Обязан ли пассажир помещать ручную кладь в калибратор?
Многие авиакомпании перед выдачей посадочного талона или выходом на посадку требуют доказать, что ручная кладь помещается в калибратор.
Иногда сотрудники аэропорта принуждают воспользоваться калибратором дважды — и перед регистрацией, и перед выходом на посадку, — что довольно унизительно. Не говоря уже о том, что некоторым пассажирам — например, пожилым, людям с травмами и тем, у кого болит спина, — это доставляет физический дискомфорт.
Насколько законно требование поместить ручную кладь в калибратор? Можно ли доказать сотрудникам аэропорта, что ручная кладь не превышает нормы, другим способом, например измерив габариты рулеткой? И кто определяет порядок досмотра ручной клади: аэропорт или авиакомпания?
Требования перевозчика законны. При помощи калибратора проверяют, выполняет ли пассажир правила перевозки. Если человеку тяжело поставить ручную кладь в устройство, он может просить помощи у других пассажиров или представителей авиакомпании.
Что такое ручная кладь и какой она может быть
Ручная кладь — это вещи, которые пассажир может взять с собой в самолет. Их размещают под креслом или на багажной полке. Среди таких вещей не должно быть запрещенных к провозу в салоне предметов, например колющих и режущих: ножей и ножниц с длиной лезвия более 6 см и других. Но их разрешают провозить в багаже.
В России вес ручной клади — минимум 5 кг на одного пассажира. А вот габариты сумки, чемодана или рюкзака каждая авиакомпания вправе установить сама. Информацию о том, каким может быть размер ручной клади, сообщают при покупке билета.
Есть вещи, которые пассажир вправе провозить сверх нормы бесплатно: они не считаются ручной кладью. Например, букет цветов или детское питание. Подробнее об этом Т—Ж рассказывал в другой статье.
Размер ручной клади у российских авиакомпаний
Авиакомпания | Какую ручную кладь можно провезти бесплатно |
---|---|
«Аэрофлот» | 1 место до 10 кг в экономе или до 15 кг в бизнес-классе. Габариты сумки — 55 × 40 × 25 см |
Nordwind | 1 место до 10 кг. С тарифами «Лайт» и «Оптимум», а также на чартерах габариты сумки — 40 × 30 × 20 см, с «Премиум-экономом» — 55 × 40 × 20 см |
«Победа» | Авиакомпания ввела два варианта правил перевозки ручной клади: основной и альтернативный. Пассажир сам выбирает, каким пользоваться. Подробно обо всех нюансах Т—Ж писал в другой статье. По основным правилам можно взять любое количество вещей без ограничения по весу. Общие габариты не должны превышать 36 × 30 × 27 см. Дополнительно в салоне разрешают провозить ноутбук или планшет в мягком чехле и зонт-трость. |
S7 | 1 место до 10 кг в экономклассе, до 15 кг — в бизнесе. Габариты сумки — 55 × 40 × 23 см |
Размер ручной клади у российских авиакомпаний
Авиакомпания | Какую ручную кладь можно провезти бесплатно |
«Аэрофлот» | 1 место до 10 кг в экономе или до 15 кг в бизнес-классе. Габариты сумки — 55 × 40 × 25 см |
Nordwind | 1 место до 10 кг. С тарифами «Лайт» и «Оптимум», а также на чартерах габариты сумки — 40 × 30 × 20 см, с «Премиум-экономом» — 55 × 40 × 20 см |
«Победа» | Авиакомпания ввела два варианта правил перевозки ручной клади: основной и альтернативный. Пассажир сам выбирает, каким пользоваться. Подробно обо всех нюансах Т—Ж писал в другой статье. По основным правилам можно взять любое количество вещей без ограничения по весу. Общие габариты не должны превышать 36 × 30 × 27 см. Дополнительно в салоне разрешают провозить ноутбук или планшет в мягком чехле и зонт-трость. |
S7 | 1 место до 10 кг в экономклассе, до 15 кг — в бизнесе. Габариты сумки — 55 × 40 × 23 см |
Бесплатно провезти ручную кладь в салоне могут не только взрослые, но и дети, у которых есть отдельное место в самолете.
Для детей до 2 лет, которые во время полета сидят на руках у взрослого, каждая авиакомпания устанавливает свои правила. Например, Nordwind не разрешает брать ручную кладь на ребенка без места. S7 позволяет провозить в экономклассе до 10 кг, в бизнесе — до 15 кг. «Победа» вообще не разрешает брать бесплатную ручную кладь на детей без места.
Как в аэропорту проверяют размер ручной клади
Каждая авиакомпания договаривается с аэропортами, чтобы их сотрудники регистрировали пассажиров на рейсы. Например, так происходит в Шереметьеве. Но на регистрации все равно всегда присутствует представитель перевозчика.
Пассажиров могут попросить поместить ручную кладь в калибратор — короб с крышкой или без нее. Это устройство позволяет проверить, не превышает ли багаж допустимый размер. Как правило, это делают на бюджетных рейсах, где в стоимость билета входит только ручная кладь, а за провоз багажа нужно доплачивать. Требование использовать калибратор законно, поскольку авиакомпания вправе проверять размер сумки так, как посчитает нужным.
Если сумка не входит в калибратор, а в случае с авиакомпанией «Победа» даже если не закрылась крышка устройства, ручную кладь придется сдать в багаж. Когда его провоз не включен в стоимость билета, пассажира попросят заплатить за услугу.
Также авиакомпании могут предложить доплатить за сверхнормативную ручную кладь. Этот вариант удобен, когда чемодан немного превышает допустимые габариты и в нем нет запрещенных к перевозке в салоне предметов, например ножниц и дезодорантов-спреев.
- В 2021 году мы с семьей летели в Сочи авиакомпанией Nordwind и у нас не оказалось чемодана, который подходит под габариты ручной клади. Доплатить сверх нормы 600 ₽ оказалось дешевле, чем покупать место багажа за 1900 ₽. Но у каждой авиакомпании свои тарифы.
В правилах на сайтах перевозчиков указано, сколько мест ручной клади можно брать в салон, каким должен быть размер сумки и когда его могут проверить. Там же может быть прописано использование калибратора.
Так, «Победа» предупреждает, что габариты сумки проверяют при регистрации, при посадке на рейс и даже на входе в самолет. Это делают на случай, если пассажир намеренно скрыл большой чемодан во время регистрации. Например, передал его родственнику, а после получения посадочного талона забрал и прошел предполетный досмотр. При покупке билета клиент соглашается следовать правилам авиакомпании, а значит, и проверять размеры сумки несколько раз.
Когда авиакомпании могут проверить размер ручной клади
«Аэрофлот» | По требованию сотрудника при регистрации |
Nordwind | Обязательно при регистрации, по необходимости при посадке |
«Победа» | При регистрации, у выхода на посадку и на входе в самолет |
Ryanair | Как правило, перед выходом на посадку |
Когда авиакомпании могут проверить размер ручной клади
«Аэрофлот» | По требованию сотрудника при регистрации |
Nordwind | Обязательно при регистрации, по необходимости при посадке |
«Победа» | При регистрации, у выхода на посадку и на входе в самолет |
Ryanair | Как правило, перед выходом на посадку |
Самый распространенный способ контроля ручной клади — калибратор. На мой взгляд, нет смысла предъявлять на регистрации претензии из-за того, что сотрудники просят поместить вещи в калибратор, доплатить за перевес или превышение габаритов сумки. Сотрудники аэропорта только выполняют требования, которые установил перевозчик. Измерять сумку рулеткой или показывать инструкцию с габаритами тоже бессмысленно. Это только затянет время прохождения регистрации.
Если есть претензия, предъявите ее представителю авиакомпании. Только он может разрешить взять в салон самолета чемодан, который даже на 1 см, но превышает допустимый размер.
Что будет, если не выполнить требование измерить ручную кладь
Если пассажир отказывается помещать ручную кладь в калибратор, то не может подтвердить, что размер сумки допустимый. Это значит, что клиент нарушает правила перевозки авиакомпании. Поэтому перевозчик вправе расторгнуть договор с пассажиром в одностороннем порядке.
Чтобы поездка не омрачилась спорами из-за ручной клади на регистрации и снятием с рейса, я рекомендую внимательно прочитать и выполнять правила авиакомпании, с которыми вы согласились при покупке билета.