Как мы пытались продавать мед через «Инстаграм»*

Но у нас ничего не получилось

37
Как мы пытались продавать мед через «Инстаграм»*

*cоцсеть «Инстаграм» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Аватар автора

Екатерина Переверзева

продавала мед

Мы продали меда на 40 000 ₽. Потом бросили это дело.

Мой свекр держит пасеку уже лет 15. Раньше он продавал мед сам — друзьям и коллегам. Потом к продажам подключился его сын — мой муж.

Сначала я продажами не занималась: мой коллега много лет предлагал свой мед у нас в офисе. Я бы не смогла составить ему конкуренцию, поэтому даже не стала пробовать. Но в 2016 году я вышла в декрет, и доход резко просел, поэтому пришлось думать о дополнительном заработке.

Первым делом я предложила мед в своем мамском чате, но у меня купили только пару банок. Думаю, дело в том, что этот продукт любят люди старшего поколения, а средний возраст в нашей группе — 30 лет. Вторая причина — продажи меда чаще всего строятся на обаянии и личном контакте, а добраться до мам и бабушек моих знакомых из чата я не могла.

Как мы решили продвигать мед в «Инстаграме»*

Идея продавать мед через соцсети лежала на поверхности: я несколько лет проработала главным редактором журнала и вела странички издания в «Одноклассниках» и во «Вконтакте». Так как «Инстаграм»* больше заточен под продажи, чем эти платформы, я решила попробовать завести страничку там.

В то время в провинциальных СМИ все публиковали смешные картинки, опросы и розыгрыши. Я понимала, что контент для «Инстаграма»* отличается от этого, но все равно рассчитывала, что у меня получится.

Так как в «Инстаграме»* важен визуальный ряд, мы с мужем попросили знакомых фотографа и дизайнера помочь нам с оформлением. Один нарисовал красивые этикетки, а другой сфотографировал баночки. С ребятами мы расплатились медом. Тексты я планировала писать сама.

Наша страничка в «Инстаграме»*. Ее мы завели осенью, понимая, что время перед Новым годом — как раз сезон для меда и продуктов из него, это идеальный зимний подарок коллегам, подругам и близким
Наша страничка в «Инстаграме»*. Ее мы завели осенью, понимая, что время перед Новым годом — как раз сезон для меда и продуктов из него, это идеальный зимний подарок коллегам, подругам и близким

Мы продавали обычный и взбитый мед с черникой, клюквой, кедровыми или грецкими орехами и еловое варенье.

Взбитый или крем-мед отличается от обычного способом приготовления. Обычный мед заливают в специальный аппарат — по сути, это огромный миксер — и он перемешивает мед несколько суток, пока тот не превращается в густую пену. По вкусу получается что-то среднее между обычным медом и сгущенным молоком.

Снизу как раз взбитый мед с клюквой. Пользователи «Инстаграма»* не покупают мед в большом объеме, поэтому мы сделали упор на маленькие баночки, по 260 граммов
Снизу как раз взбитый мед с клюквой. Пользователи «Инстаграма»* не покупают мед в большом объеме, поэтому мы сделали упор на маленькие баночки, по 260 граммов
Позднее мы добавили баночки по 100 мл — для тех, кто приезжает в Сибирь и хочет купить подарок друзьям. Такой объем можно провозить в ручной клади
Позднее мы добавили баночки по 100 мл — для тех, кто приезжает в Сибирь и хочет купить подарок друзьям. Такой объем можно провозить в ручной клади

Ягоды и орехи мы добавляли настоящие, так как не хотели экономить на качестве. Некоторые производители добавляют сиропы вместо ягод, чтобы получалось дешевле, но нам показалось, что это неправильно: раз мед натуральный, то и все остальное должно быть натуральным.

Приготовлением занимался муж: сам придумывал рецепты, проверял их. Например, для елового варенья несколько часов варил шишки в теплой воде, чтобы они стали мягкими, добавлял сахар в пропорции 1:1 и немного корицы для приятного привкуса. Я же отвечала за организационную работу: вела «Инстаграм»*, собирала заказы.

