«Хороший способ заинтере­совать ребенка — книжные серии»: как увлечь ребенка чтением
Дети
979

«Хороший способ заинтере­совать ребенка — книжные серии»: как увлечь ребенка чтением

Интервью с кандидатом педагогических наук Алиханом Динаевым
10
Аватар автора

Алихан Динаев

кандидат педагогических наук

Страница автора
Аватар автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Соня Лесная

сфотографировала

Страница автора

Хотя бы иногда читают книги около 73% детей и подростков.

Правда, это же исследование Kids & Teens 2023 компании Mediascope показало, что по мере взросления количество читающих детей сокращается. Поговорили с автором книги «Почему он не читает?» Алиханом Динаевым о том, что влияет на интерес к чтению и как быть, если ребенок отказывается от книг.

— Что влияет на интерес ребенка к чтению?

— Прежде всего, книжное окружение. С одной стороны, под этим словосочетанием я понимаю читающих родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, учителей, тренеров и других значимых для ребенка взрослых. А с другой — количество книг в семье.

Причем эти факторы неразрывно связаны друг с другом. Родители учеников часто жалуются мне, что ребенок не читает, и спрашивают, как это исправить. В ответ я задаю немного провокационный, но очень важный вопрос: «А вы как часто читаете?» Иногда мне отвечают, что почти каждый или даже каждый день. Тогда я задаю следующий вопрос: «Как часто ребенок видит вас читающим? Причем держащим в руках именно бумажную книгу?» Ведь если взрослый читает с телефона или планшета, ребенку может казаться, что тот общается в соцсетях или, к примеру, смотрит видео.

Как правило, ответ на этот вопрос намного реже оказывается положительным. Родителям, которые предпочитают читать с планшета, я рекомендую хотя бы время от времени покупать бумажные книги и себе.

— Что делать, если родитель не очень много читает, но при этом хочет привить любовь к книгам ребенку?

— Если родитель не любит читать, ему будет сложно убедить кого-то, что чтение значимо и ценно. Ребенок спросит: «Папа/мама, а ты почему не читаешь? Ты мне говоришь, что это так важно, но я никогда не видел тебя с книгой». И эти вопросы могут поставить в тупик.

Я абсолютно убежден, что в этой ситуации родитель должен искать единомышленников. Возможно, читает мама ребенка, его брат, дядя, бабушка или дедушка. Да, родитель не сможет заинтересовать личным примером, но он все же может создать книжное окружение. А также обеспечить благоприятные условия: покупать ребенку книги, ходить с ним в библиотеку, на книжные выставки, ярмарки, в литературные музеи, где можно весело и интересно провести время. Хотя, на мой взгляд, стоит переступить через внутреннее «не хочу» и начать читать ребенку сказки, рассказы. Иногда этот прием помогает увлечься книгами и самому.

— Как заинтересовать ребенка чтением?

— Можно начать с чтения в ситуации, когда больше нечем заняться. Например, для детей помладше я рекомендую брать в дорогу несколько бумажных книг. Если вы боитесь, что ребенка или вас во время чтения укачает, можно поразглядывать иллюстрации и попробовать, например, составить свою историю по картинкам.

Другой способ связан с мультфильмами. Их смотрят если не все, то уж точно большинство детей. Что может сделать родитель? Включить любимый мультфильм на телефоне, подключить его к аудиосистеме и спрятать экран. Так мультфильм превратится в аудиокнигу — дети могут успокоиться и послушать интересную историю. Можно разнообразить прослушивание: делать паузы и задавать вопросы. Например, если ребенок слушает «Синий трактор», попросить посчитать машины синего цвета.

В поликлинике или каком-то другом учреждении, где надо долго ждать, тоже можно включить ребенку не мультфильм, а аудиосказку. Правда, в такие заведения я еще рекомендую брать с собой бумажные книги. Возможно, они займут ребенка не на полчаса, а на пять минут, но и это уже хорошо.

Не нужно торопиться и слишком высоко поднимать планку ожиданий, надеясь, что после применения первого же совета ребенок возьмет книгу и будет читать. Это сложная задача, которая требует большого терпения со стороны родителей. Бывает, что ребенок соглашается почитать в больнице после пятой или шестой попытки.

Нужно не переставать предлагать.

С подростками тоже можно использовать разные приемы. Например, подарите футболку с цитатой Достоевского, рюкзак или другой книжный мерч. Это не только позволит вашему подростку быстро найти единомышленников, но и дополнительно заинтересует литературой. Задача родителей — не заставить ребенка читать, а создать условия, чтобы он читал. А с футболкой с изображением Достоевского вероятность, что он прочитает этого автора, пусть и немного, но все-таки выше.

