Сколько времени современные дети проводят в телефоне

И насколько это вредно
10
Сколько времени современные дети проводят в телефоне
Аватар автора

Кристина Болдова

дала детям гаджеты, чтобы написать эту статью

Страница автора

У 88% школьников начальных классов есть собственный телефон или планшет, а среди старшеклассников — практически у каждого.

83% детей в возрасте от 3 до 12 лет, которые пользуются такими устройствами, выходят с их помощью в интернет: среди дошкольников — две трети, среди школьников — более 90%.

Мы изучили статистику и выяснили, сколько времени дети проводят в гаджетах, как используют и с какими угрозами могут столкнуться.

Сколько времени можно сидеть в телефоне или планшете

Мнения специалистов о том, сколько времени ребенок безопасно может пользоваться цифровыми устройствами, различаются. А еще допустимое время зависит от возраста ребенка.

Всемирная организация здравоохранения призывает родителей вообще не давать гаджеты детям до двух лет. До пяти лет — максимум на час в день, чем меньше, тем лучше. Американская психологическая ассоциация допускает совместный с родителями просмотр контента с полутора лет. Но, как и в ВОЗ, здесь отмечают, что общее время использования таких устройств детьми до пяти лет не должно превышать часа в день.

У российских ведомств отдельных рекомендаций по поводу телефонов и планшетов нет. При этом Роспотребнадзор рекомендует школьникам начальных классов проводить перед компьютером не более двух часов в день, старших классов — не более четырех часов.

Источник: Роспотребнадзор

Сколько времени российские дети проводят с цифровыми устройствами

Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 56% россиян, у которых есть несовершеннолетние дети или внуки, говорят, что те ежедневно проводят более трех часов за цифровыми устройствами. 25% оценивают время использования более чем пять часов ежедневно, 13% — более чем в семь часов. Всего 4% заявляют, что в их семье дети вообще не пользуются цифровыми устройствами, менее часа — 5%.

Исследование сервиса «Где мои дети»  , проведенное в мае 2023 года, говорит о том, что в среднем дети сидят в планшетах или смартфонах 4,5—5 часов в день — это 35 часов в неделю, 150 часов в месяц. Причем в выходные дети тратят на такое времяпрепровождение на 30 минут больше, чем в будние дни.

Источник: НАФИ
Источник: НАФИ

Согласно результатам опроса «Лаборатории Касперского», чем старше дети, тем больше времени они уделяют гаджетам. Детям дошкольного и младшего школьного возраста родители чаще отводят строго определенное время на пользование смартфоном или планшетом. Среди детей 3—6 лет меньше двух часов на это тратят 85%, 7—10 лет — 64%.

Ситуация сильно меняется, когда ребенку исполняется 10—11 лет. Практически у всех школьников к этому возрасту появляется собственный телефон, которым они могут пользоваться когда захотят: 99% детей делают это каждый день. А время, проведенное наедине со смартфоном, возрастает в несколько раз. Например, если в возрасте 7—10 лет больше четырех часов в день в телефоне сидят только 12% детей, то в возрасте 11—14 лет — уже 31%.

Отметим, что данные выше — это результаты опроса, который проводили среди родителей. Скорее всего, реальные значения выше. Около половины детей — 46% — признались исследователям, что врут родителям о том, сколько времени проводят онлайн.

Источник: «Лаборатория Касперского»

Для каких целей дети используют телефоны и планшеты

В основном дети используют интернет и гаджеты для развлечения и общения. В учебных целях или для собственного развития регулярно выходят в сеть чуть меньше половины опрошенных — 46% детей всех возрастов.

Дошкольники сидят в цифровых устройствах в основном чтобы играть и смотреть развлекательные видео — так ответили 62% опрошенных детей. С возрастом на первый план выходит общение: например, среди детей до 7 лет телефоны для общения используют только 10%, от 7 до 10 лет — 53%, а среди подростков старше 15 лет — 87%. Также с возрастом дети начинают все чаще использовать свои цифровые устройства для просмотра кино и прослушивания музыки, учебы, поиска информации и совершения покупок.

Источник: «Лаборатория Касперского»
Источник: «Лаборатория Касперского»
Источник: «Лаборатория Касперского»
Источник: «Лаборатория Касперского»

По данным сервиса «Где мои дети», из пяти часов, которые дети в среднем проводят в гаджетах, четыре с половиной часа они примерно поровну тратят на три вида досуга: соцсети и мессенджеры, игры, просмотр видео.

Из приложений для общения популярнее всего «Вотсап» — им пользуются 85% детей. «Телеграм» и «Вконтакте» установлены у половины опрошенных. Этими приложениями пользуются примерно 30 минут в день. 83% смотрят «Ютуб», 50% — «Тикток». Эти два приложения занимают больше всего детского времени: 103 и 90 минут в сутки соответственно.

Из игр в десятку самых популярных приложений попал только «Роблокс» — приложение стоит у 47% детей и по времени использования занимает третье место после видеохостингов: 77 минут.

Кроме игр, видео и мессенджеров в топ приложений попали интернет-браузеры и маркетплейс «Вайлдберриз», которым пользуется каждый третий ребенок.

Источник: статистика приложения «Где мои дети». (Соцсеть «Вотсап» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ)
Источник: статистика приложения «Где мои дети». (Соцсеть «Вотсап» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ)

Чего опасаются родители и как они контролируют детей

По данным «Лаборатории Касперского», 81% родителей в той или иной степени контролируют, чем дети занимаются в гаджетах: 44% опрошенных сказали, что делают это постоянно, 37% — по мере необходимости. Контролировать детей родители могут с помощью специальных приложений или настроек в устройствах. Чем младше ребенок, тем больше контроль родителей за его действиями в цифровой среде. Например, дошкольников контролируют 78% родителей, младших школьников — 60%, а подростков от 15 лет — 24%.

45% родителей сказали, что на детских гаджетах установлены программы родительского контроля. При этом 59% детей старше 12 лет скрывают то, чем занимаются онлайн: например, 40% защищают устройства паролем, 20% выходят в интернет, когда взрослых нет рядом, а 19% чистят историю браузера.

35% родителей отслеживают местонахождение ребенка по геолокации. Еще 32% хотели бы, но не делают этого по разным причинам, главные из которых — возражения самих детей и то, что родители просто не знают, как это сделать.

Источник: «Лаборатория Касперского»

По данным опроса НАФИ, больше всего взрослые боятся, что дети столкнутся с мошенничеством, вымогательством и угрозами: это считают главным риском 30% опрошенных.

20% опасаются, что дети могут посещать запрещенные или не подходящие им по возрасту сайты. 16% опрошенных переживают, что их дети или внуки могут столкнуться в виртуальном пространстве с насилием, агрессией или жестокостью. 11% — с недостоверной, непроверенной информацией.

Если сравнить с результатами аналогичного опроса, проведенного в прошлом году, — четыре главные угрозы остались теми же. Но резко выросла доля тех, кто переживает из-за риска мошенничества, вымогательства и угроз: с 11 до 30%. А доля тех, кто не видит конкретных опасностей, упала с 12 до 7%.

