Когда сыну было 2,5 года, я заметила, что мне скучно круглыми сутками развивать его эмоциональный интеллект и тренировать разные навыки, вопреки советам из книг для родителей.
Мне нравилось, когда ребенок самостоятельно занимался своими делами, а я — своими. Было здорово иногда делать что-то вместе, но быть вовлеченной в его жизнь на 100% и не иметь ни минуты личного времени мне не хотелось. Из-за этого я чувствовала себя плохой матерью и думала, что моему ребенку жутко со мной не повезло.
Психолог, к которому я обратилась за советом, успокоила: со мной все нормально. А моим запросам, которые касаются воспитания ребенка, полностью отвечает система Монтессори. Ее главный принцип — создать окружающую среду, через которую ребенок будет познавать мир. Это потребует усилий, зато мне не придется работать аниматором по 16 часов в сутки.
Чтобы не наломать дров, я решила не постигать новое самостоятельно, а отдать сына в детский сад, работающий по системе Монтессори. Расскажу, как его выбрать, чем такой сад отличается от обычного и сколько стоит.
Что такое система Монтессори
В начале 20 века итальянский ученый и врач Мария Монтессори основала особую педагогическую систему. Ее цель — создать окружение и среду, в которой ребенок может расти и развиваться в своем темпе, самостоятельно выбирать, чем и сколько заниматься.
В 1929 году Мария Монтессори открыла Международную ассоциацию Монтессори, или Association Montessori Internationale — AMI. А спустя почти 10 лет — центр подготовки монтессори-педагогов.
Сегодня деятельность всех детских учреждений, работающих по этой системе, регулирует международный стандарт. Он держится на трех основных составляющих: правильно организованной среде, подготовленных педагогах и разновозрастных группах.
Как организовано пространство в монтессори-саду
Группа, в которой занимаются дети, в таком саду называется монтессори-классом. Помещение обычно разбито на четыре зоны:
- Зона упражнений практической жизни учит малышей повседневным вещам. Например, одеваться, убирать за собой или готовить еду.
- Зона родного языка помогает подготовиться к обучению письму и чтению. Тут много карточек с изображением предметов, шероховатые буквы, подвижный алфавит, простые книжки.
- Зона математики знакомит с цифрами и учит считать.
- Зона сенсорного развития помогает развивать органы чувств ребенка. Например, можно завязать глаза и на ощупь трогать неизвестные предметы в мешочке. А можно слушать, как звенят разные по размеру звоночки.
В каждой зоне вместо игрушек — монтессори-материалы, которые одобряет Международная ассоциация Монтессори. От обычных игрушек в детском саду их отличают четкие правила использования и функциональность: пользуясь обучающими материалами, ребенок не просто развлекается, а тренирует определенные навыки. Например, учится считать, различать цвета или пользоваться скалкой и совком.
Если в обычном детском саду малыши играют куклами и машинками, на ходу придумывая правила, то в монтессори-классе материалы сами диктуют способы их использования. Например, баночки с запахами подталкивают ребенка к тому, чтобы он начал их нюхать и развивать обоняние, а закрытые коробки с разными наполнителями дают возможность потрясти их и обнаружить, что звуковые оттенки бывают даже у шума.
Каждый материал в классе представлен только в одном экземпляре. Если он занят, ребенку придется подождать. Так воспитывается терпение и уважение к другим. Свои игрушки в класс приносить запрещено, потому что условный солдатик или самолетик может отвлекать ребенка от главной цели — изучать пространство вокруг себя и учиться слышать свои желания.
Оттачивать познавательные навыки и самостоятельность в монтессори-среде можно не только в классе, но и на кухне и даже в раздевалке. Последнее особенно показательно. Чтобы зайти в класс, ребенку нужно поставить обувь на нужную полку, найти свой шкафчик, раздеться, сложить вещи на полку, надеть сменную одежду. Все это требует от него не меньшей концентрации и координированной работы разных отделов мозга, чем, к примеру, рисование геометрических фигур.
