Одно дело — читать самостоятельно, и совсем другое — передавать этот навык ребенку.
В некоторых семьях обучение чтению занимает годы. Мы собрали истории читателей Т—Ж, которые уже учили своих детей узнавать буквы и соединять их в слова. Вот их впечатления и советы.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Дождаться нужного момента
Троих научила читать. Сложно не было, дождалась, пока дозрели, стали проявлять интерес, и научила. Кубики дома были, детские книжки — тоже, специально ничего не покупала. К первому классу все хорошо читали.
Моя дочь начала интересоваться цифрами и буквами года в полтора. Серьезно. Ей нравились бегающие буквы на рекламе, цифры у нее были на детском столике.
Она показывала на цифры везде, где видела. «Один» было одним из первых слов. К двум годам спокойно считала до 12.
К двум с половиной знала русский алфавит. К трем с половиной — русский алфавит, английский алфавит, считала на русском до 100, на английском — до 20. На английском знала цвета, планеты, некоторых животных, фрукты, овощи.
А вот соединять буквы в слоги — никак. Сейчас ей три года и девять месяцев — никак. Есть и букварь Жуковой, хороший букварь, наглядный, только попроще, именно чтобы учить читать слоги. И всякие обучающие книжки с любимыми героями, карточки, кубики, доска с русскими и английскими буквами и мелками. Давно объяснила ей про гласные и согласные — поняла. Но буквы в слоги — никак.
Я решила не зацикливаться и подождать. Уверена, однажды ее осенит и она начнет читать эти слоги.
Младший сын очень рано начал говорить. Реально в год и три месяца были простейшие предложения. В два года уже разговаривал «как взрослый», поддерживал беседу, предложения были сложные и интересные.
У знакомых увидела букварь Жуковой. Понравился, купила. Пыталась научить по нему сына читать — не пошло. Примерно в два года и десять месяцев повторила. И тут все получилось.
В три года он уже легко читал, ему это нравилось. В пять лет уже сам с удовольствием читал книги.
Многодетная мама, все дети разные. Старшую научила по своей методике за четыре месяца, с трех с половиной лет до четырех. Под «читать» имею в виду именно бегло и с пониманием читать любые детские книги по возрасту. За уши до сих пор от книги не оттащить, скорость чтения высокая, про школьные успехи даже не говорю.
Со средним попробовала в три с половиной года тоже — поняла, что рано, отложила на год. В четыре с половиной вернулась, адаптировала под его мальчуковые интересы — к пяти годам зачитал бегло, но слишком шустрый, чтобы сидеть с книгой. Отличник, но приходится различными уловками возвращать его к книге — для зрительной памяти, развития фантазии и много чего еще.
С младшей раньше четырех лет и начинать не стала, освоили чтение с четырех с половиной до пяти. Но она явный логик и в чтении делает исключение только для развивающих пособий, ребусов и логико-математических задачек, которые сама требует у меня и запоем сама же решает. А вот художественная литература, даже самая качественно иллюстрированная, особенного интереса не вызывает. В общем, как всегда — все мы разные, и пути к книге разные.
Но я однозначно за обучение чтению до школы, без насилия и фанатизма, естественно. И дело даже не в пресловутых пятерках или «врожденной грамотности», то есть зрительному запоминанию большого количества прочитанных с самого детства слов. А в том, что книга вызывает познавательный интерес, способствует развитию фантазии, мышлению, становлению разносторонней личности.
Развлекать ребенка во время обучения
Пробовала научить читать. Получилось. С двумя детьми. По журналу «Смешарики» из «Детского мира» за 100 ₽. Там есть картинка, где согласная буква съезжает с горки к гласной и так образуется слог. Мои дети это уловили и научились читать, поняв этот принцип.
Ребенок сначала выучил буквы. Они висели на холодильнике у нас — снимал и спрашивал. Как запомнил, стали слоги складывать по букварю Жуковой. Но дальше того, как сливаются звуки в слог, мы не читали ее, только сам принцип оттуда взяли.
Потом стали писать слова из трех букв. Как стал легко их читать — из четырех и так далее. В итоге в три с половиной уже хорошо читал. Чтобы был интерес, писала разноцветными карандашами сказки про него и зайку, рисовали в этой тетради тоже что-то вместе.
Из сложностей — был период, когда он говорил слова так, как они пишутся, а не как мы их произносим, с полгода примерно это длилось.
Когда мои дети пошли в школу, уже требовалось, чтобы они умели все, чему меня учили в первом классе. Я и научила их связно читать, буквы они знали и играли с магнитной азбукой, раскладывали сами слова.
В долгосрочной перспективе толку от этого, сразу скажу, ноль. Художественную литературу не читают, даже не слушают, слишком устают от технической. В первом классе только пара детей умела читать. Программа состояла в раскрашивании каких-то букв, прописей, но ручку держать не учили, учили цифры. При этом действительно надо было уметь читать для каких-то контрольных. Но тем, кто не умел, помогала читать учительница. Этих двойных стандартов не понимаю до сих пор.
Выбирать интересные книги
Покупала сыну энциклопедии, где много рисунков и немного текста, потому что на чтение длинных текстов не хватало усидчивости, а короткие заходили хорошо. Поэтому сказки и книжки мы продолжали читать ему сами. Лет в пять уже дозрел и длинные тексты читать, и нить сюжета не терять.
Старший сын начал читать с удовольствием лет в семь-восемь. Спасибо Волкову с «Волшебником Изумрудного города» и Джоан Роулинг с «Гарри Поттером».
Учить соединять в слоги звуки, а не буквы
Два сына — две разные методики обучения чтению.
Старший сын года в три знал уже все буквы. В четыре решила, что пора учиться читать. Учила по советскому букварю: сын 1994 года рождения, дома был, кажется, еще мой букварь.
Научила, но это было очень тяжело. Объяснить ребенку, что «мэ» и «а» — это «ма», а не «мэа», было реально сложно. Потом — соединять слоги в слова. Моя ошибка: не надо отдельно учить буквы, надо учить звуки и сразу же соединять звуки в слоги.
Со вторым сыном отдельно буквы, наученная опытом со старшим, не учила вообще. Он легко понял принцип соединения звуков в слоги, ему было интересно.
Доверить это школе
Не пробовала учить и не буду. Для этого есть первый класс. Считаю, что есть смысл учить ребенка читать, только если он сам хочет и просит. Такие дети есть, но их в процентном соотношении меньше.
В Австрии и Турции, например, начальная школа больше в игровой форме, детей не нужно ничему учить до школы, даже оценок в первый год нет. Никто никого не дрючит, чтобы желание не отбить. Потому что основная учеба начинается после начальной.
За год до школы начинают в детском саду цифры до десяти давать, счет в этом же пределе, имя свое написать — по сути, заучили. И, о боже, тоже вырастают, умеют читать, писать, считать и учатся в университетах :)
Я научилась читать и писать в пять лет — понятное дело, без подготовительных курсов, дело было в СССР. Попросила маму и в течение пары недель уже могла. Была мотивация читать самой, так как родители работали и не всегда им было до того после 40-часовой рабочей недели. А по телевизору было два канала — развлекай себя как умеешь.
Но не думаю, что мне это помогло в жизни больше, чем тем, кто научился читать в школе. Ну разве что в начальных классах читала на скорость быстрее всех. Сомнительное достижение, если брать жизнь в целом.