Как покупать в розницу по оптовым ценам и экономить
Последние пять лет я покупаю товары в розницу по оптовым ценам.
Так я купила свадебное платье за 1800 ₽, а скороварку — за 2500 ₽. Для этого я использую совместные покупки. Я экономлю до 60% от стоимости вещей и получаю товары, как в магазине.
Вот что это такое и как работает.
Как работают совместные покупки
Допустим, я хочу купить комплект постельного белья. В моем городе живут еще пятьдесят человек, которым тоже нужно постельное белье. Мы объединяемся и заказываем партию у оптовика.
Чтобы не искать покупателей самостоятельно, я иду на сайты совместных покупок. В Самаре пользуюсь «Суперпупер-ру» и «63 покупки-ру». В Москве есть «Сайт покупок-ру», «Спаф-мега-ру», «100-СП-ру». Обычно на одном сайте заказывают жители нескольких регионов.
На сайтах работают организаторы. Они договариваются с поставщиками, заказывают, оплачивают, сортируют товар и отвозят заказы в пункты выдачи.
За свои услуги организаторы берут оргсбор — процент от стоимости покупки. С этих денег они оплачивают доставку груза, работу сортировщиков, платят налоги (наверное) и процент владельцам сайта, а также получают прибыль. По сути, организаторы выполняют работу магазинов. Но даже с учетом всех сборов товары на сайтах совместных закупок в 2—3 раза дешевле.
- 16%
У совместных покупок есть минусы: иногда я жду товар месяц и получаю не то, что хотела. Я воспринимаю такие ситуации как плату за возможность сэкономить и реагирую спокойно.
Как выбрать сайт для покупок
В России нет единого на всю страну сайта совместных покупок, такого, как «Авито» для продажи вещей или «Циана» для аренды недвижимости. О совместных покупках жители одного города договариваются на местных форумах.
Я нашла нужные сайты через поисковики и родительские форумы. Я доверяю местам, которые рекомендуют мамы в декрете, потому что они самые активные участники совместных покупок. На форумах они рассказывают, где и какого качества вещи купили. По их комментариям я и выбирала сайты.
Надежные организаторы закупок работают годами и дорожат репутацией. Например, «Суперпупер-ру» действует с 2011 года, «63 покупки-ру» — с 2009. За пять лет участия в закупках я ни разу не сталкивалась с обманом. Но я бы не рискнула обращаться к начинающим организаторам.
Перед заказом я читаю права и обязанности покупателей и организаторов на сайте. Я обращаю внимание на то, какие правила должна соблюдать, в каких случаях организатор снимает с себя ответственность, как оплачивать заказы и что делать, если присылают не тот товар.
Что важно в условиях закупки
Подробно условия прописаны в закупке: сколько ждать товар, нужно ли платить за доставку, что делать, если прислали не то. Когда смотришь условия в первый раз, кажется, что люди разговаривают на другом языке: «ряды», «пересорт», «оргсбор». Вот что все это значит.
Минимальная сумма заказа. Это сумма, на которую нужно собрать заказ, чтобы оптовый поставщик отгрузил товар. Когда в закупке дешевые вещи, например, резинки для волос, установлена минимальная сумма для одного покупателя — обычно около 100 ₽.
Сбор товара рядами. Ряд — это несколько одинаковых вещей разного размера. Например, пять платьев 42—50 размеров. Если закупку собирают рядами, то придется ждать, когда закажут остальные размеры.
Организатор фиксирует заказ, когда остается один свободный размер. Если вдруг я передумаю, то могу отказаться от участия в закупке, только если найду другого покупателя.
Транспортные расходы. Организатор оплачивает транспортные расходы сам, если они не превышают 4% от общей стоимости товара. Остальная часть платы делится между участниками пропорционально весу заказа. Обычно я плачу 10—50 ₽ в одной из десяти закупок. В остальных случаях стоимость доставки не превышает 4%, и организатор платит сам.
- 0 ₽
Пересорт и возврат брака. Пересорт — ситуация, когда поставщик прислал не тот товар, перепутал размер или цвет. Обычно за вещи не того артикула или размера организатор возвращает деньги. От товара другого цвета отказаться нельзя. В этом и кроется риск совместных покупок.
Организатор пишет в условиях, какова вероятность пересорта, опираясь на свой опыт работы с этим поставщиком: одни оптовики собирают заказ строго по списку, а другие часто кладут не то.
Бракованный товар обычно возвращают, но покупатель самостоятельно платит за пересылку поставщику.
Другие риски. Иногда организаторы пишут, что не несут ответственности за геополитические риски. Так происходит, когда заказывают товары из других стран. Если, например, я закажу платье украинского дизайнера, а Украина закроет границу, то я останусь и без денег, и без платья. Еще организаторы снимают с себя ответственность, если груз потеряется в пути или его конфискует таможня. За пять лет я ни разу не сталкивалась с такими ситуациями.
- 600 ₽
Как выбрать товар
На сайте товары рассортированы по видам: косметика и парфюмерия, одежда, обувь, товары для дома, продукты, книги, рукоделие и хобби, спортивные товары, подарки. Проще всего заказывать косметику, товары для дома и хобби, спортивный инвентарь, игрушки, украшения, кожгалантерею — риск получить неподходящую вещь минимальный
С продуктами сложнее: полуфабрикаты, мясо, торты, фрукты из Азии и другие скоропортящиеся продукты выдают только в определенные день и время. Я не хочу ехать за тортом на другой конец города, поэтому не участвую в таких закупках. Кофе, чай, орехи забираю в пункте выдачи возле дома.
Сложнее всего с одеждой, потому что могут не подойти размер и модель. Чтобы уменьшить риск, я выбираю модели платьев и блузок, которые точно мне подойдут, снимаю мерки и сравниваю их с размерной сеткой на странице товара. В итоге мне не подходит одна вещь из десяти.
Неподошедшие вещи продают на том же сайте в разделе «Пристрой» — это отдельный каталог для участников. Я продавала одежду на совместных закупках, но действовала по-другому. Находила девушек, которые заказали такую же вещь в новой закупке, и предлагала купить у меня после примерки. Обычно это срабатывало.
Еще на закупках есть много товаров известных брендов, чьи отделы есть в торговых центрах. Иногда я примеряю вещь в магазине, делаю вид, что она не подошла, а затем заказываю на сайте.
Четыре раза я заказывала обувь. Одни туфли ношу до сих пор, остальные подошли по размеру, но оказались неудобными. На мой взгляд, обувь не тот товар, который стоит покупать без примерки.
Еще на сайтах совместных покупок продают мультиварки, кофемолки, пылесосы, утюги, телефоны. Если нахожу бытовую технику и электронику за полцены, внимательно читаю условия. Обращаю внимание, смогу ли вернуть бракованный товар. Обычно возврат возможен, но придется заплатить за отправку товара поставщику.
Как заказать и оплатить товар в срок
Новый заказ появляется в корзине. По мере сбора закупки у него меняется статус. Пометка «Новый заказ» означает, что организатор собирает закупку, а я могу отказаться от товара в любой момент. На этом этапе новички оплачивают 30—50% от стоимости заказа. Так происходит в первые две закупки. Затем статус новичка снимается, и вы платите всю сумму, когда поставщик присылает счет.
Позднее статус меняется на «Зафиксировано». Это значит, что закупка собрана, а я уже не могу отказаться от товара.
Когда поставщик присылает счет, появляются статус «Включено в счет» и реквизиты для оплаты. Я получаю уведомление с просьбой внести деньги и оплачиваю товар картой.
Если я не уложилась в указанный в закупке срок 2—3 дня, то организатор имеет право повысить оргсбор до 30%. Например, при покупке комплекта постельного белья стоимостью 3000 ₽ из-за просрочки я заплачу организатору 900 ₽ вместо 480 ₽.
За сроками следят не все организаторы. Несколько раз я задерживала оплату, но оргсбор оставался прежним.
Покупатели, которые не оплатили заказ до момента доставки груза, попадают в черный список. Выйти из него можно, но несколько месяцев придется платить за покупки как новичок.
Как получить заказанный товар
После оплаты товара я выбираю пункт выдачи в корзине или в профиле. Заказы выдают в офисах и небольших пунктах. Офисы работают целый день, у небольших пунктов свой график работы.
Когда груз придет, у заказа появится статус «У организатора», затем «Доставка в пункт» и «Готов к выдаче». В тот же день на сайте приходит уведомление с просьбой забрать заказ.
В пункте спросят ваш ник на сайте, паспорт или его копию. Выдача товара стоит 10—20 ₽. Бесплатно вещи хранят 5—7 дней. После придется заплатить 5—10 ₽ за каждый день просрочки.
Запомнить
- На совместных покупках все стоит в 2—3 раза дешевле, чем в магазине. Но можно прождать товар месяц и получить не то, что хотели.
- Организаторы совместных покупок берут за свои услуги комиссию — обычно 16% от стоимости товара. Даже с ее учетом выходит дешевле, чем в магазине.
- Основной риск — что товар не подойдет или придет не совсем то, что заказывали. Вернуть товар теоретически можно, но придется оплачивать доставку.
- Внимательно читайте условия закупки: в них написано, сколько ждать товар и можно ли его заменить.
- Оплачивайте заказы в течение 2—3 дней после того, как выставили счет. Точный срок указывает организатор. Если не успеете в срок, заплатите повышенный оргсбор или попадете в черный список.
- Выбирайте пункт выдачи возле дома или работы. С собой возьмите паспорт или его копию. Выдача стоит 10—20 ₽.