MBA — это дорогостоящее образование, которое позволяет научиться предпринимательскому мышлению, свежим взглядом посмотреть на свою карьеру и бизнес, а также просто качественно «перезагрузить голову».

Трое людей, выучившихся на магистров делового администрирования в МГУ, Оксфорде и на онлайн-программе «Нетологии», рассказали, как устроено бизнес-образование, чего от него ждать, и действительно ли оно помогает зарабатывать больше.

ИСТОРИЯ 1
От менеджера проектов к своему продакшену

К 2017 я проработала менеджером проектов уже 8 лет. У меня уже было высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», которое я получила в РГСУ. Но в какой-то момент я поняла, что этого недостаточно для реализации моих амбиций — мне хотелось занимать более высокие позиции и впоследствии открыть собственный бизнес.

Я пыталась понять, что поможет моему качественному карьерному рывку, и после изучения вопроса пришла к выводу, что получение степени MBA — то, что нужно. Плюс я всегда читала книги по бизнесу, управлению, маркетингу и продажам, так что решилась довольно быстро.

Я с одногруппницами
Я с одногруппницами

Как выбрать университет, где получить MBA

Университет, в котором я хотела бы учиться, должен был соответствовать нескольким критериям:

  1. Хорошая история, награды.
  2. Высокий рейтинг и отзывы.
  3. Образование на русском языке.

Я создала гугл-таблицу и вписала в нее все университеты, где преподают MBA, с рейтингами, стоимостью и сроком обучения, вариантами оплаты и формой обучения. В итоге в мой шорт-лист попали:

  1. Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС.
  2. Высшая школа менеджмента Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ)
  3. Плехановская школа бизнеса Integral Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
  4. Экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
  5. Высшая школа бизнеса МГУ.

Поскольку я не хотела отрываться от работы и влезать в кредиты на обучение, вырисовывались следующие факторы: обучение в Москве, общий бюджет не более 500 тысяч рублей, возможность оплаты по семестрам и очно-заочная форма обучения. В итоге выбор пал на экономфак МГУ.

Обучение длилось 2 года и стоило 380 тысяч рублей. Я платила в рассрочку по 95 тысяч раз в полгода. Это было соразмерно с моей зарплатой, поэтому на обучение я накопила за шесть месяцев, откладывая ежемесячно по 30%.

На экономический факультет я пошла, потому что там было направление «Стратегические менеджмент и предпринимательство» — именно на нем можно было получить нужную базу по созданию своего бизнеса. Ну и моей мечтой всегда было учиться во всемирно известном МГУ — детские гештальты тоже сыграли роль.

Для поступления нужно было отправить:

  1. Копию диплома.
  2. Копию паспорта.
  3. Заполненную анкету.
  4. Мотивационное эссе, в котором я рассказывала, что я за человек, какими навыками обладаю и зачем мне дополнительное образование.

После отправки мотивационного письма и документов мне выслали бизнес-кейс, на решение которого отводилась неделя. Я получила 8 баллов из 10, после чего меня поздравили с зачислением на курс. В целом отбор мне не показался трудным. Тяжелее всего далось письмо — презентовать себя всегда непросто, особенно в письменной форме.

Как устроено MBA в МГУ

Мне было важно совмещать учебу с работой, в том числе поэтому я и выбрала очно-заочную форму. Изучением предметов и домашней работой старалась заниматься вечером или по выходным. Конечно, некоторые предметы вгоняли в тоску от количества математических вычислений, да и нагрузка на работе накладывала свой отпечаток, но получалось взять себя в руки — я помнила, зачем мне все это нужно. А на время очной недели, которая была раз в полгода, я брала отпуск. Все заочные предметы мы изучали в специальной программе, доступ к которой предоставили в самом начале. Оценка за пройденный предмет выставлялась по результатам написанных эссе, решенных тестов, задач и кейсов. Свою успеваемость можно было посмотреть в электронном дневнике.

