«Иногда я могу не ответить на запрос клиента»: как прораб открыл производство мебели из бетона

Делает объекты для дизайнеров и бизнеса в России и Европе

28
«Иногда я могу не ответить на запрос клиента»: как прораб открыл производство мебели из бетона
Аватар автора

Алексей Фищев

запустил производство терраццо

Страница автора
Аватар автора

Ольга Такмазьян

поговорила с предпринимателем

Страница автора

Я 15 лет занимался строительным бизнесом, прежде чем решил открыть свою мастерскую.

На одном из объектов меня попросили изготовить барную стойку из бетона с белой мраморной крошкой. Задача показалась интересной, так я заинтересовался терраццо.

Вместе со своей супругой, она графический дизайнер, мы открыли собственное производство. На эксперименты с рецептами смеси мы потратили два года. Сделали много ошибок. Постоянно экспериментировали, переделывали.

В интернете информации о рецептах приготовления смеси не было. Да и сейчас особо ничего нет — мастера неохотно делятся своими наработками.

Наша выручка в 2020 году — 2 890 000 ₽, а в 2021-м — 5 700 000 ₽.

Расскажу, как я запустил ручное производство, как у нас пытались украсть рецепты и почему я не стремлюсь к массовости.

Ушел из строительного бизнеса

Я родился и вырос в Петербурге. С 2001 года занимаюсь строительным бизнесом. Сначала работал на стройке, через несколько лет стал генподрядчиком в ремонте квартир, домов и нежилых помещений — кафе и студий. Бригады, которые я нанимал, демонтировали старые покрытия, проводили электрику, сантехнику, вентиляцию, занимались отделкой. Я зарабатывал от 200 000 ₽ до 400 000 ₽ в месяц. Но доход был нестабильным: иногда могло выходить 100 000 ₽, в другой месяц — 500 000 ₽.

В 2013 году один из клиентов — Union Bar — заказал бетонную барную стойку. До этого проекта я и мои рабочие не делали мебель из бетона.

Нужно изготовить опалубку — форму — и залить в нее бетонный раствор. Затем дать высохнуть и покрыть лаком. Но мне захотелось поэкспериментировать и сделать необычную стойку.

Мне приснилось, что надо сделать форму из волнистого стеклопластикового шифера.

Мы попытались реализовать эту идею. Через несколько попыток мы сделали опалубку. С тех пор я начал работать с бетоном: изготавливал плитки, раковины и другие изделия. В 2017 году группа архитекторов DA bureau заказала мне стойку из терраццо для ресторана Burger&Crab.

Терраццо — мозаичное покрытие, которое появилось в античной Греции и менялось в зависимости от эпохи и доступности материалов. Греки выкладывали поверхность галькой и «цементировали» глиной или известью.

В Риме начали смешивать известь и дробленый кирпич, а венецианцы в 15—16 веках применяли смесь извести и терракоты. Сегодняшние производители добавляют в бетонную смесь цветной щебень — дробленый камень.

Та самая барная стойка в Union Bar. Мы делали весь ремонт, но самой интересной задачей была стойка
Та самая барная стойка в Union Bar. Мы делали весь ремонт, но самой интересной задачей была стойка
Наш первый терраццо — одна из плит, которая позже стала барной стойкой в ресторане Burger&Crab. Внутри бетона — вкрапления камней
Наш первый терраццо — одна из плит, которая позже стала барной стойкой в ресторане Burger&Crab. Внутри бетона — вкрапления камней

В 2017 году терраццо не был так популярен в России, как сейчас. В Питере никто не работал с этим материалом. Во всяком случае, это не было на слуху среди строителей, архитекторов и дизайнеров. Мне было интересно попробовать новую технику. Тем более ребята из DA bureau не ограничивали меня в воплощении идеи, а терраццо может быть очень разным. Его внешний вид зависит от размера камней, их количества, расположения, глубины шлифовки, цвета.

Работа заняла около четырех месяцев. В основном из-за того, что мы зависели от строительных процессов, которые происходили параллельно. Но и на создание стойки из терраццо ушло немало времени.

Процесс выглядел так. Мы сделали опалубку: несъемную часть из фанеры, а съемную из неламинированного ДСП, залили туда бетон, а сверху насыпали каменную крошку. Несколько дней бетонная плита сохла, а когда мы стали ее разбирать, оказалось, что элементы ДСП намертво приклеились к бетонной отливке. Пришлось срубать их стамеской, на это ушла еще одна неделя.

Потом возникла новая проблема: бетонные плиты выгнулись. Это произошло из-за большого размера плит, которые потом склеивали в конструкцию стойки — 140 × 200 см. Дизайнеры не любят швы, поэтому в своих проектах рисуют бесшовные конструкции. Мне хотелось изготовить стойку, максимально близкую к проекту, поэтому я сделал плиты такого размера. Но состав, который мы использовали, при сушке расширялся. К этому фактору прибавились габариты изделия. В результате плита стала выпуклой посередине. Мне пришлось сильно сошлифовывать плиту, чтобы сделать ее плоской. В результате часть каменной крошки вышлифовалась, потому что она была насыпана сверху, а не по всей глубине раствора.

Первый терраццо получился посредственным: неплотная текстура и камни расположены близко к поверхности
Первый терраццо получился посредственным: неплотная текстура и камни расположены близко к поверхности

После проекта для Burger&Crab я начал экспериментировать. Снял маленькое помещение 66 м² под мастерскую и пробовал новые «рецепты» бетонной смеси.

Я начал смешивать каменную крошку с бетонным раствором, а не сыпать ее сверху. Так при шлифовке постепенно меняется рисунок терраццо.

Душа требует творчества

У меня появилось еще несколько заказов: мир архитекторов и строителей узок, знакомые узнали о моем новом увлечении из соцсетей и предлагали участвовать в их проектах — создавать стойки, раковины и плитку из терраццо.

Я люблю делать что-то своими руками, душа требует творческого процесса. Постепенно проект с терраццо вытеснял строительный бизнес, я брал меньше заказов на стройку.

В строительном бизнесе меня напрягало, что я не всегда мог повлиять на результат работы. Ремонтом обычно занимаются большие бригады или даже несколько бригад. Поэтому их действия не всегда слажены и согласованы. А чтобы все контролировать, нужно быть на объекте целыми днями, что нереально, или нанимать суперответственных людей.

Редкие рабочие, которые относятся к своему делу со страстью и гарантируют результат, расписаны на полгода вперед. Поэтому на стройке часто возникают ошибки, приходится что-то переделывать.

Но у меня есть потребность гордиться своей работой, а не надеяться на то, что заказчик не заметит огрехи.

В случае с терраццо я сам занимался изготовлением объектов и часть задач делегировал рабочим. Это требовало большего вовлечения в процесс, нежели в строительном бизнесе, но и результатом я почти всегда был доволен.

В 2018 году, спустя год экспериментов и нескольких заказов, я решил запустить свой бренд. Придумал веселое и дерзкое название — Lick my brick и привлек к проекту супругу, Аню Општейне. Она работает графическим дизайнером. У нее схожий подход к работе: Аня делает только те задачи, которые ей интересны, и не работает на потоке. Цена не имеет решающего значения, ей важна сама задача и комфортное общение с заказчиком.

Аня разработала логотип Lick my brick, дизайн сайта и фирменный стиль
Аня разработала логотип Lick my brick, дизайн сайта и фирменный стиль

Осенью 2018 года мы зарегистрировали домен, завели инстаграм, а в конце апреля 2019 открыли новое ООО и зарегистрировали товарный знак. До этого проект существовал под моим прежним юрлицом, — ООО «ФА.45».