Пространство всего садика, а также все материалы и предметы должны быть адаптированы к возрастным особенностям детей. Например, крючки для одежды — на уровне роста ребенка. Личный шкафчик — не с именем, а с картинкой, потому что малыши еще не умеют читать. Все это для того, чтобы соблюдать одну из главных заповедей педагогики: «Ребенка учит то, что его окружает».
Еще тут серьезно относятся к запретам: все, что нельзя, закрыто, убрано или объяснено с помощью картинок так, чтобы дети поняли. Например, в горячий цех кухни детям заходить запрещено, поэтому там тяжелая дверь с высокой ручкой и большой плакат с красным крестом. Это понятнее, чем открытая дверь и слова педагога, что заходить туда почему-то не нужно.
Как устроены разновозрастные группы
В обычных детских садах дети разделены по возрасту достаточно строго: малыши 2—3 лет, которые еще плохо умеют даже самостоятельно есть и одеваться, занимаются отдельно от тех, кто уже вовсю учит буквы и готовится к школе.
В монтессори-системе тоже есть возрастные ступени, но другие: 0—3 года, 3—6 лет, 6—12 лет, 12—15 и 15—18 лет. Получается, что детский сад целиком охватывает ступень для детей с трех до шести лет: в группу одновременно могут ходить ребята, которые попадают по возрасту в этот диапазон.
Хотя дети в группе могут значительно отличаться друг от друга навыками и особенностями поведения, преподавателей это не смущает. Наоборот, это формирует сообщество, в котором дети поддерживают и заботятся друг о друге. Так, те, кто постарше, становятся наставниками для младших и помогают им — это развивает лидерские качества и учит поддерживать тех, кто слабее. Младшим это тоже идет на пользу: глядя на старших, они быстрее становятся самостоятельными и более уверенными в своих силах.
Мой старший сын прошел все этапы в рамках одной группы 3—6: сначала он был самым маленьким, а на момент выпуска — одним из старших. Ему нравилось наблюдать за самостоятельными ребятами, и он активно стремился научиться всему, что они умеют. Когда он повзрослел, ему нравилось помогать младшим ребятам. Думаю, именно это помогло ему стать заботливым старшим братом.
Кто может преподавать в системе Монтессори
В системе Монтессори педагог — это не надсмотрщик, а проводник в самостоятельность. Он показывает, как пользоваться тем или иным материалом, подсказывает, что еще интересного есть в зоне, которая заинтересовала ребенка, помогает организовать работу, но не выполняет ее за малыша и не оценивает результаты.
Гарантия качества образования педагога — наличие AMI-диплома. Чтобы его получить, необязательно ехать за границу. Курс Международной ассоциации Монтессори можно пройти, к примеру, в Санкт-Петербурге. Он длится 20 недель: нужно очно прослушать лекции, выполнить теоретические и практические задания и сдать экзамен.
В России есть много учебных центров, никак не связанных с Международной ассоциацией Монтессори, но заверяющих, что учат педагогов по этой системе. Речи об AMI-дипломе там не идет, и нет никаких гарантий, что качество образования будет соответствовать тому, что предлагает Международная ассоциация Монтессори.
Мне было важно, чтобы педагог в детском саду не кричал, не говорил раздраженно или резко. На мой взгляд, это недопустимо. Система Монтессори полностью соответствует этому: спокойный тон и уважительное, безоценочное отношение к ребенку — основа общения в монтессори-классах. Кроме того, учителя крайне внимательны к каждому ребенку, темпу его развития. Поясню на примере.
Мой четырехлетний сын никак не интересовался зоной с буквами, цифрами и чтением. Бабушки били тревогу: якобы если не заставлять и не приучать, то писать и читать ребенок не научится никогда. Но я была спокойна и знала, что всему свое время.
В какой-то момент педагог из монтессори-сада сообщила, что сейчас они с моим ребенком проводят много времени в зоне письма и цифр. Я и сама заметила изменения: сын стал приносить домой листочки с раскрашенными цифрами и попытками писать слова.
Решила уточнить, когда случилась любовь с этой зоной и как она это поняла. Я боялась услышать о подходе «заставили, потому что пора». Но все оказалось проще и правильнее. Когда сын складывал вещи, то заметил, что согнутая штанина похожа «на букву, которая там нарисована». По этой фразе педагог поняла, что портал в мир цифр и письма открыт, и начала помогать ребенку осваивать материалы зоны языка, в которую его наконец потянуло.
Сензитивные периоды Монтессори: что это такое и почему важно, чтобы педагог их заметил
Мария Монтессори выделила шесть основных сензитивных периодов развития — это возраст, в котором у ребенка открывается так называемое окно возможностей. Именно в это время его проще всего научить читать, писать, перебирать мелкие предметы или дружить с другими детьми. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.
Периоды нельзя предсказать заранее: у каждого ребенка это происходит в разные моменты жизни. Но известны возрастные диапазоны, когда они могут раскрыться:
- С рождения до 3 лет — восприятие порядка.
- С рождения до 5,5 года — сенсорное развитие.
- С рождения до 6 лет — развитие речи.
- С 1 года до 4 лет — развитие движений и действий.
- С 1,5 до 5,5 года — восприятие маленьких предметов.
- С 2,5 до 6 лет — развитие социальных навыков.
Внимательный монтессори-педагог способен заметить, когда открылось окно возможностей, наблюдая за ребенком и подмечая, к чему его тянет и на чем он концентрируется.
Еще мне нравится, что в методике Монтессори педагоги не стремятся просто запретить что-то. Их цель другая — объяснить детям логику правил: почему нельзя шуметь во время тихого часа или почему нужно поскорее собрать с пола разлитую воду. Когда ребенок понимает, зачем нужно правило, у него больше мотивации следовать ему.
Однако даже самые логичные правила не гарантируют, что ребенок всегда будет их соблюдать. Например, во время прогулки ребятам нельзя уходить на площадку для школьников. И если ребенок про это забыл или не хочет следовать правилу, то педагог не будет пытаться призвать трехлетку к голосу разума. Он посочувствует и поможет пережить этот момент: «Хочешь туда? Понимаю. Давай посидим и подумаем, как нам с этим быть». То есть достигнет цели не через наказание и строгость, а с помощью доброты и отзывчивости. Но на площадку не пустит.
Распорядок дня в монтессори-саду
Начало дня. Занятия начинаются в 09:00. Это не значит, что в это время нужно находиться в классе. Главное — переступить порог сада и начать погружение в среду Монтессори в раздевалке. Она специально оборудована для того, чтобы ребенку было удобно.
Прием пищи. Завтрак, обед и ужин — по расписанию. Но это не значит, что нужно идти есть со всеми, даже если не хочется. Прием пищи длится не 10—15 минут, а полтора часа. В любой момент в рамках этого времени ребенок может присоединиться к завтракающим педагогам и ребятам. И наоборот, он может пойти на завтрак первым и не ждать, пока соберутся другие.
Детям не выдают порционную еду в тарелке, как в обычном садике. Тут ребята сами накрывают на стол и кладут столько, сколько хотят съесть. Если нужно, на помощь приходит педагог — рассказывает, что сегодня приготовлено, приглашает ребенка присоединиться. Но не решает за него.
Обучение. В монтессори-саду нет отдельных занятий. Все это заменяет продуманная среда: столы, к которым ребенку удобно подойти, кухня, где дети могут сами положить себе еду, обучающие материалы для самостоятельных занятий — ребенок может взять их тогда, когда захочет.
На каждом шагу и в каждой мелочи видна забота о малышах и отражение девиза «Помоги мне сделать это самому».
Сон и прогулки. Из-за отсутствия жесткого расписания может показаться, что в классе царит анархия и беззаконие. Но это не так.
В монтессори-саду есть свои рамки: прогулки и сон — всегда по расписанию. Но внутри этих рамок ребенок делает то, что хочет. И это полностью соответствует главной заповеди Монтессори: свобода в заданном диапазоне.
Например, на улице малыш может кататься с горки, лепить из снега или просто сидеть на скамейке — это он решает сам. Но ребенок не решает, когда выйти на прогулку, — это компетенция педагогов.
То же самое со сном: дети укладываются спать все вместе, а не кто когда захотел. Если ребенок не хочет спать, он может спокойно полежать в кровати и послушать сказку, которую читает педагог. Но нельзя одеваться и выходить из помещения, потому что это может помешать другим ребятам.
Как мы устроили сына в монтессори-сад
Я недолго выбирала сад, работающий по системе Монтессори. Поисковик выдал несколько вариантов, ближайший оказался в 10 минутах пешком от нас.
Для поступления требовался минимальный пакет документов: паспорт одного из родителей, свидетельство о рождении ребенка и прививочный сертификат — его можно было донести позже. При этом наличие каких-либо прививок не было обязательным.
В первый раз мы привели сына в пустой класс: все ребята были на прогулке. Такой мягкий подход заранее предложила сама педагог: для малыша было бы большим стрессом сразу оказаться в группе с другими детьми и оставить маму за дверью. На тот момент сыну было 2,5 года и это был его первый детский сад.
Педагог сначала пообщалась со мной, чтобы ребенок видел, что мама доверяет этому взрослому. Потом переключилась на сына — пригласила вместе поиграть. Я наблюдала за этим, сидя в углу. Малыш знал, что в любой момент может ко мне подойти, поэтому не тревожился и активно интересовался игрушками.
Через час занятие-знакомство закончилось. Педагог за руку проводила сына в раздевалку, сказала, что ей понравилось с ним играть и завтра она вновь будет его ждать. Напомнила, что придут другие дети, но она всегда будет рядом.
Мне понравились и условия в саду, и отношение педагогов к ребенку. Расстраивала только цена: обычный частный сад у дома в 2015 году стоил меньше 15 000 ₽ в месяц, этот же — 25 000 ₽. Государственный сад мы не рассматривали вообще: я хотела внедрить в нашу жизнь метод Монтессори и тем самым упростить себе жизнь. Обычный детский сад для этого не подходил.
В итоге мы с мужем решили переплатить, но отдать предпочтение именно монтессори-методике. Мы подписали договор, и сын начал посещать сад от полутора до четырех часов. Так было, пока длился период адаптации. В нашем случае он занял почти три месяца. Постепенно сын перешел на полный день.
Как я организовала монтессори-среду дома
Через два месяца после того, как сын начал ходить в сад, педагог сделала акцент на том, что среда Монтессори не может быть ограничена стенами класса. Необходимо подстраивать под нее и домашнюю обстановку. В противном случае ребенку будет трудно ощущать себя комфортно и в саду, и дома, ведь в этих местах придерживаются разных принципов.
Я начала думать, как приблизить домашнюю обстановку к среде Монтессори. И вот что сделала.
Обустроила комнаты так, чтобы ребенок мог сам себя обслуживать. Начала с кухни: все детские столовые приборы мы переложили в нижние ящики — те, что находятся в зоне доступа ребенка.
Аналогично мы поступили и с другими комнатами: переложили детскую одежду на нижние полки в шкафу, расставили по дому детские табуреты и подставки, а также купили удобные коробки для игрушек. Ребенок получил возможность самостоятельно одеться, достать до раковины и помыть руки, взять нужные игрушки, поиграть, а затем сложить обратно в коробку.
На кухне внедрила такие же правила, как в саду. Каждый накрывает стол для себя — берет салфетку, тарелку, приборы. Затем самостоятельно накладывает себе еду из общего блюда на столе: сначала немного, а если чувство голода сохраняется — можно положить еще.
Также я добавила в зону доступа сына воду и тарелку с фруктами, чтобы он мог самостоятельно утолить жажду или взять яблоко, если проголодается. Это избавило меня от необходимости постоянно отрываться от своих дел и бежать мыть фрукты или наливать воду.
Еще мы договорились, что каждый будет убирать за собой тарелки и кружки. Это тоже облегчило мне жизнь: обслуживание кухни теперь делится на всю семью, хотя раньше я все тянула на себе. Когда появился второй ребенок, он считал, что эти правила — нечто само собой разумеющееся.
Перестала остро реагировать на скучающего сына. Раньше я постоянно играла с сыном. А если была занята и он говорил, что ему скучно, испытывала чувство вины.
С того момента, как я познакомилась с методикой Монтессори, пришло осознание: скука — важнейший инструмент самопознания для ребенка. Теперь я реагирую на его слова о скуке с радостью: «Так поскучай, это же круто!»
Это срабатывает. Сын быстро усвоил, что можно заниматься тем, что тебе интересно, и стал охотнее пробовать новое и быстро находить себе занятие: лепить из пластилина, листать книжки, собирать конструктор. Вскоре он стал пропускать пункт «Мне скучно» и сразу переходил к самостоятельной игре. Это дало мне больше сил и ресурса.
Пересмотрела свой подход к запретам. Раньше я часто повторяла слова «нельзя», «не трогай», «не лезь», «не бери». Зачастую не из-за желания уберечь сына от опасности, а скорее из-за последствий, которые будут неудобны для меня. Например, если ребенок дотянется до вазы, то может ее разбить. Это не смертельно, но некстати для меня: придется долго подметать, а потом мыть пол, чтобы собрать мельчайшие осколки.
Напомню, в монтессори-педагогике все, что реально нельзя, закрыто, убрано и физически недоступно для детей. Поэтому вместо того, чтобы 20 раз в день повторять «нельзя» и «не трогай», я переставила вазу на верхнюю полку, где ребенок ее не видит и физически не может достать.
Иногда мне все же приходилось говорить «нельзя», и я коротко объясняла почему. Сын негодовал, но у меня были силы это выдержать. Терпеть негативные эмоции ребенка 20 раз в день тяжело: ресурс принятия быстро исчерпывается и вместо сочувствия рождается злость, раздражение и даже агрессия. А вот вынести это всего пару раз в день — вполне терпимо.
Как изменилась наша жизнь с появлением системы Монтессори
Я заметила, что не только мне стало легче, но и в семье произошли перемены к лучшему. Вот что изменилось.
Качество проведенного с ребенком времени возросло. Когда я перестала быть аниматором и обслуживающим персоналом, то стала больше времени уделять себе. Моя «батарейка» почти всегда была полной. И я начала замечать, что сама хочу проводить время с сыном. Стало неважно, что именно делать вместе: играть, готовить ужин или просто валяться на кровати. Но делать это ровно столько, на сколько хватает сил и настроения.
Мы стали проводить вместе суммарно меньше времени, но с большей вовлеченностью со стороны меня. От этого стали ближе и дружнее. Я реже злюсь по пустякам и проявляю больше понимания. И сын будто растаял — стал ласковее. А из-за того, что я стала меньше одергивать его и вскипать по мелочам, он стал чутче меня слышать.
Сын стал более самостоятельным. Сын стал более самостоятельным. Уже не обсуждалось, что почистить зубы, одеться и собраться в сад он должен сам. Вскоре у нас появился второй ребенок, и самостоятельность старшего сильно экономила мой ресурс. А после возвращения старшего из садика мы дружно играли, читали и смеялись, а не проводили вечер в уговорах поесть, убраться и переодеться.
Мы с мужем стали дружнее. До появления детей у каждого из нас был свой взгляд на воспитание. Часто, когда нужно было договориться, в ход шел аргумент «просто так надо». Почему именно так, а не иначе, никто не знал.
Поэтому когда мы отдали сына в монтессори-сад, то начали работать над собой: по очереди ходили на беседы с ведущим педагогом, посещали бесплатные лекции психолога сада, а затем и платные семинары.
Это дало свои результаты. Мы стали внедрять новое в процесс воспитания и организации нашей жизни не потому, что так принято, а потому, что мы прочитали, обсудили с психологом и вместе пришли к выводу, что нам так лучше. Я перестала быть авторитетом и единственным специалистом в семье по воспитанию детей, а муж многое взял на себя.
Почему сменить монтессори-сад оказалось сложно
Через год мы решили переехать и возникла необходимость найти другой сад, поближе к новому месту жительства. Оказалось, что монтессори-сады бывают разные. И с первым садом, который соответствовал всем стандартам этой методики, нам просто повезло. Помимо высокой цены я столкнулась с главной проблемой: не все сады на самом деле по Монтессори, даже если открыто об этом заявляют.
Я записалась на пробное занятие в монтессори-сад, который находился недалеко от района, в котором мы собирались жить. Но вопросы к детскому саду появились у меня уже в раздевалке.
В прежнем саду занятия начинались с того момента, как ребенок переступал порог. Он погружался в продуманную среду и мог учиться самостоятельности. Здесь этого не было. Без помощи взрослого ребенок не мог сделать практически ничего: вешалки были высоко, мест для обуви и пространства для переодевания мало, у входа толпилась куча взрослых и детей, поэтому все нужно было делать быстро и никому не мешать. Это напоминало обычную квартиру, но никак не холл монтессори-сада.
Двери везде были открыты — детей тянуло посмотреть все комнаты. Однако задумка создателей садика была другой: сначала все должны находится в первой комнате, где можно заниматься с монтессори-материалами, а затем дружно перейти в другую — там можно порисовать. Все это время родители, которые привели детей на пробное занятие, должны были удерживать малышей на местах и искать веские аргументы, почему им нельзя пройти в ту комнату, но станет можно ровно через 20 минут.
Мне такой подход казался нелогичным. К тому же сын привык, что если сначала хочется рисовать, а потом листать книжку, то это нормально и для этого не нужно ждать остальных.
Не понравилась и манера общения педагога с детьми. Я постоянно слышала слова «не трогай», «подвинься», «отойди», «не лезь». Это была скорее няня на час, но никак не монтессори-педагог.
Когда дети переставали реагировать на приказы, в ход шли манипуляции и шантаж базовыми ценностями: «Кто такой непослушный мальчик? Посмотри, вот Петя стоит ровненько, а ты крутишься. Нехорошо таким быть!» Мне это напомнило модель поведения в обычном саду, в который я сама когда-то ходила. Там не разделяли ребенка и его поступок. И именно от этого я пыталась уберечь своего сына.
В прошлом садике взрослый старался установить контакт с ребенком: сесть на корточки, посмотреть в глаза, приобнять, назвать по имени. И только потом о чем-то просить. Часто от нашего первого монтессори-педагога я слышала констатацию факта. Например: «Смотри, куртка лежит на полу». Ребенок сам додумывал, зачем это было сказано. Но я никогда не слышала оценку, обвинение или приказ.
Все эти моменты дали понять: в саду нет правильно выстроенной среды и обученных педагогов — тех важных составляющих, которые лежат в основе системы. А слово «Монтессори» в рекламе — не что иное, как маркетинговая уловка.
На что обращать внимание при выборе монтессори-сада
Этот опыт был неудачным, но не бессмысленным. Чтобы найти хороший монтессори-сад, я стала читать о системе более вдумчиво и даже связывалась с педагогами из старого сада. Они рассказали, что иногда садик может назвать себя так только для того, чтобы повысить стоимость занятий, хотя на деле педагоги прочитали про методику одну книжку и закупили 1—2 материала в класс. Для родителей, которые не в курсе AMI-стандартов, этого будет вполне достаточно.
Однако сад может быть на пути к соблюдению этого стандарта. Например, требования к монтессори-среде уже выполнены, а педагоги еще в процессе обучения. Или, наоборот, закупили еще не все материалы, но уже набрали педагогов, прошедших аттестацию.
Настоящие монтессори-сады зачастую дороже обычных частных по нескольким причинам: необходимо найти просторное помещение, которое будет соответствовать стандартам методики, закупить материалы для детей, обучить педагогов.
Перечислю шаги, которые я предпринимала, чтобы отличить настоящий монтессори-сад от фейкового:
- Самостоятельно проверяла, соответствует ли конкретный детский сад монтессори-стандартам. Это можно сделать на сайте Фонда Монтессори в России — филиала AMI. Если садик есть в списке, значит, он полностью соответствует AMI-стандарту. Это гарант того, что в нем придерживаются системы, которую задумывала основательница метода.
- Записывалась на экскурсию по детскому саду. Обращала внимание на то, как устроены классы, какие материалы для обучения детей есть в наличии, как педагоги общаются с ребятами.
- Беседовала с педагогом, в класс которого потенциально может попасть мой сын. Мы обсуждали особенности развития ребенка, я объясняла, какие цели ставлю перед садиком, уточняла нюансы взаимодействия и адаптации.
- Посещала пробное занятие вместе с сыном. К этому пункту стоит переходить, только если все предыдущие устраивают.
Эти шаги помогли мне быстро найти хороший монтессори-сад — фактически это был первый вариант после неудачного опыта. Старший сын посещал его до 7 лет, затем перешел в монтессори-школу. Сейчас в знакомый сад ходит и младший сын.
Всего с монтессори-системой наша семья знакома уже 6 лет. За это время я увидела ощутимые плюсы: мне система помогла найти время на себя, а моим детям — обрести здоровую свободу, без нравоучений и навязывания чужих установок.
Я рада, что сыновья уяснили главную мысль: нужно достигать своих целей самостоятельно. То же самое с трудностями: не нужно ждать, что кто-то придет и все за тебя решит. Чем скорее ты разберешься с проблемой, тем быстрее займешься тем, чего действительно хочешь. Но при этом ты всегда сможешь рассчитывать на поддержку и чуткое отношение со стороны взрослых.
Запомнить
- Основа педагогической системы Монтессори — создание среды, в которой ребенок сможет самостоятельно выбирать, чем заниматься, расти и развиваться в своем темпе.
- Система Монтессори держится на трех составляющих. Это правильно организованная среда с классами, разбитыми на зоны, и обучающими материалами; подготовленный учитель с AMI-дипломом; разновозрастная группа, чтобы старшие заботились о младших, а младшие становились более самостоятельными.
- Главная заповедь монтессори-сада — свобода в заданном диапазоне. Например, прогулка, сон и прием пищи всегда происходят в одно время. Это своеобразные рамки. Но внутри этих рамок ребенок свободен. На прогулке он может делать то, что хочет, во время тихого часа — не спать, а слушать сказку, в обед — присоединиться к ребятам не прямо сейчас, а в течение полутора часов.
- Педагоги не запрещают, а объясняют детям логику правил. Если ребенок не хочет принимать правило, педагог посочувствует и поможет пережить этот момент с помощью доброты и отзывчивости. Но нарушить правило не даст.
- Монтессори-среда не может быть ограничена стенами класса. Необходимо подстраивать под нее и домашнюю обстановку. Самое первое правило — адаптировать все вокруг к возрастным особенностям ребенка: столовые приборы, его одежда и игрушки — все должно быть в зоне его доступа.
- Монтессори-сады дороже обычных частных, потому что соответствовать AMI-стандарту затратно: необходимо просторное помещение, специальные материалы для обучения детей и подготовленные педагоги.
- Приставка «монтессори» в рекламе детского сада может быть просто маркетинговым ходом. Поэтому лучше заранее проверить, есть ли конкретный сад в списке одобренных Фондом Монтессори, сходить на экскурсию, пообщаться с педагогом и только после этого идти на пробное занятие вместе с ребенком.