Дети
26K

«Современных родителей почему-то пугает скука»: психолог — о том, как гаджеты влияют на детей

И о признаках интернет-зависимости
50
«Современных родителей почему-то пугает скука»: психолог — о том, как гаджеты влияют на детей
Аватар автора

Ирина Воробьева

детский психолог

Страница автора
Аватар автора

Юлия Скопич

ограничивает просмотр мультфильмов

Страница автора

40% родителей позволяют детям до трех лет пользоваться смартфонами, планшетами или аналогичными устройствами.

Чем старше ребенок, тем лояльнее взрослые относятся к гаджетам. О том, правильная ли это стратегия и как процесс должны контролировать родители, мы поговорили с детским психологом и автором ютуб-канала «О воспитании научно» Ириной Воробьевой.

— Когда лучше начинать знакомство ребенка с цифровыми устройствами?

— Американская академия педиатрии не рекомендует давать гаджеты детям до 18 месяцев. В возрасте от 18 до 24 месяцев можно смотреть качественный контент вместе с родителями. Но даже в 2—5 лет количество экранного времени не должно превышать часа в день.

Согласно более ранним исследованиям Американской академии педиатрии, детям до двух лет не стоит давать гаджеты, а телевизор лучше не включать даже в качестве фона.

В России требования строже: санитарные нормы запрещают пользоваться гаджетами детям до 6 лет, в 6—7 лет можно заниматься чем-то на планшете 10 минут в день, на ноутбуке — 20 минут. С точки зрения здравого смысла и как опытные пользователи гаджетов мы понимаем, что этого времени крайне мало. Следовательно, требование заведомо трудно соблюдать. Особенно если взрослые с помощью гаджетов пробуют решить какие-то образовательные задачи, а не просто отвлечь ребенка.

Чтобы понять, когда давать ребенку гаджет, рекомендую честно ответить себе на вопрос «Зачем?». Например, если вам нужно полчаса тишины, чтобы восстановить силы, а иного способа нет, это может быть уместно. Но если вы надеетесь, что таким образом у ребенка разовьется воображение или когнитивные способности, — зря: вопреки общепринятому мнению, гаджеты и даже игры и приложения сами по себе ничего не развивают.

Важно опираться на здравый смысл и помнить: пока ребенок сидит в гаджете, он не занимается другими видами деятельности, которые более органичны и однозначно полезны в его возрасте.

Например, в дошкольный период ценно, чтобы ребенок играл, общался со сверстниками, активно двигался, что-то придумывал, экспериментировал.

Вред или польза гаджетов — предмет большой дискуссии, и в зависимости от фокуса исследования мы можем видеть разные акценты. Но точно знаем, что игра — это ведущий вид деятельности, необходимый для развития ребенка. А пока ребенок с планшетом, он не играет и не общается. И вот это точно не очень полезно.

Есть исследования, которые показывают, что чрезмерное использование гаджетов тоже может затормозить когнитивное развитие детей. Канадские ученые отслеживали судьбы 2441 ребенка: опрашивали матерей о том, сколько дети проводят перед экраном в два, три года и в пять лет. А потом проверили когнитивное развитие детей с помощью теста.

В итоге специалисты пришли к выводу, что долгое сидение перед экраном любого гаджета в возрасте двух и трех лет приводит к низким результатам теста на развитие в трехлетнем и пятилетнем возрасте соответственно.

— Как родители способствуют привыканию ребенка к гаджетам?

— В бытовом диалоге люди часто говорят: «Он вас копирует и берет телефон, потому что видит, как вы в нем сидите». Но если бы дети так просто учились, то родители нашли бы людей, которые покажут ребенку, как вышивать, играть в футбол, решать математические задачи и выполнять другие задания, — и дети бы подражали. Нет. Дети сложнее. Они подражают нам не так слепо.

Они считывают взрослую модель отношения к миру и начинают к ней адаптироваться. Например, если ребенок видит, что мама получает удовольствие только от зависания в соцсетях, скорее всего, он будет ее копировать.

