«Заросшая деревьями местность»: как я купил участок 0,5 га под Владивостоком
При ограниченном бюджете сложно найти подходящую землю.
Читатель Т—Ж два года искал участок по всем возможным локациям. Забраковав более 30 неподходящих вариантов, он нашел свое место и вот уже пять лет счастливо живет на любимой даче.
Это история о поисках земли и о сюрпризах в документах, а также о нашествии голодных козлят и о первых шагах героя в обустройстве.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Мне 70 лет — примерно 75% взлетной полосы на небеса уже за плечами. Но я особо не печалюсь об этом, потому что недавно прошел техосмотр в медцентре и терапевты-хирурги дали мне как минимум годовую гарантию на жизнь. Уже пять лет я профессиональный пенсионер, до этого работал менеджером по B2B-продажам в рыбодобывающей компании.
Живу на даче в 30 км от Владивостока. В городе есть квартира, в которой проживает моя фея Каролинка — любимая, подруга и сподвижница. Она приезжает ко мне в выходные, потому что еще работает.
Идея приобрести дачу возникла из любви к путешествиям как к возможности проводить свободное время не в городе. Мы до сих пор много ездим по Приморскому краю и любуемся природой. Плюс во Владивостоке муссонный климат: весна и начало лета прохладные и дождливые, а вдали от побережья в это время солнечно и тепло. Поэтому продление солнечных дней было решающим фактором при покупке участка под дачу.
Выбор участка
В 2016 году мы приобрели земельный участок, который подбирали долго и тщательно. К поискам приступили в 2014 году. Во Владивостоке популярностью пользуется информационный ресурс «Фарпост», им мы и пользовались. «Циан» и «Авито» в регионе были тогда слабо представлены, а у риелторов одна забота — впарить сделку и получить проценты, поэтому к ним мы не обращались.
Ездили сами, на месте встречались с продавцами и обсуждали условия. Однажды приехали в поселение, где гуляли свадьбу. Нас приняли за гостей со стороны жениха — насилу удалось доказать, что мы мимо проезжали.
Главным для меня на участке было наличие деревьев и кустарников. Я родился и вырос в пустыне, и «зеленка» для меня — услада души. Серьезным аргументом была площадь — участки менее 30 соток мы не рассматривали. Плюс нам было важно наличие дорог, электроэнергии и живописность местности.
Нас не устраивали слишком густо заселенные поселки, так как киловатты веселухи на отдыхе нам совсем ни к чему. Не хотели покупать участок на сопке, потому что затяжные дожди смывают землю. А в низменностях сыро и нужен дополнительный дренаж.
Подходящие участки приводили в ступор ценой. За два года мы рассмотрели более 30 вариантов в СНТ и коттеджных поселках, а также в близлежащих городах: в Артеме, Уссурийске и Вольно-Надеждинском. Была мысль приобрести дом в одном из этих городов, но мы тогда оба работали, и было неудобно ездить в офис каждый день. Участки в городской черте Владивостока и в пригородах были не по карману.
В итоге мы нашли свой участок в садоводстве всего в 30 км от Владивостока. Это была заросшая деревьями местность, и, так как мы знакомились с ним ранней весной, определить можно было только березы и осины. От асфальта по проселочной дороге ехать нужно было всего километр. Участок конечный, поэтому мы подумали, что незваных гостей будет минимум. Электроэнергии сколько хочешь, схема подключения трехфазная.
Нас устроило расположение в конце улицы, площадь и цена — всего 700 000 ₽ за полгектара, хотя даже тогда кадастровая стоимость была в два раза выше, а сейчас и подавно. С 2016 года этот показатель для нашего участка увеличился в два раза, а рыночная стоимость — в пять раз. Получилась очень выгодная инвестиция.
Сделка
Сделка проходила у нотариуса в Артеме, документы подготовил юрист, мы и сейчас пользуемся его услугами. Хозяин участка — моряк, он был в то время в рейсе, а его интересы представлял по доверенности коллега. Все было просто и быстро: отдали деньги, взамен получили документы.
По совету юриста разделили участок на пять отдельных — если понадобится, будет удобно продать. Из 50 соток получилось пять частей по 10 соток. Жаль только, что поторопились и не сделали межевой план, было бы проще договориться на скидку, потому что позже вскрылись подводные камни.
При уточнении границ выяснилось, что точно по краю нашего участка проходит действующая дорога. Фактически она находится в его теле, ведет на соседние участки, и их невозможно продать без подъездных путей.
По документам она должна быть чуть дальше, однако этот кусок земли почти зарос деревьями и кустарником, стал непроходимым. Получается, чтобы использовать официальную дорогу, ее надо снова отсыпать, а у садоводства на это нет денег.
Скандалить не входило в наши планы, потому что дел и забот тогда хватало. Мы решили оставить все как есть. В 2024 году официальная дорога все такая же заросшая и никому не нужная, так что мы были правы, что не стали ругаться.
Еще на нашей земле стоят две опоры ЛЭП. Они находятся тут незаконно, без всякого проекта, и можно поднять хай. Но это хлопотно и затратно по нервной энергии. Приедут монтажники, все разворотят, на место ничего не поставят и даже не извинятся. «Себе дороже», — подумали мы. Белки по проводам скачут, и ладно.
Жизнь на новом месте
Наш участок находится на территории Артемовского городского округа — в садоводстве, но поскольку у нас земля в статусе ЛПХ, под личное подсобное хозяйство, мы не члены товарищества.
На соседней улице постоянно живут люди, наша тоже заселяется — в прошлом году построили пять капитальных домов. В основном живут пенсионеры, но есть и молодежь.
Практически у всех автомобили, а с весны до поздней осени к нам из Владивостока еще ходят автобусы. До ближайшего магазина в поселке Соловей-Ключ — 6 км. Там есть фельдшерско-акушерский пункт, но чисто номинальный — аптечка на моей даче гораздо конструктивнее.
Поликлиника — только в городе. Был случай, когда Каролинку прихватила острая боль в пояснице, но благодаря моей аптечке и медицинским познаниям удалось возвратить ее к жизни.
Я предпочитаю уединение, поэтому соседями интересуюсь постольку-поскольку: у всех своя жизнь. Представится случай — человек расскажет о себе, а нет — и не надо. Одна соседка — неутомимая любительница домашних животных, кого только на ее ферме не было. У нее постоянно живут куры, еще она разводила кроликов, гусей, уток, коз и овец.
Однажды выхожу на прогулку, а у меня на участке толпа молоденьких козликов. Как позже выяснилось, соседка уехала по делам, а дверь в козлятник прикрыла неплотно, они и вывалились на волю. Козлы никогда не страдают отсутствием аппетита: увидели меня и наперегонки понеслись ко мне. Наверное, прикинули, что вот он — кормилец пришел. Я от них в дом, они — тоже в дом.
Я в то время жил с морской свинкой Жориком, и у него всегда было сено. Вспомнив об этом, пробрался к запасам, схватил упаковку и побежал в сторону козлятника, держа пакет в качестве приманки. Кое-как осилив расстояние, а это где-то полкилометра по весенним буеракам, забежал в помещение. Рассыпал сено и, радостный, выскочил на волю, подпер дверь и вытер пот со лба.
Летом соседка держала козликов на привязи, и они зачищали от травы каждый свою территорию. Всякий раз, увидев меня, животные бросали свое занятие и громко приветствовали. Наверное, импортное сено из Польши было очень вкусным.
Мы с Каролинкой сейчас не держим животных, так как их не с кем оставить, когда уезжаем в путешествие. Пока с нами жил Жорик, брали его с собой.
Итоги
Я живу здесь уже пять лет, потому что мне нравится и ничего другого не хочу. Это мой остров. В город езжу только по медицинским делам и за продуктами. Ну и в путешествия по Приморскому краю!
Сейчас моя дача — моя жизнь. Без преувеличений. Полгектара жизненного пространства — 48 м² дома и 4952 м² всего остального. Я в любой момент могу выйти побегать, попрыгать, насладиться общением с природой и вдохнуть полной грудью. Что еще нужно, чтобы почувствовать себя счастливым? В следующий раз расскажу, как мы строили дом.