«Договорились встретиться на улице»: 7 маркеров, которые помогут распознать мошенников
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В этом материале я расскажу, как мошенники обманули мою родственницу, и она отнесла им деньги сама, оставшись с кредитом. Каким образом закрыла долги и обезопасила себя. Показывать маркеры общения и тревожные сигналы буду по ходу статьи.
Моей родственнице 63 года, она преподает в медицинском вузе в Москве, живет в Подмосковье, далее по тексту буду называть ее Елена.
Летом, как и все студенты, преподаватели тоже на каникулах. У них появляется много свободного времени и притупляется бдительность. В один из таких дней Елене позвонили с незнакомого номера и представились сотрудниками службы безопасности Сбербанка, известили о том, что к ее вкладу осуществлен неправомерный доступ, но они благополучно обезвредили злоумышленников, а сейчас от Елены требуется перевести денежные средства в безопасное место.
Сотрудники службы безопасности не звонят с неизвестного номера
Если вы услышали подобное сообщение по телефону, скажите, что сейчас сами свяжетесь с банком и кладите трубку. Найдя номер на официальном сайте банка, выясните все волнующие вас вопросы.
Сотрудник банка не будет требовать перевести деньги в «безопасное место»
Вас не будут просить перевести деньги в «безопасное место» с вклада, находящегося в ведении этого банка, иначе, зачем вообще нужен вклад?!
Сотрудник банка не перенаправляет вас в мессенджеры для дальнейшего общения
Во время разговора с «сотрудниками» Елена испугалась и начала расспрашивать, как действовать, чтобы не потерять деньги. Ей объяснили, что прямо сейчас с ней в мессенджере «Вотсап» свяжется персональный менеджер, специализирующийся на подобных вопросах. Она согласилась.
Далее посыпались сообщения о необходимости срочной транзакции всех имеющихся средств на вкладе. Причем на этом номере стояла эмблема «Сбербанка» на месте фото профиля, а в информации о контакте указан адрес офиса «Сбербанка» и часы работы. Начали расспрашивать, где и сколько лежит денег. Елена все рассказала, вернее, почти все. К счастью, об одном вкладе забыла.
Менеджер никогда не будет откладывать помощь вам на завтра
После общения менеджер успокоил Едену — действия злоумышленников пресечены, сегодня беспокоиться не о чем, а завтра он обещал вновь связаться, чтобы переложить деньги, как он выразился, с «засвеченного» вклада.
Обращайте внимание на реквизиты присланных документов
А лучше обратитесь в отделение банка. На следующий день с Еленой связались снова и прислали письмо, чтобы укрепить доверие жертвы. Как видите, злоумышленники особо не заморачивались на оформление документа. Если до этого момента Елена немного сомневалась в реальности происходящего, то письмо окончательно развеяло сомнения, и она вышла на контакт с мошенниками.
Сотрудники одного банка не будут направлять вас в другой
Общение с мошенниками продолжалось на протяжении недели, за это время ее убедили взять кредитку в «Сбербанке» на 120 000 рублей, объяснив это формированием положительной кредитной истории. Далее, взять еще один кредит в «Газпромбанке», а после всех махинаций открыть ячейку в «Газпромбанке», таким образом, найдя то самое «безопасное место» для перевода денег — новый банк!
Сотрудники банка не назначают личные встречи на нейтральной территории
Ко всему прочему мошенники не просили данные банковской карты родственницы и проверочный код, они просто договорились, что встретятся с ней на улице. Менеджер банка был в кепке и маске, так что опознать его когда-либо вряд ли удастся. Мужчина выбирал место, где отсутствуют камеры. Он трижды встречался с Еленой то вечером в парке под деревом, то к подъезду подходил, чтобы она передала ему все деньги со своих вкладов, снятые 120 000 рублей с кредитки «Сбербанка» и 700 000 от «Газпромбанка». В общей сложности из нее выманили 2 100 000 рублей.
Когда я случайным образом узнала о случившемся, побежали в полицию. Была зацепка — личные встречи и неоконченное общение с мошенниками. Известно было, что менеджер спрашивал, нет ли золота или драгоценностей у Елены, чтобы так же, как и деньги, положить в ячейку. На этом и решили выстроить новую встречу, но номер в мессенджере уже имел логотип «Альфа Банка» и на него никто не отвечал, даже от других абонентов. Еще какое-то время полицейские интересовались, не было ли контактов с мошенниками, но положительного ответа не было. Остались долги и нервная пенсионерка.
Тут вспомнили, что есть еще один банковский вклад в валюте, который открыт еще с начала 2000-х, а доллар с этого времени уже подрос и смог перекрыть часть долга. Оставалось вернуть «Газпромбанку». В имуществе Елены была квартира от мужа, которую начали активно продавать, потому что сдавать ее и погашать этим кредит не получалось — слишком большая процентная ставка, а накоплений совсем не осталось. Жить помогали родственники. На вопрос, почему она никому не рассказала о своих приключениях — думала, что над ней будут смеяться, так как такое происходит сплошь и рядом, а она все-таки профессор, да попалась в руки мошенникам. Спустя полгода жертва выплатила кредит с продажи имущества и усвоила правила:
Выводы
- С осторожностью отвечать на неизвестные номера. Поставить приложение-определитель входящих звонков.
- Всегда перезванивать лично в банк при любой непонятной ситуации.
- Посоветоваться с родственниками ДО приятия действий.
- Не передавать реквизиты карт, персональные данные (паспорт), проверочные коды, присланные на мобильный телефон или почтовый ящик.
- Изучать документы, которые вы подписываете.
- Изучить основы финансовой грамотности, ведь от этого зависит сохранность того, что копили всю жизнь.
- Не бояться задавать вопросы знающим людям.
- Иметь сбережения очень хорошо, а инвестиции дают еще и плоды, как рассказано в истории, купленные доллары закрыли часть долга.
- Запомнить все маркеры общения из моего рассказа.