Какие продукты россияне чаще всего заказывают с доставкой
По данным исследования Data Insight, 11% опрошенных жителей крупных городов России заказывают продукты онлайн, когда захотелось чего-нибудь вкусного.
В то же время 71% обычно покупают продукты онлайн, чтобы пополнить запасы. Еще 17% опрошенных — когда срочно понадобился только один продукт, а остальное заказывают заодно. При этом среднестатистический заказ содержит восемь наименований различных товаров.
Мы решили выяснить, какие продукты россияне чаще покупают онлайн и как различаются корзины жителей в разных городах. Для этого совместно с аналитиками ecom.tech (ex Samokat.tech) и сервисом «Самокат» изучили данные доставки в городах-миллионниках за последний год . Для каждого города выделили 20 товаров, которые чаще всего встречаются в онлайн-заказах: как по группам и категориям продуктов, так и по конкретным наименованиям. Рассказываем, что узнали.
Какие продукты самые популярные
Среди самых частотных покупок ожидаемо присутствуют категории товаров, которые входят в потребительскую корзину Росстата, то есть те, что в принципе считаются базовыми. Это хлебобулочные изделия, молочная продукция, яйца, свежие овощи и фрукты. Кроме того, жители всех миллионников России покупают онлайн снеки и безалкогольные напитки — не только сладкую газировку, но и бутилированную питьевую воду.
Что касается конкретных продуктов, то, например, самый популярный вид молока — жирностью 2,5%, его выбирают в четырех из пяти случаев. Еще один молочный продукт, который встречается в списке 20 самых популярных товаров, — сметана.
Пшеничный хлеб заказывают в 3,5 раза чаще, чем ржано-пшеничный . Самые популярные овощи — огурцы, за ними следуют помидоры и репчатый лук. При этом сливовидные томаты берут в 1,5—2 раза чаще, чем более мелкие черри. Из фруктов в лидерах бананы и цитрусовые — в основном мандарины, лимоны.
Получается, типичный набор продуктов в среднестатистическом онлайн-заказе жителя российского миллионника содержал бы молоко жирностью 2,5%, яйца, огурцы и бананы.
Как популярность продуктов зависит от времени суток, дня недели и сезона
В теплое время года — весной и летом — предсказуемо чаще покупают мороженое, газированные напитки и воду. Зимой, когда нет изобилия местных овощей и фруктов, более популярны мандарины, персики и нектарины. Картофель чаще заказывают в период нового урожая — летом и осенью. Сахар — летом, так как в это время активно делают домашние заготовки на зиму.
Интересно, что кондитерские изделия популярны осенью и зимой, а снеки, сыры и колбасные изделия — зимой и весной. Мороженое и кондитерские изделия по будням покупают чаще, чем в выходные. Также с понедельника по пятницу заказывают продукты, которые нужны для готовки: мясо, рыбу, птицу и полуфабрикаты. А кулинария и готовые блюда пользуются чуть большей популярностью в выходные.
Что касается времени суток, то снеки, чипсы и семечки обычно заказывают по вечерам . Готовую еду — утром и в обеденное время. Кофе, какао и энергетические напитки — тоже утром. Мороженое — преимущественно днем и вечером.
Какие продукты популярнее других
Вместе с аналитиками ecom.tech мы посмотрели, как жители городов-миллионников заказывают пары разных товаров, которые часто покупают по принципу «или-или»: например, майонез и кетчуп, чай и кофе и тому подобное. Для этого сопоставили все заказы за год, которые содержат один из двух таких «парных» продуктов.
Оказалось, что майонез в целом по стране покупают почти в два раза чаще, чем кетчуп: в 63% случаев. При этом в течение года спрос равномерный, летние шашлыки и новогодние салаты на него не влияют.
Что касается сравнения чая и кофе — в целом россияне предпочитают последний: 58% против 42%. Летом чая пьют меньше, а с наступлением холодов спрос выравнивается.
