Привет и добро пожаловать в Т⁠—⁠Ж!

Это инструкция для новых авторов о том, как написать статью в Тинькофф-журнал.

В первой части этого мануала — о том, на какие темы мы пишем и к кому из редакторов обращаться. Вся коммуникация — в «Телеграме».

Вторая часть посвящена общим вопросам: как выбрать тему, как устроена редактура, что такое матчасть, когда придет оплата и так далее.

Есть два способа написать в Т⁠—⁠Ж: за деньги и просто так

Некоторые материалы из тех, что мы публикуем на сайте, написаны нашими читателями. В таких текстах нет матчасти и экспертизы — только опыт и удивительные истории. Поэтому они не оплачиваются.

Если вы не согласовывали тему с редактором, а отправили свою историю через анкету — это именно такой случай. Если вы хотите написать экспертный материал и получить гонорар — читайте все, что написано на этой странице, и отправляйте заявку.

Если вам интересно рассказать свою историю, поделиться методом экономии или просто поговорить о том, что вас бесит, и непринципиален гонорар — вам сюда.

О чем вы хотите написать?

Вот варианты тем:

Инвестиции

Тут мы рассказываем обо всем, что может сохранить или приумножить ваши деньги: разбираем отрасли и компании на бирже, оцениваем инвестидеи, выбираем между вкладами, биржей и недвижимостью, рассуждаем, во что стоит инвестировать, а во что — точно нет.

Шеф-редактор раздела инвестиций — Никита Юкович. Если хотите написать материал про инвестиции, заполните заявку на статью и напишите Никите в «Телеграме» — @nixability.

Вот что можно написать на эту тему:

Если ваша идея не укладывается в эти примеры — все равно пишите Никите, что-нибудь придумаем.

Путешествия

В этом разделе мы пишем о поездках по России и другим странам, эмиграции, учебе за границей и законах, которые волнуют туристов. Шеф-редактор раздела путешествий — Настя Осян. Сейчас Настя временно не принимает новые заявки на статьи.

Вот главные рубрики, в которые обычно ищем авторов:

Если ваша история не укладывается ни в одну рубрику, это нестрашно: мы можем написать почти на любую тему, связанную с путешествиями. Главное — иметь опыт по теме и фотографии. Гонорар зависит от формата статьи.

Эмиграция

У нас есть рубрика «Как у них», в которой вышло уже более 70 подробных статей про переезд в разные страны. Все они собраны на интерактивной карте.

Мы продолжаем искать авторов в эту рубрику. Больше всего нас интересуют города и страны, о которых у нас еще никто не писал. Важное условие: автор должен эмигрировать в страну из России и прожить в ней минимум полгода, прежде чем писать статью.

Шеф-редактор рубрики — Марина Сафонова, @rumspringa в «Телеграме».

Примеры статей:

Если вы переехали из России в другую страну и хотите рассказать, сколько стоит в ней жить, заполните заявку и пришлите в «Телеграме» Марине Сафоновой @rumspringa.

Бизнес

Тут выходят материалы для предпринимателей и всех, кто хочет открыть свое дело или развивать свой бренд. Мы рассказываем про важные для бизнеса новости, делимся личным опытом предпринимателей и разбираем юридические и налоговые тонкости, чтобы вести дела по закону.

Шеф-редактор раздела про бизнес — Варя Гурова, в «Телеграме» — @akkiloki.

Вот в какие рубрики вы можете написать:

Список тем этим не ограничивается: можно написать и о том, как настраивали какие-то процессы в компании, удачно провели переговоры, или о чем-то еще.

Заполняйте заявку и отправляйте ее в Варе Гуровой.

Право

Тут мы выпускаем все, что связано с защитой прав, судебными спорами, налогами, работой государства и законами. Делаем инструкции и разборы, которые помогают повысить юридическую грамотность и отстоять свои интересы.

Шеф-редактор редакции «Право» — Кристина Фролова. Если хотите написать материал на тему, связанную с правом, заполните заявку и напишите Кристине в «Телеграме»: @krfrlv.

Вот о чем можно написать:

Если у вас есть другая тема, которая не укладывается в эти примеры, обсудите ее с Кристиной в «Телеграме».