Зарегистрировали новое юрлицо, потому что хотели сохранить тональность и стиль во всем, а не только в коммуникациях и айдентике. Я много слышал о том, что крупные заказчики не любят работать с ИП, поэтому открыл ООО. На это потратил несколько тысяч рублей.

Как делать терраццо

На старте я почти не покупал специальное оборудование. Использовал то, что у меня уже было. Осталось из прошлого, когда я сам занимался строительством, а не менеджерскими задачами. Для тех, кто только планирует изготавливать терраццо, расскажу, что потребуется купить и сколько это стоит сейчас. Свои затраты на инструменты я уже не вспомню.

Первый год мы работали примерно с таким набором инструментов. Процесс производства на примере столешницы из терраццо выглядел следующим образом.

Сначала мы делали опалубку из ЛДСП: нарезали пилой. Затем смешивали строительным миксером ингредиенты для бетонного раствора.

Следующий этап — залить смесь в опалубку и провибрировать ее на вибростоле, чтобы вышел воздух и материал не был пористым. Мы покупали вибростол российского производства. Когда я искал его, смотрел и зарубежные, но они стоили очень дорого — около 500 000 ₽. Российские вибростолы стоят по-разному, начиная от 30 000 ₽. Цена зависит от размеров и решаемых задач.

После заливки смеси необходимо дать ей высохнуть — от дня до недели. На этот срок влияет множество факторов — состав, густота, пигменты для окрашивания бетона. Некоторые пигменты замедляют высыхание.

Когда все высохло, снимаем опалубку и шлифуем изделие. Чтобы раскрыть красоту камней, необходимо сошлифовать хотя бы 2—3 мм. Важно не забывать о торцах: их тоже нужно шлифовать. Некоторые производители оставляют торцы необработанными — их очень сложно шлифовать, особенно когда они не плоские по форме.

Дальше покрываем защитным составом, обычно это лак. Он защищает бетонное изделие от воздействия агрессивных и красящих жидкостей.

Расходы на оборудование для терраццо

Всего расходов177 000 ₽
Вибростол «Вибромаш» ВС-25060 000 ₽
Шуруповерт Makita LXT BL 18В24 000 ₽
Пылесос STARMIX eCraft APL-1422 EWR23 000 ₽
Базовый набор ручного инструмента: отвертки, шпатели, плоскогубцы и т. д.15 000 ₽
Погружная пила с шиной ЗУБР ПП-55Н14 000 ₽
Строительный миксер ЗУБР МР-1600-210 000 ₽
Весы электронные МАССА-К МК-6.29000 ₽
Углошлифовальная машина ЗУБР УШМ-П125-1500 ЭПСТ7000 ₽
Кожух защитный для пылеудаления MESSER 10-40-4475000 ₽
Шлифовальная чашка и держатели для АГШК5000 ₽
Контейнеры для замеса, ведра, шпатели5000 ₽

Расходы на оборудование для терраццо

Всего расходов177 000 ₽
Вибростол «Вибромаш» ВС-25060 000 ₽
Шуруповерт Makita LXT BL 18В24 000 ₽
Пылесос STARMIX eCraft APL-1422 EWR23 000 ₽
Базовый набор ручного инструмента: отвертки, шпатели, плоскогубцы и т. д.15 000 ₽
Погружная пила с шиной ЗУБР ПП-55Н14 000 ₽
Строительный миксер ЗУБР МР-1600-210 000 ₽
Весы электронные МАССА-К МК-6.29000 ₽
Углошлифовальная машина ЗУБР УШМ-П125-1500 ЭПСТ7000 ₽
Кожух защитный для пылеудаления MESSER 10-40-4475000 ₽
Шлифовальная чашка и держатели для АГШК5000 ₽
Контейнеры для замеса, ведра, шпатели5000 ₽

Рецепт разрабатывал два года

Терраццо существует много веков, но его состав, техника и применение постоянно меняются. Поэтому для изготовления круглого столика не подойдут советские госты по соответствию размера крошки, толщине заливки, например, для тротуарных плит. Это разные по размерам, толщине и назначению изделия, к ним нельзя применить одинаковые подходы.

Но рецептов смесей к современным изделиям из терраццо — столешницам, раковинам, плиткам в ванную — в 2017 году тоже не было.

У смеси есть множество параметров: если сделать ее слишком жидкой, все камни упадут и изделие получится неоднородным. Также важно соблюсти баланс крупных и мелких камней в смеси: если галька крупная, раствор не должен быть жидкий, иначе крупные камни утонут.

В 2017 году, когда мы стартовали, максимум, что удалось найти в интернете, — состав в общих чертах и порядок замешивания. Это уже полезно: если нарушить очередность и насыпать сначала цемент, смесь собьется в комок, потому что цемент забирает в себя всю воду.

Мы потратили на эксперименты с рецептами смеси два года. Мне помогло техническое образование — я магистр теплоэнергетики, учился в Политехе. Но нюансов мы не знали и совершали много ошибок.

Это был период экспериментов, нервов и переделок.

Опыт, доставшийся нам таким трудом, хочется сохранить у себя, не делиться им со всеми, кто решил делать терраццо. Так же рассуждают и другие производители, поэтому никто не хочет делиться рецептами в интернете.

Сейчас терраццо стал очень популярен, появилось много производителей в России. Я даже видел тиктоки: под веселую музыку ребята быстро замешивают бетон и камни, шлифуют — и все готово.

На бытовом уровне, возможно, такое изделие будет смотреться нормально, особенно — издалека. Но это совсем другой уровень качества. Не зная правильные пропорции смеси, сложно сделать надежное изделие без пор, трещин, с красиво раскрытыми камнями и несколькими уровнями глубины.

В среднем цена за кг камней — 20—50 ₽, может отличаться у разных пород. Обычно мы закупаем партии по сотням кг, поскольку у нас небольшой объем задач. Очень редко покупаем одну, две или три тонны.

Камни для терраццо мы покупаем в России
У нас пять⁠-⁠десять поставщиков, некоторые камни заказываем в Санкт-Петербурге, другие на Урале
Закупаем мрамор белого, серого, черного и розового цветов, яшму, фельзиты, серпентинит, змеевик, кварц, златолит, базальт, доломит, речную и морскую гальку, шунгит, простые граниты
Камни стоят по⁠-⁠разному, цена зависит от фракции, обработки и породы

Нас стали узнавать

До конца 2018 года клиенты обращались в основном по знакомству. У меня большой круг знакомых среди заказчиков, строителей, дизайнеров и архитекторов. Аню тоже хорошо знают в профессиональных кругах.

Мы не делали рекламу: выполняли проекты, фотографировали их и выкладывали в социальных сетях. Начали экспериментировать с цветным бетоном: сделали несколько образцов разноцветных плиток. В то время в России так никто не делал: изделия из терраццо выполняли в классических цветах — серый с белой каменной крошкой и других вариациях. Я видел разноцветный терраццо у западных производителей, но среди них не было фиолетовых цветов.

На нас вышел дизайнер Тимофей Вересновский: увидел фотографии нашей малиновой и сиреневой плитки и предложил поучаствовать в его проекте. Нужно было изготовить фиолетовую плитку для детского санузла в квартире заказчиков.

1000
человек подписались на наш аккаунт после проекта Тимофея
На фото — тот самый санузел. Мы изготовили плитку и фасады для него
На фото — тот самый санузел. Мы изготовили плитку и фасады для него
Проект Тимофея с нашей плиткой попал в издание Interior, а затем в Elle Decoration разных стран
Проект Тимофея с нашей плиткой попал в издание Interior, а затем в Elle Decoration разных стран
1/2
На фото — тот самый санузел. Мы изготовили плитку и фасады для него

Этот проект мы считаем точкой отсчета, когда Lick my brick вырвался из границ маленькой экспериментальной мастерской. Мы выложили фотографии, и их начали репостить западные блогеры с аудиторией более 100 000 подписчиков. Репосты спровоцировали сильный прирост аудитории: за ночь на нас подписалась 1000 человек.

С 2019 года мы начали покупать таргет в «Инстаграме». Не нанимали специалиста, сами настраивали рекламу, как умели. Тратили на это 6000—7000 ₽ в месяц. Мы выставляли аудиторию возраста 21—50 лет. География — Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Калининград, Лондон, Берлин. Интересы — дизайн, арт, архитектура, бетон, интерьеры.

Вторым известным проектом стала работа с кофейней «Больше кофе», для которой мы сделали фасады шкафов, столешницы, скамейки и синюю раковину
Вторым известным проектом стала работа с кофейней «Больше кофе», для которой мы сделали фасады шкафов, столешницы, скамейки и синюю раковину
Терраццо со смальтой — цветным непрозрачным стеклом
Терраццо со смальтой — цветным непрозрачным стеклом
1/2
Вторым известным проектом стала работа с кофейней «Больше кофе», для которой мы сделали фасады шкафов, столешницы, скамейки и синюю раковину

Сначала экспериментировали и рекламировали по одному посту, потом — одновременно по четыре-пять. Несмотря на смешные расходы, таргет начал приносить нам новых подписчиков — до 100 в неделю при хорошем раскладе — и формировать 50—70% от всех заказов.

Другие платные каналы мы не пробовали. «Инстаграм» — это среда, в которой много творческих людей, она построена на визуальном контенте, а это наш основной инструмент привлечения. В «Фейсбуке», «Вконтакте» и других соцсетях другая специфика, поэтому мы даже не пытались туда зайти. С блогерами тоже не работали.

Мне кажется неестественным, не органичным платить деньги за отзыв, даже на огромную аудиторию.

Иногда я пишу о талантливых мастерах, чьи работы мне очень нравятся, делаю это от души и не прошу ничего взамен. Такого же хотел и для Lick my brick: чтобы о нас рассказывали довольные клиенты. Но не на правах рекламы.

После проектов с Тимофеем Вересновским и «Больше кофе» нас стали публиковать в известных изданиях о дизайне. Я не могу посчитать, насколько публикации помогли нашему продвижению. Они точно повлияли на узнаваемость, но не знаю, сколько заказчиков к нам привлекли.

В 2020 году архитектурный журнал AD Russia добавил нас в топ-15 лучших предметных дизайнеров России
В 2020 году архитектурный журнал AD Russia добавил нас в топ-15 лучших предметных дизайнеров России

В самом начале я добавил на сайт номер телефона и адрес почты, которые больше нигде не указывал, в том числе в соцсетях. Так я узнал, сколько людей обращается к нам через сайт. Но с журналами такую аналитику не провести.

С 2020 года известных проектов в нашем портфолио стало больше. Мы сделали лестницу для магазина одежды 12Storeez в Санкт-Петербурге и столешницу в доме-музее Иосифа Бродского. Думаю, эти заказчики узнали о нас через соцсети.

Пару лет наш аккаунт отлично рос и благодаря знакомствам. В 2021 году алгоритмы начали работать хуже. Охваты по публикациям без рекламы сильно упали, и даже таргет стал менее эффективным. После блокировки охват упал примерно на 30%.

Лестницы в магазине 12Storeez на Большом проспекте Петроградской стороны. На производство и монтаж ушло почти пять месяцев
Лестницы в магазине 12Storeez на Большом проспекте Петроградской стороны. На производство и монтаж ушло почти пять месяцев
Столешница в доме⁠-⁠музее Иосифа Бродского
Столешница в доме⁠-⁠музее Иосифа Бродского
1/2
Лестницы в магазине 12Storeez на Большом проспекте Петроградской стороны. На производство и монтаж ушло почти пять месяцев

Мастера под видом клиентов шпионили

В команде Lick my brick два постоянных участника — я и Аня. Я придумываю дизайн, занимаюсь производством и всеми административными вопросами: закупками, просчетами, общением с клиентами.

Не делегирую эти задачи, потому что их объем не настолько велик и мне проще сделать их самому, чем отвлекать людей от основной работы или искать под это дело человека. Кроме того, у нас нет сотрудников с нужными компетенциями: условный шлифовщик не может заниматься просчетами или общением с клиентами. Плюс это упрощает творческий процесс. Например, когда я езжу на закупку, могу увидеть красивый камень и придумать с ним новое изделие.

Именно так когда⁠-⁠то появился стол Monoroto: он сделан из случайно увиденной гальки
Именно так когда⁠-⁠то появился стол Monoroto: он сделан из случайно увиденной гальки

Аня иногда участвует в дизайне изделий и ряде других задач. Например, оформляет офис, который нужен, чтобы встречаться с клиентами и работать над непроизводственными задачами.

На производстве помимо меня работают три-четыре сотрудника. Я руковожу процессом и занимаюсь финишной обработкой. Для масштабных заказов приглашаем проектно еще несколько человек, но это редкая история. Например, для проекта с 12Storeez я нанимал человека, который перебирал камни: из трех тонн белого мрамора камней отбирал слишком желтые, которые не участвовали в заливке.

Необходимость поиска новых сотрудников — наша большая боль. Мы нанимаем людей только по знакомству: тех, кому можно доверять.

Я боюсь показывать наши выстраданные технологические процессы незнакомым людям.

Страх обоснован: у нас были прецеденты, когда мастера под видом клиентов приходили в офис и начинали задавать вопросы о бетонной смеси, технологии. Кроме того, они часто задавали вопросы о процессах в соцсетях.

Думаю, многим мастерам было бы интересно устроиться на производство и посмотреть, как оно решает те или иные задачи. Поработать месяц, получить зарплату и уйти применять знания на своем производстве.

Мне не подходит и модель мастер-классов, где эксперты раскрывают часть знаний за гонорар. Либо он должен быть очень большой, чтобы я передавал весь объем наработанного опыта, а не часть.

Поскольку я боялся размещать объявления в соцсетях или на рекрутинговых сайтах, искал рабочих только по своим старым контактам. Приходилось руководствоваться принципом «лучше средний, зато знакомый». Часто не везло с сотрудниками. Некоторые приходили только из-за денег, у них не было энтузиазма, желания преодолевать трудности, предлагать решения.

Любой владелец бизнеса хочет, чтобы к его детищу относились так же, как к своему. Я искал специалистов широкого профиля по камнеобработке, шлифовщиков и плотников-универсалов, которые умеют делать опалубки
Любой владелец бизнеса хочет, чтобы к его детищу относились так же, как к своему. Я искал специалистов широкого профиля по камнеобработке, шлифовщиков и плотников-универсалов, которые умеют делать опалубки
Также хочу найти руководителя производства, который может меня заменить и освободить время для креатива
Также хочу найти руководителя производства, который может меня заменить и освободить время для креатива

В нашей сфере в принципе сложно найти свободных профессионалов, а поиск по знакомым еще сильнее сужал круг. У нас нет текучки: за два-три года сменился только один сотрудник. Но проблема в том, что за каждый набор операций отвечает конкретный человек. Один собирает опалубки, заливает смесь, а потом разбирает форму. Другой смешивает ингредиенты по рецептам и сортирует камни. Третий шлифует, а я контролирую все.

Когда кто-то уходит в отпуск, нагрузку приходится распределять на остальных, — в основном на меня. Я бы хотел исправить эту ситуацию и, наверное, дохожу до той точки, когда готов разместить вакансию на «Авито».

Сейчас мы платим рабочим от 2000 ₽ до 5000 ₽ в день, они работают 5—7 дней в неделю. Сумма зависит от задач и от качества их выполнения. Например, один сотрудник за три года увеличил свою зарплату в два раза: брал на себя новые обязанности, следил за ошибками на производстве и стал почти незаменимым. А остальные за два-три года никак не развивались, и оплата осталась на том же уровне.

5000 ₽
в день мы платим максимально на производстве
Я не готов повышать зарплату просто так, чтобы мотивировать людей. Мой опыт на стройке показал, что с ростом зарплаты у многих снижается отдача
Я не готов повышать зарплату просто так, чтобы мотивировать людей. Мой опыт на стройке показал, что с ростом зарплаты у многих снижается отдача

Сотрудники начинают опаздывать, отказываться от некоторых задач и делегировать их другим рабочим, но при этом не следить за исполнителем.

Я периодически думал об индексации зарплат команде на 10% раз в году, но Аня считает, что это не поможет. Мой опыт подсказывает то же самое. При этом я мечтаю о талантливых мастерах, которые будут показывать отличные результаты и освобождать мне время на творчество. Таким сотрудникам я готов повышать зарплату.

Мне часто пишут студенты-дизайнеры, которые хотят проходить стажировку в Lick my brick. Но у нас нет для них работы: идеи придумываем мы с Аней. Нам нужны талантливые исполнители.

Вместо каталогов делаем образцы

Рабочий процесс выглядит так: нам поступает заказ — например, клиенту нужна столешница. Я прошу прислать чертеж или хотя бы размеры. На этом этапе часть заказчиков отсеивается: они ждут, что я с ходу назову цену за квадратный метр, и не понимают, зачем делать расчет по чертежу.

Я пытаюсь объяснить, что цена за метр — штука крайне абстрактная. Маленькое изделие требует тех же технологических процессов, что и большое. К тому же у маленького изделия намного больше кромок на единицу площади и грани обрабатывать сложнее.

Когда заказчик сообщает размеры, мы переходим к обсуждению текстуры. Обычно клиенты показывают фотографии с примерами изделий. После этого я черчу опалубки и иногда прототипы наших будущих изделий.

Аня на этом этапе помогает собрать гармоничную цветовую комбинацию. Пример такой комбинации — на фото
Аня на этом этапе помогает собрать гармоничную цветовую комбинацию. Пример такой комбинации — на фото

Сделав эскиз, я приступаю к созданию образца, который показываю клиенту. Поначалу мы делали образцы бесплатно. Но когда несколько клиентов после четырех-пяти итераций переставали отвечать, мы поняли, что пора завязывать с альтруизмом. Теперь все образцы платные.

Рассчитать их стоимость объективно — сложно. Если клиент хочет крошку из необычных камней, мне приходится покупать не маленькое количество, а мешок весом 25—50 кг. Никто не продает меньшими объемами. Я вывел приблизительную стоимость материалов и трудозатрат рабочих на образец 30 × 30 см — 6500 ₽. Всегда озвучиваю эту сумму. Это очень усредненная цифра, какие-то образцы мы делаем с первого раза, другие с третьего, но результат всегда стоит клиенту одинаково.

В качестве образца мы делаем квадрат 30 × 30 × 1,5 см
В качестве образца мы делаем квадрат 30 × 30 × 1,5 см
А для демонстрации крупных сложных текстур — круглую столешницу
А для демонстрации крупных сложных текстур — круглую столешницу

После того как образец готов, заказчик может внести правки. Иногда приходится делать по пять-шесть образцов. Самое большое количество — около десяти штук. Один магазин просил делать образцы на протяжении нескольких месяцев, а потом просто пропал.

Готовые образцы стоят в офисе. Мы их показываем заказчикам, на их примере обсуждаем, что как может выглядеть, формируем новые.

У нас просят каталог, но его нет: мне интересно делать новое, странное, а не серийное производство.

Когда перед нами стоят масштабные задачи, например лестница для 12Storeez, мы сразу закупаем большие партии камней — три тонны. Для нас это внушительный заказ, но машинные производства, которые выпускают километры плитки, покупают каменную крошку десятками тонн.

Когда образец утвержден, мы изготавливаем изделие и отправляем заказчику. В редких случаях выезжаем на монтаж. Это дорого и не всегда оправданно. Например, установить накладную раковину на столешницу может любой мастер, а с укладкой плит в ванной два на полтора метра справится не каждый. Я предпочитаю монтировать сам.

Сделать абсолютно идентичное образцу изделие не получится: у нас ручная работа и камни мы заказываем небольшими партиями. А в каждой партии цвет мрамора может немного отличаться. Покупка большого объема камней не полностью исключает, но минимизирует риски того, что они будут отличаться
Сделать абсолютно идентичное образцу изделие не получится: у нас ручная работа и камни мы заказываем небольшими партиями. А в каждой партии цвет мрамора может немного отличаться. Покупка большого объема камней не полностью исключает, но минимизирует риски того, что они будут отличаться

Вопрос с монтажом решаем по ситуации. В пределах Петербурга мне не трудно выехать на объект. Монтаж, который занимает два-три дня и я приглашаю всего двух-трех помощников, обходится заказчику в 30 000—40 000 ₽. Когда монтаж растягивается на два-три месяца, в течение которых мы периодически ездим на объект и проводим работы, это стоит от 100 000 до 200 000 ₽. Но может быть и значительно больше, в зависимости от количества и вида работ.

Иногда я езжу устанавливать изделия в Москву. В этом случае к работам прибавляется стоимость нашего проезда и проживания. За пределы Питера и Москвы я не езжу, хотя однажды предлагали в Сибирь. Но это слишком затратно и не очень интересно для меня: чтобы я поехал на монтаж, он должен стоить нелепых денег, несопоставимых с рыночной ценой. Куда полезнее заниматься своей работой здесь.

Шоурума пока нет. Бутика, слава богу, тоже

У маленького производства совсем другой подход к задачам и общению с заказчиками, нежели у крупного. Клиенты не всегда это понимают и ждут от нас сервиса, обслуживания, конкурентной борьбы за право работать с ними. Но мне не близок такой формат.

Я хочу работать с теми клиентами, кто нас ценит, и заниматься интересными, не серийными задачами. Это накладывает определенный фильтр, и часть заказчиков отсеивается в процессе общения.

Например, нам звонит девушка и спрашивает, есть ли у нас шоурум или бутик. Я отвечаю: «Шоурума пока нет. Бутика, слава богу, тоже». Говорю с шутливой интонацией, не агрессивной. Начинаю рассказывать, что у нас есть офис, в котором можно посмотреть образцы. Но она отвечает: «Вижу, вы не клиентоориентированы» и прощается. Для меня это индикатор: этому человеку нужен салон, в котором предложат кофе, посадят за красивый диван, вокруг начнут сновать менеджеры и показывать стандартные решения.

Пару раз к нам приходили покупатели, которые с настороженностью оглядывали творческий беспорядок в офисе и с порога спрашивали, куда им сесть, хотя диван стоит. В нашем случае и кофе, в принципе, тоже есть. Шоурума пока нет: из-за дополнительных расходов на аренду не можем себе его позволить.

С нашими клиентами общаются не менеджеры, которые далеки от производства, а я — человек, который делает терраццо. Я сразу могу сказать, какие идеи клиента не смогу реализовать, прокомментировать это, предложить другие решения и ответить на все вопросы.

В 99% случаев клиенты получают гораздо больше, чем могли бы, общаясь с менеджерами. Узкая прослойка людей это ценит и получает взамен индивидуальный подход. Мне не трудно потратить три часа, чтобы объяснить клиенту, как изготавливают терраццо, — если я вижу искренний интерес. Я могу бесплатно прикрепить раковину к столешнице, которую у меня заказали, — потому что мне нравится отношение заказчика к нашей работе.

Однажды одна девушка хотела купить у нас готовый столик и использовать под Плейстейшн. Мне в голову пришла идея: добавить в него мрамор в виде символов на джойстике. Я предложил сделать это бесплатно, хотя любое изменение несет за собой риски.

Что-то может пойти не так, и придется переделывать. Например, можно забыть о части камней при заливке, уронить изделие и отколоть угол, ошибиться с опалубкой. Но я готов взять на себя эти риски, и пока есть возможность так работать, я продолжу. Финансовые показатели для меня не так важны, потому что на жизнь в целом хватает, и для меня важна эмоциональная составляющая — решать задачи на таком уровне.

В силу того, что я сам общаюсь с клиентами, когда мне что-то не нравится, оно просто не случится. Приведу пример. Нам пришло письмо, а в копии еще один производитель терраццо. В письме клиент просит посчитать стоимость изготовления столешницы. Запрос оформлен рассылкой по бетонным производствам. Меня такое отношение подбешивает.

Я захожу на сайт к конкурентам, а у них почти нет фотографий. Вернее, фотографий много, но они все чужие: работы европейских мастеров и рендер нашего проекта. Я ответил клиенту, что не участвую в тендерах и тем более не конкурирую с людьми, у которых нет своих работ, а только рендеры чужих, в данном случае — моей. В ответ заказчик обвинил меня в отсутствии клиентоориентированности.

Иногда я могу не ответить на запрос, потому что не чувствую его или мне лень, или я о нем забываю.

Искренне считаю: если человек больше о себе ни разу не напоминает, то ему не так уж и нужно. Некоторые спрашивают на всякий случай или пишут в пять мест сразу, но так или иначе Lick my brick в их представлении не является чем-то особенным.

Могу сравнить это с одеждой из массмаркета и ателье: кому-то достаточно первого и он не видит ценности в индивидуальном пошиве, ему не нужны идеальные строчки, вытачки и подкладка из натуральной ткани.

Моя необязательность заканчивается, когда мы с клиентом заключаем договор. С этого момента я считаю себя не вправе долго не отвечать. Поэтому наша клиентоориентированность некоторым кажется нелепой, она действительно не про обслуживание и «клиент всегда прав». Зато, преодолев барьеры на старте, наш подход становится недостижимым для любого крупного производства.

Кто заказывает у нас терраццо

Мы работаем и с B2B-проектами, и с небольшими частными заказами. 60% наших покупателей — дизайнеры, которые реализуют проект для частных квартир, домов или общественных пространств.

30% — частные клиенты, которые хотят купить или заказать изготовление мебели из терраццо. Например, пациент стоматологической клиники, которой мы сделали раковину, захотел себе домой такую же и обратился к владельцу клиники. Тот поделился моим номером телефона.

А вот та самая раковина в стоматологической клинике
Стены на кухне частного дома в Хабаровске
Терраццо в ванной комнате частного дома

Чаще всего частные клиенты — люди творческих профессий, либо те, кто интересуется необычной мебелью. Для них это не спонтанная покупка, а обдуманное решение. У нас были клиенты, которые заказали столешницу на дешевую кухню за 40 000 ₽. Это единственный случай, когда мы рассчитались по бартеру: у ребят был комод 1960-х годов Gunni Omann, который они обменяли на столешницу. Бартер получился равным, все остались довольны.

Еще 10% покупателей — владельцы бизнеса. Иногда их направляют к нам дизайнеры, когда управляющие или собственники сами контролируют ремонт. Но чаще они узнают о нас по сарафанному радио от владельцев кофеен, студий и магазинов, с которыми мы работали.

В целом большинство клиентов узнает о нас из нашего аккаунта. Публикации в крупных изданиях и сарафанное радио тоже привлекают покупателей, но в меньшей степени.

Большая часть заказов — около 50% — поступает из Москвы, 40% — из Петербурга и 10% — регионы и Европа до 24 февраля. Сейчас думаем, как отправить заказ на Ибицу.

Заказ для магазина очков и салона оптики P.Y.E в Петербурге
Заказ для магазина очков и салона оптики P.Y.E в Петербурге
А это кофейня «Человек и пароход» — тоже в Петербурге
А это кофейня «Человек и пароход» — тоже в Петербурге
1/2
Заказ для магазина очков и салона оптики P.Y.E в Петербурге

Доставку и упаковку всегда оплачивают покупатели. Это стоит от 10 000 до 30 000 ₽ в Москву. Мы не пользуемся услугами транспортных компаний: переживаем за сохранность вещей. Поэтому я обращаюсь в небольшие частные логистические компании. Груз едет прямой машиной, его нигде не перегружают.

Не все наши изделия можно рациональным образом упаковать так, чтобы их можно было разгрузить погрузчиком. Часто разгрузку и погрузку нужно производить поэлементно, прокладывая послойно пенопласт и подобные материалы, потом заматывать все стрейчем. Никто в транспортной этим заниматься не будет.

Чтобы изделия доехали целыми, важно предусмотреть упаковку, которая их защитит и добавит жесткости, когда это необходимо. К некоторым вещам мы монтируем транспортировочные усиления, которые снимают на месте перед монтажом. Например, столешница с вырезом под раковину без приклеенной раковины нетранспортабельна — лопнет в узких местах, и даже с раковиной ее лучше носить только на ребре. После монтажа на жесткое основание эти проблемы исчезают.

Четыре года назад подрядчик на стройке подсказал мне контакты владельца такой компании. Ее услугами я пользуюсь до сих пор. Звоню напрямую владельцу и прошу прислать машину к определенной дате и времени, а он передает мне контакты водителя, который собирается ехать в нужном мне направлении. За четыре года случился только один инцидент.

Мы погрузили изделия в машину, и водитель отправился в Москву. Параллельно туда же поехал я вместе с двумя рабочими — на монтаж. Приехали на объект, я вызвал нескольких грузчиков. Водитель должен был приехать к 12 часам дня, но так и не появился.

Ручки, чтобы наливать пиво — это в московском баре Mission
Столешница для питерского ресторана «Мойка 3»
Это та же кофейня «Человек и пароход» — о ней я говорил чуть выше

Я звонил ему несколько раз: он всегда говорил, что в пути и скоро будет. В пять вечера мы разошлись, а водитель приехал только на следующее утро. Владелец логистической компании предложил компенсировать мне стоимость доставки и бесплатно привезти в Питер мои инструменты для монтажа. Эти две поездки стоили примерно 20 000 ₽.

Я нахожу это вполне справедливым. Если посчитать деньги за потерянный день — мой и строителей, которым мне пришлось заплатить за простой и за работу на следующий день, — можно прийти к цифре 30 000—40 000 ₽. Но это нелепо: за грузоперевозки столько не платят.

Когда нужно доставить товар в отдаленные регионы или за границу, ситуация усложняется. Заказчикам из Хабаровска и Магнитогорска я предлагал самостоятельно заниматься доставкой и искать логистическую компанию. Когда у нас случился заказ из Берлина, доставкой занималась мебельная студия Delo Design, с которой у нас был совместный проект.

У нас нет конкурентов в России

В последние пару лет терраццо стал очень популярен в России. Продукт перешел в массовый ценовой сегмент, стало больше производителей, которые не слишком заботятся о качестве.

Я часто вижу изделия с крупными порами в цементе, неотшлифованными торцами, иногда — с каменной крошкой только с лицевой стороны изделия, а сзади и в торцах оставляют обычный бетон без вкраплений. Такие продукты стоят дешевле, их проще произвести, а все огрехи можно списать на «стиль лофт».

Огорчает, когда потребители ставят знак равенства между такими производителями и нами. Мы работаем с бетоном, как с камнем: не считаем, что бетон — повод потратить меньше времени и сил на обработку.

Я считаю, что в России у нас нет конкурентов по терраццо. Во-первых, никто не делал столько, сколько мы. Не в километрах плитки, а в разнообразии и сложности. Во-вторых, наш результат отличается от остальных. Для человека, который не разбирается в камнеобработке, различия могут показаться несущественными. Но мы их видим.

Разница между средним и качественным терраццо увеличивает время на производство в два раза. Нам эта разница кажется существенной и достойной того, чтобы ее преодолевать
Разница между средним и качественным терраццо увеличивает время на производство в два раза. Нам эта разница кажется существенной и достойной того, чтобы ее преодолевать
Вероятно, поэтому у нас экономика складывается хуже, чем у других. Делаю такой вывод из⁠-⁠за того, что цены у других производителей ниже на треть, а трудозатрат, по моим оценкам, меньше вдвое
Вероятно, поэтому у нас экономика складывается хуже, чем у других. Делаю такой вывод из⁠-⁠за того, что цены у других производителей ниже на треть, а трудозатрат, по моим оценкам, меньше вдвое

Мы не стремимся конкурировать с большими автоматизированными производствами, которые, к примеру, укладывают плитку в торговых центрах. Это совсем другая задача. Они производят две-три текстуры — белый с черным, серый с белым, там нет экспериментов и ярких разноцветных пигментов. К качеству тоже отношение другое. Никто не приглядывается к плитке в торговом центре, поэтому производителю и покупателю не важно, если цемент окажется пористым, а камни не раскроются во всей своей красоте.

К тому же сам состав, который мы замешиваем, гораздо дороже, чем у крупных производителей. Три-четыре года назад я посчитал себестоимость наших компонентов на плиту размером 1 м², получилось 2500 ₽. При этом до сих пор есть заводы, которые продают готовые изделия дешевле, чем себестоимость наших компонентов три-четыре года назад.

Поэтому мы не можем и не хотим охватить массы. Два или три года назад нам звонил «Квартирный вопрос», а потом и «Дачный ответ». Предлагали участие, но я отказался, сказал, что не работаю бесплатно, тем более три четверти зрителей этих программ — не наша аудитория. Кроме того, у нас специфический материал, дорогой и не массовый. После этого звонивший человек явно обиделся и сказал, что у них тоже бывают дорогие продукты. Но я ни о чем не жалею: у нас нет задачи делать много, я хочу делать мало и так, как больше никто не умеет.

Сколько мы зарабатываем

В месяц к нам поступает 20—30 обращений, из них получается 5—10 заказов. Средний чек посчитать трудно: часть изделий мы делаем на заказ, иногда продаем готовые, но кастомизируем под нужные размеры или добавляем новые элементы. Например, кубики из терраццо «Галя+1».

Их себестоимость без учета моей работы — от 50 000 ₽ до 60 000 ₽. В нее я закладываю стоимость материалов, аренду помещения, работу сотрудников, покупку оборудования.

Мне трудно считать точные расходы и свое время, потраченное на проект. Во-первых, мы можем потратить на производство одного и того же изделия разное время. На один куб, например, полторы-две недели, а на другой — три с половиной, потому что мне не понравится, как я отшлифовал изделие. Если учитывать мои трудозатраты, реальная себестоимость кубика может доходить до 80 000 ₽.

Это кубики из терраццо «Галя+1», которые можно использовать как табуреты или журнальные столики. Стоят они в среднем 95 000 ₽. Вес кубика — 50⁠—⁠60 кг
Это кубики из терраццо «Галя+1», которые можно использовать как табуреты или журнальные столики. Стоят они в среднем 95 000 ₽. Вес кубика — 50⁠—⁠60 кг

Кроме того, мы не можем посчитать реальную себестоимость конкретного проекта, потому что все заказы выполняем параллельно. Не было ни разу, чтобы целую неделю или месяц занимались только одним проектом.

Сложности в подсчетах добавляет и сам формат ручного производства. Мы часто ищем новые решения, я могу купить пильный диск для резки камня за 20 000 ₽, а он не работает так, как я себе представлял, и остается висеть на стене. Не понимаю, куда отнести такие расходы.

Возможно, есть способы посчитать точную себестоимость, но мне это неинтересно. Я не гонюсь за прибылью. Мне важно заниматься любимым делом и создавать качественные изделия, которыми могу гордиться.

В 2020 году наша выручка составила 2 890 000 ₽, а чистая прибыль — 412 000 ₽, в 2021 году — 5 700 000 ₽, но прибыль получилась всего 30 000 ₽. Мой строительный бизнес продолжает работу, но я мало вовлечен в него, и поэтому он не приносит больших денег.

Посчитать ежемесячные операционные расходы не получится по тем же причинам, почему не могу вычленить себестоимость. Мне проще взять больший период — год.

Но в список расходов я не добавлял налоги, которые мы платим как ООО, и косвенные расходы вроде покупки ноутбука для работы. Зарплаты сотрудников в таблице — без учета наших с Аней. Мы берем часть денег из прибыли, остальное уходит на инструменты.

Расходы с июля 2021 по июль 2022 года

Выручка10 400 000 ₽
Чистая прибыль3 319 000 ₽
Всего расходов7 081 000 ₽
Зарплата сотрудников2 752 000 ₽
Материалы1 561 000 ₽
Аренда производства и офиса1 498 000 ₽
Покупка оборудования950 000 ₽
Транспортные расходы270 000 ₽
Проживание в Москве50 000 ₽

Расходы с июля 2021 по июль 2022 года

Выручка10 400 000 ₽
Чистая прибыль3 319 000 ₽
Всего расходов7 081 000 ₽
Зарплата сотрудников2 752 000 ₽
Материалы1 561 000 ₽
Аренда производства и офиса1 498 000 ₽
Покупка оборудования950 000 ₽
Транспортные расходы270 000 ₽
Проживание в Москве50 000 ₽

Придется покупать материалы в Китае

До 24 февраля мы заказывали все химические ингредиенты для терраццо у зарубежных производителей: из Италии, Германии и Японии. Это пигменты и добавки в бетонный раствор. Они улучшают его свойства — придают прочность, не дают трещин при усадке материала, он не крошится. Меня часто спрашивают в соцсетях, как у нас получается просверлить отверстие с ровными краями, чтобы изделие не крошилось. Это заслуга комплекса из десятка добавок в раствор.

Теперь эту химию не привозят в Россию, некоторые соединения напрямую попали в пятый пакет санкций. Нам придется покупать пигменты в Китае, добавки тоже, часть ингредиентов появилась в продаже в Турции.

Может показаться, что краски и химия — одни и те же. Какая разница, кто их производит?

Но разница колоссальная.

Одинаковые добавки разных производителей ведут себя по-разному и требуют подбора дозировок. Даже условно одинаковый цемент — одной марки и без добавок, но у разных производителей, обладает разной водопотребностью: для замеса смеси нужной густоты потребуется разное количество воды.

Мы уверены в своих текущих составах, на разработку которых ушло два года. Теперь придется заново проходить весь этот путь подбора дозировок. Закупили заранее запасы химии и пигментов, хватит еще на несколько месяцев. А потом наступит время экспериментов.

Оборудование для ручного производства тоже будет китайское. Мы пользуемся немецкими инструментами Festool и Bosch, весной сделали закупку на 300 000 ₽. Что будем делать дальше — не знаю. Производству постоянно нужно обновление оборудования: появляются новые, более совершенные и удобные инструменты. Мы тратим на закупки от 500 000 ₽ до 1 000 000 ₽ в год. Это часть нашего развития.

Думаю, рынок научится работать с новыми материалами и оборудованием, мы тоже. Пока не строим стратегических планов: ситуация неопределенная. Хотелось бы масштабировать наш проект, но в том формате, в котором мы работаем, это невозможно. Для этого необходимо придумать изделия, которые будут легко воспроизводимы не мной, а другими сотрудниками. Но это пока очень далекие планы.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

Ольга ТакмазьянКак герою масштабировать бизнес, не потеряв в качестве?
  • Dm DmОч здорово, спасибо что поделились, вас знаю по инст. Но, честно скажу как дизайнер, от терраццо уже немного "рябит":) в глазах. Стараюсь его не использовать больше в своих проектах.12
  • Доктор кноНанять менеджера надо, чувствуется у героя проблемы какие то с восприятием себя и клиентов11
  • Адам Северянин>> в 2021 году — 5 700 000 Р, но прибыль получилась всего 30 000 Р >> Зарплаты сотрудников в таблице — без учета наших с Аней. Мы берем часть денег из прибыли, остальное уходит на инструменты. Чето непонятно, из какой прибыли вы берете деньги себе =/ И по сути: Автор, вы молодец, такие увлеченные люди, как вы, вызывают искреннее восхищение, но, судя по тому, что вы описали, вы действительно не клиентоориентированы =)11
  • fischevАртемио, а иногда и нет прибыли от терраццо, только расходы) У нас специфическая клиентоориентированность, продать наш продукт всем и каждому задача не стоит. Есть задача сделать классный результат людям, которые к нам за ним приходят — и это получается. Ну и повторюсь: терраццо, как его делаем мы, никто в России на текущий момент не делает)4
  • fischevDm, спасибо Больше рябит от плитки под терраццо, мы от этого тоже страдаем морально) Терраццо бывает разный (как визуально, так и в части применения), не все дизайнеры пытаются раскрыть возможности материала и уйти от задачи «нам нужна бело-серая плитка 60*60»5
  • Dm Dmfischev, да, согласен что граней использования много, мебель например у вас улёт и поставить можно много где, особенно в жильё, детали, ручки вот эти в пивную... У меня сугубо общественные интерьеры, надо уточнить было.)1
  • fischevDm, а мы сугубо общественное и не делаем по сути, нет смысла ручным трудом пытаться конкурировать с промпроизводством. У нас для общественного в целом слишком дорого и слишком долго. Если заказчик всё же считает иначе, может получиться 12 storeez)2
  • Ванесса СеменовнаА мне, например, понятна такая клиентоориентированность. Когда создаешь штучное и через тебя прошло уже порядком клиентов - с первого телефонного звонка или сообщения уже ясно, сложится или нет, есть смысл брать человека в работу или свои нервы дороже. Кому действительно надо - тот и напишет по всем каналам, и подождет, и ценить продукт будет (и разговаривать нормально). И в работу с такими вкладываешься сильно больше заявленного прайса. А кому больше важен золотой кофе на белом диване - те, да, скажут, что хамло и фу такими быть, и дверью посильнее, чтобы все видели, хлопнут. Но смысл такого подхода они так и не поймут. Да им и не надо, они не на продукт, а на себя смотрят. С интересом прочла, спасибо. Пару кубиков себе в вишлист записала.11
  • fischevВанесса, спасибо вам! Отдельное спасибо за знаки препинания, с ними нынче сложновато в интернете))6
  • Ольга ЕгороваОчень красивые работы, и такой подход к бизнесу мне нравится, автор, спасибо!4
  • DGОчень крутые работы, просто чистый восторг!6
  • Инженер из СеверодвинскаВ 2013 году один из клиентов — Union Bar Передавайте привет Мише ))) все таки Питер маленькая деревня2
  • Алексей МасловскийТалантливый мастер, но с высоким ЧСВ. И всё же, если это не хобби, а бизнес, то лучше тщательно посчитать себестоимость производства. Без этого бизнес не масштабировать.17
  • Шагид Джамалудиновзнаю ребят с инсты, правда пока ничего не заказал и не знаю, закажу ли вообще)2
  • mаpиoнeтo4kaПрям чувствуется сквозь текст колоссальный размер короны на голове у автора. "Нитакойкакфсе", наверное, это ваш девиз. Кичиться отсутствием клиентоориентиованности, а потом говорить, что чистая прибыль 30к от такого дела - просто смешно. Автор, боюсь, вам сложно даётся разграничивать понятие хобби и бизнес (работу). По тексту складывается ощущение, что вы работаете только с "достойными" клиентами, которые понимают вас как "творца". Очень наивно считаете, что другие люди будут относиться к вашему бизнесу с той же ответственностью, что и вы. Не считаете себестоимость, но говорите, что вам и деньги не важны "на жизнь хватает". А потом голову ломаете, как масштабировать. С другой стороны ваша отдача делу, желание сделать не просто хорошо, а идеально очень импонирует. Мало людей готовы вот так вот биться и не просить миллионы за свой труд. Дело у вас очень интересное и цепляющее) Но все таки не у меня одной возникает желание посоветовать вам нанять таки менеджера по работе с клиентами. Или руководителя производства как вы сами пишете. В любом случае, желаю вам успехов на этом поприще)9
  • Никита Мизинmаpиoнeтo4ka, иногда некоторые бизнесы лучше не масштабировать, а оставить как есть. Как только начнется поток, продукт станет совсем другим. Или разделять эти направления, одно для денег, другое для души. Так же как киностудии иногда не могут остановиться снимать по франшизе, хотя ее давно стоило закончить. Корона вполне обоснована, если нет конкурентов по качеству и подходу, это не директор кирпичного заводика.4
  • Никита МизинПонимаю автора. Многие думают, вот на производство поставлю начальника и на продажи менеджера. Возьму сразу ренж в лизинг и ни дня не буду работать)3
  • MonikusАвтор хороший «производственник», но без партнера, который нарастит продажи, бизнес не вырастет в большой завод. Если устраивает формат микробизнеса, где все завязано на авторе, то ок, можно так оставить0
  • fischevmаpиoнeтo4ka, у меня нет короны, у меня есть прозрачное понимание своего отношения к делу и альтернатив на рынке) И я не ломаю голову над тем, как масштабировать, эта задача не стоит, так как несовместима с нынешним подходом. Единственное, что я масштабирую — это стоимость и уровень работы, но не ее количество3
  • fischevmаpиoнeтo4ka, касательно прибылей в 30тысяч — часто бывают многие сотни, и опять же, можно покупать инструмент в леруа, а не фестул, например, — баланс сильно изменится. Вопрос в приоритетах, у меня такие. Касательно клиентоориентированности — в тексте довольно подробно написано, что она не в том, чтобы продать нашу работу первому встречному (как, видимо, понимает ее большинство тут), а чтобы сделать ее так, как никто другой. Оценить это могут не только лишь все, мои возможности тоже ограничены, поэтому я в том числе выбираю себе клиентов, а не только они меня. Мы — не массовый сегмент, мы штучное производство, это нормально.3
  • fischevMonikus, партнёр бы не помешал, чтобы не столько нарастить продажи, сколько перевести их на другой уровень стоимости и восприятия нашей работы. Ну и как дополнительное плечо. Где его только взять) А прямо в завод это вырасти и не может, скорее — даже если решить все производственные вопросы с сохранением результата, у нас просто рынка нет нужного размера для таких изделий, мне кажется.0
  • Monikusfischev, ну это и есть самое сложное в бизнесе - находить подходящих партнеров. У кого получается - бизнес растет0
  • Margarita LazarevichАлексей, здравствуйте. Очень понравилось, как Вы горите своим делом и как трепетно относитесь к качеству! Большое уважение Вам за это) Единственное, по тексту сложилось впечатление, что Вы как будто бы считаете себя выше того, чтобы заниматься активными продажами. Но, ведь, Ваш продукт прекрасен! И ни один человек никогда не догадается, насколько, если Вы не будете транслировать это. Есть очень хороший способ отсеять не целевую аудиторию - транслируйте через соцсети смыслы и ценности Вашего продукта и Вас как его создателя. Не страшно, если люди сравнивают Вашу цену с ценой конкурента. Страшно, если они не понимают, в чём разница. Ваша ключевая задача - донести это до конечного потребителя. Человек должен понимать, почему он платит больше. Показывайте процесс производства, рассказывайте о Вашем подходе, о том, как создаётся каждый продукт в Ваших соц сетях, транслируйте эту Вашу любовь к своему делу, уникальность того, что Вы создаёте. Возведите это в ранг искусства. Ведь оно так и есть, отчасти) Если не хотите масштабироваться в плане количества произведенных изделий, Вы всегда можете расти в цене. Но только через трансляцию ценностей и смыслов на осознанную аудиторию. Люди всегда покупают эмоции. Осознанные люди любят глубину, поэтому нужно это всё им показать. А ещё сделайте коллаборацию с одним из топовых дизайнеров. Пускай он нарисует эскизы какого-то предмета интерьера, а Вы его создадите. Назовёте его как-то очень круто и будете совместно пиарить. А ещё задам, возможно, глупый вопрос: Вы можете запатентовать состав Вашей смеси и со всеми сотрудниками подписывать договор о неразглашении, чтобы, в случае чего, можно было отстоять себя в суде?0
  • user2600878Безумно неприятные ребята! На проект заказали у них довольно крупный заказ. Сказать что у Алексея корона - ничего не сказать!!! Сначала мы ждали выезда на замер почти 2 месяца - ладно, мы это съели, так как новогодние праздники выпали, ну и просто предпраздничная суета - что мы, не люди -все понимаем. НО, дальше начался трешь!!! После того, как мы согласовали образцы, нам выставили дедлайн в 3 месяца - ок! не вопрос - приняли. Когда 3 месяца начали подходить к концу, и мы решили уточнить что с нашими изделиями - нас грубо заткнули, мол срок еще не прошел - не лезьте. Ок - опять все съели. Дальше выяснилось, что Алексей не сделал все замеры, и стал просить нашего прораба замерять нишу, на что прораб отказался - так как это не его ответственность, и если потом что-то не сойдется по размерам он не готов отвечать. Внесу еще одно уточнение - наш заказ был на объект в Москве, а Алексей находится в Питере, т.е. понимаете, что к замеру нужно было отнестить достаточно ответственно. Вернемся к замеру -если бы нишу, которую нужно было замерять была просто коробочкой с углами под 90гр - возможно, мы бы и сами сделали замер, но у нас была сложная ситуация с углами под 135гр, выравниванием под плитку и прочими нюансами...В итоге, неделя споров закончилась хамским общением по телефону, с криками на дизайнера. Тут я внесу пояснение, что после моих припятий с Алексеем, он все же признал свой косяк и пошел на встречу и совместными усилиями мы вычислили нужный размер и плиты встали аккуратно в нишу! Дальше начался гемор с доставкой. Изначально доставка планировалась одной отсылкой - в итоге у нас их было 3. Одну нам оформили бесплатно, но другие стоили 13 000 и 7000р. На что нам сказали (видимо не учли, что в нашей студии идет жесткая бухгалтерия и все подсчитывается) - если бы мы отправляли одной доставкой, то вышло бы около 15000р, мол разницы нет .. хаха (математика тут страдает)... не стали мы уже скидывать им чеки за доставки и что-то доказывать, так как нам нужен был наш товар. На этом наша история не закончилась! Мы стали ждать главную героиню нашего проекта - раковину! И тут началась вторая часть Марлезонского балета. Алексей - просто перестал выходить на связь! тем самым просрочка по срокам уже была в месяц. Дальше, с нами связалась Анна, и начала нас кормить завтраками!!! Причем, у Анны, корона не меньше, чем у Алексея. Без "ПОЖАЛУЙСТА" она с вами не будет общаться и отвечать. Да даже, с "пожалуйста", ответ вы можете прождать в течение суток. В итоге заказ у нас был задержан более чем на 2 месяца. А сейчас, барабанная дробь : и заказ так и не был завершен, так как в договоре у нас числились еще плиты на откосы ниши, но так как мы уже не могли их долго ждать, мы их сделали из микроцемента, но денег за это - нам никто не вернул. Резюмирую: если вы хотите проверить свои нервы, и у вас слишком много времени и сил - то вам к этим ребятам. Ничего хорошего не могу про них сказать, даже тот факт, что сами изделия сделаны достойно, ни как не сглаживает ситуацию.2
  • Евгений ТрофимовА как в эксплуатации столешницы из такого бетона? Не впитывают пятна от разлитого вина например?0
  • 🐱"Я периодически думал об индексации зарплат команде на 10% раз в году, но Аня считает, что это не поможет." Ну вообще индексация зарплаты - это обязанность, а не право https://journal.tinkoff.ru/guide/indeksacia-zarplaty/0
  • ДарMargarita, проф. продажник может быть на подхвате. Они помогают закрыть сделку и дать ту самую клиенториентированность. Собственник не обязан пластаться перед заказчиками. Он на этапе создания продукта общается на равных. Но при этом часто именно дозвоны, узнать как дела, предложить варианты, быть приятным по скрипту , которые есть у хороших и адекватных продажников - помогает неплохо добавить деньги в кассу.0
  • Дарfischev, у вас крутой подход, похоже на искусство . Вероятно, лучше всего у вас получилось бы зарубежом, там такой подход любят и есть финансы платить без оглядки. Но увы, в текущей ситуации непонятно как осуществить0