Как отказаться от навязанного питания в поезде?
Во многих поездах, обычно фирменных, у большинства или всех вагонов категория У1, то есть в стоимость включен один прием пищи за поездку. Отказаться от него нельзя. Например, это большинство купейных и спальных вагонов в поездах № 9/10 «Жигули» Москва — Самара, № 063/064 Самара — Санкт-Петербург. А в некоторых поездах № 059/060 «Волга» Нижний Новгород — Санкт-Петербург это все вагоны, кроме плацкартных и купе для людей с инвалидностью.
Считаю это прямым нарушением подпункта 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей, который запрещает обуславливать приобретение одних услуг, в данном случае перевозки, приобретением других — питания. Пять лет назад ФАС уже обязывала РЖД это устранить, о чем в сети есть короткая заметка, однако они взялись за старое.
Год назад я писал в ФАС и Роспотребнадзор по этому вопросу, но получил отписки с предложением пользоваться другими поездами. Во время поездки ходил к начальнику поезда с требованием оформить отказ от питания для последующего обращения за возвратом, но тоже получил отказ.
Что сделать, чтобы отказаться от навязанного питания в поездке?
Обязать перевозчика не включать питание в стоимость билета через суд не получится. Такие иски могут подавать только управления Федеральной антимонопольной службы и Роспотребнадзора или прокуратура. Но если УФАС и Роспотребнадзор отвечают отписками, их можно обжаловать.
Еще вы вправе через суд потребовать деньги за питание. Расскажу, как это сделать.
Что говорит закон о дополнительных услугах, от которых нельзя отказаться
Проезд и провоз багажа — это основная услуга, которая входит в билет. А питание, белье, гигиенический набор — дополнительные. У клиентов должно быть право от них отказаться. Если перевозчик не дает такой возможности, он нарушает закон о защите прав потребителей: согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей нельзя обуславливать покупку одной услуги приобретением другой.
В отличие от авиаперелетов у пассажиров поездов почти нет выбора, какой компанией путешествовать. Они могут воспользоваться услугами ОАО «РЖД», его дочерних компаний, например АО «ФПК», или одной из частных компаний, таких как «Гранд-сервис-экспресс». Но последние охватывают меньше направлений, чем ОАО «РЖД». Поэтому железнодорожные перевозки — сфера естественной монополии , и ее регулирует антимонопольное законодательство.
По закону о защите конкуренции, если компания доминирует на рынке, она не вправе ущемлять интересы потребителей. В том числе навязывать клиенту невыгодные условия или те, что не относятся к предмету договора.
На практике суды считают услугу навязанной, если у путешественника не было альтернативы. Например, все билеты на этот поезд предлагали только с питанием.
С такой ситуацией столкнулся житель Комсомольска-на-Амуре. Он купил билет с предоплаченным питанием в купе поезда в Хабаровск. На кассе мужчина просил не включать в стоимость дополнительные услуги, но сотрудница отказалась что-то менять.
Пассажир отправил письменную претензию начальнику вокзала, но не получил ответа. Тогда в присутствии начальника поезда и проводника он составил акт. В нем указал, что отказался от питания, а продуктовый набор вернул проводнику.
Когда мужчина вернулся домой, он отправил заявление на возврат денег на имя начальника вагонного участка. Ему отказали.
Пассажир обратился в суд. Он потребовал взыскать с перевозчика стоимость питания — 728 ₽, неустойку за то, что деньги не вернули в срок, — 1026,48 ₽, а еще моральный вред — 728 ₽.
Представитель компании заявил, что мужчина согласился с условиями перевозки и дополнительной услугой, когда купил билет. Но суд сказал, что билетов в купе без питания на поезд не было. Значит, перевозчик ограничил право выбора истца. Поэтому компания обязана возместить траты — 642 ₽ за оплату питания, 905,22 ₽ неустойки и 728 ₽ за моральный вред — и выплатить штраф 1137,61 ₽. Апелляционная инстанция оставила решение в силе.
Когда у путешественника есть выбор, суды, как правило, принимают сторону перевозчика. Они говорят, что пассажир мог не ехать в фирменном вагоне, где в билет входит питание и другие дополнительные услуги, а вместо этого купить билеты в обычный вагон СВ, купе или даже путешествовать в плацкартном. Там предоплаченных услуг нет.
Иногда суды и вовсе могут сказать, что пассажиру необязательно было ехать конкретно этим поездом.
Например, так было в ситуации, с которой столкнулся житель Московской области. Мужчина хотел взыскать с перевозчика деньги за дополнительные услуги, которые входили в билет, — питание и гигиенические принадлежности. Он потребовал вернуть 1374 ₽, выплатить 3503,70 ₽ неустойки, штраф и компенсировать моральный вред — 25 000 ₽.
Билеты мужчина покупал, чтобы попасть в санаторий. Он выбрал конкретный поезд, потому что для держателей соцпутевок к нему подавали автобус до санатория.
Суд сказал, что пассажир мог купить билет на поезд в вагон экономкласса либо плацкартный. Тарифы на проезд в таких поездах регулирует государство, и в них не включают дополнительные услуги. Еще суд указал, что у истца была возможность приехать другим поездом и самому добраться до санатория.
В компенсации пассажиру отказали. Апелляция и кассация оставили решение в силе.
Как вернуть деньги за навязанную услугу
Вернуть деньги можно только за услугу, которой вы не воспользовались. Но даже в этом случае гарантии, что все получится, нет. Вот что я рекомендую сделать.
Сначала сообщите проводнику, что отказываетесь от питания, позовите начальника поезда и составьте акт об этом.
Затем напишите досудебную претензию по образцу. Приложите к ней билет и акт.
Отправить претензию можно в течение трех лет после покупки билета. Это делают Почтой России по юридическому адресу перевозчика, а в случае с РЖД можно воспользоваться виртуальной приемной. Если отправляете документ почтой, лучше выбрать заказное письмо, чтобы отслеживать доставку.
У компании есть 10 дней на ответ. Если она не вернет деньги, придется идти в суд. Иск можно подать по месту проживания, покупки билета или месту нахождения перевозчика.
К иску приложите акт и билет. Еще можно добавить распечатанные и подписанные вами скриншоты с сайта железнодорожной компании, на которых видно, что отказаться от питания нельзя. На снимках с экрана укажите дату и время, когда их сделали, адрес интернет-страницы и информацию о компьютере. Заверять скриншоты у нотариуса необязательно.
В суде вы можете потребовать:
- Возврата денег за питание.
- Выплаты неустойки. Ее считают по формуле: Сумма к возврату × 1% × Период просрочки. Просрочка начинается через 10 дней после того, как компании предъявили запрос на возврат денег. Например, если вы направите перевозчику требование о возврате 10 октября — с 21 октября.
- Штраф — 50% от суммы иска. Его взимают за то, что деньги не вернули добровольно.
Если у вас накопилось несколько билетов, можете подать один иск сразу за все. Но неустойку придется считать отдельно по каждому случаю. Главное, чтобы с момента покупки билетов не прошло больше трех лет: это срок исковой давности. Если какой-то билет купили раньше и представитель перевозчика обратит на это внимание суда, скорее всего, в выплате откажут.
Можно ли через суд обязать компанию убрать из билета дополнительные услуги
Если вы хотите изменить систему и защитить всех пассажиров от навязывания услуг, напрямую судиться с перевозчиком бессмысленно. Надо обращаться в Роспотребнадзор, УФАС или прокуратуру. А уже эти ведомства могут обязать компанию поменять условия продажи билетов или обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Если найдут нарушения, могут выписать штраф по части 2 статьи 14.8 кодекса об административных правонарушениях: перевозчику — 10 000—20 000 ₽, должностному лицу, например директору, — 1000—2000 ₽.
Например, житель Москвы столкнулся с такой же проблемой, что и вы. В 2013 году он покупал билеты из столицы в Самару и обратно для своей семьи. В билет входили допуслуги. То есть питание, постельное белье, печатная продукция и санитарно-гигиенический набор .
Истец заявил, что в билетах указана только общая стоимость перевозки пассажиров. По его словам, в розничных магазинах продукты стоят почти в два раза дешевле. А рацион не подходит для детей, вегетарианцев и верующих.
Мужчина направил перевозчику претензию, в которой просил учесть доводы главного диетолога Нижегородской области. Клиент не требовал вернуть ему деньги, но попытался через суд признать включение допуслуг в билет незаконным. Но компания на это не отреагировала.
Суд сказал, что перевозчик был прав, поскольку пассажир купил билеты в вагон повышенной комфортности, а тарифы на них не регулируются государством. Истец мог выбрать другой вагон, где нет дополнительных услуг.
Еще суд пояснил, что с иском о нарушении запрета на злоупотребление доминирующим положением может обращаться только ФАС, поэтому в удовлетворении заявленных требований отказал. Апелляция оставила решение в силе.
Если территориальные управления ФАС и Роспотребнадзора отвечают отписками, можете обжаловать их отказы в главных управлениях или районном суде. На это есть три месяца с момента, как вы получили ответ ведомства. В суд обращаются по месту жительства пассажира или адресу ответчика.
Укажите в иске, какую жалобу подавали в ведомство и что вам ответили. Пропишите, что нарушается ваше право на защиту интересов потребителя. К заявлению приложите копии писем и квитанцию об уплате госпошлины — 300 ₽ .
Такое дело должны рассмотреть за месяц, а если оно окажется сложным — за два. В течение трех дней после того, как суд примет решение, вам должны выслать копию.
Если суд признает бездействие ведомства незаконным, он обяжет его сделать свою работу.