Предметы поделены на уроки и поданы в разной форме — видео, аудио, текстовые материалы. У каждого урока свой срок изучения и дедлайн по домашнему заданию, после которого доступ к теории закрывался.

На очной неделе помимо обязательных предметов были мастер-классы от представителей крупных компаний вроде «Яндекса», «Газпрома», Procter & Gamble. Я бы не назвала их суперполезными, но для мотивации и общего кругозора было интересно послушать, как строятся процессы в таких компаниях. В самой группе было около 20 человек, но очные занятия проходили объединенным потоком, поэтому в аудитории нас набиралось около 40.

Несмотря на то что выбрала я экономический факультет, считаю себя гуманитарием, поэтому меньше всего мне нравились точные дисциплины: финансовый менеджмент, ценообразование, количественные методы, стратегическое бюджетирование — те, где надо было, условно говоря, свести дебет с кредитом. Но я понимала, что эти знания мне будут обязательно нужны, поэтому изучала их с удвоенным вниманием.

Больше всего мне нравились предметы, где было пространство для дискуссии: организационное поведение, управление проектами, управление конфликтами, менеджмент организации. А самым полезным для меня было создание бизнес-плана в конце первого года. Он включал в себя маркетинговый и SWOT-анализ, построение стратегии, просчет рекламной кампании, финансовый и инвестиционный план и многое другое.

Этот опыт позволил мне по-другому посмотреть на старт своего дела — я поняла, что мне будет необходимо на первом этапе при открытии бизнеса: какой понадобится бюджет, где искать клиентов, как вести бухгалтерию, какую систему налогообложения мне выбрать, какая юридическая форма подойдет для старта. В моей голове сложилась картина построения своего бизнеса. Я уволилась из компании, в которой работала до этого, и открыла свой видеопродакшен.

Я во время вручения диплома
Я во время вручения диплома

Насколько такое образование помогает открыть бизнес

Все студенты на курсе были из разных городов России и стран СНГ. Была даже девушка из Швейцарии. Студенты были из разных сфер, в основном наемные сотрудники. На курсе не было ни одного предпринимателя. И многие шли на обучение, чтобы затем пойти выше по карьерной лестнице.

Первые полгода мы вообще не коммуницировали, поскольку нигде не пересекались. Во время первой очной сессии создали чат и уже там начали активно общаться.

Но тесного общения в итоге не получилось — у всех своя жизнь, работа, семьи. Но было интересно собираться на очные недели и делиться опытом, например, были представители банковской и нефтегазовой сфер, крупных производств. В профессиональной сфере в итоге знакомство с одногруппниками роли не сыграло, но я завела много хороших знакомых, с которыми поддерживаю связь до сих пор.

На мой взгляд, бизнес-образование в большей степени подходит для сотрудников корпораций, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице и повысить свою зарплату. Многие из моих бывших коллег после MBA сделали профессиональный скачок. Свой бизнес никто не открыл, но, насколько я знаю, такой цели они перед собой и не ставили. Несмотря на сугубо положительный эффект от обучения, я ожидала, что преподаватели будут в том числе из бизнеса и смогут поделиться собственным опытом, но таких было очень мало — по сути, только на мастер-классах.

Мои преподаватели были в основном теоретиками, которые не сталкивались с реальными проблемами предпринимательства.

Сейчас я понимаю, что при должной усидчивости теоретическую базу можно самостоятельно брать из книг и лекций в интернете, но в университете, конечно, она будет более высокого качества — структурированной и продуманной. Мне кажется, бизнес-образование — это отчасти про повышение самооценки и борьбу с синдромом самозванца: когда ты понимаешь, что за плечами есть такой опыт и новый статус, гораздо увереннее идешь к своим целям.

За время обучения я стала уверенней в себе и в своих возможностях, получила опыт написания реального бизнес-плана. Дополнительно прокачала навыки презентации, поскольку иногда нужно было выступать перед аудиторией и обосновывать возможности реализации проектов. Получение MBA помогло мне сделать большой шаг в сторону создания своего бизнеса и работы на себя.

На второй год обучения, когда поняла, что мне хватает полученных знаний для начала своего дела, я открыла свой бизнес — видеопродакшен Genesis Digital. Мы работаем в B2B-секторе, делаем рекламу и графику для кино. Так что все полученные знания я ежедневно применяю на практике.

С помощью налогового вычета я вернула 10% от стоимости обучения. Также после открытия бизнеса я увеличила свой доход, так что оплату на обучение удалось окупить полностью. MBA помогло зарабатывать больше главным образом за счет перестройки мировоззрения: из работы по найму на работу на себя. Я стала более уверенной в своих силах, и мои доходы возросли.

ИСТОРИЯ 2
Второе MBA, чтобы встряхнуть мозги

У меня две MBA-степени. Первую я получил в 2017 году по американско-японской программе Shidler’s Global MBA — Japan Focus, которая длилась два года. Она стоила 38 000 $⁣ (2 850 000 Р). Обучение состояло из двух этапов. Первый проходил в Гавайском университете в Маноа, где я изучал стратегии управления бизнесом. Второй — в старейшем японском частном университете Кэйо, который считается одним из лучших в стране. Там преподавали японское управление качеством и менеджмент инноваций.

Получить вторую MBA я решил, чтобы просто «встряхнуть мозги». Онлайн-программу «Нетологии» мне рекомендовал человек, которому доверяю. Я посмотрел предметы, список преподавателей, и решил, почему бы и нет.

Мое рабочее место
Мое рабочее место

Как устроено онлайн-MBA

Никаких вступительных испытаний или конкурсного отбора не было. Обучение стоило 600 тысяч рублей. Программа шла с 26 июня 2020 по 25 февраля 2021. Лекции проходили по субботам, начинались в разное время и длились около 5 часов. Семинары, которые больше были похожи на беседы или мозговые штурмы, шли по вторникам и четвергам.

Общение на курсе шло исключительно через «Зум». Студенты могли выбрать или естественный звук, где каждый спикер говорил на своем языке, либо только английский, либо только русский. Чаще всего я выбирал английский — и это помогло мне слегка восстановить знания языка, на котором я давно не говорил. Письменные материалы на английском также шли с переводом на русский, так что уровень языка не был проблемой для студентов.

В моей группе было примерно 15—20 человек. После опыта офлайн-MBA учиться онлайн было тяжеловато, потому что, как ни крути, никакой «Зум» не заменит живого общения. Уровень вовлечения несомненно падает. На курсе мне не хватало возможности вживую, в неформальной обстановке, обсуждать полученную информацию. Возможно, по этой причине у меня не осталось каких-то тесных связей с сокурсниками. Это минус, потому что окружение, в котором студент варится, играет ключевую роль в обучении.

Лекции и подача материала

Качество подачи материала и уровень компетенции преподавателей, на мой взгляд, были одинаково высоки что офлайн, что онлайн. Обучение было достаточно насыщенным — к каждой лекции нужно было предварительно готовиться. Лектор высылал материалы: книги, кейсы, упражнения, статьи, которые помогали пониманию и усвоению материала.

После каждой лекции нам выдавали дополнительные домашние задания. Они были короткими, но помогали формировать дипломную работу. Например, в задании по блоку маркетинга нас просили определить ключевую ценность продукта, который мы предлагаем клиенту. В заданиях по стратегии нужно было набросать какие-нибудь идеи по рынкам, в которых мы хотим присутствовать, и по дальнейшим шагам развития.

Дипломная работа в «Нетологии» по сути была планом развития проекта каждого конкретного студента. В моем случае это был Архангельский водорослевый комбинат, которым я руковожу. Это единственное в России и одно из немногих в мире предприятий по комплексной переработке морских водорослей. Каждый раздел обучения превращался в часть плана развития. Блок финансов превратился в финансовую часть, блок стратегии становился общими стратегиями и глобальными направлениями того, куда мы движемся. Мы продумывали все до мелочей: как привлекать людей, мотивировать их, выстраивать финансовую и маркетинговую составляющую бизнеса и еще много чего.