То, что цифровые навыки детей во многом развиваются путем наблюдения и отражения цифрового поведения родителей, старших братьев и сестер, также подтверждает исследование, проведенное в 2014—2017 в Европе. Ученые разговаривали с 234 семьями из 21 страны, чтобы узнать о взаимодействии с гаджетами детей до 8 лет.

Выяснилось, что маленькие дети быстро учатся обращаться с цифровыми устройствами, наблюдая за поведением взрослых и детей старшего возраста. Даже если они не освоили чтение и письмо, они разрабатывают собственные стратегии — например, используют распознавание голоса и изображений: чтобы подражать взрослым и копировать их модель отношения к миру, с гаджетом надо научиться обращаться.

Еще родители тренируют нервную систему ребенка, чтобы он закрывал какие-то потребности с помощью гаджетов, и тогда устройство превращается в «соску». Например, если ребенок плачет и не может успокоиться, включают мультфильм. Нервная система ребенка запоминает: когда плохо, надо отключиться, уйти в какую-то другую реальность.

Другой пример. Взрослый говорит: «Я работаю, отстань от меня, иди мультик посмотри». Тем самым он отмахивается от ребенка и показывает, что работа важнее.

Это не только не способствует развитию, но и может вызвать чувство вины у родителей, способствовать потере контакта с ребенком. На практике я часто вижу, что людям становится сложнее разговаривать друг с другом, быть в диалоге, интересоваться друг другом, и гаджеты частично в этом виноваты.

Также ребенка часто пытаются занять гаджетом в длительной поездке. Все потому, что современных родителей почему-то пугает скука, хотя на самом деле это ресурсное состояние: так нервная система расслабляется. Возможно, вы замечали, что интересные идеи приходят в голову, когда вы скучаете. У детей так же. Поэтому нет никакой трагедии в том, что ребенок немного поскучает и у него появится «пустое», незанятое время.

— Есть мнение, что специальные игры на смартфоне полезны для общего развития. Насколько это соответствует истине?

— Это как спросить: «Мяч — это хороший снаряд для развития ловкости?» Вроде бы да, потому что он предназначен для занятий спортом и помогает тренировать ловкость и координацию, но в то же время нет: если он лежит в углу, физическому развитию он не способствует.

Никакие игрушки или предметы не развивают сами по себе. Важно, чтобы рядом был посредник, который покажет, как все это использовать по назначению, включит предмет в деятельность, которая имеет для ребенка смысл, заинтересует и продемонстрирует неочевидные возможности. Родители учат ребенка держать ложку, разговаривать, читать, понимать музыку, следовать правилам дорожного движения и прочим вещам, которые непонятны без взрослого проводника. Точно так же они должны быть рядом, когда дают ребенку игру на смартфоне или включают мультфильм.

Тип контента, конечно, важен, но не нужно питать иллюзий и думать, что если включить игру, где надо собирать пазлы, то ребенок научится достраивать образы и разовьет воображение. Если перед ребенком рассыпана картинка, он учится строить образы, перебирая элементы руками. А в гаджетах — по крайней мере, в большинстве игр, которые я видела, — это технически невозможно: алгоритм сам подкладывает нужные детали, нет возможности проводить манипуляции с элементами. Если взрослый играет роль культурного посредника, проводника, шансы на то, что гаджет будет способствовать развитию, выше.

Один эксперимент показал, что просмотр мультфильма, посвященного теме правды, не учит распознавать ложь, в отличие от просмотра такого же мультфильма вместе со взрослым, когда ребенок может задавать вопросы и обсуждать увиденное.

Так что в целом выводы исследователей таковы: цифровые устройства могут способствовать эмоционально-личностному развитию и формировать социальные навыки у детей 3—7 лет, но это не всегда работает так.

— Как взрослым контролировать экранное время ребенка?

— Не стоит рассчитывать, что ребенок сам отложит гаджет. Произвольность появляется у детей примерно к 6—8 годам, но гаджеты «забирают» произвольность и внимание — так они устроены. Даже взрослому человеку иногда сложно оторваться от экрана или выйти из приложения.

