Как я регистрировал первую машину в ГИБДД

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Андрей Горецкий

Страница автора

Всем привет. Предыдущий пост я закончил на том, что наконец-то купил машину — первую, дешевую, но оттого не менее классную (как по мне). И речь идет о «десятке».

Знаю, что многих мой выбор смутил: мол, если есть хорошая работа, почему бы сразу не купить автомобиль новее и надежнее? Но мне хотелось отработать навыки вождения и не переживать о дорогостоящих ремонтах. Поэтому покупкой я был более чем доволен — оставалось лишь зарегистрировать ее в ГИБДД. И это, как оказалось, целое испытание

С чего начать регистрацию машины? Какие документы потребуются? За что браться в первую очередь — проходить техосмотр или оформлять страховку? Наверняка, как и я, с этими вопросами сталкивается множество начинающих водителей. На них я и постараюсь ответить.

Что нужно сделать перед регистрацией машины в ГИБДД

Вопрос становится актуальным, как только вы подписывается ДКП и машина переходит в ваше владение. По закону, с оформлением документов можно не торопиться — на это выделяется 10 дней. То есть, если вас за это время остановит инспектор и увидит, что вы не зарегистрировали авто или не оформили ОСАГО, теоретически вам ничего не будет, поскольку закон вы не нарушаете. Правда, придется всегда возить с собой ДКП — чтобы подтвердить недавнюю покупку авто.

Удивительно, но именно эти 10 дней стали для меня настоящим спасением. Как только я купил машину, тем же вечером меня одолела температура, и я провалялся с ней целую неделю — без шанса подняться с кровати и пройти дальше кухни и туалета. Но время шло, и пусть мне лучше не становилось, надо было приходить в себя и оформлять документы — на это оставалось всего 3 дня.

Шаг 1. Сделать страховку. Начните с самого основного и простого — полиса ОСАГО. Страховка до сих пор является обязательным документом водителя, только с марта нынешнего года это требование планируют отменить и разрешить регистрировать тачку в ГИБДД без нее.

Благо, купить ОСАГО сейчас просто — заходите на любой агрегатор, выбираете предложение по душе, и после оплаты страховка приходит на почту. Для регистрации в ГИБДД ее придется распечатать — там просят именно бумажный вариант документа. В дальнейшем же это необязательно — инспекторам будет достаточно предоставить ОСАГО с телефона.

Моя первая страховка обошлась мне в 14 тыс. рублей — сумма немаленькая, но и стажа у меня на тот момент практически не было. Так что, если вы крайне урезаны в бюджете на покупку авто, лучше этот момент предусмотреть заранее.

Шаг 2. Пройти техосмотр. Когда страховка уже готова, можно приступать к следующему этапу — оформлению диагностической карты. Она потребуется в ГИБДД, если ваш автомобиль старше 4 лет, и выдают ее только по итогам техосмотра. Здесь тоже все на ваш выбор — можете записаться на техосмотр в то СТО, куда удобнее добираться или где не такая большая очередь. Правда, учитывайте факт, что не каждая СТО может провести техосмотр, только лицензированная. Узнать об этом просто — обычно в интернете можно найти список лицензированных СТО.

Но остерегайтесь мошенников: некоторые «специалисты» могут взять с вас деньги и не внести данные авто в базу ЕАИСТО. Тогда техосмотр будет считаться фальшивым, и за это вас оштрафуют на 2 000 рублей по ст. 12.5 КоАП.

Для техосмотра машину нужно «подготовить», иначе вам его не пройти. Там вообще множество требований, но почему-то мне запомнились самые «ходовые»:

  • в машине должны быть аптечка, огнетушитель, аварийный знак
  • если на окнах есть тонировка, она должна соответствовать техническим требованиям (светопропускаемость лобового и передних стекол минимум 70%)
  • «тонированные» фары к техосмотру не допускаются
  • лобовое стекло не должно иметь повреждений и так далее, и так далее.

Список можно продолжать бесконечно, из-за чего техосмотр сразу представляется сложной и долгой процедурой. На деле это не так.

Лично мне намного сложнее было добраться туда с температурой: из-за нее я плохо соображал, еще и ехал за рулем сразу на другой конец города. На тот момент это было сложным испытанием, ведь я только самостоятельно сел за руль. Сам же техосмотр занял у меня совсем немного времени — около получаса.

Проходит все примерно так:

  • платите 1 022 рубля (минимальная цена фиксируется законодательно)
  • сотрудники осматривают машину (честно, у меня смотрели вполглаза, даже аптечку не стали проверять)
  • фоткают ее с разных ракурсов
  • отправляют данные в базу ЕАИСТО
  • оформляют документы.

Ваша задача просто ждать. Как только документы будут готовы, вам выдадут диагностическую карту, после чего можно записываться через Госуслуги на регистрацию в ГИБДД. Там же сразу оплачиваются пошлины (у меня получилось 850 рублей: 500 — за СТС, 350 — за внесение новой информации в ПТС).