Что касается семинаров, то по вторникам и четвергам проходили беседы с приглашенными спикерами. C нами созванивались Екатерина Бахарева из международного рекрутинг-агентства, которая рассказывала про ценность человеческого капитала. Одна из известнейших в стране HR-руководителей, Елена Король выступала с лекцией о том, как максимально замотивировать людей, занимающихся не самой интеллектуальной работой. Это критически важно, потому что на такой работе строится базовое производство компаний.

В целом спикеры были подобраны таким образом, чтобы иллюстрировать то, о чем нам говорили на лекциях. Если мы недавно прошли блок финансов, то приходили профессионалы с опытом управления капиталом. Если проходили тему лидерства, то для нас выступали люди с опытом выстраивания лидерской системы, управления персоналом.

Программа мне понравилась, не могу сказать, что меня что-то не устраивало или вызывало отторжение. Учитывая, что я финансист по первому образованию, блок финансов был для меня скорее повторением некоторых азбучных истин. Наиболее интересными блоками для меня стали цифровой маркетинг, лидерство в современном бизнесе, стратегия и цифровая трансформация. Во многом потому что информация в них была наиболее структурирована.

Скажу честно: программа была сама по себе насыщенной, временами даже слишком.

Достаточно тяжело совмещать фултайм-работу и какие-то ошметки личной жизни с полным погружением в учебу.

Кроме этого, онлайн-образование отличается от офлайна тем, что, оказывается, крайне важно менеджерить свое время. Офлайн подразумевает, что у студента есть расписание, онлайн — это по сути экран ноутбука и конспекты. Поэтому критически важно четко структурировать свой график и выделять время на самостоятельную дополнительную работу. Она занимает 2—3 часа в неделю, редко требуется больше.

Результаты MBA

На курсе важно было выделять время на самостоятельное обучение — урывками заниматься сложно. Также важно выделять время на хобби, на спорт или хотя бы на какую-то физическую активность, потому что без должного уровня эндорфинов в крови заниматься сложно.

За время обучения у меня слегка расширился горизонт планирования в бизнесе — он вырос с 2 до 10 лет во многом за счет того, что я просто начал об этом думать, начал общаться с людьми, которые думают подобным образом. Также я прокачал ряд чисто технических навыков: переговорных, аналитических. В ходе разных деловых переговорных игр, которые позволили поиграть с разными переговорными позициями, мне удалось слегка смягчить свойственную мне жесткость ведения переговоров. Скажем так, она не всегда бывает полезна.

В том или ином виде обучение в целом повлияло и на мой уровень дохода, — он вырос. Но «Нетология» в отдельности никакой роли в этом не сыграла. Думаю, причина в том, что повысился уровень рефлексии и возможность извлечь уроки из обсуждений на парах. То есть обучение окупилось не в материальном, а в духовном смысле. Сама по себе учеба не конвертируется напрямую в деньги, но вот оттачивание аналитических навыков, коммуникаций во всем их множестве рано или поздно в деньги конвертируется.

ИСТОРИЯ 3
От детской мечты до Оксфорда

Еще подростком я твердо решила, что буду ученым, и на протяжении многих лет не видела себя за пределами научной деятельности. Я поступила в МГУ, затем в аспирантуру, защитила диссертацию и долгое время работала научным сотрудником в Институте языкознания РАН. Прекрасная академическая карьера, все шло отлично, все получалось, но с каждым годом становилось понятнее, что за пределами науки есть большой интересный мир, которого я совсем не знаю.

В 2016 году я твердо решила, что пора все поменять, но радикально сменить сферу деятельности, не потеряв при этом слишком сильно в деньгах и в профессиональном статусе, не так-то просто. В это же время меня начали посещать мысли об отъезде из России.

Университеты так и позиционируют программы MBA: «Приходите к нам учиться, если хотите поменять свою область, выйти на новый уровень или переехать в другую страну». Потратить год на бизнес-образование казалось в моей ситуации хорошим выбором — как говорят, «это перерыв в учебе, который будет отлично смотреться в резюме». Что именно я буду делать после этого года, было непонятно, но я надеялась, что как-нибудь сложится.

Оставалось выбрать, куда поступать. Тут я не раздумывала слишком долго. Оксфорд один из самых престижных образовательных брендов и очень ценится среди работодателей по всему миру. К тому же это моя детская мечта: я впервые посетила этот университет в 12 лет и с тех пор хотела там учиться, но ни разу не решалась что-то сделать для этого.

Ротонда Радклиффа — одно из зданий библиотеки Оксфордского университета
Ротонда Радклиффа — одно из зданий библиотеки Оксфордского университета

Подавать документы только в один университет было неблагоразумно, но я действительно рассматривала мало учебных заведений. В тот период я довольно много работала, а сбор нужных бумаг, их подача и собеседования — трудоемкий процесс, а еще это все очень дорого.

Я отправила документы в Наньянский университет в Сингапуре, и, конечно, в Оксфорд. IE Business School в Испании рассматривала как запасной вариант. На очные собеседования никуда не ездила. Сказала университетам, что у меня нет времени на это, и сдавала все по «Скайпу» — это было стандартной опцией, никто не возражал.

Как поступить в Оксфордский университет

Готовиться к экзаменам я начала в ноябре. Вступительные испытания на MBA в Оксфордский университет такие же, как везде: надо сдать GMAT и IELTS — стандартные тесты, которые подтверждают, что ты умеешь читать, считать и писать и знаешь английский на должном уровне. У разных университетов чуть отличается пакет сопроводительных документов: мотивационное письмо есть у всех, а вот насколько оно большое и сложное, свободная у него форма или жесткая структура — тут могут быть различия. В мотивационном письме или эссе надо рассказать о том, зачем мне вообще понадобилось получить MBA, для чего и почему именно в этом университете.

На самих собеседованиях задавали стандартные вопросы в духе «как вы видите свое будущее», «что вас интересует», «чего вы хотите добиться», «какие у вас сейчас мечты». В общем, спрашивали все, что я ожидала услышать на таком собеседовании. В памяти отпечатался один разговор с интервьюером — мы почему-то обсуждали модернистскую архитектуру в Барселоне, и нам было очень интересно друг с другом.

С начала подготовки к экзаменам до того, как я узнала, что меня взяли в Оксфорд, прошло примерно полгода. MBA в Оксфорде одна из самых дорогих программ в Европе — в 2017 базовая цена составляла около 55 000 £⁣ (5 869 600 Р). Сейчас уже 63 000 £⁣ (6 723 360 Р). У меня была стипендия, которая покрывала чуть меньше половины суммы, остальное — около 30 000 £⁣ (3 201 600 Р) — я оплатила из накопленных и одолженных у друзей денег. Немного помогли родители. Текущие расходы на жизнь в Англии покрывала моя зарплата и деньги от сдачи квартиры в Москве.

Как устроена учеба в Оксфорде

Учебный процесс длится год с разделением на триместры — в каждом разная программа и типы нагрузки. В первом — лекции по обязательным предметам. На них студенты просто слушают, записывают, сдают какие-то работы, групповые и индивидуальные проекты. Довольно уныло, особенно учитывая, что у нас принято по многим предметам проводить семинары и много общаться с преподавателем. Там ничего такого нет.

Меня, человека, выросшего и учившегося в России на гуманитарном факультете, совершенно шокировали письменные экзамены в конце триместра — я привыкла к устным. Это был первый подобный опыт. Особенно это было странно для предметов, где ты просто сидишь и пишешь развернутый ответ на вопрос — намного удобнее было бы подойти к педагогу и то же самое рассказать, подискутировать. Кусок моего письменного экзамена по экономике потеряли, и я провалила этот экзамен. Пришлось пересдавать.

Выездной курс в Йоханнесбурге
Выездной курс в Йоханнесбурге

Во втором триместре появились предметы по выбору — они тоже проходили в лекционном формате. В то же время у нас стало больше индивидуальной работы и групповых заданий, и главная радость второго триместра — выездной курс. Весной мы поехали в Африку, изучали перспективы развития локального бизнеса, полторы недели жили в Йоханнесбурге.

В третьем триместре все предметы были элективами по выбору. Тогда учиться было интереснее всего — каждый студент сам выбирал то, что казалось ему важным, актуальным, любопытным. Правда, экзамены были сложнее. Но из-за самостоятельного выбора они не казались таким мучительным испытанием, как итоговая работа по экономике или эккаунтингу.

Сама учеба была довольно интенсивной. С 9:00 до 16:00 мы занимались в университетских аудиториях — и это минимальная нагрузка. Было огромное количество домашних заданий, проектов, групповых занятий. Наш курс был разбит на 4 больших группы (sections) — чуть больше 80 человек в каждой. Внутри каждого такого потока все разбивались на учебные группы (study groups) по 6 человек. Утверждалось, что группы составляли так, чтобы в них были люди с разным бэкграундом из разных стран, хотя это, конечно, было не совсем так. Лекционные занятия проходили в большой группе, а вся проектная работа велась в учебных.

В Оксфорде складывается такая среда, где очень тесно переплетены академическая жизнь и менее формальная составляющая. Балы, обеды, неформальное общение — все это тоже часть учебы.

Правда, я насладилась этим гораздо меньше, чем многие мои одногруппники, просто потому, что я весь год продолжала работать, и времени на веселье не хватало.

Денег тоже было жалко, балы и ужины стоят дорого — всем поступающим я рекомендую предусмотреть это как особую статью расходов.

Мой выпускной
Мой выпускной

Самое яркое мое воспоминание за все время обучения — курс про Африку и так называемый предпринимательский проект. Мы с приятелями делали работу про ответственное производство в Индии, и это был мой первый опыт создания бизнес-кейса с нуля. Мы делали все — от продуктового предложения и маркетинга до моделей дистрибуции. Не могу сказать, что это был колоссально удачный опыт, но он запомнился. До сих пор в своей нынешней работе я иногда пользуюсь теми наработками.

Что касается Африки, то это было неожиданно. Оказалось, что до Оксфорда я почти ничего о ней не знала. Знала про культуру древнего Египта и один раз была в Марокко — вот и все знания. За несколько недель во время этого курса и подготовки заданий к нему я перекопала колоссальное количество информации: как на лекциях, так и самостоятельно. Узнала о том, как устроены драйверы рынка, что вообще происходит в африканском финансовом мире, как все работает. И, конечно, на курсе было очень много ребят из разных стран Африки, общение с ними много дало.

Во время учебы я продолжала работать в Институте языкознания, писала статьи, руководила одним международным проектом. Кроме этого, у меня были проекты на фрилансе, я занималась маркетинговым консалтингом. Работа занимала много времени, но в часах ее трудно оценить: у такого рода деятельности есть пики и спады. Балансировать работу и учебу удавалось плохо. Я всем говорю, что так можно, но так не нужно делать никогда, потому что учеба — это интенсивный процесс, в который надо погружаться с головой.

Мой диплом
Мой диплом

После завершения программы мне действительно удалось найти совсем другую сферу — сначала я работала в Лондоне в крупной компании, специализирующейся на impact-инвестициях, а сейчас занимаюсь образованием в «Яндексе». Применять полученные знания на практике мне удается в ограниченном объеме, потому что многое, чему нас учили, скажем, в сфере финансов, никак не связано с моей нынешней деятельностью, а что-то не очень применимо в российском контексте. Точно пригождаются знания из сфер коммуникаций, маркетинга и брендинга. Но нередко сталкиваясь с какой-то новой задачей, я думаю: «ну почему же нас этому не учили, а учили, как работает конвейер на машиностроительном заводе».

MBA повлиял на мой доход: сейчас зарабатываю примерно в два раза больше, чем я зарабатывала до обучения. Не знаю, случилось бы это, если бы я осталась на прежней траектории.