Я целую неделю разговаривала на латинском языке на вилле в Италии

Я целую неделю разговаривала на латинском языке на вилле в Италии

Все благодаря стипендии на учебу
12
Аватар автора

Полина Крупинина

занимается древними языками

Страница автора

Во время учебы на философском факультете меня увлекла латынь — и я занимаюсь ей уже 5 лет.

За это время я получила несколько стипендий для изучения древних языков, рассказывала об этом в другой статье. Те уроки были очень полезные, но проходили в онлайне, а мне хотелось испытать свои знания в живой среде.

Летом 2024 года мне это удалось — я получила стипендию на очный курс по латинскому языку в академии Vivarium Novum в Риме. Для участников такой курс стоит 750 €⁣ (78 740 ₽)  .

Целую неделю я жила в старинной вилле, разговаривала и слушала лекции только на латыни. В материале расскажу обо всем: от подачи заявки до организации поездки и впечатлениях от нее.

Поиск стипендии, заявка и отбор

На свой первый онлайн-курс в академии я попала летом 2022 года. Тогда все очные занятия отменяли из-за пандемии, но от знакомых я знала, что они помогают быстро поднять уровень языка.

Два года я думала, как было бы здорово съездить на курсы, лично познакомиться с преподавателями, которых я видела только онлайн, погрузиться в атмосферу жизни на вилле — и каждый день узнавать что-то новое о языке, который очень люблю. В 2024 году наконец появились очные занятия, и я решила, что моих знаний хватит, чтобы осилить программу.

Желающие получить стипендию на летние курсы обычно подают заявки до середины апреля. Подача на очные уроки и стипендии стандартная: нужно заполнить форму на сайте с информацией о себе и отправить на почту академии мотивационное письмо, CV и несколько других документов.

У меня уже был опыт подачи на стипендии Vivarium Novum, поэтому было нетрудно. В мотивационном письме я рассказала, какие мои работы по древним языкам кажутся мне наиболее удачными, объяснила, почему хочу посетить именно этот курс и по какой причине не могу оплатить его сама. CV дополнила рабочим опытом и пройденными программами.

На очном потоке давали 10 стипендий, на онлайн-курсы обычно выделяют больше стипендий, порядка 25
На очном потоке давали 10 стипендий, на онлайн-курсы обычно выделяют больше стипендий, порядка 25

Единственная проблема заключалась в том, что организаторы курсов в академии обычно поздно сообщают, что участник прошел отбор. На онлайн-курсах информацию могли отправить за несколько дней до начала, и я волновалась, что не смогу вовремя подать документы на визу и получить ее: у меня просто могло не оказаться официального приглашения.

Чтобы избежать этой ситуации, я сразу написала преподавателям письмо с просьбой сообщить мне результаты заранее, ведь на визу нужно было бы податься не меньше чем за 45 дней до отъезда  . Примерно через неделю я еще раз напомнила о моей заявке.

Письмо с приглашением мне пришло 17 мая, занятия начинались 1 июля. Нужно было оперативно собрать документы и податься на визу.

Приглашение от академии
Приглашение от академии

Оформление визы и дорога в Италию

Хронологически дело было так: я получила приглашение, купила билеты на самолет, забронировала гостиницу в Риме и только потом подала документы на визу. Но здесь расскажу про дорогу отдельно, так как она оказалась довольно сложной.

Тип визы. Мне понадобилась студенческая виза C для коротких поездок. Просила ее на 10 дней, так как после курса планировала ненадолго остаться в Риме.

Лучше записаться в визовый центр заранее, даже если не уверены, что сможете попасть на курс. Я не подумала об этом, потому что прежде не бывала за границей. Когда я получила приглашение, единственная свободная дата в визовом центре в Москве была на 21 июня. Но я позвонила туда, объяснила ситуацию, и сотрудники перенесли подачу документов на более раннее время.