Здесь дам совет — записываться в ГИБДД заранее, желательно сразу после покупки и до прохождения техосмотра. Попасть в нужный день и в удобное время получается не всегда из-за большого наплыва людей. Мне повезло, что оставались свободные «окошки» для записи — если бы затянул еще немного, их бы попросту не осталось, тогда пришлось бы платить штраф за то, что вовремя не поставил авто на учет.

Как проходит регистрация машины в ГИБДД

Будьте готовы к тому, что «сделать все легко и быстро» — это не про автоинспекцию. По крайней мере, у меня так не получилось.

В нашем городе отделений ГИБДД, где регистрируют машины, всего два. Хоть моя запись и была на 9 утра, приехал все равно к самому открытию — наслушался рассказов про бесконечные очереди. Народа уже было довольно много, но принимали все равно строго по времени записи на Госуслугах (что довольно удивительно).

На этом цивилизация заканчивается, дальше — тот самый пошаговый квест, как и в любом другом госучреждении.

Сначала вы идете к первому окошечку и отдаете там документы:

  • ваш личный паспорт
  • ПТС
  • СТС
  • ДКП и акт передачи авто
  • диагностическую карту, которую получили при техосмотре.

После этого начинается другой этап — сверка номеров. Ее выполняет инспектор на специальной площадке. Водители по очереди подъезжают к нему, он сверяет вин-номера агрегатов с теми, что указаны в документах, плюс, фиксирует особенности авто для документов: цвет, тип кузова и так далее. Если с машиной все в порядке, сверку вы пройдете быстро, главное — дождаться своей очереди. У нас машины смотрели сразу два специалиста, но двигалась очередь все равно медленно, у меня на все ушло около часа.

При этом везло далеко не всем. Передо мной нескольких водителей развернули чистить вин-номера на движке — из-за ржавчины рассмотреть там знаки было невозможно, а их важно обязательно сверить с ПТС автомобиля. На парковке поблизости ютились автомобилисты с такой же проблемой. Я видел, как они ковырялись под капотом, пытаясь хоть как-то убрать ржавчину палками, влажными салфетками и всем, что попадалось под руку. В результате большинство уезжали в сервис, который находится рядом с ГАИ, а затем повторно подъезжали на сверку.

Их дальнейшая судьба мне неизвестна — удалось лишь услышать, что если VIN так и не увидят, в регистрации откажут, а машину отправят на экспертизу. Занимает она несколько месяцев, и если вин с документами там не совпадет, водителю грозит уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы (ст. 326 УК РФ).

Смотря на это все, я мысленно благодарил Серегу (моего друга-автоподборщика) за то, что он тщательно все проверил, в том числе сверил фактические номера на кузове и агрегатах «десятки» с отчетом проверки. Напомню — вин-номер из документов высвечивается там тоже, и при необходимости код на авто можно сверить с отчетом и документами. А история моей «десятки», как и вин, были чисты — перед законом в том числе.

Поэтому как только очередь на сверке дошла до меня, уже спустя пять минут инспектор отдал заполненный документ и снова отправил в отделение ГИБДД — заканчивать регистрацию.

Дело оставалось за малым — отдать результаты сверки другому инспектору и дождаться выдачи новых документов. В случае, если вы меняете номера, новые выдают на этом же этапе — по крайней мере, большинство водителей выходили из кабинета с только что изготовленными табличками. Меня же это не коснулось — номерные знаки я оставил старые.

Когда получаете документы, внимательно проверьте, правильно ли они заполнены. Лучше исправить ошибки сразу, чем снова обращаться в ГИБДД и тонуть в очередях (которые, несмотря на наличие Госуслуг и онлайн-записи, все равно были и будут). Если с документами все в порядке, на этом регистрация заканчивается.

В целом, мне понадобилось два часа, чтобы поставить «десятку» на учет. И это не считая того момента, что я приехал раньше на час. Большинство времени съело ожидание в очереди на сверку номеров и на получение документов. В целом же процедура показалась мне не такой страшной и времязатратной — главное все проверить еще перед покупкой авто, чтобы не возникло сюрпризов в ГИБДД.

Выходя из дверей автоинспекции, я почувствовал облегчение и гордость, как после прохождения муторного медосмотра: все позади. Теперь я официально мог назвать себя автовладельцем. В тот момент я был безмерно счастлив, хотя в дальнейшем машина и причинила немало проблем. Но об этом — в следующих постах.

Напоследок хочу поблагодарить вас за то, что делитесь в комментариях своими историями и проявляете интерес к постам! Знаю, что для многих новичков за рулем это «больные» темы — и автошкола, и выбор первой машины, и «возня» с документами. Рассказывайте, какие проблемы на этапе регистрации возникали у вас и как вы их решали — обсудим вместе.