Или приведите ребенка в книжный клуб — такие можно найти, введя в поисковой строке «подростковый книжный клуб» и название своего города. И познакомьте с другими читающими подростками. Так он увидит, что среди сверстников есть те, кто считает, что чтение — очень увлекательное занятие. А в подростковом возрасте мнение ровесников особенно важно.

Важно ли, чтобы ребенок читал именно книги? Или, если он читает комиксы, мангу, блоги — это уже хорошо?

— Возможно, я покажусь консерватором, но я абсолютно убежден, что даже образовательные посты во «Вконтакте» не сравнятся с самыми короткими рассказами О. Генри или Чехова в бумажной книге. Крупный метаанализ ученых Университета Валенсии показал, что напечатанный текст люди понимают лучше, чем тот же самый текст на электронном носителе. Это с одной стороны.

С другой, нужно разделять комиксы, мангу и блоги. Комиксы и манга — разновидность литературы, причислить к ней блоги крайне сложно, поскольку те носят информационный характер. Лучше, если ребенок все же читает короткие рассказы, комиксы или мангу. Вероятность того, что после них он заинтересуется крупными произведениями известных писателей, гораздо выше, чем если он вообще не берет в руки книги.

Пусть начнет с простых и коротких произведений. Затем, возможно, перейдет к приключенческой литературе. Потом может заинтересоваться детективами. А следом перейти к более сложным форматам и жанрам. Например, детям в возрасте 10—15 лет может понравиться не только «Гарри Поттер», но и книги Марии Парр — «Вратарь и море», «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал», романы «Невидимка» Элоя Морено и «Стертый» Лизы Томпсон, а также целая серия детективных историй про девочку Конни.

Если ребенок читает хоть что-то, не надо ругать его или высмеивать за литературный вкус. Лучше попробовать почитать вместе с ним, а потом обсудить прочитанное. Возможно, предложить что-то другое и снова обсудить. Цель приучения к чтению не в том, чтобы ребенок хорошо отвечал на уроках литературы или сдал ЕГЭ на высокие баллы. Цель ребенка — получать удовольствие от книг. А для родителей это возможность улучшить отношения в семье и способ отлично провести время вместе.

Надо ли начинать именно с бумажных книг?

— Включить аудиокнигу и дать ребенку ее послушать — максимально простой вариант. Это лучше, чем вовсе не читать. Но мне кажется, что включать аудиокнигу двухлетнему ребенку — вряд ли разумная идея.

Во-первых, в этом возрасте ребенок должен как можно чаще слышать голос родителей. Это важно с точки зрения формирования взаимной привязанности. Если же родитель по какой-то причине не может сегодня читать, можно предварительно записать прочтение сказки на телефон. А потом включить запись.

Во-вторых, для малышей сейчас есть огромное количество тактильных книг, которые ребенок может потрогать и ощутить, например, шерсть лисы или медведя. А это важно уже для хорошего развития. Так, некоторые исследования подтверждают, что когда ребенок может потрогать иллюстрацию, он лучше запоминает слово, которое она обозначает.

— Как современные технологии помогают развить интерес к чтению?

— Сегодня есть замечательные приложения, в которых ребенок не только видит красивые яркие иллюстрации, но и может с ними взаимодействовать. Например, нажать на значок кошки, чтобы та замяукала. Или на метлу, и та начнет наводить порядок возле теремка, в котором поселилась лисичка с товарищами. Примеры таких приложений: «Сказки и головоломки для детей» и «Маленькие истории — сказки детям».

Но все хорошо в меру. Если ребенку дошкольного возраста читать только такие интерактивные книги, бумажные ему скоро наскучат. К тому же надо помнить, что специалисты рекомендуют ограничивать экранное время, которое ребенок проводит за гаджетом.

— Какие книги, на ваш взгляд, наиболее эффективно привлекают детей к чтению?

— Многое зависит от возраста, но есть и общие рекомендации.

Во-первых, мы оцениваем книги по обложке. Причем так делают и дети, и подростки, и взрослые. Неслучайно сегодня крупнейшие издательства делают все возможное, чтобы обложка была яркой, современной и оригинальной. Да, такая книга стоит дороже, но и вероятность того, что ребенок захочет ее прочесть, выше.

Во-вторых, чем больше в книге цветных иллюстраций, тем больше шансов, что она заинтересует ребенка. Детям тяжело воспринимать полотна текста. Именно поэтому родители совершают большую ошибку, когда покупают нечитающему ребенку толстую книгу, да еще и без иллюстраций. Спасти положение может только актерская игра родителя, когда он перевоплощается в героев и читает разными голосами.

