Как мы заказали кухню у мастера с «Авито» и потеряли 41 000 ₽
Мы с мужем мечтали о красивой кухне с момента покупки квартиры. Но денег не было: все уходило на ипотечные платежи.
В ноябре 2020 года супруг получил премию. Мы добавили к этим деньгам сбережения и решили осуществить мечту. Чтобы сэкономить, заказали кухню у частного мебельщика с «Авито». А он взял деньги и исчез.
Расскажу, почему мы поверили обманщику, как его искали, чем помогла полиция и сколько денег пока удалось вернуть. Наш опыт поможет уберечься от проблем при заказе мебели или понять, что делать, если вас уже обманули.
Почему мы заказали кухню на «Авито»
Когда мы переехали в ипотечную квартиру, денег на кухню не было. Муж забрал у родителей старенький гарнитур из пары шкафчиков и совдеповскую плиту с одной рабочей конфоркой. А делать ремонт и покупать новую мебель мы договорились постепенно.
Спустя два года у нас скопилась небольшая сумма, а супруг получил премию на работе, и мы решили обзавестись кухней. Для начала объездили самые известные в Абакане мебельные салоны — там предлагали готовые варианты и на заказ. Но готовые сразу отпугнули неподходящими размерами и жутким дизайном, а кухни на заказ — ценами от 300 000 ₽.
Тогда мы не знали, что в магазинах попроще можно было найти вполне хорошую кухню по адекватной цене. Поэтому решили заказать гарнитур у частника. К тому моменту мы уже поискали в интернете референсы, определились с оттенками и материалами для будущей кухни. Супруг даже нарисовал проект в программе для проектирования мебели. Оставалось найти человека, который реализует нашу идею.
Мы стали опрашивать друзей и знакомых, кто и где заказывал кухню. Но одни говорили, что покупали готовую мебель, другие — что потеряли контакты мебельщика, а третьи — что переехали в квартиру, где кухня уже была. В итоге соседи посоветовали мастера, который сделал им гарнитур за 80 000 ₽. Эта цена нас устраивала, а когда они скинули фото своей кухни, мы вообще пришли в восторг: это было как раз то, что мы хотели.
Но радость была недолгой. Мы несколько дней не могли дозвониться до мебельщика, а потом он ответил, что не берет новые заказы. Тогда мы стали искать специалиста на «Авито».
Как мы нашли мебельщика
Мы несколько дней листали огромный список объявлений, читали описания, смотрели фотографии. Выбрали мастеров, чьи работы нам внешне понравились, а потом муж обзвонил их и пригласил двух специалистов на замеры.
По приезде первый мастер сказал, что сделает кухню за месяц и возьмет около 70 000 ₽. Но он отказался подписывать договор — сказал, что всегда работает на честном слове и проблем еще ни разу не возникало. А отдавать предоплату без договора нам не хотелось. Мы ответили, что подумаем, и стали ждать следующего мастера.
Анатолий — назовем его так — пришел вовремя. Высокий, в очках, серьезного вида мужчина выложил перед нами две толстые папки с образцами материалов для фасадов и фартуков, а сам приступил к замерам. Мастер предупредил, что не все может быть в наличии и что-то придется заказывать и ждать. Но если выбрать цвета и материалы, которые есть у поставщика, то кухня будет готова до конца года.
Был конец ноября, и мое сердечко забилось при мысли, что мы встретим Новый год с новой мебелью. А в голове закрутилась картинка: роскошная кухня, пузырьки шампанского искрятся в бокалах на высокой столешнице с подсветкой. Счастливый муж не может оторвать взгляда от жены в нарядном платье, которая шикарно смотрится на фоне шкафчиков без ручек. Анатолий еще даже не назвал стоимость, а у меня уже мелькнула мысль: «Надо соглашаться!»
Анатолий попросил за кухню всего 63 000 ₽ — это было даже выгоднее, чем у предыдущего мастера. Такая низкая стоимость нас не насторожила: муж проверил цены на материалы на сайте магазина, где собирался закупаться мебельщик. И нам показалось, что можно уложиться в эту сумму даже с учетом стоимости работы.
Анатолий пообещал скидку в магазине на мойку и смеситель, а еще заявил, что работает исключительно по договору. Он ответил на все наши вопросы, оставил свои контакты и уехал. А мы стали обсуждать, стоит ли заказывать у него кухню. Предложение выглядело заманчивым: Анатолий обещал сделать гарнитур быстро и недорого, а по фото его работ казалось, что гарнитур получится приличным.
Тут стоит вспомнить схему из трех кружочков: когда «быстро», «дешево» и «качественно» пересекаются, то оказывается, что так не бывает. Мы не были уверены в качестве будущей кухни, но остальные критерии нас устраивали. И мы решились.
Как мы подписали договор и начали сотрудничество
Анатолий пригласил нас к себе в мебельный цех, чтобы заключить договор и получить предоплату. Еще по дороге супруг попросил меня незаметно снять на камеру телефона, как мы подписываем документы и передаем деньги. А еще, пока он задает вопросы, я должна была взять данные Анатолия из договора и поискать его в банке данных исполнительных производств.
Я четко выполнила инструкции и нашла нашего мебельщика в списке должников. Но все его долги были только по штрафам ГИБДД. Муж без обиняков показал Анатолию мою находку, но тот пожал плечами: ну да, есть грешок. Хотя он заметно занервничал — этому стоило придать значение.
В цехе стояли огромные куски ЛДСП, часть чьего-то гарнитура, необшитый диван. Мастер показал нам свое рабочее место и станки, познакомил с коллегой, который работал над собственными заказами. Все это развеяло сомнения в честности Анатолия. Мы и подумать не могли, что он водит нас за нос.
По условиям договора на все работы отводилось 30 рабочих, а не календарных дней. Это немного смутило: дело происходило в конце ноября, то есть мы не успевали получить кухню до Нового года. Но Анатолий заверил, что срок взят с запасом и мы встретим праздник с новым гарнитуром, как он и обещал.
Порядок расчета был таким: 35 000 ₽ — предоплата на закупку части материалов, 28 000 ₽ — после установки кухни. Супруг подписал договор и внес предоплату. Анатолий же отдал нам образцы материалов, чтобы выбрать цвет фартука. Он был внимательным и заботливым: рассказал, куда лучше поехать за фартуком, и выдал бумажку, по которой полагалась скидка на раковину.
Мы уехали из цеха и сразу отправились выбирать фартук, мойку и вытяжку. С фартуком возникла проблема: нужно было купить и несколько недель где-то хранить четырехметровую панель, а потом доставить ее Анатолию. Мастер вызвался помочь: предложил отдать ему товарную накладную — тогда он сам заберет фартук и привезет в цех. Так и поступили: муж купил фартук за 6100 ₽, вручил Анатолию накладную, а себе оставил чек.
Под цвет фартука и столешницы мы заказали мойку и смеситель со скидкой. Затем в магазине бытовой техники купили встроенную вытяжку, варочную панель и духовку. Вытяжку муж тоже увез мебельщику, чтобы тот сделал под нее шкаф.
Уже через пару дней после подписания договора у Анатолия была вытяжка и накладная на фартук. У нас дома в зале стояла габаритная техника и мойка со смесителем. Оставалось ждать и представлять потрясающую новую кухню на месте старой.
Как начались проблемы
Примерно за неделю до Нового года мебельщик позвонил мужу и сказал, что не успеет ничего сделать к 31 декабря. Он объяснил, что срочно уезжал, поэтому не смог забрать фартук. Теперь срок действия накладной истек, фартук не отдают, поэтому ему нужен наш чек.
