Я посмотрела сотни российских фильмов за 10 лет и потратила на это 72 781 ₽

Как перестать бояться и полюбить российское кино

77
Я посмотрела сотни российских фильмов за 10 лет и потратила на это 72 781 ₽
Аватар автора

Alexandra P.

прошла огонь, «Горько» и медные трубы

Страница автора

Всегда думала, что литература мне нравится больше кинематографа.

Но с 2012 по 2022 год я побывала в кинотеатрах 375 раз и потратила на билеты около 98 тысяч рублей. Из них 72 781 ₽ — на российские фильмы. И это в условиях, когда весь прокат был забит голливудскими блокбастерами.

Ради этого я ездила в отдаленные районы Петербурга, бары и даже на берег Финского залива. Рассказываю, почему выбрала именно российские фильмы и как это хобби изменило мою жизнь.

Как я заинтересовалась российским кино

Мое детство прошло в Санкт-Петербурге 1990-х. В то время российское кино переживало упадок. Я бывала только в старом кинотеатре «Максим» — туда нас водили с классом на фильмы о войне. В советские годы это место считалось модным и современным, но в 1990-е там стало холодно, пыльно и неинтересно.

Зато у меня были пиратские видеокассеты с диснеевскими мультфильмами и американским кино. Дома стояли два видеомагнитофона, и папа записывал на них все подряд. Разумеется, только в одноголосом переводе.

Впервые я оказалась в современном кинотеатре в 2002 году, тоже вместе с классом. Это был «Мираж-синема» на Большом проспекте Петроградской стороны, где крутили «Корпорацию монстров».

Раньше на месте «Миража» был старый кинотеатр «Молния». Источник: pastvu.com
Раньше на месте «Миража» был старый кинотеатр «Молния». Источник: pastvu.com

Я вышла под сильнейшим впечатлением от удобного зала, большого экрана и объемного звука. С тех пор регулярно стала ходить в кинотеатры, но этого все равно было мало. Семья была небогатой, поэтому каждый поход в кино становился праздником.

Мне было трудно привыкнуть, что кино показывают в дубляже с неестественными голосами вместо моих любимых одноголосых переводов. Возможно, именно поэтому я стала смотреть больше российских фильмов. А может, просто потому, что люблю все российское: русский язык, русскую литературу, русское искусство и путешествия по стране.

Когда денег стало больше, я начала чаще ходить на премьеры. Кроме того, появился спортивный интерес. Ведь попасть на некоторые российские фильмы — тот еще квест.

Как я выбираю кино

Я делю российское кино на два сегмента: мейнстрим и артхаус. К мейнстриму отношу патриотические фильмы вроде «Сталинграда» и «28 панфиловцев», а также популярные спортивные драмы, такие как «Движение вверх» и «Чемпион мира».

Артхаус — это авторское кино с фестивалей: Берлинского, Каннского и Венецианского. Раньше на каждый большой фестиваль отправляли один или несколько российских фильмов. Скажем, в Каннах показывали картины Кирилла Серебренникова «Лето» и «Петровы в гриппе».

Но больше всего слежу за отечественными фестивалями: например, за «Кинотавром» и «Окном в Европу». К сожалению, с этого года «Кинотавр» прекратил свое существование. Его программа много лет была для меня путеводителем по миру российского кино. Он проходил в Сочи, и я ждала каждый фильм в прокате.

Хотя в этом году выборгское «Окно в Европу» тоже представило интересную программу. Из нее я жду «1000 дешевых зажигалок», «Велгу» и много других премьер.

Я уже посмотрела красивейший фильм «Экспресс» из программы «Окна в Европу». Источник: Mars Media Entertainment
Я уже посмотрела красивейший фильм «Экспресс» из программы «Окна в Европу». Источник: Mars Media Entertainment

Со временем появились режиссеры и актеры, за чьими фильмами я слежу сразу после анонса. А ожидание может растянуться на долгие годы.

Мне нравятся фильмы Кирилла Серебренникова, Василия Сигарева и Михаила Сегала. Но больше всего люблю Алексея Балабанова. Увы, большинство его работ смотрела не в кино. Хотя некоторые фильмы все же успела увидеть на большом экране, например «Морфий», «Кочегара» и «Я тоже хочу». На показе последнего присутствовал сам Балабанов, мне даже удалось взять у него автограф. Из актеров слежу за Анной Михалковой и Михаилом Ефремовым.

А еще в новинках российского кино мне помогают ориентироваться журнал «Сеанс» и паблик «Русское кино в топе». И, разумеется, трейлеры перед показами других фильмов.

Я люблю кино, снятое в разных городах России. Поэтому очень ценю картины «Я худею», «Географ глобус пропил» и «Владивосток» — их действие происходит в Нижнем Новгороде, Перми и Владивостоке. А документальные фильмы «24 снега» и «Голоса Арктики» с необычной стороны раскрывают Якутию и районы Крайнего Севера.