Цена и себестоимость меда

Обычный мед с пасеки доставался нам от свекра бесплатно. С ним мы договорились, что не будем платить за сырье, но вырученные с продажи деньги будем откладывать на что-то крупное, например на первый взнос за ипотеку. Но так как я была в декрете и мы жили только на зарплату мужа и небольшое пособие, то мы могли при необходимости брать эти «медовые» деньги и не возвращать.

Аппарат для производства взбитого меда и сам мед нам тоже достался от свекров бесплатно, поэтому мы тратились только на упаковку и ягоды. Самым дорогим продуктом у нас был крем-мед с черникой. Примерная себестоимость одной такой баночки — около 100 ₽, а продавали мы ее за 330 ₽. 100 граммов черники мы покупали за 150 ₽, этого хватало на две банки. Еще 30 ₽ стоило оформление — упаковка и наклейки.

100 ₽
себестоимость баночки крем-меда с черникой

При всех затратах мы все равно получали чистой прибылью минимум 100 ₽ с каждой баночки. Количество банок в месяц мы тогда не считали — просто когда видели, что мед или варенье заканчиваются, делали следующую партию.

Такая баночка стоила 330 ₽ — это средняя цена по рынку нашего города. Торговаться тоже никто не пытался, но мы клали дополнительную баночку меда или варенья к большому заказу
Такая баночка стоила 330 ₽ — это средняя цена по рынку нашего города. Торговаться тоже никто не пытался, но мы клали дополнительную баночку меда или варенья к большому заказу
Каждую баночку мы украшали тканью, наклейкой и визиткой с кратким рассказом о продукте. Такое оформление придумал муж. Ему хотелось, чтобы наш продукт отличался от продуктов конкурентов
Каждую баночку мы украшали тканью, наклейкой и визиткой с кратким рассказом о продукте. Такое оформление придумал муж. Ему хотелось, чтобы наш продукт отличался от продуктов конкурентов

Первые заказы

Сначала на нашу страничку подписались родственники и знакомые. Постепенно подтянулись аккаунты магазинов и студии красоты. Я очень радовалась лайкам и комментариям со стороны, не от своих знакомых.

Накручивать лайки и подписки я не стала. Во-первых, за это могут заблокировать. А во-вторых, мне хотелось добиться успеха честным путем.

Публикации собирали по 20⁠—⁠30 лайков. Самая популярная набрала 49 лайков при 250 подписчиках
Публикации собирали по 20⁠—⁠30 лайков. Самая популярная набрала 49 лайков при 250 подписчиках

Чтобы набрать аудиторию, я подписывалась на аккаунты реальных людей, ожидая, что они в ответ подпишутся на меня. Как правило, каждый второй-третий так и поступал. Периодически я чистила свои подписки, чтобы количество подписок и подписчиков плюс-минус совпадало. Таким образом я набрала примерно 250 человек. Немного, конечно, но это были в основном живые аккаунты.

Первый заказ не от друзей пришел только через месяц с начала работы странички. Попросили привезти две баночки меда с новогодним оформлением. Перед Новым годом заказов стало больше, потому что многие покупали мед на подарки.

Я просила клиентов написать отзывы на наш мед и публиковала их на страничке. Не могу сказать, привлекают ли отзывы других клиентов, но они точно привносят разнообразие в оформление аккаунта
Я просила клиентов написать отзывы на наш мед и публиковала их на страничке. Не могу сказать, привлекают ли отзывы других клиентов, но они точно привносят разнообразие в оформление аккаунта

Благодаря друзьям, которые выкладывали ссылки на наш аккаунт, мы иногда получали необычные заказы. Например, знакомая знакомых — эйчар-менеджер крупного банка — попросила привезти ей на работу шесть баночек меда в новогоднем оформлении. Она подарила их коллегам на праздник.

Еще один необычный заказчик — мастер по изготовлению имбирных пряников. Ей для работы нужен был мед, и она стабильно раз в несколько месяцев покупала по два литра. Если бы мы и дальше развивали страничку, следующим шагом был бы как раз выход на домашних кулинаров. Скорее всего, мы бы давали им скидку взамен на большие объемы заказов.

Заказы мы развозили сами, после работы. Я планировала логистику так, чтобы охватить сразу несколько мест, а муж отвозил мед на своей машине. Траты на бензин мы тогда не считали.

Конкурентов в то время в нашем городе было не так много. Это позже крупные сети и фермерские магазинчики стали работать с подобным товаром, а тогда были только частники, предлагавшие обычный мед без добавок. Я пыталась искать интересные аккаунты из других городов, чтобы вдохновляться их страничками, но все делали примерно так же, как мы — постили фотографии меда и баночек. Кто-то постил свою семью и детей.

В постах мы рассказывали, откуда привозим мед, с каких растений он собран и как мы работаем с ним — обязательно разливаем в стерильную посуду, готовим в перчатках и халатах
В постах мы рассказывали, откуда привозим мед, с каких растений он собран и как мы работаем с ним — обязательно разливаем в стерильную посуду, готовим в перчатках и халатах

Сколько мы заработали и почему бросили это дело

Активно продавать мед через «Инстаграм»* мы начали с осени 2016 года и делали это примерно до середины зимы. За это время мы продали меда примерно на 40 000 ₽ — во многом благодаря новогоднему сезону.

После Нового года заказов стало совсем мало. Я не получала обратной связи от подписчиков, поэтому начала постепенно терять интерес к площадке. Когда вышла во второй декрет в 2019 году, решила вернуться к «Инстаграму»*, но чудесного возрождения не случилось: я опубликовала несколько постов, однако отклика не было. В итоге страничку я закрывать не стала, но уже давно ничего там не выкладываю.

Сама пасека понемногу развивается, даже сейчас мы по-прежнему продаем мед знакомым. Большинство покупателей становятся постоянными клиентами, а значит, у нас хороший продукт — меня это радует.

Одна из последних фотографий, которую я публиковала. К 2019 году мы выкладывали в аккаунт в основном крупные объемы меда, от литра. Литр меда тогда мы продавали за 500 ₽
Одна из последних фотографий, которую я публиковала. К 2019 году мы выкладывали в аккаунт в основном крупные объемы меда, от литра. Литр меда тогда мы продавали за 500 ₽

Наши ошибки

Мы продавали мед в течение нескольких месяцев. Вот какие ошибки мы совершили.

Не стали платить за рекламу. Главный наш промах — мы не брали рекламу у местных блогеров в «Инстаграме»* и не размещались в городских пабликах. Я пожадничала платить за продвижение, а стоило бы. Несмотря на поддержку друзей и знакомых, в нашем случае сарафанное радио работало плохо. Думаю, лучше было бы заказать пост или сторис у блогера — возможно, нам бы не понравился результат, но мы по крайней мере попробовали бы.

Еще можно было бы разместиться в городских СМИ. Если бы я поговорила с коллегами, наверняка получила бы хорошую скидку. Но тогда я почему-то до такого варианта не додумалась, хотя он, признаюсь, лежит на поверхности.

Кроме «Инстаграма»* мы пробовали завести страничку во «Вконтакте», этим решил заняться муж. Успеха он, к сожалению, не добился: в группу вступили только его знакомые, которые и так покупали у нас мед.

Не работали над повторными заказами. С клиентами я всегда была вежлива, просила написать нам отзывы, но спустя какое-то время не напоминала о себе. Я стеснялась и думала, что если мед понадобится еще, то они сами напишут. Но таких случаев было мало. Думаю, стоило проявлять больше активности.

Мед понравился, но я только опубликовала отзыв, потом не возвращалась к клиенту
Мед понравился, но я только опубликовала отзыв, потом не возвращалась к клиенту

Не снимали сторис. Сторис — один из форматов, которым можно привлекать клиентов. Но к ним у меня душа не лежала, а идей для видео не было. Мне казалось, снимать, как мы упаковываем наборы на кухне, неинтересно — а больше ничего в голову не приходило. Получается, что я сознательно обрезала часть контента, которым могла бы привлечь аудиторию. Даже сейчас я не представляю, что могла бы выкладывать в сторис.

Еще я думаю, дело было в том, что я не хотела выкладывать фотографии нашей семьи, в отличие от большинства конкурентов. Конечно, можно было фотографировать маленькую дочку в смешных костюмах с пчелками или показывать, как муж качает мед, но мне это не близко. В общем, блогера из меня не вышло.

Единственное появление моего мужа в «Инстаграме»*. Этот прибор называется рефрактометром. Он нужен для определения процента влажности в меде — чем он ниже, тем мед лучше
Единственное появление моего мужа в «Инстаграме»*. Этот прибор называется рефрактометром. Он нужен для определения процента влажности в меде — чем он ниже, тем мед лучше

Не участвовали в ярмарках. В каждом городе существуют рождественские базары. Я слышала о них разные истории: кто-то продает весь товар буквально за первый час, другой же стоит целый день и едва наскребает на сумму, которую заплатил организаторам. Участие в таких ярмарках — еще не гарантия успеха, но, как и в случае с рекламой у блогеров, стоило бы попробовать.

Не использовали хорошую технику для съемок. В «Инстаграме»* многое решает красивое фото. Я же снимала на обычный смартфон.

Например, здесь идея для снимка, как мне кажется, хорошая. А вот качество не очень. В итоге мало лайков
Например, здесь идея для снимка, как мне кажется, хорошая. А вот качество не очень. В итоге мало лайков

Еще я считаю, что одной из причин стало качество крем-меда, как это ни парадоксально. Мы принципиально не использовали консерванты и загустители — из-за этого крем-мед мог со временем расслаиваться. Если человек съедал баночку за несколько дней после доставки, то проблем не было. А если мед стоял неделю и дольше, то его вид становился хуже.

Расслаивание — это чисто внешний дефект, на вкус и качество меда он не влияет. Но все же привлекательный внешний вид имеет значение — и в этом плане аналоги из супермаркетов выигрывали, хоть и не могли похвастаться коротким составом.

Что в итоге

В 2019 году я завязала с продажами меда. Однако сейчас я планирую пройти обучение на таргетолога и сммщика, так что, вполне возможно, еще вернусь к своей страничке в «Инстаграме»* как к экспериментальной площадке. Посмотрим, может, и удастся вдохнуть жизнь в наш аккаунт.

Еще я наверняка запишусь хотя бы на одну ярмарку — стоит попробовать и тогда уже делать выводы.

Екатерина ПереверзеваЧто бы вы посоветовали мне сделать, чтобы продвигать наш мед?
  • Снорри СтурлусонБесплатный мед, бесплатная техника для его обработки... Еще и в работе на пасеке не участвовали, надо полагать? "Бизнесмены") Напомнили школьников-перекупщиков, которые покупают на Алиэксперссе стикеры и перепродают в "магазинчиках" ВК с наценкой в 50 руб.26
  • матерь коржьяЧто бы вы посоветовали мне сделать, чтобы продвигать наш мед? В голову приходит только зайти на маркетплейсы (вайлдберис, озон).18
  • Фрёкен СноркСпасибо за классную статью. Единственное, что нет итога ТинькоффЖурналовского в цифрах и по статейно (5
  • Мария ООООну может, добавить просто информационного контента на канал? чтобы люди видели не только "наш мед, купите наш мед", а полезную информацию про здоровье, не знаю, рецепты, как заменить сахар на мед, как сделать сбитень и пряники, леденцы, или историю пчеловодства / технологию производства. А вообще, канал понравился, будь я поближе, взяла бы баночку с орехами ; ) удачи в бизнесе!!40
  • Gеrой Т-ЖСнорри, а почему это плохо? Особенно для школьника?10
  • Снорри СтурлусонGеrой, для школьника, может, и нормально, но тут взрослые люди "бизнес" строят.6
  • Pavel GladkikhМеня смутила стоимость черники. 150 рублей 100 граммов. Получается 1500 рублей за кг. Это даже для Питера очень большой ценник даже за качественную ягоду. Высокой считается цена в 600-650 руб/кг, даже с доставкой до дома. А на рынке можно купить за 300-500 руб/кг, но качество будет хуже.8
  • Мария ООООСнорри, ну все начинают с малого ))7
  • Системный инженерМёд - вообще специфический продукт, как мне кажется. Его много не надо. У нас поллитровая банка в холодильнике может и полгода стоять. Хотя вот такой крем-мёд и варенье из шишек попробовать интересно, что это вообще такое.9
  • Roman Kudruashovvivara, там ИП нужно и ещё куча всего1
  • ЕленаPavel, интересно, где жто в Питере такая дешевая черника?4
  • Pavel GladkikhЕлена, я же написал, что на рынке.0
  • Старков АндрейУ меня на канале хорошо смотрятся ролики, где я сам рассказываю и показываю. Например, как сколачиваю рамки, как залажу на дерево с ловушкой и др. Тоже планирую продавать Мёд. Канал есть, хочу ещё сайт завести. Думаю, что для тотальной продажи необходимо ещё выходить на оптовиков, хоть у них и низккие цены. И ещё, подслушал где то. Не только к новому году, но ко всем праздникам:к дню строителя, шахтера, танкиста, десантника и т д.4
  • Андрей>> Чтобы набрать аудиторию, я подписывалась на аккаунты реальных людей, ожидая, что они в ответ подпишутся на меня Как раз за это и могут заблокировать!3
  • Евгений ИвановКогда люди говорят "ой, там столько надо делать, да ну его", сразу понятно, что просто ленивые и ничего у них не получится. наверно, хотели за пару месяцев не парясь заработать на квартиру ))) "пройти обучение на таргетолога..." - это вообще смешно. опять, это просто причина ничего не делать - вот сейчас на курсы схожу, там мне расскажут про волшебную кнопку и все получится. посмотрите несколько видео на ютубе, 2-3 часа потратьте бесплатно, а не запрягайте до бесконечности. спасибо за историю, в очередной раз убеждаюсь, что жизнь у людей в своих руках, только мы сами отвечаем за удачи и провалы7
  • Милослава Малега- Процесс производства - Атмосферные видео, как замешивается мёд - Какие ингредиенты используете - Обязательно привлечь блогеров и таргет - Конкурсы - Идите к производителям, кто в своей работе использует мёд (вы об этом уже написали) - Попробуйте порционный мёд (ну или совсем небольшие упаковки) и предлагайте в кофейни. Вообще, очень интересно, можно много всего придумать. И ваши все идеи правильные5
  • Алексей ЗемлянскийСчитаю, что вам по-прежнему не стоит добавлять консервантов в мёд. Сделайте это своим конкурентным преимуществом, попробуйте объяснить людям, что расслаивание — признак качественного мёда.3
  • ЕленаВозьмите на заметку "включения с пасеки")) и немного информации о самих добытчицах меда- ведь это интереснейшие существа со сложнейшей организацией взаимодействия, о них столько интересных фактов. А еще, хоть я и с ИНСТ также на "Вы", но у меня есть страничка с аксессуарами hand made и я точно усвоила, что на этой площадке - продает лицо, человек. Бездушные картинки товара - очень маленький процент успеха. А если показывать как изготовление продукции органично вписывается в жизнь - это уже привлекает. Сужу по себе). Но ничего не делаю. И, конечно же, качественные, красивые, атмосферные фото - над этим стоит работать.2
  • Наталия Мехедова🐝Системный, неправда, вкусный хороший мёд съедается быстро! (даже в Питере, например, мёд целый год пользуется высоким спросом).21
  • Наталия Мехедова🐝На самом деле первая ошибка - вы просто зациклились на Инстаграме. Живой пример, например, у "Пчеловод Евгений", который тоже продаёт мёд в Питере, а также отправляет заказы по России, есть каналы и в VK, и в инсте - и намного лучше по продажам работает именно VK 😉19
  • Системный инженерНаталия, если любители, видимо. А так я не представляю, его просто так есть? Несколько ложек с чаем съешь и потом дооолго не хочется6
  • BoltunecСистемный, кто-то: банка в холодильнике может и полгода стоять. я: *отмечаю 5летие банки меда в холодильнике*5
  • Сын маминой подругиНа мой взгляд имело смысл реализовывать мед посредникам, изготовителям, кондитерам. Инста без рекламы не принесет дохода, особенно мед, т.к. в нашей стране он вполне доступен. А вот тема с красивым новогодним оформлением, можно пластинки с запахами в набор добавить, очень идёт, типо "Три вида мед: 1.Для суставов, 2. Для сердца (с черникой), 3. Для иммунитета и три вкладыша с ароматическим запахом вашего меда".. конечно заморочиться придется, но затем реализовать хоть на ярмарке, хоть корпоративный подарок (на НГ, 8марта, ДР и пр.) будет вполне реально. Можно даже в бани и спа предложить, но здесь уже вопрос объемов и стоимости. Если учитывать что мед достается бесплатно, то доход от реализации почти 100% (если не закладывать стоимость рекламы и трудозатраты на доставку, упаковку). Все же здесь больше вопрос желания, у автора его нет..0
  • Судья ДреддДобрый день, если вы живёте в экскурсионном месте попытайтесь договориться с людьми и из турбиснеса чтобы на пасеку привозили экскурсии с туристами, они здоровыми скупают мед.1
  • AlexandrПервое - этот нужно создавать сайт, продвигать его, менять контент чтобы он в поисковой выдаче оказался на первом месте. Второе - вкладываться в рекламу это заблуждение, что это работает. Реально работает сарафанное радио. Но чтобы оно заработало нужно время, несколько месяцев это очень мало. Надо годами работать на свое имя. Третье - раз вы стали взбивать мед, то нужно знать технологию - несколько часов конечно мед будет расслаиваться. Надо несколько дней его взбивать чтобы он так и остался как сгущенка. При этом нужна низкая температура.1
  • Сурков сергейНужно продавать не только свой мед но и других пчеловодов. Пчеловодством занимаюсь уже 35 лет. Когда работал охотоведом в области для верхов контора всегда заказывала по 2 фляги 40 литровых, мед всегда отличного качества, и кто берет потом опять приходят или звонят. Но это мизер качаю по 2 тнны бывает и меньше. Я на кочевку не выезжаю. Уменя мед лесной. Это липа, ива чай, душица, итд. Создавай закуп оптовый и продажу оптовую вот тогда будет интересно всем и пчеловоду к вам будут стоять в очереди. А у кого брать или не брать решит спрос.0
  • Сурков сергейОрганизовать оптовую продажу0
  • Альберт ЧерныхАлексей, ни один производитель не добавляет консерванты в мед. Мед он уже сам по себе консервант. Загустители - тоже. Но каждый производитель стучит себе в грудь, как и данный автор, что он ничего такого не добавляет. Поэтому его мед - лучший. Это обычная практика конкурентной борьбы в условиях гонки за прибылью.1
  • Try CatchСнорри, так автор не пишет, что это Бизнес, на котором они хотели заработать кучу денег. Просто дополнительный источник дохода на хобби. Ну не получилось и не получилось. Хороший опыт как по мне и продукт хороший делали.2
  • матерь коржьяRoman, если хочется выйти на большой рынок , то без «ещё куча всего» никуда не деться.0
  • Natan ReberЕлена, в Москве в прошлом году в сезон 400 руб/кг на рынке, в центре на рынках дороже 500-600 руб/кг.0