Я расстроилась, а затем начала сомневаться: человек нарушил обещание, хотя клялся, что успеет. Анатолий приехал к нам домой со своей женой. Он забрал чек на фартук и пообещал, что выполнит работу за зимние каникулы. Умом я понимала, что мебельщик вряд ли смастерит кухню за две недели, если за месяц даже не смог забрать материалы у поставщика. Но хотелось ему верить, кроме того, выбора у нас не было. Мы уже отдали предоплату, купили технику, а по договору мебельщик еще укладывался в сроки.
Муж призвал меня к спокойствию. Но через 10 дней он признался, что Анатолий сначала перестал отвечать, а позже его телефон стал недоступен. Сомнения переросли в подозрения.
Как мы поняли, что нас обманули
Мы подумали, что Анатолий внес нас в черный список: не могли дозвониться до него ни с одного телефона. Сообщения в мессенджерах он тоже поначалу просматривал, а затем стал игнорировать.
Спустя пару дней после новогодних праздников муж отправился в тот самый цех. Работники встретили его со словами: «А мы все ждали, когда же ты приедешь». Оказалось, что Анатолий набрал заказов осенью, а в декабре пропал и больше не выходил ни с кем на связь.
По словам работников, наш мебельщик уже не первый раз проворачивает подобную аферу. Однажды он точно так же кинул клиентов на деньги. С тех пор прошло много времени, Анатолий якобы одумался и попросился на работу к владельцу цеха. Тот по доброте душевной не смог отказать. В итоге Анатолий взялся за старое: никаких работ в цехе не вел, а только приводил туда клиентов, подписывал с ними договоры и уходил.
Работники рассказали, что недобросовестный мастер обманул еще пятерых заказчиков на общую сумму более 400 000 ₽. Они точно так же приезжали в поисках Анатолия, который перестал отвечать на звонки и сообщения. Другие мастера только пожимали плечами и уверяли, что сами его ищут, потому что он тоже должен им денег.
Муж все выслушал, забрал из цеха нашу вытяжку и приехал домой в состоянии шока. Хорошо помню, как он прошел в зал, не снимая куртку и не глядя на меня, развел руками и сказал: «Кухни не будет». Я не удивилась: подобные мысли посещали меня уже давно. Но было сложно окончательно принять, что мы потеряли деньги и остались без кухни.
Как мы обратились в полицию
Нас просто трясло от возмущения. Не укладывалось в голове, как человек может так поступить и почему мы ему доверились. На эмоциях мы даже начали действовать раньше времени — забыли, что срок работ по договору еще не истек. Но и, откровенно говоря, ждать было уже нечего. Нам открыто сказали, что человек скрылся с нашими деньгами.
Мы поехали в полицию и долго ждали, пока освободится дежурный. Через несколько часов у нас все-таки приняли заявление. Его писал муж, поскольку договор заключал он. Полицейский выслушал всю историю, покачал головой и объяснил: договор с частником считается гражданско-правовым. Если исполнитель нарушил обязательства, это не преступление, а повод для обращения в суд.
По словам полицейского, можно было привлечь Анатолия к уголовной ответственности, если составить коллективное заявление. Мол, надо найти всех обманутых и вместе составить бумагу — так больше шансов, что обманщика найдут и накажут.
Как мы сами искали обманщика
Когда мы вышли из отделения полиции, супруг решил съездить к Анатолию домой и попытаться договориться. Адрес мастера был в договоре. Мы хотели предложить забрать заявление в обмен на деньги.
Дверь нам открыла жена мастера, с которой он заявился к нам в конце декабря. Она не удивилась нашему визиту — сказала, что «знать не знает, видеть не видела». И вообще «они разругались, он ушел неизвестно куда», «скорее всего, живет у матери в поселке». Мы не могли ей ничего предъявить — не вламываться же в дом, чтобы поймать ее нечистого на руку супруга.
Тогда мы поехали к его матери. Хотелось, чтобы ситуация решилась просто: он бы вышел с виноватым видом, согласился, что поступил подло, и вернул деньги. При этом в голове мелькали криминальные сводки и пугающие кадры. Человек обманул, присвоил чужие деньги — кто знает, на что еще он способен. В тот момент мне было страшно, но остановить мужа не получалось. Он отчаянно искал хоть какой-то правды.
Мы приехали к дому матери Анатолия и принялись стучать в дверь. На стук вышли пожилая женщина и молодая девушка. Когда мы рассказали о проблеме, они начали жалостливо объяснять: «Да вы что, мы давно его не видели. Неужели он опять? А ведь мы уже раз погасили за него кредиты. Теперь придется брать новые…» Муж вежливо и по-доброму попросил, чтобы родные постарались убедить Анатолия вернуть деньги. Тогда мы заберем заявление из полиции и ему ничего не будет. Родственники активно покивали и исчезли за дверями дома.
Мне было немного жалко его маму, но совсем не жаль его самого. Мы твердо решили, что взрослый, здоровый человек должен нести ответственность за свой поступок. Иначе через какое-то время история повторится и кто-то снова отдаст ему деньги.
Как дело стало уголовным
Нашего фартука в цехе не оказалось. Мы подумали, что Анатолий его так и не забрал, поэтому поехали в магазин. Продавец в магазине рассказала, что наш мастер оформил возврат товара — это сыграет ключевую роль во всей истории.
Нам показали видео, где видно, как наш герой пришел в магазин, отдал чек, забрал наши деньги и ушел. Мы попросили записать это видео на флешку, с которой мой супруг повторно отправился в полицию.
Полицейские оживились: «Да, это уже преступление!» Сначала они завели дело по статье «Мошенничество», но позже переквалифицировали на другую статью — «Присвоение или растрата».
Дело несколько раз передавали в разные отделы, мужа многократно вызывали для дачи показаний. Его даже просили доказать, что нанесенный ущерб для него значим, и запрашивали справки о доходах.
Однажды супругу во «Вконтакте» написал сотрудник полиции — он выяснял детали и предлагал найти других потерпевших. Сначала мы не поверили, что реальный полицейский будет писать в соцсетях, но так, оказывается, бывает.
Сотрудники цеха дали нам телефоны других пострадавших. Мы общались с ними и призывали их подавать заявления в полицию. Но оказалось, что люди не хотят с ней связываться даже ради борьбы за свои деньги. Один мужчина ответил, что потерял всего 5000 ₽ и не будет суетиться из-за такой суммы. А одна женщина сначала собралась идти в полицию, но в итоге так и не дошла. По крайней мере на суде мы оказались единственными потерпевшими.
Какое наказание получил мебельщик
Уголовное дело возбудили в середине февраля 2021 года. Летом мужу позвонили из полиции и сообщили, что Анатолия нашли. Оказалось, он сломал ногу, поэтому временно нетрудоспособен и прямо сейчас не может возместить ущерб.
Дело передали в суд. На судебное заседание Анатолий не явился, поэтому его перенесли. Адвокат объяснила судье, что ее подзащитный не смог добраться: то ли перепутал время, то ли не нашел автобусную остановку. Во второй раз Анатолий пришел. Он сидел с виноватым видом и обещал, что все возместит.
Ему назначили наказание — год и три месяца исправительных работ условно, а нам выдали исполнительный лист на возмещение ущерба от преступления.
Как мы до сих пор взыскиваем долг
Исполнительный лист попал к приставам. Но у Анатолия не оказалось имущества, официальной работы и банковских карт, поэтому денег тогда мы не получили.
Мы уже ничего ждали, но спустя два года случилось чудо. В начале 2023 года супруг написал мне: «Не поверишь. Мне на карту пришли 500 ₽ со счета Анатолия». Теперь время от времени нам перепадают небольшие платежи — пока накопилось 2500 ₽. Но неизвестно, что будет дальше: Анатолий может уволиться с работы или снова пропасть.
Хотя мы и не смогли вернуть деньги, я уверена, что стоило побороться за справедливость. Если вы попали в подобную ситуацию, советую идти до конца. Собирайте все документы и подтверждения обмана, а затем пишите заявление в полицию или обращайтесь в суд.
Не пытайтесь поймать афериста самостоятельно, как это сделали мы. Неизвестно, чем все могло закончиться: преступники бывают опасны. Лучше обратиться в правоохранительные органы: у них есть все средства и полномочия, чтобы найти человека.
Если знаете о других пострадавших, свяжитесь с ними и предложите действовать сообща. Чем больше заявлений, тем серьезнее полиция отнесется к ситуации.
Шансов возместить ущерб мало, но они есть. Не рассчитывайте, что это будет быстро: правоохранительная и судебная системы работают неспешно. Возможно, обманщика так и не найдут. В нашем случае Анатолий сам себя подставил, когда обналичил наш чек за настенную панель. Если бы он не вернул фартук в магазин и не присвоил деньги, остался бы безнаказанным.
Как мы купили новую кухню
Пока полиция искала Анатолия, мы выбирали новую кухню. На этот раз не стали связываться с частниками, а поехали по недорогим мебельным салонам. Наученные горьким опытом, искали данные о хозяевах магазинов, проверяли всех по базам приставов. Читали отзывы в соцсетях и сомневались, даже если одна негативная оценка приходилась на десять положительных. Мы не могли позволить себе еще одну ошибку.
В итоге мы заказали кухню мечты случайно. Муж поехал в автомагазин, а в соседнем здании оказался мебельный салон. Он зашел в салон, посмотрел выставочные образцы, поговорил с менеджером — и все понравилось. Мы проверили магазин от и до: как давно они на рынке, какой у них примерно оборот, кто хозяин, нет ли у него долгов.
Нам понравились два варианта — за 110 000 и 120 000 ₽. Цены на материалы с Нового года подскочили, так что с учетом потерь для нервной системы кухня обошлась недешево. Нам все-таки пришлось брать кредит: денег уже не осталось.
Когда мы согласовывали договор, муж даже показывал его юристам на работе. И мы настояли на том, чтобы в нем появился пункт об ответственности подрядчика за нарушение сроков работ.
В этот раз тоже не обошлось без проволочек. За пару дней до установки кухни нам позвонили из салона и сказали: «У поставщика нет фасадов, которые вы заказали. Надо выбрать другие». Мы приехали, посмотрели все варианты, но ничего не понравилось. Тогда мы пошли ругаться с директором салона. Увидев наш негативный настрой, он постарался уладить ситуацию. В итоге нужные фасады нашли, но сроки установки сдвинулись — за это мы получили небольшую скидку.
Через два месяца после заключения договора мы все же заполучили кухню. С учетом доставки и сборки она обошлась нам в 127 000 ₽. Пользуюсь этой кухней уже почти два года — полностью довольна.
Что нужно знать перед заказом мебели
- Низкая цена — повод насторожиться. Лучше подождать, накопить денег и заказать мебель в проверенном магазине.
- Не обращайтесь к частникам, если заказ на крупную сумму.
- Вы не сможете себя обезопасить — даже договор с паспортными данными мастера не дает гарантий.
- Привлечь крупную фирму к ответственности чуть проще, чем отдельного человека.
- Даже фирмы с хорошей репутацией стоит проверять: искать информацию в интернете, читать отзывы, спрашивать знакомых.
- Если решили пойти на риск и заказать мебель у частника, настаивайте на подписании договора со штрафами за нарушение сроков.
- Проверяйте данные мастера по доступным базам — как минимум на долги.
- Не давайте частнику крупную предоплату. Предложите вместе закупить материалы: вы хотя бы убедитесь, что деньги потрачены по назначению.
- Храните все чеки на приобретенные товары у себя.
- Не ждите мебели в срок — скорее всего, вы получите ее намного позже.
- Слушайте интуицию. Если кажется, что вас хотят обмануть, вам не кажется.