Как я полюбила древние языки и выиграла шесть международных стипендий

Как я полюбила древние языки и выиграла шесть международных стипендий

Non tam praeclarum est scire Latine, quam turpe nescire
25
Аватар автора

Полина Крупинина

занимается древними языками

Страница автора

В одиннадцатом классе я, как и большинство выпускников, столкнулась с выбором университета и образовательной программы.

Первое не было для меня проблемой: я со средней школы знала, что хочу учиться в НИУ ВШЭ. Для этого я начала участвовать в олимпиадах и стала призером двух перечневых соревнований — «Высшей пробы» по социологии и «Изумруда» по обществознанию. Благодаря им я поступила в университет без вступительных испытаний.

С программой же было сложнее. Я рассматривала социологию и философию как два равноценных варианта.

Социология привлекала занятиями социальной теорией и исследованиями по актуальным вопросам, но отталкивала большим количеством математики и анализом данных. Философия же нравилась разнообразием, возможностью получить фундаментальное гуманитарное образование, научиться работать с текстами. Вместе с тем меня, как и, наверное, любого абитуриента этого направления, смущал вопрос трудоустройства.

И все же в 2019 году я подала документы на философскую программу Вышки в Москве. Там и проявилась моя любовь к античности. За четыре года учебы я получила шесть стипендий на изучение древних языков. В 2023 году окончила университет — диплом писала о философии Цицерона — и собираюсь дальше заниматься древностями.

В материале расскажу, как начала учить латынь и древнегреческий и что делала, чтобы пройти отбор на стипендиальные программы. В конце поделюсь парой источников по изучению древних языков — для энтузиастов.

После подачи документов
После подачи документов

Погружение в древние языки и первые успехи

Учеба на философии в Вышке встречает новоиспеченных студентов двумя полугодовыми курсами по древнегреческому и латинскому языку. С этих занятий началась моя история бесконечных попыток быть не только философом, но и немного филологом-классиком.

Перед древнегреческим языком я испытывала страх и трепет, хотя и получила за курс отличную оценку. Этот язык очень сложный из-за множества исключений и особенностей диалектов. А вот с латынью у нас почему-то сложилась любовь с первого взгляда. Экзамен я тогда тоже сдала на отлично.

Занятия древними языками в рамках университетской программы настолько меня увлекли, что летние каникулы после первого курса я провела среди студентов, продолжающих изучать древние языки. Мы занимались в греко-латинском клубе Antibarbari у нас в Вышке.

В рамках нашего первого проекта по древнегреческому мы с однокурсницей записали видео об особенностях ударения в этом языке для ютуб-канала Antibarbari. Параллельно проходили уроки по базовому учебнику Солопова и Антонец и комментировали отрывок об Икаре и Дедале из «Метаморфоз» Овидия — составили словарь со всеми словами из выбранного текста, объяснили сложные формы: например, почему в том или ином предложении автор употребляет конъюнктив  . Словом, делали так, чтобы читателю и нам самим было легче читать текст с опорой на комментарий.

Опыт был приятный: мне понравилось придумывать и создавать образовательные материалы, еще за эту проектную работу я получила несколько учебных кредитов.

Моя карточка участника на странице Antibarbari
Моя карточка участника на странице Antibarbari

После этих занятий, на втором курсе, изучение древних языков стало частью моей жизни. Несмотря на то что обязательный блок языков был позади, я не представляла себе даже неделю без строчки из учебника или оригинального текста. Я продолжала заниматься в Antibarbari: написала несколько постов в телеграм-канал клуба, перевела сказку на латынь, записала еще одно видео, сделала комментарии к фрагментам Сапфо и Анакреонта.

Кроме регулярного чтения древних авторов я старалась больше погружаться в контекст, выбрав минор по антиковедению, и даже задумалась о поступлении на филологию в будущем, поэтому остановилась на майноре по истории литературы  .

Мое желание развиваться в древних языках распространялось и на академические интересы: на втором курсе тема моей курсовой была связана со стоиками, а на третьем году я занялась «Тускуланскими беседами» Цицерона, о которых в итоге написала диплом.

Благодаря активной работе над текстами курсовых я смогла больше погрузиться в академическую среду. На третьем курсе начала участвовать в студенческих конференциях, где рассказывала об утешительной философии Цицерона  . Участие в конференциях необходимо для продолжения академической карьеры, потому что служит одним из критериев для поступления в магистратуру и аспирантуру.

Моя античная полка
Моя античная полка

Трудности в изучении древних языков и поиск альтернатив

Желающий прикоснуться к античной культуре часто не знает, как подступиться к древним языкам. После английского грамматика греческого и латинского кажется пугающей, особенно их бесконечные таблицы склонений и спряжений, — это если учиться по грамматико-переводному методу: подробно разбирать грамматику и сразу читать оригинальные тексты.