Необходимые документы перечислены на сайте визового центра, ориентируйтесь на опубликованный список. Мне понадобились:

  1. Загранпаспорт.
  2. Российский паспорт.
  3. Приглашение от академии со всей информацией о курсе и проживании, а также копия документа человека с приглашающей стороны.
  4. Бронь отеля в Риме.
  5. Билеты туда-обратно.
  6. Страховка — моя стоила 616 ₽.
  7. Визовая анкета.
  8. Фото.
  9. Выписка с банковского счета — суммы указаны в таблице визового центра. С собой я потом взяла 400 € наличными.
  10. Мотивационное письмо — я взяла то, которое отправляла в Vivarium Novum.
  11. Портфолио — принесла свои сертификаты о прохождении онлайн-курсов в академии.
  12. Согласие на обработку персональных данных.

Так как я подавалась на студенческую краткосрочную визу, консульский сбор оплачивать не пришлось, только сервисный — 3850 ₽. Для моего типа визы также не пришлось переводить документы на итальянский, это нужно для более долгих поездок.

Дорога в Италию. Отдельным квестом стал поиск билетов в Италию: цены были высокие, дорога в некоторых случаях могла занять около суток с долгими пересадками. Так как раньше я за границей не бывала, а сейчас перелеты стали еще дольше, сложнее и дороже, мне помогали друзья.

Например, подходящие билеты нашла моя подруга, я покупала их по отдельности: из Москвы до Еревана, из Еревана в Рим с прилетом 1 июля с долгой пересадкой в Армении. Обратно летела таким же маршрутом, но пересадка была короче. Брала билеты без багажа и с возвратом, потому что не знала, успеют ли мне сделать визу.

Можно было сэкономить 18 000 ₽ на возврате билетов и подождать, чтобы поехать из аэропорта в академию на поезде утром, но я побоялась.

Дорога в Рим и обратно обошлась в 68 863 ₽

Москва — Ереван — Москва41 970 ₽
Ереван — Рим — Ереван16 908 ₽
Такси до академии, так как я прилетела ночью100 €⁣ (9985 ₽)

Дорога в Рим и обратно обошлась в 68 863 ₽

Москва — Ереван — Москва41 970 ₽
Ереван — Рим — Ереван16 908 ₽
Такси до академии, так как я прилетела ночью100 €⁣ (9985 ₽)

Учеба: место, расписание и экскурсия

Так как я прилетела в день начала занятий, 1 июля, времени передохнуть не было: в первый день нам провели подробную экскурсию по вилле, рассказали ее историю.

Вообще, в Vivarium Novum есть постоянные студенты — юноши от 16 до 24 лет. Они учатся там несколько лет, им преподают литературу, историю, философию и культуру античности, Средневековья, Ренессанса и Нового времени, а также древние языки, и все это — на латинском и древнегреческом. Часто студентов привлекают к работе на летних курсах, они ведут там тьюторские занятия онлайн.

Сама академия расположена в невероятно красивом месте. С одной стороны — панорамный вид на Рим, с другой — лес, в котором тогда было много светлячков, а с третьей виднелась другая вилла, на месте которой в древности, вероятно, располагалась одна из вилл Цицерона.

Расписание. Каждый день, кроме первого, начинался с хора: мы пели фрагменты из Горация, Вергилия, Катулла и других древних авторов. У академии есть свой хор Tyrtarion, за годы существования которого накопилось множество материалов.

Хор вместо утреннего кофе нравился не всем студентам, но меня радовал. Поэтому я не так расстраивалась из-за подъемов в 7 утра.

Отрывок из Горация

После пения мы шли на завтрак. Затем слушали две лекции, обедали и немного отдыхали. Вечером шли на две лекции и ужин. Во время еды было негласное правило — все время с кем-то общаться. Даже такому интроверту, как я, пришлось поддерживать беседы — только на латинском. Часто подсаживались постоянные студенты академии или преподаватели и расспрашивали о жизни.

Конечно, одной недели не хватит, чтобы выйти на новый уровень знания языка, но активная практика, особенно во время лекций и ужинов, помогла лучше воспринимать латынь на слух и свободнее разговаривать на сложные темы. Например, о муравьедах — чтению научных текстов о них посвятили две пары.

Большую часть пятого дня заняла экскурсия, расскажу о ней ниже
Большую часть пятого дня заняла экскурсия, расскажу о ней ниже

Занятия. У каждого преподавателя курса было две-три лекции. Домашней работы не было — да и если бы была, думаю, мы бы не успевали ее выполнять.

