Как изменится схема приобретения автомобилей из Японии в связи с нестабильной экономикой

10

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Светлана Алейникова

Страница автора

На чем построен бизнес по продаже автомобилей из Японии? Его основа — потребность людей в приобретении надежных автомобилей в хорошем состоянии по разумной цене.

Бизнес по продаже автомобилей из Японии возник в 80-е годы. Тогда транспорт из Европы и США по большей части был недоступен для российских граждан, а российский был ниже по качеству. Сегодня подержанные авто из Японии остаются по-прежнему востребованы благодаря лучшему состоянию в отличие от своих собратьев, уже видавших российские реалии.

С японской же стороны продажи автомобилей за границу обусловлен некоторыми причинами:

  1. Техосмотр (СЯКЭН). Он проводится каждые два года, когда автомобиль достигает возраста трех лет. В среднем он стоит 1500 долларов США. Это основная мотивация японцев продавать автомобили спустя 3 года после покупки. Если по результатам техосмотра выявят проблемы, машину придётся ремонтировать.
  2. Неликвидность авто после ДТП. В случае, если автомобиль попал в ДТП, ремонтировать его в Японии будет дорого. Стоимость может практически равняться стоимости нового автомобиля. Говорят, что японцы верят, что у авто после ДТП плохая карма.
  3. Ежегодный налог. Он обходится в 29 500 йен для авто объемом двигателя менее 1 л, 2,5—3,0 л — в 51 000 йен, 4,5—6,0 л — в 88 000 йен. Автомобили старше 13 лет облагаются дополнительные налогом в 10% от основной стоимости.

Компании, которая занимается поставками подержанных автомобилей из Японии, нужно иметь несколько специализированных инструментов. Важны партнёрские связи на японской стороне и/или офисы по обе стороны — Россия и Япония. Благодаря ресурсу доступа к аукционам менеджеры по продажам занимаются поиском вариантов и изучением статистики продаж. В среднем стоимость такого доступа обходится компании в 4000 рублей в месяц.

Рассмотрим три основные схемы работы. Первая схема подразумевает покупку автомобилей по индивидуальному заказу клиента. Автомобиль подбирается под потребности и бюджет клиента, для покупки привлекаются денежные средства покупателя. Плюсы: компания не вкладывает личные средства. Минусы: невозможность расширить клиентскую базу за счет тех потребителей, кто не желает ждать, пока автомобиль доставят в Россию. Компания зарабатывает на комиссии, которая составляет в среднем 25 000 рублей с одного автомобиля.

Следующая схема подразумевает покупку автомобилей компанией с целью последующей продажи. Плюсы: возможность быстро реагировать на потребности клиентов, варьировать прибыль в зависимости от ликвидности проданного автомобиля и его начальной стоимости. Минусы: необходимо место хранения автомобилей перед продажей, необходимость в ряде случаев проводить предпродажную подготовку.

Еще одна популярная схема — покупка автомобилей под восстановление. В данном случае на аукционах покупаются автомобили заведомо в плохом техническом состоянии. Авто ремонтируются и продаются на вторичном рынке. К сожалению, компании или частые лица, которые работают таким образом, часто намеренно обманывают своих покупателей. Автомобили после ДТП, имеющие серьезные недостатки, продаются под видом автомобилей в хорошем состоянии.

В феврале и марте этого года сферу сильно шатало, что продолжает происходить и сейчас. Ранее заключённые договора разрываются, новые не заключаются. Потребитель не готов покупать автомобили по новому курсу валют. Фрахт (плата за перевозку автомобиля в Россию), пошлина и утилизационный сбор оплачиваются в долларах, что сильно увеличивает конечную стоимость автомобиля.

Возьмём за пример автомобиль Toyota Harrier 2017 года с оценкой 4,5 балла аукционной стоимостью 2 328 000 ¥ (или 2 247 100 рублей). Пошлина и утилизационный сбор составит 6074 $, фрахт 650 $. Итого: 6724 $.

22 февраля 2022 года официальный курс ЦБ был 76,4 рубля за доллар. Пошлина, сбор и фрахт составляет 513 713,6 рублей. На 17 марта стоимость доллара по отношению к рублю установилась на уровне 108,05 р за единицу. Пошлина, сбор и фрахт — 726 528,2. Стоимость данного автомобиля только по части пошлин и фрахт возросла на 212 814,6, без учёта стоимости авто на аукционе.

Возьмём другой пример. Популярный автомобиль Honda Fit 2018 аукционной стоимостью 751 000 ¥ или 724 900 рублей. Повторим расчеты и выясним, что разница только лишь в пошлине, фрахт и утилизационном сборе в совокупности, составит больше 100 000 рублей, а именно 101596,5 рублей.

По этой причине в марте многие компании ещё не смогли заключить ни одного договора с клиентами, не приобрели ни одного автомобиля. При этом значительных проблем с доставкой автомобилей из Японии не происходило. Автомобили поставляются из Японии как и прежде — в срок до трех недель после покупки автомобиля на аукционе.

Что делать и как быть в условиях, когда больше нет потребителя, готового покупать автомобили втридорога? Фактически бизнес по привозу авто в Японии пришёл в негодность в считанные дни. Решение, которое приходит на ум — использовать ресурсы, доступные на рынке. Автомобили, ранее привезённые в Россию, все ещё могут быть востребованы. Конечно, это работает только в случае, если продавцы не станут значительно завышать стоимость автомобилей.

К сожалению, на текущий момент можно увидеть все больше объявлений на сайтах по продаже автомобилей с пометкой «высокая цена». При этом разобраться в обилие подержанных автомобилей, выставленных на продажу, довольно сложно. Вспомним про серую схемы работы, в которой под видом хороших авто продаются битые.

Так, большинство компаний, которые ранее ориентировались на продажу автомобилей из Японии, теперь делают ставку на автоподбор. Стоимость такой услуги составляет 2000—5000 рублей за проверку одного автомобиля и от 15000 за полноценный автоподбор среды автомобилей, доступных на местном рынке.

Стоит отметить, что спрос на данный вид услуг в России ещё не сформирован в большом объёме. По количеству запросов в сервисе по подбору ключевых слов, можно судить о том, что услуга не является очень популярной.

В данных условиях высокой нестабильности сложно делать какие-либо прогнозы, но давайте рассмотрим оптимистичный сценарий развития событий. Все вернётся на круги своя. Уже сейчас, постепенно снижается аукционная стоимость автомобилей. Происходит это потому, что продавцы вынуждены понижать начальную стоимость своих авто, с которой те выходят на аукцион. Интересный факт, что стоимость снижается только на марки и модели, популярные в РФ. Российский рынок — едва ли не главный потребитель подержанных японских автомобилей, в связи с чем аукционам придётся подстраиваться, чтобы сбыть автомобили. Возможно, в определённый момент снижение аукционной стоимости автомобилей сможет компенсировать расходы на оплату пошлин, сборов и фрахт.

Приятным бонусом станет возможная стабилизация или возврат курса национальной валюты к прежним показателям. Отмена обязательной установки системы ЭРА-ГЛОНАС также уменьшила бы финансовую нагрузку на автолюбителей на 40 000—45 000 рублей.


Теги: авто
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество