Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?
Вы правы: помимо ручной клади есть вещи, которые пассажиры российских авиакомпаний имеют право брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.
Что авиакомпания должна провозить бесплатно
Пассажиры российских авиакомпаний имеют право провозить некоторые вещи в ручной клади сверх нормы и без доплаты. Перевозчик может ограничивать их размер — это законно.
К вещам, которые можно провезти бесплатно, относятся:
- Рюкзак, дамская сумка или портфель с вещами. Вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик. Дамская сумка и портфель могут быть любого размера.
- Букет цветов.
- Верхняя одежда.
- Детское питание для ребенка на время полета.
- Костюм в портпледе.
- Детская люлька, коляска, удерживающие системы для детей до двух лет, другие устройства, которые поместятся на багажной полке или под сиденьем.
- Лекарства и диетическое питание на время полета. Например, молоко и молочные продукты, еда, приготовленная на пару без добавления соли и специй, безглютеновые продукты.
- Складное кресло-коляска, костыли, трости, ходунки, роллаторы, которые использует пассажир. Они должны помещаться на багажной полке или под сиденьем. Если они не подойдут по габаритам, сотрудники аэропорта должны забрать такие предметы у трапа и бесплатно разместить в багажном отделении. После прилета пассажир сможет получить их обратно — тоже возле трапа.
- Товары из магазинов дьюти-фри. Их нужно упаковать и запечатать в пластиковый пакет. Вес и габариты должны соответствовать требованиям перевозчика. Например, у «Аэрофлота» это один пакет по сумме трех измерений не более 115 см.
Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.
По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.
Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.
Что разрешает провозить «Победа»
В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.
Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.
Но суд отказал компании в иске, поэтому теперь «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:
- максимальные габариты всех предметов ручной клади не должны превышать 36 × 30 × 27 см. По количеству и весу вещей ограничений нет, но все они должны свободно помещаться в калибратор в аэропорту. Дополнительно пассажиру разрешают взять в салон ноутбук или планшет без специального чехла и зонт-трость;
- альтернативные правила провоза ручной клади разрешают взять в салон сразу несколько вещей: одно место ручной клади с габаритами до 4 × 36 × 30 см и предметы из списка из федеральных авиационных правил, который мы привели выше. При этом «Победа» установила свои требования к размерам некоторых вещей из списка. Например, рюкзак должен быть по габаритам 36 × 30 × 23 см, а товары из дьюти-фри — максимум 10 × 10 × 5 см. Если пассажир пользуется альтернативными правилами, помещать вещи в калибратор не нужно.
Что говорят суды о провозе ручной клади
Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.
Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела, чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку она намеревалась пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что ноутбук в отдельной сумке — это ручная кладь, а значит, рюкзак уже не может быть ручной кладью.
Пассажирке не пришлось ничего оплачивать, потому что у нее был тариф с бесплатным багажом весом до 23 кг. Но женщина потратила время на получение багажа и опоздала на деловую встречу, поэтому она решила получить с авиакомпании компенсацию морального вреда в размере 600 000 Р.
Суд сказал, что авиакомпания действительно нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 Р: 3000 Р в качестве компенсации морального вреда и 1500 Р штрафа, который взыскали с перевозчика.
А вот жительницы Омска не смогли доказать, что авиакомпания «Победа» нарушила их права. Женщины летели из Москвы в Омск и хотели взять на борт в качестве ручной клади рюкзак, сумку, два пакета и календарь. Сотрудники авиакомпании решили, что пассажирки не смогут воспользоваться альтернативными правилами провоза багажа: у них был большой рюкзак и вещи, которые не входили в перечень из пункта 135 ФАП-82. Пассажирки попытались поместить все в калибратор, но у них не получилось это сделать. Перевозчик подтвердил это фотографиями, на которых было видно, как одна из пассажирок ногами утрамбовывала ручную кладь в калибратор, рядом с которым лежали пакеты, рюкзак и календарь.
Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки багаж не оплатили, из-за чего не попали на рейс.
В суде женщины хотели взыскать с авиакомпании расходы на новые билеты, проезд из аэропорта на такси, проживание в гостинице, штраф, неустойку и компенсацию морального вреда — по 31 276,5 Р. Но суды двух инстанций сказали, что, поскольку размеры ручной клади превышали установленную перевозчиком норму, истцам обоснованно было предложено сдать ручную кладь в багаж. В исковых требованиях омичкам отказали.
Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой в качестве ручной клади коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.
Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж
Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж что-то из вещей, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.
Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.
Сотрудники авиакомпании не предложили пассажиру замену на время починки коляски, поэтому мужчине пришлось купить новую коляску в аэропорту. Он потребовал, чтобы перевозчик компенсировал ему расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании взыскали в пользу истца стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя.
Чаще всего пассажиры подчиняются требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату, даже если эти требования неправомерны. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так мало кто поступает: слишком малы суммы, которые можно потребовать обратно, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.
Например, авиакомпания потребовала, чтобы пассажир сдал в багаж рюкзак и доплатил за его провоз 2000 Р. Если клиент обратится в суд, он может вернуть 2000 Р и еще примерно 2000—4000 Р сверху: компенсацию морального вреда в размере 1000—3000 Р и штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке — 50% от положенной к уплате суммы, то есть в нашем примере всего 1000 Р.
Так было в деле жителя Свердловской области. Пассажир собирался взять в салон портфель с документами и вещами. Но сотрудники авиакомпании сказали, что портфель больше по габаритам, чем разрешает перевозчик, и его нужно сдать в багаж. За провоз багажа мужчина доплатил 2000 Р.
Пассажир пошел в суд и потребовал, чтобы ему вернули 2000 Р, заплатили штраф и 5000 Р компенсации морального вреда. Мировой судья истцу отказал. А вот суд второй инстанции сказал, что авиакомпания была неправа. В пункте 135 ФАП-82 сказано, что пассажир имеет право провезти сверх норм ручной клади, установленных перевозчиком, сумку или портфель. При этом правила не регламентируют габариты этих вещей, а значит, перевозчик не может ограничивать их размер. Поэтому апелляционный суд решение мирового судьи отменил и сказал, что пассажиру надо вернуть 2000 Р, заплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 Р и штраф 1000 Р.
Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.
Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.
Летела из Стамбула с этой "чудесной" компанией. Небольшой рюкзак и дамская сумочка размером чуть больше кошелька. При регистрации положила рюкзак в калибратор, спокойно получила посадочный талон. В дьютике купила бутылку шампанского.
За полчаса до вылета прибежали местные сотрудники "Победы", подняли всех пассажиров, выставили из зала, выстроили в две очереди и заставили по новой складывать вещи в калибратор. Эмоции очереди можно себе представить)
Пассажиры с других рейсов смотрели на нас с сочувствием и недоумением.
Меня заставили складывать в калибратор помимо рюкзака сумочку и дьютифришный пакет (упаковка, чек, все на месте). Первый раз с таким сталкиваюсь. Компания молодых людей с большим количеством покупок из дьютика громко возмущалась, но сотрудникам абсолютно наплевать на все. По-русски они не говорят, по-английски говорят слабо.
В итоге мы вылетели на полчаса позже.
Я понимаю, что "Победа" лоукостер и не ожидаю великолепного сервиса и повышенного комфорта. Но с каких пор такое неуважение к пассажирам стало нормой? Вопрос, понятно, риторический.
Фу так делать, "Победа"!
Эверетт, это не лоукостер, а крохобор.
Для того, чтоб не было проблем с "Победой" достаточно просто заранее заглянуть к ним на сайт и прочитать их требования к багажу. Всё. Это реально работает. За все перелеты с ними не было ни разу ни одного конфликта, но при этом насмотрелась на людей, которые пытались под видом ручной клади протащить баулы и удивлялись, что их стопили перед посадкой. Да, те же S7 или Аэрофлот лояльнее к ручной клади, но зачастую их билеты и дороже. Так что выбор остаётся за пассажиром: лететь дороже, но комфортнее либо дешевле и потратить 5 минут на гуглеж инфы.
Анна, до того, как победа не подала в суд. Проблемы действительно были
Зачем спрашивать читателей, когда достаточно прочитать на официальном сайте.
Юлия, я тоже недоумевала по этому поводу, но тут можно почитать кулстори, как люди судятся с а/к. Ну и в комментах тоже вское интересное может случиться
Народ годами стебёт Победу, но упорно продолжает пользоваться её недоуслугами. Может, просто пора оставить их без средств к существованию?
«Победа» — офигенная авиакомпания с наконец-то устоявшимися чёткими правилами провоза ручной клади (до 2018 года была немножко дичь, да, но тогда я ей не летал). Сегодня это прекрасный лоукостер, а вот наш быдлонарод постоянно пытается спорить с установленными правилами, тем самым делая хуже и себе, и всем остальным пассажирам (иногда из-за таких споров задерживают вылет). Я бы предложил «Победе» таких спорщиков заносить в чёрные списки и просто не продавать им больше билеты, но это, наверное, противоречит их бизнес-модели — в таком случае полстраны будет в этом чёрном списке :)
Впрочем, не только наши хороши. Лично сталкивался с поведением израильтян на вылете из Тель-Авива похожим на «Победу» лоукостером — тот рассадил семьи пассажиров в случайном порядке по салону (это не было неожиданностью, условия о такой рассадке несколько раз встречаются в процессе покупки и получения билетов). Семьи израильтян устроили скандал и задержали вылет. Очень жаль, что их просто не высадили из салона.
Evgeniy, Победа не может формировать свой черный список и отказывать в обслуживании, тк это отдельное нарушение ЗоЗПП
Л, может, чёрные списки авиакомпаний узаконили.
Не беру слона в салон никогда и проблем нет :)
У меня в ручную кладь всегда рюкзак Xiaomi который и вместительный и прочный и можно утромбовать в калибратор.
тьфунатебя, утрАмбовать!
тьфунатебя, urban lifestyle?
Да, в прошлом году я впервые не попала чемоданом в калибратор! Видимо, они стали меньше. Пришлось заплатить. Компания SmartAvia, рейс Самара- Санкт-Петербург. Удивило то, что даже если заказываешь дополнительное место багажа меньше чем за сутки, а не на стойке, то все равно платишь по повышенному тарифу. Кстати, вот этот момент с оплатой багажа у стойки в два раза дороже, чем, если бы ты купил его неделей раньше - тоже очень непонятный для меня момент. Говорят, что это штраф. Но я же пассажир, а не преступник: не нашла вовремя на сайте габариты, в билете их не прописали, билеты покупала буквально накануне отъезда, оплатить дополнительный багаж за 1,5 тысячи готова. Но почему-то обязана платить 3 тысячи. За что? Может быть кто-то объяснит такую политику авиакомпаний?
Второй момент, связанный с той же поездкой и той же авиакомпанией. Передо мной проходила семья. В калибратор не влез детский пластиковый чемодан всего лишь на размер колесика. И отца заставили сдать этот чемодан в багаж. Отмечу, естественно, по высокому тарифу. И обычно в таком чемодане находятся необходимые в полете вещи: еда, любимые игрушки.
Считаю, что компании должны быть гибче в своих требованиях.
Хотя соглашусь, что с тех пор, как можно купить билет подешевле из-за ручной клади, в салонах стало тяжелее расположить всех желающих. Это особенно чувствуется во время зимних перелетов
«Победа» — это летающие маршрутки с качеством сервиса как у наземных. Пора бы уже привыкнуть. Мне противны нелояльность и крохоборство этой компании, поэтому летаю я с ней только за границей, когда билет действительно дешёвый.
По теме: у меня огромный ноутбук, и он может не поместиться в стандартный эконом-калибратор, мешая рюкзаку сложиться, и дает перевес. Обычно авиакомпании не заставляют класть сумку в калибратор, и проблем не возникает. Но если вдруг сотруднику на стойке ударяет в голову понятно какая субстанция, я отдаю ноутбук провожающему, регистрируюсь и запихиваю ноутбук обратно в сумку.
Dinara, вот я послушаю ваш совет, а потом у гейта меня могут развернуть и я буду как ошпаренный бегать доплачивать засверхнорматив и заново проходить досмотр (
Ivan, нет, по прежнему основной вариант — «суммарные габариты Ручной клади не должны превышать 36x30x27 сантиметров (общий размер всех предметов)». Альтернативно можно взять одну вещь размером 4 х 36 х 30 см плюс сумку, портфель или рюкзак, причем про вес ничего не сказано. Всё с сайта Победы.
В этой статье обидная правда про наши суды. Смысла судиться пока мало, хотя и хочется порою привлечь паршивцев к ответу. Когда продавцы и компании предоставляющие услуги начнут боятся потерять реальные деньги из-за судов, тогда и сервис начнет улучшаться. А пока, лучше жить не здесь.
Leonardo, сколько эмоций на пустом месте, по-моему это не я "волосА" рву)))
С габаритами у меня никаких проблем не возникло, претензии больше к бестолковому стоянию в очереди и, как следствие, задержке. От лоукостера я хочу просто базового уважения к пассажирам, это много или мало?
И да, разговорным английским там и не пахло, сотрудники общались больше жестами.
Да, победа может придраться. Например, если в ручной клади большинства авиакомпаний в норму может вписаться указанный стандарт, победа заставит брать ноутбук в руки и считать сумку ноутбука за отдельную кладь. В этом случае рекомендую либо приложить габариты кейса к основной сумке, либо ссылаться на единые принятые нормы.
Было у меня такое с wizzair в Брюсселе 👿🤬🤬 пришлось заплатить, чтобы тупо попасть на борт - долбанутый додик из наземной службы Шарльруа сказал на борт не попадём если не заплатим, но прилетев в мск я всё отжал у wizzair назад до копейки(путём электронной переписки с их офисом, т.е. дистанционно) и даже по-моему на 10€ больше получилось)) 🤩🤑 учитывая тот факт, что у лоукостеров это практически цена одного полётного сегмента, я ещё и в плюсе остался 😎👌🏼🤑😉
Людмила, кАлибратор и Вдвое... и ..., с которыми... Странно, что такие разные правила
Ксения, ключевой посыл - не нравится Победа, летайте другими авиалиниями. Всё просто.
А на счёт того, что не 5 минут гуглежа возможно вы правы. Ещё меньше)
Про удерживающие системы , люльки и тд и тп для детей необходимо добавить, что бортпроводники разрешат ими пользоваться на борту ВС только в следующем случае: «Для использования на борту воздушного судна детского удерживающего устройства (кресло, люлька, переноска), устройство должно иметь маркировку завода-производителя, подтверждающую возможность его использования на воздушном транспорте, такую как: «This restrain is certified for use in motor vehicle and aircraft» / «Approved for aircraft only»/This child restraint system conforms to all applicable Federal Motor Vehicle»/Safety Standards «TSO-C100B/TSO-C100C»)»
Одела на себя и рассовала по карманам