Стоит принять, что контролировать время должны родители, но дальше возникает вопрос. Что вы выбираете: винить ребенка, наказывать, угрожать и спорить с ним или разговаривать, обсуждать, учить самоконтролю и предлагать альтернативы? Последний вариант долгий, но более эффективный на дистанции. К тому же он позволяет сохранять отношения.

Иногда мои клиенты жалуются: «Мы договорились, что гаджет будет до шести вечера. Я говорю положить телефон, а ребенок недоволен». Происходит конфликт.

Я всегда спрашиваю: «Хорошо, вы говорите „положи гаджет“, а какие альтернативы предлагаете?» Обычно мне отвечают что-то вроде «Пусть идет делать уроки. Или играет, у него много игрушек в комнате». Подумайте сами, захочет ли ребенок ради этого положить гаджет? Вряд ли. Скорее всего, он воспримет предложение как манипуляцию и вступит в борьбу.

То есть нужно всегда спрашивать себя: «Если я прошу ребенка отложить гаджет, какую альтернативу я ему предложу? Какие интересные возможности есть в его жизни? Умеет ли он вообще занимать себя сам? Чем мы займемся вместе?» Подчеркну слово «вместе», потому что ребенку контакт со взрослым в норме очень важен и интересен. Часто родители хотят, чтобы ребенок еще и «исчез», стал тих и невидим, как во время занятий с гаджетом, только делал бы что-то полезное: занимался уроками, читал, тихо играл. Но это так не работает.

Всегда ли опасно, что ребенок много времени проводит в гаджетах? Возможно, это будущий программист?

— Рассчитывать на это не стоит — по крайней мере, быть в этом уверенным. Часто у успешных айтишников развито умение мыслить творчески и нестандартно, они хорошо работают со знаковыми системами в целом. Знаковые системы — это музыка, цифры, буквы, и гаджет для знакомства с ними не обязателен.

К тому же дети, которые много времени проводят в гаджете, редко решают там творческие задачи или, к примеру, занимаются математикой. Так что, если ребенок играет в Counter-Strike, вряд ли это указывает на возможность стать хорошим программистом в будущем.

Другое дело, что нельзя игнорировать интерес. Надо понять, что влечет ребенка. Это может быть творческая задача, алгоритм, знаковая система, коммуникация или что-то еще. Я всегда говорю: идите к психологу — он сделает диагностику, поможет увидеть то, на что вы, возможно, не обращали внимание, прокомментировать какие-то нюансы, найти альтернативу.

— В каком случае можно говорить о цифровой зависимости?

— Интернет-зависимость и непосредственно одна из ее разновидностей — зависимость от гаджетов — пока отдельно не включены в систему Международной классификации болезней или в ее американский аналог, DSM. Но в целом другие виды зависимостей имеют те же симптомы:

  • выпадение из нормальной жизни;
  • конфликтность;
  • неспособность устанавливать отношения;
  • нарушение режима;
  • абстинентный синдром, то есть синдром отмены, когда человек долго не может успокоиться, если у него забрали гаджет.

Эти симптомы должны сочетаться.

Также, говоря о синдроме отмены, стоит учитывать, что именно делал ребенок, когда у него забрали гаджет. Возможно, это произошло в разгар игры или кульминации мультфильма. Тогда, разумеется, ребенок будет недоволен.

Когда родители говорят, что ребенок зависим от гаджета, потому что плачет, когда они отбирают устройство, речь о зависимости еще не идет. Когда ребенок делает уроки тяп-ляп, потому что не может дождаться телефона, это тоже не зависимость. Но если у дошкольника или ученика младших классов из-за длительного пребывания в гаджетах нарушается режим питания, сон, туалет и есть ярко выраженный синдром отмены, стоит сходить к психологу. Это значит, что проблема уже на физиологическом уровне.

Также имеет смысл обратиться к специалисту, если из-за гаджета не решается возрастная задача. Для дошкольников это игра, для младших школьников — учеба, для подростков — общение. Если ребенок в пять лет не хочет играть и не может договориться с детьми на детской площадке, ведущая деятельность не реализуется.

— Что в таком случае могут сделать родители? Кроме обращения к психологу.

