Мое достижение: я поборола страх и открыла свое дело в 45 лет

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Записки Психолога

Страница автора

Путь к цели

“Лена, у тебя же карьера, какое репетиторство?” — эта фраза была моим главным спутником в течение года, после начала самостоятельной деятельности.

Сколько себя помню, мне нравилась математика и дети, поэтому я пошла учиться в университет на преподавателя математики и информатики.

За двадцать шесть лет построила хорошую карьеру в области образования, дойдя до декана факультета одного из самых крупных университетов России, хотя начинала, как простой преподаватель по математике в маленьком городке в Беларуси. Сфера образования кормила меня долгие годы, позволила получить второе образование в области психоанализа, а также нещадно трепала нервы и подпитывала мысль “я не на своем месте”.

Желание начать свое дело, преследовало меня достаточно давно, но всегда были обстоятельства: покупка квартиры, ремонт, перевозка пожилых родителей поближе и самое главное — отсутствие уверенности в том, что у меня получится. И вот случился ковид, который уложил меня на больничную койку на целый месяц. В этот момент я поняла, что нужно что-то менять и прямо сейчас, потому что то, что я делаю сейчас меня не устраивает и не вдохновляет.

После выздоровления я ушла в отпуск на месяц с последующим увольнением и тут началась борьба со своими собственными страхами (да-да, у психоаналитиков они тоже есть).

Сначала я не совсем понимала, как объединить математику и психологию, и очень долго крутила все возможные комбинации в голове. В конечном счете остановилась на том, что научу детей быть уверенными в себе и покажу, что математика это не страшно. К большому сожалению, когда я озвучила свое желание сменить деятельность и уйти в самостоятельное плаванье, никто из моих близких людей меня не поддержал. Все говорили “Лена, у тебя же карьера! На репетиторстве ты не заработаешь!”. Но сдаваться — это не про меня и я начала думать, с чего начать.

Как и у большинства репетиторов, которые только начинают свой самостоятельный путь, я начала с сотрудничества с онлайн-школой, так как совершенно не понимала откуда брать клиентов и чувствовала себя ребенком, который учится ходить.

Страхи

Тут и появился страх №1 “Отсутствие стабильности” — когда ты много лет знаешь, что и как работает, мозг быстро привыкает и всячески сопротивляется всему новому и неизвестному.

Работа в найме создает новую привычку, что в определенный день на счет поступят привычное количество денег. Так формируется отлаженная нейронная связь действий и последствий, которая становится привычной.

Чтобы помочь себе в формировании новой рутины, я завела ежедневник и фиксирую в нем абсолютно все свои достижения в деятельности, выполненные цели, веду планирование как на каждый день, так и на более продолжительный срок. Раскрыла для себя преимущества граф “Итоги недели” и “Итоги месяца” — это помогает мне фиксировать визуально то, чего я уже добились и что у меня получилось.

Страх № 2 “Падение дохода” — когда я отработала первый месяц репетитором, я заработала всего 14.000 руб. Это был шок и ужас, ведь будучи деканом я получала 150.000 руб. Я вспомнила все, что говорили близкие и последующие несколько месяцев, даже несмотря на растущий доход, я испытывала чувство тревоги.

Чувство долга и ответственности привели меня к состоянию “я всегда кому-то что-то должна”. Рекламирование чужого успеха со всех сторон стало скорее давить, чем мотивировать. При этом мало кто рассказывал историю своего пути из-за чего создавалось ощущение, что другие люди обладают какими-то секретными техниками, которые мне неизвестны.

Ожидание быстрого результата сопровождалось разочарованием, когда быстрого взлета не происходило.

В итоге я решила составить список обязательных ежемесячных трат, которые постоянны и неизменны. Это дало мне возможность, понять мой финансовый минимум, ниже которого я не могу позволить себе “падать”. Далее сформировала перечень действий, которые помогут мне прийти к минимальной финансовой планке и которые впоследствии можно масштабировать.

Спустя год, дойдя до своего стабильного минимума я по пунктам прописала свою собственную траекторию движения из точки А в точку Б, которая должна была привести меня к желаемому уровню заработку.

Когда я “обросла” постоянными учениками, завершение сотрудничества с кем-то из студентов я воспринимала очень болезненно и из-за этого появился страх №3 “Таких как ты много, кому ты нужна” — находясь длительный период идеальным винтиком в отлаженном механизме человек, зачастую теряет свою индивидуальность и в новой ситуации не способен выделить свою “изюминку”, потому что считает, что в нем нет ничего особенного и он не сможет выделиться среди конкурентов.

При выходе в самостоятельное плавание, мозгу сложно сразу сформировать сильные стороны из-за стресса и необходимости создания новых нейронных связей. Сказывается неумение оценивать собственные достижения, ожидание оценки навыков и действий со стороны, не знание своих сильных и слабых сторон.

Для того, чтобы понять набор своих навыков, я решила их оцифровать. Выписала свой стаж работы в годах, количество проведенных занятий в часах за годы работы, количество учеников, сколько и каких было проектов с результатами. Это помогло мне понять, что я начинаю не с нуля и мне есть чем поделиться.

Через два года, когда доход стал близок к тому, сколько я зарабатывала в университете, появилась необходимость в написании статей для блога и в создании дизайна для постов. Это стало занимать уйму времени и я не заметила, как погрязла в рутине, которая мне не нравится, ведь я не дизайнер и не копирайтер, но я боялась доверить часть деятельности другим людям. Так появился страх №4 “Боюсь делегировать”.

Тут сказалась привычка все делать самостоятельно и ограничивающее убеждение “хочешь сделать хорошо — сделай сам”, а также понимание, что другому человеку нужно платить и это станет дополнительной строчкой расходов.

Чтобы выйти из этого круга я просто призналась сама себе в том, что не люблю некоторые виды деятельности. Ведь в состоянии неудовлетворенности “нелюбимые” задачи растягиваются во времени, а это приводит к потере возможного дохода.

Я посчитала сколько времени трачу на то, что мне не нравится и сравнила с тем, сколько могу заработать, если эти задачи делегировать. Оказалось, что при делегировании я смогу заработать существенно больше, чем необходимо платить специалистам.

На пути развития своего дела, я заметила, что стала испытывать чувство стыда “А вдруг не получится?”, тогда все будут смеяться и тыкать пальцами, говорить что я неудачница. Поймав себя на этих повторяющихся мыслях, я раскрыла свой страх №5 “Страх ошибки”. Всем известная фраза из детства “будь хорошим”, которая повторяется неоднократно оставляет свой отпечаток. С возрастом установка “быть хорошим” никуда не исчезает. Человек ожидает признания и похвалы, а ошибка и промах сильно бьют по самооценке.

Я вспомнила то, чему всегда учила своих учеников — позвольте себе ошибаться и примите простой факт — “не ошибается тот, кто ничего не делает” и сделала это своим лозунгом. Я стала себя хвалить за каждое достижение результата, ведь у меня получилось, я сделала это сама!

Планы

Сейчас я снова в начале пути, но уже в отношении своей онлайн-школы. Хочу показать как можно большему количеству детей, что математика — это здорово.

Пройдя все эти этапы, я могу сказать, что в 45 лет начинать свое дело — не поздно, а бояться — это нормально, ведь страх — это всего лишь защитный механизм нашего мозга.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

Вдохновляющая история. Полагаю, немалая доля успеха в психологической подготовке автора и в том, как она помогала сама себе именно с этой стороны.

3
0

Онлайн школ сотни. При этом собственники там платят преподавателям копейки, а все деньги забирают себе, но они же просто посредники и наживаются на других

1

Nika, собственники и на рекламу тратятся и на развитие бизнеса. А преподаватели приходят уже на готовых клиентов.

0

Nika, хорошо, что сотни. Значит в итоге выработается оптимальная система подачи материала для учеников. В английском языке тоже десятки методик, но далеко не у всех такие как у ведущих школ. Вас ведь никто не заставляет идти на низкую зарплату, идите в другре место

0
0
Герой

Как здорово)) я все никак решиться не могу, хотя понимаю, что работу в школе переросла.

1
0

Какая же вы молодец! Пусть у вас все получится!

1
0

Какая вы молодец! У вас получилось получать больше чем на бывшей постоянной работе?

1

Сообщество