«Голоса Арктики» — очень живописное кино. Благодаря ему много узнаешь о культуре родной страны. Источник: Central Partnership
«Голоса Арктики» — очень живописное кино. Благодаря ему много узнаешь о культуре родной страны. Источник: Central Partnership

Я вообще советую следить за региональным кинематографом. В России уже несколько лет развивается якутское кино: стоит обратить внимание на фильмы «Черный снег», «Пугало» и «Нелегал». Интересны фильмы с Кавказа от студентов Александра Сокурова: «Теснота», «Разжимая кулаки», «Мама, я дома», «Глубокие реки».

Они отличаются не только съемкой на натуре, но и тем, что герои говорят на местных языках. Так как я люблю путешествовать, мне всегда интересно увидеть на экране знакомые места или наметить план будущих поездок.

За выходом фильмов слежу с помощью графика «Кинопоиска». Правда, после начала пандемии он постоянно меняется, так что нужно регулярно проверять даты премьер
За выходом фильмов слежу с помощью графика «Кинопоиска». Правда, после начала пандемии он постоянно меняется, так что нужно регулярно проверять даты премьер

Фильмы о войне и спорте выходят чаще других, но их я игнорирую. Несмотря на это, иногда мне удается побывать в кинотеатрах 8—10 раз за месяц — и даже так я не успеваю посмотреть все намеченное. А в некоторые месяцы, наоборот, выходит так мало хорошего кино, что ограничиваюсь одним-единственным сеансом.

Если не успеваю посмотреть фильм в кинотеатре, стараюсь зацепить его на стриминговых платформах. Там же я периодически смотрю российские сериалы. Мои любимые — «Звоните Дикаприо», «Обычная женщина» и «Почка». Постоянная подписка у меня оформлена только на Premier, но иногда я оплачиваю доступ и к другим онлайн-платформам.

Где смотреть российское кино

Пандемия и февральские события сильно ударили по индустрии. Однако в Петербурге все еще много сетевых кинотеатров: «Формула кино / Синема-парк», «Мираж-синема», «Каро», «Люксор». Обычно они располагаются в торговых центрах возле спальных районов. Я хожу в кинотеатры сети «Формула кино / Синема-парк», потому что они находятся рядом с моим домом.

Впрочем, в Санкт-Петербурге есть и несетевые кинотеатры. Причем некоторые из них располагаются в исторических постройках. Это «Родина», «Дом кино», самый старый петербургский кинотеатр «Аврора», «Ленфильм», Angleterre Cinema Lounge в гостинице «Англетер», «Художественный» и «Великан-парк».

В них показывают и репертуар сетевых кинотеатров, и фильмы из ограниченного проката. Часть сеансов — на языке оригинала с субтитрами. А еще есть специальные показы с участием съемочных групп.

«Аврора» — знаковое место для всех киноманов Санкт⁠-⁠Петербурга
«Аврора» — знаковое место для всех киноманов Санкт⁠-⁠Петербурга

Однако российские фильмы показывают не только в кинотеатрах. Я была на кинопоказах в книжном магазине «Порядок слов», на киностудии «Лендок», на Новой сцене Александринского театра, в саундбаре Banka, на квартирнике у Гороховского и даже на фестивале «Кинолес» на берегу Финского залива. Подобные мероприятия часто бесплатны.

Обычно там царит атмосфера праздника, такие показы лучше запоминаются. На квартирник посетители приносили с собой сладости и фрукты, а после показа пили чай и обсуждали увиденное. А вот в саундбаре Banka, где показывали несостоявшийся сериал Евгения Алехина «Русский лес», было очень душно и шумно. Все равно в кинозалах смотреть фильмы комфортнее — на то они и кинозалы.

Почему поддерживать российское кино тяжело

В России полно кинотеатров, но посмотреть отечественные фильмы на большом экране не так уж и просто. Конечно, мейнстрим показывают наравне с голливудскими премьерами, а вот независимые картины часто идут лишь в ограниченном прокате.

Обычно таким фильмам ставят по паре сеансов в день в нескольких сетевых кинотеатрах. Причем в очень неудобное время: рано утром или поздно вечером. Бывают также единичные показы в несетевых кинотеатрах. Некоторые фильмы и вовсе показывают только в Москве.

Раньше я собирала билеты со всех киносеансов, но в последние годы покупаю электронные, так что на память ничего не остается
Раньше я собирала билеты со всех киносеансов, но в последние годы покупаю электронные, так что на память ничего не остается

Я работаю пять дней в неделю и хожу в кино в свободное время. Поэтому поиск удобного сеанса становится целым приключением. Иногда приезжала в неизведанные районы Петербурга, иногда ездила в кинотеатр на такси. Сложнее всего, когда в прокат одновременно выходит сразу несколько интересных фильмов — и у всех ограниченное число показов.

Если не сходить на авторские российские фильмы в первую неделю проката, на них можно не попасть вообще.

Ведь с каждой новой неделей время сеансов становится все неудобнее. Поэтому я составляю график просмотра. Фильмы с большим количеством сеансов оставляю на потом, в первую очередь иду на кино с ограниченным показом.

Правда, и на мейнстриме, и на фестивальных премьерах зал чаще всего полупустой. Иногда кроме меня в нем сидит лишь несколько таких же фанатов российского кино. Поэтому после февральских событий я не заметила особых изменений: людей столько же, сколько и прежде.

Это замкнутый круг: фильмы ставят на неудобные сеансы, потому что на них никто не ходит. А если зритель вдруг захочет приобщиться, ему придется приложить немало усилий.

Иногда российскому кино удается собирать полные залы. Чаще всего это фестивальные показы и премьеры с участием съемочной группы, где после титров можно задать вопросы режиссеру или продюсеру и подискутировать. Обычно такие мероприятия проходят в «Авроре» или на «Ленфильме».

У меня есть несколько фотографий с пустыми залами на российских фильмах. К сожалению, сейчас это не редкость
У меня есть несколько фотографий с пустыми залами на российских фильмах. К сожалению, сейчас это не редкость
У меня есть несколько фотографий с пустыми залами на российских фильмах. К сожалению, сейчас это не редкость

Как искать дешевые билеты в кино

Выбирайте показы в первой половине недели. Сеансы с четверга по воскресенье стоят дороже, ведь почти все фильмы выходят в прокат по четвергам. Старайтесь искать сеансы с понедельника по среду, так вы сэкономите.

Обращайте внимание на время сеанса. Утренние сеансы стоят дешевле вечерних, в будни — дешевле, чем в выходные. Обычно билеты стоят от 150 до 400 ₽. Я хожу в кино вечером в будни и в любое время по выходным, плачу 240—350 ₽.

Уточняйте формат сеанса. Показы с присутствием съемочной группы могут стоить дороже обычных, около 400—500 ₽. То же самое и с фестивальными сеансами.

Следите за акциями. Спрашивайте в кинотеатрах про бонусные карты и акции вроде «Все сеансы по 150 ₽». Благодаря частым походам в кино я быстро получила статус «Киноман», теперь мне на карту начисляется кэшбэк — 20% стоимости билета. Раз в пару месяцев я оплачиваю поход в кино накопившимися бонусами.

В «Синема-парке» можно пользоваться бонусами Сбера. Там же есть акция «Супервторник» — в этот день недели билеты на все сеансы стоят 150 ₽. Но оплатить их бонусами нельзя.

Сравнивайте цены в агрегаторах билетов. Я слежу за билетами на «Афише». Там можно сравнить стоимость в разных кинотеатрах и выбрать вариант подешевле.

За 10 лет я потратила на российское кино 72 781 ₽

20121630 ₽
20131310 ₽
20142980 ₽
20152740 ₽
20162240 ₽
20174740 ₽
20189686 ₽
201911 460 ₽
20208690 ₽
202115 180 ₽
202212 125 ₽

За 10 лет я потратила на российское кино 72 781 ₽

20121630 ₽
20131310 ₽
20142980 ₽
20152740 ₽
20162240 ₽
20174740 ₽
20189686 ₽
201911 460 ₽
20208690 ₽
202115 180 ₽
202212 125 ₽

Какие российские фильмы стоит увидеть

Считаю, что для знакомства с российским кинематографом нужно посмотреть все фильмы Балабанова. Но это знают все. Поэтому попробую посоветовать не самые очевидные картины.

«Рассказы». Люблю все фильмы Михаила Сегала, но знакомство с его творчеством рекомендую начать именно с «Рассказов». Это сборник киноновелл на самые разные темы: свадьба, взятки, отношения и так далее. Каждая история очень динамична и рассказана с юмором. Из новелл складывается картина жизни в России — без тоски и чернухи, что для российского фестивального кинематографа редкость.

«Географ глобус пропил». Экранизация известного романа Алексея Иванова о школьном учителе из Перми. Авторам удалось сохранить атмосферу и настроение литературного первоисточника. Это грустная история об отношениях человека с самим собой и окружающим миром. К тому же кино снято на живописном Урале, так что «Географа» просто приятно смотреть.

«Карп отмороженный». Фильм о взаимоотношениях взрослого сына и матери, которая готовится к собственным похоронам. Отличные актерские работы Марины Нееловой, Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова. Некоторые моменты смешат до слез, а после титров хочется обнять всех своих близких.

«Лето». Я люблю все творчество Кирилла Серебренникова, но фильм о Майке Науменко и Викторе Цое — особенный. Ходила на него в кино три раза и готова пересматривать вечно. Кино очаровывает ностальгией по 1980-м и духом молодости. Фильм очень стильный, в нем прекрасные музыкальные номера — он напоминает длинный клип.

«Батя». Прекрасная комедия о 1990-х. Главный герой с женой и детьми едет в гости к отцу и вспоминает истории из собственного детства. Фильм понравится и тем, кто вырос в 1990-е, и тем, кто в это время был молодым родителем. Узнаваемые жизненные ситуации вызовут прилив ностальгии.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

А сколько вы потратили на кино в 2022 году?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество