Дети
7K

Как я сама научила ребенка читать

С нуля всего за четыре месяца

39
Как я сама научила ребенка читать

В 3,5 года сыну подарили тарелку с буквами — и он стал про них расспрашивать. Тогда я и купила ему букварь.

Я переживала, что для чтения еще рано, но не нашла ни одной толковой статьи о том, когда точно будет пора. Сама я научилась читать в четыре года, но это далось мне тяжело: мне не нравился черно-белый букварь, а вместо чтения хотелось идти играть.

Так что я решила просто попробовать читать с сыном, а если не выйдет, вернуться к букварю позже.

В тот раз научить сына читать действительно не вышло: мы прошли только 4—5 букв, но он так и не понял, как объединять их в слоги. После нескольких попыток мы забросили чтение.

Когда сыну исполнилось четыре, я достала букварь снова. Прогресс чувствовался: слоги срослись, сын выучил больше букв, но теперь начал их путать. А еще во время занятий он постоянно говорил, что ему скучно. Я поняла, что и сейчас еще рано.

В итоге в 4,5 года сын сам нашел букварь и сказал, что теперь точно научится читать. Так и вышло. Расскажу, что еще я использовала для обучения, что про него поняла и с какими трудностями мы столкнулись.

Та самая тарелка, которая пробудила у моего ребенка интерес к буквам
Та самая тарелка, которая пробудила у моего ребенка интерес к буквам

Каким букварем мы пользовались

Я не педагог и понятия не имела, что нужно для обучения чтению. Подруги с детьми постарше советовали обучающие мультфильмы и приложения, но я не хотела, чтобы сын лишний раз сидел перед экраном. Игр и развивающих наборов в магазинах было слишком много, и я не понимала, какие хорошие, а какие нет. Так что я решила учить сына по старинке — по букварю, а на остальное не тратиться.

Сразу три подруги посоветовали мне букварь Надежды Жуковой. Я нашла отзывы о нем на «Лабиринте» и посмотрела там фото страниц. На обложке было написано, что букварь составлен по логопедической методике. Я не знала, что это значит, но решила, что это, наверное, хорошо.

Мне было важнее, что в букваре красивые, яркие, а порой и смешные иллюстрации. Ведь меня в детстве отталкивал именно черно-белый букварь. Еще я заметила, что тексты Жуковой гораздо интереснее тех, что я помнила из букваря своего детства. В основном это были веселые истории про животных и даже загадки, которые мой сын очень любит.

В общем, я не стала долго раздумывать, а заказала именно этот букварь. Дешевле всего он был на «Вайлдберриз» — я отдала 312 ₽.

По содержанию эти издания абсолютно одинаковые — можно брать любое. Разве что мини⁠-⁠букварь в мягкой обложке, небольшого формата и вдвое легче по весу. У нас было первое: о нем больше всего отзывов. Источник: labirint.ru
По содержанию эти издания абсолютно одинаковые — можно брать любое. Разве что мини⁠-⁠букварь в мягкой обложке, небольшого формата и вдвое легче по весу. У нас было первое: о нем больше всего отзывов. Источник: labirint.ru
Вот такие забавные иллюстрации были в букваре
Вот такие забавные иллюстрации были в букваре

Позже я не разочаровалась в этом букваре. Как редактора, меня раздражали только точки в конце заголовков: по правилам их быть не должно.

Еще мне не понравилось, что в букваре попадались редкие имена вроде Гоги, Луши и Муры. За 30 лет жизни я не встречала ни одного человека, которого бы так звали. А сын постоянно спрашивал: «Это девочка или мальчик?»

И однажды меня ввел в ступор его вопрос: «Почему здесь написано „сыны“? Правильно же „сыновья“». Но я отделалась объяснением, что очень-очень давно люди говорили именно так.

В остальном я считаю букварь Жуковой просто отличным.

Как был устроен букварь

Я до сих не поняла, в чем именно заключалась логопедическая методика букваря, но он был не похож на обычную азбуку, в которой буквы идут по алфавиту.

Самыми первыми были гласные А, У и О и согласные М, С и Х. Наверное, по мнению автора, они чаще всего встречаются в речи и большинство детей произносят их без проблем.

Йотированные гласные Е‎, Ю и Я шли ближе к концу. Думаю, потому, что в разных случаях они читаются по-разному, и ребенку нелегко это усвоить. В конце были еще Ь и Ъ, а остальные буквы — в середине книги.

Мне понравилось, как автор букваря объясняла объединение букв в слоги
Мне понравилось, как автор букваря объясняла объединение букв в слоги
В книге были полезные рекомендации для родителей, например задания для игр с магнитной азбукой
В книге были полезные рекомендации для родителей, например задания для игр с магнитной азбукой

Такая система обучения подошла сыну. В отличие от первых попыток на этот раз он быстро запоминал все буквы и легко объединял их в слоги. Трудности были только со злополучной буквой Ы, и я не понимаю почему. А когда он наконец ее выучил, то несколько раз путал с Р. Наверное, дело в том, что часть Ы‎ похожа на перевернутую Р‎.