Кофе чаще всего покупают в Санкт-Петербурге: 62% против 38% заказов, которые содержат чай. Самые «чайные» города — Челябинск и Уфа: 45 и 44% заказов соответственно. При этом Уфа — лидер среди миллионников по популярности черного чая, если сравнивать с зеленым: первый заказывают в 83% случаев.
В среднем по всем городам России доля черного чая составляет 79%, зеленого — 21%. Еще раз уточним, что речь только о корзинах, в которых встречается один из двух товаров в паре.
Какие региональные особенности есть в заказах
Есть такое понятие, как комплементарные пары товаров — такие, совместное потребление которых всегда более предпочтительно, чем каждого по отдельности. Скажем, часто вместе покупают хлеб и масло, кофе и круассан.
Существуют стабильные комбинации по региональному принципу. В южных регионах круглый год к свежим овощам покупают зелень, а в Сибири разнообразие зелени не важно, потому что в основном к овощам берут репчатый лук. В центральном регионе помидоры покупают с огурцами, на юге к ним заказывают петрушку и укроп, в Сибири предпочитают брать вместе с луком .
Какие любимые продукты уникальны для разных городов
Среди заказов в некоторых миллионниках есть продукты, которые не встречаются в списке самых популярных у жителей других городов. Например, в Москве и Санкт-Петербурге лидируют продажи готовых блюд. Сразу пять категорий — «Завтраки», «Перекус», «Салаты», «Первые блюда» и «Вторые блюда» — входят в топ-10 заказов в Москве и в топ-20 в Петербурге. В числе любимых продуктов в Москве — паста и сырники, в Петербурге — кофе и какао. Также в Северной столице неожиданно популярны бумажные салфетки и полотенца .
Интересно, что, в отличие от других крупных городов, в Москве и Петербурге среди популярных товаров нет мандаринов. А в Челябинске и Перми свежие фрукты покупают чаще всего: здесь в топе по два вида бананов и мандаринов, а также нектарины и черешня. При этом только в Красноярске любят киви, а еще в число любимых продуктов у местных жителей входят мясные деликатесы, пельмени, сосиски и сардельки, мясо птицы и замороженная кулинария. Столько наименований мясного не встречается ни в одном другом топе по городам.
Новосибирск — единственный город, где в перечень часто заказываемых товаров не попали булочные изделия , зато популярны сразу несколько видов черного хлеба. Еще в Новосибирске, как и вообще в Сибири, часто заказывают минеральную воду.
Омск — единственный из всех городов-миллионников, где в топе заказов есть семечки, а Краснодар с этой же точки зрения — столица онигири . В Воронеже заказывают много мороженого «фруктовый лед», а также майонеза, в Волгограде — салат из крабовых палочек с капустой, в Петербурге — борщ с мясом. У жителей Ростова-на-Дону и Уфы среди любимых продуктов есть голубика, а в Нижнем Новгороде и Самаре в топ входит чебупицца.
В Нижнем Новгороде и Казани чаще, чем везде, покупают детское питание. А Самару можно назвать городом мороженого: здесь любят сразу несколько его видов — в стаканчиках, брикетах и батончиках. В Волгограде, другом миллионнике на Волге, мороженое в списке популярных товаров не встречается вовсе.
В Екатеринбурге среди любимых у горожан продуктов нет самого распространенного вида снеков — чипсов. А в Омске «непопулярный» товар — это сыры.
В каких регионах популярны локальные продукты
Интересная особенность сибирских миллионников: в топе товаров Новосибирска, Красноярска и Омска есть газированная минеральная вода «Карачинская», которую добывают в Новосибирской области. В целом по стране чаще всего заказывают негазированную питьевую воду в таре от 5 л, а в Сибири — местную минералку в полуторалитровых бутылках.
Также среди популярных товаров в Красноярске можно отметить минеральную воду «Хан-Куль» из соседней Хакасии. Похожая ситуация и в других городах. В топе Екатеринбурга — минеральная вода «Обуховская» из скважины в Свердловской области, в топе Уфы — газированная питьевая вода «Красный ключ», которую разливают на одноименном источнике в Башкортостане.
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata