Что кроме ручной клади пассажир может взять в салон самолета бесплатно?

Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?

Вы правы: помимо ручной клади есть вещи, которые пассажиры российских авиакомпаний имеют право брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.

Что авиакомпания должна провозить бесплатно

Пассажиры российских авиакомпаний имеют право провозить некоторые вещи в ручной клади сверх нормы и без доплаты. Перевозчик может ограничивать их размер — это законно.

К вещам, которые можно провезти бесплатно, относятся:

  1. Рюкзак, дамская сумка или портфель с вещами. Вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик. Дамская сумка и портфель могут быть любого размера.
  2. Букет цветов.
  3. Верхняя одежда.
  4. Детское питание для ребенка на время полета.
  5. Костюм в портпледе.
  6. Детская люлька, коляска, удерживающие системы для детей до двух лет, другие устройства, которые поместятся на багажной полке или под сиденьем.
  7. Лекарства и диетическое питание на время полета. Например, молоко и молочные продукты, еда, приготовленная на пару без добавления соли и специй, безглютеновые продукты.
  8. Складное кресло-коляска, костыли, трости, ходунки, роллаторы, которые использует пассажир. Они должны помещаться на багажной полке или под сиденьем. Если они не подойдут по габаритам, сотрудники аэропорта должны забрать такие предметы у трапа и бесплатно разместить в багажном отделении. После прилета пассажир сможет получить их обратно — тоже возле трапа.
  9. Товары из магазинов дьюти-фри. Их нужно упаковать и запечатать в пластиковый пакет. Вес и габариты должны соответствовать требованиям перевозчика. Например, у «Аэрофлота» это один пакет по сумме трех измерений не более 115 см.

Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.

По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.

Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.

«Аэрофлот» требует, чтобы провоз негабаритного багажа пассажиры согласовывали заранее
«Аэрофлот» требует, чтобы провоз негабаритного багажа пассажиры согласовывали заранее
Перечень предметов, которые можно перевозить бесплатно, компании S7 Airlines
Перечень предметов, которые можно перевозить бесплатно, компании S7 Airlines
Авиакомпания «Россия» представила перечень правил в виде инфографики
Авиакомпания «Россия» представила перечень правил в виде инфографики

Что разрешает провозить «Победа»

В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.

Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.

Но суд отказал компании в иске, поэтому теперь «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:

  1. максимальные габариты всех предметов ручной клади не должны превышать 36 × 30 × 27 см. По количеству и весу вещей ограничений нет, но все они должны свободно помещаться в калибратор в аэропорту. Дополнительно пассажиру разрешают взять в салон ноутбук или планшет без специального чехла и зонт-трость;
  2. альтернативные правила провоза ручной клади разрешают взять в салон сразу несколько вещей: одно место ручной клади с габаритами до 4 × 36 × 30 см и предметы из списка из федеральных авиационных правил, который мы привели выше. При этом «Победа» установила свои требования к размерам некоторых вещей из списка. Например, рюкзак должен быть по габаритам 36 × 30 × 23 см, а товары из дьюти-фри — максимум 10 × 10 × 5 см. Если пассажир пользуется альтернативными правилами, помещать вещи в калибратор не нужно.

Что говорят суды о провозе ручной клади

Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.

Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела, чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку она намеревалась пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что ноутбук в отдельной сумке — это ручная кладь, а значит, рюкзак уже не может быть ручной кладью.

Пассажирке не пришлось ничего оплачивать, потому что у нее был тариф с бесплатным багажом весом до 23 кг. Но женщина потратила время на получение багажа и опоздала на деловую встречу, поэтому она решила получить с авиакомпании компенсацию морального вреда в размере 600 000 Р.

Суд сказал, что авиакомпания действительно нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 Р: 3000 Р в качестве компенсации морального вреда и 1500 Р штрафа, который взыскали с перевозчика.

А вот жительницы Омска не смогли доказать, что авиакомпания «Победа» нарушила их права. Женщины летели из Москвы в Омск и хотели взять на борт в качестве ручной клади рюкзак, сумку, два пакета и календарь. Сотрудники авиакомпании решили, что пассажирки не смогут воспользоваться альтернативными правилами провоза багажа: у них был большой рюкзак и вещи, которые не входили в перечень из пункта 135 ФАП-82. Пассажирки попытались поместить все в калибратор, но у них не получилось это сделать. Перевозчик подтвердил это фотографиями, на которых было видно, как одна из пассажирок ногами утрамбовывала ручную кладь в калибратор, рядом с которым лежали пакеты, рюкзак и календарь.

Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки багаж не оплатили, из-за чего не попали на рейс.

В суде женщины хотели взыскать с авиакомпании расходы на новые билеты, проезд из аэропорта на такси, проживание в гостинице, штраф, неустойку и компенсацию морального вреда — по 31 276,5 Р. Но суды двух инстанций сказали, что, поскольку размеры ручной клади превышали установленную перевозчиком норму, истцам обоснованно было предложено сдать ручную кладь в багаж. В исковых требованиях омичкам отказали.

Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой в качестве ручной клади коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.

Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж

Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж что-то из вещей, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.

Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.

Сотрудники авиакомпании не предложили пассажиру замену на время починки коляски, поэтому мужчине пришлось купить новую коляску в аэропорту. Он потребовал, чтобы перевозчик компенсировал ему расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании взыскали в пользу истца стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя.

Чаще всего пассажиры подчиняются требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату, даже если эти требования неправомерны. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так мало кто поступает: слишком малы суммы, которые можно потребовать обратно, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.

Например, авиакомпания потребовала, чтобы пассажир сдал в багаж рюкзак и доплатил за его провоз 2000 Р. Если клиент обратится в суд, он может вернуть 2000 Р и еще примерно 2000—4000 Р сверху: компенсацию морального вреда в размере 1000—3000 Р и штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке — 50% от положенной к уплате суммы, то есть в нашем примере всего 1000 Р.

Так было в деле жителя Свердловской области. Пассажир собирался взять в салон портфель с документами и вещами. Но сотрудники авиакомпании сказали, что портфель больше по габаритам, чем разрешает перевозчик, и его нужно сдать в багаж. За провоз багажа мужчина доплатил 2000 Р.

Пассажир пошел в суд и потребовал, чтобы ему вернули 2000 Р, заплатили штраф и 5000 Р компенсации морального вреда. Мировой судья истцу отказал. А вот суд второй инстанции сказал, что авиакомпания была неправа. В пункте 135 ФАП-82 сказано, что пассажир имеет право провезти сверх норм ручной клади, установленных перевозчиком, сумку или портфель. При этом правила не регламентируют габариты этих вещей, а значит, перевозчик не может ограничивать их размер. Поэтому апелляционный суд решение мирового судьи отменил и сказал, что пассажиру надо вернуть 2000 Р, заплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 Р и штраф 1000 Р.

Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.

Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.


Анастасия Корнилова
Попадали в ситуацию, когда ручная кладь не подходила по размерам для перевозки? Поделитесь опытом:

Для того, чтоб не было проблем с "Победой" достаточно просто заранее заглянуть к ним на сайт и прочитать их требования к багажу. Всё. Это реально работает. За все перелеты с ними не было ни разу ни одного конфликта, но при этом насмотрелась на людей, которые пытались под видом ручной клади протащить баулы и удивлялись, что их стопили перед посадкой. Да, те же S7 или Аэрофлот лояльнее к ручной клади, но зачастую их билеты и дороже. Так что выбор остаётся за пассажиром: лететь дороже, но комфортнее либо дешевле и потратить 5 минут на гуглеж инфы.

12

Летела из Стамбула с этой "чудесной" компанией. Небольшой рюкзак и дамская сумочка размером чуть больше кошелька. При регистрации положила рюкзак в калибратор, спокойно получила посадочный талон. В дьютике купила бутылку шампанского.
За полчаса до вылета прибежали местные сотрудники "Победы", подняли всех пассажиров, выставили из зала, выстроили в две очереди и заставили по новой складывать вещи в калибратор. Эмоции очереди можно себе представить)
Пассажиры с других рейсов смотрели на нас с сочувствием и недоумением.
Меня заставили складывать в калибратор помимо рюкзака сумочку и дьютифришный пакет (упаковка, чек, все на месте). Первый раз с таким сталкиваюсь. Компания молодых людей с большим количеством покупок из дьютика громко возмущалась, но сотрудникам абсолютно наплевать на все. По-русски они не говорят, по-английски говорят слабо.
В итоге мы вылетели на полчаса позже.
Я понимаю, что "Победа" лоукостер и не ожидаю великолепного сервиса и повышенного комфорта. Но с каких пор такое неуважение к пассажирам стало нормой? Вопрос, понятно, риторический.
Фу так делать, "Победа"!

9

Зачем спрашивать читателей, когда достаточно прочитать на официальном сайте.

7
Герой Т—Ж

Юлия, я тоже недоумевала по этому поводу, но тут можно почитать кулстори, как люди судятся с а/к. Ну и в комментах тоже вское интересное может случиться

3

Не беру слона в салон никогда и проблем нет :)
У меня в ручную кладь всегда рюкзак Xiaomi который и вместительный и прочный и можно утромбовать в калибратор.

3
Герой Т—Ж

«Победа» — офигенная авиакомпания с наконец-то устоявшимися чёткими правилами провоза ручной клади (до 2018 года была немножко дичь, да, но тогда я ей не летал). Сегодня это прекрасный лоукостер, а вот наш быдлонарод постоянно пытается спорить с установленными правилами, тем самым делая хуже и себе, и всем остальным пассажирам (иногда из-за таких споров задерживают вылет). Я бы предложил «Победе» таких спорщиков заносить в чёрные списки и просто не продавать им больше билеты, но это, наверное, противоречит их бизнес-модели — в таком случае полстраны будет в этом чёрном списке :)
Впрочем, не только наши хороши. Лично сталкивался с поведением израильтян на вылете из Тель-Авива похожим на «Победу» лоукостером — тот рассадил семьи пассажиров в случайном порядке по салону (это не было неожиданностью, условия о такой рассадке несколько раз встречаются в процессе покупки и получения билетов). Семьи израильтян устроили скандал и задержали вылет. Очень жаль, что их просто не высадили из салона.

3

Evgeniy, Победа не может формировать свой черный список и отказывать в обслуживании, тк это отдельное нарушение ЗоЗПП

0
Герой Т—Ж

Л, может, чёрные списки авиакомпаний узаконили.

0

Народ годами стебёт Победу, но упорно продолжает пользоваться её недоуслугами. Может, просто пора оставить их без средств к существованию?

2

В этой статье обидная правда про наши суды. Смысла судиться пока мало, хотя и хочется порою привлечь паршивцев к ответу. Когда продавцы и компании предоставляющие услуги начнут боятся потерять реальные деньги из-за судов, тогда и сервис начнет улучшаться. А пока, лучше жить не здесь.

1

Да, победа может придраться. Например, если в ручной клади большинства авиакомпаний в норму может вписаться указанный стандарт, победа заставит брать ноутбук в руки и считать сумку ноутбука за отдельную кладь. В этом случае рекомендую либо приложить габариты кейса к основной сумке, либо ссылаться на единые принятые нормы.

0

Хочу поделиться такой "бедой" этой компании..Из Саратова в калибратор умещается две моих сумки ручной клади(что позволительно,лишь бы уместились) с которыми всегда летаю.А из Внуково ТОЛЬКО ОДНА ИЗ НИХ!!! Т.е.там колибратор почти в двое меньше!!!! Заставляют платить за багаж.Сумки всё те же !! Два года не летала ,забыла про эту ловушку и попала в апреле ОПЯТЬ(((((

0
Герой Т—Ж
Отредактировано

«Победа» — это летающие маршрутки с качеством сервиса как у наземных. Пора бы уже привыкнуть. Мне противны нелояльность и крохоборство этой компании, поэтому летаю я с ней только за границей, когда билет действительно дешёвый.

По теме: у меня огромный ноутбук, и он может не поместиться в стандартный эконом-калибратор, мешая рюкзаку сложиться, и дает перевес. Обычно авиакомпании не заставляют класть сумку в калибратор, и проблем не возникает. Но если вдруг сотруднику на стойке ударяет в голову понятно какая субстанция, я отдаю ноутбук провожающему, регистрируюсь и запихиваю ноутбук обратно в сумку.

0

Dinara, вот я послушаю ваш совет, а потом у гейта меня могут развернуть и я буду как ошпаренный бегать доплачивать засверхнорматив и заново проходить досмотр (

0

Да, в прошлом году я впервые не попала чемоданом в калибратор! Видимо, они стали меньше. Пришлось заплатить. Компания SmartAvia, рейс Самара- Санкт-Петербург. Удивило то, что даже если заказываешь дополнительное место багажа меньше чем за сутки, а не на стойке, то все равно платишь по повышенному тарифу. Кстати, вот этот момент с оплатой багажа у стойки в два раза дороже, чем, если бы ты купил его неделей раньше - тоже очень непонятный для меня момент. Говорят, что это штраф. Но я же пассажир, а не преступник: не нашла вовремя на сайте габариты, в билете их не прописали, билеты покупала буквально накануне отъезда, оплатить дополнительный багаж за 1,5 тысячи готова. Но почему-то обязана платить 3 тысячи. За что? Может быть кто-то объяснит такую политику авиакомпаний?
Второй момент, связанный с той же поездкой и той же авиакомпанией. Передо мной проходила семья. В калибратор не влез детский пластиковый чемодан всего лишь на размер колесика. И отца заставили сдать этот чемодан в багаж. Отмечу, естественно, по высокому тарифу. И обычно в таком чемодане находятся необходимые в полете вещи: еда, любимые игрушки.
Считаю, что компании должны быть гибче в своих требованиях.
Хотя соглашусь, что с тех пор, как можно купить билет подешевле из-за ручной клади, в салонах стало тяжелее расположить всех желающих. Это особенно чувствуется во время зимних перелетов

0