта, который сами же китайцы и присылают. По одному и тому же артикулу могут прийти абсолютно разные детали. Поэтому люди при любой возможности стараются заказывать аналоги от других марок. Прямых кроссов на аналоги нет, поэтому люди ищут информацию в сети.

Каталоги запчастей очень плохие, а еще они есть далеко не для каждой машины. Банально артикулы не можем найти. Приходится гуглить и искать информацию по форумам. Складывается впечатление, что производитель не очень задумывается о том, что будут делать владельцы машин с пробегом.

Видимо, политика такая: поездил, скажем, пять лет — старую машину под пресс, купил новую. У остальных производителей хотя бы внятные каталоги есть, и в них можно что-то найти, а вот с китайцами проблема. Несмотря на это, в части производства новых автомобилей китайцы очень выросли. Думаю, через 7—10 лет они достигнут уровня корейцев.

Китайские автопроизводители говорят, что их автомобили полностью собраны из дорогих европейских компонентов. Якобы все датчики Bosch, подвеска точь-в-точь как у RAV4, сцепление LUK, ролики-подшипники FAG, но это только часть правды. Важно помнить, что в машине немало по-настоящему китайских запчастей. И те несколько недель, что неизбежно потребуются для доставки, владельцу негарантийного китайского автомобиля придется обходиться без машины.

Дальше — проблема, которая вряд ли коснется первого владельца китайского автомобиля. На Фольксвагене, БМВ или Тойоте можно без проблем пойти в клубный сервис, к хорошему мотористу или специалисту по КПП. Двигатель отремонтируют, коробку передач переберут, а все, что нужно, закодируют. Когда не получается перебрать — ищут контрактный агрегат.

Но привезти агрегат для «китайца» из Японии или Эмиратов вряд ли получится. В Японии на таких машинах не ездят, а в Эмиратах они есть, но там их покупают примерно как в России до санкций — кратно реже, чем те же Тойоты.

Скорее всего, негарантийный автомобиль все равно придется обслуживать и ремонтировать у официального дилера. А там агрегаты не перебирают — их меняют целиком на новые.

Кузовные элементы

Цены на новые кузовные элементы для китайских автомобилей примерно такие же, как для моделей конкурентов из других стран. Но чем новее модель, тем дороже на нее запчасти и тем дольше они будут ехать в пункт выдачи заказов.

В отдельных случаях быть виновным в ДТП на китайском автомобиле более накладно, чем на аналогичном по цене автомобиле корейского или европейского производителя.

Цены на новые кузовные элементы для китайских машин

МодельКапотФара леваяКрыло левоеСтоимость комплекта
Haval Jolion49 420 ₽59 490 ₽13 220 ₽122 130 ₽
Geely Tugella101 940 ₽94 320 ₽27 360 ₽223 620 ₽
Chery Tiggo 7 Pro80 530 ₽26 740 ₽33 170 ₽140 440 ₽

Цены на новые кузовные элементы для китайских машин

Haval Jolion
Капот49 420 ₽
Фара левая59 490 ₽
Крыло левое13 220 ₽
Стоимость комплекта122 130 ₽
Geely Tugella
Капот101 940 ₽
Фара левая94 320 ₽
Крыло левое27 360 ₽
Стоимость комплекта223 620 ₽
Chery Tiggo 7 Pro
Капот80 530 ₽
Фара левая26 740 ₽
Крыло левое33 170 ₽
Стоимость комплекта140 440 ₽

Цены на новые кузовные элементы для машин-конкурентов

МодельКапотФара леваяКрыло левоеСтоимость комплекта
Hyundai Creta 247 000 ₽58 300 ₽12 450 ₽117 140 ₽
Nissan Qashqai33 000 ₽69 490 ₽19 190 ₽121 680 ₽
Skoda Kodiaq69 530 ₽50 000 ₽31 000 ₽150 530 ₽

Цены на новые кузовные элементы для машин-конкурентов

Hyundai Creta 2
Капот47 000 ₽
Фара левая58 300 ₽
Крыло левое12 450 ₽
Стоимость комплекта117 140 ₽
Nissan Qashqai
Капот33 000 ₽
Фара левая69 490 ₽
Крыло левое19 190 ₽
Стоимость комплекта121 680 ₽
Skoda Kodiaq
Капот69 530 ₽
Фара левая50 000 ₽
Крыло левое31 000 ₽
Стоимость комплекта150 530 ₽

Владельцы европейских, японских, южнокорейских и американских марок могут пойти на «Авито» или ZZap.ru и хорошо сэкономить:

  1. Найти человека, который разбирает машины конкретной марки, и купить у него почти все, что понадобилось. Возможно, где-то будет царапина или вмятина, бампер — черным, дверь — белой, но это не страшно. Элементы оригинальные, идеально встанут на место, а цвет и маленькая вмятинка — не проблема, кузовщики разберутся.
  2. Подобрать дешевый тайваньский или китайский аналог. Металлические элементы придется серьезно обрабатывать, чтобы они не сгнили в первый год, а пластиковые, скорее всего, будут более тонкими и хрупкими, придется помучиться, чтобы установить их на машину. Тем не менее они есть — и они могут стоить дешевле оригинальных элементов с разборки.

В случае с китайской машиной свежего модельного года придется рассчитывать либо на оригинальные детали, либо на царапанные-мятые из тех, что сняли с битых машин. С моделями, которые продают давно, ситуация получше: можно найти аналоги.

Так же, как в случае с контрактными агрегатами, кузовные элементы не пришлют с Дальнего Востока и не привезут из Польши.

Безопасность

Китайские автомобили тестируют на безопасность по методике C-NCAP. Это китайский аналог комитета по проведению независимых краш-тестов и оценке активной и пассивной безопасности. Почти все автомобили, которые проходят китайские испытания, получают пять звезд безопасности: Geely Atlas, Chery Tiggoо 8, Havalо F7, Exeedо TLX. Проблема в том, что этот тест пройти проще всего. Про краш-тесты и C-NCAP мы писали в отдельном материале.

Пока что на российском рынке только два китайских автомобиля с ДВС, которые можно считать безопасными:

Китайские автопроизводители понимают, что ориентир на безопасность расширяет рынки сбыта и приносит прибыль. Возможно, в будущем мы увидим еще больше объективных испытаний, которые подтвердят или опровергнут результаты китайских краш-тестов.

Haval Jolion на испытаниях ANCAP. Источник: ancap.com.au
Haval Jolion на испытаниях ANCAP. Источник: ancap.com.au

Так брать новую китайскую машину или нет?

Покупатель Chery, Haval и Geely — это идеальный клиент официального дилера:

  1. Он покупает только новые машины.
  2. Обслуживает их исключительно у официального дилера.
  3. Оформляет каско, причем каждый год.
  4. Продает машину, как только заканчивается гарантия, и сразу покупает новую.

Дальше — о преимуществах.

Есть официальная гарантия. Это по-прежнему важно для многих покупателей. Настолько, что при бюджете 3,3 млн они выбирают Geely Atlas Pro вместо ввезенной по параллельному импорту Toyota RAV4.

Продавец — официальный дилер. Бывает и по-другому, но в целом это так. В ЭПТС нет странных частников.

Пока машина на гарантии, она не подведет, не встанет на трассе и не заржавеет.

Сервис, скорее всего, будет хорошим. В случае с Вольво, Ауди или Мерседесом вам могли нахамить, продать лишние работы и запчасти или затаскать по судам вместо того, чтобы выполнить гарантийные обязательства. С китайской машиной это маловероятно.

Машину выдадут красиво: с огромным бантом, шампанским и красной дорожкой. А потом на протяжении всего гарантийного срока будут ее добросовестно обслуживать.

Если вам все это важно — берите, но минусов по-прежнему много.

Сложно отремонтировать в стороннем сервисе. Мало контрактных двигателей и коробок передач, мало специализированных разборок. Если захочется отремонтировать то, что есть, будет трудно подобрать запчасти. В негарантийном случае или после ДТП по вине владельца, скорее всего, придется идти к дилеру. Привыкли ездить без каско и экономить на ремонте и техобслуживании — либо отвыкайте, либо не связывайтесь.

Вопросы к интерьеру и эргономичности. В одной машине будут непригодные для дальних поездок сиденья, в другой руль, который сложно отрегулировать по вылету, в третьей — дизайн ПО на головном устройстве в стиле китайских смартфонов из нулевых.

Китайские автомобильные бренды очень молодые, значимых для многих покупателей достижений из прошлого нет — есть только рекламные ролики.

На этих машинах не ездила ни британская, ни шведская, ни какая-либо еще королевская семья. Никто в 90-е на них не заглядывался и не думал: «Вот вырасту и обязательно куплю».

Китайские автопроизводители не участвовали в гонке «24 часа Ле-мана», у них не было команды в «Формуле-1» или WRC. На них не дрифтили по горным серпантинам в Японии.

Южнокорейские бренды тоже не про гонки, но у них есть легендарные авто вроде Hyundai Accent. Он был недорогим во всех смыслах, на него было полно запчастей, его могли отремонтировать в любом гараже.

Это неоправданно дорого. Китайские машины сопоставимы по цене с аналогичными корейскими, японскими и европейскими — несмотря на минусы, о которых мы написали выше. Единственное, чем это можно объяснить, — санкции и закрытый для других автопроизводителей рынок.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Вам доводилось владеть китайским автомобилем? Покажите фотографию и расскажите, как он вам:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество