«Образец киноискусства»: рекомендую «Декалог» — польский сериал о жизни и смерти
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
О чем сериал
Это польская драма-притча из десяти эпизодов. Каждая серия отсылает к библейской заповеди, отсюда и название «Декалог». Так называют крупный валун с древнееврейским текстом десяти заповедей Христа. Но режиссер сериала Кшиштоф Кесьлевский обходится без назидательности и сухого догматизма. Он знаменит как представитель «кино морального беспокойства». Основные темы фильмов этой волны — свобода воли, борьба с деградацией личности и жизнь в тяжелых условиях при коммунистической власти.
Эпизоды сериала не связаны друг с другом сюжетно, но происходят примерно в одно время. Главные герои одних эпизодов появляются в других. К примеру, почти каждую серию за персонажами наблюдает молчаливый мужчина. Поклонники сериала предполагают, что он олицетворяет ангела, охраняющего героев от плохих поступков или смерти.
«Декалог» показывает, что у каждого человека своя история. Все вокруг сталкиваются с горечью утраты и радостью приобретения. Кто-то из героев потерял любимого сына, у кого-то муж с раковой опухолью в больнице. Один персонаж впервые по-настоящему влюбляется, а другой пытается забыть прошлое или простить себе нехороший поступок. Ну а третий не может сохранить память об отце или выпутаться из паутины собственной лжи.
Важный элемент всех серий — многоквартирный дом в Польше, невидимый свидетель происходящего. «Удивительный дом», — говорит одна из героинь сериала. На что ей отвечают: «Как любой. В каждом доме и каждой квартире живут люди. У всех разные судьбы».
Для меня самой горькой стала первая история. Она рассказывает об отце и сыне, которые начинают верить в предсказания домашнего компьютера и полагаются на него даже в вопросах жизни и смерти. Привычный для многих спор материального и духовного выливается в трагедию. Образы полуразрушенного храма, плачущей Богоматери и ледышки в финале разрывают сердце и заставляют задуматься о ценности тех или иных вещей.
Вторая серия посвящена умирающему от рака мужчине. В этом эпизоде мне особенно понравился яркий образ осы, которая пытается выбраться из стакана с компотом. Она прикладывает много усилий, и в конце концов ей это удается, что рифмуется с выздоровлением тяжелобольного героя. Оба выкарабкиваются вопреки всему, несмотря на нависшую над ними смерть.
Из героев в этой серии особенно примечателен врач-онколог. Он холодный, безразличный, рациональный и сначала вызывает только неприязнь. Поэтому я с пониманием отнеслась к словам, брошенным ему женой умирающего пациента: «Жаль, что я вас не задавила». За два года до этого она случайно сбила собаку онколога. По ходу сюжета я прониклась к герою уважением. Во время войны он потерял близких, но спустя много лет спасает семью Дороты. Мужа и ребенка — от реальной смерти, а женщину — от психологической.
Доктор еще мелькнет в четвертом эпизоде. Как житель многоквартирного дома он случайно зайдет в лифт с главными героями — отцом и дочерью. В пятом «Декалоге» покажут Дороту и ее мужа в ожидании такси. А в восьмой части цикла историю женщины расскажут на лекции в университете. Так режиссер сцепляет жизни разных людей вагончиками в один поезд. Как бы говоря, что происходящее с каждым из нас — это история, творящая историю целого мира. Образ многоквартирного дома, мелькающий в сериале, впитал в себя этот мир.
Показательна восьмая история «Декалога». Сюжет посвящен интеллигентной и мудрой женщине-профессору. Она вызывает восхищение с первых минут. Но появление в истории молодой женщины ставит под сомнение первое впечатление. Нам рассказывают историю, омрачающую образ профессора. В то же время мы не имеем права судить ее, потому что, как она сама объяснит, «ситуация побуждает нас к добру или злу». Возможно, в этом важный экзистенциальный посыл авторов цикла.
В квартире героини есть покосившаяся на стене картина. Женщина постоянно выравнивает ее, но та все равно падает. Это образ жизни самой пани-профессора, которая не простила себе поступки давно минувших лет. Каждый человек становится для себя самым строгим судьей, и самое страшное, когда ты не можешь смотреть на себя в зеркало. «А кто судит? Тот, кто живет в каждом из нас».
Самыми нелепыми персонажами сериала мне показались двое братьев из последнего «Декалога». По сюжету они унаследовали от покойного отца коллекцию редких марок и ищут способ дополнить ее. Посмеиваясь над отцовскими «слабостями» и руша все им созданное, они становятся жертвами профессиональных мошенников.
Отца в этом эпизоде нет, но внимательный зритель узнает его в пожилом мужчине из восьмого «Декалога». Незадолго до смерти он приходит в гости к подруге — это та самая женщина-профессор. Только с ней он мог поделиться радостью от покупки редких марок. Инфантильная безалаберность обоих сыновей переплетается с делом всей жизни отца и горькой иронией от финала десятого фильма.
Чем понравился
Для меня «Декалог» — это образец киноискусства. Он наполнен многочисленными метафорами, хотя это, конечно, присуще не только польскому кино. В разрезе истории обновление местного кинематографа началось после смерти Сталина, влияния «Гомулковской оттепели» и перемен в обществе.
Все это есть в фильмах цикла. Меня впечатляет польское кино своей обширной образностью, поэтому захотелось рассмотреть «Декалог» как произведение искусства. Так много в сериале сосредоточено образов. Кажется, что все вещи и люди переплетены настолько, что ни одна вещь не мелькает в кадре просто так. А в центре всего — экзистенциальный подход к человеку.
Есть и другие примеры такого подхода. Допустим, картина Анджея Вайды «Пепел и алмаз» 1958 года. Как и в первом фильме цикла, в нем характерно выражена христианская символика. Первый полнометражный фильм Романа Полански «Нож в воде» 1962 года, снятый в Польше, тоже роднится с циклом Кесьлевского — через притчевость сюжета и образность, а также психоаналитический аспект взаимоотношений мужчины и женщины.
В фильме Кесьлевского «Кинолюбитель» 1979 года, в котором автор поведал историю своего режиссерского становления, есть камео Кшиштофа Занусси. В его фильме 1969 года «Структура кристалла» внутренний стержень героев — способность сохранять человеческие качества даже в трудных условиях. У Кесьлевского же образ ястреба, забивающего курицу, становится символом хобби или дела, поглощающего целиком.
Известный культуролог и киновед Кирилл Разлогов писал: «В центре внимания обоих режиссеров — Занусси и Кесьлевского — всегда оказывается духовная жизнь».
Что в итоге
Каждая история «Декалога» интересна по-своему и напоминает сеанс у психолога. В конце серии хочется переосмыслить увиденное и соотнести его со своей жизнью и мироощущением. Фильмы можно смотреть с позиции разных взаимоотношений: мужчины и женщины, мужа и жены, отца и дочери, отца и сына, братьев и не только.
Режиссер будто проник в каждую семью и увидел, что прячется в шкафу, скрытом от чужих глаз. То, что объединяет нас всех. Как у Ларисы Шепитько в «Восхождении»: ты можешь быть уверен в себе или другом человеке на 100%, но никто не знает, как он поведет себя в критический момент. Герой может оказаться никем. В каждом фильме цикла человек показан как есть. С его добром и злом, которые сосуществуют и взаимодействуют в каждом из нас. И величайшая способность — увидеть хорошее не только в себе, но и в другом человеке.