Как вернуть полную стоимость билета, если агрегатор списал комиссию?

41
Аватар автора

Анастасия Судакова

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Приобретала билет на рейс авиакомпании «Уральские авиалинии» за 2—3 дня до него. Выбирала между поездом и самолетом. Остановилась на самолете из-за привлекательной цены: 1900 ₽. По невнимательности билет купила не на сайте авиакомпании, а на сайте агрегатора авиабилетов — «Купибилет».

В день вылета авиакомпания прислала сообщение об отмене рейса без объяснения причины. Здесь же выяснилось, что при отмене рейса за возврат денег сайт-агрегатор берет сервисный сбор 1000 ₽, это более половины стоимости билета. Такой вариант меня не устроил, и я обратилась в авиакомпанию. Спустя 30 дней ожидания меня снова направили к агрегатору, где я купила билет.

Могу ли я вернуть деньги и не остаться в минусе?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

По закону вы вправе получить обратно всю сумму. Но есть вероятность, что агрегатор откажется сделать это добровольно. Тогда придется обращаться в суд. Расскажу подробнее.

Почему агрегатор обязан вернуть сервисный сбор

Если рейс задержали или отменили, пассажир вправе отказаться от услуги перевозчика. Такой отказ считается вынужденным — авиакомпания должна вернуть полную стоимость билета. Это значит, что пассажир получит все деньги, которые заплатил за перевозку: провозную плату и разные сборы, из которых складывается стоимость билета. К ним относятся, например, топливный сбор, расходы на оформление билета, суммы, которые взимают иностранные государства.

Сервисный сбор, о котором пишет агрегатор, не входит в стоимость билета. Это наценка за услуги системы бронирования. На своих сайтах агрегаторы обычно указывают, что удержат штраф за возврат билета из-за отмены рейса. Но они не вправе так поступать. Дело в том, что агрегаторы продают билеты авиакомпаний по агентским договорам. Это значит, что агент действует по поручению авиакомпании, то есть принципала. За это он должен получать вознаграждение от авиакомпании, а не от клиента.

Если пойдете в суд, лучше укажите ответчиками и авиакомпанию, и агрегатора. Если в ходе процесса выяснится, что отвечать должен только перевозчик или только агрегатор, вы скорректируете состав ответчиков.

Агрегатор указывает в оферте сбор от 500 ₽ за возврат билета
Агрегатор указывает в оферте сбор от 500 ₽ за возврат билета

Что говорят о возврате денег суды

Когда пассажиры отказываются от полетов вынужденно, например из-за болезни или отмены рейса, суды говорят, что возврат должен быть полным.

  • Так, жительница Оренбурга купила билеты через агентство OneTwoTrip на рейс «Аэрофлота», но получила травму и не смогла лететь. Женщина сообщила в агентство и авиакомпанию, что отказывается от полета, и подала заявление на вынужденный возврат денег. К нему приложила медицинские документы, которые подтверждали полученную травму. Но агентство отказалось возвращать деньги. Тогда клиентка направила агрегатору и перевозчику претензию и пошла в суд.
  • Суд начал рассматривать дело, и перевозчик перечислил часть денег, не дожидаясь решения. Пассажирка же настаивала, чтобы ей вернули всю сумму, а еще выплатили неустойку и штраф. Суд ее поддержал и сказал: истец имеет право на возврат провозной платы и сборов за оформление билетов в полном объеме. А доводы ответчиков, что штраф за обмен авиабилетов, сбор агентства и комиссия платежной системы не подлежат возврату, не соответствуют нормам закона.
  • Поскольку «Аэрофлот» вернул клиентке провозную плату в установленный законом 30-дневный срок со дня получения претензии, он больше не должен ничего возвращать. Невыплаченную сумму удержало агентство OneTwoTrip, значит, с него и следует взыскать остаток денег — 17 431 ₽. Еще суд снизил размер неустойки — с 150 000 до 10 000 ₽ — и присудил ответчику штраф 13 715,5 ₽ за то, что тот не вернул деньги добровольно.
  • В другом деле житель Санкт-Петербурга купил авиабилет через агрегатор «Купибилет», но сломал ногу и отказался от полета. Пассажир сообщил агрегатору о вынужденном отказе от билета, отправил медицинские документы и попросил вернуть деньги. «Купибилет» ответил, что возврат билетов по медицинским причинам не рассматривается. Агрегатор предложил вернуть аэропортовые сборы — 4255 ₽, но попросил уплатить сервисный сбор — 2000 ₽. При этом билет стоил 18 955 ₽.
  • Пассажир заплатил 2000 ₽ и снова потребовал вернуть деньги за билет. Но вместо полной суммы агрегатор вернул только 4255 ₽. Тогда петербуржец пошел в суд. Мировой судья отказал ему в заявленных требованиях, а вот суд апелляционной инстанции пересмотрел решение.
  • Суд сказал, что по закону клиент может вернуть полную стоимость билета в случае болезни. В результате с агрегатора взыскали оставшуюся сумму — 14 700 ₽, компенсацию морального вреда — 5000 ₽, штраф — 10 850 ₽. А еще — 2000 ₽ сервисного сбора.

Как потребовать деньги у агрегатора

Направьте претензию агрегатору или авиакомпании. Сошлитесь на пункт 227 правил воздушных перевозок и пункт 120 правил формирования и применения тарифов. Скажите, что в случае отказа обратитесь в суд и дополнительно потребуете неустойку, штраф и возмещение морального вреда.

Мы рассказывали, как подать иск в суд. Но учтите: если агрегатор и перевозчик добровольно деньги не вернут, придется решать, хотите вы связываться с хождением по судам ради небольшой суммы или проще отказаться от защиты своих прав. Даже если вы сами составите исковое заявление и сэкономите деньги на оплате услуг юриста, придется потратить время и нервы на судебные заседания.


Возвращали деньги за билеты через агрегаторы? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество