Дети
40K

«Не подкуп, а стимуляция»: 7 вопросов психологу о том, как мотивировать ребенка на учебу

Наталья Барложецкая — о типичных проблемах школьника
23
«Не подкуп, а стимуляция»: 7 вопросов психологу о том, как мотивировать ребенка на учебу
Аватар автора

Наталья Барложецкая

педагог-психолог

Страница автора
Аватар автора

Юлия Скопич

узнала о мотивации школьников

Страница автора

Иногда родители сталкиваются с такой ситуацией: ребенок заявляет, что не хочет ходить в школу, потому что стать блогером и зарабатывать сотни тысяч он легко сможет и без знания химии и тригонометрии.

Наталья Барложецкая давно работает педагогом-психологом и пишет книги о детской психологии. Спросили ее, как мотивировать подростков к учебе, стоит ли контролировать выполнение домашних заданий и как помочь ребенку адаптироваться в новой школе.

Как помочь включиться в учебный процесс?

Иногда за нежеланием учиться не стоит какая-то серьезная проблема: ребенку просто может быть сложно вернуться к учебе, особенно после каникул или болезни. Есть три метода, которые могут использовать родители, чтобы помочь преодолеть этот сложный период.

Напоминание о приятных вещах в школе. Большинство первоклассников идут в школу с удовольствием. Статус «ученика», первая учительница, учебники и даже домашняя работа кажутся вчерашнему дошкольнику захватывающим приключением. Но к концу четвертого класса даже у самых мотивированных детей желание учиться снижается, если не пропадает совсем. На первый план выходит не успех в учебе, а статус среди сверстников и возможность общения с новыми, значимыми для них взрослыми. Это нормальный этап взросления, через который проходят почти все дети.

Новые мотивы можно использовать, чтобы вернуть ребенку интерес к школе: «В прошлом году вы много ездили на экскурсии. Помнишь поездку в Псков? Мне кажется, вы с ребятами там весело провели время. В этом году, скорее всего, поедете еще куда-нибудь. А куда бы ты хотел? Кстати, ты не виделся еще с Васей и Пашей? Где они провели каникулы?»

Внимательно слушайте ответы ребенка и поддерживайте общение с помощью наводящих вопросов. Подобный диалог помогает погрузить ребенка в атмосферу приятных воспоминаний о школьных друзьях, любимом учителе и совместной деятельности, которая особенно нравится подростку. Так появляется желание встретиться и снова пережить приятные моменты.

Похвала. Доброе слово любому приятно, а подросток особенно в нем нуждается. Пока ребенок маленький, у родителей с похвалой и даже восхвалением нет проблем: «великолепный рисунок», «самая красивая девочка», «лучшая поделка» и «незабываемое выступление на празднике».

Но стоит ребенку перейти в среднюю школу, как поток похвалы резко снижается. Как раз тогда, когда самооценка подростка падает и он особенно нуждается в поддержке и одобрении, родители считают, что он уже взрослый и похвала ему не очень-то полезна. «Сам должен понимать, что учеба нужна прежде всего ему самому», «Это ему ЕГЭ сдавать и в вуз поступать», «Да и хвалить особенно не за что». Увы, столь далекие перспективы, как поступление в вуз и хорошая работа, для подростка слишком размыты.

Взрослый человек работает и получает за это вознаграждение каждый месяц, а иногда и чаще. Ребенка 11—12 лет слова о том, что надо заработать много баллов на ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз, не мотивируют. Нужны какие-то более близкие цели и ощутимые достижения. Если в учебе вы не находите поводов для похвалы, попробуйте посмотреть шире. Ребенок хорошо играет в футбол? «В этом году ваша команда уже будет в лиге средней школы. Вы сможете выезжать на турниры. Это будет интересный год».

Говорить что-то вроде «Тебе придется много трудиться, потому что в прошлом году у тебя по математике была тройка» нельзя, так как это еще сильнее отобьет желание учиться.

Система бонусов. Взрослые привыкли к системе бонусов, премий и вознаграждений на работе: дополнительный выходной, личный кабинет, машино-место на корпоративной парковке и обычная премия. Это не всегда и не обязательно деньги. Так почему бы не использовать такую систему для подростка? В качестве бонуса можно выбрать поездку с друзьями на картинг, поход в боулинг, покупку нового самоката. Меня часто спрашивают, не является ли это подкупом. Но ведь взрослые тоже любят получать премии! Со стороны начальства это не подкуп, а стимуляция.

Единственное, что я настоятельно не рекомендую использовать в качестве вознаграждения, это компьютеры, игровые приставки, гаджеты, которые будут отвлекать от учебы. Дарите то, что может быть интересно ребенку, но не будет ему мешать.

Стоит ли контролировать выполнение домашних заданий?

Хотелось бы ответить однозначно, но все зависит от человека. Большинство детей к 12 годам уже умеют организовывать свою деятельность, но если ваш ребенок не научился этого делать, то его предстоит контролировать и постепенно обучать этим навыкам.

Бывает, что подростки обманывают. Говорят, что выполнили домашнее задание, а сами даже не открывали учебник. Причины могут быть разные — от недостатка мотивации до отсутствия контроля со стороны учителя.

Что делать в этом случае? Попробуйте использовать технику ненасильственного общения, которую разработал американский психолог Маршалл Розенберг. Его формула состоит из четырех компонентов, каждый из которых исключает оценку или перекладывание ответственности:

  1. Факт: «Я вижу в электронном журнале, что ты получил двойку по математике и комментарий учителя, что ты не делаешь домашние задания». Важно, чтобы факт был безоценочным и содержал я-сообщение, то есть это должна быть фраза от первого лица.
  2. Эмоции: «Меня это безумно расстраивает». Назовите конкретную эмоцию, которую вы испытываете.
  3. Потребности двух сторон: «Я понимаю, что уроки — не самое интересное для тебя. Но и ты пойми: я хочу, чтобы ты усвоил хотя бы базовые знания по всем школьным предметам».
  4. Просьба: «Я тебя очень прошу впредь делать домашнюю работу».

Если вы повторили просьбу два раза, но ребенок ее проигнорировал, можно добавить еще один шаг — негативные последствия: «Повторение ситуации с двойкой и отсутствием домашнего задания приведет к тому, что…» А дальше четко оговаривается, какие именно последствия последуют и сколько это продлится. Например, если ребенок любит играть в футбол, попросите тренера оставить его на скамье запасных во время дружеского матча. Хочет пригласить в гости подруг с ночевкой и устроить девичник? «На две недели мораторий на развлечения». Так подросток постепенно осознает, что именно его действия влияют на события в жизни, а за свои поступки приходится отвечать.

Как развить мотивацию?

Интерес к познанию мира рождается в раннем детстве, когда малыш исследует окружающее пространство самым простым и доступным способом: трогает, кусает, бросает окружающие предметы. Если в это время родители сильно ограничивают деятельность ребенка, устанавливают запреты и сажают его в манеж, они гасят естественную познавательную активность.

С другой стороны, перегружать ребенка впечатлениями и покупать двести развивающих игрушек тоже не стоит. В чрезмерном изобилии малыш не успевает научиться чего-то хотеть. Когда родители подают ему все на блюдечке с голубой каемочкой, он перестает разбираться в своих желаниях. Если для того, чтобы достигнуть желаемого, надо в определенный момент приложить усилия, ребенку проще отказаться, чем преодолевать трудности. Так постепенно появляется подросток, которому ничего не хочется и все скучно.

Если это уже произошло, помочь ему понять, чего же он хочет, и развить в нем мотивацию к учебе будет сложнее — но стоит попробовать.

Не противостоять. Если ребенок заявляет, что хочет быть блогером, можно предоставить ему такую возможность, но обговорить условия. Например, сказать, что в течение месяца в его блоге должно быть не менее 500 подписчиков. Не получилось? Дать еще одну попытку, но не более. А потом помочь прийти к выводу: быть блогером — это работа, для которой нужны определенные знания.

Недавно я брала интервью у пяти известных русскоязычных блогеров, и все они имеют высшее образование. Четверо из них, помимо общеобразовательной школы, окончили музыкальную, а один — спортивную.

Сила действия равна силе противодействия. Если начать противостоять тому, чем ребенок хочет заниматься, его желание станет еще сильнее. Позвольте волне вас захватить. Если родители не воспринимают потребности ребенка, со временем он перестает воспринимать их слова.

Ограничивать желаемым. Ребенок обожает читать, но получил двойку по математике за то, что регулярно не делал домашние задания? Можно отказать ему в покупке новой книги, пока не исправит отметку. Но чтобы понимать, что именно может мотивировать ребенка, надо сначала разобраться в его желаниях.

Как заинтересовать чтением?

Если ребенок видит, что родители регулярно что-то читают и получают от этого удовольствие, он может последовать их примеру. Но так происходит не всегда. Вот что еще можно сделать.

Подбирать книги, подходящие по возрасту и пониманию ребенка. Для этого рекомендую предварительно читать их самим. К сожалению, ко мне на прием часто приходят люди, которые тщательно следят за питанием ребенка, но не за его духовной пищей. При этом они почему-то уверены, что он читает и смотрит только хорошие книги и фильмы.

Бывает и такое, что ребенок с удовольствием берется за определенные книги, но отказывается от Достоевского, Толстого и других классиков. Главная причина, по которой многим не нравятся уроки литературы, — это несоответствие программы уровню развития детей.

Сейчас я с ужасом слышу о том, что в школах будет изучаться роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», и задаюсь вопросом: зачем детям даже в старших классах читать про групповые изнасилования и кровь? «Преступление и наказание» Достоевского многим уже дается тяжело, а «Война и мир» Толстого обычно читается в кратком пересказе.

Дети должны быть готовы к таким произведениям. Но если вам удастся привить любовь к чтению, постепенно привьется и любовь к хорошей серьезной литературе. Ребенок сам прочитает Шолохова, но только тогда, когда будет к этому готов. Пока пусть читает то, что нравится, постепенно развивая вкус к серьезной литературе, а некоторые книги из школьной программы можно прослушивать в формате аудиокниг. Со старшим сыном мы так и сделали. Хотя я понимаю и позицию тех, кто считает, что читать и слушать — это разные вещи.

Давать поскучать. Важно обеспечить такие условия, чтобы ребенок не мог заняться чем-то еще, особенно посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры. Гаджеты убивают и желание учиться, и желание общаться. Я убедилась в этом на личном примере.

Однажды мы поехали с младшим сыном и дочкой моей подруги в Анапу. Сын читал взахлеб, а девочка совершенно не любила книги. Мы сняли маленький номер, в котором не было телевизора, и каждый день в самое жаркое время устраивали избу-читальню. Можно было просто лежать, спать и ничего не делать. Или читать. Мы с сыном читали, а девочка дня три скучала, присматриваясь к тому, что мы делаем. От скуки начала разглядывать картинки, а потом втянулась. Через три недели, когда мы вернулись в Москву, она уже читала взахлеб.

Как понять, что лучше перевести ребенка в другую школу?

На моей практике, проблемы в школе нередко означают проблемы в семье. Например, мама с папой разводятся, и ребенок сигнализирует плохим поведением или низкой успеваемостью: «это не у вас, а у меня проблема». Таким странным способом он надеется вновь объединить родителей. Это лишь один пример, но таких ситуаций может быть много.

Главное: если ребенок находится в хороших отношениях с родителями, его слушают, понимают и принимают, скорее всего, он сможет справляться с тем, что происходит в школе. Сложные отношения с учителем, с одноклассниками и отставание в учебе — все решаемо, если родители на стороне ребенка и он не боится обратиться к ним за помощью.

Но есть две основные причины, по которым действительно проще сменить школу.

Буллинг. Он включает в себя четыре вида агрессии:

  1. Вербальная: унизительные слова, клички, брань. Ребенок жалуется, что его обзывают, или вы сами слышали обидные высказывания в его адрес.
  2. Косвенная: порча и пропажа вещей. Например, верхняя одежда в раздевалке часто валяется на полу, кроссовки или форма ребенка постоянно куда-то пропадают, а потом он приносит их в ужасном состоянии — и так происходит регулярно.
  3. Физическая: синяки и ссадины. Ребенка задевают, толкают или зажимают, хотя это может казаться нечаянной грубостью. Для психики это серьезная травма.
  4. Психологическая: игнорирование. Ребенка могут удалить из общего чата класса или не отвечать на его вопросы.

Обычно это все происходит не на глазах учителей, подростки не столь наивны. Но встречается и травля с подачи или допущения преподавателя. В каждой ситуации стоит разбираться отдельно.

Если ребенок подвергся буллингу, его поведение меняется: он подолгу лежит на диване, ни с кем не общается, часто плачет, ничего не хочет, погружается в виртуальный мир, то есть для родителей его состояние напоминает депрессию. Но если у ребенка хорошие эмоциональные отношения с семьей, он обязательно обо всем расскажет.

Амбиции родителей. К пятому классу способности ребенка выражены достаточно, чтобы понимать, что именно его интересует больше. Нередко эти интересы не совпадают с амбициями родителей.

«В нашей семье все врачи — значит, и сыну лучше идти в химико-биологический». «Математика — царица наук, наша дочка идет в математический класс». «Знание языков всегда пригодится — мы в языковую школу».

С каждым из этих убеждений мне приходилось сталкиваться на практике. А что именно интересно самому ребенку? Какие у него есть склонности? «Филолог», попавший в математическую школу, начинает чувствовать себя хроническим неудачником, а «математику» будет трудно изучать языки.

В таком случае стоит пересмотреть выбор школы, чтобы она отвечала способностям ребенка. Тогда включиться в учебный процесс ему будет намного легче.

Как помочь адаптироваться при переходе в другую школу?

Хоть смена школы и становится кризисной ситуацией в жизни ребенка, любой кризис означает не только потери, но и возможности. Это надо показать. Так как в подростковом возрасте отношения со сверстниками становятся важнее, рекомендую использовать именно это в качестве рычага.

Помочь продолжить общение со старыми друзьями. Если ребенок скучает по друзьям, важно объяснить, что вы не будете препятствовать их общению. Они смогут видеться в выходные, каникулярные дни, ходить друг к другу в гости.

Рассказать о возможностях. Если у ребенка осталось много старых друзей, стоит проговорить, что он сможет найти новых и расширить круг знакомых. Если же отношения в прежней школе не складывались, переход в новую является отличной возможностью завести друзей.

Проработать страхи. Например, если ребенку тяжело знакомиться, надо его этому научить.

Австрийский ученый Конрад Лоренц, один из основоположников этологии — науки о поведении животных, заметил: когда гусь подходит к чужой стае, он делает это очень аккуратно. Сначала присматривается к сородичам, потом издает звуки — и постепенно ему начинают отвечать.

Так же происходит у людей. Пусть ребенок на протяжении нескольких дней присматривается к ребятам, запоминает имена тех, кто его заинтересовал. Самое волшебное слово для человека — это звук его имени. Как только ребенок запомнит имена, пусть начнет задавать ничего не значащие вопросы: «Вася, какой у нас следующий урок?», «Петя, где находится кабинет математики в вашей школе?» Вася, Петя сначала будут только отвечать, но потом сами начнут заводить беседу.

Если обратиться «Привет, ребята! Какой у нас следующий урок?», скорее всего, вопрос проигнорируют. А вот если спросить об этом лично Васю, он ответит. В идеале эти коммуникативные навыки осваиваются в возрасте 5—10 лет, но под влиянием гаджетов большинство современных детей прекрасно общаются в виртуальном мире. Просто сказать «привет» им уже сложно.

Как быть, если ребенку тяжело социализироваться?

Объяснить, что все люди разные. Есть те, которым мы не нравимся априори. Например, просто потому, что напоминаем первую любовь, которая не ответила взаимностью. Или наоборот: мы сразу нравимся и вызываем желание познакомиться, потому что напоминаем приятного человека. Но это не имеет лично к нам никакого отношения.

К счастью, таких полярных людей меньшинство, и чаще всего отношения зависят от того, как человек проявляет себя в коллективе. Чтобы найти друзей, не надо быть искрометным, веселым, умным или внешне привлекательным. Достаточно быть дружелюбным и проявляться так, чтобы окружающим с вами было комфортно.

Стоит объяснить ребенку, что не надо дружить со всеми или страдать потому, что он кому-то не понравился. Пусть присмотрится к тем, кто хорошо к нему относится, но при этом помнит, что не обязан с ними дружить.

Выслушать. В любой школе обязательно будет учитель, которому ребенок не понравится по каким-то своим причинам. Например, просто потому, что похож на надоедливого соседского ребенка. Но и подросток не обязан всем нравиться. В такой ситуации обычно достаточно хорошо себя вести, делать уроки и проявлять интерес к предмету.

Если это не помогает или не складываются отношения в коллективе, вот что стоит делать родителям:

  1. Выслушать, используя технику активного слушания. Помочь выговориться, разобраться в собственных чувствах, но при этом не реагировать бурно на слова ребенка. Можно сказать что-то вроде «Мне кажется, ты расстроен», а если ребенок не знает, спросить: «Ты расстроен или злишься?» Возможно, придется помочь ему разобраться в себе: «Я бы, наверное, была сильно расстроена». Задача первого шага: дать ребенку возможность эмоционально выплеснуть свое напряжение. Когда у нас происходит сложная жизненная ситуация, как ни странно, очень сложно найти человека, который просто выслушает. Зато сразу находятся люди, которые готовы решить проблему.
  2. Спросить, как ребенок собирается поступить: «Что ты собираешься с этим делать?», — после чего снова выслушать.
  3. Спросить: «Я могу тебе чем-то помочь?» На этом этапе можно помочь ребенку сформировать возможные варианты решения проблемы.
  4. Предложить выход. Например, если ребенок считает, что Марь Ивановна слишком требовательно к нему относится и занижает оценки, предложить договориться с ней об индивидуальных занятиях или предоставить ей свою помощь в проекте, в организации «недели математики» и так далее. Ребенок перестанет быть для нее одним из тридцати учеников в классе, и отношения наверняка наладятся.

Не надо сразу идти к директору и писать в родительский чат гневные сообщения. В средней школе ребенок стремится самостоятельно решать свои проблемы, и задача родителей — помочь ему это сделать.

Обратиться к школьному психологу или классному руководителю. Если вы знаете, что ребенку обычно тяжело дается социализация, можно попросить вам помочь.

Школьный психолог или социальный педагог может встретить ребенка у входа в школу, провести его по кабинетам, рассказать о расположении столовой, администрации, медчасти. Полезно познакомить новичка с несколькими активными ребятами. Работая в школе, я сама нередко привлекаю для этого старшеклассников. Прошу взять на пару дней шефство и показать новичку школу, курировать его пару дней, периодически подходя на переменах. Среди сверстников это рождает интерес, а значит, находятся темы для беседы. Старшеклассники чувствуют себя взрослыми и опытными старожилами.

Важно, чтобы в любой ситуации родители сохраняли эмоциональное спокойствие и помнили, что главным человеком для них является ребенок.


Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Наталья БарложецкаяС какими трудностями вы сталкивались, когда учились в школе?
  • Нехетти ГринС полным наплевательством моих родителей на мой учебный процесс, начиная примерно с 3-го класса. Так нельзя. Привычка учиться обязана быть сформирована с малых лет и должна быть железобетонной: нынешнему поколению придется до- и переучиваться вообще всю жизнь. Даже моему (плюс-минус 40) приходится, что уж там. Родительский контроль за учебным процессом может быть ослаблен только после того, как есть достаточная уверенность: ребенок способен честно и в срок делать уроки сам и лишь потом приступать к тому, что хочется (досуг). Но для этого родитель сам должен подавать пример такого поведения: сперва делать необходимое, а затем зависать в соцсетях и сериалах.3
  • Аватарка"Если вы повторили просьбу два раза, но ребенок ее проигнорировал, можно добавить еще один шаг — негативные последствия: «Повторение ситуации с двойкой и отсутствием домашнего задания приведет к тому, что…» А дальше четко оговаривается, какие именно последствия последуют и сколько это продлится. Например, если ребенок любит играть в футбол, попросите тренера оставить его на скамье запасных во время дружеского матча. Хочет пригласить в гости подруг с ночевкой и устроить девичник? «На две недели мораторий на развлечения». Так подросток постепенно осознает, что именно его действия влияют на события в жизни, а за свои поступки приходится отвечать." а ребенок в ответ тоже может что-то сказать: "ну и ладно, не очень-то и хотелось, лишай чего угодно, лишь бы уроки не надо было делать" , "а я тогда уйду из дома!" и тп. ваш ход?12
  • Ell'Нехетти, я не знаю...когда на работе говорят, что делают уроки с девятикассником, меня колбасит. Мб не всем надо высшее, а надо искать, где и кем душа лежит работать руками? Кстати, надеюсь конечно, что моему захочется учиться, но хз. И еще:кажется, У ВАС есть привычка учится. Как вы ее приобрели?4
  • АватаркаEll', мне кажется, это беда нынешнего поколения. я не помню такого, чтобы кто-то делал уроки с родителями постоянно, когда я училась. и я сама уроки делала с первого класса, вообще не понимаю как это могло быть "не хочу", задали - надо было делать. ну, если не знаешь и некому объяснить, то не сделаешь конечно, но это уже когда постарше. а сейчас у меня дочь в третьем классе, я прошу хотя бы попробовать что-то сделать самой, она не начинает пока не дождется меня. а по факту я читаю задание и до нее доходит что нужно сделать, но могла бы ведь сама прочитать, а если не понятно, то перечитать второй раз помедленнее. ладно английский, я сама его не знаю почти, мне в детстве с ним вообще никто помочь не мог, могли только ремня дать за то что не сделала хоть как нибудь, мы и сейчас в основном готовые ответы из интернета переписываем, но что по русски-то можно же напрячься мозгами немного и сделать. почему у современных детей это не работает - не понимаю, вроде моя же дочь, склад ума по наследству должен был передаться хотя бы наполовину. очень надеюсь, что самостоятельность в плане дз все же появится, иначе я не знаю какое у моих детей будущее. сын уроки делать так и не начал за 9 классов и закончил хуже чем мог бы.3
  • Нехетти ГринEll', с 9-классником уже не надо. В 14-15 лет, говорят психологи, человек способен к самоконтролю и самоорганизации: иные девицы выигрывают мировые чемпионаты в этом возрасте (худ.гимнастика, ФК). А вот с 5-классником - еще вполне да (не всё, но самое сложное и неприятное). Далее: дело не в в/о как цели, оно и правда в наше время нужно далеко не всем (честно говоря, лет 10 назад уже так было, просто мы не сразу заметили). Дело - в привычке системно приобретать знания. Любые. Хоть "ручные", хоть интеллектуальные. Например, музыка - можно обойтись средним специальным, но ушами и ручками пахать придется так, что пятеро юристов изумленно курят в стороне, роняя пепел на дипломы о высшем. У меня привычка учиться - "от противного". Сейчас - скорее "привычка учить") Обжегшись на родителях, "дую" на ребенка. Ну и на себя тоже, куда ж в наше время без апгрейда...0
  • Нехетти ГринАвторка, шах и мат авторам :) Всегда радуют подобные советы, уж и не знаешь - то ли смеяться, то ли пальцем у виска крутить, то ли риторически удивляться: где ж таких покорных овечек пубертатного возраста маги-психологи достают? (спойлер: воспитывать подростка, тем более запретами - поздно, родители для него не авторитет)3
  • АватаркаНехетти, у меня оба ребенка еще до подросткового возраста так отвечали, а инструкции что в этом случае делать в статьях и книжках почему-то нету. еще вариант ответа: "я лучше в окно выпрыгну, чем уроки делать". и что, проверять прыгнет-не прыгнет? с сыном к школьному психологу ходили, та мне цитировала гиппенрейтер про то что нужно просто обнимать 8 раз в день и ребенок когда-нибудь сам захочет всё делать (читала я те книжки, да, но на практике что-то пошло не так). что-то за 9 лет так и не захотел, увы =/5
  • Нехетти ГринАвторка, я тоже читала. Чушь там написана, про розовых единорогов.0
  • ChesnochettiАвторка, моей дочери 8 лет и пока из дома мы никуда не рвемся, но если она когда-нибудь меня будет шантажировать этим, я даже противиться не буду) Далеко уйдёт? К друзьям? Друзья, скорее всего, в том возрасте еще будут жить с родителями, которые не допустят этих ночёвок ну или сообщат мне. В теплотрассе будет ночевать? Вряд ли... В подъезде посидит? Ну посидит и домой вернётся. Квартиру снимет?) Денег не хватит))) И даже если уйдёт, то с опущенной головой через пару часов вернётся и там уже будем разговаривать. Или еще вариант: если услышу про уход из дома, спрошу о дальнейших планах. Как минимум, где, на какие средства и как долго она планирует проживать? Чем питаться? Как дальше жить?4
  • АватаркаChesnochetti, я тоже спрашивала. моя собирается сидеть на детской площадке одна, пока не умрет. меня сидение на детской площадке в одиночестве не устраивает, тем более в темное время суток.4
  • ChesnochettiАвторка, я бы все же постаралась дать возможность посидеть. Занять наблюдательную позицию где-то возле этой площадки, потому что ну правда мало ли что, и ждать, когда насидится. Понимаю, это, сложновато, но зато потом мысли об уходе больше не появятся. Сколько лет вашему ребёнку?8
  • АватаркаChesnochetti, 9. дело в том что она действительно может уйти и сидеть. я однажды ее так застала на площадке. я уходила в магазин, а ее дома кто-то обидел (я уже не помню кто, скорее всего дедушка) и она ушла. это мягко говоря небезопасно. на площадке вечером может быть кто угодно, это же не закрытая территория.1
  • ChesnochettiАвторка, помню лет в 13-14 меня несло, я кричала родителям — да я уйду из дома, да не хочу с вами жить! Родители мне ответили — иди, и задали мне пару вот таких вопросов, после чего я поняла, что блин нафиг я никому нигде не нужна. Намного лучше вести себя я после этого не стала, но поняла, что это бестолковый шантаж) Но в 9 лет, конечно, всё немного иначе.5
  • АватаркаChesnochetti, дети все разные. кроме того, ребенок, гуляющий один, может заинтересовать полицию и много кого еще. хоть в 9, хоть в 13. тем более девочка.2
  • ChesnochettiАвторка, да. Но в общем, я это всё к тому веду, что аргумент типа "а ребёнок сказал, что он тогда из дома уйдет" не должен быть аргументом. А в 15 лет этот ребенок что скажет? Или сделает ?2
  • АватаркаChesnochetti, не должен, но он есть! и что с этим делать я не знаю. и что он в 15 скажет или сделает я тоже не знаю. позволить в окно выпрыгнуть из--за уроков? кто знает что там в голове? в статье-то всё гладко, ты сказал это, ребенок послушно пошел делать уроки. а в жизни что-то идёт не так и статья ответов на это не даёт, увы.4
  • Юрий ГоликовВся школьная система обучения направлена только на одно: прочно связать у человека страдание и учёбу. Я выехал в жизни только на том, что интересные мне вещи в школе не преподавали, и я занимался ими в своё удовольствие.1
  • Ненад"...каждый из которых исключает оценку или перекладывание ответственности (ВОТ ТУТ ВНИМАНИЕ): ... 2. Эмоции: «Меня это безумно расстраивает». (ЭТО НЕ ПРО ОЦЕНКУ?) Назовите конкретную эмоцию, которую вы испытываете. Потребности двух сторон: «Я понимаю, что уроки — не самое интересное для тебя. Но и ты пойми: я хочу, чтобы ты усвоил хотя бы базовые знания по всем школьным предметам».: 3. Потребности двух сторон: «Я понимаю, что уроки — не самое интересное для тебя. Но и ты пойми: я хочу, чтобы ты (ЭТО НЕ ПРО ПЕРЕКИДЫВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?) усвоил хотя бы базовые знания по всем школьным предметам»."0
  • эксперточень много написано буковок... В 1-4 классе должны быть не числовые оценки, а индивидуальная обратная связь. Отказаться от оценок по предметам искусство, музыка и спорт. Оценки нужны в экзаменационные годы.3
  • Владимир ШевченкоНу это большинство. Кто с рождения остался без памяти. Ему надо подсказывать и быть другом. А кто помнит прошлые жизни и сам выбрал родителей, город и страну? Их 15 млн на планете. Что родителям делать если они не относятся к тем кто учился и возвращал себе свои способности. Учиться у детей. В РФ запретили. Разгромив организации. А в Африке и других странах можно.0
  • Ирина ВасильеваНе умела делать домашнее задание самостоятельно.0
  • Екатерина ОрловаТатьяна, тогда и система образования была другая. И экзамены и много чего. Сейчас технологии вперед идут семимильными шагами. Выводы то мы сделаем. Но есть вещи которые не мы решаем. Может быть вернут ту систему (образования. Я про качество).частично. С поправкой на современную жизнь... Много чего изменилось и приходится подстраиваться про новые реалии. Я училась с 88 по 99 гг0
Вот что еще мы писали по этой теме