В 2014 году Настя развивала бизнес в Интерфаксе, а потом ушла в декрет и открыла образовательный лекторий «Левел-ван».
Сегодня он проводит 100 лекций по искусству, архитектуре и музыке в месяц.
Для Т—Ж я расспросила Настю, как она запускала лекторий и через какие ошибки прошла.
Идея и формат
Во время декрета у Насти появилось свободное время. Девушка хотела потестировать нишу экскурсионного бизнеса. Она подготовила 30-минутный рассказ о площади перед Большим театром и бесплатно прочитала лекцию незнакомым людям.
Скоро Настя поняла, что экскурсии ограничены по темам и времени проведения. Она предложила одному сайту о путешествиях опубликовать курс лекций по архитектуре. Она придумала 6 тем: о стилях, инженерии, профессии архитектора, культурном контексте и экспериментах в архитектуре. О проведении лекций Настя договорилась с разными площадками — музеями, культурными пространствами и лофтами. Курс стоил 5000 рублей — дороже большинства экскурсий по архитектуре. Зато позволял выйти на окупаемость, если окажется востребованным.
- 5000 ₽
Настя отправила пресс-релизы о курсе в крупные городские медиа, контакты просто взяла на их сайтах. Перед Новым годом «Зе-вилладж» опубликовал новость о запуске курса по архитектуре, а в январе о курсе написала «Афиша». Настя сделала репост записи и настроила таргетированную рекламу. За январь на курс записались 160 человек. Он существует до сих пор.
На чужой платформе возникли ограничения: там не получалось переносить лекции, дарить сертификаты или покупать по промокодам. Настя решила расширять число лекций и создавать свою компанию.
Запуск
В сентябре 2015 года Настя зарегистрировала ИП с упрощенной системой налогообложения.
ИП, которые регистрировались после 2012 года, получали налоговые каникулы на два календарных года. Большой ошибкой было зарегистрировать ИП в сентябре и запуститься в декабре: из-за этого пропал целый год каникул. С 2017 года «Левел-ван» платит 6% налога с выручки.
- 275 000 ₽
Среди знакомых Настя нашла разработчиков. На запуск первой версии потребовалось три месяца и 200 тысяч рублей из личных сбережений.
Первые восемь месяцев проект рос благодаря сарафанному радио и рекламе на Фейсбуке. В декабре 2015 года на таргетированную рекламу Настя потратила 275 тысяч рублей. Деньги она взяла из оборота.
Лекции
Самая популярная тема лекций — искусство. После экспериментального курса по архитектуре Настя выяснила, что людей привлекают курсы про живопись. Неожиданно хорошо запустился курс про иконы.
За пределами искусства и архитектуры самые посещаемые программы — как начать разбираться в вине, натренировать память и сформировать гардероб.
- 900 ₽
Не пользовались популярностью темы для узких аудиторий. Например, история косметики или техники живописи.
Настя старалась отталкиваться от лектора. Если ей удавалось найти спикера, который интересен широкой аудитории и собирает отличные отзывы, лекцию включали в программу и повторяли.
Одна лекция в Москве стоит 900 рублей. В среднем приходит 30 посетителей. Выручка — 27 000 рублей за лекцию.
Расходы на одну лекцию: 12 347 ₽
Гонорар лектора и НДФЛ | 5517 ₽ |
Аренда помещения | 4000 ₽ |
Налог на выручку 6% | 1620 ₽ |
Комиссия «Яндекс-кассы» 3% | 810 ₽ |
Зарплата координатора | 400 ₽ |
Гонорар лектора и НДФЛ | 5517 ₽ |
Аренда помещения | 4000 ₽ |
Налог на выручку 6% | 1620 ₽ |
Комиссия «Яндекс-кассы» 3% | 810 ₽ |
Зарплата координатора | 400 ₽ |
Сотрудники
Первый год Настя наполняла сайт, отвечала на звонки, искала партнеров и вела бухучет самостоятельно.
В начале 2016 года она взяла на работу Ольгу, которая занялась организационными вопросами. На каждую лекцию начали привлекать координаторов — для этого размещали вакансии на сайтах. Координаторы готовили помещение к приходу участников, решали технические проблемы и проверяли билеты. Координатор получает 400 рублей за выезд на лекцию.
Сейчас в штате шесть сотрудников: Настя, менеджер по работе с клиентами, куратор образовательных программ (по совместительству HR), менеджер по работе с корпоративными клиентами и спецпроектам, маркетолог и редактор. Сдельно работают дизайнер и разработчики.
- 400 ₽
С разработчиками оказалось сложнее всего. При запуске первой версии сайта Настя решила, что зря искала разработчиков среди знакомых. Запланированные полтора месяца работы превратились в три, а любое ускорение давалось с трудом. За два следующих года Настя сменила четыре команды и поняла, что первая была лучше остальных: разработчики хотя бы никуда не пропадали и с первого раза понимали постановку задачи.
Бухучет Настя ведет сама.
Лекторы
Основа бизнеса коммерческого лектория — лекторы. Хорошие лекторы оставляют после мероприятия приятные ощущения, и люди хотят вернуться на новые лекции.
При знакомстве оценить уровень лектора сложно. Человек может быть обаятельным в личном общении, но терять харизму при работе с аудиторией.
«Левел-ван» проводит бесплатные пробные лекции для незнакомой аудитории, чтобы принять решение о сотрудничестве с лектором. Важны два показателя: отсутствие отрицательных отзывов и общее количество отзывов после лекции. Если отзывов мало, это настораживает — первая лекция должна вызывать восторг, иначе нет смысла запускать платный вариант.
Еще отзывы помогают слушателям выбрать лекцию. Сейчас на сайте 9 тысяч отзывов, средняя оценка лекций — 4,9 из 5.
За подбор лекторов отвечает куратор образовательных программ. Он следит за мероприятиями в сфере культуры и науки, обрабатывает заявки от новых лекторов, иногда размещает вакансии для спикеров. Если лектору подходит гонорар 4000 рублей за лекцию, он глубоко разбирается в теме и не боится повторять лекции регулярно, то происходит первая встреча. Куратор обсуждает с лектором цели, структуру и основные тезисы лекции. После назначается пробная лекция, и куратор решает, сотрудничать с лектором дальше или нет.
На гонорар лектора не влияет размер группы или популярность. Оплата оформляется по договорам подряда. Сверх гонорара Настя платит 13% НДФЛ и страховые взносы — на это уходит еще примерно половина гонорара.
Помещение
Постоянное помещение для лекций сначала решили не арендовать. Вместо этого договорились о почасовой аренде с библиотеками, музеями и другими пространствами. Так минимизировали риски на старте — не было ежемесячной аренды, которую нужно отбивать. Стоимость почасовой аренды разная — от 1000 до 2500 рублей в зависимости от площадки.
Если читать лекции на разных площадках, можно запускать несколько мероприятий в день одновременно.
Арендовать офис для команды в первые два года Настя тоже не стала. Сотрудники работали из дома или в коворкингах. Рабочее место в коворкинге обходилось в 15—20 тысяч рублей на человека в месяц. Стоимость зависела от того, закрепляется ли рабочее место, нужен ли шкафчик, как часто используется переговорка. Это удобно, когда размер команды небольшой.
- 175 000 ₽
На сторонних площадках оказалось сложно контролировать качество. Арендодатели сдавали зал в последний момент более выгодному клиенту, организовывали шумную вечеринку в соседнем помещении или могли просто закрыться. Какие-то площадки так хорошо спрятаны, что участники терялись по пути от метро.
В мае 2018 года Настя решила арендовать помещение под лекторий. Это было спонтанное решение, но деньги нашлись — Настя взяла их из оборота.
Площадку искали на 100 м²: 80 м² — под лекционный зал и 20 м² — под офис. Транспортная доступность тоже была важна — внутри кольцевой ветки, не дальше 10 минут пешком от метро. Помещения в плохом состоянии не рассматривали, чтобы не рисковать. Бывает, что арендатор вкладывается в ремонт, а с ним расторгают договор.
Через месяц нашли площадку на 113 м² на Грузинском валу. Аренда обходится в 175 тысяч рублей в месяц, столько же отдали на депозит. Лекторий открыли в середине мая, после того как поставили проектор, завезли стулья и оформили входную зону.
В новый офис переехала команда. Здесь пробуют новые образовательные форматы и проводят часть лекций. Большая часть по-прежнему будет проходить на сторонних площадках, так как каждый день несколько лекций проходит параллельно.
Обустройство лектория — 840 000 ₽
Мебель | |
---|---|
Стулья в лекционный зал (60 шт.) | 247 000 ₽ |
Стеллажи, цветы, посуда и прочая мелочь в Икее | 100 000 ₽ |
Мебель для зон отдыха | 70 000 ₽ |
Стойка ресепшен | 32 000 ₽ |
Фрезеровка объемных логотипов | 29 000 ₽ |
Флипчарт и прочие мелочи в «Комусе» | 18 000 ₽ |
Шторы на мансардные окна | 15 000 ₽ |
Стойка лектора | 11 000 ₽ |
Итого | 522 000 ₽ |
Обустройство лектория — 840 000 ₽
Техника | |
---|---|
Проектор подвесной, экран, стереосистема, монтаж | 115 000 ₽ |
Холодильник и посудомойка | 33 000 ₽ |
Кофемашина | 22 000 ₽ |
Ноутбук | 20 000 ₽ |
Принтер | 20 000 ₽ |
Домофон | 15 000 ₽ |
Залог за кулер | 6000 ₽ |
Роутер | 6000 ₽ |
Микшер | 3000 ₽ |
Микроволновка | 3000 ₽ |
Программное обеспечение для ноутбука | 2000 ₽ |
Кликер | 1000 ₽ |
Итого | 246 000 ₽ |
Ремонт и дизайн | |
---|---|
Ремонт лектория | 37 000 ₽ |
Дизайн интерьера | 35 000 ₽ |
Итого | 72 000 ₽ |
Мебель — 522 000 ₽ | |
Стулья в лекционный зал (60 шт.) | 247 000 ₽ |
Стеллажи, цветы, посуда и прочая мелочь в Икее | 100 000 ₽ |
Мебель для зон отдыха | 70 000 ₽ |
Стойка ресепшен | 32 000 ₽ |
Фрезеровка объемных логотипов | 29 000 ₽ |
Флипчарт и прочие мелочи в «Комусе» | 18 000 ₽ |
Шторы на мансардные окна | 15 000 ₽ |
Стойка лектора | 11 000 ₽ |
Техника — 246 000 ₽ | |
Проектор подвесной, экран, стереосистема, монтаж | 115 000 ₽ |
Холодильник и посудомойка | 33 000 ₽ |
Кофемашина | 22 000 ₽ |
Ноутбук | 20 000 ₽ |
Принтер | 20 000 ₽ |
Домофон | 15 000 ₽ |
Залог за кулер | 6000 ₽ |
Роутер | 6000 ₽ |
Микшер | 3000 ₽ |
Микроволновка | 3000 ₽ |
Программное обеспечение для ноутбука | 2000 ₽ |
Кликер | 1000 ₽ |
Ремонт и дизайн — 72 000 ₽ | |
Ремонт лектория | 37 000 ₽ |
Дизайн интерьера | 35 000 ₽ |
Сложности
В 2017 году Настя решила обновить сайт и добавить больше возможностей для посетителей: фильтры и сортировку лекций по темам, рейтингу, лекторам, посещаемости или дням недели.
Запуск сайта растянулся на несколько попыток: первая версия не удалась и стоила 400 тысяч рублей. По совету друзей Настя договорилась о сотрудничестве со студией, у которой маленький опыт разработки сайтов, но сильное портфолио других проектов. Когда спустя три месяца согласовали цвета и кнопочки, оказалось, что верстку студии невозможно «натянуть» на текущий сайт — нужно переписывать все с нуля. Полгода ушло на подбор фронтенд-специалиста, который смог внедрить новый дизайн и функционал.
- 100 000 ₽
Но к этому моменту и новый дизайн уже устарел. Весной 2017 года студия Артемия Лебедева анонсировала новый продукт для небольших компаний — экспресс-дизайн фирменного стиля за 100 тысяч рублей без возможности обсудить финальный результат. Настя рискнула и получила вместо прежнего шрифтового логотипа яркую молнию. Потом Настя нашла дизайнера. С ним и новым фронтенд-разработчиком за несколько месяцев они перезапустили сайт в мае 2018 года.
Редизайн и обновленный функционал обошлись в 500 тысяч рублей.
- 500 000 ₽
Еще одно разочарование произошло, когда Настя решила выйти на рынок Санкт-Петербурга. Маркетинг запускали по московской модели — анонсировали запуск в городских медиа и набирали аудиторию через платное продвижение в соцсетях. Стоимость поставили ниже, чем в Москве, — 700 рублей за двухчасовую лекцию.
С лекторами и площадками проблем не было. Но собрать людей не получилось. Даже когда Настя решила провести конкурсы и раздать билеты на мероприятия бесплатно, это оказалось непросто. Люди не участвовали в конкурсах, а если участвовали — то не забирали билеты, если забирали — то не доходили до лекций. Эксперимент с Петербургом решили не продолжать.
Запуск интернет-практикумов
В апреле 2018 года Настя решила выходить на рынок интернет-образования. Начали с практикума по голландской живописи золотого века. На идею натолкнул инфоповод: в Пушкинском музее открылась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера».
За основу взяли идею «задачника по культуре»: интерактивные занятия с теорией и большим количеством заданий. Благодаря новому формату можно отработать навык и закрепить теорию на практике. Интернет-образование дает выйти за пределы московской аудитории.
На создание концепции нового продукта, разработку платформы и наполнение потратили 200 тысяч рублей. Пройти практикум на сайте стоит 200 рублей. Низкая стоимость компенсируется большим количеством участников, так что инвестиции окупятся, если выбрать востребованную тему.
Запуск интернет-практикумов, 2018 год — 200 000 ₽
Бэкэнд | 60 000 ₽ |
Фронтэнд | 60 000 ₽ |
Контент | 35 000 ₽ |
Дизайн | 30 000 ₽ |
Редактура | 15 000 ₽ |
Запуск интернет-практикумов, 2018 год — 200 000 ₽
Бэкэнд | 60 000 ₽ |
Фронтэнд | 60 000 ₽ |
Контент | 35 000 ₽ |
Дизайн | 30 000 ₽ |
Редактура | 15 000 ₽ |
Результаты
Каждый месяц «Левел-ван» проводит 100 мероприятий и сотрудничает с 40 лекторами на постоянной основе. На одной лекции в среднем 30 участников, 40% из них возвращаются снова.
Ежемесячная выручка варьируется от 2,5 до 3,5 млн рублей. Спрогнозировать ее сложно: запуск новых продуктов изменяет структуру доходов за месяц. Прибыль за июнь 2018 года — 500 тысяч рублей.
- 500 000 ₽
Выводы Насти
Важно определиться на старте, кто и почему будет покупать ваш образовательный продукт. Дальше — сделать так, чтобы люди вам доверяли: собирать публичные отзывы, выбирать проверенных спикеров и задавать стандарты.
Чтобы стартовать и сэкономить, можно создать страницу на Фейсбуке, разместить мероприятие, закинуть несколько тысяч в рекламу и посмотреть на отклик. Либо организовать одну лекцию бесплатно, собрать аудиторию и обратную связь.
Вначале не стоит вкладывать большой бюджет в аренду — пусть сотрудники работают удаленно, а площадку предоставят партнеры.
Полезно собирать обратную связь — через анкетирование или пост-рассылку с просьбой оставить отзыв. Так можно понять, в какую сторону развивать бизнес дальше.
Сколько стоило запустить образовательный проект
Запуск, 2015 год — 475 000 ₽
Таргетированная реклама в Фейсбуке | 275 000 ₽ |
Первый сайт | 200 000 ₽ |
Запуск, 2015 год — 475 000 ₽
Таргетированная реклама в Фейсбуке | 275 000 ₽ |
Первый сайт | 200 000 ₽ |
Развитие, 2017—2018 — 1,9 млн ₽
Открытие лектория | 840 000 ₽ |
Редизайн и расширение функционала сайта | 400 000 ₽ — первая версия |
500 000 ₽ — вторая версия | |
Запуск онлайн-программ | 200 000 ₽ |
Развитие, 2017—2018 — 1,9 млн ₽
Открытие лектория | 840 000 ₽ |
Редизайн и расширение функционала сайта | 400 000 ₽ — первая версия |
500 000 ₽ — вторая версия | |
Запуск онлайн-программ | 200 000 ₽ |
Операционные расходы, июнь 2018 года — 2,3 млн ₽
Гонорары лекторов, НДФЛ и страховые взносы | 690 000 ₽ |
Зарплаты сотрудников, комиссии, коворкинг, накладные расходы | 650 000 ₽ |
Аренда всех площадок | 400 000 ₽ |
Продвижение | 350 000 ₽ |
Налог на доходы | 170 000 ₽ |
Комиссии «Яндекс-кассы» (за прием платежей пользователей) и банков | 90 000 ₽ |
Операционные расходы, июнь 2018 года — 2,3 млн ₽
Гонорары лекторов, НДФЛ и страховые взносы | 690 000 ₽ |
Зарплаты сотрудников, комиссии, коворкинг, накладные расходы | 650 000 ₽ |
Аренда всех площадок | 400 000 ₽ |
Продвижение | 350 000 ₽ |
Налог на доходы | 170 000 ₽ |
Комиссии «Яндекс-кассы» (за прием платежей пользователей) и банков | 90 000 ₽ |
Прибыль в июне 2018 года
Чистая прибыль | 500 000 ₽ |
Прибыль в июне 2018 года
Чистая прибыль | 500 000 ₽ |