Что такое маршрутная квитанция и что с ней происходит, когда меняется номер рейса?
Авиакомпания изменила номер рейса. Все остальные данные о рейсе сохранились. Должна ли авиакомпания предоставить пассажиру новые маршрутные квитанции? Или возможна регистрация по старым?
Переживаю, смогут ли меня найти при регистрации в аэропорту и не придется ли устно доказывать, что я должен лететь именно этим рейсом.
Авиакомпания должна прислать вам новую маршрутную квитанцию. Если не сделает этого, можете позвонить на горячую линию или написать в службу поддержки клиентов.
Чтобы разобраться, почему так, расскажу, что такое маршрутная квитанция и зачем она нужна.
О чем вы узнаете
Что такое маршрутная квитанция
Маршрутная квитанция, или маршрут-квитанция, Itinerary Receipt, — это выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок . Если билет покупали через интернет, ее присылают на электронную почту после оплаты. А при покупке в офисе авиакомпании или агентства распечатывают.
Маршрутная квитанция подтверждает покупку билета и напоминает, в какой день, во сколько и по какому маршруту состоится перелет.
Чем маршрутная квитанция отличается от электронного билета и посадочного талона
Электронный билет, E-ticket, — это запись в базе данных авиакомпании, которая удостоверяет договор воздушной перевозки . Его нет в материальном виде, а значит, нельзя потерять. Пассажир может управлять электронным билетом по номеру билета или брони. Например, через сайт авиакомпании или по телефону. Таким способом оформляют возврат или, к примеру, меняют дату вылета, если позволяет тариф.
Маршрут-квитанция — выписка из электронного билета. Хотя формально она его часть. Но даже без квитанции сотрудник на стойке регистрации найдет билет по данным паспорта.
Посадочный талон — документ, который пассажиру выдают после регистрации на рейс . В нем указывают инициалы и фамилию пассажира, номер рейса, дату отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку — гейта — и места в самолете. Если нужно, могут добавить и другую информацию.
Если вы регистрируетесь в аэропорту, распечатанный посадочный талон выдадут на стойке. Часто авиакомпании позволяют зарегистрироваться на своем сайте. Тогда на электронную почту, в личный кабинет на сайте, в приложение или в СМС пришлют электронный посадочный талон . Вы можете:
- распечатать его;
- получить в аэропорту;
- использовать электронный посадочный талон, если их принимают в аэропорту, — это лучше уточнить заранее.
В Европе лоукосты, например Wizzair и Ryanair, берут доплату за регистрацию в аэропорту. Поэтому выгоднее регистрироваться на сайте. В России нельзя брать плату за регистрацию на рейс .
Посадочный талон проверяют несколько раз:
- На входе в досмотровую зону.
- На пограничном и таможенном контроле.
- Перед выходом на посадку.
- Перед посадкой в самолет.
Могут еще проверить в самолете, чтобы уточнить номер места.
Что указано в маршрутной квитанции
Список следующий :
- Сведения о пассажире. Если летите по России — фамилия, имя, отчество, название, серия и номер документа, удостоверяющего личность. Для международных перевозок — фамилия и другие сведения, которые требуются по международным нормам.
- Название и код перевозчика.
- Номер рейса.
- Дата и время отправления рейса.
- Наименование и коды аэропортов или пунктов отправления и назначения для каждого рейса.
- Тариф.
- Эквивалент тарифа, если применяется.
- Итоговая стоимость перевозки.
- Форма оплаты.
- Сборы, если есть.
- Название или код класса бронирования.
- Код статуса бронирования.
- Дата оформления.
- Название агентства или перевозчика, оформившего билет.
- Норма бесплатного провоза багажа — по усмотрению перевозчика.
- Уникальный номер электронного билета.
Но перечень не закрытый. Авиакомпании могут добавлять в него другие пункты.
Нужно ли распечатывать маршрут-квитанцию
В законодательстве нет такого требования. Благодаря электронному билету пассажир может приехать в аэропорт с паспортом, даже если удалил письмо с маршрутной квитанцией. Сотрудники найдут по базе информацию о нем и его рейсе и зарегистрируют. Но авиакомпании, например «Смартавиа» и S7, советуют распечатывать квитанции для подстраховки.
Иногда базы сбоят, поэтому печатный документ может ускорить оформление: сотрудникам авиакомпании будет проще найти вас в списках. Особенно актуально, если вы летите транзитом и времени на пересадку мало.
Еще распечатанная маршрут-квитанция может понадобиться, чтобы:
- Оформить визу. Часто консульства требуют прикладывать ее к пакету документов. Например, она нужна для оформления визы в Японию.
- Выйти в город во время пересадки. В частности, ее могут спросить, если вы оформляете безвизовый транзит во время пересадки в Китае.
- Отчитаться за командировку. Квитанцию с посадочным талоном попросит бухгалтерия.
- Пройти погранконтроль. Иногда пограничники страны прилета спрашивают у путешественников обратные билеты.
Должна ли авиакомпания оформить новую маршрутную квитанцию, если что-то изменилось
В законодательстве такая обязанность авиакомпании напрямую не сформулирована, но она вытекает из содержания документа.
Маршрутная квитанция — бланк строгой отчетности, БСО . То есть учетный документ, аналогичный кассовому чеку. Его выдают покупателю в подтверждение расчета. В БСО должна быть вся информация о покупке. А если что-то меняется, надо отобразить изменения.
На регистрацию на рейс и посадку на борт отсутствие новой маршрут-квитанции повлиять не может: все эти данные и так есть у авиакомпании в электронном билете. Но если у вас возникнет судебный спор с перевозчиком или надо будет отчитаться за потраченные на перелет деньги в бухгалтерии на работе, вам нужна маршрутная квитанция с актуальными данными.
Так, в разъяснениях для агентов «Аэрофлот» пишет , что переоформлять билет не надо, если изменилось только время вылета. При условии что класс обслуживания, аэропорт, перевозчик и минимальное стыковочное время прежние. Но перевозчик должен оповестить пассажира и сделать в системе отметку, что сообщение отправлено.
А вот если поменялся номер рейса или паспорт, переоформить билет надо.
Если пассажиры меняют свои данные в билете — например, из-за ошибок при оформлении, — авиакомпании тоже присылают новые маршрутные квитанции. Например, об этом предупреждает «Смартавиа».
Что делать, если авиакомпания не прислала квитанцию. Обратитесь на горячую линию перевозчика. Если до даты вылета много времени, можете связаться с перевозчиком по почте или через форму обратной связи на сайте. Поскольку рейс изменила авиакомпания, она не вправе брать с вас плату за исправления.
Что в итоге
Маршрутная квитанция — это бланк строгой отчетности и часть электронного билета. А еще — напоминание для пассажира. В ней указаны все основные данные о перелете: дата, время, маршрут, номер рейса, авиакомпания и прочее.
Когда авиакомпания вносит поправки, в том числе меняет номер рейса, она должна направить пассажиру исправленную маршрут-квитанцию.
Если новую маршрутную квитанцию вам не прислали, вы можете обратиться в авиакомпанию. Брать дополнительную плату за выписку квитанции она не вправе, так как сама вносила изменения в билет.