— Как только родители заметят проблему, стоит начать разговаривать с ребенком. Сложные ситуации не должны автоматически становиться причиной конфликта, скандала или борьбы. Они должны служить поводом для того, чтобы поговорить друг с другом: как устроена жизнь, что важно для вас, а что — для ребенка. Нужно научиться лучше понимать друг друга и друг другом интересоваться.

К сожалению, я часто вижу, как родители даже не пытаются понять, что ребенок делает в гаджете: «Он просто играет в свои дурацкие игры». Вместо того чтобы так говорить, лучше выделить десять минут, сесть рядом и попросить ребенка показать, во что конкретно он играет, что смотрит. Можно даже попросить объяснить, попробовать.

Часто родители, которые следуют этой рекомендации, вдруг обнаруживают что-то интересное. Например, одна моя клиентка рассказывала, что попробовала сыграть в игру, в которую играет ее сын. Когда у нее ничего не получилось, испытала разочарование и очень удивилась. Клиентка поняла, что сын, оказывается, умеет делать что-то, в чем она не разбирается, и игра не такая глупая, какой казалась со стороны.

Еще один технический совет: обратите внимание на точное количество времени, которое ребенок проводит в гаджете. У него должно оставаться время для игры или учебы, отдыха, спорта, общения со сверстниками и других занятий. Например, у меня была клиентка, у которой одиннадцатилетняя дочь проводила в телефоне 12—18 часов в сутки. Это показала статистика Айфона. Такие цифры — уже тревожный сигнал.

— Как предотвратить развитие цифровой зависимости?

Во-первых, нужно понимать, что у всех немного разная предрасположенность к аддиктивности. Кто-то попадает в зависимость очень быстро, и неважно от чего, а кто-то не поддается искушениям. Что из этого относится именно к вашему ребенку, заранее не известно, но не стоит сравнивать его с другими детьми.

Во-вторых, нужно общаться. Если у ребенка есть альтернатива, хорошо выстроен диалог с родителями, его жизнью интересуются, то вероятность того, что он попадет в цифровую зависимость, ниже.

В-третьих, важно формировать у него саморегуляцию и когнитивные навыки. Дети, у которых развита рефлексия, адекватная самооценка, доверительные отношения со взрослыми, тоже становятся зависимыми реже.


Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичРазрешаете ребенку пользоваться гаджетами? Расскажите, о каких правилах договорились:
  • Mariia NininiСтаьья очень интересная и вопрос дискуссионный, ведь сейчас гаджеты нужны детям в том числе и для социализации, без телефона младшеклассник будет белой вороной, разве нет?17
  • АленаВсе проще: подавляющему числу родителей не нужны дети. Им проще купить гаджет, чем ответить на стотысячный вопрос почемучки. А еще многие удивляются, что игре (любой) надо учить.20
  • Елизавета РомановаУдручает когда вижу что родственники- молодые родители дают всегда своей дочери (1,5 года) смотреть мультики во время еды То есть если телефона не будет она не будет есть и устроит истерику🫨 А у других родственников сыну уже четвертый год пошел и он не сидит в телефоне вообще, то есть мультики иногда только по тв, а телефон ему вообще не интересен. Наверное тут важен пример родителей Хотелось бы своих будущих детей тоже оградить от этого в маленьком возрасте22
  • Ника ГорчаковаВелена, в целом я с вами согласна, я читала книги просто в огромном количестве и это были не "умные" и "классные" книги, это был российский ромфант и куча всего "не умного". Но это развивало воображение и отвечало моей потребности на романтику. Мой брат сейчас примерно в том же возрасте (13) может пролежать весь день в телефоне и сам не оторвётся совершенно, при этом не игры, а просто Ютуб на тему Майнкрафта. У него особо нет друзей, даже онлайн, нет хобби, кроме комп.игр типа Майнкрафта (ну не цивилизация 5, крч, где прям думать надо). Ему все это не просто интереснее реальной жизни, он просто замещает реальность телефоном. Каждый день. И даже отказывается смотреть новое, типа аниме (я попыталась предложить ему посмотреть Наруто или другие сенены), потому что это скучно и для странных ненормальных детей. А книги учат человека потреблять большое количество информации в один присест, мечтать, думать и проецировать это на свою жизнь (хотя ромфант тут не оч как пример, да, но мне было весело), а чему учит контр страйк или дота? Я в курсе, надо занимать ребенка, но когда ему 13, он может очень сильно противостоять и защищать свое право по 10 часов сидеть в телефоне. И просто не будет заниматься другим25
  • PAIIIВелена, частично с вами соглашусь. "У него должно оставаться время для игры или учебы, отдыха, спорта, общения со сверстниками и других занятий." Игра - онлайн Учёба - компьютер Отдых - сон? Спорт - кибер? Общение со сверстниками - Дискорд и онлайн игры И другие занятия...1
  • Тигра ПодковернаяВелена, тоже, когда читала про признаки зависимости, вспоминала, как на особо захватывающем приключенческом фентези читала до 4 ночи, скрывалась от проверяющих родителей, едва ела и ходила как сомнамбула, ожидая, когда же кончится школа, и можно будет снова погрузиться туда. Но при этом почему-то все в восторге от того, что ребенок читает книжки. И в игры много играла, а сейчас терпения и интереса не хватает. Зато много примеров тех, кому запрещали играть на компьютере в детстве, теперь дорвались и круглые сутки сидят в играх. Зато согласна с тем, что ничего плохого в скуке нет. И с тем, что усаживать детей за жвачку из мультиков, чтобы отвалили, -- это вредно для всех участников процесса)3
  • ВеленаПродажный, да, конечно, я с этим последним тоже согласна)0
  • ВеленаВелена, Кстати, я открою еще один крошечный и маленький секрет, если это не очевидно: в игру, которую просто и легко пройти одним способом, никто долго "рубиться" не станет. Потому (понимаю, психологам это не очевидно, наверное), что это банально скучно. Делать одно и то же день за днем без малейших изменений. Так что если ваш ребенок "рубится" в игрушку, он ее не может пройти, либо может, но с вариациями, либо она интересная. Открытие века, да?) Я вот так рубилась во множество игр подолгу. Потому что я не могла пройти ни одной) Те, что могла- быстро забрасывала. И знаете, какова была эйфория попасть, наконец, на новую локацию, продвинуться по сюжету за столько времени, найти лазейку или баг какой-то, который помог бы...Ой, да что объяснять очевидное.1
  • АлексВелена, книги и гаджет это не тоже самое. Даже если читать в гаджете книги это будет не тоже самое. Книга, блог, статья и прочее это важнейший способ получить информацию на комфортной скорости, подстроить её под свое восприятие. А художественная книга ещё и оставляет огромный простор для фантазии, например, придумать как выглядит герой и прочее. А вот видео, мультфильмы и прочее не оставляют простора вообще ни для чего. Человеку сразу предлагается чёткий образ по всем каналам. Поэтому читать (даже и с гаджета) это гораздо лучше чем смотреть). Что касается чисто физиологических моментов. Книга или электронные чернила это отраженый свет, экраны это прямой свет прямо в глаз. Наше зрение эволюционно заточено под первое гораздо лучше чем под второе. Вывод прост. Читать и слушать лекции это гораздо лучше для когнитивного развития, чем смотреть готовый видеоконтент. А ещё лучше делать это совмещая с общением, обсуждением прочитанного, получением обратной связи. Наш мозг так эволюционно устроен, что восприятие информации через общение идёт гораздо эффективнее. Информация без практического освоения это ничто. А для ребёнка, игра и диалог это и есть практика.4
  • МаринаТоксикоз+гипотония у мамы=мультики на планшете с 1.8г 🤷‍♀️ Иначе я бы сдохла ☹️8
  • АлисаЕлизавета, вы не зарекайтесь) когда появляются свои дети, очень многие «принципы» разбиваются о суровую реальность.28
  • АлисаВелена, тоже помню, что могла часами гонять новую кассету с одним и тем же мультиком. А потом так же часами тусить на улице. Или часами играть в своей комнате. От позже появившегося компьютера тоже башню не сносило. Никто ничего не запрещал, соотвественно, и не было вечного «соблазна».7
  • Виктория ВоропаеваОбщение с гаджетами у нашего 8-летки - на минималках. Собственного смартфона и планшета нет, телефоны родителей - только для родителей, связь держим по смарт часам, там нет игр. Мульты разрешаем смотреть пару часов в день. Играть в приставку - около часа, но это не каждый день, какого-то запредельного интереса к ней сын не проявляет. Возможно, тут ещё от ребёнка зависит, но пока гулять и собирать конструктор ему интереснее. И хорошо, что так, мы это всецело поддерживаем.7
  • Виктория ВоропаеваMariia, я выше писала, сын в 1 классе, телефона у него нет. Пока проблем в классе из-за этого не возникало, хотя многие дети с детского сада со смартфонами. Если не возникнет какой-то острой необходимости, смартфон купим в 4-5 классе, не раньше.9
  • АлексВелена, пара комментариев. "Есть люди, которые вообще не представляют ничего во время чтения." Люди есть разные. В любой статистической выборке бывают выбросы и отклонения. Это нормально. Если же говорить о процессе в целом, то книга (ну или любой печатный текст) провоцирует фантазию гораздо сильнее, так как не задействует все каналы восприятия. По определению. "Разумеется, вы не поверите, так что зайдите в сообщество книги в контакте, там, кроме традиционных воплей про то...". А не надо за меня решать, во что я поверю, или не поверю. Вопросы веры обсуждают в другом месте. А вопли я пока наблюдаю от вас. "я вот там узнала, что я такая не одна.." - какая, такая? Так вы представляете себе что-то по мере чтения или нет? Вроде да, и вы такая не одна. Так я вроде о том же и сказал, что книга даёт больше простора для фантазии. Даёт возможность, а не требует. "- скажите это фанфикописцам или как они там называются.". Сочинять продолжение истории это не тоже самое что додумывать или расширять визуальные образы. Если сразу нарисовали как выглядит герой, затруднительно уже нарисовать его по другому. А вот книгу можно иллюстрировать как угодно. "Эволюция, отраженный свет) Эволюционно мы вообще лучше всего приспособлены сидеть в пещере и не вякать, если что)". А по существу есть, что сказать? " я стесняюсь спросить, нафига тогда вообще нужно чтение, если все равно общение выигрывает, так давайте сядем у костра, традиционно-эволюционно и будем рассказывать сказки!". Ничего вы не стесняйтесь. Так что без стестения отвечу тоже. Конечно да. Прочитав книгу, а потом собравшись у костра и обсудив её, информация будет осмыслена и переработана гораздо лучше. Поэтому люди и любят объединяться в разные клубы, общества и прочие тусовки по интересам. А письменность нужна. чтобы лучше фиксировать, обобщать и хранить знания, улучшая нашу не самую совершенную от природы память. Это же очевидно. Но как обычно не для всех. Ещё раз, чтение в образовательных и развивающих целях более эффективно и естественно для человеческого мозга. И ничего с этим не поделать. Ну а дальше уж каждый сам решает как воспитывать своих детей.10
  • АлексДобавлю ещё момент про книги и чтение. Может ли чтение и особенно чтение книг быть вредным? Ну конечно может. Слишком долгая фокусировка глаз на близких и мелких объектах совсем не полезно и противоестественно для человеческого глаза. Зрение можно посадить запросто. Всё хорошо в меру. :)0
  • Елизавета РомановаАлиса, не отрицаю, все может быть)0
  • Системный инженерАлиса, ну за едой давать - это дичь.12
  • Анастасия ВольноваВелена, у меня первый ПК появился в 1995 году. Никаких интернетов, разумеется, не было. Но была возможность зарабатывать с его помощью денежку. Доставка сделанного заказчику - отдельный был квест, но и это решабельно оказалось. Старший сын всегда видел маму за компом, но не проявлял ни малейшего интереса: мама работает. Только к 10 годам стал интересовать чего да как. А младший (2 года с копейками на тот момент) с помощью компьютера в пандемию выучил цифры до 20-ти, русский алфавит и всякие "сложные" цвета (типа бордовый, вишневый, сиреневый, фиолетовый, бежевый) и прочее. Это я к тому, что когда мы пошли в садик там считается нормальным, когда ребенок знает к 3-м годам основные формы (треугольник, круг, квадрат) и цвета (красный, желтый, синий, зеленый белый, черный). При этом на социализацию малыша в садике комп вообще никак не повлиял. Очень общительный и контактный ребеныш :) А на телефон он мне скачал игрушку про циферки и я сама играю в нее периодически.3
  • Максим ПономаревВелена, ещё каких-то 150 лет назад большинству женщин запрещали читать книги, ибо считалось вредным. 300 лет назад они были вообще только для избранных. Так что наберитесь терпения и, возможно, лет через 50-70 получение любой информации с экранов будет нормой))0
  • Евгений КНика, племянник 13-летний… У меня на работе лбы по 25-30 лет тем же занимаются! Работа-дом-игрульки. Компы покупают по пол миллиона рублей и гоняют в игры. А в обеденный перерыв стримеров смотрят, как кто играет на Ютубе.0
  • Марсианские микроорганизмыКакое прекрасное белое пальто. Стираете Лаской?12
  • Анастасия БулатоваВ самом начале родительства был косяк с едой под мультики. После 4х лет под запретом. Сейчас сыну 5,5 лет. Разрешаю играть только в развивающие приложения и с моего телефона: Логик Лайк, Читания, Шашки/Шахматы. На всех приложениях установлены лимиты времени. Мультки практически не смотрит, хотя были периоды, когда и час-1,5 мог просидеть за просмотром. Иногда смотрит видео RC Buyer или как реставрируют игрушечные машины. У нас огромный плюс в том, что ребенок проводит много времени за нашими делами. Например, на стройке или в саду/огороде или с папой в гараже. К том же в частном доме можно отпустить ребенка гулять свободно по территории участка. Мой сын с возбужденной нервной системой, поэтому стараюсь свети использование гаджетов к минимуму. Так как всё это увелечивает риски развития СДВГ. Больше свободной игры, больше физ активности, книги - всё это основа + давать скучать, стараюсь выдерживать нытьё (хотя и невсегда:), что нечем заняться и в итоге деть что-нибудь придумывает и увлекается. Очень рада, что почти к 6 годам между мультиками, телефоном и мытьем машины керхером ребенок выберет керхер :))) Побуду в белом пальто немного. Инфантильность родителей просто зашкаливает и это среди моих ровесников 32-40 лет. Плачутся, что дошкольник много сидит в гаджетах. Ребят, вы эти гаджеты дали!!! Вам нести ответсвенность. Я прекарсно понимаю, что когда нет ресурса, то любой гаджет - это спасение. И это нормально. Не нормально, когда это норма, когда дети знают, как скачать приложение, а элементарные бытовые вещи выполнять не могут.8
  • Анастасия БулатоваАнастасия, собсвенно вывод один: полный запрет-плохо, бесконтрольно - плохо. Ищем золотую середину.1
  • Валерия ТиМарсианские, думаю, еще и какой-нибудь ваниш для экстра-отбеливания)4
  • ВеленаМаксим, да, но тут-то нет разделения полов, тут вредно якобы всем)) Но - да, придется потерпеть))0
  • Максим МеркуловРазрешаю. Запрет - это лишний повод втайне получать то, что запрещено. В дополнение к этому ухудшение отношений (почему с друзьями легче, чем с родителями? - потому что друзья не запрещают и не осуждают =) )1
  • Алексей ЗавьяловРазрешаю, прочитав статью понял, как правильно отвлечь дочь, 11 лет, от гаджетов. Спасибо!1
  • МаринаМарина, похожая ситуация, сына познакомила с мультиками в 3.5, когда заболела ковидом - он полторы недели провёл за планшетом, а я за день вставала раз только чтобы подползти к входной двери встретить доставку еды. Вообще не стыдно1
  • Наталья КирутаВелена, такое ощущение, что статью вы не читали. Во-первых, компьютер у вас появился в более-менее сознательном возрасте. Во-вторых, в данной статье никто не говорит, что чтение книг запоем лучше, чем игровая зависимость. Чтение книг, кстати, обычно тоже беспокоит родителей. Мою маму, например, беспокоило, когда я сутками читала. В-третьих, вы можете сколько угодно писать про фанфики и т.д., но факт в том, что книга не несёт никакой визуальной информации (если не брать книги для маленьких детей), а видео несёт кучу визуальной и аудио инфы. Ну и неограниченный доступ к гаджетам не даёт никаких преимуществ. Если бы вы внимательно читали статью (именно, что читали, а не просматривали, как визуальную инфу), то видели бы пример с футбольным мячом. У меня компьютер появился уже во взрослом возрасте, в детстве его не было не из-за боязни мамы, а просто у нас не было возможности. Сейчас я владею им на уровне выше среднего пользователя. Скорее всего лучше вас. Вам же неограниченный доступ к компьютеру не помог усвоить правила грамматики, а ещё понять, что 6 восклицательных знаков или капс не помогают донесению информации, а скорее наоборот. И ваши попытки острить, коверкать слова - тоже не работают. Тут не та аудитория.2
  • Наталья КирутаВелена, я, конечно, молодец, а вам ответить нечего. Печально1
  • juarhalaЕлизавета, поверьте, дети все разные. Есть дети-малоежки, которые едят настолько плохо, что их целый день невозможно заставить даже сесть за стол. У них ярковыраженный дефицит веса, и родители постоянно слышат от педиатра "кормите ребенка, иначе придется класть его в больницу, у вас будут серьезные проблемы с развитием" и так далее. Думаете, ваши друзья от хорошей жизни мультики включают, или чтобы хоть как-нибудь накормить ребенка без аппетита? А есть дети, которые едят все что не прибито - просто такая генетика. И вот мамы таких детей на серьезных щщах потом расхаживают в белом пальто и цокают языком на мам детей-малоежек, проблемы которых им повезло никогда не понять🤷‍♀️не чешите всех детей под одну гребенку, это очень недальновидно. Жизнь сложнее и многограннее, чем вам кажется.2
  • juarhalaАлена, дайте угадаю - детей у вас нет?)0
  • juarhalaВиктория, правильная позиция. Смартфоны с детского сада - это дикая дичь.4
  • juarhalaМарина, мне реально интересно, простите что спрашиваю, а зачем было заводить второго пока первый ещё такой маленький и с ним куча ресурсов нужна, не говоря уже о здоровье? Я просто не могу понять, как мамы выживают вообще и соглашаются на такое.0
  • juarhalaMariia, что касается "быть белой вороной" - вспомнила историю: знакомая из маленького бедного пгт влезла в кредит в две зп, чтобы купить сыну-второкласснику айпад, потому что видите ли, у всех там айпады и он чувствует себя не таким как все! Ну можете себе представить, откуда у всех остальных второклашек в поселке с единственном местом работы - металлопрокатным заводом - айпады? Конечно же, точно так же родители влезали в кредит, чтобы дитачка мог ходить задирать нос) Вывод из этого очень простой - чем всем по цепной реакции заводить ребенку гаджеты, "чтобы быть как все", лучше с малых лет обьяснять ребенку, что успешность и популярность в школе зависит не от цацок и денег, а от поведения и личных качеств.2
  • Маринаjuarhala, потому что когда рожаешь первого в 37, здравый смысл подсказывает, что если хочешь второго - откладывать некуда🤷‍♀️ И в первую Б у меня только три дня было (в женской консультации потом сказали, что на той неделе многим плохо было) с АД 80/50, а тут каждое утро несколько месяцев. Никто не знает, как будет протекать будущая Б(((( Конкретно в моем случае - счастье и чудо, что есть младший. У старшего РАС (с сохранным интеллектом), если бы диагноз поставили до того - я бы второго не рискнула. А так у нас мини-инклюзивное общество, всем полезно😆 А выживать первые пару лет сложно🙃 Пришлось научиться просить и принимать помощь родственников. Например, моя тётя всю зиму гуляла с младенцем, благо младший в коляске спал хорошо😍5
  • Игорь ШахбазянВалерия, недавно открыл для себя кислородный пятновывовыдитель/отбеливатель, куда там тому ванишу)0
Вот что еще мы писали по этой теме