Герои, которые таким образом прошли базовый курс грамматики, понимают, что оригинальные тексты все еще остаются головоломками, над которыми надо днями и ночами сидеть со словарями, переводами и грамматическими справочниками. Но даже после этого остается почти непреодолимое расстояние между теоретическими знаниями и умением осилить даже простую античную литературу.

Узнав, что существует альтернатива грамматико-переводному варианту, мы с другими энтузиастами начали заниматься по другой серии учебников: Lingua Latina per se illustrata (LLPSI) для латинского и Athenaze для греческого. В их основе лежит натуральный, или живой, метод — когда грамматика и чтение сразу идут вместе.

Как обычно учат древние языки

Древние языки, как и живые, можно изучать разными способами, но больше распространены два метода: грамматико-переводной и натуральный, или живой, — в исследовательской литературе нет консенсуса по поводу названия. Подробно о них можно узнать из лекции Алексея Следникова на «Магистерии», я кратко опишу различия.

Грамматико-переводной метод. Здесь преподаватели концентрируются на грамматике: каждая глава учебника посвящена определенной теме, после которой студенты читают небольшой текст. На занятии каждое предложение переводят на родной язык, подробно обсуждая структуру, формы слов и конструкции. Такой способ применяется в любом классическом учебнике по древним языкам — например, летом после первого курса я занималась по учебнику под редакцией А. И. Солопова и Е. В. Антонец, он как раз такого формата.

Освоив базовую грамматику, студенты сразу переходят к чтению оригинальных текстов, опираясь на переводы и комментарии.

Отрывок из учебника по латинскому под редакцией Солопова и Антонец о третьем склонении существительных — как видно, тут много объяснений и мало примеров
Отрывок из учебника Вольфа по древнегреческому языку — после грамматики идет текст для чтения

Такой способ подходит тем, кто хочет ознакомиться с общей структурой языка, а дальше только дополнять знания на основе оригинальных текстов. Основной недостаток грамматико-переводного метода в том, что для чтения оригиналов не хватает практики: в учебниках на каждую грамматическую тему дают лишь небольшой текст.

Читать античных авторов трудно, так как обучающиеся вынуждены постоянно сверяться со словарями и комментариями, без которых мало что понятно. При этом подтянуть уровень сложно, ведь переход от учебных текстов к оригинальным слишком резкий. Многие бросают занятия, так как не готовы к долгой и кропотливой работе.

Натуральный, или живой, метод. Здесь студенты не учат грамматику перед чтением, а осваивают ее, читая тексты. Преподаватели проверяют понимание, сразу задавая вопросы на греческом или латыни, а не заставляя переводить каждое предложение на родной язык.

Натуральным методом я занимаюсь по двум пособиям:

  1. Lingua Latina per se illustrata, сокращенно LLPSI, — первый подобный учебник для латинского языка. LLPSI состоит из нескольких книг, но основой служат Pars I: Familia Romana и Pars II: Roma Aeterna. Pars I начинается с простых предложений, понятных любому носителю языка индоевропейской семьи: Roma in Italia est. Italia in Europa est. Постепенно вводятся новые слова, значения которых можно понять из контекста или по иллюстрациям. Вся грамматика объясняется на латинском. Pars II: Roma Aeterna открывается адаптированными выдержками из римских классиков и заканчивается уже неадаптированными.
  2. Athenaze — учебник по древнегреческому языку. Как и LLPSI, состоит из двух томов и сделан по схожему принципу, но в нем есть переводы к новым словам, объяснения грамматики и контекста глав — на итальянском языке.

Такой способ подходит тем, кто хочет быстро начать читать, не погружаясь в таблицы спряжений и падежей. И не совсем подходит студентам, которые хотят профессионально переводить тексты на родной язык: это требует иных навыков. Грамматику обсуждают не так подробно, поэтому и студенты знают ее менее уверенно, если не обращаются к дополнительным материалам. Также преподаватель не всегда может убедиться, что ученики поняли все грамматические особенности и новую лексику в тексте, хотя эти пробелы компенсируются дополнительными объяснениями на родном языке и разными формами контроля.

Фрагмент из учебника Roma Aeterna — на полях видны пояснения
Фрагмент из учебника Roma Aeterna — на полях видны пояснения
История из учебника Athenaze — по картинкам можно догадаться, что делает герой
История из учебника Athenaze — по картинкам можно догадаться, что делает герой

В середине второго курса мне стало тяжело совмещать учебу на философии с двумя древними языками, поэтому пришлось оставить древнегреческий и надеяться, что в будущем я смогу к нему вернуться. На проекте по латинскому мы придумали много новых форматов, в которых я активно участвовала. Например, сделали аудиозаписи с рассказами. Тем, кто только начинает изучать язык, они помогут лучше воспринимать информацию на слух и запоминать новые слова.

Мы также готовили комментарии в стиле учебников из серии LLPSI, где все объяснения были на латинском языке. Они сделаны под разные главы, чтобы дать возможность начинающим постепенно знакомиться с оригинальными текстами. Мне хотелось не только самой совершенствовать свои навыки чтения, перевода, письма и даже разговора, но и показать другим, как полюбить древность. Этот опыт помог мне лучше разобраться с некоторыми особенностями латинской грамматики.

Также на втором курсе я стала ассистенткой преподавателя по латинскому языку: готовила тесты с мемами и картинками, придумывала и проверяла домашние работы студентов первого курса. Тем не менее практики все равно было недостаточно, так как несколько часов в неделю мало для любого языка, не говоря уже о древних, поэтому я решила, что пора искать дополнительные возможности.

Онлайн-курсы в итальянской академии

Где я хотела учиться. Про академию Vivarium Novum в Риме я узнала в 2020 году благодаря участнице нашего греко-латинского клуба Antibarbari, которая проходила там курсы. В Vivarium изучают античную и ренессансную литературу, а учеба проходит только на древних языках. Там есть бординговая школа для мальчиков, куда каждый год попадают не больше 40 человек, и онлайн-курсы.

На такие онлайн-курсы я и хотела попасть, но у меня не было возможности оплатить учебу за 800⁠—⁠1000 €⁣ (82 018⁠—⁠102 523 ₽). На стипендию я не рассчитывала: казалось, что в таком известном в гуманитарных кругах месте получить помощь и учиться бесплатно могут только самые успешные.

Небольшое исследование показало, что Vivarium — не единственное место, которое предлагает курсы с изучением древних языков натуральным методом. Возможностей много в разных точках мира, и все занимаются примерно в одном формате:

Но большинство программ тоже стоят дорого. Например, двухнедельный летний интенсив в Oxford Latinitas обойдется в 395 GBP⁣ (47 377 ₽).

Тем не менее я решила податься именно в Vivarium: у меня была возможность узнать реальный отзыв плюс на сайте академии было подробно и понятно написано, как получить стипендию.

Как подала заявку. С началом пандемии в Vivarium появились летние онлайн-курсы, подача на которые заканчивалась в середине апреля 2022 года. На сайте указывали, что стипендию получат 25 человек.

Курсы проходят и в 2023 году, количество стипендий то же
Курсы проходят и в 2023 году, количество стипендий то же

Я решила подать заявку на продвинутый курс по латинскому Latin 2, где работают по первой части учебника LLPSI — Familia Romana. Подумала, что на Latin 1, где только начинают изучать язык, мне будет уже не так интересно.

Заявка состояла из четырех частей:

  1. Форма на сайте с личными данными и кратким мотивационным письмом — brief motivation letter.
  2. Более развернутое письмо о достижениях и мотивации пройти курс — presentation letter.
  3. Резюме — curriculum of previous studies.
  4. Паспорт — ID document.

Это был мой первый опыт подачи на стипендию, поэтому все казалось необычным и волнительным. Написала мотивационные письма на латинском, хотя можно было и на английском, но я подумала, что так повышу шансы на получение стипендии.

В кратком мотивационном письме я рассказала, что учусь на философском, но много времени уделяю именно древним языкам. Моей основной мотивацией стало не просто желание изучать латынь, но и стремление разобраться в разных методах преподавания.

У меня уже был опыт изучения древних языков привычным способом — через запоминание таблиц склонений, спряжений и маленьких учебных текстов, а также небольшой опыт изучения латыни натуральным методом с нашим преподавателем в университете. В Vivarium я могла бы получить больше разных материалов и информации, а также посмотреть, как изучают древние языки вне университетской среды.

Интересно, что на всех курсах, на которые я смогла попасть, было много преподавателей лицеев и университетов. Я тогда тоже делала первые шаги к преподаванию: на третьем курсе организовала чтения «Тускуланских бесед», желая больше погрузиться в текст, о котором пишу курсовую. Параллельно работала ассистенткой уже по древнегреческому и начала подрабатывать репетитором латыни. Я предполагала, что курс подтянет и эти навыки. И действительно, нам часто говорили, как объяснить ту или иную тему.

В развернутом письме я рассказала об опыте изучения древних языков, о клубе Antibarbari и наших проектах, о своем преподавательском опыте. В конце прибавила, что не смогу заниматься платно. Я также составила CV со всеми своими достижениями, сделав акцент именно на занятиях античностью. В дополнение попросила рекомендацию у преподавателя, хотя такого требования не было на сайте.

Незадолго до начала курса, когда я уже была уверена, что мне откажут, я получила долгожданное письмо о присуждении стипендии.

Краткое мотивационное письмо. В нем я указала, что занимаюсь двумя древними языками, изучаю философию, упомянула, что Vivarium может помочь мне начать лучше говорить, писать, а также понимать латинские тексты. Наконец, подчеркнула, что в университете мы почти дочитали первую часть учебника
Краткое мотивационное письмо. В нем я указала, что занимаюсь двумя древними языками, изучаю философию, упомянула, что Vivarium может помочь мне начать лучше говорить, писать, а также понимать латинские тексты. Наконец, подчеркнула, что в университете мы почти дочитали первую часть учебника
Письмо о личных достижениях и интересах для подачи на стипендию. Здесь я рассказываю, как начала заниматься древними языками и оказалась в Antibarbari. Указала, в каких активностях участвовала, и поставила ссылки на комментарии и видео. Плюс написала о своем опыте ассистирования и преподавания
Письмо о личных достижениях и интересах для подачи на стипендию. Здесь я рассказываю, как начала заниматься древними языками и оказалась в Antibarbari. Указала, в каких активностях участвовала, и поставила ссылки на комментарии и видео. Плюс написала о своем опыте ассистирования и преподавания
Мое первое резюме с указанием проектов и рабочего опыта
Мое первое резюме с указанием проектов и рабочего опыта
Письмо о получении стипендии
Письмо о получении стипендии

Занятия. Летние курсы в Vivarium предполагали полное погружение в язык, поэтому лекции шли с понедельника по субботу — с 11:30 до 13:30. В группе было около 25 человек из разных стран, мы разбирали главы из учебника, изучали грамматику, иногда делали упражнения — учеба полностью проходила на латыни.

Однокурсники были очень дружелюбные: мы рассказывали, как у нас дела, читали диалоги по ролям и много смеялись. Особенно мне понравилось, что в конце почти каждого занятия преподаватели пели нам под гитару на латыни. У преподавателей даже есть свой хор Tyrtarion.

Скрин с одной из двухчасовых пар. Здесь мы читаем 28 главу LLPSI — про Иисуса
Скрин с одной из двухчасовых пар. Здесь мы читаем 28 главу LLPSI — про Иисуса

Самая сложная и важная, на мой взгляд, часть дня заключалась в выполнении огромных домашних заданий. Каждый, кто хочет попасть в Vivarium, должен быть готов к большой нагрузке. Курс интенсивный, и именно домашние задания позволяют разобраться с новым материалом и повторить его. На странице курса, к примеру, рекомендуют уделять самостоятельной работе три часа в день — у меня столько и получалось.

В каждой главе учебника есть задания на грамматику, понимание текста, новую лексику — как правило, их было больше 20. Все нужно было делать за сутки, потому что на следующий день шла другая глава и другие задания. Задания были несложные, но объемные. В них было много однотипных вопросов, чтобы лучше запомнить лексику и грамматику.

В дополнение к дневным занятиям вечером мы занимались с тьютором: в небольших группах повторяли пройденную грамматику и лексику, читали фрагменты из оригинальных текстов, чередуя прозу и поэзию, обсуждали, как проходят наши дни.

Уставшие на вечернем занятии с тьютором
Уставшие на вечернем занятии с тьютором

Итоги курса. Несмотря на то что на курс я пришла, уже прочитав учебник до конца, я смогла гораздо лучше разобраться в грамматике и запомнить новую лексику.

Благодаря занятиям с тьютором я прочитала много фрагментов оригинальных текстов и даже попробовала самостоятельно провести часть занятия, объясняя выдержку из письма Сенеки. Все, конечно, на латыни  .

Сертификат о прохождении курса — в таблице указаны главы учебника и пройденные темы. Тут же написано, что программа равна пяти учебным кредитам — 5 ECTS
Сертификат о прохождении курса — в таблице указаны главы учебника и пройденные темы. Тут же написано, что программа равна пяти учебным кредитам — 5 ECTS
Мой результат по домашним работам
Мой результат по домашним работам

Курс со студентами и преподавателями, которые идеально знают язык

В октябре 2022 года на сайте Vivaruim появилась новость о наборе на продвинутые читательские семинары, среди которых были курсы по Сенеке и Вергилию. Привлекла программа по Сенеке: благодаря университетскому проекту у меня был опыт работы с его текстами.

Кроме этого, мне не хватало чтения оригинальных авторов, и я все время чувствовала, что пора выйти на новый уровень знания латинского языка. Это можно сделать только через интенсивное чтение разных античных авторов: у каждого есть определенный слог, поэтому каждый раз необходимо вырабатывать привычку его понимать.

Например, Сенека пишет короткими и емкими предложениями, часто опуская вспомогательные слова. Часть его текста представляет собой набор коротких фраз: Nusquam est qui ubique est — «Кто везде — тот нигде». У Цицерона, наоборот, читатель встретит длинные конструкции со сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями.

При подаче заявки на этот курс были те же пункты, что и в первый раз: мотивационное письмо, резюме и прочее. Я взяла за основу весеннее мотивационное письмо и CV, добавив к ним участие в конференциях и новые проекты.

Мне снова повезло оказаться среди обладателей стипендии, которая покрывала стоимость обучения — точную не помню, сейчас этой программы уже нет. На протяжении двух месяцев — с конца октября по конец декабря — я два раза в неделю участвовала в двухчасовых ридинг-семинарах.

Более проработанное резюме с новыми проектами и участием в конференциях
Более проработанное резюме с новыми проектами и участием в конференциях
Письмо о получении второй стипендии
Письмо о получении второй стипендии

И если на первом курсе все было направлено на объяснение новых тем и изучение языка, то здесь большая часть группы состояла из преподавателей лицеев и университетов. То есть из людей, которые знают язык в совершенстве и уже стремятся в среде единомышленников прочитать тексты и обсудить их, узнавая новое о грамматике языка через такое медленное чтение авторов.

Для меня учеба стала испытанием, которое накладывалось на занятия поздно вечером — с 21:00 до 23:00 по Москве — после университета и домашних работ. На самом курсе заданий не было, мы работали только на парах.

Скрин с последней пары на курсе о Сенеке — на слайде отрывок из 77⁠-⁠го письма
Скрин с последней пары на курсе о Сенеке — на слайде отрывок из 77⁠-⁠го письма

Не скажу, что этот опыт оказался удачным: моих знаний и сил не хватило, чтобы читать с листа и обсуждать оригинальные тексты, притом что я была знакома с другими произведениями Сенеки после работы над комментарием для Antibarbari.

Но я старалась максимально включаться в процесс, задавать вопросы, когда не знала новые слова или не понимала грамматические конструкции, и комментировать текст наравне с другими: например, участвовала в обсуждении отношения Сенеки к рабству или стоической философии, где это было возможно.

Не жалею, что прошла курс, несмотря на все сложности и постоянную усталость, но хотела бы посоветовать другим студентам всегда учитывать свои силы и возможности и не прыгать сильно выше головы. Всегда будут другие шансы!

В конечном счете программа вдохновила меня на создание еще одного видео на латинском — о Сенеке, оно опубликовано на ютуб-канале Antibarbari, называется Seneca de libris legendis. Я писала сценарий и монтировала ролик.

Сертификат о прохождении курса о Сенеке
Сертификат о прохождении курса о Сенеке

Учеба в школе Oxford Latinitas на программе для женщин

После двух курсов в Vivarium я захотела попасть на третью часть программы по латинскому — Latin 3. Она посвящена второй части учебника LLPSI — Roma Aeterna, а также особенностям латинской композиции: на курсе много внимания уделяют составлению собственных текстов.

Но я понимала, что не смогу совмещать вечерние занятия с 21:00 до 23:00 с университетской нагрузкой во втором полугодии третьего курса. Поэтому решила отложить эти занятия на четвертый курс, но даже тогда совмещать было трудно, и я снова не пошла.

Попытка поехать в офлайн-школу Oxford Latinitas в Рим. Вместе с тем я получала рассылку для филологов-классиков — с конференциями, возможностями для публикации, программами магистратуры, PhD и постдоков. Из нее я узнала о стипендии на офлайн-курсе в Oxford Latinitas — это университетское сообщество в Оксфорде, которое во время пандемии переросло в школу древних языков. Я решила, что это мой шанс впервые съездить за границу — и сразу в Рим.

В ноябре 2022 года я подала на программу старое мотивационное письмо, CV и получила приглашение на интервью, которое проходило на латинском языке. Насколько помню, спрашивали о моем опыте, о том, почему я хочу попасть на программу, рассказали, что планируется на этом курсе. После собеседования меня были готовы бесплатно принять на зимнюю школу, но за дорогу и визу пришлось бы заплатить самой. Не помню точную стоимость программы, но летняя, к примеру, стоит около 1000 GBP⁣ (119 969 ₽).

К сожалению, на этом трудности не закончились. На получение визы в Италию, покупку билетов оставалось меньше двух недель. Билеты на самолет стоили дорого: с 2022 года прямых нет, пересадки долгие. Поэтому пришлось отказаться от поездки, хотя я очень-очень хотела поехать.

Мне сказали, что сохранят за мной место, чтобы я могла поехать на такую же школу весной или летом. Удивило и обрадовало, что мои усилия ценятся не только в русскоговорящей среде, но и среди преподавателей Оксфорда.

Письмо из рассылки для филологов с предложением о зимней школе в Риме
Письмо из рассылки для филологов с предложением о зимней школе в Риме
Письмо с приглашением на собеседование
Письмо с приглашением на собеседование

Приглашение на онлайн-программу. Четвертый курс — особая боль каждого студента, потому что нужно активно заниматься дипломом. Я понимала, что, если поеду в офлайн-школу весной, двухнедельный перерыв в написании работы станет проблемой в будущем. Поэтому на весеннюю смену тоже не отправилась.

К моему удивлению, в середине апреля 2023 года я получила письмо от Oxford Latinitas: мне предложили бесплатно поучаствовать в ридинг-семинарах онлайн — стоимость не помню, но нынешний вариант стоит 270 GBP⁣ (32 391 ₽). Курс направлен на улучшение разговорных навыков у тех, кто уже хорошо знает язык, программа построена на обсуждении оригинальных текстов. Основной темой были эмоции в античной литературе.

Особенность курса в том, что в нем принимали участие только женщины. Замысел семинара заключался в создании комфортной среды, которая устранила бы перевес в сторону мужчин среди знатоков латыни. Я с радостью приняла приглашение, так как часовые онлайн-занятия каждую неделю могла совмещать с активным написанием диплома. Вела семинары доктор Мелинда Леттс — вдохновительница и одна из руководительниц Oxford Latinitas.

Описание программы на сайте Oxford Latinitas
Описание программы на сайте Oxford Latinitas

Занятия шли в течение восьми недель — на каждой две лекции по часу, с 25 апреля по 22 июня. На созвонах в «Зуме» мы читали оригинальные тексты, пересказывали их своими словами на латыни и разбирались с грамматикой.

Каждая неделя была посвящена определенной теме: например, на первых двух семинарах мы читали элегии Альбия Тибулла, древнеримского поэта, современника Горация и Овидия, и говорили о связи любви и природы. Так как я не филолог-классик, для меня чтение стало знакомством с Тибуллом. Особенно запомнилось, что Мелинда рассказывала нам про особенности авторов, текстов и контекстов. К примеру, мы узнали, что сама форма элегии сильно менялась: сначала она определяет лишь метр, потом постепенно превращается в стихи, которые описывают чувства, и только в конце пути элегия становится стихотворением о любви.

На следующей неделе мы перешли к тексту древнеримского историка Корнелия Непота о ненависти Ганнибала к римлянам. Потом читали фрагменты Лукреция о том, почему не нужно бояться богов и зачем отказываться от религии. И это лишь небольшая часть того, что мы смогли пройти за два месяца занятий.

Именно этот курс помог мне погрузиться в чтение оригинальных текстов, так как у меня была возможность заранее подготовиться и разобраться с базовой грамматикой, а на занятии обсуждать особенности автора, текста, лексики и сложных грамматических мест. Под конец курса я чувствовала себя немного увереннее, когда открывала домашнее задание к следующему семинару, ведь чем больше и чаще читаешь, тем проще понимать новые тексты.

Скрин с пары в Oxford Latinitas
Скрин с пары в Oxford Latinitas
Сертификат об окончании курса
Сертификат об окончании курса
Мой отзыв о программе на сайте Oxford Latinitas
Мой отзыв о программе на сайте Oxford Latinitas

Перспективы изучения древних языков

В 2023 году я окончила Вышку с красным дипломом. Надеюсь, у меня получится поступить в магистратуру на вышкинскую программу «Доказательное развитие образования» и дальше заниматься древними языками с другой перспективы: выяснить, какой из способов изучать древние языки более эффективен.

Еще я хотела бы заниматься образовательными проектами, связанными с древнегреческим и латинским: в идеале — сделать программы по классике в России более доступными, инклюзивными, интересными и актуальными, всеми силами привлекать людей к занятиям античностью. Еще я хочу больше преподавать древние языки, ведь, как писал Сенека в седьмом письме к Луцилию, homines dum docent discunt — «люди учат­ся, обу­чая».

Также я мечтаю поехать в Оксфорд, на очный курс по латыни от Oxford Latinitas, но это тяжело и дорого. Программа стоит 2350 GBP⁣ (281 809 ₽), в цену не входят виза и перелет — сверху придется добавить больше 100 000 ₽. Похожий курс, только по древнегреческому, проводят и в Греции — он стоит 2500 GBP⁣ (299 797 ₽).

К слову, о греческом. Я решила вернуться к языку и еще весной подала заявку в Vivarium на программы Greek 1 для новичков и Greek 2 для более продвинутых студентов, в общей сложности они стоят 1600 €⁣ (164 036 ₽). В конце июня получила письмо о том, что выиграла стипендию сразу на обе, поэтому c 26 июня по 20 августа занимаюсь греческим. Занятия, как и на латыни, проходят очень весело и продуктивно. Я рада, что провожу лето именно так.

Фото с выпускного с деканом факультета Феликсом Евгеньевичем Ажимовым
Фото с выпускного с деканом факультета Феликсом Евгеньевичем Ажимовым

Советы по изучению древних языков

Думаю, главное в изучении любого языка, как живого, так и мертвого, — постоянная практика. Если вы начали изучать древние языки, приготовьтесь к тому, что нужно будет постоянно систематизировать знания: перечитывать тексты, смотреть грамматические комментарии, собирать пройденные формы в таблицы, как можно больше читать и переводить — это основные навыки, которые требуются от изучающих древние языки.

Путь долгий, но интересный, он открывает разные грани языка, которые невозможно увидеть, когда готовишься к экзамену или читаешь со словарем и множеством комментариев, за которыми сам текст и автор пропадают. Одного занятия в неделю не хватит, чтобы начать без труда читать оригинальные тексты. Лучше по чуть-чуть, но каждый день.

Также постарайтесь найти единомышленников. Например, в нашем клубе Antibarbari много вольнослушателей, которые не учатся и не работают в Вышке. Но если предпочитаете заниматься самостоятельно, в интернете много курсов базовой грамматики и обучающих видео на «Ютубе», в том числе и на латыни:

  1. Satura Lanx — на мой взгляд, один из лучших каналов на латинском языке. Здесь можно найти видео с объяснением выражений, подборки лексики по разным темам и даже подкасты об античных авторах.
  2. Latinitium — видео выходят нерегулярно, но ведущий придумал целую систему обучения латыни. Он часто разбирает цитаты и фрагменты текстов, а также записывает собственные сказки.
  3. ScorpioMartianus — на этом канале можно отыскать записи к разным главам учебников из серии LLPSI.

Наконец, не сдавайтесь, когда будет пропадать мотивация. Древние языки, несмотря на их сложность, могут открыть новый взгляд как на прошлое, так и на настоящее. Самая большая радость — постепенно видеть, как текст, который раньше был головоломкой, становится понятным и простым.

Учились в российском вузе? Оставьте честный отзыв на родной университет и помогите новым абитуриентам сделать правильный выбор

Полина КрупининаА у вас увлечение стало делом всей жизни?
  • LentenДмитрий, к счастью у нас есть чат жпт 1. Исследования и переводы археологических и исторических текстов. Древние языки могут помочь расширить наши знания о прошлом, переводя и изучая древние письменности и принося новый свет на исторические события. 2. Криптография и обеспечение безопасности информации. Использование древних языков в качестве кодовых систем может быть полезным для шифрования важной информации или сообщений. 3. Развитие логического и критического мышления. Изучение сложных и аккуратных грамматических структур древних языков может способствовать развитию логического мышления и способности анализировать сложные тексты. 4. Исследования в области философии и религии. Древние языки часто используются для изучения и интерпретации древних религиозных текстов и философских работ. 5. Создание имен и названий для фантастических миров. Древние языки могут быть использованы для разработки уникальных и привлекательных имен и названий для персонажей, мест и предметов в книгах, фильмах или играх. 6. Разработка и изучение искусственных языков (конлангов). Студирование древних языков может помочь конструкции современных искусственных языков, таких как эсперанто или кайлисса. 7. Развитие мозговых функций и умственную гимнастику. Изучение древних языков требует усиления памяти, внимания и концентрации, что может быть полезно для тренировки умственных способностей. 8. Создание исторических фэнтези миров. Древние языки могут быть использованы для разработки богатых и глубоких фэнтези миров, которые основываются на исторических или мифологических образцах. 9. Изучение лингвистики и сравнительных языковедческих исследований. Древние языки могут быть полезны для изучения межъязыковых тенденций, фонологии, грамматики и других лингвистических аспектов. 10. Поддержка сохранения культурного наследия. Изучение и сохранение древних языков помогает сохранить историческое и культурное наследие различных народов и цивилизаций.24
  • АленаДмитрий, для развития интеллекта.16
  • Филипп КругликовДмитрий, ну вот приходите вы в Макдак, а там за кассой древний грек. Как вы ему без знания древнегреческого обьясните свой выбор ?14
  • AnnaВосхищена вашими достижениями! Если не секрет, где вы планируете работать после магистратуры?29
  • a bit of workОчень крутая у вас профессия и увлечение. А перед вашей трудоспособностью и трудолюбием просто снимаю шляпу. Вы интересуетесь ещё какими-нибудь древними языками?23
  • Полина КрупининаПерепела, спасибо большое! Я хотела еще заниматься библейским ивритом, и даже ходила на несколько занятий, но для этого нужно слишком много сил. К сожалению, пока что не получается совмещать все.9
  • Полина КрупининаAnna, спасибо! Пока что не решила, кем хотела бы работать:) Я больше думаю про академическую карьеру. Если получится, после магистратуры пойду в аспирантуру.15
  • ВитаОчень классно! Я больше всего любила (и люблю) древнегреческий. Залипала днями и ночами! Знала бы, что есть такие классные штуки, тоже бы участвовала во время учебы.4
  • a bit of workПолина, не хотела прозвучат в духе "этого мало", но всё равно, видимо, получилось. 😀 На самом деле спрашиваю из своих интересов (любопытство), не чтобы вас ещё загрузить. Я просто когда заголовок прочла, подумала про какие-нибудь аккадский с шумерским, возможно, потому что сейчас слушаю один курс лекций на эту тему. Стало любопытно, что ещё увлечённые люди, особенно за пределами университетов, могут в Москве и онлайн изучать. А ваших результатов мне бы на 3 жизни хватило, так что "не получается совмещать всё" сочту за кокетство. Успехов!9
  • a bit of workА ещё интересно, как по-вашему, достаточно ли стипендий для таких одарённых и целеустремлённых?2
  • Ольга ПоповаЗдорово было прочитать про ваш путь! На романо-германской филологии я начинала учить латынь, конечно, по традиционной системе (у нас был учебник Федорова). Потом сама к нему добавила Ars grammatica Белова — и заинтересовалась больше. Принцип учить существительные по падежам, а не по склонениям, понравился. А еще там замечательный диалог императора Адриана с Эпиктетом уже в третьей главе :) Революция же пришла, когда я добыла французский Ассимиль для изучения латыни — классический такой Ассимиль, с mp3-диском в придачу. И выяснилось, насколько важна для меня возможность слушать звучащую речь при изучении языка. Больших познаний у меня в латыни нет, но «языковой барьер» тогда точно упал. На фото — разворот из Ассимиля, с характерным параллельным переводом и историческими фактами ("Рим и мы") в каждом уроке9
  • Полина КрупининаОльга, спасибо большое за Вашу историю! Мне тоже очень помогают аудио и видео по латинскому!3
  • Роман ЮрьевичЛатынь — самый живой из всех мёртвых языков. © кто-то6
  • Rex ColtОчень здорово, спасибо за рассказ! Сам планирую посмотреть в сторону науатля, но даже не знаю, как и подступиться.3
  • Наталья РузавинаВы трудяга и умница)3
  • АмонадзякаСупер! Как хорошо что не все тупят в инстаграммы... Именно благодаря вот таким людям у человеческой культуры есть будущее.7
  • Александр КорневПолина, восхищен Вашей тягой к знаниям и интересом к языкам! Удачи Вам в жизни!3
  • Полина КрупининаПерепела, думаю, достаточно:))1
  • Полина КрупининаНаталья, спасибо большое!0
  • ElenaГосподи, а еще говорят, что у нас молодежь ленивая! Да я в свои 20 была намного безотвественнее, и думала только о парнях, если честно. Учиться вообще не хотела. О чем сейчас жалею, конечно. Я прямо восхищаюсь автором письма и желаю ей успехов в карьере и личной жизни!2
  • MДмитрий, так по тексту же видно. Девушка училась на философском, писала работы по древнеримским авторам. И в комментариях пишет, что предварительно планирует работать в академической среде - и в общем очевидно, что преподавать студентам или писать работы надо с опорой на оригинал, если можешь себе это позволить.6
  • Роман БелоусЯ в Duolingo учу латинский. Читал, что в интернете хаят, мол, невозможно понять без грамматики. Но мне кажется, что это проблемы англоязычных. Для русскоговорящих латинский, наверное, более понятен по структуре, чем английский. Lingvo словарь с латинского на русский, плюс какой-то словарик для андроид англо-латинский двусторонний ещё использую, ну и гугл для прояснения неясных моментов. Llpsi тоже есть, но я их пока отложил. Впрочем, вряд ли я по этому пути пройду столь же далеко сколь вы)0
  • Анна СнегинаМне тоже нравилось учить латынь и вообще люблю филологию. Очень круто, что есть возможность погружаться в это и заниматься любимым делом, создавать материалы для популяризации этих знаний!1