Уроки оказались сложнее, чем я думала, потому что многие преподаватели выбрали не классические тексты, а необычные, которыми они занимались в тот момент. Приходилось не только разбирать новые материалы, часто с непривычной лексикой, но и погружаться в разные контексты.

Самыми сложными оказались пары, на которых мы читали фрагменты научных текстов Карла Линнея и Мартина Добрицхоффера про муравьедов, написанные в 18 веке. Они подробно описывают, как выглядят муравьеды, чем питаются, где живут. Так как я не привыкла читать научные тексты и работать с латынью Нового времени, сперва мне было сложно вникнуть в происходящее на занятии, тем более в материалах оказалось много необычной лексики.

Кроме того, я столкнулась с трудностями из-за быстрой речи преподавателя. Мне потребовалось много времени, чтобы переключиться с учебной скорости, привычной для меня, на разговорный темп. Даже онлайн-занятия в академии были рассчитаны на начинающих, поэтому скорость тоже всегда была соответствующей нашему уровню. Здесь же преподаватели говорили так, как они привыкли общаться в жизни.

Больше всего порадовали лекции по философии Декарта. Хотя некоторые работы он писал на латыни, прежде я читала его только по-русски: не было времени подробно познакомиться с оригинальными текстами. Мы разбирали начало «Размышлений о первой философии», говорили о возникновении сомнения и даже успели посмотреть известный момент из первого размышления, где Декарт предлагает предположить, что Бог на самом деле злой гений, который хочет нас обмануть.

Не меньше понравилось занятие по философии Сенеки с преподавателем, у которого я проходила целый онлайн-курс, посвященный этому мыслителю. К сожалению, за одну пару мы успели лишь посмотреть некоторые отрывки из разных работ и обсудить принципы добродетельной жизни в стоической философии.

Нам также поставили занятия с директором академии Луиджи Миральей. Он написал многие учебные издания, которыми мы сейчас активно пользуемся в университетском клубе об античности. В том числе Луиджи Миралья — соавтор замечательного учебника по древнегреческому языку Athenaze, я писала об этом пособии в другом материале.

На этих парах мы читали тексты разных эпох об обучении и воспитании детей. Это был удивительный опыт: Луиджи Миралья помогал нам понять, в каком контексте написан каждый из фрагментов, к каким античным авторам отсылают строки авторов Ренессанса, дословно цитируя античных мыслителей.

Первое время было тяжело привыкнуть к особенностям произношения и скорости. Необычно было слышать разные варианты произношения латинского: некоторые преподаватели пользовались итальянским, который легко узнать по произношению буквы «С» как [ч], в отличие от привычного классического [к]. Я сама использую классический способ, как и все мои преподаватели и ученики. Иногда встречаюсь со средневековым произношением, но привыкнуть к такому разнообразию на офлайн-курсе оказалось непросто. Если бы я провела там побольше времени, думаю, достаточно быстро смогла бы приспособиться к этому, но за неделю прогресс был не очень большой.

Занятия проходили всегда в одной аудитории, чтобы спасти нас от итальянской жары, потому что, насколько я поняла, только в ней был кондиционер и помещались все участники курса — примерно 25 человек
Занятия проходили всегда в одной аудитории, чтобы спасти нас от итальянской жары, потому что, насколько я поняла, только в ней был кондиционер и помещались все участники курса — примерно 25 человек

Свободное время. Курс был очень интенсивным, а я долго не могла прийти в себя после перелетов и почти бессонной первой ночи, поэтому в свободное время днем и после ужина старалась отдыхать и побольше спать, чтобы быть более сконцентрированной на занятиях. Иногда выходила прогуляться вокруг виллы и пообщаться с другими студентами.

Во второй половине курса я уже привыкла к обстановке, поэтому гораздо больше времени проводила с ребятами. В основном общение проходило во время и после ужина. Со второго дня курса все ужины были на улице под открытым небом. Кормили, кстати, очень вкусно.

Часто мы подолгу засиживались, рассказывая друг другу о жизни, планах, впечатлениях от курса, иногда гуляли по соседнему парку или в лесу. Времени на общение было немного, потому что все сильно уставали, а вставать приходилось рано, но я все равно успела пообщаться почти со всеми участниками.

Особенно меня обрадовала встреча с людьми, которых я видела на онлайн-курсах. Было приятно познакомиться и поболтать с ними лично, потому что на онлайн-курсах мы почти не общались друг с другом, а благодаря личной встрече с некоторыми мы поддерживаем контакт до сих пор.

Быт. В академии несколько зданий. В главном мы занимались, пели и ели, а в двух других расположены комнаты для студентов — фотографий у меня не осталось. Я жила вместе с двумя девушками — одна была из Италии, другая из Сербии. Со всеми быстро подружились. Комнаты были достаточно просторные, правда, мне пришлось спать на втором этаже двухъярусной кровати, потому что я приехала последняя.

К интересной особенности академии можно отнести то, что это консервативное место, поэтому нам заранее отправили файл с правилами и дресс-кодом. Девушкам нельзя носить короткие юбки и платья, майки, обтягивающие вещи и даже большую часть украшений, а также открытую обувь. Для меня это не было проблемой. За отбоем не следили, на курсе все были взрослые, за исключением пары ребят-подростков.

Экскурсия. Наверное, самой запоминающейся частью курса стала поездка в город Тиволи на виллу д’Эсте, которая знаменита своими прекрасными садами и фонтанами.

Несмотря на ужасную жару, мы посмотрели все, что хотели, много общались и фотографировались и даже смогли заглянуть в древнюю церковь и добрались до храма Геракла (сайт недоступен из РФ). Из-за жары было тяжело идти по городу, но в тот день мы очень много общались.

Фонтан Органа в саду виллы д’Эсте
Путь к храму Геракла по итальянским улочкам
1/2
Фонтан Органа в саду виллы д’Эсте

Итоги

Для меня эта поездка была не только возможностью познакомиться с жизнью академии и лично встретиться с преподавателями и ребятами с онлайн-курсов, но и первым путешествием за границу. Хотя дорога из России вышла очень дорогой из-за билетов на самолет, визит точно стоил потраченных денег.

Преподаватели и студенты очень дружелюбно приняли гостей виллы, всем было интересно, откуда мы и чем занимаемся. Уроки, несмотря на сложность, были очень увлекательными. У меня теперь добавилась стопка книг и текстов, которые хочется прочитать и перечитать.

Я предполагала, что неделя в академии будет очень наполненной, но не думала, что смогу узнать еще столько интересных людей, каждый день начинать с пения Горация и Овидия, а на завтрак пить со своими соседками капучино. Такой опыт очень полезен для всех, кто учит древние языки живым методом. Если у меня будет возможность поехать туда следующим летом, обязательно это сделаю.

Учите или уже выучили иностранный язык? В «Трудностях перевода» читатели делятся опытом и рекомендациями — не хватает вашей истории

Полина КрупининаЕздили на языковую стажировку? Расскажите о впечатлениях:
  • MОтличная поездка, поздравляю вас! Одно замечание к резюме - обычно принято также указывать место, где проходила конференция, потому что прямо скажем, "Шестая конференция бакалавров по философии" не какой-то бренд, который легко опознать.7
  • Ник ЗавадскиLingua latina non penis canis est6
  • ДмитрийУ нас в средней школе была латынь. Всё, что я помню из языка, этот стишок и непонимание, зачем нам это надо на протяжение всех двух или трёх лет, что этот предмет у нас шёл. Unum, duo, tres et mult Ambulare lepus vult. Subito venator it, Statim lepor occidit! Pif-paf, ti-ta-tu- Lepus meus moritur. Postquam dom ill affertur, Vivus ill efficitur!8
  • user5836519Нет . Мы ездили просто так)1
  • user5836519Ник, пошло однако2
  • No thanks4
  • Сергей РединОчень круто. Но памятки всё же на английском, не круто. :)0
  • Роман МихалевИнтересно было узнать, как люди проводят время) крайне необычно, автору уважение)3
  • Дарьяuser5836519, зато по столетним студенческим традициям :D1
  • Ник ЗавадскиДарья, а то! Хотел "non penis canina" написать, но ведь докопаются.0
  • Юрий ШкольникНик, вообще-то Lingua latina est non penis canina - должна быть рифма)0
  • Ник ЗавадскиЮрий, ахаха, что вы делаете, прекратите (с)1