Источник: НАФИ
Источник: НАФИ

Кристина БолдоваКак выстроить правильное отношение к гаджетам у детей?
  • Ник ЗавадскиРодители хотят, чтобы дети развлекались без гаджетов, как в 80-е, но развлекаться так, как родители развлекались без гаджетов в 80-е, тоже нельзя :)27
  • avСначала у взрослых нужно выстроить правильно отношения к гаджетам, а потом уж к детям применять. Я сейчас пытаюсь сократить время пользования гаджетами. Причем основной пожиратель времени - телефон. Стараюсь заменить его читалкой. Если нашел какую-то интересную статью, то с телефона кидаю её на читалку и читаю уже там. Так меньше соблазна переходить по ссылкам. И стараюсь телефон держать подальше, а читалку - поближе. Вообще хочу заменить текущий телефон на телефон с e-ink экраном. Там тот же ютуб особо не посмотришь. И для глаз полезнее.11
  • Критичный критикВзрослым нужно начать с себя, быть примером для собственных детей. Дети чаще видят родителей с телефонами и планшетами в руках, перед компьютером или телевизором, чем без них или не перед ними. Родители хотят заставить детей читать книги, чаще гулять на улице, лучше учиться, и прочее, но при этом сами не следуют своим советам17
  • Милия НоваКогда ребенку купить смартфон?А разве родителям министерство образование оставило выбор?Школьные порталы с домашними заданиями,отсутствие бумажных дневников. Домашние задание ежедневно помимо учебников в электронном виде. Ребенок пока войдет на всевозможные порталы уходит уйма времени. Платформы сырые,когда на такое цифровое недоразумение , с домашкой заходят все ученики РФ,он работает с переменным успехом. Удивляюсь как разработчиков не скрутило еще от негативных посылов и учителей,и родителей, и детей. А после уроков у детей, как у наркоманов искусственное замещение расслабления от виртуальными играми. Дети с телефонами всюду,как наваждение,благо их в школах сейчас запретили......2
  • ПавелЗачем сравнивать взрослых и детей? Давайте взрослым запретим смотреть порно, ходить на работу, и заставим учить таблицу умножения0
  • IrinaПавел, какая интересная у вас логика, инфантильного переростка! 😏🙄 При гармоничных семейных отношениях порно возможно смотреть, но не в ущерб собственным детям. На работу вы ходите, т.к или это любимое дело, приносящее достаток в вашу семью или вынужденная необходимость-цели те же. А таблицу умножения вы же знаете и сейчас есть много лайков, которые помогаю быстро выучить ее ребёнку, если родители готовы, вместо парнухи, в часы до сна ребёнка или выходные посвятить СВОЁ время этому делу.0
  • IrinaМилия, всё что в ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, а администрация школ это знает, ЭТО НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ, но рассчитано на безграмотных, боящихся всего родителей, которые, как молчаливве овцы согласны со всеми ЗАХЕ&АМИ администрация школ, которым пофиг на Ваших детей, а нужны только 100% отчеты "все участвуют", "все зарегистрировались", т.к администрация школ тогда в "зеленой зоне" и директора и их приближённые получают за это бооооольшие денежные доплаты к з/п и премии! О себе, когда ребёнок перешёл в 5 кл. написала заявление, почему мой ребёнок небуде участвовать ни в каких "горизонтах", отказ от регистрации в любых цифровых авантюрах с передачей ПД третьим лицам, т.к у ребёнка КНОПОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН! А если школа желает, чтоб ребёнок участвовал в их авантюрах, то пусть купят ребёнку планшет или ноутбук (по санпину смартфон вообще не указан к обучению детей), + оплачивают интернет,+ учитывают время по САНПИН возраст (это на все домашки)+согласовывают время ребёнка на отдых(перерывы) меду разными препаратами (и это каждый день!)ЭТО ВСЕ БЫЛО НАПИСАНО с учётом Конституции РФ, различных ПОЛОЖЕНИЙ об образовании и организации учебного процесса ребёнка в школе и в не ее. Итог: администрация школы заявление сначала приняла не читая, а потом вызывали меняк директору. Поговорилии она согласилась с доводами, почему КНОПОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН ЛУЧШЕ, почему я отказываюсь создавать своему несовершеннолетнему ребёнку отдельный вход через МОИ, а не ребёнка, Госуслуги, и отказ от заданий различных ЦДЗ на какие-либо сайтах. Теперь ребёнок получает домашку или в виде распечатки на бумажном носителе, или скидывают в родительский чат для всех. Сейчас ребёнок в 7 кл.: отношения с одноклассниками прекрасные, учителя относятся спокойно. В МШ(гнилой портал "моя школа"), сама захожу через свою учётную запись каждый день и отправляю домашку и сообщаю оценки(если есть) своему ребёнку на смартфон, которым ребёнок пользуется дома, а в школе о нём не знают! Ребенка не дёргают я спокойна. А тут еще вчера дали подписать СОГЛАСИЕ (без права отказа) на участие ребёнка в тестировании про наркотики и чего-то ещё. Получили ОТКАЗ с законным пояснением почему О ОТКАЗЫВАЮСЬ Я, а не ребёнок.0
  • IrinaIrina, пояснение в тексте читать "меду разными ПРЕДМЕТАМИ", а не "между разными препаратами"! 🤦🤷😂0
  • Затертый аккаунтРебенку лучше покупать телефон во 2-3 классе. Это не слишком рано и не слишком поздно0