В-третьих, книга должна соответствовать возрасту и интересам ребенка. Например, если подросток интересуется программированием, можно подарить ему биографию Стива Джобса, а если его увлекает космос — книгу Карла Сагана или кого-то из писателей-фантастов.

Конечно, это не значит, что ребенку не стоит предлагать книги на другие темы. Да, сейчас ребенку нравится читать про космос, но вдруг его заинтересует и спорт? Родитель играет роль первооткрывателя.

В-четвертых, еще один хороший способ заинтересовать ребенка — читать книжные серии. Часто детям нравится какой-то персонаж, и они хотят продолжения истории. Отчасти в этом секрет популярности книг про котенка Шмяка, собачку Соню, Медведя и Гусика, Гарри Поттера.

Стоит ли волноваться, если ребенок понимает прочитанное, но быстро забывает детали?

— На мой взгляд, не надо заострять на этом внимание. Обсуждать с ребенком прочитанное не значит устраивать экзамен и критиковать за то, что он забыл, как звали одного из шестерки в «Щенячьем патруле». Главное — это удовольствие от прочитанного и эмоции, которые мы получаем.

К тому же надо понимать: чем больше дети читают, тем выше вероятность, что они будут забывать детали. Просто потому, что не все откладывается в долговременную память. Например, я обожаю Ивана Александровича Гончарова, его «Обыкновенную историю», «Обрыв». Но вопрос, как звали главных героев, поставит меня в тупик. Я помню сюжет, основные идеи, могу поделиться эмоциями, чувствами и рассказать о том, почему я люблю эти книги. Но имена главных героев с ходу не назову.

Книга — это зачастую только основа, фундамент для общения с ребенком. Прочесть произведение можно за пять минут, а разговаривать о прочитанном — еще пятнадцать или даже больше. Обсуждать поступки, предлагать ребенку поставить себя на место главного героя, создавать альтернативные сюжеты и концовки произведений.

— Иногда родители жалуются, что детям сложно воспринимать произведения школьной литературы. Как помочь их понять?

— Читать в восьмом-девятом классе «Евгения Онегина» крайне сложно. Не только потому, что там рассказывается о событиях двухсотлетней давности. Но и потому, что пушкинский язык сегодня без подробных, зачастую постраничных комментариев, детям совершенно непонятен. Огромное количество слов, словосочетаний, примеров, фактов, отсылок, аллюзий, которые использует Александр Сергеевич Пушкин, современные дети просто не знают. Следовательно, читая произведение, просто не понимают сюжета.

Интерес может пропасть и потому, что зачастую литературу превращают в тесты, пересказы, фактологию. Вместо того чтобы разбираться в том, как поднять Обломова с дивана, ребенка спрашивают, на какой улице он жил. Поэтому я считаю очень важным, чтобы родители и учителя также предлагали детям современную, более близкую им по духу литературу.

Но это вовсе не значит, что школьную программу стоит читать для галочки. Например, по тому же «Евгению Онегину» есть потрясающие графические романы, которые легко найти на маркетплейсах и в книжных магазинах. Это совершенно иной опыт погружения в литературу. Там есть и текст произведения, и очень яркие детали контекста эпохи. Например, о том, сколько стоит цилиндр, костюм Евгения Онегина.

Каждую страницу сопровождают детали об эпохе. Источник: ozon.ru
Каждую страницу сопровождают детали об эпохе. Источник: ozon.ru
Графический роман по роману «Преступление и наказание» Достоевского. Источник: ozon.ru
Графический роман по роману «Преступление и наказание» Достоевского. Источник: ozon.ru

Есть замечательное приложение «Живые страницы», где можно не просто читать русскую классику, но и погрузиться в историческую эпоху. Получить огромное количество комментариев по местам, где живут герои и происходит действие произведения, по событиям, которые происходят в те времена.

Правда, выбор книг в приложении ограничен.

И, конечно, всегда помогают игры, театрализация. Можно предложить ребенку разыграть роман в стихах по ролям с друзьями.

Еще я абсолютно уверен, что просмотр спектаклей, фильмов и сериалов по произведениям тоже повышают интерес ребенка к чтению. Это не краткий пересказ. Это активность, которая лишь отчасти связана с книгой и тоже помогает хорошо провести время с ребенком.

— Как быть, если ребенок отказывается читать?

— Главное — не заставлять. Когда родитель просит ребенка почитать 20 минут, взамен предлагая телефон, он создает образ книг как некоего наказания. Не надо формировать установку, что книга — это что-то вторичное и есть более интересные способы времяпрепровождения.

Важно не сдаваться и раз за разом пробовать разные приемы. Может, ребенку неинтересны не книги вообще, а те, что есть у вас дома. Попробуйте сходить с ним в книжный магазин и предложить выбрать ту, которая понравится. Попробуйте сходить в театр на постановку по мотивам какого-то произведения. Возможно, затем он захочет прочесть и само произведение.

Это решается не за один день, нужно терпение. Но если ребенок с раннего детства видит читающих родителей, в доме много книг и он сам читает, вероятность того, что, повзрослев, он забросит книги, меньше. При этом важно, чтобы родители не останавливались, когда ребенок станет подростком. Можно так же вместе ходить в библиотеки, литературные музеи, смотреть кино и спектакли по мотивам произведений или даже завести книжный блог и делиться своими впечатлениями о прочитанном.

Важно не останавливаться, даже когда дети повзрослеют и покинут родительское гнездо. Заведите традицию каждый год дарить ребенку на какой-то праздник книгу. Это не только может повысить интерес к чтению, но и укрепит семейные отношения.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичКакие книги любит ваш ребенок?
  • m1orisлучше чем собственный пример, только личная заинтересованность ребёнка6
  • Синий омутСейчас дочь 8 лет,читает книги серии Аннимоксы. Читала ей в детстве каждый вечер, где то с лет 6 она уже сама берет книгу и идет читать час перед сном. Так же сама говорит чтобы хотела почитать, ну а я уже покупаю. Была удивлена, когда узнала, что они в школе с подружками обсуждают книги и она приходит говорит вот Маша прочитала такую то книгу, я тоже хочу, купи пожалуйста.5
  • всем ЗдравствуйтеМне кажется так Гарри Поттер увлек половину миллениалов в чтение2
  • Станислав ГрушевскийЕще совет - стараться самому одновременно читать те же книги, что и ребенок. Во-первых, элемент игры: кто прочитает быстрее. Во-вторых, даже если я и читал эту книгу в детстве, то конечно сейчас уже ничего не помню и не смогу потом с ребенком обсудить. Поэтому у меня за последнее время были 10 негритят, Гарри Поттер и всякие современные подростковые детективы (у ребенка заходит на ура)6
  • Павел ХрамкинПомню, что в первом классе полюбил читать благодаря детским детективам из серии «Черный котенок». Регулярно бегал за новой книжкой в библиотеку)0
  • Алихан ДинаевСтанислав, полностью согласен. У меня есть такое в книге)0
  • Ник ЗавадскиИ самое главное: все равно может не получиться, поскольку чтение - довольно сложное развлечение (для "нынешней молодежи" ©)0
  • Ира ЧеркасоваНа мой взгляд так себе советы. Дочери подростку все равно на чем читать, на телефоне, планшете или бумаге. Я сто лет не покупала бумажных книг и надеюсь не делать этого дальше. Читаю много. Библиотека - это боль, книг много, выбросить у меня просто рука не поднимается. Но бумагу дома почти не читают. Дочь покупает бумажные, ей нужно оформить полочку, получить автограф любимого автора, но читать скорее всего будет электронку. Я согласна, что в книжные магазины зайти приятно и можно с удовольствием провести время, но ценообразование на книги совсем не гуманное. Графический роман не понимаю и скорее осуждаю, лучше на мой взгляд побродить по всемирной паутине и найти и краткий пересказ, и обзор книги, и обсуждение. С ужасом вспоминаю времена, когда на отдых с собой брался чемодан книг. Согласна только, что у читающих родителей дети с бОльшей вероятностью будут читать. Но поддерживать книгоиздательства… про нелюбовь школ к электронным носителям тоже писать не хочется. У нас школа не приветствует ни электронные книги, ни планшеты, только хардкор по десятку учебников в портфеле. Все эти пособия дополнительные, на бумаге конечно(((0
  • Dombey"Начать с чтения, когда больше нечем заняться", такой рецепт можно было дать в 1979 году в плохую погоду и когда мультик про Маугли (3 серии в день) только закончился, а до передачи Спокойной ночи, малыши ещё 5 часов времени. Сейчас за внимание ребенка идёт такая битва, что его надо отрывать всегда от чего-то.1
  • Фата-морганаДетям 10 и 13, с детства читала им много, и к подростковому возрасту чтение осталось в основном перед сном. Сын (13 лет) читает Агату Кристи сейчас, до этого Шерлока Холмса. Возле кровати еще лежит "Город детей". Любимая про Робинзона Крузо, он ее читал наверно раз 6. Дочь (10 лет) неожиданно читает Рэмбо, до этого " Маленькие женщины", до них читала про Дед Морозовку. В общем читают то, что найдут, но только перед сном, главное, что мне не приходится заставлять, уже и это радует.0
Вот что еще мы писали по этой теме