Сын не сразу запомнил, что делают буквы Ь и ‎Ъ‎, а я объясняла это скомканно. Еще мне было сложно объяснить ему, почему в одних случаях Я — это [йа], а в других — [а] и смягчает предыдущий звук. Для этого пришлось бы рассказывать, что такое гласные и согласные, а я не была уверена, что четырехлетнему ребенку это нужно. К счастью, в итоге он понял все интуитивно и сейчас читает правильно.

Как мы занимались

Сын сам просил почитать букварь всего несколько раз. Обычно я предлагала сама, но он почти никогда не отказывался. В целом же его отношение к занятиям можно было описать как «я не против». Понятно, что четырехлетнему ребенку было приятнее играть и смотреть мультфильмы, но и отвращения чтение не вызывало — этим я и пользовалась.

Мы старались читать каждый будний день, сразу после детского сада. Но я не заставляла сына заниматься, если он не хотел или болел, и не читала с ним, когда у самой не было настроения. Торопиться нам было некуда, а садиться за урок на нервах было бы вредно и мне, и ему. Как-то у нас был перерыв на целых три недели, а потом мы спокойно вернулись к букварю.

Каждый раз мы читали до тех пор, пока сын не говорил, что устал. Обычно его сил хватало на страничку, примерно на 10 минут, а потом мы играли. Считаю, что таких уроков вполне достаточно для четырехлетнего ребенка.

Я поняла, что устраивать выходные обязательно: они нужны не только для отдыха, но и чтобы лучше усваивать знания.

Например, сын почему-то долго не мог запомнить букву Ы‎ и, когда она попадалась в слове, замолкал. Так продолжалось несколько дней — не помогали ни игры, ни повторное чтение страниц в букваре. Но потом наступили выходные, и мы не занимались. А в понедельник выходили из детского сада, и сын неожиданно прочитал на калитке: «Выход»‎.

С тех пор, если что-то не получалось, я делала перерывы в обучении даже среди недели. В эти дни сын не вспоминал про букварь, но потом без проблем за него садился — и все почему-то шло как по маслу.

Какими дополнительными материалами мы пользовались

Порывшись в игрушках, я нашла дома много вспомогательных материалов — родственники дарили их сыну чуть ли не с рождения. Поищите — наверняка и у вас много подобных. Вот что нам пригодилось.

Мольберт с магнитными буквами. Когда мы проходили в букваре новую букву, я дарила сыну ее магнитную фигурку — как поощрение. Так он с увлечением собирал из них коллекцию.

Когда пройденных букв стало около десяти, мы составляли из них новые слова и маленькие обращения друг к другу. Думаю, это было полезно для обучения, и с помощью азбуки сын быстрее запоминал буквы.

В нашем наборе мне не понравилось только то, что изначально буквы были отдельно от магнитов. И последние приходилось забивать молотком.

Думаю, магнитную азбуку можно брать любую. У нас дома была такая
Думаю, магнитную азбуку можно брать любую. У нас дома была такая

Кубики с буквами можно было использовать для игр, как и магнитную азбуку. Я тоже предлагала сыну составлять из них слова — на большее моей фантазии не хватало. Но ему было интереснее играть с азбукой, так что кубиками мы в итоге не пользовались. Сейчас отдали их друзьям.

Обучающие карточки. У нас был набор, где на каждой карточке были предметы и животные на одну букву. Сыну было весело искать их и называть. И мы соревновались, кто найдет больше.

Думаю, благодаря этому набору сын научился выделять нужный звук в начале слова. Источник: detmir.ru
Думаю, благодаря этому набору сын научился выделять нужный звук в начале слова. Источник: detmir.ru

«Буквоножка» из серии IQ — развивающая тетрадь с интересными заданиями, которые связаны с буквами. Их нужно искать на картинках, раскрашивать и составлять из разрозненных половинок. Мой сын очень любит развивающие тетради, так что с удовольствием выполнял и эти задания. А заодно лучше запоминал буквы.

«Мохнатая азбука» Бориса Заходера — цикл стихотворений о животных на каждую букву алфавита. Когда мы проходили новую, я читала сыну соответствующие стихотворения. А перед этим он искал на картинке зверька на нужную букву — как на карточках. Думаю, это делало процесс обучения веселее и разнообразнее.

В тетради были лабиринты, раскраски и много интересных задачек
В тетради были лабиринты, раскраски и много интересных задачек
Сын знал не всех животных из «Мохнатой азбуки», но ему все равно было интересно
Сын знал не всех животных из «Мохнатой азбуки», но ему все равно было интересно

Каких правил я придерживалась

Я не знала, как правильно учить ребенка читать, а искать какие-то видео или статьи не хотела: та или иная методика могла не подойти моему сыну. Поэтому я руководствовалась только рекомендациями из букваря, здравым смыслом и своими наблюдениями.

В итоге мы прошли букварь за четыре месяца, включая выходные и перерывы, а сын легко усвоил навыки чтения. Вот какие правила нам в этом помогли.

Учить транскрипцию, а не названия букв. Например, говорить, что Л‎ — это [л], а не [эл]. А Ш — это [ш], а не [ша]. Я поняла это даже до того, как прочитала в букваре рекомендации для родителей.

Дело в том, что многие мои знакомые сначала выучили с детьми алфавит, а потом взялись за букварь. На это повлияли и музыкальные игрушки, в которые встроены песенки с алфавитом. В итоге дети читали слово «мама» как ‎[эм-а-эм-а]‎ и не понимали, как объединять буквы в слоги. Переучить их было сложно.

Я не повторила этой ошибки. В итоге мой ребенок по-прежнему не знает алфавит, зато читает. Не понимаю, зачем ему вообще его знать и что в этом полезного. Но если нужно, он без проблем выучит его в школе.

Не торопиться. Я уже упоминала, что мы дважды бросали букварь, прежде чем наконец его одолели. Считаю, что мозг ребенка должен дозреть до чтения, иначе процесс будет мучительным. Я дождалась, когда сын будет полностью готов читать, и это далось ему легко. Он чувствовал, что у него получается, и постоянно переживал ситуации успеха.

Не подсказывать. Иногда сын путал буквы или не читал, а додумывал окончания слов. Каждый раз я боролась с соблазном сразу показать, где ошибка, и терпеливо ждала, когда сын дочитает слово целиком. После этого он часто сам понимал, что неправильно поставил ударение или перепутал букву. А если нет, я мягко просила перечитать слово еще раз, только внимательнее. В итоге со временем ошибок становилось меньше.

Хвалить и поощрять. Каждый раз после занятия я говорила сыну, что мне было приятно и интересно с ним заниматься. Что он большой молодец и быстро все запоминает. И что то, что сегодня не получилось, обязательно получится потом. Он любит похвалу, так что уходил с хорошим настроением.

Поначалу после каждого урока я дарила ему что-то по мелочи: наклейку или вкусняшку. Но к середине букваря перестала, чтобы сын привыкал читать не ради подарков. А он и не вспомнил про них.

Только когда мы заканчивали букварь, я пообещала ему мини-праздник: купила конструктор, который он давно хотел, раскраску и немного угощений. Так мы отметили прощание с букварем.

Читать все вокруг. Когда мы прошли все буквы, на прогулках и по пути в детский сад сын читал все вывески, а в супермаркетах — названия продуктов, которые мы купили.

А когда мы заканчивали букварь, сыну подарили игру-викторину. Вопросы на карточках он захотел читать сам: они как раз были короткие, простые и со знакомыми словами. Так он дополнительно практиковал чтение.

Та самая викторина, которая понравилась сыну. Я хотела купить еще одну, но не нашла ничего похожего
Та самая викторина, которая понравилась сыну. Я хотела купить еще одну, но не нашла ничего похожего

Какие были сложности

Логопедические. Мой сын не выговаривает четыре звука, и я решила посоветоваться с воспитателями, стоит ли проходить их в букваре. Там еще не занимались чтением, но мне все равно было интересно мнение педагогов. Они посоветовали пропускать сложные буквы, но я пролистала букварь и поняла, что это невозможно: они бы постоянно появлялись в словах дальше. Не знаю, правильно ли я поступила, но я не стала ничего пропускать. Сейчас сын читает эти буквы так же неправильно, как и говорит.

Недавно мы наняли ему логопеда, и она сказала, что ничего страшного не случилось. По ее словам, когда звуки встанут в речи, сын начнет правильно выговаривать их и во время чтения. Так и вышло.

Мешала разбивка на слоги. В букваре их разделял дефис, и сначала сыну это помогало. Но к концу букваря тексты стали длиннее, а разбивка еще больше их увеличивала. Даже мне они казались страшной кашей из слогов, а ребенок часто говорил, что не сможет это прочитать.

Тогда я использовала два приема: предлагала прочитать хотя бы название текста или рассмотреть картинку. Какой-то всегда срабатывал. Например, один из текстов назывался «Чайник-начальник» — сын засмеялся и сразу захотел узнать, почему же он начальник. Еще его заинтересовал заголовок «Свинья Фефела»: сын решил, что в тексте будет что-то веселое. К сожалению, текст оказался назидательным: там говорилось о том, что нельзя рвать цветы и мусорить, — так делают только свиньи. Но сын все равно дочитал его до конца.

Если заголовки не помогали, я задавала вопросы к картинкам возле текстов. Например: «Как думаешь, почему ежик хохочет, а кот плачет с иголками в лапе? А почему на другой картинке у кота на лбу огромная шишка?» Это тоже мотивировало сына читать.

При этом я заметила, что вывески на улице и задания викторины он читает быстрее, хотя слова там без разбивки. И поняла, что она ему мешает. Тогда я бегло рассказала ему про пять или шесть букв, которые мы не успели пройти, купила книгу для чтения без разбивки и хотела полностью отказаться от букваря. Но сын путал буквы, которые мы плохо прошли, и не понимал смысл текста. Так что книгу пришлось отложить и терзать букварь до конца.

Из⁠-⁠за разбивки на слоги длинный текст не выглядит компактным
Из⁠-⁠за разбивки на слоги длинный текст не выглядит компактным

Сын терял строку. Когда сын дочитывал строку и переходил на следующую, то случайно мог поставить палец ниже, чем нужно. Так он пропускал одну-две строки и не понимал текст.

Из детства я помню, что многие одноклассники клали под строку линейку, а потом передвигали ее. У меня тоже был соблазн показать сыну этот прием. Но я боялась, что он привыкнет к линейке и его будет трудно от нее отучить. Так что просто следила, чтобы он не терял строки, и через пару месяцев проблема исчезла сама собой.

Что сын читает сейчас

Когда букварь подходил к концу, я стала искать книгу для чтения, чтобы сын смог прокачивать по ней новый навык: учился читать быстрее и целыми словами, а не по слогам.

Но найти хорошую книгу оказалось непросто. Хотя у меня было всего три критерия:

  1. Цена в пределах 300 ₽. Я понимала, что сын вряд ли будет перечитывать такую книгу, и не хотела платить больше.
  2. Отсутствие разбивки на слоги и значков ударения.
  3. Тексты, которые будут интересны пятилетнему мальчику. В идеале — сказки.

На «Озоне» было много хороших отзывов о книгах «Я читаю сам». Но комплект из 35 штук стоил около 2700 ₽, а текста там было мало. Я прикинула, что сын прочитает все за неделю, и пожалела денег.

Еще знакомые рассказали мне про дополнение к букварю Жуковой — «Первую после букваря книгу для чтения». Но я посмотрела на «Лабиринте» фото страниц и поняла, что сыну она не подойдет. Там было много стихов классиков, в том числе с устаревшими словами, и тексты в духе энциклопедий. Некоторые из них даже мне было скучно читать — не то что пятилетнему ребенку.

Такую книгу мой сын прочитал бы за пару минут. И я не стала тратить на нее деньги. Источник: yachitayusam.ru
Такую книгу мой сын прочитал бы за пару минут. И я не стала тратить на нее деньги. Источник: yachitayusam.ru
Может, в школе сыну и будут интересны такие тексты, но точно не сейчас. Источник: wildberries.ru
Может, в школе сыну и будут интересны такие тексты, но точно не сейчас. Источник: wildberries.ru

В итоге я случайно наткнулась на «Озоне» на книгу Елены Бортниковой «Читаем сказки после букваря». Это был сборник из 34 сказок в мягкой обложке, который стоил всего 109 ₽. Он стал настоящей находкой!

В книге много ярких иллюстраций, сказки написаны простым языком, и в них короткие предложения. Каждая сказка занимает чуть больше страницы, и сын осиливает ее за один раз. Обычно на это уходит полчаса, но сын устает только к концу.

Сюжет сказок ему нравится: в основном они о приключениях животных и игрушек. А над некоторыми моментами он от души смеется. Но главное, каждую новую сказку он читает чуть быстрее, чем предыдущую. Так что, надеюсь, к концу сборника он сильно укрепит навык чтения и сможет осилить сказки, которые я пока читаю ему сама.

В конце каждой сказки Бортниковой есть вопрос по содержанию. Он помогает определить, понял ли ребенок смысл текста
В конце каждой сказки Бортниковой есть вопрос по содержанию. Он помогает определить, понял ли ребенок смысл текста

Мои выводы

Я часто слышала от знакомых с детьми, что в школу лучше приходить уже читающим. И помню, как мне самой было легко в первом классе: я уже умела читать про себя и быстро понимала смысл заданий в учебниках. Так что хорошие оценки давались мне легко. Мне захотелось, чтобы через два года у сына было так же, поэтому и стала заранее с ним заниматься.

Я убедилась: чтобы научить ребенка читать, не обязательно быть педагогом или нанимать репетиторов. В букваре достаточно рекомендаций, и их несложно придерживаться. А главное, уроки чтения не отнимают много времени. Мы занимались всего по 10 минут — и сын все равно освоил букварь.

Еще я поняла, что уроки чтения не требуют больших финансовых вложений. Думаю, в каждом доме найдутся хотя бы кубики с буквами — они уже разнообразят процесс. Если нет, то карточки и развивающие тетради можно найти в пределах 200 ₽.

Считаю, что главное в обучении — прислушиваться к ребенку, не заставлять его и не перегружать. Остальное сделают его природные способности.

Покупая все для чтения сама, я бы потратила 3760 ₽

Что пригодилосьСколько это стоит
Мольберт с магнитными буквами2340 ₽
Сборник стихов Б. Заходера442 ₽
Букварь Н. Жуковой312 ₽
Игра-викторина «Природа»‎215 ₽
Сборник «Читаем сказки после букваря»‎188 ₽
Набор карточек «Буквы»‎180 ₽
Тетрадь «Буквоножка»83 ₽

Покупая все для чтения сама, я бы потратила 3760 ₽

Что пригодилосьСколько это стоит
Мольберт с магнитными буквами2340 ₽
Сборник стихов Б. Заходера442 ₽
Букварь Н. Жуковой312 ₽
Игра-викторина «Природа»‎215 ₽
Сборник «Читаем сказки после букваря»‎188 ₽
Набор карточек «Буквы»‎180 ₽
Тетрадь «Буквоножка»‎83 ₽

Чтобы научить ребенка читать:

  1. Дождитесь, когда он станет интересоваться буквами.
  2. Выберите букварь: прочитайте отзывы, расспросите знакомых, посмотрите фото страниц. Если картинки яркие, а тексты интересные, можно брать.
  3. Посмотрите, нет ли дома магнитной азбуки, кубиков с буквами или карточек для обучения чтению. Если нет, кое-что можно докупить. Игры делают обучение интереснее.
  4. Занимайтесь с ребенком, когда у обоих есть настроение.
  5. Не перегружайте его. Лучше заканчивать урок до того, как ребенок устанет, тогда у него не будет отвращения к занятиям.
  6. Устраивайте выходные: отдых помогает лучше усваивать знания.
  7. Читайте с ребенком все вокруг, чтобы он чаще практиковал новый навык.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Тэги: дети, учеба
Обложка — Iryna_Kalamurza / Shutterstock
Пробовали учить ребенка чтению? Расскажите, что было самым сложным:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

вы - большая молодец. Я работаю в преподавании 15 лет и в Большинстве случаев можно различить детей, которыми занимаются, невооружённым взглядом.
Основная моя сфера - английский, но не удержусь и прокомментирую пару моментов)
1) По частотности именно встречаемости буквы книгу выстраивать недостаточно. Может оказаться, что буква встречается часто, но не «комбинируется» с другими буквами (например, встречается в составе приставки в Сложных словах, а для ребёнка они не подходят). Поэтому надо смотреть на частотность + сочетаемость. В английском, например, взяли s + I + t - три буквы прошли, уже сколько слов: si / sit / it / sits добавили p - pip, pit , sip, spit
Добавили а - ещё много слов и уже можно делать текст:
I sit. I tap pat. “Pat, sit!” Pat sits.
Это из пяти букв! Такие связки очень развивают детей и их чтение.
2) начинать рано - опасно. Не могу найти, но помню исследование, что «насильно» натасканные на чтение дети в слишком юном возрасте потом (впоследствии в школе) показывают более слабые результаты в сравнении с начавшими вовремя.
Но даже слишком рано - лучше, чем давать ребёнку смотреть телевизор по несколько часов в день - снимки мрт наглядно показывают это : https://www.google.com/amp/s/amp.cnn.com/cnn/2019/11/04/health/screen-time-lower-brain-development-preschoolers-wellness/index.html
Исследование и вовсе говорит, что некоторые изменения носят необратимый характер. Включил ребёнку на 3-4 часа мультики с 2 до 5 лет ежедневно - и у него потом страдает речь и когнитивные способности, повышается агрессивность итд. Исследование : https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/fullarticle/2754101?guestAccessKey=56c4b22b-ee5f-4594-bb23-c3813c9cccb1&utm_source=For_The_Media&utm_medium=referral&utm_campaign=ftm_links&utm_content=tfl&utm_term=110419
Чтение - это очень важно.
http://youandyourchildshealth.org/articles/teaching-our-children.html - полезный сайт

Спасибо за статью. Я рада, что у нас такие родители в России )

18

Е, почему это частотность, а не частота?

1

Черепашка, потому что это - разные слова, и тут нужно использовать слово частотность)
Смотрите:
Частота — это характеристика периодического процесса, измеряемая в количестве единиц за определенный промежуток времени (сколько раз в месяц искали заданную ключевую фразу в поисковой системе).
Частотность является характеристикой встречаемости заданного объекта среди определенного набора и измеряется в процентах (допустим на странице — это процент содержания запроса (слова) на рассматриваемой странице).
Вот ещё)
Частотность (или относительная частотность) — отношение количества экземпляров данного объекта полному количеству экземпляров всех объектов в данном множестве.

0

Екатерина, про детей, с которыми занимаются и их сразу видно: у них в разы лучше результаты? Занимаются, это просто проверяют или как автор ищут разные подходы и варианты?Просто у меня перед глазами пример: школьник, 3-тий класс, пойдёт на второй год из-за основных предметов, родители с ним вроде сидят, проверяют, к репетиторам водят, но толку как-то мало. Плохо сидят? Мне показалось, что они много вливают и средств и сил, но вот почему толку нет?

0

Natali,
1) репетиры разные)
ко мне приводили девочку после репетитора. Там ноль. Спрашиваю - что делали с репетитором? Общались о жизни, потом Начитывала правила (?!). Потом делали страницу или одно упражнение (сколько осталось после бесед) из грамматики/учебника.
Толку от такого репетитора?
Приводили детей - ходили 2 года. С моими детьми в группе можно было поместить только теми, кто 1 год занимался. Где год занятий?
Я такие случаи пару дней могу рассказывать.
А нужно сходить и послушать урок за стеночкой (особенно неожиданно), попросить рассказать (без наездов) , что делали , попросить отчётность в удобной форме.

2) я сужу о «видно» по сравнению того, с какой скоростью ребёнок усваивает материал (на уровнях кратковременном и долговременном) на уроке и его результатов. Дети разные. То, что им занимается - не значит, что он будет гением. Это значит, что он будет развиваться по _своему_ максимуму)
Вам кажется , что нет толку - но вы этого не знаете, если не занимались с ребёнком этим пару месяцев и не сравнили) возможно, он есть , но без занятий была бы вообще жесть)

4

Екатерина, спасибо за ответы)

1
Герой

04.08.22, 10:22

Отредактировано

Екатерина, оу, круто что вы проф педагог, работающий с малышней
У меня вопрос- а в 3-4 английский не рановато? Именно по видео- карточкам с преподавателем - не носителем языка?
И чисто теоретический вопрос - а чем виртуальный мир интернета( телевидения) хуже виртуального мира книги? Ведь тоже самое погружение в вирт

0
Герой

04.08.22, 11:36

Отредактировано

ТиграБенгальская, изначально я специализировалась на взрослых. Но перешла на детей. Очень хочу своих, но пока с чужими))
1) 3-4 - это супер время для речи. Не письма и не чтения) исключение - ребёнок сам захотел/созрел. Такое бывает)
2) По второму пункту: если бы была такая ситуация, что ребёнок в 2-4 года по 4-5 часов проводит , упершись глазками в текст - это было бы меньшей чем тв, но все равно огромной проблемой. В этом возрасте мозг ребёнка работает на впитывание и развитие. Ему нужно слышать разные звуки от разных источников, трогать предметы, наблюдать изменения лица человека, думать, изучать, пересыпать песочек, разбирать пирамидки, взаимодействовать с окружающим миром руками, ногами, носом, языком и так далее. И «взаимо» с телевизором не сработает (хотя, если уж включать ты, то что-то с интерактивом, вроде Даши-путешественницы. На таком приёме я построила свои сказки на английском, например - дети верят, что я с ними общаюсь и отвечают).
А для взрослого человека лучше два часа чтения худ литературы, чем два часа просмотра фильма по тому же произведению. Во-первых, мозг выполняет простую функцию соединения букв в слова и декодирования знаковых элементов в образы, во-вторых, эти самые образы, опять же, не разжеваны. Условно - фильм это «для всех», а книга - для людей, которые уже умеют читать и воображать.
Короче , мозгу полезнее полноценные книги, он больше напрягается , чтобы дать вам удовольствие от произведения ) в фильме же вы уже едите переваренное) это доказывается исследованиями многочисленными , можете погуглить на англ )

6

Екатерина, обожаю факты, статьи, описывающие особенности работы мозга, в частности, связанные с чтением, познаванием, обработкой, нейрофизиология в целом.
Было бы интересно почитать ваши статьи, мысли, тем более раз все это пересекается с вашей практикой.

1
0

Два сына, две разные методики обучения чтению.
1 сын. Года в 3 знал уже все буквы. В 4 решила, что пора учиться читать. Учила по советскому букварю. (сын 1994 года рождения, дома был кажется еще мой букварь). Научила, но это было очень тяжело. Объяснить ребенку, что МЭ и А это МА, а не МЭА было реально сложно. Потом соединять слоги в слова. Моя ошибка, что не надо отдельно учить буквы, надо учить звуки и сразу же соединять звуки в слоги.
Читать с удовольствием начал лет в 7-8. Спасибо Волкову с Волшебником Изумрудного города и Джоан Роллинг с Гарри Поттером.

2 сын. Очень рано начал говорить, реально в год и три месяца были простейшие предложения, в два года уже разговаривал "как взрослый", поддерживал беседу, предложения были сложные и интересные. У знакомых увидела букварь Жуковой. Понравился, купила. Пыталась научить по нему сына читать, не пошло. Примерно в 2 года 10 месяцев повторила. И тут все получилось. Сын легко понял принцип соединения звуков в слоги, ему было интересно. Отдельно буквы, наученная опытом со старшим не учила вообще. В три года он уже легко читал, ему это нравилось. В пять лет уже сам с удовольствием читал книги.

3
Герой

04.08.22, 12:21

Отредактировано

Мать_программистов, вот аналогично, детей двое- результаты разные. Но метода одна - что ребёнок хочет, тому и учим. Сын буквами заинтересовался в 2, сейчас столько же дочери но ей неинтересен особо

1

Мать_программистов, тоже хотела про это написать, что важно не буквы учить, а звуки) Дети же буквально всё понимают.
Моя мама тоже с этим помучилась, когда учила меня читать. С моей младшей сестрой учила сразу звуки и та быстро научилась читать.

0
0

Тоже по Азбуке Жуковой учили. Сначала выучил буквы, они висели на холодильнике у нас, снимал и спрашивал, как запомнил, стали слоги складывать по Жуковой как раз. Но дальше того, как сливаются звуки в слог, мы не читали её, только сам принцип оттуда взяли. Потом стали писать слова из трёх букв, как стал легко их читать, из четырёх и так далее. В итоге в 3,5 уже хорошо читал. Чтобы был интерес, писала разноцветными карандашами сказки про него и зайку, рисовали в этой тетради тоже что-то вместе. Потом покупала энциклопедии, где много рисунков и немного текста, потому что на чтение длинных текстов не хватало усидчивости, а короткий заходили хорошо. Поэтому сказки и книжки продолжали читать ему сами. Лет в пять уже дозрел и длинные тексты читать и нить сюжета не терять.
Из сложностей – был период, когда он говорил слова так, как они пишутся, а не как мы их произносим, с полгода примерно это длилось))

3

Ева, но старший был из тех, кто сам хотел и ему было интересно и буквы учить и сказки слушать. Младший из другого теста, он никаких сказок слушать не хочет, он хочет только гонять на самокате, везде лазить и скакать, сейчас ему 2,5 буквы, конечно, повешу опять на холодильник, но очень сомневаюсь, что смогу повторить этот опыт ещё раз 😂

0
0

Я может открою кому-то секрет, но не всё книги обязательно покупать. Есть библиотеки! Причём они сейчас модные, современные, с кучей новых, красочных и интересных книг. Русские сказки и классическую литературу я беру у родителей, они всё оставили из моего детства, а новые книги абсолютно бесплатно в библиотеке. Почитала-принесла обратно. Не захламляют квартиру, не трачу деньги, поддерживаю интерес у ребёнка новой актуальной литературой. Если что-то очень понравилось - покупаю. Из свежего рекомендую автора Ксению Валаханович. Лёгкие и приятные стихи, ритмичные, то что надо для ребёнка.

3
0

Не пробовала и не буду. Для этого есть первый класс.
Считаю, что есть смысл только если ребёнок САМ хочет и просит. Такие дети есть, но их в % соотношении меньше.
Я научилась и читать и писать в 5, понятное дело, без подготовительных курсов, дело было в СССР. Попросила маму и в течение пары недель уже могла. Была мотивация: читать самой, тк родители работали и не всегда до того им было после 40-ка часовой недели. А по ТВ было 2 канала, развлекай себя как умеешь.
Но не думаю, что мне это помогло в жизни больше, чем тем, кто научился читать в школе. Ну разве что в начальных классах читала на скорость быстрее всех. Сомнительное достижение, если брать жизнь в целом 🤷‍♀️

2

Барышня, племянник пошел в школу 2 года назад, школа обычная без каких-либо загонов и претензий на , ребенок к 1 сентября бегло знал буквы, кое-как слоги, читать писать не умел. После 3 кажется месяцев обучения проводилась какая-то проверочная работа (к слову задания были элементарные), но ребенок практически не смог справиться, так как элементарно не смог прочитать само задание, я честно говоря немного офигела от этой ситуации. У меня в этом году ребенок идет в первый класс, картина +- такая же, с математикой еще более менее, с чтением никак, прописи терпеть не может. Я честно пыталась за этот выпускной год в саду с ребенком заниматься дома, через истерики и не хочу не буду, но это тяжко, мои нервы не железные и из ребенка психа не хочется делать. Да, родители должны заниматься развитием и воспитанием ребенка, принимать участие в обучении должны в том числе, но при всем уважении, я не педагог, не психолог, ну не умею я и не знаю, как выстраивать учебные процессы, как объяснить ребенку правильно материал, чтобы он это осознал и понял, это мне все понятно взрослому, а как донести это до ребенка я без понятия.

2

NK, я, наверное, после какого-то количества прожитых вне России лет, проще к этому отношусь. Из опыта могу написать про Австрию и Турцию: начальная школа больше в игровой форме, детей не нужно ничему учить до школы, даже оценок в первый год нет. Никто никого не дрючит, чтобы желание не отбить. Потому что основная учёба начинается после начальной.
За год до школы начинают в детском саду цифры до 10 давать, счёт в этом же пределе, имя своё написать (по сути заучили).
И, о боже, тоже выростают, умеют читать, писать, считать и учатся в университетах :)

Понятно, что в школе совсем пускать на самотёк не стоит, контролировать домашние задания, чтобы понимать где отставание есть. Но иногда у детей делает "клик" чуть позже и учёба идёт легко.

2

Барышня, полностью согласна!

0

Барышня, несмотря на камент выше- я вас поддерживаю. Дочь вот ничего не хочет- да и ладно. Радует родителей и хватит с нее

0

ТиграБенгальская, :) спасибо, но, судя по минусам, есть те, кто считает "учение - свет", неважно что хочет ребёнок.
У вас сын вообще потрясающе ранний: сам захотел и результат есть.

1
Герой

04.08.22, 16:28

Отредактировано

Барышня, у него по другим скиллам провалы: ни велик, ни самокат не самокат, ибо не хочет

0

07.08.22, 13:54

Отредактировано

ТиграБенгальская, о у меня также, любой транспорт отрицает. Только хочет на машинке толокаре, но в 4 ему она уже мала 🤣

0

ТиграБенгальская, комплексов нет по этому поводу? я ужасно загоняюсь до сих пор, в группе детсадовской все сверстники и пишут и читают, я понимаю, что это мои проблемы и загоны, но ничего поделать с этим не могу , хотя уже и поздно, первый класс на носу) хотя племянники тоже в первый класс не с айс какой подготовкой и знаниями пошли, но научились же как-то, этим себя и успокаиваю)

0

NK, ну, моим 4 и 2- и старший ходит к 5тилеткам в группу- единственный кто читает, считает, пишет. А дочь маленькая ещё, идёт в сентябре в сад, до того ходили в клуб. На все попытки обучть отвечала ржанием. Коллеги её поддерживали

0
0

Пробовала. Получилось. С 2 детьми. По журналу "Смешарики" из Детского Мира за 100 рублей. Там есть картинка, где согласная буква съезжает с горки к гласной и так образуется слог, мои дети это уловили и научились читать, поняв этот принцип. Хотя, когда они пришли в школу, учителя, что у одного, что у другого, ориентировались на нечитающих детей, и тех, кто читает бегло, заставляли читать по слогам, объясняя это тем, что хорошо читающие дети пишут с ошибками, тк пропускают буквы на автопилоте.

1
0

Моя дочь начала интересоваться цифрами и буквами года в полтора. Серьёзно. Ей нравились бегающие буквы на рекламе, цифры у неё были на детском столике. Она показывала на цифры везде, где видела. "Один" было одним из первых слов. К двум годам спокойно считала до 12. К 2,5 знала русский алфавит. К 3,5 - русский алфавит, английский алфавит, счёт на русском до ста, на английском- до 20. На английском цвета, планеты, некоторых животных, фрукты, овощи. А вот буквы в слоги - никак. Сейчас ей 3,9 - никак. Есть и букварь Жуковой (только попроще, именно чтобы учить читать слоги), хороший букварь, наглядный, но никак. Всякие обучающие книжки с любимыми героями, карточки, кубики, доска с русскими и английскими буквами и мелками. Давно объяснила ей про гласные и согласные - поняла. Но буквы в слоги - никак. Я решила не зацикливаться и подождать. Уверена, однажды её осенит и она начнёт читать эти слоги)

1
0

09.08.22, 16:40

Отредактировано

Как все сложно! Я прекрасно помню, как я научился. Родители просто показывали буквы по одной в день. И когда я их все выучил, попросили прочитать заголовок в газете. Я стал произносить кратко согласные, а гласные тянуть, потому первым прочитанным словом у меня была ЗИМА. Поняв принцип, я стал проговаривать буквы в уме, т.к. произносить их мне было лень, а когда в один день мне удалось подобным обрзаом прочитать слово с 5 согласными подряд, да еще мелким шрифтом, то понял, что читать я научился. Никаких букварей, просто газеты. Исходя из своего опыта, я не рекомендовал бы читать вслух.

1

Алексей, вы о чем? Я что, написала, что это проблема школы?

1
0

В 2 знал алфавит, в 3( без малого 3) читал уже

0

В 4 понял, что тигру важнее уметь рычать,а не читать

5

Alexandro, не, пока не понял. Учу пока

0
0

Глухие от рождения дети идут в специализированный садик в три года и там сразу начинают учиться читать. Значит, мозг к этому времени уже созревает для чтения.
Помню, как меня саму папа учил читать, года в четыре. Я знала буквы, но меня вводили в ступор эти "мэ-а-мэ-а". Получалась белиберда какая-то, и на вопрос "ну и что получилось?" я просто молчала. Не знала, как объяснить, что меня смущает. Папа и не знал, в чём затык. Потом как-то сама всё поняла.

0
0

Я пошла в школу уже умея читать. Хотя тогда, при динозаврах, этого не требовали. Могла прочитать вывеску, этикетку, но совершенно не интересовалась чтением книг. В школе меня научили работать с текстом, прочитывать и понимать целые куски. Читать книги самостоятельно мне понравилось только ближе ко второму классу. Вслух на скорость я читала медленно, хотя лично у меня никакой дизлексии нет. Про себя читаю быстро.

0

Когда мои дети пошли в школу, уже требовалось, чтобы они умели все, чему лично меня учили в первом классе. Я и научила их связно читать, буквы они знали и играли с магнитной азбукой, раскладывали сами слова. В долгосрочной перспективе толку от этого сразу скажу ноль. Художественную литературу не читают, даже не слушают, слишком устают от технической. В первом классе только пара детей умела читать. Программа состояла в раскрашивании каких-то букв, прописей, но ручку держать не учили, учили цифры. При этом действительно надо было уметь читать для каких то контрольных. Но тем кто не умел помогала читать учительница. Этих двойных стандартов не понимаю до сих пор.

1
0

Троих научила. Сложно не было, дождалась пока дозрели, стали проявлять интерес и научила. Кубики дома были, детские книжки тоже, специально ничего не покупала. К 1 классу все хорошо читали.

0
0

Многодетная мама, все дети разные. Старшую научила по своей методике за 4 месяца, с 3,5 до 4. Под читать имею в виду именно бегло и с пониманием читать любые детские книги по возрасту. За уши до сих пор от книги не оттащить, скорость чтения высокая, про школьные успехи даже не говорю. Со средним попробовала в 3,5 - поняла, что рано, отложила на год. В 4,5 вернулась, адаптировала под его мальчуковые интересы - к 5 зачитал бегло, но слишком шустрый, чтобы сидеть с книгой. Отличник, но приходится различными уловками возвращать его к книге, для зрительной памяти, развития фантазии и много для чего ещё. С младшей раньше 4 и начинать не стала, освоили чтение с 4,5 до 5. Но она явный логик и в чтении делает исключение только для развивающих пособий, ребусов и логико-математических задачек, которые сама требует у меня и запоем сама же решает. А вот художественная литература, даже самая качественно иллюстрированная, особенного интереса не вызывает. В общем, как всегда - все мы разные, и пути к книге разные. Но я однозначно за обучение чтению до школы, без насилия и фанатизма, естественно. И дело даже не в пресловутых пятерках или "врождённой грамотности" (читай - зрительному запоминанию большого количества прочитанных с самого детства слов). А в том что книга вызывает познавательный интерес, способствует развитию фантазии, мышлению, становлению разносторонней личности.

0
0

Очень подробное и правильное описание, спасибо. А мне нравится методика, которая называется "Ребус-метод". Она объединяет в себе сразу много разных методик и работает в едином игровом ключе. Вот тут на картинке есть и описание, и примеры для чтения.

0

Сообщество