С юристами мы можем сделать такие материалы:

Если вы юрист, напишите Кристине Фроловой, в чем специализируетесь и на какую тему хотели бы написать статью. Что-нибудь придумаем.

Рубрика «Что делать?»

«Что делать?» — это бесконечная рубрика ответов на реальные вопросы читателей Т⁠—⁠Ж. Чтобы стать автором рубрики, надо быть экспертом — в правах, судах, ЖКХ, автомобилях, безопасности, новостройках, налоговых вычетах, ИП, ООО, самозанятости, кассовых аппаратах, личном бюджете и так далее.

Шеф-редактор рубрики — Кристина Фролова, @krfrlv в «Телеграме».

Вот примеры ответов в рубрике «Что делать»:

Все вопросы читателей и ответы экспертов можно посмотреть в потоке «Что делать?».

Больше всего вопросов у нас ждут юристов. Если вы юрист, скорее всего, у нас есть для вас подходящий вопрос. Напишите Кристине, на каких темах вы специализируетесь и на какие вопросы могли бы ответить.

Медицина

В медицинской редакции Т⁠—⁠Ж мы выпускаем тексты про здоровье, болезни, лекарства и все, что связано с белыми халатами и запахом хлорки.

Медицинский шеф-редактор — Оля Кашубина. Если хотите сделать материал о чем-то, связанном с темой здоровья, — заполните заявку на статью и пришлите в «Телеграм» @kashubina.

Какие темы нам нравятся:

Если хотите написать о чем-то, чего мы не упомянули — заполняйте заявку, будем обсуждать.

Важно: медицинская редакция Т⁠—⁠Ж придерживается принципов доказательной медицины. Если вы никогда не пользовались Пабмедом и не знаете, что такое Аптудейт, возможно, нам будет сложно найти общий язык. Посмотрите статью про источники медицинской информации, которые мы уважаем.

Недвижимость

В этой редакции мы выпускаем все, что связано с недвижимостью: как купить и продать квартиру, взять ипотеку, построить дачу или заработать на ней. Еще рассказываем, как экономить на ЖКУ, сделать ремонт или обустроить дом.

Шеф-редактор раздела про недвижимость — Лена Евстратова. Если хотите написать материал на эту тему, отправьте заявку в «Телеграм»: @mnogobukoff.

Какие темы нам нравятся:

Если у вас есть своя тема, которой тут нет, — например, вы умеете декорировать участок, знаете, как расхламить квартиру и заработать на этом или как правильно паковать вещи при переезде, — заполните заявку и обсудите ее в «Телеграме» с Леной Евстратовой.

Дети

В детской редакции мы говорим об опыте родительства, но не забываем про деньги и право. Например, делимся с читателями списком необходимых вещей для отдыха с ребенком на пляже — и тут же показываем, сколько они стоят, а когда рассказываем о безопасности в детском саду, то закрепляем свои доводы санпинами и прочей нормативкой.

Вот о чем мы писали:

Шеф-редактор детской редакции — Катя Табатчикова. Если вы хотите рассказать о собственной методике воспитания и обучения, поделиться методами экономии на детской одежде или у вас есть другая идея для статьи — заполните заявку и отправьте ее Кате в «Телеграме» — @tabatch. Придумаем, в каком формате лучше всего показать ваш опыт.

Образование / Учеба

Это редакция для всех, кто хочет выбрать школу, вуз, онлайн-курс или стажировку. Научиться новому, чтобы повысить свою ценность на рынке труда, сменить профессию или просто для удовольствия.

Мы собираем опыт читателей и советы экспертов, лайфхаки по обучению и интересные возможности для саморазвития.

Шеф-редактор — Кирилл Савинов. Если хотите написать про учебу, заполните заявку на статью и напишите Кириллу в «Телеграме» — @kirillsavinov.

Вот какие тексты вы могли бы нам писать:

Если у вас есть другая идея на тему образования — не стесняйтесь и заполняйте заявку.

Учебник

В Учебнике мы делаем курсы обо всем, что касается денег, и не только: мы уже писали о том, как инвестировать и как воспитывать собаку, как использовать кредитку и как помогать другим, как взять ипотеку и как сортировать мусор.

Есть три способа поучаствовать в создании курса:

  1. Стать автором — придумать план и написать курс.
  2. Стать экспертом — дать полезные советы авторам.
  3. Попасть в фокус-группу — читать курсы раньше всех и делиться мнением.

А если сомневаетесь в теме, хотите узнать подробности или задать вопрос, пишите продюсерам Учебника — Оле Дуб и Вике Комаровой, @sister4you и @ctcpwrtr в «Телеграме».

Любая другая тема

Если у вас есть интересный личный опыт, связанный с деньгами, тратами, экономией, — вам в открытую редакцию. Статьи открытой редакции — это большие и подробные материалы о любом личном опыте читателей.

Если у вас есть уникальный опыт — например, вы ведете бюджет, шьете одежду, оптимизируете траты на еду, получили налоговый вычет, сняли идеальную дачу на лето, купили машину, выучились на повара, построили дом или отсудили у соседей деньги за залитую квартиру, — вы можете написать нам статью.

Шеф-редактор открытой редакции — Марина Сафонова, @rumspringa в «Телеграме». Статья начинается с заявки: вам нужно ее заполнить и показать редактору.

Примеры статей:

В статью для Т⁠—⁠Ж можно превратить практически любой опыт, как-либо связанный с деньгами. Заполните заявку и покажите ее Марине Сафоновой — в «Телеграме» @rumspringa.

Краткая таблица тем и шеф-редакторов

Про что хотите написать К кому обратиться
Инвестиции, кредиты, ипотека, все, что связано с расчетами Никита Юкович @nixability
Бизнес: рассказать о своем деле, раскрыть экономику, показать ошибки и успехи Варя Гурова @akkiloki
Все про медицину и здоровье Ольга Кашубина @Kashubina
Все про путешествия по миру и России Настя Осян @anastasia_osyan
Право Марина Сафонова @rumspringa
Жизнь в других странах и городах России Марина Сафонова @rumspringa
Все про недвижимость Лена Евстратова @mnogobukoff
Все про образование Кирилл Савинов @kirillsavinov
Технологии: все про устройства, приложения и что в принципе происходит в ИТ-мире Султан Сулейманов @sultee
Все, что связано с автомобилями Григорий Голованов @gregoryskp
Все про то, как обезопасить себя и своих близких от мошенников Петя Рябиков @peteryabikov
Все про детей: опыт родительства Катя Табатчикова @tabatch
Все про право Кристина Фролова @krfrlv
Все остальные темы с личным опытом Марина Сафонова @rumspringa
Курсы в Учебнике Катя Летова @letova
Про что хотите написать
К кому обратиться
Инвестиции, кредиты, ипотека, все, что связано с расчетами
Никита Юкович @nixability
Бизнес: рассказать о своем деле, раскрыть экономику, показать ошибки и успехи
Варя Гурова @akkiloki
Все про медицину и здоровье
Ольга Кашубина @Kashubina
Все про путешествия по миру и России
Настя Осян @anastasia_osyan
Право
Марина Сафонова @rumspringa
Жизнь в других странах и городах России
Марина Сафонова @rumspringa
Все про недвижимость
Лена Евстратова @mnogobukoff
Все про образование
Кирилл Савинов @kirillsavinov
Технологии: все про устройства, приложения и что в принципе происходит в ИТ-мире
Султан Сулейманов @sultee
Все, что связано с автомобилями
Григорий Голованов @gregoryskp
Все про то, как обезопасить себя и своих близких от мошенников
Петя Рябиков @peteryabikov
Все про детей: опыт родительства
Катя Табатчикова @tabatch
Все про право
Кристина Фролова @krfrlv
Все остальные темы с личным опытом
Марина Сафонова @rumspringa
Курсы в Учебнике
Катя Летова @letova

Как выбрать тему

Главная цель Т⁠—⁠Ж — помогать читателям не терять деньги, сберегать их и зарабатывать больше.

Наши любимые темы: накопления, инвестиции, траты, экономия, ведение бюджета, судебные споры, ЖКХ, налоги, вычеты, право, безопасность и разоблачение мошенников, медицина, имущество, недвижимость, путешествия. Еще мы очень любим писать про ипотеку, кредиты, банки и траты на что угодно: детей, животных, еду, увлечения, свадьбы, строительство, ремонт. В общем, все, что так или иначе относится к личным финансам.

Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для статьи в Т⁠—⁠Ж.

Нам интереснее выпускать статьи, которые не потеряют актуальность ни через пять, ни через десять лет. Статьи про биткоин, например, быстро стали никому не интересны. А статьи про ведение бюджета, маткапитал, пенсию, ипотеку, покупку квартиры актуальны всегда.

Темы про политику и психологию мы не берем.

Главный критерий выбора темы — вам должно быть легко написать на нее статью. В идеале должно быть так:

  1. У вас есть богатый личный опыт, вам не нужно для этой темы ничего исследовать.
  2. У вас есть фотографии или сканы документов, о которых пойдет речь в статье. Не нужно ничего искать в интернете.

Матчасть и вещдоки

Матчасть — это ссылки на авторитетные источники по теме статьи. В комментарии к статье, скорее всего, придут люди, которые тоже разбираются в этой теме — или думают, что разбираются. Они будут писать, что автор вообще ничего не понимает и что на самом деле все не так. Чтобы этого не случилось, нужна матчасть.

Самые простые примеры матчасти:

  1. Нормативно-правовая база — законы, акты, постановления правительства, письма ведомств.
  2. Решения судов.
  3. Сайты ведомств, в том числе иностранных.
  4. Официальная статистика.
  5. Научные исследования в рецензируемых журналах.
  6. Цитаты экспертов по теме.
  7. Карты, градостроительные планы, схемы и инженерные чертежи, которые вы можете расшифровать.
  8. Официальные правила, например правила федерации ММА России с указанием конкретного пункта.

Если матчасти в вашей статье нет, а различные утверждения есть, редактор попросит вас найти пруфы, которые эти утверждения подкрепят. Например, если автор пишет, что во Франции сейчас огромная безработица, редактор попросит его найти официальную статистику и поставить ссылку на поля. Можно на английском или французском языке.

Вещдоки — это самые разные иллюстрации: скриншоты, фотографии, карты, сканы и шаблоны документов, чертежи и т. д. Их в статье должно быть много, потому что в Т⁠—⁠Ж любят все визуальное. Вещдоки подтверждают, что все, о чем вы пишете, действительно происходило именно так, и показывают читателю, куда смотреть, чтобы сделать так же.

Чужие фотки из интернета брать нельзя. Фотографии и сканы должны быть вашими. Сканы документов из интернета — иногда можно, но с большой осторожностью. Например, можно взять из интернета незаполненный бланк, а вот заполненный чужими данными, скорее всего, уже нельзя. Но можно для примера заполнить самостоятельно — выдуманными данными.

Чем больше вещдоков на старте, тем лучше.

Что еще может быть вещдоком:

  1. Факты, числа, статистика, таблицы. Например, можно написать классный разбор очередного отчета Росстата, где этот отчет будет вещдоком.
  2. Диалоги, скриншоты переписки. Например, можно написать статью о переговорах, где в качестве вещдоков будут реплики людей. Вот пример такой статьи. Помните, что публиковать чужую переписку можно только с разрешения или без упоминания личных подробностей.
  3. Карты, если вы пишете статью, где важны маршруты.

Если у вас на иллюстрациях есть какие-то личные данные, которые важно закрыть, мы без проблем все заблюрим. Мы постоянно так делаем.

Редактура

Когда вы принесете черновик, с ним будет работать редактор. Будьте готовы к тому, что редактор задаст вам тысячу вопросов и серьезно перепишет ваш текст под наши стандарты.

У нас информационный, а не художественный стиль. Если автор пишет очень ярко и выразительно, редактор, скорее всего, оставит в статье только информацию. Это требование редполитики: для нас главное — информация, а не чувства. Если не знаете, что такое информационный стиль, вот полный справочник.

Мы стараемся минимизировать количество итераций, но иногда редактору все-таки приходится несколько раз отдавать статью автору на доработку. Бывает, что надо ответить на вопросы, о чем-то рассказать подробнее, добавить чисел, примеров, фото, статистики. Лучше отвечать на все вопросы редактора максимально подробно.

Если вам не нравится работать с нашим редактором — напишите ответсеку, мы все разрулим. Если вам кажется, что мы с вами решительно не совпадаем по стилю, — это нормально, нам просто сейчас не по пути.

Не стесняйтесь о себе напоминать. Бывает, что вы присылаете в «Телеграме» ответсеку или редактору ссылку на статью, а он не отвечает полдня, день, второй. Скорее всего, его там завалило и ваша ссылка уплыла вниз. Напишите еще раз, не стесняйтесь.

Оплата

Мы платим за статью по заявке 10 000 Р.

Все авторы работают с нами по договору-оферте. Мы заключаем его удаленно, приезжать никуда не надо. Нужно будет прислать ответсеку стандартные документы: паспорт, СНИЛС, ИНН, банковские реквизиты.

Юридически мы можем работать только с гражданами РФ, у которых есть СНИЛС и налоговое резидентство РФ. Если вы гражданин Украины или Беларуси, у нас нет простого способа вам заплатить. Поднимите этот вопрос на старте, что-нибудь придумаем.

Все налоги платим мы. Деньги за статьи приходят в первой декаде следующего месяца. Сама статья может выйти хоть через неделю после этого, хоть через месяц, хоть через полгода: это определяется редакционным календарем и ситуацией в мире.

Оферта одна для всех. Если вам не подходит наша оферта, мы, к сожалению, не сможем с вами работать.

Что запрещено делать в Т⁠—⁠Ж

Обманывать редакцию. Мы не всегда можем выявить обман, но если выявляем, прощаемся с автором сразу и навсегда. Все его текущие статьи снимаем, невыплаченные гонорары отзываем.

Копировать чужой текст. Цитировать можно, плагиат сайтов вроде Википедии и прочих приносить нельзя. Чтобы процитировать, нужно указать автора и поставить ссылку. Если автор статьи выдает чужой текст за свой, мы прощаемся.

Собирать статью по материалам с форумов. Если автор собрал статью по материалам из интернета, выдав это за личный опыт или за общение с экспертами, мы считаем это обманом. Также мы максимально не приветствуем «Прессфид» и интервьюирование других людей, чей опыт автор потом выдает за свой.

Представительство. Мы не работаем с представителями авторов, их маркетологами, секретарями, агентами и гострайтерами. Каждый автор пишет статью самостоятельно и редактирует ее вместе с редактором. Также мы не будем писать статью, если автору ее заказал его руководитель, пусть даже и про личный опыт.

Перепечатывать статьи без разрешения редакции. Тексты, которые отредактировал и выпустил Т⁠—⁠Ж, принадлежат Т⁠—⁠Ж.

Прочее. На всякий случай добавим, что у нас нельзя печатать рерайты чужих статей и приносить тексты, которые уже опубликованы на другом сайте, в личном блоге, на форуме, в «Яндекс-дзене», в телеграм-канале и так далее.

Иногда мы снимаем статьи

Бывает так: все собрали, написали, отредактировали — и тут на последнем этапе шеф-редактор говорит: «Простите, статью заворачиваем, выпускать не будем». Мы стараемся так не делать, но изредка это случается. Вот почему такое бывает.

Что-то произошло в мире, и статья больше не актуальна. Например, Роскомнадзор начал блокировать все сайты, на которых употребляется слово «крыжовник», потому что им пользуются террористы. А у автора статья про крыжовник — и никак его оттуда не выпилишь.

В статье обнаружился чей-то коммерческий интерес. Мы просто ненавидим, когда к нам приходят засланные сотрудники каких-либо компаний, поэтому любые пиар-статьи жестко заворачиваем. Это однозначная причина снять статью. В старой редполитике у нас был об этом специальный пункт.

Мы стараемся-стараемся, а получается ерунда. Например, у автора есть личный опыт, но нет никакой матчасти, никто из редакторов не может ее грамотно добавить — и в целом статья получается неубедительной. Это самое обидное, но тоже бывает.

Если мы завернули вашу статью, вы можете взять отредактированный текст и опубликовать где-то еще. В любом случае заворачиваем статьи мы крайне редко, поэтому стараемся все с автором подробно проговорить.

За дело. Если все это вас не пугает и вы готовы написать свою первую статью в Т⁠—⁠Ж, добро пожаловать :-)

Вам также могут пригодиться эти гайды: